Дыхательная гимнастика и игры
Содержание:
- Занятие по дыхательной гимнастике в детском саду
- Как дыхательная гимнастика действует на организм ребенка?
- Польза дыхательной гимнастики
- Основные правила парадоксального дыхания:
- Гимнастика Стрельниковой при астме
- Второе открытие уникальной методики Стрельниковой
- Список литературы и библиографических ссылок:
- Общие правила выполнения
- Список болезней, с которыми справляется гимнастика
- Противопоказания к выполнению дыхательных упражнений с ребенком и предостережения
- Для школьников от 6 до 12 лет
- Дыхательная гимнастика во время коронавируса
- Как детям правильно заниматься дыхательной гимнастикой?
- Показания к проведению гимнастики Стрельниковой
- Комментарий эксперта
Занятие по дыхательной гимнастике в детском саду
При проведении занятий дыхательной гимнастикой в ДОУ следует учитывать возрастные особенности дошкольников и уровень сложности упражнений. Выполнение комплекса из 5–7 заданий занимает 8–12 минут. Этапы проведения гимнастики:
- Вводная часть: упражнения, не требующие сложных комбинаций движений, вдох-выдох в обычном темпе — 2–3 минуты.
- Основная часть: задания с комбинацией темпа вдоха-выдоха и усложнёнными движениями, а также с изменением позы тела — 4–5 минут.
- Заключительная часть: упражнения на восстановление ритма дыхания, положение тела статично — 2–3 минуты.
В ходе гимнастики можно использовать разнообразные атрибуты с целью повышения мотивации дошкольников
Видео: занятие по дыхательной гимнастике «Путешествие в лес» в младшей группе
Watch this video on YouTube
Умение правильно дышать крайне важно для ребёнка. Ведь это не только необходимый базис для крепкого здоровья, но и условие для полноценного умственного развития
Задача воспитателя — облечь дыхательную гимнастику в занимательную игровую форму. На помощь придут забавные стихотворения и интересные пособия. Выполнение несложных упражнений постепенно войдёт у дошкольников в привычку и сделает времяпрепровождение в детском саду ещё увлекательнее.
Как дыхательная гимнастика действует на организм ребенка?
Упражнения дыхательной гимнастики для детей направлены в основном на укрепление дыхательной системы организма. При занятиях развивается дыхательная мускулатура, вырабатывается привычка делать вдохи и выдохи правильно и ритмично.
Так как упражнения для детей младшего возраста носят игровой характер и включают произнесение звуков, то улучшается и работа речевого аппарата. За счет улучшения кровоснабжения организма, усиливается местный иммунитет ребенка.
Повышение иммунитета помогает малышу легче переносить вирусные заболевания или полностью избегать их в периоды простуд. Снижается вероятность появления серьезных заболеваний дыхательной системы.
Если же ребенок уже заболел или страдает от хронического недуга, например, астмы, то дыхательная гимнастика поможет ему быстрее восстановиться после болезни или легче переносить приступы.
Польза дыхательной гимнастики
Определить, что у вашего малыша плохо развитая система дыхания, просто
Обратите внимание на следующие внешние признаки:
- Бледность
- Утомляемость
- Сонливость
- Медлительность
- Отставание в физическом развитии (неразвитая грудная клетка, мускулатура)
- Дыхание через рот
- Частые респираторные заболевания.
От кислородного голодания страдает весь организм. В первую очередь мозг. Задача гимнастики дыхания – обогатить кровь кислородом. В процессе занятий общее состояние малышей улучшается. Они становятся более активными, работоспособными. Это сказывается в дальнейшем на развитии интеллекта, тела.
Делать упражнения на дыхание для детей рекомендуется при следующих заболеваниях:
Астме, частых бронхитах, ларингитах, аденоидах, ОРЗ и т.д.
Улучшается иммунитет за счет повышения сопротивляемости вирусам, закаливания, развития мышц дыхательной системы.
При заболеваниях ЖКТ
Улучшается моторика желудочной и кишечной мускулатуры.
Заболевания скелетно-мышечной, опорно-двигательной систем, ДЦП.
Улучшается циркуляция крови в мышцах.
При заболеваниях сердца
Сочетание ЛФК и тренажера органов дыхания.
При ЗРР (задержках речевого развития), ОНР (общих нарушениях речи)
Тренируются мышцы органов речи.
Основные правила парадоксального дыхания:
- «Брызгнуть воздухом внутрь тела». Дыхательная гимнастика Стрельниковых, в отличие от других дыхательных методик, акцентируется на тренировке вдоха. Он должен быть предельно активным, резким, шумным, коротким «как укол», чтобы в этот момент ноздри стремились к носовой перегородке. Как образно описывала это А. Н. Стрельникова, нужно «брызгнуть воздухом внутрь тела», или сделать «эмоциональный вдох». Сопутствующие звуки и «шмыганье» — это нормально, они не должны вызывать дискомфорта. Такой вдох оказывает влияние не только на все дыхательные мышцы, но и на нервную систему в целом.
- Не затягивать. Основная техническая ошибка, по мнению автора методики, – это попытка растянуть вдох и набрать как можно больше воздуха за один раз. А. Н. Стрельникова рекомендовала звучно «нюхать воздух» подобно тому, как собака обнюхивает след, или как будто принюхиваясь, откуда это потянуло горелым запахом.
- Контроль только за вдохом. Выдох происходит естественным образом, следует отслеживать только вдохи: их продолжительность, количество, согласованность с движениями тела.
- Вдыхать в самом неудобном положении. Выполнять физические упражнения комплекса нужно так, чтобы вдыхание происходило в крайней точке каждого движения при максимальной нагрузке.
- Выдох естественный. Выдыхать нужно после каждого вдоха через слегка разомкнутые губы, допускается и выдох через нос. Не нужно думать о выдохе вообще, не помогать ему дыхательным аппаратом или мимикой. Инструкция А.Н. Стрельниковой сыграть актерский этюд «пахнет гарью» здесь подходит лучше всего, потому что, когда мы беспокойно ищем источник запаха, мы забываем о технике и только принюхиваемся.
Рот при вдохе закрыт. Нужно достигнуть естественного состояния, когда при вдыхании губы сомкнуты, а при выдыхании слегка размыкаются. Допустимо не размыкать губы при выдохе.
Плечевой пояс неподвижен, плечи не тянутся к ушам. Во всех упражнениях описано конкретное движение, и не следует его дополнять другими частями тела.
Считать по системе. Подряд выполняются циклы по 4, 8, 16 или 32 резких коротких вдоха
Важно не сбиться со счета. После каждого цикла следует передохнуть несколько секунд и приступить к следующему
Всего за одно занятие необходимо сделать около 1000-1200 вдохов. А.Н. Стрельникова считала, что для достижения наилучшего терапевтического эффекта, в том случае если заниматься несколько раз в день, суммарное количество вдохов в день может доходить до 4000. К этой цифре стоит стремиться, но ни в коем случае не за один раз!
Выдерживать темп. Помним, что мы следим только за вдыханием. Каждое упражнение выполняется ритмично, так, чтобы каждый вдох происходил за секунду или даже быстрее.
Придерживаться системы. Самое главное, как и в любой другой оздоровительной практике – это работать регулярно и системно. Парадоксальную гимнастику рекомендуется выполнять 2 раза в день: утром и вечером. Однако, если поставлена цель быстрее улучшить самочувствие и поправиться, тогда можно заниматься чаще, но просто дольше отдыхать между циклами вдохов
Осторожность и постепенность. Это тоже универсальный принцип, которого следует придерживаться в любом виде активности
Учитывая любые рекомендации, всегда следует отсчитывать от себя
Не гонитесь за количеством, обратите внимание на качество, выполните всего 8 циклов, но правильно. Прислушайтесь к своему самочувствию, возможно некоторые упражнения даются с трудом, тогда следует повременить с ними и начать с самых простых, постепенно увеличивая количество и сложность.
Текст: Юлия Долженкова.
Гимнастика Стрельниковой при астме
Александра Николаевна Стрельникова – известный отечественный педагог-фониатр, разработала уникальную методику по восстановлению и улучшению голоса. В своей жизни она сама теряла голос и вынуждена была кропотливо работать над его восстановлением. Так появилась гимнастика Стрельниковой. Позже было доказано, что гимнастика по ее методу не только восстанавливает голос, но оказывает очень много положительных эффектов на организм. При регулярных занятиях тренируется дыхательная функция, может улучшаться состояние организма при бронхитах, пневмониях, бронхиальной астме; гимнастика оказывает общеукрепляющий эффект, помогает при нарушениях осанки и укрепляет диафрагму; лечит неврозы, помогает справиться с заиканием и улучшает голосовые данные. Но не нужно думать, что эта гимнастика очень эффективна, ее нужно использовать не для лечения, а для укрепления организма.
Методику Стрельниковой советуют при разнообразных патологиях органов и систем, но в первую очередь это различная патология дыхательной системы. Несомненным плюсом является простота и доступность программы. Для ежедневных занятий не требуется много места и специальных приспособлений.
Гимнастика выполняется сидя или лежа, главное – правильно дышать. При соблюдении всех правил, Стрельниковская гимнастика не имеет ограничений по возрасту. Противопоказания имеются для гипертоников и больных с глаукомой.
При бронхиальной астме лечебная физкультура по Стрельниковой облегчает состояние и помогает даже предотвратить появление приступов удушья. При регулярных выполнениях улучшается вентиляция в легких, бронхи расширяются, мокрота легче выводится, внутренние органы получают больше кислорода, общее состояние значительно улучшается.
Основные принципы, которые необходимо усвоить перед выполнением лечебной физкультуры:
- Вдох должен быть коротким и производиться носом. Выполнять его нужно так, будто вы пытаетесь принюхаться к какому-то неприятному запаху.
- Выдох производится через рот и должен быть пассивным, то есть происходит сам по себе.
- Занятия лечебной гимнастикой производятся в определенном ритме под счет до 4.
Упражнения, эффективные при астме:
- «Кулачки». Выполняется стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. На резком и шумном вдохе носом сжимаем пальцы в кулак, на спокойном выдохе ртом – разжимаем
- «Насос». Можно выполнять стоя или сидя. Расслабить плечевой пояс, руки опущены, наклонится и представить, что качаете шину ручным насосом. Делать короткий и резкий вдох при наклоне, на выдохе – выпрямляемся. Делаем ритмично.
- «Погончики». В положении стоя, ноги расставить на ширине плеч. Руки расположить на уровне пояса, сжать в кулаки. На вдохе вытягивать руки резко вперед и вниз, разжимая при этом кулачки и растопыривая пальцы. На выдохе вернуться в изначальное положение.
- «Обними плечи». Выполняется стоя или сидя. Согнутые в локтях руки поднять до уровня плеч, на вдохе резко попытаться обнять себя за плечи, не допускать перекрещивания рук. На выдохе вернуться в исходное положение.
- «Повороты головы». На резком и коротком вдохе нужно проводить повороты головы влево-вправо, выдох будет происходить сам по себе, выдыхаем через приоткрытый рот. Можно делать данное упражнение, лежа в постели.
Последние два упражнения способны предотвратить приступ, если начать выполнять их при первых симптомах наступающего удушья.
Заниматься по Стрельниковой легко и интересно, можно подключить к процессу детей, но следует следить за правильным выполнением вдоха и выдоха. Только тогда результаты будут положительными. Конечно же, не стоит надеяться только на тренировку дыхания, лекарственную терапию никто не отменял. Гимнастика является лишь дополнением к медикаментозному лечению и повышает его эффективность.
Дыхательная гимнастика при астме помогает укрепить организм без опасности спровоцировать удушье. Специальные упражнения повышают тонус, укрепляют систему дыхания и существенно снижают среднее количество астматических приступов в месяц. Хотя лечебная гимнастика не может заменить медикаментозную терапию, она отлично справляется с ролью вспомогательного средства. И детям, и взрослым, страдающим от астмы, следует регулярно заниматься хотя бы по одному из общеизвестных курсов. Хорошо, если вы выучите не только стандартные движения, но и методики, помогающие восстановить дыхание при приступе: у вас появится помощь облегчить свое состояние даже в ситуации отсутствия ингалятора или противоаллергических препаратов.
Второе открытие уникальной методики Стрельниковой
К Стрельниковой обратилась пациентка с диагностированной астмой, развившейся на фоне простудных осложнений. Александра Николаевна с большим удивлением заметила, что месяц занятий полностью устранил симптомы недуга.
С течением времени стали появляться очередные доказательства того, что гимнастика не только способствует восстановлению голоса, но также обладает оздоравливающим воздействием.
Во второй половине 70-х годов методика Стрельниковой получила распространение в медицинских учреждениях Советского Союза как лечебная физкультура. Ее внедрение позволило значительно улучшить состояние пациентов с респираторными осложнениями.
Гимнастику включали в план лечения ряда заболеваний:
- бронхиальной астмы;
- туберкулеза;
- пневмонии.
Дыхательная гимнастика показала хорошие результаты при:
- патологиях щитовидной железы;
- вегето-сосудистой дистонии;
- простатите и других заболеваниях простаты.
Стрельникова содействовала специалистам московских медицинских учреждений, которые направляли к ней людей с нарушениями голосового аппарата, а также с патологиями носоглотки, легочных и бронхиальных недугах, сердечных и гипертонических заболеваниях.
Жизнь известной оперной певицы и автора уникальной методики прервалась на 77-м году вследствие автомобильной аварии (17 сентября 1989). До самой смерти Стрельникова была абсолютно здоровой.
Ее преемником стал доктор ЛФК из Российской Академии Медицинских Наук, Михаил Николаевич Щетинин. Благодаря помощи Александры Николаевны ему удалось побороть астму в острой форме еще в молодом возрасте. Он углубился в изучение методики и впоследствии стал единственным ее последователем.
Список литературы и библиографических ссылок:
- Журнал «Изобретатель и рационализатор», №7, 1975 год.
Опубликовано: 04.3.2021
Дополнено: 05.4.2021
Просмотров: 12092
Поделиться
25528
Гимнастика для легких – избавление от одышки, усталости и слабости
7063
Какие продукты спасают наши легкие?
7505
Сухой воздух в помещении — опасность для здоровья!
38023
Простые тесты, которые помогут проверить, как работает Ваше сердце
29274
Влияние физических нагрузок на иммунитет
80565
Охрип голос (осип голос). Причины охрипшего голоса, диагностика, что делать, народные методы лечения
274796
Одышка. Причины одышки — сердечная, легочная, при анемии. Диагностика и лечение причин
39236
Дыхательная недостаточность. Причины, симптомы, признаки, диагностика и лечение патологии (продолжение)
235350
Дыхательная недостаточность. Причины, симптомы, признаки, диагностика и лечение патологии
167546
Сердечная астма. Причины, симптомы, признаки, диагностика и лечение патологии
317391
Вегето-сосудистая дистония. Причины, симптомы и лечение патологии
11659
Холод и глубокое дыхание улучшают иммунитет
202559
Ночное апноэ — остановка дыхания во сне. Структура сна, причины, симптомы, диагностика, лечение и профилактика синдрома
108336
Бронхиальная астма — причины, симптомы, современная диагностика и эффективное лечение
216389
Бронхит — симптомы, современная диагностика и эффективное лечение, анатомия бронхов, диета, как правильно ставить банки и горчичники? Режим, использование небулайзера
Общие правила выполнения
Основная задача педагога – научить ребенка правильно использовать вдох, выдох. Следуйте общим требованиям по подготовке к занятиям и их проведению:
Перед занятиями проветрите комнату. Воздух должен быть свежим, но не холодным.
Каждое упражнений проводится в течение 2-3 минут.
Нельзя делать слишком резких вдохов и выдохов. Контролируйте их плавность.
Первые занятия проводите лежа на спине.
Не говорите дошкольнику: “Быстрее дыши, глубже”
Не фиксируйте его внимание на дыхании. Пусть постепенно привыкает делать вдохи-выдохи автоматически.
Следите за напряжением мышц груди, шеи, плеч
Они должны быть расслаблены.
Если у дошкольника насморк, не забудьте перед началом занятий очистить носовые проходы от грязи и слизи.
В периоды болезней сократите нагрузку на детсадовца при выполнении дыхательной гимнастики вполовину.
Список болезней, с которыми справляется гимнастика
Дыхательная гимнастика Стрельниковой помогает организму справляться со многими болезнями без лекарств.
1. Насморк, аденоиды, гайморит.
Для лечения болезней носа, следует хорошо освоить весь комплекс гимнастики.
2. Бронхит и бронхиальная астма.
Дыхательная гимнастика Стрельниковой восстанавливает атрофированную слизистую бронхов и снимает воспалительные процессы.
3. Кожные заболевания (диатез, нейродермит, псориаз).
Тренируя только активный вдох, организм насыщается кислородом на клеточном уровне, способствуя тем самым регенерации кожного покрова. Благодаря этому активизируется и кожное дыхание, положительно воздействующее на весь организм, включая эндокринную систему. Ежедневные занятия активизируют кровообращение в соединительной ткани, ликвидируется закупорка устьев сальных желёз, выводится из протоков кожное сало. Может исчезнуть угревая сыпь — хроническое заболевание кожи, особенно часто встречающееся у подростков и юношей в период полового созревания.
4. Невроз, неврит, депрессия.
Дыхательная гимнастика способна через полчаса после начала тренировки улучшить ваше состояние и настроение. Упражнения вызывают массу положительных эмоций и прилив сил. Вместе с этим улучшается и общее самочувствие.
5. Болезни сердечно-сосудистой системы.
Гимнастика Стрельниковой улучшает кровоснабжение и насыщает кислородом сосуды рук и ног. Полезна многим больным, особенно на ранних стадиях заболевания.
6. Головные боли, эпилепсия, инсульт.
7. Гипертония, гипотония и вегетососудистая дистония.
Наиболее эффективны при гипертонии первые 5 упражнений: «Ладошки», «Погончики», «Насос» (ни в коем случае низко не кланяться!), «Кошка» и «Обними плечи». Всего за один урок получится 5 «сотен» вдохов-движений.
8. Заикание.
Заикающемуся ребёнку надо изменить стереотип дыхания и речи. Этого можно добиться с помощью дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой. Из комплекса надо взять два упражнения: «Насос» и «Обними плечи» — делать их ежедневно с заикающимися детьми 2 раза в день (утром и вечером) до еды или через полтора-два часа после (желательно делать и другие упражнения комплекса).* Также полезна «Поза льва», техника 2.
9. Остеохондроз, сколиоз, травмы головы и позвоночника.
Дыхательная гимнастика воздействует на позвоночник изнутри. Межпозвонковые диски получают возможность быстро восстанавливаться, освобождаясь от сжатия позвонками. Гимнастика ликвидирует сдавливание позвоночных артерий и симпатических нервных стволов (исчезают болевой синдром и отеки)
«Насос», «Большой маятник» и упражнения головой, надо выполнять особенно осторожно, без резких движений
10. Лишний вес и табакокурение.
Гимнастика Стрельниковой улучшает работу всех центров головного мозга, в том числе и пищевого, что приводит к его саморегуляции. Гимнастика активизирует обменные процессы на клеточном уровне, в результате чего число жировых клеток не увеличивается, а существующие быстро «сгорают». Весь комплекс надо выполнять три раза в день (утром, днём и вечером).
Гимнастика помогает не только бросить курить, но и очистить голосовые связки, трахеи и бронхи от никотинового налёта, он отторгается организмом вместе со слизью и мокротой.
11. Половые расстройства.
Есть дополнительные упражнения дыхательной гимнастики, так называемый урологический комплекс («Сесть-встать», «Пружина», «Поднятие таза» и пр.). Выполняются сразу после основного комплекса.
* По материалам книги «Дыхательная гимнастика Стрельниковой», Михаил Щетинин.
Противопоказания к выполнению дыхательных упражнений с ребенком и предостережения
Дыхательная гимнастика оказывает стимулирующее воздействие не только на мышцы брюшины и легочной ткани, но и на средостение, сердце, сосуды.
Упражнения на дыхание не проводят при следующих состояниях:
- Сердечно-сосудистые заболевания.
- Острые респираторные инфекции с отеком носовых ходов, заложенностью носа.
- Острый синусит (гайморит, этмоидит).
- Тяжелые инфекционные заболевания (туберкулез, пневмония).
- Врожденные аномалии развития дыхательных путей (до устранения патологии).
Обратите внимание!
С осторожностью необходимо выполнять упражнения детям с неврологическими расстройствами, нарушением мозгового кровообращения, на фоне органных патологий
Для школьников от 6 до 12 лет
В этом возрасте мы можем выполнять с ребёнком все упражнения, уже описанные ранее, а кроме того, добавляем более сложные упражнения, которые мы не смогли бы объяснить ребёнку, пока он слишком мал.
Нюхаем цветок. Этим упражнением лучше начать цикл дыхательной гимнастики, оно приучает в том числе к правильному носовому дыханию. Выполнять его можно сидя, стоя, лежа – в любом положении, но с одним условием спина должна быть прямой. Следует сделать глубокий вдох носом, как бы принюхиваясь, то есть втягивая воздух носом. Выдох также происходит через нос – медленно и спокойно. Всего следует сделать три-четыре таких вдоха и выдоха.
Попросите ребенка прислушаться к ощущениям внутри носовых проходов и попытаться описать их. Обычно речь идет о пощипывании или покалывании.
Дело в том, что слизистая оболочка носа пронизана множеством капилляров
Когда мы замедляем и интенсифицируем процесс прохождения воздуха через нос, а также акцентируем на нем свое внимание, мы можем почувствовать, как кислород поступает в кровь прямо через слизистые носа. Похожим образом это происходит внутри легких, пронизанных кровеносными сосудами
Считается, что кислород, усвоенный через нос, поступает прямо в мозг. Именно поэтому при заложенности носа, рините и других проблемах, затрудняющих приток воздуха непосредственно к слизистым носа, мозг человека страдает от кислородной недостаточности. Знание этих фактов и само ощущение дыхания носом может мотивировать ребенка содержать носовые проходы в чистоте, избегать факторов, провоцирующих простуды. Кроме того, слизистые носа – своеобразный центр иммунитета в организме. Это значит, что активное (и спокойное) осознанное дыхание через носовые проходы помогает предотвращать многие заболевания и справляться с их последствиями.
Спокойное дыхание. Упражнение также выполняется в любом удобном положении и в спокойной обстановке. Оно может оказаться немного сложнее, чем выглядит на первый взгляд, поэтому освоение его должно быть постепенным. Труднее всего оно может даваться именно впечатлительным, легковозбудимым или тревожным детям, и именно им оно принесёт наибольшую пользу.
Следует сделать медленный вдох до расширения грудной клетки, затем – небольшую паузу (задержку дыхания) и плавный выдох. Всего следует сделать от пяти до десяти таких вдохов и выдохов. Сложность заключается лишь в том, что эти действия не должны вызывать никакого физического напряжения. Поэтому позвольте ребёнку самостоятельно определять время вдоха, задержки и выдоха по своим ощущениям.
Хомяк. В этом упражнении ребёнок, вдыхая, изо всех сил надувает щёки (как в описанном в предыдущем разделе упражнении «Пузырики»). Затем выполняется задержка вдоха, во время которой щёки остаются напряженными. Во время этой задержки можно выполнить несколько шагов (хомяк тащит припасы, спрятанные за щеками, в свою нору). Резкий выдох происходит за счёт удара ладошками по щекам. После этого следует сделать несколько частых вдохов – хомяк обнюхивает окружающее пространство. И затем вновь отправляется за припасами – вдох с надуванием щёк, задержка, резкий выдох за счет хлопка по щекам, несколько частых вдохов. Повторить упражнение можно три-четыре раза.
Сочетание различных по характеру действий в одну последовательность (которая на самом деле вполне логична с точки зрения физиологии) помогает лучше овладеть искусством управления своим дыханием в разных его аспектах. Создание дополнительного давления внутри ротоносовой полости, как уже было сказано выше, способствует повышению местного иммунитета за счет устранения застойных явлений.
Кулачки. ИП – стоя, ноги на ширине плеч, руки вытянуты вперед. Вдыхать следует не одним сплошным вдохом, а в четыре приема – четыре коротких резких вдоха. Кулаки в это время сжимаются (во время вдоха) и разжимаются, как бы помогая ребёнку управлять своим дыханием. Выдох происходит произвольно, спокойно, через нос. Такое упражнение совершенствует не только дыхательную, но и нервную систему.
Боевой клич индейцев. Упражнение помогает овладеть своим голосом, научиться говорить звучно, контролировать громкость и «полетность» голоса.
Выполняется в любом положении. Само упражнение предельно просто: следует издавать звук, одновременно ритмично прикрывая ладонью рот. Дайте ребёнку задание регулировать громкость крика. Пусть он издает звук то с большей, то с меньшей громкостью.
Объясните также, что голос следует мысленно посылать вдаль, чтобы он звучал громче (вместо того, чтобы перенапрягать связки), и дайте малышу возможность потренироваться и убедиться в этом.
Дыхательная гимнастика во время коронавируса
Доктор Нейт Фавини, ведущий врач Центра передовых медицинских технологий, отмечает, что нет никаких доказательств того, что дыхательные упражнения полезны для больных коронавирусом и помогут защитить организм от болезни, если он уже поражен .
«Цель упражнений, которые можно выполнять в домашних условиях, — очистить легкие от слизи, восстановить дыхание и сохранить дыхательные пути открытыми», — говорит врач Майкл Нидерман из Высшей школы медицинских наук им. Вейля Корнелла в Нью-Йорке . Он считает, что гимнастика должна строиться на глубоких вдохах и кратковременной задержке воздуха. Такие циклы упражнений часто заканчиваются сильным кашлем, что говорит об очищении легких. «Глубокое дыхание увеличивает количество кислорода, попадающего в легкие, и объем покидающего их углекислого газа», — объясняет Эма Свингвуд, председатель Ассоциации дипломированных физиотерапевтов по респираторной помощи .
При этом вдыхание большого количества воздуха через рот может вызвать раздражение слизистой. Особенно если выполнять упражнения в сухом, недостаточно проветренном помещении. На первых порах лучше вдыхать через нос, так как при этом воздух согревается и увлажняется. Дыхательные упражнения помогают быстрее восстановиться после болезни, но они не защищают от заражения COVID-19.
Как детям правильно заниматься дыхательной гимнастикой?
До пяти лет дыхательная гимнастика для детей носит больше игровую форму и сочетается с физическими и голосовыми упражнениями. Заниматься такой игровой гимнастикой дети обязательно должны с родителями. Это обеспечит полную безопасность занятий, а также позволит маме и папе провести больше времени с малышом.
Заниматься полноценной дыхательной гимнастикой детям рекомендуется с пяти лет. В этом возрасте ребенок начинает контролировать свое дыхание, оценивать свое самочувствие. Но даже в этом возрасте выполнять упражнения он должен под присмотром родителей. Заниматься самостоятельно можно лишь с семи лет.
Правила выполнения упражнений зависят от того, какую методику вы выбрали. Так, например, в одних техниках считается правильным дышать через нос, в других – через рот. Перед началом занятий обязательно уточните этот момент.
В целом же существует небольшой список рекомендаций по занятиям дыхательной гимнастикой с детьми:
- ребенок обязательно должен быть спокоен, не рассержен и не слишком игрив;
- упражнения нужно выполнять в спокойном темпе, чтобы малыш не переусердствовал и вы всегда могли контролировать его состояние;
- во время занятий нельзя делать резких выдохов;
- плечи малыша должны оставаться в спокойном состоянии.
Обязательно прекратите занятия, если:
- ребенок часто дышит, резко побледнел или покраснел;
- малыш жалуется, что у него онемели ручки или ножки;
- у ребенка начали дрожать кисти рук.
Перед началом занятий попросите ребенка рассказывать о своем самочувствии и сразу же предупреждать, если он вдруг почувствует недомогание.
Показания к проведению гимнастики Стрельниковой
Лечебная гимнастика Александры Стрельниковой полезна при бронхиальной астме, бронхите, пневмонии, аденоидах, гайморите и рините, аллергии, стенокардии и ишемической болезни сердца, синдроме вегето-сосудистой дистонии и головных болях, гипертонии, остеохондрозе, заикании, храпе, депрессии. Также дыхательные упражнения следует выполнять пожилым, детям, беременным и лицам с избыточным весом.
Рассмотрим подробнее, чем полезна гимнастика А.Н. Стрельниковой при некоторых состояниях и заболеваниях.
Гимнастика Стрельниковой при насморке и аллергии
Носовое дыхание – естественный физиологический процесс, о котором в повседневной жизни мы не задумываемся. Воздух, проходящий через носовую полость, очищается и согревается. При нарушениях такого типа дыхания кислород в недостаточном объеме поступает в легкие, что приводит к серьезным изменениям организма.
Дыхательная гимнастика Стрельниковой позволяет восстановить носовое дыхание при насморке вследствие развития аллергической реакции, гайморите, рините.
Гимнастика Стрельниковой при ларингите, бронхите и астме
Главным условием дыхательной гимнастики является выполнение резких коротких вдохов носом. При этом легкие раскрываются в несколько раз больше, чем во время обычного неосознанного дыхания. К дыханию добавляются динамические упражнения, которые направлены на сжатие грудной клетки. В такой позиции диафрагме и другим дыхательным мышцам приходится приложить больше усилий, чтобы сделать вдох.
Это способствует улучшению газообмена, устранению спаек и отхождению мокроты.
Лечебная гимнастика Стрельниковой показана при ларингите, бронхите, астме, фарингите и других заболеваниях дыхательной системы.
Гимнастика Стрельниковой от заикания
Механизмом заикания является спазм мышц речевого аппарата, мышц гортани и дыхательные судороги. Наряду с психологическими, медикаментозными, психотерапевтическими методами лечения специалисты рекомендуют использовать дыхательную гимнастику и упражнения для пения.
Во время лечения необходимо выполнять максимально глубокий вдох, укреплять голосовые связки и возвращать в тонус диафрагму.
Гимнастика Стрельниковой при гипертонии
Дыхательные упражнения положительно влияют на работу сердечно-сосудистой системы. В последствии главная мышца нашего тела – сердце, перекачивает кровь с меньшими усилиями, что снижает нагрузку на сосуды и, следовательно, артериальное давление.
Гимнастика для беременных
Во время беременности с 4-5 месяца рекомендуется использовать упражнения для дыхания. Гимнастика улучшает насыщение кислородом крови, обменные процессы, повышает иммунитет, является профилактикой ОРЗ.
Выполнять упражнения необходимо в небольшой амплитуде, исключить резкие движения. Перед началом занятий следует проконсультироваться с врачом.
Гимнастика Стрельниковой для детей
С помощью упражнений на дыхание множество заболеваний сводится к минимуму. Если гимнастику начать с раннего возраста, то можно и вовсе искоренить проблему. Лечебные упражнения особенно рекомендуются детям при заикании, астме и аденоидах.
Выполняйте все упражнения друг за другом последовательно. Строго соблюдайте дозировку и наблюдайте за реакцией организма.
Гимнастика Стрельниковой для похудения
Качественное и глубокое дыхание способствует улучшению обменных процессов организма. При выполнении дыхательных упражнений диафрагма массирует органы брюшной полости, вследствие чего функции желудочно-кишечного тракта приходят в норму. Также ускоряются процессы окисления жиров. Одновременно с этим правильное дыхание укрепляет иммунитет и нервную систему, улучшает настроение и придает сил.
Данные эффекты будут способствовать снижению веса без вреда для здоровья. Для похудения следует ежедневно выполнять весь представленный комплекс упражнений. Дозировка определяется индивидуально в зависимости от возраста, физиологических показателей, уровня физической подготовленности и наличия сопутствующих заболеваний и травм. Для этого следует обратиться к специалисту или врачу.
Сочетание дыхательных упражнений с силовыми тренировками позволит достичь результата намного быстрее. Для новичков советуем включить в свои занятия упражнения:
- с мини-петлями;
- эспандером,
- фитболом
- или освоить такое направление, как калланетика.
Комментарий эксперта
Елизавета Конева, д.м.н., главный специалист по медицинской реабилитации АО ГК «Медси», руководитель Центра восстановительной медицины Клинической больницы №1 «Медси», профессор кафедры спортивной медицины и медицинской реабилитации Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова
Дыхательная гимнастика не спасет от заражения, но она показана пациентам с коронавирусной инфекцией. В период болезни, при пневмонии, мы обязательно рекомендуем делать индивидуально подобранные упражнения. У пациента, как правило, снижена мобильность, есть риск гиподинамии, поэтому дыхательные упражнения идут на пользу восстановлению
Они подбираются с учетом локализации по показателям КТ: важно понять, какая часть легких поражена, и, исходя из этого, подобрать комплексы, направленные на индивидуальную работу
Нельзя выбирать между прогулкой на свежем воздухе и дыхательными упражнениями. Это не взаимозаменяемые, а взаимодополняемые рекомендации, которым нужно следовать. Врачи назначают дыхательные упражнения при влажном кашле, для улучшения отхождения мокроты. При сухом кашле они неэффективны и могут даже ухудшить ситуацию.
Дыхательная гимнастика — это двигательная нагрузка, при которой происходит изменение сердечного ритма, направленная в том числе на включение дополнительных объемов вдыхаемого воздуха. При ковидной пневмонии меняется эластичность бронхолегочной системы, поэтому не стоит прибегать к дыхательной гимнастике самостоятельно, без консультации специалиста и комплексного лечения
В процессе выполнения упражнений важно контролировать давление и пульс. Работа направлена на улучшение дренажных функций и активизацию основной дыхательной мускулатуры
При ОРВИ, если нет бронхолегочных осложнений, упражнения не нужны, как и при полном восстановлении после пневмонии. Если у пациента диагностирована сформированная фиброзная ткань в легких, то стоит продолжать выполнение упражнений и после болезни.
Что касается дыхательных комплексов, то нет универсальных программ, которые подойдут любому человеку. Здоровые люди могут попробовать освоить дыхательные техники, но лучше делать это после консультации со специалистом. Нужно подробно изучить анамнез пациента, определить симптоматику, хронические заболевания и индивидуальные особенности и только тогда подбирать упражнения и техники. Советую воздержаться от экспериментов со здоровьем и вовремя обращаться к врачам.