Развитие ребенка по месяцам
Содержание:
- Календарь развития ребенка от года до трех лет
- 4 месяца: играем с погремушками
- Рост и формирование нижней челюсти. Особенности
- 1 месяц: спим и кушаем
- Симптомы прорезывания зубов у детей
- Подготовка к фотосессии
- Уход за новорожденным в первый месяц жизни
- Занятия для развития
- Психологическое развитие и обучение ребенка
- Психическое развитие ребенка до года
- Сроки прорезывания постоянных зубов –
Календарь развития ребенка от года до трех лет
Возраст | Зрительное восприятие | Слуховое восприятие | Двигательные навыки | Речевое развитие |
Год | Малыш различает все цвета, формирование бинокулярного зрения завершено.
В связи с тем, что ребенок теперь активно двигается сам, происходят изменения и в зрительном восприятии пространства – мозг учится сопоставлять расстояние, на которое переместилось тело, с зафиксированным сетчаткой изображением. Этот процесс предполагает активную работу глазных мышц, полную согласованность движений глаз и интенсивную мозговую деятельность. |
Развитие слуха как такового проходило до года, и если у малыша есть проблемы, они уже отмечены родителями и педиатрами.
Если же все в порядке, настало время развития фонематического слуха – способности слышать и узнавать отдельные звуки речи. Понять, есть ли проблемы с фонематическим слухом, пока невозможно, но уже можно предлагать ребенку игры для его развития. |
Ребенок уверенно стоит без опоры. В начале года ходит, держась за что-либо одной рукой. Затем учится ходить без поддержки, но двигается неуклюже, часто падает, делает широкие шаги и легко теряет равновесие. При этом малыш активен, стремится исследовать окружающее пространство, легко меняется положение тела – садится, ложится, перекатывается, встает на ноги или на четвереньки. | После года продолжается накопление пассивного словаря, развивается и активный. Нормой считается, если ребенок в год говорит около 10 слов. |
Полтора года | Ребенок уже привык воспринимать мир трехмерно, хорошо видит как вблизи, так и вдали. Но острота зрения, как и цветовосприятие, продолжает совершенствоваться. Теперь развитие зрения зависит не только от заложенных природой механизмов, но и от познавательной активности ребенка. | Подтверждением правильного развития слуха на этом этапе становятся звукоподражательные слова, которые любят повторять детки в полтора года. | Движения ребенка все еще неуклюжи, центр тяжести смещен вверх. Координация движений только начинает совершенствоваться. Малыш передвигается от одной опоры к другой, «обнимая» дверные косяки, углы мебели, ноги взрослых. Учится без поддержки перешагивать через препятствия, садится теперь не только на пол, но и на детский стульчик и прочие предметы похожей высоты. | Малыш произносит до 25 слов (словами считаются не только «литературные» лексемы, но и любые буквосочетания, которые все время произносятся ребенком в одном и том же значении – например, «ава» или «бака» вместо «собака»). В лексиконе в основном существительные. Речь малыша развивается, но пока понятна только его близким. |
Два года | У большинства малышей в этом возрасте начинаются качественные изменения восприятия пространства. Это связано с тем, что происходит скачок в развитии речи и формирование абстрактного мышления. | Развитие фонематического слуха продолжается. Ребенок различает фонемы родного языка, хотя правильно произнести многие из них пока не в состоянии. | Уверенно ходить малыш научился, теперь он осваивает бег, учится прыгать, подниматься на носочки. Умеет забираться на кровать и даже на «взрослый» стул. Гораздо лучше держит равновесие, этот навык продолжает совершенствоваться. | Пассивный словарь преобразуется в активный, малыш учится разговаривать не словами, а фразами. Предложение чаще всего состоит из 3-4 слов. Развитию речи способствуют активная языковая среда, вовлечение ребенка в диалог, чтение сказок. |
Три года | Поле зрения ребенка все еще несколько уже, чем у взрослых (примерно на 10%). Эта характеристика будет сохраняться на протяжении всего дошкольного возраста. | Путем естественной тренировки слуха малыш достиг этапа, когда уже способен отмечать неправильно произнесенные звуки в чужой речи. К концу третьего года он сможет отмечать дефекты и в собственном произношении. | Пропорции тела ребенка меняются, происходит смещение центра тяжести. За счет этого движения становятся более уверенными и «взрослыми», малыш учится быстро менять направление движения, ходить по наклонной плоскости, легко подниматься и спускаться по лестнице. | Ребенок знает несколько стишков наизусть, помнит любимые сказки, может их пересказать. Может придумывать слова (полотенце – «вытиральник»). Речевому развитию помогают игры, задействующие мелкую моторику, и активное общение со взрослыми. |
4 месяца: играем с погремушками
Теперь дети бодрствуют дольше, а общаться с ними становится с каждым днём интереснее. Необходимо дать малышу понять, что он вполне самостоятельная личность
Не показываясь в поле зрения ребёнка, важно знать, чем он занимается. Достаточно услышать звук вращающейся «карусельки» над кроваткой или стук погремушки, и можно продолжать свои дела, оставив малыша минут на 15
Моя погремушка
Играя самостоятельно, ребёнок начнёт составлять сложные звукосочетания. Так и до первого слова недалеко.
Натянутая поперёк кроватки погремушка послужит первым спортивным тренажёром. Стараясь дотянуться до неё ножками, малыш укрепит мышцы спины.
Рекомендуем к прочтению:
- Как купать младенца в первый раз
- Что должен уметь ребенок в 1 год и 2 месяца
- Развитие младенца по неделям
Желудок уже значительно вырос, поэтому ребенок может спокойно проспать 6 часов подряд. Несмотря на это, полностью отказаться от ночных кормлений вряд ли удастся. Малыш требует постоянного внимания.
https://youtube.com/watch?v=vubjjbkbhQw
Рост и формирование нижней челюсти. Особенности
Нижняя челюсть происходит из первой глоточной дуги и подвергается интрамембранозной оссификации, начиная с 6-й нед внутриутробного развития. Она является второй после ключицы костью, подвергающейся оссификации. Окостеневает латерально от хряща Меккеля (Meckel’s), центры оссификации возникают билатерально в месте бифуркации нижнего альвеолярного нерва на подбородочную и резцовую ветвь.
Окостенение идет вперед, назад и вверх с формированием тела, альвеолярных отростков и ветви. Вторичные хрящи, включая мыщелковый хряш, появляются в течение 10-й нед внутриутробного развития. Эндохондральная костная ткань образуется в мыщелковом хряще к 14-й нед in utero. Нижние и верхние суставные пространства появляются к 11 и 22-й нед внутриутробного развития, формируются суставная ямка и бугорок.
Роль мыщелкового хряща в росте нижней челюсти до сих пор не вполне понятна. Он не является первичной зоной роста, скорее он растет в ответ на другие контролирующие факторы. Однако активный рост мыщелкового хряща необходим для нормального роста нижней челюсти.
Постнатальный рост нижней челюсти следует характеру, промежуточному между нервным и соматическим, хотя он более близок к соматическому, чем рост верхней челюсти. Большей частью рост нижней челюсти происходит в результате активности надкостницы.
Мышечные отростки развиваются на углах нижней челюсти и на венечных отростках, альвеолярные отростки развиваются вертикально одновременно с прорезыванием зубов. При перемещении нижней челюсти вперед рост мыщелкового хряща направляется назад, в то время как периостальное ремоделирование поддерживает его форму.
Костная ткань откладывается на заднем крае ветвей и подвергается резорбции на их переднем крае, и это перемещение ветвей назад позволяет зубной дуге удлиняться кзади. В то же время вертикальные ветви нижней челюсти становится выше, чтобы приспособиться к увеличению высоты альвеолярных отростков.
Ремоделирование также происходит с увеличением ширины нижней челюсти, особенно кзади. Удлинение нижней челюсти и переднее ремоделирование являются причиной того, что подбородок становится более выступающим — явное свойство взросления лица, особенно у мужчин. Однако, так же как и верхняя челюсть, вся поверхность нижней челюсти подвергается сложному ремоделированию в связи с ее ростом.
До пубертатного периода рост происходит с постоянной скоростью: на 1—2 мм в год вырастают ветви и на 2—3 мм в год — тело. Однако во время полового созревания он может ускориться в 2 раза. Рост нижней челюсти уменьшается в старшем возрасте позже, чем рост верхней челюсти, в среднем в 17 лет у девочек и в 19 лет у мальчиков, хотя может продолжаться и дольше.
— Рекомендуем ознакомиться далее «Ротация роста челюстно-лицевой области. Особенности»
Оглавление темы «Развитие челюстно-лицевой области»:
- Эмбриология челюстно-лицевой области. Развитие лица
- Формирование нёба. Эмбриология
- Механизмы роста кости. Особенности оссификации
- Постнатальный черепно-лицевой рост. Варианты — модели
- Рост свода черепа. Эмбриология
- Рост внутреннего основания черепа. Эмбриология
- Рост и формирование верхней челюсти. Особенности
- Рост и формирование нижней челюсти. Особенности
- Ротация роста челюстно-лицевой области. Особенности
- Черепно-лицевой рост у взрослых. Рост мягких тканей
1 месяц: спим и кушаем
В первый месяц жизни у младенца происходит формирование зрения и слуха. Чадо начинает реагировать на движущиеся объекты и напевную речь. Так как на этом жизненном этапе малыш бодрствует очень мало, стоит посвятить большую часть времени физическому развитию: массаж, легкая зарядка. Что поспособствует более быстрому развитию зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата.
Я не сплю, я не сплю – сплю – плю….
К окончанию 1 месяца лицо крохи приобретает определенные черты. Теперь при внимательном рассмотрении можно определить, на кого он похож. Постепенно исчезает гипертонус мышц, малыш расслабляет свои ручки и ножки и начинает ими активно двигать. Как правило к концу 1 месяца полностью заживает пупочная ранка, и на ее месте образуется красивый пупочек.
Симптомы прорезывания зубов у детей
Признаки прорезывания зубов у грудничков можно наблюдать уже за 3-5 дней до момента прорезывания. Продолжаются симптомы вплоть до того момента, когда коронки зубов покажутся сквозь слизистую оболочку десны. Основные симптомы прорезывания зубов у грудничков –
- покраснение и отек десны в месте прорезывания,
- раздражительность,
- плохой сон,
- плохой аппетит, отказ от приема пищи,
- ребенок старается кусать все что придется, стараясь унять зуд в деснах,
- повышенное слюноотделение и слюнотечение,
- сыпь и раздражение в области рта и подбородка, а также на груди (возникают из-за слюнотечения изо рта).
→ Гомеопатические препараты при прорезывании зубов → Обезболивающие гели для местного применения
Дополнительные признаки прорезывания зубов у детей:
- Сколько держится температура при прорезывании зубов у детей – у большинства детей прорезывание зубов не приводит к повышению температуры. Высокая температура обычно является следствием какого-либо сопутствующего воспалительного процесса, несвязанного с прорезыванием зубов. Например, она может повыситься на фоне ОРВИ, либо на фоне герпетического стоматита полости рта (для последнего характерны симптомы, описанные ниже).
Стоит внимательно осмотреть слизистую оболочку полости рта ребенка на наличие – 1) мелких пузырьков, заполненных прозрачной или мутной жидкостью, 2) мелких эрозий, окруженных воспаленной ярко-красной слизистой оболочкой, 3) ярко-красных воспаленных десен. У ребенка 1 года жизни постепенно исчезают антитела к вирусу герпеса, полученные от матери в период беременности, а травма слизистой оболочки прорезывающимися зубами является пусковым фактором развития вирусного стоматита.
- Гематомы на слизистой оболочке десен (рис.8) – у некоторых детей за 2-3 недели до прорезывания на десне может появиться шишка, заполненная прозрачной или синюшной жидкостью. Это не говорит о воспалении или какой-то патологии, и обычно не требует вмешательства (только если это образование достигло слишком больших размеров – проводится небольшой разрез с целью выпустить кровянистую жидкость).
Кашель и рвота при прорезывании зубов – при прорезывании зубов наблюдается повышенное слюноотделение, и если ребенок наглотался слюны, то такие симптомы могут присутствовать. Если рвота возникла на фоне высокой температуры или нарушении стула (диареи), то прорезывание зубов тут не причем. В этом случае стоит сразу заподозрить ротовирус, и срочно вызывать домой педиатра.
Важно: еще раз повторим, что высокая температура, рвота и диарея – никак не могут быть связаны с прорезыванием зубов. Их причинами является интоксикация организма на фоне сопутствующего инфекционного процесса (грипп, ОРВИ), ротовирусной инфекции
В этих случаях обязательно нужно вызвать педиатра.
Если вы обнаружили на слизистой оболочке полости рта ребенка герпетические высыпания (пузырьки, эрозии), либо все десны имеют ярко-красный цвет, то это характерно для герпетического гингиво-стоматита. В этом случае лучше вызывать детского стоматолога из детской стоматологической поликлиники по месту жительства, т.к. педиатры в большинстве случаев не знают, что существуют несколько форм стоматита, каждая из которых лечится по-разному.
Подготовка к фотосессии
Подготовка к фотосессии с младенцами не потребует много времени и сил. Есть 5 правил, выполнение которых будет гарантировать приятный процесс для фотографа, мамы и самого малыша:
Выбрать теплое уютное помещение или солнечную комфортную погоду (в идеале май-июнь), если съемка будет проводиться на улице.
Установить источник постоянного «белого шума». Цикличный, однообразный и приятный звук будет успокаивать ребенка. Для этого в месте проведения можно поставить фонтанчик, проигрыватель с классической, спокойной музыкой или даже включенный фен.
Покормить малыша перед фотосессией, чтобы он хорошо себя чувствовал, крепко спал и не тревожился. Под рукой у мамы всегда должна быть бутылочка с едой на случай, если ребенок проснется и проголодается.
Взять теплое одеяло (если съемка будет проходить на улице), запасные подгузники, салфетку и соску. Желательно также захватить водонепроницаемую подкладку, чтобы не испортить реквизит в случае «детской неожиданности». По этому поводу беспокоиться не стоит. Профессиональные фотографы сталкивались с разными ситуациями и таким случаем их точно не удивить.
Рядом с ребенком обязательно должны находиться привычные ему вещи. У каждого новорожденного есть предметы, которые успокаивают и помогают чувствовать себя в безопасности. Это может быть его любимый плед или одеяло, игрушка или подушка
Важно позаботиться о том, чтобы эта вещь находилась с ним рядом. Еще лучше, если она станет деталью съемки, разнообразив снимки.
Мамам также необходимо подготовиться к процессу. За день до съемки им не рекомендуется экспериментировать с новыми продуктами, если малыш находится на грудном вскармливании. Это может негативно отразиться на ребенке – его внешнем виде и здоровье. Новые блюда в материнском рационе могут вызвать у него аллергию, колики или вздутие. В таком случае фотосессию, скорее всего, придется перенести, потому что малыш будет чувствовать себя плохо. Также необходимо освободить хотя бы половину дня, чуть больше запланированного времени, так как сам процесс фотосессии может затянуться.
Уход за новорожденным в первый месяц жизни
Вам может быть трудно поверить, но вашему ребенку уже почти месяц! Вы можете обнаружить его, пытающегося поднять голову, когда он лежит на животике. К концу недели он, возможно, преуспел, и, возможно, даже сможет повернуть голову из стороны в сторону. Вы также заметите, что движения его рук и ног становятся более плавными и менее резкими, когда он получает контроль над своими мышцами. Это очень интересно наблюдать развитие ребенка по месяцам до года. Некоторые родители даже ведут дневник.
С 1 месяцем мальчика, также как и с 1 месяцем девочки, вероятно, ребенок еще не будет в какой-либо графике сна . Но вы все равно можете начать учить его разнице между днем и ночью. По мере того, как он растет, его режим сна начинает становиться более регулярным.
1 месяц ребенку развитие и режим: среднее время сна малыша от 16 до 20 часов. Просто имейте в виду, что некоторым детям нужно немного больше сна, чем другим, а другим – меньше. Со временем вы обнаружите, что лучше всего подходит для вашего ребенка, так как режим новорожденного в первый месяц у всех разный.
Вы планируете дать ребенку пустышку, чтобы он мог спать? Узнайте о всех плюсах и минусах у своего врача.
1 месяц мальчику или девочке фото:
Первый месяц жизни ребенка фото:
Занятия для развития
С малышами нужно заниматься: это благотворно влияет на их развитие, помогает в дальнейшей жизни, в том числе в более взрослом возрасте . Так ребенок начнет усваивать новые навыки и знания быстрее, впоследствии это поможет ему с учебой и позволит лучше и быстрее разобраться в окружающей реальности. Помните, что в этом возрасте нужно понемногу давать малышу больше самостоятельности, например позволять выбирать, какую кофточку он наденет или какую книжку ему будут читать на ночь. Старайтесь поменьше брать ребенка на руки, чтобы у него был стимул самостоятельно добраться до нужного места.
Музыка. Дети любят музыкальные игрушки, детские песенки и мелодии. Вдобавок чем больше разнообразных приятных звуков малыш слышит, тем более развит окажется его слух. Поэтому включайте ребенку детские песенки, мелодии и подборки, которые специально разработаны для маленьких детей. Вдобавок под музыку малышу будет легче играть, он может захотеть танцевать, развивая тем самым двигательную активность, или подпевать – это способствует развитию речи. Конечно, если какая-то мелодия ему не нравится (в этом возрасте дети уже начинают обретать собственные предпочтения), лучше не включать ее, а включить ту, что по вкусу.
Диалоги и чтение. Чем больше разговаривать с ребенком, чем большее количество слов применять в диалогах, тем обширнее будет его словарный запас. Долгие разговоры с малышом способствуют развитию речи. Старайтесь общаться с ребенком все то время, что вы с ним проводите: описывать предметы, на которые он смотрит, на прогулке показывать на различные интересные ребенку вещи и явления и произносить их название. Старайтесь общаться с малышом в силу его детских речевых возможностей. При разговоре называйте слова четко и внятно, чтобы ребенку было легче запомнить их и повторить, используйте мягкие и ласковые интонации: малыш в этом возрасте прекрасно распознает и чувствует настроение других. Можно и нужно читать крохе книжки. Сам он в этом возрасте читать еще не умеет, но может разглядывать картинки и слушать мамин голос, узнавая новые слова и учась воспринимать простые сюжеты.
Развитие мелкой моторики. Именно к году ребенок полноценно учится работать указательным пальцем , пользуется им, чтобы указывать на что-то или поднимать предметы. Ручки слушаются его намного лучше, чем раньше, но малыш по-прежнему нуждается в развитии мелкой и крупной моторики. Это можно сделать с помощью подвижных игр:
- лепки из соленого теста или специального песка;
- игр в песочнице с помощью совочков и лопаток;
- раскладывания сортеров, приклеивания наклеек;
- закручивания и откручивания крышечек;
- использования маленьких игрушек, например, при купании в ванне.
Можно научить ребенка простым действиям, таким как мытье и вытирание рук: это тоже пойдет ему на пользу, вдобавок поможет малышу лучше обслуживать себя. Для освоения таких навыков, скорее всего, понадобится подать собственный пример. Понемногу можно начинать учить его более сложным действиям, таким как попытки застегнуть пуговицы.
Рисование. Дети очень любят рисовать, поэтому постарайтесь обеспечить ребенка бумагой, пальчиковыми красками или мелками. Рисование прекрасно развивает навыки узнавания окружающих предметов, способствует пространственному мышлению и в целом полезно. Вдобавок яркие цвета и возможность что-то создать очень радуют малыша.
Психологическое развитие и обучение ребенка
Связь между психологическим развитием и обучением ребенка должна рассматриваться через понятие социальной среды. Это окружающий социальный мир, в котором растет малыш, его научные подходы, традиции искусства и культуры, религиозные течения и идеология.
Обучение детей зависит от общества и его развития (школы, детские сады, институты), а также обусловлено традициями в семейном воспитании.
Психологическое развитие и обучение ребенка включает еще одно немаловажное понятие — «сенситивный период развития» (время, когда ученик максимально способен воспринять определенное обучение). То есть помочь школьнику в развитии именно тогда, когда это максимально легко воспримется ребенком. В процессе обучения школьник имеет возможность приобрести знания и опыт поколений
Понятия социальной среды, развития психики и обучение ребенка не могут существовать и рассматриваться отдельно друг от друга
В процессе обучения школьник имеет возможность приобрести знания и опыт поколений. Понятия социальной среды, развития психики и обучение ребенка не могут существовать и рассматриваться отдельно друг от друга.
Психологические функции сначала окружают , а потом становятся его неотъемлемой частью.
Пример: с первых дней малыш не может говорить и отвечать родителям. Но, несмотря на это, речь его сопровождает постоянно и повсюду. Постепенно обучаясь, ребенок овладевает этой функцией. С ее помощью формирует психологическое развитие — мысли, предположения, теории.
При формировании какой-либо функции в процессе обучения вместе — ученик и учитель, она (функция) пребывает в «зоне ближайшего развития» (начало психических процессов). После полного формирования процессов их можно протестировать и выяснить актуальный уровень развития.
Для определения уровня зоны ближайшего развития ученика необходимо:
- Задать подсказывающие вопросы;
- Начать процесс вместе и предложить закончить школьнику самостоятельно;
- Подсказать общую его суть.
Оценка этой работы должна учитывать не только знания, которыми уже владеет ученик, но и только начавшие формироваться знания.
Психологическое развитие и обучение ребенка должны быть едины и ориентироваться на ближайшие знания. Тогда они будут производить развивающий эффект. Другими словами, при обучении должен учитываться потенциал малыша на данном уровне его развития. Ребенок использует свои возможности, тем самым давая толчок для развития других.
Психическое развитие ребенка до года
Нервно-психическое развитие детей от рождения до года протекает одновременно в нескольких сферах: сенсорное восприятие, грубая и тонкая моторика, эмоции, речевая коммуникация. Чтобы малыш учился контролировать свое тело и свободно овладевал моторными навыками, не следует его туго пеленать или иным образом ограничивать движения. Дефицит двигательной активности может вызвать задержку психомоторного развития. С трехмесячного возраста можно начинать тренировать мелкую моторику рук. Сначала это может быть массаж кистей, затем простые игры с разгибанием и сгибанием пальчиков. Во втором полугодии малышу будут очень интересны всевозможные манипуляции с предметами. Нужно поощрять его интерес, предлагать ему пирамидки, кубики, мячики, коробочки с крышками и т. д.
Еще быстрее, чем телесные движения, у новорожденных развиваются зрение и слух. Родителям необходимо учитывать, что малыши до года остро нуждаются в чувственных впечатлениях. Младенцам нравится изучать незнакомые вещи, щупать их, пробовать на вкус. С первых месяцев новорожденный активно реагирует на звуки, движущиеся объекты, яркие предметы. Мамам и папам нужно как можно чаще предлагать малышу новые игрушки, играть с ним, знакомить с разнообразными предметами, включать музыку. Чем более разнообразна среда, в которой пребывает ребенок, тем интенсивнее протекает его психическое развитие.
Начиная с трехмесячного возраста карапуз все больше нуждается в общении со взрослыми. Но эмоциональный контакт родителей с малышом устанавливается еще раньше. Для новорожденного младенца очень важны нежные прикосновения и ласковый тон голоса. Со второго месяца ребенок уже способен отреагировать улыбкой и общим оживлением на приятные действия со стороны близкого человека. Ребенок учится выражать эмоции, копируя мимику, жесты и интонации мамы и папы. Чем насыщеннее и доброжелательнее общение малыша с родителями, тем быстрее сформируются нужные умения и навыки в эмоциональной и речевой сферах ребенка.
Сроки прорезывания постоянных зубов –
Прорезывание постоянных зубов имеет ряд особенностей, т.к. этот процесс происходит одновременно с рассасыванием корней и выпадением молочных зубов. Зачатки постоянных зубов находятся всего в 1-2 мм от корней молочных зубов, и когда постоянный зуб начинает прорезываться – он давит на корни расположенного над ним молочного зуба, что приводит к их резорбции. Соответственно, молочные зубы постепенно теряют связь с костной тканью, и их коронки становятся подвижными.
И только прорезывание моляров (крупных боковых жевательных зубов) – происходит без выпадения молочных, что связано с меньшим количеством последних. Кстати, у девочек выпадение молочных зубов также как и начало прорезывания постоянных – происходит на 4-7 месяцев раньше чем у мальчиков, что связано с гормональным фоном. Последовательность и сроки прорезывания постоянных зубов у детей вы можете увидеть на схеме №2, на которой наглядно показаны диапазоны времени начала прорезывания для каждого постоянного зуба.
Постоянные зубы у детей: порядок прорезывания
Из постоянных зубов первыми прорезываются первые моляры, что обычно происходит в 6 лет. Правда в последнее время прорезывание все чаще начинается в 5 лет, и это связывают с акселерацией физического развития детей. Процесс прорезывания постоянных зубов заканчивается к 14 годам (за исключением зубов мудрости). Зубы считаются полностью прорезавшимися – только когда их жевательная поверхность начинает контактировать с зубами антагонистами противоположной челюсти, а десна обхватывает коронки зубов только в области их шейки.
Причем обратите внимание, что последовательность прорезывания постоянных зубов на нижней челюсти – отличается от последовательности прорезывания одноименных зубов на верхней челюсти. Например, на нижней челюсти первые моляры и центральные резцы прорезываются одновременно, а на верхней — раньше появляются первые моляры. Причем абсолютно все зубы (за исключением премоляров) – прорезываются раньше именно на нижней челюсти
Начало смены молочных зубов на постоянные (6 лет) –