Как развить скорочтение самостоятельно

Как развить этот навык?

Некоторые люди способны научиться скоростному чтению самостоятельно, не посещая специальные курсы и тренинги. Целеустремлённость, вера в успех, ежедневные тренировки по специальным методикам непременно приведут к успеху. От начала тренировок до приобретения устойчивых навыков пройдет какое-то время. Психологи советуют в течение 21 дня выполнять специальные упражнения по 40-60 минут каждый день.

Понимание слов и значений в их взаимосвязи, умение систематизировать словесную информацию, развитый вербальный интеллект находятся в тесном взаимодействии с высокоскоростным чтением. Для более успешного освоения скорочтения неплохо ознакомиться с основами лингвистики и стилистики, иметь хорошее воображение, чтобы правильно домысливать сказанное автором текста.

На скорость чтения напрямую влияют несколько факторов:

  • субвокализация (проговаривание текста в уме);
  • регрессия – возврат к отдельным фрагментам текста и их перечитывание;
  • ограниченное поле зрения – область охвата текста за одну остановку взгляда;
  • степень концентрации внимания, умение читать без отвлечения;
  • поверхностное чтение – способность быстро найти в тексте ключевые слова и тезисы.

Обойти эти преграды можно только с применением специальных навыков, отточенных внушительной практикой. Такие навыки приобретаются систематическими тренировками по специальным методикам с помощью разработанных упражнений. Приведем некоторые рабочие советы по освоению скорочтения.

  • Подавление артикуляции (работы органов речи). Позволяет избавиться от субвокализации (мысленного проговаривания текста). Этот естественный процесс значительно замедляет чтение. От субвокализации хорошо отвлекают ритмичное постукивание по столу, негромкий обратный счет, проговаривание скороговорок, чтение простеньких стишков, напев мелодий без слов. Выполнять что-то из этого и одновременно в уме проговаривать текст не получится, привычка исчезнет.
  • Чтение с указкой. Помогает избавиться от регрессного чтения. Указкой может стать карандаш, палочка или просто палец – кому как удобно. Взгляд должен непрерывно скользить по строке, не отрываясь от движения указки, чтобы повторно не возвращаться к прочитанному тексту.
  • Метод «зеленой точки». Тренирует восприятие информации в поле периферического зрения. На странице с текстом в центре надо изобразить зелёную точку и 10 минут внимательно смотреть на неё. Через две недели таких упражнений можно начать рассматривать текст вверх, вниз и в стороны от точки, охватывая взглядом как можно большую зону. Слова надо просто видеть не читая.
  • Чтение по диагонали. Развивает умение увидеть в тексте ключевые фразы и отсеять несущественную информацию. Нужно скользить взглядом по диагонали сверху вниз, при этом не возвращаясь к прочитанному и не поворачивая взгляд по сторонам. Вначале удастся охватить немного слов, но пройдёт время, и постоянные тренировки позволят значительно увеличить восприятие. Хорошо натренированному человеку достаточно взглянуть на страницу с текстом, чтобы понять суть написанного.
  • Чтение перевернутого текста. Сначала прочитывается абзац на перевернутой «вверх ногами» странице, потом книга возвращается в нормальное положение и абзац прочитывается повторно. Это тренировка для увеличения скорости чтения.
  • Метод «тик-так». Существенно увеличивает скорость чтения. Взгляд захватывает начала и концы строк, а не все слова в них, этого бывает достаточно, чтобы понять смысл прочитанного.
  • Тренировка тарабарщины. Чтение справа налево (тарабарское чтение) развивает концентрацию внимания. Начинать тренировки надо с выражений, которые прочитываются без разницы как слева направо, так и наоборот (палиндромы). Примеры: «Коту скоро сорок суток», «Нажал кабан на баклажан» и т. п. (в наше время такие тексты найти несложно), затем тренироваться на обычных текстах.

Время для занятий надо продумать заранее. Место должно быть удобным. Бесполезно тренироваться в местах, где нельзя сосредоточиться. Ознакомившись с основными принципами, можно приступить к обучению на курсах или попробовать самостоятельно научиться быстро читать. Существуют разработки зарубежных и отечественных авторов по освоению скорочтения, учебники и видеоматериалы, специальные курсы и тренинги.

Польза техники скорочтения

Навык скорочтения может пригодиться студентам, учащимся людям, которые любят литературу, но не имеют для нее достаточно времени. К примеру, чтобы стать профессионалом в той или иной сфере, необходимо осваивать большие информационные объемы. В мире существует огромное количество разных книг, которые хочется прочитать.

При недостатке времени и больших массивах текстов прибегают к методике скорочтения. Кстати, многие исторические знаменитости отличаются этой характерной способностью. Бальзак, Наполеон, Эйнштейн владели скоростью до 2000 слов в минуту. Выделяют следующие основные преимущества данной техники:

сокращается время изучения текста;
активизируется способность обрабатывать материал, так как важная информация быстро находится в объеме данных;
развивается словарный запас, внимание, память;
человек осваивает новый материал, относящийся к профессиональной или художественной литературе, рационально изучает его;
при обучении можно осваивать больше книг, что улучшает его качество и быстроту;
улучшается понимание прочитанного.

Навык скорочтения повысит самооценку того, кто им овладел и уверенность в своих силах. Это не только ускоренное восприятия информации. Но и тренировка внимания, памяти развивающихся при освоении методики. Замечен и обратный эффект: быстрое чтение осваивается более успешно, если укреплять запоминающую способность.

Как научиться читать стихи

Как научиться читать стихи

Если читать в наше время умеют практически все, то вот как научиться читать стихи знает далеко не каждый человек. Читать стих – это не просто повторять написанные автором слова, а делать это выразительно, с чувством, так, чтобы все слушатели сидели затаив дыхание, а в конце выступления дамы чувствовали, что влюбились в Вас совершенно полностью. Попытки начать так читать стихи начинаются еще в школе, когда детей заставляют выходить к доске и зачитывать, что они выучили, наизусть. Но мало кто в таком возрасте умеет правильно читать стихи, да и желает это делать. Стеснительность, непонимание, зачем это надо, насмешки одноклассников над пытаются изобразить из себя чувственного поэта школьника – все это не способствует освоению данного таланта.

Как научить это делать на высшем уровне? Наверное, способность чувственного исполнения дается человеку от рождения, но это редкие кадры, большинство же исполнителей брали свои высоты годами тренировок и репетиций. Как начать учиться читать стихи выразительно? Вот некоторые советы:

Надо победить стеснительность и боязнь публики. Это первое, что обычно мешает человеку раскрыться перед аудиторией. Для этого требуется просто почаще выступать, чтобы из редкого события выступление превратилось в рутины и привычку;
Читайте перед зеркалом. Классический совет – выступайте и смотрите на себя, как Вы выглядите, как произносите фразы, как двигаетесь при этом

Очень важно отточить эти действия, чтобы они для начала начали нравиться хотя бы Вам;
Читайте стихи, которые Вы реально «чувствуете», которые по-настоящему нравятся. Это поможет вкладывать в них душу, а не просто механически повторять текст.

Все эти упражнения уже дают очень большие шансы превратиться из дилетанта-любителя в настоящего чтеца стихов, который будет захватывать внимание публики на любом празднике

Методики скорочтения

Существует огромное
количество методик, обучающим скорочтению. Вниманию читателей предлагаются
только самые распространенные из них.

По вальдорфской школе

Детям рекомендуется
начинать обучаться скорочтению с 10-летнего возраста. Объясняется это тем, что
учащиеся начальной школы способны воспринимать информацию, произносимую в
обычном темпе речи. Со временем школьники совершенствуют эту способность и
начинают воспринимать более быструю речь. Соответственно, техника чтения тоже
ускоряется.

По этой причине педагоги
вальдорфской школы сделали вывод, что не стоит силой заставлять детей
дошкольников и учащихся начальных классов овладевать навыками скорочтения.
Следует заняться этим тогда, когда ребенок повзрослеет

Пока этого не
произошло, будет полезным заниматься с детьми специальными упражнениями,
развивающими внимание, память, артикуляцию. Это подготовит к более успешному
процессу обучения скорочтению в более позднем возрасте

Методика Зайцева

Эта методика основывается
на кубиках Зайцева. И предлагается детям уже с двухлетнего возраста в игровой
манере начать осваивать правильную технику чтения. Буквы больших размеров
нанесены на кубики разных цветов. В кубиках есть разные наполнители, издающие
различные звуки при их движении. Дети быстро и надежно запоминают звуки, буквы
и слоги. Эта методика также показывает отличные результаты в работе с детьми с
особенностями развития.

По статистическим данным
дети начинают читать:

В 2-4 года через 6 месяцев занятий.

В возрасте от 4 лет — через 16 занятий.

С 6 лет — уже через 6 занятий.

Монтессори

При этой методике
создается такая среда, когда дети развиваются с минимальным вмешательством
взрослого, но под его контролем. Малыши сами выбирают себе упражнения и
продолжительность занятий. При этом уроки происходят в особом пространстве,
отвечающем сразу за все стороны развития ребенка:

практика;

сенсорика;

математика;

естествознание;

развитие речи.

Скорочтение Андреева

Упражнения по данной
методике позволяют:

повысить скорость чтения более чем в 5 раз;

лучше понимать прочитанный материал;

сохранять приобретенную информацию в памяти;

улучшить способность концентрировать внимание;

сделать обучающий процесс интересным.

В основе метода лежат
постоянные тренировки. Ученик перестает читать слова и начинает воспринимать их
как картинки. Благодаря этому быстро и эффективно увеличивается словарный
запас. После прохождения такой методики, дети начинают читать книги в несколько
раз больше, чем их ровесники.

Методика Лысенко

Разработчик этой
программы — Ольга Лысенко, педагог с более чем 20-летним стажем. Методика
содержит в себе четыре курса из таблицы умножения, азбуки, овладения красивым
почерком, чтения без слогов. После обучения ученики смогут хорошо писать,
читать, складывать цифры.

Методика Домана

Система представляет собой набор физических и интеллектуальных упражнений и тренажеров. Доман поддерживает теорию о связи физического развития и умственного. Если заниматься упражнениями с малышом, взрослые одновременно будут стимулировать все аспекты его развития.

Таблицы Горбова-Шульте

С помощью таблицы
тестируется способность переключения внимания. Метод часто применяют психологи
для того, чтобы оценить концентрацию внимания. Таблица, состоящая из
черно-красных ячеек, используется для занятий, увеличивающих угол зрительного
восприятия информации.

Почему мы читаем медленно

Всем, кто задаётся вопросом, как развить скорочтение, будет полезно узнать, что же мешает нам читать быстро.

1. Чтение без разбора

Читая, мы обращаем внимание на всё подряд. Для знакомства с главной мыслью мы тратим столько же времени, как на чтение лирических отступлений, не несущих никакой смысловой нагрузки и не содержащих полезную информацию. Как уже говорилось, для экономии времени техника скорочтения подразумевает определение главной мысли и игнорирование «воды» в тексте

Как уже говорилось, для экономии времени техника скорочтения подразумевает определение главной мысли и игнорирование «воды» в тексте.

2. Повторение прочитанного. У каждого из нас существует вредная привычка из детства – возвращаться взглядом к уже только что прочитанному предложению. Когда у ребёнка происходит формирование словарного запаса, такие повторения полезны. Но во взрослом возрасте мы делаем это просто по привычке.

3. Чтение про себя. Читая вслух, мы можем делать это быстрее или медленнее в зависимости от темпа чтения и дикции. Когда мы читаем про себя, наш мозг как бы ведёт монолог, «проговаривая» информацию, с которой мы знакомимся. Скорость восприятия текста не может быть выше, чем скорость этого внутреннего монолога. Поэтому, если вы решили освоить метод скорочтения, первым делом нужно «заглушить внутреннего диктора» и научиться воспринимать информацию, не проговаривая её про себя.

4. Поле зрения. Значительно тормозить процесс чтения может узкое поле зрения. Если человек имеет хорошо развитое боковое зрение, он использует его при восприятии текста, что отображается на скорости чтения. Для тех, кто желает освоить скорочтение самостоятельно, упражнения для расширения поля зрения являются обязательными.

5

Рассеянное внимание. Невнимательность может стать проблемой при любой скорости. Неумение концентрироваться на процессе чтения – это основная причина того, что информация не запоминается, в каком бы темпе вы ни читали

Методика скорочтения подразумевает параллельное развитие умения абстрагироваться от внешних раздражителей и сосредотачиваться на тексте

Неумение концентрироваться на процессе чтения – это основная причина того, что информация не запоминается, в каком бы темпе вы ни читали. Методика скорочтения подразумевает параллельное развитие умения абстрагироваться от внешних раздражителей и сосредотачиваться на тексте.

Курсы по скорочтению

Подойдут при наличии свободного времени. Специализированные курсы, которые предлагают научиться взрослому человеку навыку быстро воспринимать напечатанную информацию, обычно организуют занятия длительностью около 1 недели.

Каждое занятие длится от 3 до 4 часов. С участниками программы работают специалисты, которые знают, как правильно заставить человека воспринимать информацию, усваивать, обрабатывать, анализировать и синтезировать ее.

Важно хорошо запоминать прочитанное. Ведь надо не только пробежать глазами по строчкам, но осознать и запомнить, а потом применить полученные знания на практике

Именно такой подход является успехом в любой деятельности.

К тому же человек, который платит за занятия, вынужден дополнительно напрягаться, так как понимает, что это его собственные деньги, и он должен получить от них максимум пользы.

Но несмотря на все вышеприведенные доводы, научиться навыку скорочтения можно и в домашних условиях, самостоятельно, не прибегая к помощи профессионалов.

Комплекс упражнений

Научиться быстро говорить можно только в процессе регулярных тренировок. Чтобы тренировать и развивать артикуляцию, следует выполнять следующие упражнения:

  • Садитесь перед зеркалом прямо, сфокусируйтесь на своем же лице. Поднимите брови вверх и зафиксируйте их в таком положении, пока те не устанут. Следом нужно на секунду зажмуриться, открыть глаза и расслабиться. Улыбнитесь широко-широко и скрутите губы в трубочку.
  • Откройте рот как можно шире, подвигайте челюстью то вправо, то влево.
  • Откройте рот широко-широко, опустите челюсть и растяните губы. Не закрывая рот, попробуйте свести губы вместе.
  • Размяли губы, теперь тренируем язык. Попробуйте немного закрутить язык и провести им по небу, доставая до всех возможных и невозможных участков. Представьте, что язык – это валик, а небо – потолок, который надо этим валиком покрасить.
  • Переходим к звукам. Выполнять это упражнение можно перед сном, когда вы понимаете, что очень устали и начинаете зевать, широко и сладенько. Только делайте это не тихо, как привыкли, а громко, издавая такие звуки: ах, эх, ых, ох, ух.
  • Давайте представим, что мы полощем горло. Ваша задача делать то же самое, но без содовых растворов. Просто запрокиньте голову и издавайте характерный звук полоскания горла.
  • Откройте рот, опустите нижнюю челюсть, но без напряжения. Подставьте снизу под подбородок кулак и пытайтесь им закрыть рот. Нижняя челюсть должна изо всех сил сопротивляться. Давите с каждым разом сильнее и сильнее, при этом старайтесь, чтобы нижняя челюсть оставалась на месте.
  • Наберите за щеки воздуха так, чтобы они надулись, и резко выпустите его с характерным для этого действия звуком. Следом надувайте щеки, не открывая рот.
  • Задержите воздух, надув щеки, и как будто перекатывайте его из одной стороны в другую, то увеличивая, то уменьшая размеры этого воздушного шарика во рту.
  • Последнее упражнение – рыбка. Втяните щеки настолько, насколько это возможно. Нижнюю челюсть опустите вниз, начинайте то открывать, то закрывать рот.

Такие упражнения помогут развить артикуляцию, а также научиться быстро говорить

Важно лишь делать комплекс на регулярной основе и не забывать про скороговорки

Читать и запоминать книги: конкретные и эффективные упражнения-тренинги для достижения цели

Существует хорошие упражнения для постепенного повышения читательского мастерства

Для их выполнения важно подготовиться физически: сидеть прямо, не сгибаясь, а левую руку расположить на источник информации. Тренирующийся человек должен обладать минимальными навыками чтения, понимания прочитанного, проработки текста

Только в этом случае наступит положительный результат. Итак, учимся читать быстро и легко:

Photo by Alfons Morales

  1. Прочтите небольшую книжку (максимальным объемом в несколько десятков страниц). Затем сделайте это в обратном порядке –  до тех пор, пока скорость проработки не станет выше.
  2. Попросите друга или родственника выбрать из текста на исходной странице любое слово. Затем постарайтесь найти его. Желательно делать это как можно быстрее.
  3. Учитесь проводить мониторинг текста – не всего подряд, а лишь тех фактов и словосочетаний, которые имеют первоочередное значение, несут основную смысловую нагрузку. Вспомните школьные уроки языка и литературы, когда велась работа с ключевыми словами.
  4. Просмотр листа тоже позволяет усовершенствовать скорость чтения. Например, учитесь читать заголовки или маленькие абзацы так, чтобы хватало одного взгляда. Каждая страница не должна отнимать более двадцати секунд времени. После этого выберите в тексте отдельные слова для дальнейшего построения из них предложений. При этом важнейшим условием успеха является сохранение и удерживание сути текста.

Photo by Aaron Burden

  1. Избавляйтесь от привычки медленно читать книги, останавливаясь для повторного перечитывания отдельных фрагментов. Пробуйте читать сразу несколько предложений, постепенно искореняя ненужную привычку. Чтобы помочь себе, возьмите бумагу и разместите ее на прочитанные предложения. Постарайтесь успеть максимально быстро прочесть текст – до момента, пока лист не не закрыл их собой. Практические сложности будут только поначалу – со временем навык устойчиво выработается.
  2. Помогите глазам: левой рукой водите пальцем по странице. Соблюдайте интервальное расстояние два-три сантиметра от каждого предложения.
  3. В некоторых случаях подходит еще одно упражнение – зигзагообразное движение с возвращением в начало строки. Исключением может стать литература, подразумевающая вдумчивое чтение. Зато подобная методика позволяет «сканировать» текстовые фрагменты и понять его суть за короткий срок.
  4. Читайте между строк в прямом понимании этой фразы. Фиксируйте количество одномоментных слов в поле своего зрения. Не прочитывайте их, а смотрите словно «сквозь», отмечая лишь контуры слов. Со временем можно получить приятный сюрприз – механической фиксации окажется достаточно для эффективного усвоения информации.

Если возникает необходимость в чтении текстов с неизвестными словами или иностранными терминами, походит техника «присвоение», когда важно не быстро читать вслух, а, в первую очередь, осмыслить и понять прочитанное
Постарайтесь «фильтровать» информацию, опуская все известное и понятное, одновременно акцентируя внимание на новом и ярком.
Обращаясь к художественной литературе, человек в большинстве случаев спокоен и расслаблен, он четко представляет себе образы героев, иногда даже ставит самого себя на место описанных персонажей. Этот вид чтения, который можно применить, чтобы научиться быстро читать ребенку, называется «сопереживание».
В военной сфере часто используют разведчиков, которые за короткое время успешно осваивают информацию с четким определением ее сути
Поэтому существует специальное упражнение, получившее название «метод штурма»

Он состоит в предоставлении чтецу небольших кусочков статей, которые сменяются в быстром темпе. При этом с каждым разом тексты меняют с большей скоростью, а человек должен почти дословно запомнить основной смысл.

Помните, что чем чаще вы читаете, тем больше у вас возможностей научиться делать это быстро. Для достижения успеха вы должны сознательно применять навыки скоростного чтения на всё, что вы читаете в повседневной жизни. Выработка такой привычки поможет обрести способности скорочтения даже  на подсознательном уровне. Для начала отдавайте предпочтение легкому материалу, который приносит удовольствие и одновременно легок для понимания. Как вариант, можно практиковаться с уже прочитанной книгой, чтобы было легче привыкнуть к пропускам слов, отрывков, фраз. Продуктивных вам чтений!

Как часто вы читаете книги?
Каждый день 14.29%

Пару раз в неделю 14.29%

Читаю очень редко 28.57%

Читаю только специальную литературу 42.86%

Не читаю ничего 0%

НравитсяНе нравится

Упражнения для обучения

 
Упражнения будут полезны и для взрослых людей

Несложные тренировки развивают умение концентрировать внимание и способность быстро находить основной смысл текста. Методика позволяет не только быстро читать, но и запоминать длинные стихотворения или сложные параграфы из учебника.
 

 

Быстрое чтение. Концентрация

Семинар Ирины Ландо, доктора наук в сфере управления, посвящён способам преодоления психологических барьеров и концентрации внимания во время чтения. Автор считает чтение постоянно развиваемым навыком. Если младшие школьники читают по слогам, то взрослые должны иметь расширенный угол зрения, позволяющий фиксировать целые слова и предложения. 
 
Ирина Ландо не признаёт «медленное и вдумчивое чтение». По мнению лектора, оно лишь усложняет процесс получения новой информации и делает его нудным.
 
Автор даёт практические советы по быстрому мысленному разделению текста на ключевые слова и «воду», созданию схем книги. Способ подходит для чтения стимулирующей литературы, в которой легко выделить основные мысли.

Урок по таблицам Шульта

Александр Митин предлагает простые и эффективные упражнения с таблицами Шульте, которые улучшают периферийное зрение и развивает площадное чтение. Преподаватель даёт рекомендации по правильному применению методов на практике.

Видеоинструкция

Инструкция по работе с таблицами Шульте в видео упражнении для новичков, чтобы самостоятельно заниматься в домашних условиях.
 
 

Тренировка работы с таблицами 

Онлайн тренировки минимизируют возможность повторения ошибок. Развитое периферийное зрение позволяет читать книги в несколько раз быстрее.

Советы как научиться читать быстро

Автор ролика даёт советы по улучшению памяти, предлагает несколько мобильных приложений, включающих упражнения по развитию периферийного зрения и концентрации. Часть видео посвящена обзору книги, состоящей из большого количества упражнений.
 

Новый взгляд на книгу

Название ролика может ввести в заблуждение. 15 минут – нереальный срок для прочитывания книги целиком. Автор предлагает потратить четверть часа лишь на предварительное изучение издания и его основного содержания.

Срока достаточно для получения основной информации о произведении и формулировании вывода о необходимости приступать к его чтению. Ролик формирует умение «фильтровать» книги. Чтение ненужной литературы прекращается, а усвоение полезной информации из книги значительно упрощается.
 
 

Главное от Питера Кампа

 

Шестиминутный мультипликационный ролик включает тезисы, разработанные Питером Кампом. Эксперт советует перед чтением поставить временные ограничения, внимательно изучить содержание и обложку, понять структуру книги. Предлагает избавляться от внутреннего проговаривания: излишняя артикуляция замедляет скорость чтения до скорости обычной речи. Камп призывает учиться сосредоточению и не отвлекаться во время чтения на посторонние мысли.

Один из важных советов — необходимость развития периферийного зрения, позволяющего «захватывать» глазами целые слова, предложения и даже абзацы. Для тренировки навыка предлагает использовать таблицу Шульте – простой, но действенный тренажёр. 
 

Важные правила чтения книг

 

В коротком ролике блогер чётко сформулировал основные правила скорочтения. Именно их соблюдала Анна Джонс, когда ей нужно было написать срочную рецензию на новую книгу о Гарри Поттере. Британка прочитала роман за 47 минут и показала феноменальную скорость – 4251 слово в минуту. Достаточно было сосредоточиться на чтении, правильно держать книгу и использовать метод «указка».
 
Автор ролика даёт и другие практические советы: использование цветных стикеров позволяет фиксировать основные моменты и создавать закладки, чтение сидя позволяет лучше сосредотачиваться.

Личный опыт

Автор ролика делится собственным опытом. Он не приемлет пропуск слов и вычленение главных мыслей. Данные способы подходят только для книг, посвящённых бизнесу и личностному росту. Научная и художественная литература предполагает более вдумчивое чтение. Блогер предлагает сделать упор на расширение поля зрения без пренебрежения второстепенными моментами.

Для развития внимания, памяти и периферийного зрения автор предлагает скачать приложение «Скорочтение», практиковать его по 2-3 часа в день и постоянно поддерживать тренировки.
 

Чем отличается чтение от скорочтения

Скорость чтения среднестатистического взрослого человека — 150-300 слов в минуту. Процесс таков: происходит фокусировка взгляда на группе слов, затем скачкообразным движением перемещается на следующую группу, через несколько подобных скачков взгляд замирает для осмысления прочитанного. Такие движения называются саккадами и отнимают в среднем 0,5 секунды.

Скорочтение – это способность быстрого прочтения текста при использовании особых техник, повышающих скорость в 3-10 раз.

Техники скорочтения

  • Слежение за текстом. Одна из старейших и проверенных техник. Ее суть сводится к необходимости водить по строчкам указателем (палец, линейка) для большей концентрации. В усложненном варианте слежение за текстом предполагает поиск ключевых слов, что ускоряет процесс прочтения.
  • Чтение без остановки. Суть метода заключается в подавлении саккад и регулярных пауз для экономии времени. Однако, этот подход значительно снижает восприимчивость материала, так как именно наличие саккад дает возможность мозгу осознать и запомнить прочитанное.
  • Чтение «по диагонали». К этому методу относятся техники чтения «зигзагами» и «одним взглядом».
  • Суть техник заключается в выхватывании отдельных значимых слов и использовании периферийного зрения.
  • Ученые утверждают, что периферийное зрение не позволяет адекватно распознавать и воспринимать текст, а так как большая часть текста попадает именно в эту зону, то информация теряется, что вряд ли можно назвать реальным чтением.
  • Тем не менее, этот метод работает в случае повторения материала, который уже был прочтен и усвоен.
  • Быстрое последовательное визуальное предъявление. Самый современный способ с использованием техники. Его суть заключается в выводе на экран устройства текста по одному слову на определенной скорости с выравниванием по центру. Взгляд фокусируется на одной точке, не тратится время на саккады, что экономит время читающего.
  • У метода есть свои минусы: все слова выводятся на экран с одинаковой скоростью. При обычном чтении скорость прочтения знакомых слов выше, чем у незнакомых, которые дополнительно осмысливаются и запоминаются.
  • Подавление субвокализации Субвокализация – это проговаривание текста про себя при чтении. На внутреннее повторение уходит время, поэтому метод призван подавить желание проговорить прочитанное и настроиться на чтение глазами. Однако, подавление субвокализации ведет к ухудшению понимания и осмысления прочитанного. Также доказано, что избавиться полностью от проговаривания невозможно – мозг не способен обойтись без субвокализации, даже те, кто использует методику чтения «по диагонали», мысленно проговаривают ключевые слова.

За что критикуют техники скорочтения

Вопрос как быстро научиться читать в наше время крайне популярный и обсуждаемый. Есть как сторонники, так и критики. Практически любая перечисленная здесь методика связана с отсеиванием лишней информации, а не с увеличением скорости прочтения. Это приводит к поверхностному чтению, за что крайне резко критикуется учеными.

Скорочтение эффективно для деловой и технической литературы, целью которых является получение информации и данных и не требуется погружение в текст.

Художественная литература воздействует на воображение читателя, его чувства, что делает скорочтение неэффективной методикой, ведь исчезает эффект «проживания» материала, остается лишь техника.

При освоении скорочтения стоит осознавать, что все техники имеют свои плюсы и минусы, «проглатывая» по книге в день можно потеряться в разнообразии, но подобный навык точно не будет лишним.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector