Открытое интегрированное занятие на тему «городецкая роспись. элементы городецкой росписи»
Содержание:
- Поэтапное выполнение городецкой ромашки
- Основные приемы техники
- Ход непосредственно образовательной деятельности.
- Городецкая игрушка-конь
- Оживка в росписи птиц
- История
- Мастер-класс по отрисовке розана
- Ход ОДД:
- Виды изображения цветов в городецкой росписи
- Ход занятия
- Современная городецкая роспись в дизайне интерьеров
- Виды полок в детскую комнату
Поэтапное выполнение городецкой ромашки
Подберите цвет – например, оранжевый, он будет хорошей основой для цветка.
В городецкой росписи ромашка рисуется так:
- Выполняется кружок (в идеале все тем же одним замыкающим движением).
- После высыхания краски оранжевый кружок нужно обвести красным цветом. А в центре оранжевого кружка ставится маленький краплачный кружок.
- Затем осуществляется белильная разживка в 4 этапа: белильная точка и белильные «жемчужинки» в центре краплачного кружка, оранжевый кружок с белильными скобочками с нажимом, а в центре легкий многолепестковый цветочек. На наружном крае цветка скобки с нажимом уже более крупные. И завершается разживка легкими белильными мазками между скобками наружного края.
Такой ажурный цветок может украсить любую гирлянду или «букет».
Основные приемы техники
Выделяют три этапа техники рисования картинок в городецкой росписи. Подготавливают основу из дерева, покрывают желтым цветом, реже красным или черным. На ней карандашом мастер намечает расположение главных элементов и их размер. Художники с опытом рисуют красками без эскиза.
Далее, одним движением широкой кисти, рисуют круг, выделяя основные части композиции, например основу цветка. Этот этап получил название «подмалевка». Для рисования узора применяют краски розового, голубого, или синего цвета. Также используют желтый, красный, бордовый, черный.
Название второго этапа городецкой росписи – «теневка», говорит само за себя. Кисть с краской более темного цвета аккуратно прорисовывают важные детали:
- линии одежды;
- лепестки-скобки;
- прожилки у листика.
На заключительном этапе городецкой росписи кончиком тонкой кисти наносят штрихи, дуги, капли. С их помощью работа приобретает изящность, узор становится оживленным. Отсюда название этапа – «оживка». Рисуют белыми и черными красками.
Для защиты росписи от повреждений, высохшую картину покрывают бесцветным лаком в несколько слоев.
Существует и техника рисования узоров, когда художник хочет изобразить только цветы. Используют такие элементы:
- розан (самый крупный цветок круглой формы);
- бутон (маленький розан);
- роза (дополненный бутон);
- купавка (центр цветка находится правее или левее от центра);
- ромашка (много лепестковый цветок с непредсказуемым цветом).
Чтобы получился розан, сначала необходимо нарисовать круг красной или розовой краской. Его изображают широкой кистью одним или двумя мазками. После приступают к «теневке» – тонкой кистью, более темной краской выделяют центр и лепестки-скобки по всему кругу. В конце белым цветом делают «оживку» – наносят много точек, капелек, штрихов.
Купавка по технике городецкой росписи схожа с розаном. Начинается узор с подмалевки – рисуют круг, после начинают его «теневку». Только в этом случае центр смещен в сторону, верхушка бутона выполнена в форме шарика. Далее от центра к краям рисуют полукруглые лепестки – чем ближе к бутону, тем меньше лепестки становятся. «Оживка» делается белой краской, обязательно прорисовываются все элементы внутренней части узора.
Для изображения розы рисуют яркий кружок. К нему пририсовывают лепестки в виде полукругов или листочков, также уменьшающиеся к бутону. «Теневку» в этом случае делать не обязательно, можно сразу перейти к «оживке» с помощью белой или черной краски. Центр украшают маленькими скобками, точками. Лепестки можно «оживить» штрихами-каплями.
Самым легким способом рисуется ромашка. Кистью среднего размера выполняется круг, намечается его центр. От него к краям прорисовываются каплевидные штрихи. Далее идет «оживка» лепестков белой краской.
Кроме цветов, на городецких работах всегда много листиков, разных по размеру, форме. Они располагаются группами по несколько штук. Форма самого простого листа напоминает семечку тыквы.
Городецкая роспись – один из ярких художественных промыслов. Несмотря на то, что в начале XX века он почти перестал существовать, талантливые мастера и художники смогли сохранить традиции городецкого стиля. Во многих странах мира посетители музеев и выставок могут лицезреть на расписанных предметах животных, птиц, цветы, а также целые сюжеты, отображающие жизнь крестьян. Сейчас это искусство является национальной гордостью.
Также рекомендуем посмотреть видео по нашей теме.
Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла.
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Городецкая_роспись
- https://womanadvice.ru/gorodeckaya-rospis-chto-eto-takoe-istoriya-osnovnye-elementy-i-cveta-kakie-est-vidy
- http://www.gpa.cfuv.ru/attachments/article/3566/Роспись%20по%20дереву%20Чайка%20Н.М..pdf
Ход непосредственно образовательной деятельности.
(В начале занятия звучит народная мелодия).
На столе стоит сундук.
Воспитатель. Дети, посмотрите, какой красивый сундук у нас в изостудии. Интересно узнать, что же в нём? Смотрите, а здесь письмо. (Читает надпись на конверте) «Для ребят подготовительной группы» Посмотрим, что же внутри. «В сундуке лежат расписные доски, а чтобы узнать, какой росписью они расписаны, отгадайте загадку».
Из липы доски сделаны,
И прялки и лошадки…
Цветами разрисованы
Как будто полушалки.
Там лихо скачут всадники,
Жар птицы ввысь летят
И точки чёрно — белые
На солнышке блестят. (Городецкая роспись)
— Правильно (воспитатель достаёт три доски расписанные (разные композицией узоров, а одну без узоров)
Воспитатель. Ой, что же случилось с этой доской? Куда же делась роспись? Дети, посмотрите таких же досок некрасивых, не расписанных, у меня оказалось много. Что же делать? Как, исправить ситуацию? (дети отвечают, что надо расписать доски).
Воспитатель. Правильно, дети, их нужно нам попробовать расписать городецкими узорами. Давайте сначала вспомним, из каких элементов состоят городецкие узоры и как они располагаются в гирлянде. Для этого я буду загадывать загадки.
1. Словно чудо тут и там распускается… (розан).
2. Она круглая, как чашка, а зовут её … (ромашка).
3. Ей в жару не будет жарко. Она в воде, она … (купавка).
4. Он не броский, круглый он — нераскрывшийся … (бутон).
Воспитатель. Что ещё рисуется в городецкой росписи, помимо цветочных гирлянд? (конь, птица, петух). Теперь подумайте, что делает нарядными городецкие узоры (оживки). Да это белая и чёрная оживки. А теперь посмотрите на расписные доски и как по — разному можно расположить гирлянды.
— На первой доске две закруглённые цветочные гирлянды расположены сверху и снизу (показ). На второй доске гирлянда протянулась прямо посредине. На третьей доске тоже закруглённые гирлянды, но расположены они по углам. У всех этих гирлянд в центре красуется большой цветок – розан с разных сторон от цветка рисуются цветы среднего размера — ромашки, купавки.
Воспитатель. А теперь скажите, какие цветосочетания мы будем использовать для рисования городецкой гирлянды (розовый с красным, голубой с синим). А для оживок, какие цвета возьмёте цвета? (белый и черный).
— Дети, как вы будете рисовать оживки? (кончиком кисти). А дугу? (Начинаем концом кисти, затем нажимаем на кисть, рисуя всем ворсом и заканчиваем концом кисти). Воспитатель убирает образцы.
— Дети, вы можете приступать к работе. (Звучит тихая русская народная музыка).
Самостоятельная работа детей, в ходе которой, воспитатель напоминает о правильной технике декоративного рисования, обращает внимание на композиционное решение, помогает в выборе и расположении элементов. В конце непосредственно образовательной деятельности ребята рассказывают стихотворения:
В конце непосредственно образовательной деятельности ребята рассказывают стихотворения:
***
Городецкие узоры
Сколько радости для глаз
Подрастают мастерицы
Может быть и среди нас.
***
Кто рисует Городец
Ах какой он молодец!
И листочки и цветы –
Это всё для красоты.
***
Рисовали мы цветы
Небывалой красоты.
Красоты той нет конца
Это всё для Городца.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Сейчас поиграем в подвижную игру «Снеговик» (под музыку играют)
Снег руками набираем,
Лепим, лепим ком большой.
И ещё раз набираем,
Лепим, лепим ком большой.
Лепим ручки, лепим ножки,
Чтобы бегать по дорожке.
Лепим глазки, лепим бровки,
И, конечно, длинный нос.
После игры работы детей вывешиваются на мольберт, рядом с заранее приготовленной выставкой. Все вместе любуются творением.
— Дети, выберите доску, которая больше всего вам понравилась и расскажите почему? (из каких элементов составлены гирлянды, как расположены гирлянды на доске, какие цветосочетания использованы, воспитатель называет 2 – 3 детей для анализа детских работ.)
— Молодцы, дети, у всех получились замечательные работы.
Воспитатель:
Давайте посмотрим, получился у нас городецкий узор на разделочной доске?
Как вы думаете, справились ли вы с заданием? А что нового вы сегодня узнали?
Воспитатель:
Спасибо всем, доски на славу удались.
***
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры
Тонко вывела рука!
Воспитатель:
Как говорят: «Кончил дело – гуляй смело», вот и мы пойдем на улицу гулять.
Городецкая игрушка-конь
Конь, в самых разных его композиционно-образных вариантах, стал одним из главных героев промысла. И не только о городецком искусстве речь: конь для русского человека вплоть до 20 века был не просто подмогой, а заложником добробыта: без коня и хлеба не посеешь, и дров не привезешь. Если рабочая лошадь или боевой конь погибали, это была настоящая трагедия. Потому игрушечный конь имелся и у крестьянского мальчишки, и у княжеского ребенка.
Работали мастера над фигурками коня-всадника, появлялись даже игрушки в виде красноармейца на коне, но популярнее городецкого коня-качалки все же не было. Мотив с санями и повозками тоже остался востребованным, хотя, что и говорить, лошадь перестала быть таким знаковым животным в жизни человека.
Делали своих знаменитых лошадок городецкие мастера топором и ножом, украшалась игрушка резьбой, расписывалась и грунтовалась. Это могла быть бытовая сценка или сказочный образ: композиции разнились, но всегда устанавливались на платформу и на колесики. Каталка, безусловна, была интересна малышам, которых всегда привлекают движущиеся игрушки.
Стоит здесь упомянуть просто ставшую культовой игрушку авторства Е. Воронцовой. В середине прошлого века она разработала ее специально для городецкой фабрики. Художница выбрала следующую основу – плоскостная стилизованная форма городецкого коня, соединенная с расписным стульчиком и креслом качалкой. Работу Воронцова украсила цветами (фон остался незакрашенным). Затем уже новые мастера заменили составное сиденье гнутым, орнамент стал канонично городецким, и образ лошадки получался просто сказочным.
Такова история возникновения знаменитой игрушки, которая была в детстве, наверное, каждого читателя этой статьи. Сначала на ней катается сам ребенок, затем сажает своих кукол и мишек, а потом деревянный коник становится милым детским воспоминанием.
Другие интересные факты о городецкой росписи вы узнаете из нашей статьи: «История зарождения городецкой росписи и интересные факты о художественном промысле».
Игрушки в городецкой росписи не стали популярнее декорированных предметов быта. Но тем интереснее их изучать, наблюдать эволюцию каждого образа, да и самому пробовать себя в росписи таких легендарных игрушек.
Оживка в росписи птиц
Оживка на пташке выполняется белой краской, используется специальная тонкая художественная кисть.
Какие элементы присуще оживке:
- Штрихи – разнятся по длине и ширине. Кисточку в руках нужно держать отвесно, едва касаясь листа кончиком кисти, нужно провести линию в начале и конце с определенным нажимом посреди.
- Капельки. Их делают методом примакивания: бок кончика кисточки плавно и легко прикасается к бумаге, на ней остается след в виде капли.
- Дуга. Кисточка держится перпендикулярно листу бумаги, вначале наведения дуги кисть едва прикасается к бумаге, затем на инструмент нужно сильно нажать, и вновь перейти к тонкой линии.
- Точки можно поставить обратной стороной кисти.
Художник, рисующий разные элементы и, в особенности, переходящий к оживке, должен «набить руку». Расчетливые, уверенные и твердые движения – вот что даст максимально приближенный к каноничному рисунок
Очень важно, чтобы в рисунке перьев появлялся ритм, чтобы птица на предмете росписи становилась динамичной. У зрителя должна такое впечатление создавать городецкая роспись: птица с цветами вокруг себя будто скоро пустится в пляс, или взлетит на забор и пропоет свою утреннюю песенку
Рекомендуем познакомиться с еще одним популярным изображением городецкой росписи, прочитав статью: «Роспись городецкой лошадки — поэтапное описание, мастер-класс».
Узнаваемый, с детства любимый сюжет – прекрасная сказочная птица в обрамлении цветущего великолепия – может украсить кухонную утварь (разделочные доски, лопатки, хлебницы). И такая пташка станет символом добрых вестей, которые постоянно будут прилетать в ваш дом.
История
Родиной городецкой росписи является Поволжье – сёла и деревни Нижегородской области. Вначале там расписывали прялки. Сейчас некоторые не знают, что это такое. Расскажем. Прялка – это такое приспособление, на котором в давние времена пряли нити. Ручная прялка состояла из вертикальной части (гребня), куда привязывается кудель, и горизонтальной – донца, где сидит пряха.
Вот так выглядела ручная прялкаСначала прялки украшали резьбой, потому что всегда приятнее работать на красивом инструменте. Потом резьбу начали подкрашивать, а ещё позже резьбу упразднили, а прялку стали просто расписывать.И вот такие расписные прялки продавали на нижегородской ярмарке. Поэтому и роспись сначала называлась нижегородской.
Но почему же тогда роспись называется «городецкой»?
Такое название появилось примерно в 1930-х годах, т.к. постепенно именно Городец стал главным рынком сбыта расписной утвари окрестных сёл и деревень. Кроме того, Городец с давних пор славился резьбой по дереву, там проживало больше всего умельцев, работавших с деревом. Лес в этих краях всегда был под рукой. Достаточно было топора и долота, чтобы делать красивые резные вещи.Ещё в те времена, когда Пётр I создавал русский флот, каждый корабль обязательно украшался деревянной резьбой
Важно было не только заявить о военной мощи России, но и о художественных талантах её жителей.Но когда строительство кораблей переместилось ближе к берегам морей, мастерам пришлось искать новое применение своему таланту. Они стали вырезать ложки, миски и чашки, изготавливать орудия труда, в том числе донца для прялок
Донце прялки – это сиденье, во время работы оно не видно, но когда после работы пряха вешала его на стену – оно становилось украшением. Вот поэтому так тщательно расписывали эту часть прялки.
Прялка в музееПрялку сейчас можно увидеть в музее. И там же можно проследить путь изменения и усложнения украшений: простая резьба заменялась инкрустацией, а затем росписью.В 1879 г. в деревню Курцево из Городца пригласили иконописца Огуречникова – он должен был обновить живопись местной церкви. Он и помог местным умельцам освоить живописные приёмы иконописи: научил их способам наложения слоев красок, «оживки» белилами – всему тому, что придает живописи законченность и выразительность. Так и развивалась городецкая роспись донцов, гребней, веретён, пока не появились фабрики по производству мануфактуры. И теперь уже все эти приспособления стали не нужны.
Н.Н. Носкова. Икона Божией Матери «Неувядаемый цвет» (2005)На фабрике «Городецкая роспись» до сих пор работает иконописная мастерская. Эта икона создана с использованием городецкого орнамента.Мастера художественной росписи находили применения для своего творчества: писали иконы, расписывали предметы утвари. Но постепенно промысел приходил в упадок. К началу XX в. он прекратил свое существование.
А как сейчас?
С 1930-х годов городецкая роспись начала постепенно восстанавливаться. Открылась мастерская живописцев. В 50-е годы образовалась артель. В 1960 г. была создана фабрика «Городецкая роспись», которая действует до настоящего времени. Пять художников (Беспалова Л.Ф., Кубаткина Л.А., Касатова Ф.Н., Рукина Т.М., Соколова А.В.) – лауреаты премии имени Репина. В художественной мастерской Городца опытные мастера обучают учеников.
Мастер-класс по отрисовке розана
Для замалевки розана подберите нужный цвет: красный, розовый (малиновый), охра или голубой.
Нарисовать розан можно так:
- В идеале круг изображается одним мазком, но чаще их все же два – один идет по часовой стрелке, другой – против, дополняя круг.
- Для теневки берется черный или коричневый, второй вариант сделает цветок более нежным. Теневка на голубом выполняется темно-синим цветом. Серповидные элементы и середина цветка прорисовываются более тонкими кистями.
- Оживка или разживка пишется белым, реже встречается желтый цвет. Белый цвет наносится вплотную к темному цвету теневки, за счет чего достигается контрастность. Это могут быть каплевидные элементы, устремляющие в центре. А в самой сердцевине цветка будет серповидный элемент и точка.
Малый розан, как и городецкие розы, как и бутон, рисуется в три слоя – замалевка, теневка, разживка (оживка).
Ход ОДД:
Вводная часть
Чтение стихотворения:
Нарисуем мы цветы,
Небывалой красоты
И «розаны» и «бутоны».
Что бы ожили цветы,
Нарисуй оживку ты.
Да добавь еще листочки
Ведь без листьев нет цветочка.
Вот тогда-то Городец
Ты не спутаешь вовек.
— Ребята, вы догадались, о каком декоративно – прикладном искусстве говорится в стихотворении?
(Городецкая роспись).
— Кто знаком с городецкой росписью?
Основная часть
На берегу Волги, раскинулся древний город Городец –древнейший русский город — крепость. (слайд 2)
Здесь давным – давно люди начали делать посуду из дерева и расписывать различными узорами.
Кто-то вырезал ложки, чашки, миски, солонцы, поставцы точили на токарном станке. (слайд 3, 4)
Кто-то изготавливал орудия труда для прядения и ткачества.
Был промысел прялок (слайд 5)
Поверхность донца прялки делилась на ярусы. В верхней части донца воссоздаётся главный сюжет. Это могли быть сцены застолья, гуляний изображались поездки и выезды.
Второй ярус разделял верхний и нижний ярусы — поясок. Там рисовали гирлянды цветов или крупный цветок с расходящимися от него листьями.
Существовали и другие варианты, орнаментальная полоса изображалась с мотивами птиц и кошек.
В нижней части изображались сцены сражения – это были целые картины. (слайд 6).
В то же время была фабрика фабрика по изготовлению детской мебели и других предметов быта:
детские стулья, столы (слайд 7, конь – качалка, (слайд 8)
шкатулки, чашки (слайд 9)
разделочные доски,блюда, хлебницы (слайд 10)
В настоящее время в качестве фона используют естественный жёлтоватый цвет дерева. (Слайд 11,12)
Ребята скажите мне, какие цвета в росписи используют городецкие мастера? Фон жёлтый – цвет дерева.
Цвета в узоре не многочисленны, но в очень ярких сочетаниях – красный, синий, зелёный, оранжевый насыщенного тона и его оттенки. Белый и чёрный цвета в росписи имеют особое значение.
Эти 2 цвета обладают свойством оказывать влияние на звучность красок и способствовать благоприятному их сочетанию.
Ребята, а какие элементы в росписи используют мастера?
Ответы детей (розан, купавка, ягодка, листья, лошадка, птицы).
Существует несколько видов композиций
1. Цветочная роспись
2. Цветочная роспись с включением мотивов конь и птица
(слайд 13,14).
— Элементы городецкой росписи:
— бутон;
— розан;
— купавка или роза;
— ромашка.
(слайд 15).
— Давайте рассмотрим этапы росписи розы (слайд 16).
Первый этап росписи – подмалёвок. Берётся один цвет и прорисовывается расположение основных элементов узора, (цветы). Так все цветы в своей основе имеют круг, по краю которого рисуются лепестки.
Второй этап – оттенёвка.
Мазками другого цвета рисуются полудуги создающие впечатление лепестков сказочного цвета.
Когда вся композиция намечена
Третий этап – оживка.
Расписываются мелкие детали: точки окаймляющие центр цветка, края лепестков, прожилки на листочках и так д. Разживка выполняется белым и чёрным цветом.
Физминутка
Спал цветок и вдруг проснулся.
Спать не захотел:
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся.
— Сегодня, мы будем расписывать разделочную доску. Рисовать мы будем элементы розу и листья.
Практическая работа.
Роза выполняется розовым цветом. Этот этап называют «подмалевка», т. е. круговое движение кистью, нанесение одного цветового пятна. Подмалевка выполняется широкой плоской кистью.
Следующий этап называют «теневка», т. к. здесь используются более темные краски. Обозначают центр цветка и лепестки. У розы центр рисуют в верхней части цветка. Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка. Чтобы правильно нарисовать скобку, вначале надо лишь слегка прикоснуться к бумаге кончиком кисти и провести тонкую линию.
Завершающий этап росписи называют «оживка», т. к. именно после нее весь рисунок словно оживает. «Оживку» делают белой и черной краской.
Городецкие цветы отличаются разнообразием по цвету и форме. Цветы в городецкой росписи — символ здоровья и процветания.
Роза отражает главные признаки цветка, т. е. имеет лепестки и ярко выраженный центр. Силуэт в форме круга. По размеру может быть больше купавки. Центр цветка рисуют в верхней. Роза в росписи Городца окружена скобками — лепестками разного размера, цвет которых совпадает с цветом середины.
Городецкие листья очень разнообразны по форме, размеру и расцветке. Они почти всегда расположены группами из пяти, трех или двух листьев. Листья всегда широки, округлы и растопырены.
Виды изображения цветов в городецкой росписи
С цветочной росписи обычно начинается обучение ремеслу: цветы рисовать проще, нежели сложные сюжетные композиции.
Элементы цветочной росписи:
- розан – самый крупный цветок;
- купавка – самый распространенный цветок в городецком творчестве, если у розана центр приходится на серединку, у купавки он смещен влево или вправо;
- бутон – малый розан;
- роза – дополненный бутон;
- ромашка – многолепестковый цветок, который может быть неожиданного цвета.
Помимо цветов на работах городецких умельцев можно увидеть характерные листики, в сочетании друг с другом они образуют кустики. Такой мотив можно увидеть в «букетах» и гирляндах, в вазонах цветами и фризах. Городецкие цветы всегда будут в окружении листьев. Каждый такой листок по форме прост и незатейлив – контуром он схож с тыквенным семечком. Интересно, что хоть поздние мастера усложнили мотивы и сюжеты старинной росписи, листья так и остались очень простыми и скромными в исполнении.
Что же до фона, то мастера в 19 веке предпочитали синий и зеленый, голубой и желтый цвета, а вот черный встречался реже. Сами цветы были красными, синими, малиновыми, голубыми, фиолетовыми, желтыми и т.д.
В приведенном видео показаны предметы быта, расписанные городецкими цветами.
https://youtube.com/watch?v=WfLbpVz4ZT0
Ход занятия
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, у меня сегодня радостное настроение, а у вас какое настроение. А теперь закройте глаза и представьте себе, что вам дали кисточку и черную краску. Закрасьте все вокруг черной краской. Что вы испытываете?Какие чувства?
Дети: страх,тоску,грусть…
Воспитатель: А теперь закрасьте все белой. Каким цветом было труднее закрашивать? (белым). А вам бы хотелось, чтобы мир вокруг вас был черно-белым (Нет). А какой вы видите мир?
Дети: цветной, разноцветный, радужный,весёлый, радостный …
Воспитатель: Правильно, вас окружает красивый, разноцветный мир, красивые вещи.
Ребята, а кто мне подскажет, где хранятся красивые редкие вещи?
Дети: в музее.
Воспитатель: Ребята, сегодня утром придя на работу, я на своем столе увидела большой конверт.На нем написан адрес нашего садика и указано: «Детям группы Ромашка» от директора музея. Так как письмо адресовано всем вам, то вскрывать его я не стала, подождала, пока мы все соберемся в группе. Хотите посмотреть, что в этом письме? «Здравствуйте, дети! Пишут вам сотрудники музея. Мы в нашем музее хотим организовать выставку народных изделий. Но для экспозиции не хватает экспонатов. Не можете ли вы нам помочь? Высылаем образец. Но он не помещался в конверт, и его пришлось разрезать. Надеюсь, вы сможете его собрать? Спасибо за вашу помощь.». Ребята, поможем?
2. Основная часть. Игра «Собери картинку». -Вот вы и составили образец, а что у нас получилось?
Дети: разделочная доска.
Воспитатель:- а вы догадались какая это роспись?
Дети: Городецкая роспись.
Воспитатель: По каким элементам вы догадались?
Дети: по элементам -розан, бутон, листочки.
Воспитатель;-А в нашем саду тоже есть мини-музей городецкой росписи. Посмотрите. В городецкой росписи существует три вида мотивов,композиций. Это цветочный мотив, цветочный мотив с включением образов коней, птиц. И сюжетный мотив, где мастера изображали сюжет из жизни людей — застолье, чаепитие, гулянье, прогулки с кавалерами, стройка дома и т. д.
Чтение стихотворения «Городец».
Есть на Волге город древний,
По названью – Городец.
Славится по всей России
Своей росписью, творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя,
Чудо-птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры
Тонко вывела рука!
Городецкий конь бежит,
Вся земля под ним дрожит!
Птицы яркие летают,
И кувшинки расцветают!
-А Сейчас я вам загадаю загадки, а вы найдите эти элементы на панно.
Он не броский, круглый он – не раскрывшийся… (бутон).
Ей в жару не будет жарко. Она в воде, она — … (купавка).
Словно чудо тут и там распускается … (розан).
Она круглая, как чашка, и зовут ее… (ромашка). Молодцы! Вы знаете все элементы узора. Пора немного размяться.
Физминутка
Распускают лепестки наши алые цветки (дети поднимают руки вверх)
Ветерок чуть дышит, (Дети встряхивают кистями рук)
Лепестки колышет.
Наши алые цветки (Дети сцепляют руки над головой)
Закрывают лепестки,
Головой качают, (Дети приседают)
Тихо засыпают. (Дети садятся за столы)
Продуктивная деятельность.
Воспитатель: -Ребята. Как вы уже догадались мы будем расписывать разделочную доску элементами Городца, а именно цветочным мотивом, используя такие элементы,как ромашка, городецкая роза и бутоны.
Воспитатель: Что нужно сделать вначале работы (продумать композицию- расположение элементов на изделии.) Вспомним, что городецкая роспись состоит из 3 этапов работы- это подмалёвок, когда наносятся цветовые пятна, силуэты основных элементов. (показывает, тенёвка –когда прописываются тёмной краской с целью детальной проработки форм и оживка- нанесение белилами штрихов деталей. ,чтобы подчеркнуть, выделить элементы целой композиции.
1 этап: подмалёвок. Кистью №4 рисуем круги розового (девочки) и голубого (мальчики) цветов, элементы листьев зелёного цвета (по два листочка с каждой стороны).
2 этап: тенёвка. Кистью №2 рисуем тёмной краской сердцевину (кружочек) у цветка и бутона, дуги. На листьях с одной стороны тоже рисуем дуги.
3 этап: оживка. Кистью № 2 наносим белой краской штрихи и мелкие детали у всех элементов целой композиции.
3. Заключительная часть. (дети выкладывают свои работы в центре для рассматривания и анализа).
Воспитатель: Какие элементы городецкой росписи мы использовали в наших работах?
Дети: ромашка, бутон, городецкая роза.
Воспитатель: правильно ли подобраны цвета в подмалёвке и следующих этапах? Аккуратен ли узор? Молодцы, ребята. Вы очень помогли сотрудникам музея. В их музее теперь прибавится больше экспонатов городецкой росписи для экспозиции.
Современная городецкая роспись в дизайне интерьеров
Старинный городецкий промысел нашел себя и в современных изделиях – сувенирах, посуде, мебели, детских игрушках, ключницах и многом другом. Сегодня мастера начали использовать масляную краску, что значительно разнообразило цветовую палитру городецкой росписи, однако мотивы, сюжеты и образы остались традиционными. Расписные изделия несут в себе не только декоративную функцию, но и используются по своему прямому назначению: в солонках хранят соль, в хлебницах – хлеб, на разделочных досках – нарезают продукты и т.п. Мебель с городецкой росписью способна придать особый насыщенный колорит даже самому скромному помещению. Однако здесь следует учитывать, что городецкая роспись уже сама по себе яркая и красочная, поэтому помещение, куда вы планируете ее поместить, не должно быть перегружено насыщенными цветами. Например, замечательно смотрится мебель с городецкой росписью, окруженная спокойным однотонным интерьером – в этом случае она во всей полноте проявляет свою нарядность и красоту. По той же причине не рекомендуется в одном помещении размещать большое количество предметов, украшенных городецкой росписью. Одним из популярных направлений дизайна интерьеров является выполнение городецкой росписи на колоннах, стенах, настенных панелях, бордюрах, фризах и др. Узоры и мотивы городецкой росписи, как отмечает Ремонт позитивный, отлично смотрятся в детских комнатах и на кухне, придавая обстановке тепло, уют и радостное настроение.
http://www.remontpozitif.ru
Виды полок в детскую комнату
В оформлении детской комнаты используют всевозможные полки. Важным критерием выбора является рост ребенка. Размеры мебели должны позволять ему самостоятельно брать понравившиеся игрушки.
Детские полки на стену бывают нескольких видов:
Настенные – экономят пространство для подвижных игр, чтения, спорта или творчества. Они остаются самыми популярными и функциональными, имеют невысокую цену, легко крепятся.
При выборе настенных полок стоит опираться на общий стиль комнаты.
Навесные – подходят для хранения книг. При оформлении детской для маленького ребенка лучше выбирать полки со специальным бортиком. Разнообразить интерьер можно вариантами на петлях или веревках. Они придают помещению индивидуальности, подчеркивают необычный дизайн. Книжные полки необходимо хорошо закрепить на стене, чтобы обезопасить их от падения. Общий стиль помещения диктует особенности формы и цвета.
Напольные – имеют несколько рядов, которые крепятся на боковых стойках. Они вместительные, функциональные.
Угловые – позволяют рационально использовать свободное место маленькой комнаты. С их помощью удобно создавать отдельную читальную или игровую зону. Под полкой обычно размещают мягкий коврик или кресло-мешок.
- Над кроватью. Для безопасности полка должна быть легкой. Не рекомендуется хранить на ней тяжелые или хрупкие предметы.
- Вокруг окна. Применяя этот вариант можно сэкономить место в небольших помещениях.
- В письменном столе. Позволяет научить детей соблюдать порядок, меньше отвлекаться на поиски нужных предметов.
- Как часть кровати. Чтобы создать небольшую зону для игр и чтения, полки устанавливают в изголовье или под спальным местом.
Мнение эксперта
Ольга Коваленко
С 2010 года занимаюсь дизайн-проектированием интерьеров и архитектурным проектированием
Выбирать вид полок необходимо тот, что впишется в интерьер конкретной детской комнаты.