Городецкая роспись

Особенности росписи

В нижегородских росписях можно различить два типа — павловские и городецкие росписи, которыми украшали сундуки, дуги, сани, детскую мебель, донца для прялок и многие мелкие предметы обихода. Городецкий стиль отличается прежде всего содержательностью. В росписях основное впечатление дают жанровые сцены. Все эти изображения условны по характеру, очень вольны и декоративны по форме, а иногда граничат с шаржем. Это — быт крестьянства, купечества, пышный парад костюмов. Значительное место занимают цветочные мотивы — пышные «розаны», писанные широко и декоративно. По выражению А. В. Бакушинского мастер стал подлинным живописцем. Об этом же говорит и В. С. Воронов, писавший, что «нижегородская манера представляет нам наиболее чистый вариант подлинного живописного искусства, преодолевшего рамки графического пленения и основанного исключительно на элементах живописи…» Рядом с жанровыми реалистическими мотивами в городецких росписях живут и идеализированные, декоративные образы птиц и животных.

Встречаются экзотические львы и барсы. Особенно часто изображение горячего, сильного коня или петуха в гордой, воинственной позе. Чаще всего это парные изображения, геральдически обращенные друг к другу. Городецкий мастер росписи любит цветы. Они всюду разбросаны на поле росписей веселыми гирляндами и букетами. Там, где позволяет сюжет, мастер охотно пользуется мотивом пышного занавеса, подхваченного шнуром с кистями. Декоративность мотивов подчеркивается декоративностью цвета и приемов. Любимые фоны — ярко-зеленый или напряженный красный, глубокий синий, иногда черный, на котором особенно сочно расплескивается многоцветие Городецкого колорита. В характеристике сюжета разбелённые тона дают богатые оттенки цветовых переходов. Роспись ведется кистью, без предварительного рисунка, свободным и сочным ударом. Он очень разнообразен — от широкого мазка до тончайшей линии и виртуозного штриха. Работа мастера быстро и экономно. Поэтому она очень обобщена, проста по приемам, свободна в движении кисти. Характерны городецкие цветочные росписи, многокрасочные и выразительные работы мастеров А. Е. Коновалова и Д. И. Крюкова сделал Максим Шелипов.

История

Родиной городецкой росписи является Поволжье – сёла и деревни Нижегородской области. Вначале там расписывали прялки. Сейчас некоторые не знают, что это такое. Расскажем. Прялка – это такое приспособление, на котором в давние времена пряли нити. Ручная прялка состояла из вертикальной части (гребня), куда привязывается кудель, и горизонтальной – донца, где сидит пряха.

Вот так выглядела ручная прялкаСначала прялки украшали резьбой, потому что всегда приятнее работать на красивом инструменте. Потом резьбу начали подкрашивать, а ещё позже резьбу упразднили, а прялку стали просто расписывать.И вот такие расписные прялки продавали на нижегородской ярмарке. Поэтому и роспись сначала называлась нижегородской.

Но почему же тогда роспись называется «городецкой»?

Такое название появилось примерно в 1930-х годах, т.к. постепенно именно Городец стал главным рынком сбыта расписной утвари окрестных сёл и деревень. Кроме того, Городец с давних пор славился резьбой по дереву, там проживало больше всего умельцев, работавших с деревом. Лес в этих краях всегда был под рукой. Достаточно было топора и долота, чтобы делать красивые резные вещи.Ещё в те времена, когда Пётр I создавал русский флот, каждый корабль обязательно украшался деревянной резьбой

Важно было не только заявить о военной мощи России, но и о художественных талантах её жителей.Но когда строительство кораблей переместилось ближе к берегам морей, мастерам пришлось искать новое применение своему таланту. Они стали вырезать ложки, миски и чашки, изготавливать орудия труда, в том числе донца для прялок

Донце прялки – это сиденье, во время работы оно не видно, но когда после работы пряха вешала его на стену – оно становилось украшением. Вот поэтому так тщательно расписывали эту часть прялки.

Прялка в музееПрялку сейчас можно увидеть в музее. И там же можно проследить путь изменения и усложнения украшений: простая резьба заменялась инкрустацией, а затем росписью.В 1879 г. в деревню Курцево из Городца пригласили иконописца Огуречникова – он должен был обновить живопись местной церкви. Он и помог местным умельцам освоить живописные приёмы иконописи: научил их способам наложения слоев красок, «оживки» белилами – всему тому, что придает живописи законченность и выразительность. Так и развивалась городецкая роспись донцов, гребней, веретён, пока не появились фабрики по производству мануфактуры. И теперь уже все эти приспособления стали не нужны.

Н.Н. Носкова. Икона Божией Матери «Неувядаемый цвет» (2005)На фабрике «Городецкая роспись» до сих пор работает иконописная мастерская. Эта икона создана с использованием городецкого орнамента.Мастера художественной росписи находили применения для своего творчества: писали иконы, расписывали предметы утвари. Но постепенно промысел приходил в упадок. К началу XX в. он прекратил свое существование.

А как сейчас?

С 1930-х годов городецкая роспись начала постепенно восстанавливаться. Открылась мастерская живописцев. В 50-е годы образовалась артель. В 1960 г. была создана фабрика «Городецкая роспись», которая действует до настоящего времени. Пять художников (Беспалова Л.Ф., Кубаткина Л.А., Касатова Ф.Н., Рукина Т.М., Соколова А.В.) – лауреаты премии имени Репина. В художественной мастерской Городца опытные мастера обучают учеников.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, у меня сегодня радостное настроение, а у вас какое настроение. А теперь закройте глаза и представьте себе, что вам дали кисточку и черную краску. Закрасьте все вокруг черной краской. Что вы испытываете?Какие чувства?

Дети: страх,тоску,грусть…

Воспитатель: А теперь закрасьте все белой. Каким цветом было труднее закрашивать? (белым). А вам бы хотелось, чтобы мир вокруг вас был черно-белым (Нет). А какой вы видите мир?

Дети: цветной, разноцветный, радужный,весёлый, радостный …

Воспитатель: Правильно, вас окружает красивый, разноцветный мир, красивые вещи.

Ребята, а кто мне подскажет, где хранятся красивые редкие вещи?

Дети: в музее.

Воспитатель: Ребята, сегодня утром придя на работу, я на своем столе увидела большой конверт.На нем написан адрес нашего садика и указано: «Детям группы Ромашка» от директора музея. Так как письмо адресовано всем вам, то вскрывать его я не стала, подождала, пока мы все соберемся в группе. Хотите посмотреть, что в этом письме? «Здравствуйте, дети! Пишут вам сотрудники музея. Мы в нашем музее хотим организовать выставку народных изделий. Но для экспозиции не хватает экспонатов. Не можете ли вы нам помочь? Высылаем образец. Но он не помещался в конверт, и его пришлось разрезать. Надеюсь, вы сможете его собрать? Спасибо за вашу помощь.». Ребята, поможем?

2. Основная часть. Игра «Собери картинку». -Вот вы и составили образец, а что у нас получилось?

Дети: разделочная доска.

Воспитатель:- а вы догадались какая это роспись?

Дети: Городецкая роспись.

Воспитатель: По каким элементам вы догадались?

Дети: по элементам -розан, бутон, листочки.

Воспитатель;-А в нашем саду тоже есть мини-музей городецкой росписи. Посмотрите. В городецкой росписи существует три вида мотивов,композиций. Это цветочный мотив, цветочный мотив с включением образов коней, птиц. И сюжетный мотив, где мастера изображали сюжет из жизни людей — застолье, чаепитие, гулянье, прогулки с кавалерами, стройка дома и т. д.

Чтение стихотворения «Городец».

Есть на Волге город древний,

По названью – Городец.

Славится по всей России

Своей росписью, творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя,

Чудо-птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры

Тонко вывела рука!

Городецкий конь бежит,

Вся земля под ним дрожит!

Птицы яркие летают,

И кувшинки расцветают!

-А Сейчас я вам загадаю загадки, а вы найдите эти элементы на панно.

Он не броский, круглый он – не раскрывшийся… (бутон).

Ей в жару не будет жарко. Она в воде, она — … (купавка).

Словно чудо тут и там распускается … (розан).

Она круглая, как чашка, и зовут ее… (ромашка). Молодцы! Вы знаете все элементы узора. Пора немного размяться.

Физминутка

Распускают лепестки наши алые цветки (дети поднимают руки вверх)

Ветерок чуть дышит, (Дети встряхивают кистями рук)

Лепестки колышет.

Наши алые цветки (Дети сцепляют руки над головой)

Закрывают лепестки,

Головой качают, (Дети приседают)

Тихо засыпают. (Дети садятся за столы)

Продуктивная деятельность.

Воспитатель: -Ребята. Как вы уже догадались мы будем расписывать разделочную доску элементами Городца, а именно цветочным мотивом, используя такие элементы,как ромашка, городецкая роза и бутоны.

Воспитатель: Что нужно сделать вначале работы (продумать композицию- расположение элементов на изделии.) Вспомним, что городецкая роспись состоит из 3 этапов работы- это подмалёвок, когда наносятся цветовые пятна, силуэты основных элементов. (показывает, тенёвка –когда прописываются тёмной краской с целью детальной проработки форм и оживка- нанесение белилами штрихов деталей. ,чтобы подчеркнуть, выделить элементы целой композиции.

1 этап: подмалёвок. Кистью №4 рисуем круги розового (девочки) и голубого (мальчики) цветов, элементы листьев зелёного цвета (по два листочка с каждой стороны).

2 этап: тенёвка. Кистью №2 рисуем тёмной краской сердцевину (кружочек) у цветка и бутона, дуги. На листьях с одной стороны тоже рисуем дуги.

3 этап: оживка. Кистью № 2 наносим белой краской штрихи и мелкие детали у всех элементов целой композиции.

3. Заключительная часть. (дети выкладывают свои работы в центре для рассматривания и анализа).

Воспитатель: Какие элементы городецкой росписи мы использовали в наших работах?

Дети: ромашка, бутон, городецкая роза.

Воспитатель: правильно ли подобраны цвета в подмалёвке и следующих этапах? Аккуратен ли узор? Молодцы, ребята. Вы очень помогли сотрудникам музея. В их музее теперь прибавится больше экспонатов городецкой росписи для экспозиции.

Как выполняют городецкую роспись

Чаще всего для выполнения городецкой росписи используют темперу – краски, приготовленные на основе натуральных сухих порошковых пигментов и/или их искусственных аналогов. Можно использовать гуашь, в которую добавлен клей ПВА. При работе с гуашевыми красками нужно знать, что после высыхания они приобретают белесоватый оттенок, поэтому каждом слою необходимо полностью просохнуть прежде, чем наносить другой слой краски. Все основные цвета должны иметь два оттенка: один – насыщенный, другой – разбавленный. При работе с красками необходимо следить за тем, чтобы кисти не засыхали, так как если их не отмыть вовремя, то придется их выбросить. Техника выполнения городецкой росписи значительно проще, чем хохломской росписи, особенно если сравнивать подготовку деревянной основы. Городецкая роспись выполняется непосредственно на деревянной основе или же основа грунтуется красным, желтым, черным цветами. В первую очередь на выбранной поверхности тонкими линиями при помощи карандаша намечают композицию будущего узора. Причем главной задачей здесь является наметить размеры и расположение самых основных элементов – узлов композиции, например, цветов и животных. Однако карандаш используется далеко не всегда: опытные мастера сразу наносят рисунок красками, считая, что именно такая технология является правильной. Что касается средних и мелких деталей, то они играют дополняющую роль и мало влияют на всю композицию в целом. Узлы композиции, как правило, выполняют широкой кистью и более светлой краской. Поверх светлых пятен наносят более темные мазки того же оттенка, например, у голубого элемента создают синюю обводку. Вся городецкая роспись состоит из таких элементов, как скобки, капли, круги-подмалевки, спирали, дуги, штрихи и точки. Причем штрихи и точки наносят тонкой кистью на заключительном этапе росписи – они называются «оживкой» и придают работе законченный вид. После высыхания рисунок можно покрыть бесцветным масляным лаком или нитролаком. Для нанесения масляного лака использовать кисть, тампон или краскораспылитель, а для нитролака – исключительно краскораспылитель, так как в этом случае поверхность будет более ровной и гладкой. Лак следует наносить в 2-3 слоя, причем каждый слой требует полной просушки. Таким образом, образуется качественная пленка, способная защитить городецкую роспись от механических и химических повреждений. 

Нанесение рисунка по технологии городецкой росписи

Если сравнивать искусство городецких мастеров и, например, хохлому, то последнее направление технически выигрывает. Но, несмотря на сравнительную простоту, городецкая роспись не может считаться менее ценной или недостойной продолжаться в сверхновое время. Она самобытна и интересна и для детей, и для взрослых.

Технологические особенности промысла:

  • Краски наносят сразу на древесину, предварительная обработка грунтовкой не предусмотрена.
  • Фон может быть разным – черный, красный или желтый. Это все традиционная цветовая база для городецкого искусства, причем, цвет должен скрывать все шероховатости и неровности поверхности. И уже после высыхания фона мастер приступал к нанесению рисунка.
  • Первые краски умельцы изготавливали на яичной основе, но, несмотря на устойчивость состава, цветовая палитра не баловала разнообразием. Для красящего пигмента брали ягоды и травы.
  • Впоследствии начали появляться более комфортные красящие компоненты: сегодня мастера, поддерживающие нижегородский промысел, работают масляными красками. Наиболее эффективный вариант – темпера, краска на сухой основе.
  • Отличает городецкую роспись особенная точность линий: ее мастера «подсмотрели» у резчиков. На создание одной работы не зря уходило несколько дней – прорисовка деталей была совершенной. И это при том, что городецкую роспись долгое время несправедливо считали грубой и простецкой! Нет, мастера выписывали буквально каждую линию, чтобы добиться максимальной четкости образа, и заметно это еще на расписных прялках.
  • Можно сказать, выдерживались и каноны росписи. На декоративных разделочных досках людской мир был представлен в верхней плоскости, внизу же изображались представители фауны и флоры. Но строгой каноничности в городецком творчестве не было, и это прекрасно – изображения привлекали своей естественностью, легкостью, созвучием жизни людей и жизни природы.
  • Не отказать промыслу и в разнообразии форм. Сначала мастера брались за украшение прялочных донец, а потом взялись и коробы, и за лукошки, и за полочки, шкафчики, мебель. Предметы округлых форм, которые становились базой для росписи, могли помочь создать не простое, а сферическое изображение.
  • Если говорить о настоящих мастерах, то кроме кистей и красок для росписи художникам ничего не было нужно. Но если за дело берется новичок, то он сначала намечает рисунок карандашом. Впоследствии контуры рисунка мастер художник подчеркивает черным или белым, что позволяет изображению выглядеть натурально.
  • Рисунок наносили крупными, уверенными мазками. Какое-то время все же мастера грунтовали поверхность, но потом вернулись к необработанной основе. И это делало изображение прозрачным и легким.

3 этапа процесса росписи.

Технологический процесс делился на 3 этапа: и эти этапы отличались не только разными материалами, но и принципами действия мастера. Между каждым этапом изделие «отдыхало». Первый этап – замалевка: на основу наносятся основные элементы и главные цвета будущего изображения. Иначе этап известен как «замалевок» или «подмалевок». Сменяет его теневка. На уже расставленные цветовые пятна наносится контрастный рисунок (обычно делают это темной краской по светлому фону). Ну и завершает рабочий процесс разживка. Мастер добавляет на изображение блики и мелкие белые детали, за счет которых рисунок оживает.

Так могут возникать большие и маленькие работы, создание которых сегодня осилит и человек без художественного образования. Возраст не так важен, как не важны и начальные умения. Нужно проникнуться городецким творчеством, понять его технологию и отработать ее сначала на бумаге, а потом уже и на дереве.

Основные цвета городецкой росписи

Городищенские художники использовали вначале краски на яичной основе, потом масляные, темперные и гуашь. Сначала поверхность изделий грунтовали, после войны стали наносить краски непосредственно на поверхность, что сделало роспись более легкой, живой, прозрачной. Сейчас стали использоваться современные акриловые краски.

  • Замалевок – для раскрашивания цветов и ягод используют охру, розовый, красный, бордовый, голубой, синий цвета. Для листьев – зеленый, иногда коричневый;
  • Теневка – синие и голубые детали оттеняют темно-синим, черным и коричневым тонами.
  • Разживка – делается роспись черным тоном и белым (оживка), изредка желтым на листьях и цветах.

Мастер-класс городецкой росписи

Элементы городецкой росписи поэтапно – этому обязательно нужно учиться, потому что последовательность выполнения очень важна в традиционном творчестве. Авторские включения должны быть минимальны.

Подмалевок

Если говорить проще, подмалевок – это грубая основа будущего изображения. Это главные элементы, которые станут центром картинки. Если вы решили расписать, например, деревянную разделочную доску, то первым цветовым пятном на ней будет именно подмалевок. Если, конечно, вы не задумали сделать на доске цветной фон. Тогда сначала работаете над фоном, даете ему хорошенько просохнуть, а потом уже начинает рисовать подмалевок.


Начинаем с прорисовки фона

Допустим, главными элементами первой работы будут купавки – цветки, часто встречающиеся в городецкой росписи. Ниже центра вы, соблюдая композиционное равновесие, рисуете три круга. Два – насыщенно-голубых, один (центральный) – розовый. Далее вы берете синий и красный цвета, и рисуете на вершинах этих кругов кружки поменьше, которые будут немного заходить на основной круг.

На этом выполнение первого этапа завершено. С подмалевком (иногда говорят – замалевок, это тоже правильно) справится даже ребенок, но не всегда это очень просто

Дело именно в том, что круги должны быть ровные, что рисовать их нужно научиться сразу краской по фону и что, самое важное, они должны стать композиционным центром работы. Если баланса не случается, любой последующий декор будет напрасным

Теневка

На этом этапе городецкой росписи художник наводит лепестки. К моменту прорисовки лепестков круги, выполненные на этапе подмалевка, должны просохнуть. Когда краска просохла, яркой контрастной краской наводите лепестки.

Прорисовывайте их без спешки – хоть они и не должны быть математически точны и ровны, сильные отклонения в прорисовке лепестков нарушают композиционную стройность изображения. Лепестки цветово могут совпадать с малым кругом на подмалевке. Это не обязательно, но обычно такое сочетание хорошо воспринимается на общем фоне.

Настало время выполнить листочки и веточки. И здесь тоже нужно помнить о симметрии: она делает работу красивой, она свойственна городецкому промыслу, потому любые прочие эксперименты здесь не будут уместны. Новичкам не стоит браться за сложные украшательства зеленью: начните с малого, с пары листочков по бокам голубых купавок, и с небольших стебельков, усыпанных листиками, у вершины этих цветков.

Когда писать будете увереннее, узоры можно усложнять. Но сначала следует научиться рисовать точно, симметрично, хорошо управляясь с цветом и формой. Двойного мазка в этой росписи нет, потому даже в детских руках основные приемы промысла оживают и покоряются начинающим художникам.

Разживка

Другое название этого этапа – оживка. Без него картинка не будет яркой, динамичной, не будет и законченной. Для разживки нужно взять самую тонкую кисточку, и легким касанием «оживить» изображение капельками, штришками, дугами, точками. Выполняется оживка белой краской. Типичная ошибка начинающих – слишком много внимания уделяют они этому этапу. Работа обретает грузность, узор кажется слишком «кудрявым», избыточным, чрезмерным. Потому постарайтесь остановиться вовремя.

Как нарисовать оживку в городецкой росписи, можно посмотреть на примерах классических работ. Там прослеживается и геометричность узоров, и их частота, и самые типичные приемы. Если не уверены, что сразу справитесь с этим этапом на расписном изделии, оттачивайте их на бумаге. Это укрепит умения, и, работая на дереве, рука не будет дрожать.

Когда и с разживкой вы справились, нужно дождаться высыхания краски и закрепить результат. Обычно деревянное изделие покрывают несколькими слоями лака, чтобы работа выглядела эстетично, а краски долгое время не выцветали. Не обязательно начинать с росписи деревянных досок: в ход могут идти птички-свистульки, ложки, шкатулки, другие деревянные заготовки. Но на плоской и ровной поверхности работать, безусловно, удобнее.

Данный видео-урок подробно рассказывает об этапах в городецкой росписи.

Городецкая роспись, приемы которой известны даже дошколятам, это возможность попробовать силы в изобразительном искусстве, познакомиться с народными промыслами, сделать нечто, не требующее особой подготовки, серьезных художественных навыков и дорогостоящих материалов и инструментов.

О том, как расписать деревянную доску, вы можете узнать из статьи: «Как оформить разделочную доску городецкой росписью – фото и видео, описание».

Дерзайте!

Поэтапное декоративное рисование по мотивам городецкой росписи для детей

  1. Начало рисунка – это набросок схемы на дереве в натуральную величину. Следует наметить размер будущей работы и её основных элементов.
  2. Для упрощения задачи можно прорисовать размер композиции на бумаге, а только потом перенести изображение на деревянную поверхность.
  3. Когда размер орнамента будет нанесён на деревянную поверхность, нужно выделить главный центр композиции. После этого можно продумать цветовую гамму.
  4. Когда будет решён вопрос о составе и цветовой гамме композиции, можно приступать к детальной прорисовке орнамента.
  5. Для детей рекомендуется выбирать несложные рисунки. Например, можно изобразить солнце. В центре рисуется красный круг, а рядом – лучи. Лучевые стежки должны быть одинакового размера.
  6. В конце работы деревянная поверхность покрывается лаком. Для такой работы отлично подойдет разделочная доска. 

Ребенку будет проще рисовать простые элементы

Варианты заданий по городецкой росписи в старшей группе: темы и выполнение

«Знакомство с городецкой росписью»

Вводное занятие по городецкой росписи в практической части включает обязательное повторение смешивания цветов и выбеливания.

Инструкция по смешиванию основных цветов городецкой росписи

Схема спешивания цветов городецкой росписи

«Роспись разделочной доски городецким узором»

Предполагается наличие у ребят опыта рисования элементов «розан» и «купавка». Цель занятия — научить созданию городецкого узора на заготовке с использованием нового приёма — «ромашка».

Поэтапное рисование «ромашки»:

  • Нанесение основного пятна.
  • Выполнение обводки другим оттенком, подрисовывание скобок.
  • Оживление цветка «жемчужинками».

Замысел композиции на доске будет индивидуальным, но с обязательным включением в нарисованный букет или цветочную гирлянду «ромашки».

«Узор для городецкого панно»

Цель: создание панно на бумажной основе. Задачи: учить рисовать цветочную гирлянду с новыми элементами — «розан» и «купавка»; украшать рисунок «оживками» — точками и штрихами; самостоятельно подбирать элементы для узора.

Поэтапное рисование «розана» и «купавки»:

  • Создание круглых пятен замалёвкой: для «розана» большего диаметра, чем для «купавки».
  • Обводка кругов выбеленной краской.
  • Обозначений центра цветка: рисуется краской без добавления белил, у «розана» — посередине, у «купавки» центр смещён влево или вправо.
  • Оживка цветов белилами (штрихи).

«Букет для мамы»

Итоговое занятие. Воспитанникам даётся задание нарисовать в подарок мамам на 8 Марта вазу с цветами по мотивам городецкой росписи. Выбрать элементы, цвета, продумать композицию ребята должны самостоятельно.

Изобразительное искусство

Городецкая роспись

Искусство городецкой росписи зародилось в заволжском крае близ г. Городца, недалеко от Нижнего Новгорода.

В окрестных селах этого края (Курцево, Косково и др.) крестьяне издавна украшали удивительной росписью свои дома — ставни, прялки, шкафчики, сани, детские игрушки. Каждый предмет городецкого художественного промысла — настоящее произведение искусства. Рассмотри донца старинных прялок.

На расписных городецких изделиях можно увидеть птиц, коней, сценки чаепития, охоты, изображения барышень и кавалеров за беседой. Эти сценки украшены диковинными цветами: яркими розанами, купавками, зелеными веточками.

В самую короткую летнюю ночь на праздник Ивана Купалы расцветают, по поверью, особые цветы и травы, которые обладают целебной силой. Вот этими цветами и украшены все предметы. Композиции из розанов и купавок могут составлять отдельную композицию или дополнять сюжетное изображение.

А Л. Беспалова. Сундучок-скамеечка.
Ф. Касатова. Доска разделочная. Городец. 1980 г.

Посмотри, как изящно решены городецкие травы, веточки и листья, как органично сочетаются крупные формы с мелкими.

Мастер пишет красками сразу по чистой доске или по фону, легко и уверенно нанося мазки без прорисовки контура.

Донце прялки расписное. Фрагмент. 19 в.
Л. Мельников. Донце прялки резное с росписью и инкрустацией. Городец. 1866 г.

Коробочка. Городец

Сначала мастер крупной кистью делает замалевок — цветные пятна круглой формы. Из них и составляется композиция росписи. Затем, работая мелкими кистями, он усложняет форму цветка, делает серединку и дужки лепестков. Завершается работа белой оживкой в виде штрихов, дуг, лепестков, точек, которые придают цветам неповторимый вид.

Роспись купавок и розанов

Л. Беслалова. Панно «Цветы». 1980-е гг.

В чем же волшебство Городецких узоров? Красок-то всего: красная, синяя, зеленая, немного желтой, а черная и белая для оживки. Все дело в том, какие краски рядом положить, чтобы получилась гармония цвета.

Детские работы. Гуашь

Задание

Сделай эскиз одного из предметов быта: доски для резки хлеба, коробочки, подставки под чайник, игрушки-каталки. Укрась его по мотивам городецкой росписи, используя гуашь и кисти разных размеров. Вначале загрунтуй бумагу или картон под цвет дерева охрой с белилами. Продумай композицию росписи. Крупной кистью нанеси основные пятна замалевка в форме цветов (красные, розовые, голубые) и птиц (черные). Листочки пиши сразу в один мазок. Теперь пропиши более темной по тону краской лепестки и серединки цветов и сделай белую оживку.

Такой росписью можно украсить фанерную заготовку-доску для резки хлеба. Когда краски на ней просохнут, надо нанести лак. Это хороший подарок маме. И на кухне будет красиво, и польза есть. А может быть, всем вместе украсить школу?

Вопросы

  1. В чем своеобразие городецкой росписи?

  2. Как удается мастеру цветом создать радостное настроение?

  3. Что украшает городецкий цветок или птицу?

  4. Какие предметы делают современные мастера?

Ход ОДД:

Вводная часть

Чтение стихотворения:

Нарисуем мы цветы,

Небывалой красоты

И «розаны» и «бутоны».

Что бы ожили цветы,

Нарисуй оживку ты.

Да добавь еще листочки

Ведь без листьев нет цветочка.

Вот тогда-то Городец

Ты не спутаешь вовек.

— Ребята, вы догадались, о каком декоративно – прикладном искусстве говорится в стихотворении?

(Городецкая роспись).

— Кто знаком с городецкой росписью?

Основная часть

На берегу Волги, раскинулся древний город Городец –древнейший русский город — крепость. (слайд 2)

Здесь давным – давно люди начали делать посуду из дерева и расписывать различными узорами.

Кто-то вырезал ложки, чашки, миски, солонцы, поставцы точили на токарном станке. (слайд 3, 4)

Кто-то изготавливал орудия труда для прядения и ткачества.

Был промысел прялок (слайд 5)

Поверхность донца прялки делилась на ярусы. В верхней части донца воссоздаётся главный сюжет. Это могли быть сцены застолья, гуляний изображались поездки и выезды.

Второй ярус разделял верхний и нижний ярусы — поясок. Там рисовали гирлянды цветов или крупный цветок с расходящимися от него листьями.

Существовали и другие варианты, орнаментальная полоса изображалась с мотивами птиц и кошек.

В нижней части изображались сцены сражения – это были целые картины. (слайд 6).

В то же время была фабрика фабрика по изготовлению детской мебели и других предметов быта:

детские стулья, столы (слайд 7, конь – качалка, (слайд 8)

шкатулки, чашки (слайд 9)

разделочные доски,блюда, хлебницы (слайд 10)

В настоящее время в качестве фона используют естественный жёлтоватый цвет дерева. (Слайд 11,12)

Ребята скажите мне, какие цвета в росписи используют городецкие мастера? Фон жёлтый – цвет дерева.

Цвета в узоре не многочисленны, но в очень ярких сочетаниях – красный, синий, зелёный, оранжевый насыщенного тона и его оттенки. Белый и чёрный цвета в росписи имеют особое значение.

Эти 2 цвета обладают свойством оказывать влияние на звучность красок и способствовать благоприятному их сочетанию.

Ребята, а какие элементы в росписи используют мастера?

Ответы детей (розан, купавка, ягодка, листья, лошадка, птицы).

Существует несколько видов композиций

1. Цветочная роспись

2. Цветочная роспись с включением мотивов конь и птица

(слайд 13,14).

— Элементы городецкой росписи:

— бутон;

— розан;

— купавка или роза;

— ромашка.

(слайд 15).

— Давайте рассмотрим этапы росписи розы (слайд 16).

Первый этап росписи – подмалёвок. Берётся один цвет и прорисовывается расположение основных элементов узора, (цветы). Так все цветы в своей основе имеют круг, по краю которого рисуются лепестки.

Второй этап – оттенёвка.

Мазками другого цвета рисуются полудуги создающие впечатление лепестков сказочного цвета.

Когда вся композиция намечена

Третий этап – оживка.

Расписываются мелкие детали: точки окаймляющие центр цветка, края лепестков, прожилки на листочках и так д. Разживка выполняется белым и чёрным цветом.

Физминутка

Спал цветок и вдруг проснулся.

Спать не захотел:

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснётся,

Бабочка кружит и вьётся.

— Сегодня, мы будем расписывать разделочную доску. Рисовать мы будем элементы розу и листья.

Практическая работа.

Роза выполняется розовым цветом. Этот этап называют «подмалевка», т. е. круговое движение кистью, нанесение одного цветового пятна. Подмалевка выполняется широкой плоской кистью.

Следующий этап называют «теневка», т. к. здесь используются более темные краски. Обозначают центр цветка и лепестки. У розы центр рисуют в верхней части цветка. Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка. Чтобы правильно нарисовать скобку, вначале надо лишь слегка прикоснуться к бумаге кончиком кисти и провести тонкую линию.

Завершающий этап росписи называют «оживка», т. к. именно после нее весь рисунок словно оживает. «Оживку» делают белой и черной краской.

Городецкие цветы отличаются разнообразием по цвету и форме. Цветы в городецкой росписи — символ здоровья и процветания.

Роза отражает главные признаки цветка, т. е. имеет лепестки и ярко выраженный центр. Силуэт в форме круга. По размеру может быть больше купавки. Центр цветка рисуют в верхней. Роза в росписи Городца окружена скобками — лепестками разного размера, цвет которых совпадает с цветом середины.

Городецкие листья очень разнообразны по форме, размеру и расцветке. Они почти всегда расположены группами из пяти, трех или двух листьев. Листья всегда широки, округлы и растопырены.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector