Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ффнр) и фонематическое нарушение речи (фнр)
Содержание:
- Рекомендации родителям
- Артикуляционные упражнения
- Коррекционная программа при ОНР 2 уровня
- Понятие и характеристика ФФН, классификация
- Как работает логопед с ФФНР
- Что такое ФФНР?
- Симптомы фонетико-фонематического нарушения речи
- Как определить тип нарушения речи
- Логопедические методы коррекции ФФН
- Причины общего недоразвития речи
- Недостатки произношения отдельных звуков
- ФФНР: понятие, признаки
- Профилактика речевых расстройств. Помощь ребенку в домашних условиях
- Уровни и формы ОНР
- Развитие речи у детей с трудным диагнозом
- К кому обращаться?
- Прогноз и профилактика ФФН
Рекомендации родителям
При проведении коррекционной работы по устранению ФФН детской речи обычно логопеды дают индивидуальные рекомендации родителям. Что касается общих советов, но они такие:
Поощрять интерес ребенка к проведению занятий по коррекции ФФН речи.
Упражнения, которые способствуют улучшению артикуляции, необходимо проводить систематически. Лучше это делать, стоя перед зеркалом, в течение десяти минут.
Если, работая над ФФН, логопедом был поставлен определенный проблемный звук, то следует строго следить за его правильным произношением.
Нужно стимулировать ребенка говорить не спеша, размеренно.
Не вдыхать во время произношения предложения, а выдыхать.
Во время занятий чтением обязательно выдерживать паузу в конце каждого предложения.
Выделять голосом логические ударения, присутствующие в тексте.
Хорошо, если в речи взрослых отсутствуют ФФН
Кроме этого важно, чтобы родители разговаривали с малышом внятно, четко, ясно, спокойно и доброжелательно.
Чтобы успешно преодолеть ФФН детской речи, вся семья должна быть настроена на положительный результат.
Артикуляционные упражнения
Одним из направлений комплексной логопедической деятельности по преодолению ФФН речи является выполнение артикуляционных упражнений. Сначала малыш их делает под руководством логопеда, а потом – самостоятельно под контролем родителей. Распространенными упражнениями, которые выполняются для исправления фонематических проблем при диагностировании ФФН, являются следующие.
Для активной работы губ
Чтобы заставить потрудиться губы малыша, у которого есть ФФН речи, можно выполнять такие задания:
- «Улыбочка». Зубки смыкаются, губки растягиваются в улыбке.
- «Поцелуйчик». Губки вытягиваются максимально вперед, как будто малыш хочет кого-то поцеловать и тянется к этому человеку.
- Чередование «Улыбочки» и «Поцелуйчика». Сначала выполняется медленно, потом – с ускорением.
- «Пятачок». Губы смыкаются в трубочку, ребенок вращает ими сначала по часовой стрелке, потом – против часовой. Это упражнение не только способствует преодолению ФФН детской речи, а и активно применяется взрослыми, работающими в театральной сфере или тренирующими ораторское мастерство.
Чтобы потренировать язык
Для предупреждения и решения фонематических проблем ФФН особое внимание уделяется языку. Для него предусмотрены такие тренировки:
- «Лопатка». Подобно лопатке язык выкладывается на нижнюю губу в широком виде. В таком положении его нужно удерживать до десяти секунд.
- «Игла». Нужно показать язык, максимально выдвигая его изо рта. При этом он должен быть напряженным, с острым кончиком. Так подержать до десяти секунд.
- «Поскакали». Необходимо пощелкать и поцокать язычком.
- «Медок». Верхняя губа облизывается сверху вниз. Язык при этом широкий.
- «Язык – в трубочку». Сделать языком круглую щель.
Коррекционная программа при ОНР 2 уровня
Деток с диагнозом общее недоразвитие речи 2 типа в возрасте 3-х – 4-х лет оформляют в логопедическую группу детского сада. Там они проведут 3 года — именно столько времени потребуется, чтобы приблизить вербальные навыки воспитанников к возрастной норме.
Коррекционная программа преследует несколько целей:
- Обогатить словарный запас и активизировать его. Для этого логопед предлагает на занятиях лексические темы (например, «Времена года», «Одежда», «Посуда», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Профессии»). По каждой теме предлагают перечень слов, которые детки должны выучить. Потом они выполняют упражнения: называют предметы, их свойства, описывают картинки;
- Развить лексику и грамматику. У маленьких учеников формируют навыки образования слов, учат числам, падежам, родам. За три года они научатся без ошибок употреблять порядковые числительные и слова в трех падежах (родительном, творительном и дательном), отвечать на вопросы «сколько?», «чей?», «где?» и «куда?»;
- Сформировать связную и фразовую речь. Воспитанников учат правильно строить простые предложения, а затем и короткие рассказы. Предлагают такие упражнения: составить рассказ по картинке, выучить наизусть двустишие или потешку, дать развернутый ответ на вопрос, а также самостоятельно формулировать вопросы, вести диалоги;
- Совершенствовать звукопроизношение. Сначала логопед развивает артикуляцию, а затем отрабатывает изолированные звуки. Потом из них составляют слоги, а потом и слова.
Занятия с учениками с общим недоразвитием речи 2 типа проводят в группах в форме игры.
Прогноз ТНР ОНР 2 уровня
Если начать коррекцию в возрасте 3-х – 4-х лет, то прогнозы очень хорошие. Детки, которые занимаются в логопедической группе, постепенно наращивают словарный запас, становятся более активными вербально. Все это приводит к постепенному повышению их речевых навыков.
В целом к первому классу большинству из них удается преодолеть все трудности, хотя они по-прежнему несколько отстают от сверстников без ОНР 2 уровня. Поэтому необходимо продолжать занятия со школьным логопедом.
Родители должны понимать, что риск по-прежнему остается. Таким ученикам тяжелее даются навыки письма и чтения, а следовательно могут быть и трудности с обучением. Вот почему необходимо продолжать заниматься до полного соответствия возрастной норме их дочки или сына.
Если же не заниматься чадом вовсе или не довести коррекцию до победного конца, это грозит серьезными осложнениями: маленькому человеку будет тяжело наладить контакт с другими людьми, обрести друзей
Ему будет сложно запоминать, концентрировать внимание на учебном и других процессах. Будет трудно учиться в обычной школе, поэтому таких учеников оформляют в специальные школы
Речевые нарушения провоцируют и задержку психического развития. Поэтому такой ребенок будет ощущать свою неполноценность, снизится самооценка. В результате это приведет к поведенческим нарушениям, замкнутости, агрессии, апатии.
Профилактика речевого недоразвития
Вот несколько рекомендаций по предупреждению патологии.
Во-первых, регулярно показывайте чадо педиатру, планово — неврологу, а в 3 года — логопеду. Лучше «держать руку на пульсе», чем упустить момент и потерять время. Особенно если у вашего чада имеются неврологические проблемы, ваша беременность или роды протекали тяжело, была гипоксия плода и другие факторы-провокаторы.
Во-вторых, берегите дитя от травм и болезней, особенно в первый год жизни. Если же дочка или сын сильно ударился головой при падении, например, лучше покажите его неврологу, сделайте УЗИ по показаниям.
В-третьих, занимайтесь с чадом, развивайте его. Разговаривайте, показывайте, объясняйте, читайте книги и сказки, учите стишки, развивайте мелкую моторику, играйте — все это необходимо для овладения речью.
Понятие и характеристика ФФН, классификация
Что это − фонетико-фонематическое недоразвитие речи? Под ФФН (или аббревиатура − ФФНР) понимается недостаточное формирование произносительной способности у ребенка из-за нарушения восприятия или неправильности произношения минимальной части слова (фонемы – компонента слова). В нашей стране количество детей с ФФН составляет 20-25%. Наиболее известными авторами, подробно описавшими ФФН и особенности фонематики, являются Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, А. В. Ястребова. К механизмам патогенеза они отнесли не до конца сформированную артикуляционную функцию, а также нарушение восприятия звуков.
Причины и факторы возникновения ФФН:
- Травмы головы во время родов.
- Отсутствие занятий с ребенком.
- Стрессовые ситуации.
- Проблемы психологического характера.
Сравнение фонетического и фонематического дефекта
В логопедии ФФНР подразделяют на 2 понятия: фонетическое и фонематическое нарушение речевой функции. Согласно сравнительной характеристике, эти 2 варианта имеют существенные различия. Фонетический дефект произношения характеризуется искаженным воспроизведением звука. Это состояние можно объяснить на примере пациента, не способного произнести звук «Р» (ребенок картавит). Пациент знает, что неправильно воспроизводит звук, но не смешивает его с другими. Это состояние изменяет устную форму речи, но при этом ребенок пишет все буквы в словах правильно.
Фонематическое изменение в речевой функции включает полную замену определенного звука другим («лодинка» вместо «родинка»). Ребенок не видит разницы между звуками (в этом случае «Л» и «Р»). Нарушение может сохраняться у пациента до 5-летнего возраста и старше. При фонематической патологии у ребенка может нарушаться речевая функция и правописание.
Классификация ФФН по степеням тяжести:
- Легкая – ребенок не способен различить (услышать) в речи только дефектные звуки, которые он сам не может правильно произнести. Остальные звуки ребенок различает хорошо.
- Средняя – пациент не может различать большое количество звуков в речи, которые относятся к разным фонетическим группам, при этом устная речевая функция ребенка сформирована нормально.
- Тяжелая – сильное нарушение распознавания и воспроизведения звуков в словах (ТНР – тяжелое нарушение речи), пациент не может выделить звуки, а также воспроизвести их последовательность.
Как работает логопед с ФФНР
Тактика коррекционных мероприятий строится на основе обследования ребенка. Работа может проводиться как на групповых занятиях, так и индивидуально. В последнем случае уроки будут более эффективны, так как позволяют уделить ребенку максимум внимания и учесть в планах именно его сложности и проблемы.
В логопедических занятиях присутствуют:
- Упражнения, направленные на правильную постановку произношения звуков.
- Игровая логопедическая гимнастика.
- Тренировка слухового внимания.
- Работа по улучшению звукового восприятия, обучение основам фонетического анализа и верному определению фонем в слове.
- Упражнения на проведения звукового и слогового анализа, что обеспечивает успешное освоение грамотной письменной речи.
Все занятия проводятся в игровой форме. Ребенок должен чувствовать себя комфортно во время уроков, настраиваясь на работу.
Коррекционные меры должны быть комплексными. Помимо логопеда в работе должны принимать значительное участие и родители. Единый подход к выполнению коррекционной работы, выполнение «домашних заданий» логопеда, поддержка ребенка и максимальная помощь, оказанная в период исправления нарушений, помогут ему справиться с проблемой в короткие сроки.
Что такое ФФНР?
Речь — это не только непосредственно воспроизведение звука, а также его воприятие. Слух и речевой аппарат неразрывно связаны и одна часть не будет работать без другой. Исключения возможны во взрослом возрасте, но ребёнок, столкнувшийся в детстве с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, испытает сильные трудности с восприятием фонем, то есть первичных структур языка.
Чем дольше ФФН не корректируется, тем тяжелее могут быть последствия. На фоне неправильного восприятия информации социализация ребёнка оказывается под угрозой, как и приобретение им более сложных навыков вроде письма и чтения. Также это первый шаг к дисграфии и дислексии — неспособные воспринять информацию на слух дети начинают переносить свой опыт и на другие методы общения и познания.
Симптомы фонетико-фонематического нарушения речи
Работа логопеда начинается с диагностики и, к счастью, маленькие пациенты с фонетико-фонематическими нарушениями сразу видны среди других. Некоторые симптомы могут заметить только профессионалы, проводя тесты, а некоторые подмечают и сами родители.
Основные симптомы:
- задержка в развитии нервной системы;
- трудности ребёнка с переключением внимания и, напротив, с фокусировкой на чём-либо;
- прослеживаются затруднения в произношении определённых звуков, в ошибках ребёнка есть система;
- физиологические признаки вроде «готического» высокого нёба и нарушений прикуса, строения губ;
- проблемы с абстрактными понятиями;
- явные нарушения артикуляции;
- возможны проблемы с памятью.
В основном логопед понимает, что столкнулся с ФФН, когда определяет те фонемы, которые ребёнок не воспринимает. Если уровень интеллекта сооветствует возрасту, как и лексический запас, сомнений не остаётся.
Как определить тип нарушения речи
Если в 3 года ребенок совсем не разговаривает, то необходимо выяснить причину ЗРР. При недоразвитии предполагается наличие низкого уровня сформированности той или иной речевой функции
Важно выяснить, на сколько хорошо ребенок понимает речь и в каком состоянии его органы речи
Нарушения понимания речи — это сбои в деятельности ЦНС, когда кажется, что ребенок не слышит обращенной речи, а вследствие этого не может научиться говорить.
Для проверки понимания обращения важно пользоваться только словами, без жестикуляции:
внятно произносить названия предметов, не глядя на них, и просить ребенка показать;
предложить малышу выбрать из двух одинаковых предметов, отличающихся цветом или размером;
проверить понимание предлогов, попросить дать предмет, который «на», «под», «в» столе и т.д.;
показать картинки, где человек выполняет разные действия, и спросить ребенка «где человечек бежит», «где сидит», акцентируя внимание на глаголе;
провести манипуляции за спиной ребенка: шуршать, кашлять, хлопать в ладоши, стучать и оценить реакцию на звуки.
Если у ребенка есть нарушения физического слуха, то следует обратиться к отоларингологу. При трудностях с выполнением заданий есть вероятность сенсорной алалии и отставании в развитии речи. Для коррекции нужны занятия с логопедом или посещение специализированной группы в детском саду.
Если задания не вызывают трудностей, то важно проверить подвижность органов речи
Логопедические методы коррекции ФФН
Процесс преодоления фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и подготовкой к полноценному обучению грамоте. Чаще всего коррекция фонетико-фонематического недоразвития проводится детям в возрасте 5-6 лет в специальных логопедических группах детских садов. Программа обучения рассчитана на 1 год. Дети должны усвоить объем основных знаний, умений и навыков, который необходим для успешного обучения в общеобразовательной школе.
Если ребенок обучается в школе, но у него наблюдаются нарушения письма и чтения, обусловленные ФФН, то с ним занимаются в логопедическом кабинете. Основные направления логопедической работы при ФФН включают коррекцию звукопроизношения, развитие фонематических процессов, подготовку к полноценному обучению грамоте.
Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи проводится в несколько этапов:
артикуляторный (подготовительный), который предполагает развитие фонематического восприятия, подготовку детей к анализу и синтезу звукового состава слова на правильно произносимых звуках;
этап дифференциации подразумевает правильное звукопроизношение на слух со всеми артикуляционно или акустически близкими звуками
Большое внимание уделяется уточнению дифференциации гласных звуков, от чёткости произношения которых зависит внятность речи;
формирование звукового анализа и синтеза;
обогащение словаря;
развитие навыков словообразования и словоизменения с составлением простых и сложных предложений;
развитие связной речи;
овладение элементарными навыками чтения и письма;
развитие психологических предпосылок к обучению.. Во время занятий по коррекции ФФН применяются различные дидактические методики, речевой материал, артикуляционная гимнастика, а также логопедические упражнения
Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи может проводиться как в индивидуальной, так и подгрупповой и фронтальной форме. Помимо этого, дети с ФФН должны посещать детского психолога, который помогает развивать слуховое внимание и память, общую и мелкую моторику, мышление
Во время занятий по коррекции ФФН применяются различные дидактические методики, речевой материал, артикуляционная гимнастика, а также логопедические упражнения. Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи может проводиться как в индивидуальной, так и подгрупповой и фронтальной форме
Помимо этого, дети с ФФН должны посещать детского психолога, который помогает развивать слуховое внимание и память, общую и мелкую моторику, мышление
Причины общего недоразвития речи
Обычно причинами развития данной патологии являются различные провоцирующие факторы, которые могут воздействовать на организм ребенка в различные периоды его жизни.
К таким факторам относят:
- наследственная предрасположенность — вероятность развития ОНР возрастает, если у родителей имеются гормональные расстройства, психические заболевания, умственная отсталость, резкие нарушения метаболизма;
- проблемы во время беременности — резус конфликт организма матери и плода, вирусные заболевания матери, угрозы выкидыша, падения на живот, наличие вредных привычек (злоупотребление алкоголем, табакокурение), сильные стрессы, прием некоторых лекарственных препаратов во время беременности;
- осложнения при родах (затяжные или слишком быстрые роды, кесарево сечение, асфиксия плода, механические травмы, полученные малышом во время прохождения по дыхательным путям и так далее);
- некоторые болезни, перенесенные ребенком в первые годы жизни (менингит, пневмония, дизентерия, хронический отит, ушибы и сотрясения мозга, интоксикация организма в результате отравления и ряд других);
- влияние социальных факторов (раннее начало изучения второго языка, неправильное воспитание, сильные длительные стрессы, психические травмы, плохие бытовые условия и так далее).
В чистом виде ОНР наблюдается нечасто. Обычно заболевание сопровождается нервно-психическими нарушениями, а также соматическими проблемами.
Неполноценная речь или ее полное отсутствие оказывают отрицательное влияние на общее развитие ребенка, формирование его коммуникативных навыков, интеллекта.
Недостатки произношения отдельных звуков
Дефектный звук | Фонетический дефект(искажение звука) | Фонематический дефект(смешения, замена звука) | ||
---|---|---|---|---|
Название дефекта произношения | Виды дефектного произношения | Название дефекта произношения | Виды замен | |
Звук Р | Ротацизм | Велярное, увулярное, боковое, щечное, одноударное, «кучерское» | Параротацизм | Р = Р’Р = Л’Р = JР = ГР =Д |
Звук ЛЗвук Л’ | Ламбдацизм | Двугубное, смягченное | Параламбдацизм | Л = ЫЛ = ГЛ = Л’Л = Р |
Звуки С, С’Звуки З, З’Звук Ц | Сигматизм | Межзубное, губно-зубное, боковое, призубное, шипящее | Парасигматизм | С, З, Ц = ШС, З, Ц = ФС, З, Ц =ТС, З, Ц = ЩС — З; Ц = Ч |
Звук ШЗвук ЖЗвук ЩЗвук Ч | Сигматизм | Меззубное, щечное, боковое, «нижнее», заднеязычное, смягченное, укороченное, аффрикативное | Парасигматизм | Ш, Ж, Щ = ТШ, Ж, Щ = ФЖ = ШЖ = ЗЩ = С’Ш = ЩЧ = Т’; Ч = Ш’ |
Звук j | Йотацизм | Мягкое нижней и верхней артикуляции | Парайотацизм | J = Л’ |
Звуки К, К | Каппацизм | Голосовое, гортанное | Паракаппацизм | К = Т |
Звуки Г, Г | Гаммацизм | Фрикативное заднеязычное, фарингальное | Парагаммацизм | Г = Т |
Звуки Х, Х | Хитизм | Голосовое, гортанное | Парахитизм |
ФФНР: понятие, признаки
При диагностике важно отграничить рассматриваемый дефект от других логопедических нарушений
По этиологическому фактору ФФНР различают:
- врожденное (генетическая предрасположенность, осложненные беременность и роды);
- приобретенное (черепно-мозговые травмы, педагогическая запущенность, психологические проблемы).
Классификация по степени выраженности дефекта представлена на схеме:
Данное заключение ставится при отсутствии механических повреждений органов артикуляционного аппарата, при хорошем словарном запасе и достаточно развернутой связной речи. Результаты проведенного обследования заносятся в специальный документ — речевую карту. Здесь же отражается и динамика коррекционного воздействия.
Профилактика речевых расстройств. Помощь ребенку в домашних условиях
Для профилактики нарушений и для общего развития речи нужно постоянное общение. Иначе проблемы рано или поздно возникнут, даже если изначально медицинских предпосылок не было. Ребенок, изучая язык, должен практиковаться, регулярно контактируя с его носителями. А носители – это вы. Общение – неотъемлемая часть программы воспитания.
Что полезно:
- совместно читать с вашим ребенком, говорить о прочитанном, вместе иллюстрировать сюжет, обсуждать рисунки;
- вместе петь песни;
- слушать маленького почемучку, не перебивая, отвечать на его вопросы об окружающем мире, учить его самого слушать других;
- исправлять ошибки в произношении слов и звуков, находить правильные аналоги для “детских” словечек и “сюсюканий” (“бобо”, “кака”).
Ошибки, которые делают многие, а вы, хочется верить, не совершаете:
- на вопросы ребенка отделываются общими “вырастешь – узнаешь” и “потому, что кончается на У”;
- мало занимаются общением и чтением вслух; чтобы ребенок не отвлекал от дел, включают ему мультфильмы на весь день и оставляют наедине с телевизором или компьютером;
- повторяют с умилением вслед за малышом всё, что он лепечет, способствуя этим закреплению неправильных слов и неграмотного произношения – обедняют речь будущего носителя русского языка.
В “техническом” отношении всегда приносят пользу дыхательная гимнастика и упражнения для языка. Дыхание можно тренировать интересными для ребенка игровыми методами: надувать мыльные пузыри и воздушные шарики, учиться играть на игрушечных флейтах и губных гармошках.
Существуют стандартные артикуляционные упражнения на отработку разных проблемных звуков, когда язык, губы и зубы удерживаются в течение 10-20 секунд в определенных положениях:
- звук “Р” – широко открытый рот, язык у верхней челюсти, простукивание по зубам с произнесением звука “Д”;
- шипящие – губы максимально вытянуты вперед, челюсти сомкнуты;
- свистящие – язык концом уперт в передние зубы нижней челюсти, а краями – в дальние зубы верхней.
Уровни и формы ОНР
Поскольку речевые расстройства многообразны и отличаются степенью стойкости и тяжести, принято различать уровни и формы ОНР. Формы указывают на анатомический дефект, лежащий в основе нарушения речи, а уровни отражают степень этого нарушения и его конкретную выраженность (недоразвитие какого именно компонента речи преобладает).
К формам ОНР относят:
- Неосложненную (в основе лежат минимальные мозговые дисфункции). При этой форме для ребенка характерна нормально выраженная потребность в общении, однако, в силу органических поражений, нарушены эмоционально-волевое развитие, моторная ловкость, что приводит к тому, что для окружающих детей такой ребенок может выступать не как самый желанный партнер по взаимодействию.
- Осложненная (в основе лежат неврологические нарушения). Первичный дефект обуславливает не только речевые, но и иные моторные и психические расстройства. Поэтому осложненные формы часто встречаются у детей с ДЦП, психопатическими синдромами, аутизмом. Общение со сверстниками в таких ситуациях значительно осложняется, что лишает ребенка возможности скорректировать дефект за счет нахождения в языковой среде.
- Грубое недоразвитие (обусловлено нарушением речевых центров ГМ). Способности к освоению речи у детей с такими нарушениями сведены к минимуму. Даже при условии систематической и полноценной коррекции речь ребенка не будет похожа на речь нормально развивающегося сверстника.
Уровни речевого развития:
Уровень | Форма | Проявления |
---|---|---|
1 | ГНР | Отсутствие речи, только лепет |
2 | ГНР | Бедный словарный запас, односложные предложения, аграмматичность речи, значительные фонетические искажения |
3 | Осложненная | Парциальное лексико-грамматическое и фонетическое недоразвитие речи |
4 | Неосложненная | Невыраженные фонетико-фонематические затруднения, легкие аграмматизмы в речи |
Развитие речи у детей с трудным диагнозом
Развитие речи у детей в ее общем недоразвитии различается по уровням. Развитие речи зависит от степени выраженности нарушений. От этого будет зависеть правильная постановка диагноза и планирование помощи таким детям.
Первый уровень.
Развитие речи у таких детей очень нарушено. К нему относятся неговорящие дети или практически «безречевые». Он самый тяжелый. Дети используют слова детского лепета, многое объясняют жестами и звукоподражаниями. Несложные существительные и глаголы в их речи связаны с их повседневной жизнью. Грубо нарушено произношение звуков.
Довольно часто у таких детей «пи» может означать «мышь, кошку, птицу, пить». То есть абсолютно разные понятия обозначаются одинаковым слогом.
Данный уровень очень тяжелый и отличить его от других речевых нарушений поможет грамотный специалист.
Второй уровень.
Дети на втором уровне общего недоразвития речи используют в общении больше слов, чем на первом уровне. Понимание речи может достигать различением «один — много». Например, ребенок без ошибки покажет, где одно яблоко, а где их много.
Свои высказывания ребенок будет делать в конкретной ситуации, чаще перечисляя предметы. Словарь ребенка очень скудный. Малыш не различает предметы по цвету, форме и величине.
Фонематический слух и звукопроизношение нарушены до такой степени, что при произношении слова ребенок может переставлять слоги в непроизвольном порядке: слово «картина» заменит на «канати», «подушка» на «дукапо» и т. д.
Связная речь у таких детей не развита.
Третий уровень.
Ребенок общается сложными предложениями. Малыши с удовольствием вступают в диалог, хотя, когда возникают трудности в общении, начинают стесняться. Легче ребенку общаться с хорошо знакомыми людьми, которые смогут помочь объясниться в случае затруднений. В незнакомой ситуации даже хорошо произносимые слова произносятся с трудом.
На этом уровне легче установить нарушенные звуки, потому что их значительно меньше, чем на предыдущих уровнях, речевой слух также нарушен.
При наличии фразовой речи у таких детей употребление союзов затруднено, могут встречаться грамматические ошибки.
Четвертый уровень.
Данный уровень отличается более легкими нарушениями звукопроизношения, но их еще достаточное количество. Особенно затруднено произношение свистящих, шипящих групп звуков, «р» и «рь», «л» и «ль». Ребенок может добавлять звуки и слоги в слова, заменять слоги. Особенно трудности произношения длинных и незнакомых слов встречаются при спонтанном общении. Понимание речи практически без ошибок. В общении со взрослыми и сверстниками использует сложные предложения.
Несмотря на незначительные нарушения на четвертом уровне расслабляться родителям не стоит. Необходимо обратиться к специалисту и помнить, что только комплексная помощь даст необходимые результаты.
К кому обращаться?
Если у родителей возникает подозрение на имеющиеся у ребенка проблемы с речью, нужно как можно раньше посетить логопеда. Специалист проведет подробное обследование и сделает вывод, есть ли необходимость в коррекционных мерах.
Как проходит обследование:
- Задавая ребенку вопросы или предлагая выполнить то или иное упражнение, логопед определит «сложные» для произнесения фонемы. Над правильной постановкой звуков нужно будет поработать.
- Следующим этапом необходимо выяснить, есть ли у ребенка сложности со слуховым восприятием звуков. Определенного вида тесты позволяют с уверенностью выявить это нарушение. Логопед предложит назвать первый или последний звук в названии предмета, изображенного на картинке, указать последовательность звуков (для старших дошкольников), найти из разных предметов те, которые начинаются на определенный звук и т. д.
С учетом всех возможных показателей обследования назначается план коррекционных действий специалиста
Важно решить проблему до начала обучения в школе, чтобы ребенок учился успешно
Прогноз и профилактика ФФН
Раннее выявление детей с ФФН и проведение целенаправленной логопедической работы позволяет полностью исправить недостатки звукопроизношения и развить фонематическое восприятие. Желательно, чтобы фонетико-фонематическое недоразвитие было устранено до поступления в школу – это является залогом успешного овладения ребенком письменной речью.
Предупреждение ФФН требует профилактики перинатальной патологии плода, заботы об общем здоровье и гармоничном развитии детей, организации правильного речевого окружения, активизации слухового внимания и гнозиса как основы формирования фонематических процессов
Важное значение имеет внимание родителей к речи своего ребенка и своевременное обращение к логопеду для коррекции имеющихся нарушений