Развивающие пособия: кубики дьенеша и палочки кюизенера

Содержание:

Игры с кубиками для самых маленьких

После покупки такого набора не следует сразу же нагружать различными заданиями своего малыша. Дайте ему хорошо познакомиться с кубиками: посмотреть их, потрогать, поиграть с ними так, как ему хочется. В раннем возрасте дети любят тактильные контакты с предметами.

После знакомства можно переходить к следующему этапу – изучению свойств кубиков. Первые занятия могут основываться на понятиях «такой же» и «не такой».

Игра «Отыщи фигуру»

Попросите малыша найти одинаковые кубики. Например: «Выбери, пожалуйста, фигурки такого же цвета, как эта (красная)». Обязательно проговаривайте цвет и указывайте на кубики

Для детей в раннем возрасте это важно. Спросите про другие свойства

Например, про форму: «Как называется этот кубик?» По такому же принципу изучайте другие кубики Дьенеша. Фото очень хорошо демонстрирует, как наглядно можно изучать с детьми форму круга.

Аналогично познакомьте с понятием «не такой». Например: «Найди все кубики, которые по размеру не такие же, как этот».

Игра «Что в мешочке?»

Сложите несколько фигур в мешочек. Попросите ребенка, не подглядывая, на ощупь определить размер, форму или толщину кубика.

Игра на память

Разложите перед малышом разные кубики, пусть внимательно их изучит. Попросите ребенка отвернуться. Измените последовательность, добавьте или уберите одну фигуру. Попросите малыша найти, что изменилось.

История создания

Интересно взглянуть на некоторые факты биографии венгерского педагога, математика и исследователя детской психологии Золтана Дьенеша. Именно он подарил детям всех стран прекрасный способ развить и осмыслить математическую сторону реальной действительности. Он очень хотел создать что-то такое, что сделает освоение точной математической науки комфортным, интересным и занимательным. В итоге он достиг своей цели и разработал прекрасную методику, которая является весьма популярной среди педагогов и родителей.

Процесс обучения не должен быть скучным, считал Золтан Дьенеш

Когда ребенку что-то долго объясняют, ему надо внимательно слушать, затем постараться повторить услышанное, тогда он, как правило, теряет интерес и не может долго сохранять стойкое внимание

Исследуя особенности развития умственных способностей у детей-дошкольников, Дьенеш сделал важное умозаключение: дети неплохо справляются с освоением чисел и простой арифметикой, но они крайне слабы в осознании абстракций. Ребенок ищет ответ, зачастую используя уже известный ему шаблон (схему)

Но поиск не всегда оказывается удачным. На основе этого факта Дьенеш придумал способ, позволяющий ознакомиться со сложными абстрактными категориями в доступной визуальной форме. Такой подход является важной составляющей подготовки к дальнейшему обучению ребенка в школе. Но ко всему прочему приносит ребятам массу удовольствия в процессе освоения логики.

Как играть с ЛБД?

В коробочке с блоками есть небольшое руководство, которое весьма схематично. Подробно познакомиться с логическими блоками можно с помощью книг: «Давайте поиграем»(под редакцией А.А.Столяра. — М., 1991, 1996), а также «Логика и математика для дошкольников» (под редакцией З.А.Михайловой — СПб, 1996, 2000).

Поделюсь своим собственным опытом работы с детьми в качестве методиста – руководителя практики и домашнего педагога.

Все игры и игровые упражнения можно разделить на 4 группы с постепенным усложнением:

— для развития умений выявлять и абстрагировать свойства;

— для развития умений сравнивать предметы по их свойствам;

— для развития действий классификации и обобщения;

— для развития способности к логическим действиям и операциям.

Все игры и упражнения, за исключением четвёртой группы (логические), не адресуются конкретному возрасту. Ведь дети одного календарного возраста могут иметь различный психологический возраст. Кто-то из них чуть-чуть, а кто-то и значительно раньше других ровесников достигает следующей ступени в интеллектуальном развитии, однако каждый должен пройти все эти ступени. Если ребёнок не справляется с постановленной задачей самостоятельно, значит необходимо упростить задачу, и так до тех пор, пока ребёнок не решит задачу. Самостоятельное и успешное решение и будет той ступенькой, от которой следует начать движение вперёд.

Если же передерживать детей на определённой ступени или преждевременно дать более сложные игры и упражнения, то интерес к занятиям исчезнет. Дети тянутся к мыслительным заданиям тогда, когда они для них трудноваты, но выполнимы.

Хорошо, чтобы взрослый во время игр стал равноправным партнером. Не назидал, а играл! Прежде чем приступить к играм и упражнениям, пусть ребенок самостоятельно использует их по своему усмотрению в играх. Как правило, дети с удовольствием из них что — то строят. В ходе таких игр блоками малыш установит, что они имеют различную форму, цвет, величину и толщину. В общении с ребенком лучше пользоваться словом «фигура», чем слово «блок».

Методика использования

Занятия с блоками Дьенеша рекомендуется включать в работу с детьми с 2 до 8 лет и старше. С помощью блоков математические понятия осваиваются в процессе игр разного вида:

  • свободная игра, в которой ребенок комбинирует различные элементы, наблюдает за ними, постигает их свойства самостоятельно и выполняет простые задания (собрать для медведя красные ягоды, для Машеньки – синие ягоды и т.д.);
  • игры с правилами;
  • «игра с похожими правилами», предполагающая использование одних и тех же правил в играх с разнообразными элементами (в игру включают не только блоки Дьенеша для детей, но и любые объекты – кубики, коробки и др.), способствующая развитию абстрактного мышления;
  • переход от игры к операциям с числами, основанный на приемах визуализации абстрактных чисел, работа со схемами, таблицами;
  • символическая игра, в которой дошкольник убеждается в том, что комбинация нескольких действий дает определенный результат (ребенку дается задание выложить элементы в ряд так, чтобы рядом оказались фигуры с одним признаком или, наоборот, чтобы рядом ни один признак не совпадал);
  • игры с логическими выводами, помогающие освоить сущность понятий «теорема» и «аксиома».

Использование блоков Дьенеша на таких этапах соответствует этапам развития детской психики, поэтому не вызывает сложности и не ассоциируется со словом «обучение», являясь в понимании играющего занимательной игрой.

4 варианта произвольных игр для самых маленьких

Родители должны знать, что от того, что вы просто купите
набор Дьенеша, проку будет мало. Вы должны заниматься с ребенком, показывать
ему, как нужно играть, ставить перед ним логические задачи

Особенно важно это
на первых этапах в самом раннем возрасте

Позже, ваш малыш научится сам играть с разноцветными фигурами, но на начальном этапе ваше участие обязательно.Обучайте своих детей поэтапно, переходя от простых задач, к сложным.

Выборки из блоков Дьенеша

На первом этапе, когда малыш 2-3 лет только знакомится с предметами,
можно предложить ему играть лишь с частью набора. Предлагайте ребенку делать
выборки по какому-либо одному из признаков: форме, цвету, размеру или толщине.
Например, поставьте задачу выбрать только синие (красные, желтые) блоки или
только круглые (квадратные, треугольные) и т. д. После того, как эта задача
будет освоена, переходите к систематизации.

Систематизация

Это упражнение можно назвать обратным предыдущему. Ваш малыш
уже освоил основные признаки предметов, и вы можете предложить ему другую
игру.  Выберите два блока, которые по
какому-то признаку схожи. Попросите ребенка найти, в чем же разница между ними.

Например, возьмите два красных квадрата разной толщины или
два треугольника одинаковые по форме и разные по цвету.

Когда будет освоена эта игра, усложните задачу. Соберите
ряды блоков, все предметы в которых будут отличаться лишь по одному признаку.
Например, в один ряд поставьте фигуры потолще, в другой потоньше или в один
красные в другой синие.

Логическое продолжение ряда с блоками Дьенеша

Это задание для малыша намного сложнее предыдущих. Если вы
когда-нибудь проходили тесты на интеллект, то сразу поймете, что там таких
задач много. Начните строить логический ряд, например, чередуя блоки двух
цветов. Ребенок должен понять принцип, и продолжить построение ряда.

Справитесь с двумя чередующимися признаками – переходите к
трем, четырем.

Блоки Дьенеша: конструирование

Это упражнение понравится и вам и малышу. Оно развивает
творческие способности. Конструируйте из блоков Дьенеша предметы: домик,
стульчик, елочку и пр., то есть, все, на что у вас хватит фантазии.

Развиваем логику в старшей группе

Включая блоки Дьенеша в старшей группе в непосредственную образовательную деятельность, педагоги закладывают фундамент математических знаний будущего первоклассника. Старшие дошкольники могут выполнять задания, в которых требуется учитывать несколько признаков, сравнивать, комбинировать (таблица).

Угадай, кто в домике живет Взрослый располагает на листе бумаги, расчерченном на 6 квадратиков, фигурки так, чтобы были заполнены 5 из 6; задача ребенка – уловить закономерность и заполнить пустую комнатку, то есть 6-ой квадратик.
Угадай, какую фигуру спрятали С помощью последовательно задаваемых вопросов ребенок определяет, какой элемент спрятал взрослый.
Угадай на ощупь Предлагается описать, какая фигура, спрятанная в мешочек, попалась или выбрать из нескольких фигур в мешочке элемент с определенными признаками (самая маленькая, круглая и т.д.).
Дерево На листе бумаги или ватмана рисуют дерево с ветками разных цветов и условными обозначениями, дети должны в соответствии с обозначениями разместить элементы игры.

Можно приобрести альбомы, помогающие разобраться, как использовать блоки Дьенеша для старших дошкольников – детей 5-8 лет, а можно самостоятельно придумать разнообразные настольные игры. Например, в игре «Путешествие по карте» игроки передвигают элементы по карте-схеме, читая условные обозначения.

Блоки Дьенеша в возрасте 7-8 лет помогают освоить основы теории множеств и комбинаторики. Одно из наиболее сложных и интересных заданий – это «пересекающиеся множества». На столе выкладывают или чертят две окружности с общим сектором (можно использовать гимнастические обручи, положенные на коврик на пол, и играть группой); в одной окружности располагаются блоки с одним признаком, во второй – с другим; задача ребенка – положить в общий сектор элементы, совмещающие в себе эти 2 признака. От 2-х окружностей затем переходят к 3-ем окружностям, и играющим приходится учитывать до 8 признаков предмета. Дошкольная образовательная программа блокам Дьенеша придает большое значение, так как это пособие помогает подготовить детей к освоению важнейшей школьной дисциплины – математики.

Можно ли самим сделать развивающие материалы?

Вполне можно сделать палочки Кюизенера и кубики Дьенеша своими руками.

Здесь можно пойти двумя путями: сделать бумажный вариант либо воспользоваться деревянными заготовками. Хорошо, если есть старые кубики, это заметно упрощает задачу. Достаточно просто окрасить их в нужные цвета. Если нет – придется самим выпиливать блоки. Вариант попроще — смастерить из плотного цветного картона и для надежности обклеить скотчем. Можно приклеить магниты с одной стороны кубиков или палочек, чтобы играть с ними было еще удобнее.

Игры с развивающими пособиями помогут ребенку изучить что-то новое и полюбить математическую науку, которая, к сожалению, не всем дается легко. Также цветные палочки и логические блоки — это прекрасный вариант семейного досуга или времяпрепровождения на детском дне рождении, когда уже все привычные занятия наскучили маленьким гостям.

Более сложный уровень

Освоив простые операции, можно переходить к классификационным и логическим заданим. Следует взять любой набор кубиков Дьенеша, в котором содержатся различные фигурки. У ребенка нужно поинтересоваться, каких фигурок больше, например, синих или треугольников. Перед ребенком стоит задача сосчитать все кубики и сравнить их. Это научит его не только сравнению, а и делению предметов по классам.

Можно поиграть, применив специальные области. Для этого на бумаге необходимо начертить зоны (начинаем с двух), которые не пересекаются. Разделение иногда производится на полу, используя веревку. Ребенок должен внутрь кругов или областей другой формы положить определенные блоки.

Далее, ребенок должен задействовать только 1 зону. Внутрь области необходимо поместить только треугольные фигурки, а вне ее оставить квадратные.

На полу нужно выложить или обозначить круги, которые пересекаются между собой. Ребенку нужно будет разложить 3 вида логических кубиков в каждый из кругов и в пересекающуюся область. Благодаря такой игре малыш научится распределять совокупность объектов по категориям.

Следующее задание называется чертежом. В процессе понадобятся карточки, определяющие свойства. Надо нарисовать чертеж, изображающий замок или дом, каждый элемент которого обозначить карточкой. Дети, глядя на рисунок, должны точно по нему построить реальный домик. Чтобы было интереснее и ребенка что-то мотивировало, следует устроить соревнование. Два человека должны нарисовать рисунки и обменяться ими, затем на скорость построить домики. Определяя победителя, учитывают не только скорость, но и точность построения.

Что такое логические блоки? И зачем они нужны?

Во многих странах мира успешно используется дидактический материал «Логические блоки»,  разработанный венгерским психологом и математиком Дьенешем для развития логического мышления у детей.

Последнее десятилетие этот материал завоевывает все большее признание у педагогов и родителей нашей страны. Приобрести ЛБД можно в магазине развивающих игр.

Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:

а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);

б) четырех цветов (красный, синий, желтый);

в) двух размеров (большой, маленький);

г) двух видов толщины (толстый, тонкий).

Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной. В наборе нет ни одной одинаковой фигуры.

Во многих играх с логическими фигурами используются карточки с символами свойств. Знакомство ребенка с символами свойств важная ступенька в освоении всей знаковой культуры, грамоты математических символов, программирования и т.д. На карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина) Всего 11 карточек. И 11 карточек с отрицанием свойств, например: Не красный.

В магазинном наборе таких карточек к сожалению нет, но их можно скачать.

Блоки Дьенеша – универсальная развивающая игра. Дети любят играть с блоками! Как показывает опыт российских педагогов в работе с 2 – 10 лет, игры с логическими блоками позволяют:

* Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.

* Развивать пространственные представления.

* Развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование, кодирование и декодирование инфор­мации).

* Усвоить элементарные навыки алгоритмической культуры мышления.

* Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.

* Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.

* Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

* Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

* Развивать речь.

* Успешно овладеть основами математики и информатики.

Блоки Дьенеша для самых маленьких

Заниматься с логическими фигурами могут малыши с двухлетнего возраста. Для них разработано много простых игр. Их основная цель – научить ребенка различать свойства объекта, группировать предметы по определенным признакам. Такие занятия будут не только полезны, но и интересны каждому малышу. Ознакомьтесь с несколькими самыми популярными вариантами игр.

Выборки

Это самые простые игры для малышей, которые только знакомятся с набором Дьенеша. Пример:

  1. Разложите перед ребенком элементы Дьенеша.
  2. Пусть он группирует их по разным признакам. Сначала выбирает все одинакового цвета, потом размера и т.д.

Постепенно игра становится более сложной. Предложите ребенку сортировать блоки по двум и более признакам. Например:

  1. Выбери желтые прямоугольные блоки и синие квадратные.
  2. Достань все плоские фигурки одинакового размера.
  3. Выбери тонкие круглые блоки.
  4. Отсортируй все синие треугольные фигуры.

Конструирование

Эту творческую игру обожают все детки без исключения. Она очень простая, но увлекательная. Ребенку предлагается складывать из элементов Дьенеша разные фигурки сначала по схемам, а потом без них, постепенно усложняя задачу. Примеры объектов, которые вы можете попросить сконструировать:

  • домик;
  • стол;
  • домик с окошкам;
  • елочка;
  • лавка;
  • табурет;
  • диван;
  • стул;
  • ступеньки;
  • кресло;
  • машинка.

Продолжи ряд

Игра направлена на то, чтобы у ребенка закрепились знания о геометрических фигурах, величине, толщине, цвете. Благодаря ей он научится находить закономерности. Варианты заданий:

  1. Выложите на столе перед малышом элементы Дьенеша так, чтобы каждая следующая отличалась от предыдущей по одному признаку. Ребенок самостоятельно продолжает этот ряд.
  2. Выкладывайте цепочку из фигур Дьенеша так, чтоб рядом не было одинаковых по двум признакам предметов. Предложите ребенку продолжить этот ряд.
  3. Выложите перед малышом фигуры Дьенеша по цвету: красная, желтая, синяя. Он продолжит ряд, чередуя оттенки в заданной последовательности.

Покорми животных

Поставьте перед малышом несколько его любимых игрушек. Пусть он покормит каждую парой «печенек» (блоков). Предложите какие-либо условия, к примеру, медвежонку нужно дать только корм красного цвета, а котенку – квадратной формы. Эта игра напоминает выборки, но дети воспринимают ее значительно лучше. Редко кто из малышей отказывается кормить своих любимцев.

Игры с блоками Дьенеша

Блоки Дьенеша для самых маленьких (младшая группа)

Игра 1. Рассматриваем и запоминаем основные геометрические фигуры. Строим из фигур сказочных персонажей.

Конечно же, можно просто показать фигуру и сказать: «Смотри, Аня, это круг, а это квадрат…». Но запоминание такой информации будет сложным и неинтересным для ребенка. Как сделать этот процесс более продуктивным и увлекательным, как превратить обучение в игру? На помощь приходят пособия для игр с блоками Дьенеша для самых маленьких.

В них ребенку предлагается выложить из геометрических фигур какого-нибудь сказочного персонажа. По сути — провести настоящую игру.

— Аня, ты только посмотри, кто к нам идет. По извилистой тропинке возвращался еж домой. Нес поклажу он на спинке и довольный, и смешной. Ой, посмотри какие на спинке у него колючки. На какую фигуру они похожи?

— Они похожи на треугольники — отвечает Аня.

— Молодец! Колючки как настоящие треугольники. Давай сделаем ежику настоящие колючки, острые-острые. Возьмем наши треугольники и положим их вместо колючек. Только будем внимательными. У ежика есть большие и маленькие колючки, мы с тобой возьмем большие и маленькие треугольники.

— Здорово получилось!

Или вот такая история…

— Аня, посмотри, какая милая ворона с вороненком к нам сегодня прилетели. Каррр! — кричит ворона, — каррр! Улетаю на базаррр! Воронята, не деритесь! И меня в гнезде дождитесь!

— Аня, а давай мы сегодня с тобой отгадаем веселые загадки? Слушай внимательно. Первый мой вопрос простой: что пробьет туман густой? Чьи волшебные лучи освещают путь в ночи? На машине их две пары. Догадались? Это… (фары).

Это самые простые игры с логическими блоками Дьенеша. Играть в них можно уже с двух лет.

Для игр такого типа мне пригодились следующие пособия:

  • Блоки Дьенеша для малышей «Маленькие логики»
  • Блоки Дьенеша для малышей «Маленькие логики 2»
  • Блоки Дьенеша для самых маленьких (2-3 года)
  • Блоки Дьенеша для самых маленьких 2 (2-4 года)

Сначала мы очень долго играли в игры такого типа с Аней. Блоки Дьенеша, конечно же, были незаменимыми помощниками в каждой игре. С помощью этих игр Аня отлично выучила все фигуры, полюбила их, научилась их распознавать.

Игры с блоками Дьенеша для средней группы

Игра 2. Отгадываем геометрические фигуры с помощью знаков-символов. «Расколдовываем» сказочных персонажей.

Потом мы стали играть в более сложные и серьезные игры с логическими блоками Дьенеша. От этих игр я в полном восторге! Это игры, позволяющие развивать логическое мышление ребенка.

Итак, мы стали постепенно вводить в игру знаки-символы, с помощью которых можно отгадать геометрические фигуры.

Со всеми знаками-символами Аня познакомилась достаточно быстро. Но процесс был постепенным.

Знаки-символы можно вырезать из пособия «Демонстрационный материал (для детей 2-7 лет)» или сделать самостоятельно.

Теперь Ане необходимо было не просто положить фигуру на альбом, а с помощью знаков-символов расшифровать спрятанную фигуру.

— Аня, ты только посмотри, злой волшебник заколдовал крокодила. Нам надо помочь бедняге. Волшебник оставил для нас хитрые подсказки.

Игра 3. Ищем спрятанный клад.

Для игр такого типа мне пригодились пособия:

  • «Лепим нелепицы. Серия Блоки Дьенеша с 4-х лет»
  • «Спасатели приходят на помощь. Серия Блоки Дьенеша  для старших (5-8 лет)»

Когда Аня отгадала и построила всех сказочных персонажей, мы придумали новую игру — «Найди спрятанный клад». Я выкладываю фигуры в ряд. Под одну из фигур прячу наклейку. Далее показываю Ане знаки-символы. С помощью этих знаков Аня отгадывает фигуру, поднимает ее и находит спрятанную наклейку. Восторгу нет предела!

Игры с Блоками Дьенеша для старшей группы

Игра 4. Поиск затонувшего клада.

Моей старшей дочери Маше 7 лет. Она учится в первом классе. Но и для нее логические блоки Дьенеша — отличная игра, развивающая логическое мышление и даже основы математики.

Для игры с Марией я приобрела пособие «Поиск затонувшего клада». В нем предлагается сначала решить математические примеры, а затем с помощью полученных ответов расшифровать спрятанные фигуры по знакам-символам.

Также для детей старшего возраста можно использовать пособия:

  • «Спасатели приходят на помощь. Серия Блоки Дьенеша для старших (5-8 лет)»
  • «Поиск затонувшего клада. Серия Блоки Дьенеша для старших (5-8 лет)»
  • «Праздник в стране Блоков. Серия Блоки Дьенеша для старших (5-8 лет)»

Игры с блоками Дьенеша для старшей группы

Когда ребенок подрастет, упражнения для малышей он сможет щелкать, как семечки, и задания придется усложнить. Методика Дьенеша для дошкольников рассчитана на малышей 5-6 лет. Упражнения более сложные, активно используются не только сами кубики, но и карточки, игровые альбомы. Задания направлены на развитие у взрослого ребенка логического мышления, умения объяснить принятое решение. Изучите несколько игр для примера, на основании которых можно придумать еще массу упражнений.

Поиск

Дайте ребенку любую фигурку Дьенеша или предложите выбрать самостоятельно. Затем он из общей массы блоков достанет все те, которые совпадают с первой по одному заданному свойству. Когда он хорошо усвоит игру, усложните ее. Пусть малыш подбирает блоки, у которых два одинаковых свойства со взятой изначально. Потом можно еще усложнить игру. Ребенок должен выбирать те блоки, у которых нет ни единого смежного свойства с первым.

Домино

Эта игра подойдет даже для нескольких детишек. Правила:

  1. Каждый игрок получает равное количество блоков. Определяется очередность участников.
  2. Первый делает ход любой фигурой.
  3. Второй кладет блок, у которого одно свойство совпадает.
  4. Если подходящей фигуры нет, участник пропускает ход.
  5. Выигрывает тот, кто первым выложит все свои блоки.
  6. Игру можно усложнить, меняя правила про свойства выкладываемых фигур. К примеру, нужно отвечать блоком, у которого два подобных признака и т.д.

Найди лишнее

Следующая игра поможет детям научиться группировать объемные геометрические фигуры по различным признакам. Правила:

  1. Выложите перед ребенком три фигуры. Одна из них не должна иметь ни одного общего свойства с остальными.
  2. Пусть ребенок вычислит, какой блок лишний, и объяснит, почему, как он пришел к такому выводу.
  3. Усложните задание. Выложите 6 блоков. Малыш должен удалить два лишних.

Найди пару

Эта игра понравится детишкам, которые уже хорошо освоили все простенькие задания. Правила:

  1. Перед ребенком разложите несколько фигур в ряд.
  2. Предложите к каждой подобрать парную по определенному свойству.
  3. Усложните задание. Пусть малыш попробует подобрать пару не по одному, а по двум или трем свойствам.
  4. Можете изначально взять, например, 10 парных элементов. Сложите их в пакет. Пусть ребенок сам выстроит пары, выкладывая фигуры Дьенеша в два горизонтальных ряда.

Художники

Для игры вам потребуется несколько больших листов цветного картона. Они выполнять роль эскизов картин. Для составления композиции нужны дополнительные картонные детали. Игра учит анализировать форму объектов, сравнивать их, развивает творческие и художественные способности. Правила:

  1. По эскизам малыши должны «писать» картину.
  2. Заготовку они выбирают сами. На ней изображено схематически, где какие блоки должны находиться. Тонкие будут только обведены по контуру, а толстые – полностью закрашены.
  3. Пусть дети на правильные места «эскиза» подберут недостающие блоки и детали, вырезанные из картона.

Магазин

Для этого задания вам необходимы карточки с изображением предметов, которые будут выполнять роль товара, и логические элементы. Игра «Магазин» развивает память, умение рассуждать, обосновывать свой выбор, выявлять и абстрагировать свойства. Правила:

  1. Дошкольник приходит в магазин, в ассортименте которого множество товаров-карточек. У него три фигуры, выполняющие функцию денег. За каждую можно приобрести один товар.
  2. Малышу нужно купить тот объект, у которого не меньше одного свойства совпадает в фигурой-денежкой.
  3. Постепенно можете усложнять игру, предлагая новые правила.

Украсим елку

Следующая игра способствует развитию навыков порядкового счета, чтения схемы. Для нее вам понадобится изображение елки и 15 карточек с символами, блоки. Правила:

  1. Елку следует украсить бусами в пять рядов. В каждом будет по три бусинки.
  2. Цифра на карточке – порядковый номер положения нити сверху вниз. Закрашенный на ней кружок показывает, какой по счету должна идти бусина, а внизу указано, какой элемент ее изобразит.
  3. Пусть малыш развесит первый ряд бус, а затем все нижние, четко следуя схеме на карточке.

Как играть с логическими блоками

Возрастной диапазон использования игрового пособия довольно широк (2-8 лет), поэтому игры и упражнения отличаются по степени сложности.

Игры с 2 лет

Методика Дьенеша для самых маленьких – это первая ступенька малышей на пути к познанию математики. В простейших играх малыши осваивают основные свойства блоков и учатся оперировать понятиями «такой же», «не такой».

«Отыщи фигурки»

Попросите малыша выбрать все кубики по одному свойству. Например, «Дай мне, пожалуйста, все фигуры такой же формы, как эта (треугольная), как называется эта фигура?»

Аналогичным образом строятся игры на поиск блоков, не соответствующих признаку. Например, «Выбери все кубики, которые не такие как эта по цвету. Как называется этот цвет?»

Развиваем память

Перед малышом лежит несколько деталей конструктора. После того как он на них внимательно посмотрит, уберите одну или измените их последовательность, и предложите крошке вспомнить, как было.

«Убери лишнее»

Выберите две фигуры, которые будут отличать друг от друга по одному признаку (большой красный треугольник, большой красный круг), третья фигура пусть имеет лишь одно общее с ними свойство (большой жёлтый квадрат). Предложите угадать, какой блок лишний.

В усложнённом варианте игры уменьшайте число общих признаков до одного, просите объяснить свой выбор.

Игры с 4–5 лет

Возраст для детей – понятие условное, т. к. все зависит сугубо от индивидуальных качеств дошкольника. Предложенное задание должно быть выполнимым, но достаточно сложным, чтобы не угас познавательный интерес.

«Домино»

Понадобится минимум два игрока. Заранее оговариваются условия, по какому признаку выбирать фигуры для хода. Например, только тонкие или только квадратные. Остальные правила как в классическом варианте игры в домино.

«Доложи ряд»

Первый ряд выкладывает ведущий. Игроки определяют для себя один признак и докладывают по очереди свой ряд, подбирая блоки в соответствии с предыдущим.

Например, первый ряд: жёлтый круг, красный квадрат, синий треугольник; второй ряд меняется по цвету: красный круг, синий квадрат, жёлтый треугольник и т. д.

«Найди сокровище»

Перед малышом лежит цепочка из 8 кубиков, под одним из них кладём условное сокровище. Найти его можно только при помощи наводящих вопросов, которые исключают или подтверждают одно свойство. Например,

— Это красный блок?

— Нет.

— Это толстый блок?

— Да.

— Может это треугольный блок? И т. д.

«Сортировка»

Убирая кубики после игры, разделите с малышом работу: он собирает все красные и большие, например, а вы остальные.

Блоки Дьенеша своими руками изготовить из дерева не так легко и достаточно трудоемко. Поэтому проще и дешевле всего сделать бумажные копии кубиков. Единственным их минусом станет отсутствие такого признака, как толщина.

На какой возраст рассчитаны?

Блоки Дьенеша приносят пользу детям от двух до десяти лет. Как правило, эту методику применяют в дошкольных образовательных учреждениях и начальных классах школ.

Для самых маленьких (от двух лет) можно предложить простые упражнения, например «давай покормим зверей». Для этого можно использовать детали, которые послужат заменой каких-либо предметов (в данном случае – корма для животных).

Детям средней детсадовской группы (4–5 лет) можно предложить выстраивать разнообразные картинки с помощью цветных элементов набора. Они могут либо использовать уже имеющиеся схемы, либо привлечь к этому свое воображением.

В подготовительной группе детского сада прекрасно способствуют улучшению математических навыков. Дети учатся считать и начинают понимать, что означают понятия «больше» и «меньше».

В начальной школе педагоги успешно пользуются блоками Дьенеша при корректировке усвоения того материала, который ребята не смогли понять на уроке. Дорабатывают «шероховатости» и устраняют недопонимания, как бы играя в блоки и палочки. Также данная методика максимально позволяет задействовать логические подходы к осмыслению и помогает закрепить полученную информацию.

Основываясь на блоках Дьенеша, специалисты разработали для всех возрастных групп соответствующие комплексы занятий и уроков исходя из особенностей каждой из них.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector