Детские опыты и эксперименты в домашних условиях

Содержание:

Проращивание семян

Этот биологический эксперимент поможет ребенку познакомиться с миром живой природы, понаблюдать за тем, как формируется росток. Для проведения необходимы фасоль или горошины.

Родители могут предложить юному ботанику самостоятельно смочить сложенный в несколько раз кусок марли водой, положить его на блюдце, поместить на ткань горошины или фасоль и накрыть влажной марлей. Задача малыша – внимательно следить за тем, чтобы семена все время были увлажнены, регулярно их проверять. Через пару дней появятся первые росточки.

Процесс фотосинтеза

Этот опыт с растениями и свечой лучше всего подойдет для младших школьников, которые знают, что деревья и травы поглощают углекислый газ и выделяют кислород.

Суть такова:

В две банки осторожно поместить горящие свечи.
В одну из них поставить живое растение.
Обе емкости накрыть крышкой.

Понаблюдать, что в банке с растением свеча продолжает гореть, поскольку в ней присутствует кислород. Во второй банке почти сразу гаснет.

Химические опыты для школьников с кислотами

Отличным вариантом заинтересовать школьников на уроках химии, является проведение простых химических опытов, которые объясняют взаимодействие некоторых веществ друг с другом, характеризуя их физические и химические свойства. Ниже представляем несколько химических опытов с кислотами для школьников.

Химические опыты для школьников:

Густой дым. Опыт проводится с выделением большого количества дыма. Необходимо карбонат калия насыпать в небольшую емкость на дно, чтобы он равномерно его покрыл. Необходимо влить 25% раствор аммиака. Дальше, необходимо тонкой струйкой добавить концентрированную соляную кислоту. В результате химической реакции, выходит большое количество белого дыма

Обратите внимание, что этот опыт проводится исключительно в условиях химической лаборатории. Дома проводить опыт нельзя, ведь для его осуществления используются опасные химические вещества.

Пожар из денег

Необходимо взять небольшую купюру, спирт, пинцет, спички. Деньги поместить в раствор со спиртом, чтобы они равномерно пропитались. После этого необходимо зажать купюру пинцетом и поджечь ее. Стоит дождаться, когда огонь погаснет. В результате такого опыта купюра останется целой. Это происходит по той причине, что температура горения спирта гораздо ниже температуры горения бумаги, поэтому купюра не пострадает.

Пожар

Физические

Подобные научные эксперименты заинтересуют любознательного кроху, помогут ему получить новые знания:

  • о свойствах жидкости;
  • об атмосферном давлении;
  • о взаимодействии молекул.

Кроме того, под четким родительским руководством он без труда сможет все повторить.

Наполнение бутылки

Следует заранее подготовить инвентарь. Понадобится горячая вода, стеклянная бутылка и миска с холодной водой (для наглядности жидкость следует предварительно подкрасить).

Порядок действий таков:

  1. Необходимо налить в бутылку горячую воду несколько раз, чтобы емкость как следует прогрелась.
  2. Полностью вылить горячую жидкость.
  3. Перевернуть вниз горлышком бутылку и опустить ее в миску с холодной водой.
  4. Можно будет увидеть, что вода из миски начнет набираться в бутылку.

Почему же так происходит? Благодаря воздействию горячей жидкости бутылка наполнилась теплым воздухом. Остывая, газ сжимается, вследствие чего объем, занимаемый им, уменьшается, образуя в бутылке среду с пониженным давлением. Вода, поступая, восстанавливает равновесие. Этот опыт с водой без проблем можно провести дома.

Со стаканом

Каждый малыш даже в 3-4 года знает, что если перевернуть наполненный водой стакан, жидкость выльется. Однако есть интересный опыт, способный доказать обратное.

Порядок действий:

Налить воды в стакан.
Накрыть его куском картона.
Придерживая лист рукой, осторожно перевернуть конструкцию.
Руку можно убирать.

Удивительно, но вода не выльется – молекулы картоны и жидкости в момент соприкосновения перемешаются. Поэтому лист будет держаться, став своеобразной крышкой. Ребенку также можно рассказать об атмосферном давлении, что оно есть как внутри стакана, так и снаружи, при этом в емкости оно ниже, снаружи – выше. За счет этой разницы вода и не выливается.

Для детей 8 лет: «Фараонова змея»

Глюконат кальция, сухое горючее, спички или зажигалка.

Способов получить «фараоновых змей» множество. Мы расскажем о том, который под силу восьмилетнему ребёнку. Самых маленьких и безопасных, но довольно эффектных «змеек» получают из обычных таблеток глюконата кальция, их продают в аптеке. Чтобы они превратились в змей, подожгите таблетки. Самый простой и безопасный способ сделать это – положить несколько кружков глюконата кальция на таблетку «сухого горючего», которое продают в туристических магазинах. При горении таблетки начнут резко увеличиваться и двигаться, как живые рептилии, из-за выделения углекислого газа, так что с точки зрения науки опыт объясняется довольно просто.

Кстати, если «змеи» из глюконата показались вам не очень страшными, попробуйте сделать их из сахара и соды. В этом варианте горка просеянного речного песка пропитывается спиртом, а сахар и сода закладываются в углубление на её вершине, затем песок поджигается.

Не лишним будет напомнить, что все манипуляции с огнём проводятся вдалеке от легковоспламеняющихся предметов, строго под контролем взрослого и очень внимательно.

Огнетушитель можно сделать самостоятельно в домашних условиях

Необходимые действия:

  1. Возьмем свечу.
  2. Необходимо зажечь ее, и разместить в банке так, чтобы она стояла прямо, и пламя не доходило до ее краев.
  3. В банку аккуратно положите чайную ложку разрыхлителя для теста.
  4. Затем налейте в нее чуть-чуть уксуса.

Далее смотрим на превращение – белый порошок разрыхлителя зашипит, образуя пену, а свеча потухнет. Такое взаимодействие двух веществ обеспечивает возникновение углекислого газа. Он опускается на дно банки, поскольку тяжелый в сравнении с другими атмосферными газами.

Огонь не получает доступа кислорода и гаснет. Именно такой принцип заложен в устройство огнетушителя. Все они содержат углекислый газ, который тушит пламя огня.

Для детей 11 лет: лакмусовая капуста

Краснокочанная капуста, фильтровальная бумага, уксус, лимон, сода, кока-кола, нашатырный спирт и т. д.

Здесь ребёнку представится возможность познакомиться с настоящими химическими терминами. Любой родитель помнит из курса химии такую штуку, как лакмусовая бумажка, и сможет объяснить, что это индикатор – вещество, которое по-разному реагирует на уровень кислотности в других веществах. Ребёнок может легко изготовить такие бумажки-индикаторы в домашних условиях и, конечно, испытать их, проверив кислотность в разных бытовых жидкостях.

Проще всего сделать индикатор из обычной краснокочанной капусты. Натрите капусту на тёрке и выжмите сок, а затем пропитайте им фильтровальную бумагу (она продаётся в аптеке или в магазине для виноделов). Капустный индикатор готов. Теперь нарежьте бумажки помельче и поместите в разные жидкости, которые сможете найти дома.

Остаётся только запомнить, какой цвет соответствует какому уровню кислотности. В кислой среде бумажка покраснеет, в нейтральной – позеленеет, а в щелочной станет синей или фиолетовой. В качестве бонуса попробуйте приготовить «инопланетянскую» яичницу, для этого перед жаркой добавьте в яичный белок сок краснокочанной капусты. Заодно и узнаете, какой уровень кислотности в курином яйце.

Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома

Химические опыты: магические кристаллы в стакане

Вам понадобится:

— стеклянный стакан или миска

— пластиковая миска

— вилка

— 1 чашка соли Эпсома (сульфат магния) — используется в солях для ванн

— 1 чашка горячей воды

— пищевой краситель.

1. Насыпьте соль Эпсома в миску и добавьте горячей воды. Можете добавить в миску пару капель пищевого красителя.

2. В течение 1-2 минут размешивайте содержимое миски. Большая часть гранул соли должна раствориться.

3. Налейте раствор в стакан или бокал и поместите его в морозилку на 10-15 минут. Не волнуйтесь, раствор не настолько горяч, чтобы стакан треснул.

4. После морозилки переместите раствор в основную камеру холодильника, желательно на верхнюю полку и оставьте на ночь.

Рост кристаллов будет заметен лишь спустя несколько часов, но лучше переждать ночь.

Вот как выглядят кристаллы на следующий день. Помните, что кристаллы очень хрупки. Если дотронуться до них, они вероятнее всего сразу сломаются или рассыплются.

Опыты для детей младшего возраста

Маленьких деток (3-4 года) заинтересуют опыты с веществами, предметами и объектами, которые понятны, находятся в ближайшем окружении. Для домашнего использования такими доступными будут эксперименты с водой, в которых принимают участие и детишки.

Маленькое торнадо

Действие яркое и запоминающееся, обогащает словарь малышей, воспитывает внимание. 

Для проведения эксперимента нужно подготовить прозрачную емкость с крышкой, жидкость для мытья посуды, блестки. Чтобы получить лучший эффект, можно добавить в воду пищевой краситель. Все эти ингредиенты смешиваются между собой, затем бутылка раскручивается по спирали. Возникает мини-вихрь окрашенной, блестящей воды, создавая ощущение небольшого торнадо.

Малышам взрослый рассказывает, как называется такое явление в природе. Можно показать картинку с изображением смерча в природе, рассказать, чем он опасен и прочитать небольшое стихотворение:

Есть в природе добрый ветер,
Есть в природе ветер злой.
Если добрый, солнце светит,
Ну а злой, спешим домой.

Новое слово «торнадо» (смерч, вихрь) останется в словаре ребенка.

Чудесная вода

Увлекательный эксперимент с водой, который заинтересует ребятишек и даст возможность исследовать свойства воды. Взрослый подготавливает воду с растворенной таблеткой «Пургена»

Обратить внимание малыша на прозрачность воды. Затем к раствору добавляется питьевая сода, и он становится малиновым

При добавлении лимонной кислоты вода вновь бесцветная. В таком эксперименте ребенок может стать ассистентом взрослого, так как все ингредиенты безопасны для малыша.

Облака – белогривые лошадки

Очень интересный опыт, который помогает малышам понять свойство воды: она может охлаждать горячие объекты. В этом эксперименте маленький ребенок может принять активное участие. 
Взрослый готовит оборудование для опыта и творчества: наливает в емкость воду, подкрашивает в голубой цвет (небо), зажигает свечу. Для поддержания интереса к действию можно прочитать или пропеть строчки из популярной песенки:

Облака — белогривые лошадки.
Облака, что вы мчитесь без оглядки?
Не смотрите вы, пожалуйста, свысока,
А по небу прокатите нас, облака!

Родитель предлагает малышу понаблюдать, как быстро остывает парафин, попадая в воду, и образует причудливые формы, похожие на облака. Помогая ребенку держать свечу, взрослый вместе с ним производит действия для получения новых изображений. Затем можно предложить малышу зарисовать «облака-лошадки в небе».

Соляные чудеса

Кроме воды в опытах для малышей можно использовать соль. Для исследования необходима предварительная подготовка, так как опыт требует наблюдения в течение нескольких дней. Взрослому необходимо приготовить насыщенный солевой раствор, показывая и рассказывая ребенку, как соль растворяется в воде. Затем в раствор опускаются проволочная поделка (веточка, жучок) и шерстяная нитка. По истечении определенного времени на досуге предметы достаются из раствора, и ребенок видит поделку, состоящую из красивых кристаллов. На нитке кристаллы располагаются по-другому, что дает возможность сравнить металлический и шерстяной объекты.

Волшебный фонтанчик

Интересный опыт с пластиковой бутылочкой, несомненно, понравится малышам. Взрослый делает отверстие повыше дна и начинает лить воду в бутылку, предлагая ребенку понаблюдать, как бьет фонтанчик. Для усложнения опыта в бутылке протыкается еще несколько отверстий, одно выше другого

Спросить ребенка, как теперь льется вода из бутылочки? Обратить внимание крохи на то, что у низкого отверстия фонтанчик сильнее, у высокого – слабее. В дальнейшем ребенок может самостоятельно экспериментировать бутылочкой с водой

Несгораемые деньги

Этот простой трюк неизменно пользуется огромным успехом. Наверняка зрители захотят посмотреть его не один раз, поэтому материалы стоит взять с запасом.

Необходимый реквизит:

  • денежная купюра;
  • вода;
  • спирт;
  • соль;
  • пинцет;
  • миска.

Проведение опыта

1. Готовим магический раствор.

Делаем раствор из воды и спирта в соотношении 1:1. Затем добавляем щепотку соли и тщательно перемешиваем. Переливаем в раствор в красивую емкость, чтобы потом показать зрителям «волшебную жидкость».

2. Пропитываем деньги «волшебством».

На глазах у аудитории наполняем миску раствором. Опускаем туда купюру и даем ей намокнуть. Главное не передержать, иначе бумага раскиснет и порвется, когда вы попытаетесь ее достать.

3. Поджигаем купюру.

На этом этапе лучше работать с пинцетом. Крепко зажав купюру, подносим зажигалку и быстро отводим огонь от себя

Делайте это крайне осторожно, чтобы пламя не зацепило окружающие предметы. Горение прекратится довольно быстро, а деньги останутся невредимыми

В этом заслуга «магического раствора»: спирт выгорает раньше, чем пламя успевает высушить воду и сжечь купюру.

Описание интересных опытов для детей

Конечно, здесь будут приведены далеко не все опыты для домашней исследовательской лаборатории, а только часть из них. С описанных ниже экспериментов можно начинать этот вид развлечений, если ребенку они понравятся, то можно поискать новые опыты в Интернет-сети или в специальных магазинах.

Опыт 1. «Лавовая лампа»

В бутылку с маслом наливается раствор из воды и пищевого красителя. Затем туда же добавляется шипучая таблетка (например, аспирин). В результате окрашенная вода движется вверх и вниз, не перемешиваясь с маслом.

Объясняется это тем, что вода и масло — жидкости с разной плотностью и никогда не смешиваются. Добавленная шипучая таблетка, при растворении выделяет углекислый газ, который заставляет жидкость двигаться.

Опыт 2. «Вулкан»

Из глины или пластилина лепится макет вулкана. В его кратер вставляется бутылка (ее высота должна совпадать с высотой вулкана). В бутылку насыпается сода. В другой емкости смешать уксус с красителем. Затем аккуратно влить его в кратер вулкана. Получится извержение вулкана.

Это происходит потому, что сода вступает в химическую реакцию с уксусом и начинает пенится и увеличиваться в объеме. Такой опыт дети могут также наблюдать на кухне, когда мама или бабушка что-то пекут, используя соду, гашенную уксусом.

Опыт 3. «Крышка из бумаги»

Воду в стакане накрывают обычным листком бумаги и аккуратно переворачивают стакан. При этом вода из стакана не выливается, а бумага держится как приклеенная.

Когда стакан с водой и листком бумаги переворачивается, то сверху на бумагу давит вода, а снизу – воздух. Листок не падает потому, что давление воздуха сильнее, чем давление воды.

Опыт 4. «Плавающая игла»

В емкость набирается вода и на ее поверхность кладется маленький кусочек папирусной бумаги. На бумагу кладется обмазанная маслом игла. Затем второй иглой нужно аккуратно опустить края бумаги в воду, пока она не утонет. При этом игла останется плавать на поверхности воды.

Это происходит, из-за того, что вода возле иглы немного изгибается, так как игла обмазана маслом и не намокает. Игла лежит внутри лощинки, которую поддерживает водяная пленочка. Стремление воды выровнять лощинку, не дает иголке утонуть.

Если перед экспериментом иглу намагнитить, тогда на поверхности воды она расположится вдоль силовых линий Земли. Ее можно использовать как компас.

Опыт 5. «Невидимые чернила»

В качестве невидимых чернил можно использовать молоко или лимонный сок. С помощью кисточки для рисования можно написать послание. А для того чтобы его прочитать, листок с посланием нужно нагреть горячим утюгом, или подержать над свечой.

При нагревании «невидимые чернила» подгорают и становятся темнее.

Опыт 6. «Солевые кристаллы»

Этот опыт занимает несколько дней. Для него нужно приготовить крепкий соляной раствор. Соли необходимо бросить в воду столько, чтобы она уже перестала растворяться. Из проволоки подготавливается каркас любой фигуры и помещается в стакан с соленой водой. Через некоторое время на каркасе начнут образовываться кристаллы.

Кристаллы растут из-за того, что вода постепенно испаряется, а соль осаждается на заготовленный каркас.

Опыт 7. «Окрашивание живых цветов»

В вазу с водой добавить краситель одного цвета. Стебель белого цветка обрезать на два сантиметра, под острым углом. Затем поместить цветок в вазу. Примерно через сутки лепестки цветка окрасятся в цвет красителя.

Это происходит потому, что окрашенная вода поднимается по стеблю к лепесткам.

Опыт 8. «Радуга»

На дно тазика с водой кладется зеркало. На него направляется свет фонарика. На белый лист бумаги нужно поймать отраженный в виде радуги свет.

Объяснить это просто. Световой луч складывается из нескольких цветов и проходя сквозь воду он разделяется на отдельные цвета.

Опыт 9. «Прогулка по яйцам»

Для эксперимента понадобится лоток яиц. Сперва нужно проверить целостность яиц, при необходимости заменить треснутые. Все яйца должны быть одинаково расположены (острыми концами или вниз, или вверх). Если ставить босую ногу сверху на яйца, равномерно распределяя вес, то по ним можно ходить. Это при том, что скорлупа яиц хрупкая.

Скорлупа яиц устроена так, что при равномерном давлении способна выдержать большой вес.

Опыт 10. «Рисунки солнца»

На очень солнечное место, например, подоконник, положить лист черной бумаги. На него выложить фигурки и трафареты. Через некоторое время, на месте предметов остаются их отпечатки.

Бумага под действием яркого солнца выгорает, а под фигурками остается черной.

Узнать о том, какие опыты можно сделать с детьми 5-6 лет, а также описание самых интересных опытов, вы можете из нашей статьи: Опыты для детей 5-6 лет: в детском саду
 

Химические опыты для детей

Природа полна тайн. Лучший способ раскрыть некоторые из них – воспроизвести несложные химические опыты, которые будут интересны как детям, так и взрослым.

Попробовав воплотить хоть один из описанных экспериментов, вы поможете ребенку приоткрыть новые и удивительные для него грани интереснейшей науки химии.

Лавовая лампа

Лаволампа, изобретенная еще в 60-х годах прошлого века Э.Уолкером, не утрачивает популярности и в наши дни. Декоративный светильник, выполненный в виде стеклянного сосуда, наполненного полупрозрачным парафином и подсвечиваемый снизу, создает завораживающий эффект. Лампочка подсвечивает и одновременно нагревает

содержимое цилиндра, стимулируя его лавообразное перемещение в масле. Жидкость, имитирующая раскаленную лаву, выглядит волшебно.

Секрет кроется в изменении температуры среды. Застывшие хлопья парафина изначально тяжелее масла. Но по мере нагревания они растапливаются и устремляются к поверхности.

Чтобы воплотить подобный удивительный опыт для детей опыт в домашних условиях, выполните 5 простых шагов:

  1. Емкость с широким горлышком наполните на 1/3 водой.
  2. Долейте содержимое порцией подсолнечного масла.
  3. Подкрасьте жидкость пищевым красителем.
  4. Добавьте в сосуд таблетку шипучего аспирина.
  5. Установите наполненную емкость на включенный фонарик так, чтобы его лучи были направлены на содержимое.

Потрясающий эффект возникает в результате того, что шипучие таблетки, в состав которых входит сода и кислота, по мере растворения в воде выделяют углекислый газ. Он и приводит в движение жидкость.

Исследования подтверждают, что даже 10-минутное наблюдение за неспешным движением хлопьев и шариков помогает снять накопленную усталость и стресс.

Сад кристаллов

Кристаллы образуются в природе постоянно. К примеру, кристаллы соли мы можем наблюдать на своей обуви через короткий промежуток времени по возвращению с прогулки. При желании можно сделать и свой собственный соляной сад.

Для этого достаточно поместить несколько камешков в емкость, наполненную концентрированным соляным раствором. Емкость с намоченными камнями нужно выставить на солнечную сторону. Уже через 2-3 дня соляные кристаллы полностью покроют их поверхность.

Сахарные кристаллы удобно выращивать на деревянных шпажках, используя в качестве основы сироп. Работу выполняют в несколько этапов:

  1. Для приготовления раствора в 50 гр воды растворяют 2 ст.л. сахара.
  2. Деревянные шпажки поочередно окунают в сироп и посыпают сахарным песком, стараясь распределить его максимально равномерно.
  3. Заготовки оставляют на ночь до полного высыхания.
  4. На следующий день в кастрюле разводят сахарный сироп из расчета 2 ст. воды и 4 ст. сахара. Песок лучше вводить в два этапа. Для ускорения процесса растворения жидкость лучше хорошенько нагреть. Чтобы придать кристаллу желаемый оттенок, в сироп можно добавить немного пищевого красителя.
  5. Готовят фиксаторы ножек шпажек, которые будут прикрывать горлышко стаканов. Их лучше сделать в виде бумажных кружочков соответствующего диаметра.
  6. Теплый сироп разливают по стаканам, шпажки погружают в жидкость, фиксируя ножки посредством проделывания отверстия в бумажном кружке.

Процесс выращивания кристаллов занимает от 5 до 7 дней. Он происходит за счет того, что по мере остывания жидкости растворимость сахара снижается. Как результат: он выпадает в осадок и оседает на шпажке с «затравкой» из сахарных крупинок.

Самое приятное в этом эксперименте – пробовать результаты своего труда, наслаждаясь вкусом кристального лакомства.

Опыты для детей «Холодная вода закипает»

Для того, чтобы увидеть кипящие пузырьки в холодной воде, участникам опытов потребуются такие компоненты, как:

  • Стакан, наполненный доверху холодной водой;
  • Аптечная резинка;
  • Носовой платок.

Выполнять все приемы опыта нужно в моечной раковине и в соответствующем порядке:

  1. Носовой платок обильно смачивается водой и выжимается.
  2. На стакан с водой укладывается платочек и закрепляется резинкой. Причем сердцевина платка должна касаться водной поверхности.
  3. Переворачиваем подготовленный стакан вверх дном и удерживаем в одной руке. Другой рукой наносить несильные удары по дну стакана. От этих действий вода начинает как бы «кипеть», то есть бурлить.
  4. Это происходит от того, что ткань платка не пропускает воду из стакана. И при ударе образуется вакуумный воздух, который поступает в воду, ваш ребенок будет в восторге.

Вулкан на тарелке

Пробуждение спящего вулкана у себя дома можно сделать за считанные минуты. При правильном и аккуратном проведении опыта это выглядит впечатляюще.

Необходимый реквизит:

  • пластилин;
  • вода;
  • сода;
  • уксус;
  • красители красного и оранжевого цвета.

Проведение опыта

1. Делаем спящий вулкан.

Для начала нужно облепить пластилином срезанный бумажный конус, который по очертаниям напоминает вулкан. Ставим заготовку на плоскую тарелку. Она должна быть больше, чем дно вулкана: на нее будет извергаться лава. Можно украсить подножие вулкана искусственной травой.

2. Готовим лаву.

В кратер вулкана засыпаем пищевую соду (количество зависит от размера конструкции). Полость вулкана заполняем максимум на треть. Затем нужно добавить краситель. Наилучший эффект достигается при сочетании красного и оранжевого: так лава будет смотреться естественнее.

Действия №1 и №2 лучше не проводить на виду у зрителей — тогда эксперимент произведет на них максимально сильное впечатление.

3. Вызываем извержение.

Подготовив аудиторию рассказом об уникальном магическом пробуждении вулкана, переходим к кульминации трюка

Осторожно добавляем уксус и наблюдаем извержение вулкана и восторг зрителей. Уксус лучше наливать из прозрачной красивой емкости — тогда со стороны он будет смотреться, как обычная вода

Для детей 10 лет: опреснение воды

Соль, вода, полиэтиленовая плёнка, стаканчик, камушки, таз.

Это исследование лучше всего подойдёт тем, кто любит путешествия и приключенческие книги и фильмы. Ведь в путешествии может произойти ситуация, когда герой окажется в открытом море без питьевой воды. Если путешественнику уже 10 и он научится проделывать этот трюк – он не пропадёт.

Для эксперимента сначала приготовьте солёную воду, то есть просто налейте в глубокий таз воды и посолите её «на глаз» (соль должна полностью раствориться). Теперь в наше «море» поставьте стакан, так, чтобы края стаканчика находились чуть выше поверхности солёной воды, но были ниже, чем края таза, а в стакан положите чистый камушек или стеклянный шарик, который не даст стакану всплыть.

Накройте таз пищевой или парниковой плёнкой и завяжите её края вокруг таза. Натягивать её нужно не слишком сильно, чтобы была возможность сделать углубление (это углубление тоже фиксируется камнем или стеклянным шариком). Оно должно оказаться как раз над стаканчиком.

Теперь осталось поставить таз на солнце. Вода испарится, осядет на пленке и стечет по наклону в стаканчик – это будет обычная питьевая вода, вся соль останется в тазу. Прелесть этого опыта в том, что ребёнок может сделать его совершенно самостоятельно.

Вулкан

Вулканы — еще одна разновидность эффектных  реакций. На уроках химии вы, возможно, видели вулкан из дихромата аммония. Однако такой же химический опыт можно повторить и в домашних условиях.

Вам понадобятся:

  • тарелка;
  • пластилин или глина;
  • уксусная кислота (уксус);
  • жидкость для мытья посуды;
  • пищевой краситель, фукорцин из аптечки или сок свеклы.

Из пластилина вылепите конус вулкана, полый внутри, но имеющий снизу плотное дно, не пропускающее воду. «Зарядите» свой вулкан. Для этого в его жерло насыпьте столовую ложку соды, влейте столько же жидкости для мытья посуды и добавьте несколько капель красителя. Затем залейте туда же четверть чашки уксуса.

Из жерла вулкана будет выползать ярко окрашенная пена, состоящая из углекислого газа и остатков соды:

Как видите, даже на основе таких доступных веществ, как сода и уксус, можно проводить интересные химические опыты в домашних условиях.

Как сделать святящийся помидор – инструкция

Этот элементарный, но очень эффектный химический опыт приводит в восторг любого ребенка.

Что нам потребуется:

  • Коробок со спичками.
  • Белизна.
  • Гидроперит – антисептическое средство (купить можно в любой эконом-аптеке).
  • Перекись водорода (30%).
  • Одноразовый шприц.
  • Помидор.

Инструкция:

  • В стеклянный сосуд (можно использовать медицинскую пробирку) аккуратно счищаем, имеющуюся на спичках серу.
  • В приготовленную пробирку выливаем Белизну.
  • Ожидаем некоторое время (минут двадцать). В пробирке должно образоваться два слоя – сера, белизна.
  • Максимально аккуратно наполняем шприц приготовленным раствором.
  • При помощи шприца вводим раствор в мякоть овоща. Стараемся распределять равномерно.
  • В центр овоща (в плодоножку) шприцем вводим раствор тридцати процентной перекиси.
  • Тушим свет в комнате и любуемся, созданным нами чудом.

Предупреждение для родителей – использованный помидор есть и даже пробовать нельзя!

Где достать соли

  • Гипохлорит натрия — средство «Белизна», продается в хозяйственных магазинах.
  • Аммиачная селитра, она же нитрат аммония, ищется в магазинах для дачников и хозмагах.
  • Нитрат бария — обмазка бенгальских свечей.
  • Нитрат серебра, он же ляпис, иногда еще можно найти в аптеках. Нужно выбирать аптеки поместечковее, еще со старыми запасами.
  • Хлорид натрия — поваренная соль.
  • Хлорид калия — продается в магазинах для дачников и огородников как удобрение.
  • Хлорид аммония — нашатырь. Не путайте с нашатырным спиртом! Нашатырный спирт — это водный раствор гидроксида аммония.
  • Хлорид кобальта — можно купить в таблетках. Продается в некоторых ветеринарных аптеках как лекарство для жвачных домашних животных
  • Хлорид кальция продается в аптеке в ампулах для инъекций.
  • Иодид калия входит в состав средств против йододефицита, но в этом случае нужно обязательно прочитать состав препарата. Приобретаем в аптеке.
  • Сульфат калия — удобрение, продается в хозмагах.
  • Сульфат меди или медный купорос ищем в хозмаге.
  • Сульфат магния или магнезия (горькая соль)  продается в аптеке в качестве слабительного или в хозмагах как удобрение.
  • Сульфат аммония — удобрение в хозмаге.
  • Сульфат бария , барий сернокислый покупаем в аптеке.
  • Сульфат кальция = гипс.
  • Сульфат железа (II) (железный купорос) продается в магазине хозтоваров.
  • Гидрокарбонат натрия — пищевая сода.
  • Карбонат натрия — кальцинированная или бельевая сода. Применяется как чистящее средство.
  • Карбонат кальция  — обычный мел или мрамор.
  • Ацетат свинца — свинцовые примочки, которые продаются в аптеке.
  • Силикат натрия — жидкое стекло, канцелярский силикатный клей.
  • Силикат калия — тоже самое. Продается в магазинах канцтоваров.
  • Бромид калия продается в аптеках под названием «Адонис-Бром».

Интересные эксперименты с водой

Вода – универсальное средство, при помощи которого можно создавать многие фокусы и удивлять маленьких исследователей. Дополнительно могут потребоваться материалы, присутствующие в каждом доме – бинт, сахар, масло.

Перевернутый стакан

Физика – очень интересная наука. С ее помощью можно показать необычные и удивительные свойства обычной питьевой воды. Например, можно доказать, что вода из емкости не прольется, если прикрыть ее горлышко обычной бумагой. Для этого понадобится стакан, вода и кусок плотной бумаги. Наливаем жидкость в стакан, прикрываем его небольшим куском бумаги и переворачиваем.

Вода не проливается, поскольку бумага прилипла к стакану и не выпускает жидкость.

Фокус с бинтом

Если прикрыть стакан бинтом и перевернуть его, то жидкость будет проливаться. Но можно сделать так, что бинт не будет пропускать воду наружу, не используя при этом дополнительных приемов. Для этого достаточно обернуть стакан или бокал куском бинта полностью.

Так создается пленка поверхностного натяжения, которая из-за небольшого размера отверстий в бинте не рвется под тяжестью жидкости.

Водолазный колокол

Как сделать так, чтобы бумага, помещенная в стакан, который опускают в воду, не промокла? Кажется невозможным. Но это не так. Следует создать водолазный колокол. Для этого в стакан помещают свернутый листок бумаги, чтобы он плотно прилегал к его стенкам. После стакан переворачивают и так опускают его на дно большой емкости с водой.

Вода не сможет пробраться в стакан, поскольку там находится воздух, поэтому бумага останется сухой.

Вода и лед

Вода может находиться в 3 состояниях – жидком, твердом (лед) и парообразном. Чтобы показать детям разные свойства жидкого и твердого состояния воды, можно показать им простой фокус. Для этого нужно заморозить несколько кубиков льда и бросить их в емкость с водой.

Лед не утонет, поскольку он легче воды.

Вода + масло

Постное или растительное масло значительно легче воды. Чтобы это показать и одновременно удивить малыша, можно проделать опыт. Для него потребуются:

  • жидкость;
  • сахар;
  • масло;
  • краситель.

Сначала готовят сахарный сироп и выливают его на дно стакана. Далее краситель растворяют в теплой воде и также аккуратно по стеночке выливают в стакан. Последний слой – растительное масло.

Запомните!При правильном выполнении должна получиться 3-цветная жидкость.

Опыт с сахаром

Используя сахар, можно создать интересное явление – радугу. Для этого потребуются самые простые ингредиенты – сахар, пищевой краситель и вода. Фокус получается при правильном создании сахарного сиропа разной консистенции. Для этого в несколько стаканов помещают разное количество сахара – в первый 1 ложку, во второй 2, в третий 3 и так далее. Воду в каждый стакан с сахаром добавляют в одном и том же количестве – по 3 столовые ложки.

Получившиеся сиропы нужно окрасить в разные цвета – синий, красный, желтый, зеленый, фиолетовый.

Приступаем к созданию радуги. Для этого в отдельный прозрачный стакан или другую емкость вливаем аккуратно сиропы по принципу – от более насыщенного к менее концентрированному. Чтобы цвета не смешивались нужно вливать каждый новый слой медленно по ложечке. В результате должна получиться разноцветная радуга.

Эксперимент 2

В предыдущем эксперименте мы узнали, что при смешивании крахмала с водой образуется липкое вещество. Крахмал является природным сырьем. Как же узнать где есть крахмал, а где его нет?

Итак, в этом эксперименте используется два образца: положительный образец, содержащий кукурузный крахмал, и отрицательный образец, содержащий вещество, которое по виду похоже на кукурузный крахмал (например, сахарная пудра).

Перед началом эксперимента предложите детям подумать о том, какие продукты могут содержать крахмал. Они могут проверить свои предположения, используя метод определения, приведенный ниже.

Необходимые материалы:

  • Раствор Люголя (раствор йода/раствор иодида калия).
  • Одноразовые пипетки.
  • Лабораторные пробирки или небольшие стеклянные емкости, в которых можно смешивать исследуемые вещества с раствором Люголя (вполне подойдет и кухонная утварь — например, рюмки).
  • Кукурузный крахмал и сахарная пудра для контрольных образцов.
  • Пищевые продукты, содержащие крахмал, например, картофель, заранее замоченные зерна пшеницы, кукурузная мука.
  • Пищевые продукты, не содержащие крахмал, например, огурцы.

Используйте лопатку, чтобы поместить небольшое количество кукурузного крахмала в лабораторную пробирку

Добавьте 2 мл (1/2 чайной ложки) воды, осторожно встряхните пробирку. Затем добавьте в пробирку 4 капли раствора Люголя

Что произошло? В образцах, содержащих крахмал, раствор примет характерную синюю окраску.

Присутствует ли крахмал в вашем клеевом карандаше? Теперь вы можете сами проверить это.

Пришло время узнать в каких же продуктах содержится крахмал. Предложите своему ребенку заполнить следующую таблицу:

Продукт Инструкции Крахмал Нет крахмала
Картофель Капните 4 капли раствора Люголя на половинку картофелины.    
Огурец Отрежьте несколько ломтиков огурца и капните на них несколько капель раствора Люголя.    
Рис Раздробите несколько зерен риса и поместите их в пробирку. Добавьтее несколько капель раствора Люголя.    
Кукуруза Раздробите несколько зерен кукурузы в ступке, поместите их в пробирку. Добавьтее несколько капель раствора Люголя.    
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector