Подросток перестал учиться: 3 причины и план действий

Как не пойти в школу?

Наверное, у всех в школьные годы были случаи, когда ужасно не хотелось идти в школу – или ты не подготовился к контрольной. Или тебя точно должны спросить, а ты не в зуб ногой, так что двойка обеспечена.

Или на сегодня назначены разборки с директором после очередной твоей драки или разбитого стекла. Причин может быть миллион.

Какие же отмазки придумать для учителей и родителей, чтобы избежать похода в школу?

Отмазка №1

Чтобы не пойти на первые 2-3 урока, достаточно просто прогулять, а потом подойти к учителю и сказать, что проходил диспансеризацию в поликлинике.

Или ездил на прием к врачу-эндокринологу в Институт эндокринологии. Название специализации врача должно быть заковыристое и нетрадиционное, иначе не поверят.

Точно так же можно уйти после первого урока, сказав, что тебе нужно ехать на прием к эндокринологу.

Отмазка №2

В наш век технологий у каждого школьника есть мобильный. После первого урока скажи учителю, что звонила мама и просила срочно забрать младшую сестру (брата) из детского сада, потому что у нее (него) высокая температура. Мама уйти с работы не может, папа тоже очень занят, а бабушка живет в другом городе. Поэтому сегодня присматривать за больным ребенком будешь ты.

Отмазка №3

Прячешь в школе свой рюкзак, а когда начинается урок, громко возмущаешься и кричишь, что пропал рюкзак со всеми учебниками и тетрадями, и ты предполагаешь, куда его могли спрятать. Уходишь искать и приходишь к концу урока. Не забудь слегка испачкать рюкзак, чтобы сказать, что нашел его на стадионе или в подсобке уборщиц. Главное, делать очень расстроенный вид.

Отмазка №4

Прийти с перемотанным бинтом пальцем (или пальцами) и сказать, что выбил их, играя в баскетбол (волейбол). Выбитые пальцы очень распухают и болят. Таким образом, можно не писать целую неделю, но это не избавит тебя от устных ответов.

Отмазка №5

Просиди всю ночь за компьютером. Утром у тебя покраснеют и опухнут глаза. Подойди к учителю с печальным видом и скажи, что очень плохо себя чувствуешь, болит голова и першит горло.

Твой внешний вид будет тому подтверждением.

Если тебя пошлют в медпункт и выяснится, что температуры нет, то скажи медсестре, что выше 37 температура у тебя поднимается крайне редко, но ты чувствуешь, что заболеваешь.

Отмазки для родителей

Самая простая и убедительная – ты заболел. Чтобы заболеть по-настоящему, достаточно помыть голову и с мокрыми волосами постоять на балконе, пока не замерзнешь. Еще можно стоять босыми ногами.

Если мыть голову лень, то достаточно надеть мокрую футболку и провести на улице или балконе 20-30 минут, особенно в ветреную погоду. Но помни — за твое здоровье ответственность несешь только ты! Уже ночью у тебя будет болеть горло и начнется насморк, даже может подскочить температура.

Однако не стоит болеть перед выходными или каникулами, а то есть шанс провести все свободное время, сморкаясь и глотая лекарства.

Если по-настоящему болеть неохота, то можно сыграть недомогание. Вечером откажись от ужина, скажи, что плохо себя чувствуешь, и пораньше уйди спать. Утром встань с грустным видом, пойти в туалет и изобрази рвоту.

Скажи, что тебя тошнит, наверное, вчерашний пирожок из столовой был несвежим. Гарантировано – в этот день в школу тебя не пустят.

Но не рекомендуем и завтра изображать то же самое – рискуешь попасть в больницу на обследование.

Недомогание можно изобразить, предварительно долго умываясь очень горячей водой и хорошо натерев щеки жестким полотенцем. Ты выходишь из ванной с красными горящими щеками и сообщаешь, что у тебя очень болит голова.

Только не переусердствуй! Смотри, чтобы температура была не больше 38, а то тебе вызовут «скорую» и обман раскроется, да еще и скандал выйдет.

Можно сказать, что завтра ваш класс едет на экскурсию. Утром слишком долго собираться, чтобы родители торопили и говорили «Опоздаешь!» Потом уйти и вскоре вернуться расстроенным, сказав, что ты действительно опоздал и автобус уже уехал.

Также можно уйти в школу и вернуться через 15-20 минут, сказав родителям, что в школе прорвало отопление, в классах холодина, ведутся ремонтные работы и всех распустили по домам.

Или сказать, что в школе проходит медосмотр всех школьников. Медики сказали, что сегодня осматривают только девочек (или только мальчиков), или только 1-4 классы, а остальных распустили по домам.

Эпилог

А вообще – мама тоже человек, и она тоже в школьные годы не всегда хотела идти в школу. Расскажи, как сильно ты устал, как хотел бы один день просто спать, а завтра обещаешь заниматься с удвоенной силой.

И просто попроси ее один раз оставить тебя дома. Мы уверены – мама поймет и разрешит! И не нужно будет врать и придумывать отмазки, потому что нет ничего тайного, что не стало бы явным.

А за прогулы придется отвечать и перед родителями, и перед учителями.

Останьтесь дома, если пережили какое-то потрясение

Например, если вы недавно потеряли члена семьи, друга или другого человека, с которым вы были близки, ваше горе – это уважительная причина, чтобы остаться дома и не идти в школу. Будьте честны со своими родителями о том, насколько сильно на вас повлияла потеря.

  • Если трагедия постигла вас, но не ваших родителей, вы можете подумать, что им будет сложно понять вас. Горе – универсальное чувство, и большинство людей может поставить себя на ваше место, и дать вам время пережить утрату.
  • Однако вам стоит понять, что период печали должен когда-то закончиться. Интенсивная печаль может длиться довольно долго, и вам может быть сложно выпутаться из этой ситуации самостоятельно. Если вы чувствуете, что по прошествии от нескольких дней до недели вы все еще не можете идти в школу, вам стоит пообщаться с психологом и попросить его помочь пережить ваше горе.

ШКОЛА

В Беларуси нет нормативных документов, в которых указано, как долго ребенок может не ходить в школу. «Это прописано в правилах внутреннего распорядка школ», – поясняют в Министерстве образования.

Новость по теме

Минобр рассказал, могут ли дети не ходить в школу из-за коронавируса

Уточняется, что родители имеют право оставить ребенка дома, даже если он ничем не болеет. Для этого им нужно написать заявление классному руководителю. В нем необходимо указать, на какой срок они забирают ребенка, где и с кем он будет все это время. При этом обычно, перед тем как ребенок снова пойдет в школу, нужно получить справку от врача о том, что он здоров. Однако в условиях пандемии коронавируса, когда Минздрав не рекомендует без надобности посещать учреждения здравоохранения, здоровому человеку не нужно идти в поликлинику и брать справку о том, что он здоров.

Что касается аттестации школьников, в министерстве просят не торопить события. «Все дети рано или поздно выйдут на занятия, когда эпидемиологическая ситуация станет полегче. И все получат свои оценки и будут аттестованы, не волнуйтесь. Ситуация у нас под контролем», – обратилась к родителям пресс-секретарь Министерства образования Людмила ВЫСОЦКАЯ.

«Все равно не пошел бы в школу». Что думают родители о продлении каникул
Подробнее

«Теперь я взрослый»

Давайте начнем сначала. То есть с того, что происходит в семье школьника, который вчера еще был беззаботным ребенком. Сразу уточню, что и к пятиклассникам это имеет отношение потому, что переход из начальной школы в среднее звено всегда стресс и большое испытание и для детей, и для родителей. 

Итак, семья. Мы возьмем среднестатистическую ситуацию: ребенку 7 лет, родителям 30 или чуть больше, браку 8–9 лет. 

Ребенок плачет: «Не хочу в школу» – срочно переводить в другую или дать время

Как бы это ни было странно, но все без исключения позиции — про кризис. 

У ребенка кризис 7 лет. Это история про формирование внутреннего и внешнего, про «я — взрослый» и, следовательно, желание и требование такого же отношения к себе, про уже сформированные понятия «хорошо»–«плохо», «добро»–«зло» и про переход от игровой деятельности к учебной. Вот этот последний пункт самый сложный. 

Кто может определить наверняка, готов ли психологически ребенок к переходу от дошкольной деятельности к школьной? Кто скажет наверняка, станет ли ребенок предпочитать учебу игре? 

Никто. 

Психологи могут лишь предположить на основании тестов, а родители загнаны социумом в ловушку ожиданий: «Сколько ему? Семь? Наверное, первоклассник? Как нет? Ну, смотрите… Ему же в армию идти». Про девочек звучит вариант: «Да? Вы так поздно в школу решили идти? Что же будете в последних классах делать? Не удержите свою девочку, она уж о замужестве думать будет…»

На ребенка сваливаются не только взаимоотношения внутри класса, но и требования учителей. Почему на математике тетрадка в клеточку, а на письме (русском языке) в линеечку? Объясните мне, сорокасемилетней, пожалуйста. А теперь то же самое малышу. И так, чтобы он согласился с этим не из «так надо», а из «я это принимаю». 

И так далее.

Отговорка №10. Младший брат (собака) порвала

Эту отговорку чаще используют дети 10-14 лет. Проверить очень просто — узнать у классного руководителя или прийти на родительское собрание. Еще одна отговорка из этой же серии: разлил кофе/чай на тетрадь с выполненным заданием, приносить ее не стал. Учителям нужно знать: у ребенка-школьника должно быть собственное пространство в квартире, стол, ящик, принадлежности, которыми пользуется только он. Если такое пространство для ребенка не обеспечено, нужна серьезная работа с родителями — ребенок лишен элементарных бытовых удобств, что серьезно влияет и на успеваемость, и на здоровье ребенка.

Разобраться в причинах

Недосып

Большинство старшеклассников с трудом просыпаетcя по утрам. Даже те, кто был жаворонком в детском саду и начальной школе, нередко с годами превращаются в сов. Профессор Оксфордского университета Пол Келли выяснил, что биологические ритмы школьников не совпадают с режимом учёбы в первую смену. По мнению исследователя, старшеклассникам следует приступать к урокам не раньше 10:00, когда их организм готов к продуктивной умственной работе. Успеваемость школьников, которые в рамках эксперимента начали учиться с 10:00, выросла на 19%. Вполне возможно, что и вы испытываете хронический недосып.

Если старшеклассник учится на отлично в первую смену — это не всегда означает, что ему комфортно рано вставать. Возможно, пятёрки такой ученик зарабатывает ценой своего здоровья. Даже если школьник не признаётся, что устал или настолько привык к жёсткому режиму, что не замечает утомления, перерыв пойдёт на пользу.

Полноценно отдохнуть от учёбы и выспаться не всегда удаётся в выходные, особенно выпускникам. Курсы, репетиторы и олимпиадная подготовка часто проходят с утра в субботу и воскресенье. Единственный способ восстановить силы и прийти в себя — пропустить школу. И лучше это сделать добровольно в виде небольшого отгула, пока организм не решил взять полноценный «отпуск» с температурой.

Переизбыток общения

Посещать большой разношёрстный коллектив каждый день — уже стресс для психики. Даже самому коммуникабельному человеку рано или поздно надоедает шум, необходимость общаться, быть вежливым и терпеливым. Провести день в уединении — возможность немножко соскучиться по обществу и перезарядиться.

Конфликты

Не всегда удаётся наладить приятельские или нейтральные отношения со сверстниками и учителями. Школьник может стать жертвой травли: постоянных придирок, насмешек или даже угроз со стороны других учеников и педагогов. В какой-то момент становится невыносимо даже думать о школе — это серьёзная причина не пойти на учёбу, а поговорить с родителями или другим близким взрослым.

Отличить невинное подтрунивание от жестокого обращения бывает нелегко, особенно если школьник не уверен в себе. Главный признак ненормальности ситуации — субъективное ощущение «мне не по себе», «мне некомфортно», «мне плохо, но я не могу объяснить, что не так». Чувство дискомфорта сигнализирует, что пора обратиться за помощью.

Информационная перегрузка

В течение дня школьник воспринимает не только факты и мнения, но и эмоциональные оценки. Мозг перерабатывает информацию от всех органов чувств и ещё дополнительно расшифровывает значение взглядов, улыбок, шуток, намёков. Школа — это пространство общения, в котором нужно учиться и успевать выстраивать отношения с окружающими.

Воспринимать лекции преподавателей, разговоры с учениками, чаты и переписки весьма энергозатратно. Поэтому от учёбы и контактов с окружающими тоже нужен отдых.

Стресс от оценивания

Подвергаться оцениванию в течение дня — серьёзное испытание. Администрация проверяет соответствие внешнего вида ученика принятому стандарту, учителя-предметники оценивают качество устных и письменных ответов, сверстники наблюдают за поступками друг друга. Полезно хотя бы изредка дать себе право не соответствовать ничьим нормам и ожиданиям, а побыть собой: надеть любимую одежду, ничего не отвечать и никуда не спешить.

Усталость от однообразия

День сурка может быть занятным в кино, а в жизни навевает скуку. Если каждый день приходится куда-то идти или ехать, хочется побыть дома. Если вокруг постоянно много людей, иногда хочется уединиться. Если в школе нужно сидеть за партой, а дома за столом делать уроки, возникает желание подвигаться. После череды шумных будней появляется тяга к тишине.

Выйти из привычного жизненного цикла полезно для мозга — новые впечатления стимулируют активность нейронов. Внезапный выходной лучше всего провести на свежем воздухе, например, отправиться на длительную прогулку.

Почему ребенок не хочет идти в школу?

Итак, ребенок может отказываться идти в школу в любое время года, если у него есть следующие проблемы:

Трудности в учебе

Они могут быть как ситуативные, переходящие — например, не усвоил вовремя тему урока, не дается программа, накапливается негативное отношение к учебному материалу, так и представлять собой хроническую неуспеваемость.

В случае если трудности в освоении школьной программы возникают уже долго и ребенок не успевает по многим школьным предметам, то ему нужна помощь. Возможно, стоит обратиться к специалистам.

Трудности в учебе поможет преодолеть нейропсихолог

Он оценит, как ребенок воспринимает информацию (зрительную, слуховую), может ли достаточное время концентрировать внимание, развиты ли у него произвольность и самоконтроль, необходимые в учебном процессе. Занятия со специалистом помогают «подтянуть» ученика и сделать учебу для ребенка значительно легче

Если ребенок не успевает по отдельным предметам, то помочь может родитель, педагог или репетитор.

Конфликты с одноклассниками или педагогом

Самоощущение ребенка в школе зависит не только от успехов в обучении, но и от общей атмосферы в школе, классе, коллективе сверстников. Если у ребенка не налажен контакт с учителем, часто происходят конфликты с одноклассниками, то это может стать веской причиной негативного отношения ребенка к школе.

Семейные проблемы

Ребенку тяжело учиться, если он испытывает стресс или усталость. Например, родители постоянно ссорятся или находятся на грани развода; он соматически ослаблен вследствие проблем со здоровьем; сильно загружен дополнительными занятиями, спортивными нагрузками, непосильными для возраста домашними обязанностями.

Иногда нежелание идти в школу может быть связано с критическими периодами развития. О них расскажем подробнее.

Не готов к школе

Чаще эта история касается мальчиков. У родителей были инструменты (например, психологические тесты на готовность к школе ), но они положились на календарный признак: 7 лет — пора! А ребенок не готов к школе: игровая мотивация не сменилась на учебную. И сейчас ему тяжело, напряжно и хочется играть, а не писать прописи. Такие мальчики с машинками и динозавриками в руках очень выделяются в классе среди целой толпы спокойных, вменяемых, работоспособных, усидчивых девочек с хорошо сформированной учебной мотивацией.

Большую ошибку делают родители, которые запихивают в школу маленьких да удаленьких детей : «Он читает с 3 лет, с 4 играет в шахматы, мы лучше отдадим его сейчас в школу, а то ему потом будет скучно».

Нет! — пусть лучше ребенок пойдет в школу не в 5 или 6 лет, а в 7! Пусть он поскучает немного — зато у него будет время на заведение дружбы и адаптацию . А это лучше, чем писаться по ночам и сгрызть себе все ногти на нервной почве.

Что делать?

Спокойно и без нервов спрашиваем, что не так. Ребенок говорит, что вообще не хочет в школу, а хочет в садик. И учитель подтверждает: «Да, он не готов к школе». Забирайте чадо из школы. Если этого не сделать, ребенок найдет способ избегать школу — через болезнь. Зачем вам эти грабли? Верните ребенка в подготовительную группу, где он спокойно дозреет до желания учиться в школе.

Поднимаем температуры

Как отмазаться от школы на 1 день у родителей в связи с головной болью, знают все. А вот как подтвердить это фактами?

Заложенный нос изобразить легко, просто шмыгайте чаще носом. Аккуратно, а то может пойти кровь. Еще можно почистить лук, и сопли польются ручьем. А вот головную боль надо подкрепить температурой, которую родители увидят на градуснике.

На это есть также несколько вариантов:

— используем батарею. Этот вариант хорош, когда в квартире включат отопление. Надо взять градусник и подержать возле батареи. Ни в коем случае не кладите сверху, так как он может лопнуть. Внимательно следите за ртутью. Как только термометр покажет 38 градусов, сразу же убирайте его. После этого показатель температуры может еще немного, буквально на пару делений, подняться и остановиться. Показатель 38,2–38,3 – это то, что вам надо;

— для этого варианта нужна предварительная подготовка и компьютер. Заблаговременно включите компьютер или ноутбук и уточните место сильного нагрева. Градусник подносим к тем частям, которые сильно нагреваются, и ждем 38 градусов. Если компьютер стоит в другой комнате, надо заранее придумать повод подойти к нему при измерении температуры. В принципе, этот способ подойдет для любого прибора, источающего тепло;

— воспользуемся помощью домашнего любимца. Температура любого животного, кошки или собаки, минимум 38 градусов. Берем градусник и кладем любимцу под лапу, активно его поглаживая, для того чтобы он не повредил прибор. Дожидаемся нужной температуры и предъявляем родителям.

Специально опаздывайте

Включите некоторые задержки в свой утренний режим, завершите утренние дела на несколько минут позже, чтобы у вас не было возможности прийти в школу вовремя.

  • Очень медленно одевайтесь. Заляпайтесь завтраком, чтобы вам пришлось переодеваться. Оденьтесь снова…очень медленно.
  • Притворитесь, что вы не можете найти чего-то, что вам необходимо, например, один ботинок или спортивную форму. Найдите это, в конце концов, но пусть это отнимет у вас 5-10 минут.
  • Громко жалуйтесь на то, что у вас плохой день; пустите слезу, если необходимо. Если вам повезет, родитель посочувствует вам и позволит остаться дома.
  • Поймите, что ваше опоздание влияет и на других, например, на ваших родителей, которые должны быть на работе вовремя. Осознайте, что вы ставите их работу под угрозу, и решите, стоит ли пропуск школы этого.

Делаем документальное подтверждение

  1. Убедите ваших родителей или опекуна позвонить в школу.

    Большинству школ будет достаточно звонка от родителей или опекуна. В школах с более строгими правилами, однако, вам придется прибегнуть к официальному освобождению, поэтому вам необходимо уточнить школьные правила. Суть этой практики – уменьшить количество неоправданных отсутствий и вести учет болезней.

    Это – стандартная процедура. Вашим родителям или опекуну придется позвонить в школу и объяснить, что вы не сможете прийти.

  2. Позвоните в школу сами, если это позволено.
    В большинстве учебных заведений необходимо, чтобы звонили родители или опекуны учащегося, независимо от его возраста, но в некоторых учебных заведениях учащемуся разрешено звонить самому.
  3. Получите справку от доктора.

    Справка от педиатра или терапевта будет обязательной, если ваша болезнь затягивается свыше определенного времени. Точное время может меняться в зависимости от школы, поэтому вам стоит просмотреть школьные правила, чтобы знать, на каком этапе справка от врача становится обязательной. Это время обычно варьируется от 3 до 10 дней, 10 дней обычно более распространенное явление.

    Если у вас длительная болезнь, ваша школа может потребовать у вас, у родителей, опекунов или у других членов семьи справку от доктора, в которой указано, что вы действительно болеете и вам необходимо время для выздоровления.

? Правила посещения школьных учреждений. Существуют ли законодательные нормы

Многие родители ошибочно полагают, что школу, как и детский сад, допускается пропускать без справки от врача в течение 5 дней. На самом деле СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» от 15 мая 2013 года распространяется исключительно на дошкольные учреждения.

Санитарные правила подобных сроков для школьных учреждений не предписывают.

Правила посещения для школьников регламентируются в соответствии с уставом образовательного учреждения. Именно с ним родителям предстоит ознакомиться, чтобы понять, сколько дней их дети могут пропускать школу. Обычно свод правил школы размещают на собственном персональном сайте.

Стандартными допустимыми сроками для пропуска школы без справки являются 3 дня. В Москве при пропуске одного-трех дней классный руководитель должен уточнить причины отсутствия ученика у родителей.

Сейчас многие родители жалуются, что им не разрешают пропустить без справки даже один день из-за ситуации с распространением коронавируса. В действительности в 2020 году каких-либо новых распоряжений от Роспотребнадзора по этому вопросу не выпускалось. Напротив, специалисты высказывались, что подобные требования являются избыточными и создадут повышенную нагрузку на работу поликлиник. И если устав образовательной организации не менялся, то пропускать школу можно по прежним правилам.

Сколько дней разрешают пропускать  школу  без справки в вашем учреждении?

ТриПятьОдинНе знаю

Возраст ребёнка

6-7 лет

Семилетки – народ проблематичный. Мало того, что малышня переживает очередной кризис, они при этом поступают в первый класс. Адаптация болезненна даже у самых общительных. Не у каждого семилетки психика готова к школе. Чего уж говорить, если его раньше туда отдали.

Что делать?

  • Занимайтесь с малышом подготовкой к школе — ненавязчиво, терпеливо и старательно.
  • Не пугайте школой.
  • Убедитесь в том, что его психика готова выдержать переход к новой деятельности. Понятно, что надо развивать всесторонне ребёнка.
  • Хорошо бы подружиться семьями с будущими одноклассниками и организовывать совместные праздники.
  • Сводите малыша в школу, куда он, возможно, будет ходить. Пусть у него сложится положительное отношение.

Возможно, тогда на вопрос «хочешь ли ты пойти в школу» вы получите в ответ радостное — «да!».

А если это – уже первоклассник? И наотрез отказывается идти на уроки.

  1. Надо спокойно обговорить ситуацию, может, не одну. Если есть доверие к вам, ребёнок обязательно расскажет, почему с ним это происходит.

    Может, он чем-то напуган, не умеет общаться с детьми, ему не даются науки.

  2. Можно сходить в школу, поговорить с классным руководителем.
  3. И тут не получается? Идите к директору, наконец, к психологу.
  4. Возможно, надо сократить нагрузки, вплоть до того, что освободить от каких-то уроков или прекратить посещение кружков или секций, а побольше с ним играть.

Только не напугайте малыша таким вниманием к нему

7-10 лет

Не менее опасный период

Уроки сейчас — самое важное, ведь дети развиваются, самореализовываются и с помощью школьного обучения. Что-то может им мешать

Например, конфликт или школьная травля. Как правило, второй стороной, обижающей, унижающей, давящей, могут стать и учителя, и ученики (более сильные или старше возрастом).

Причиной может стать и перегруз с уроками и кружками, страх ошибиться у доски или наказания за низкие баллы и плохое поведение, неумение найти общий язык, насмешки, упрёки, придирки, заниженные оценки, слабость и незащищённость, ощущение себя изгоем и пр. Гаджеты, наконец!

Что делать?

  • Оговорите с ребёнком все моменты, выясните, что и как.
  • Пересмотрите распорядок дня, выделив больше времени на отдых и сон. Ведь часто ребёнок, долго делая задание, утром не хочет прощаться с тёплым одеяльцем.
  • Расставьте правильно приоритеты, оставляя в жизни ребёнка место для игр, походов на природу и пр.

11-16 лет

Да уж, возраст очень опасный. Подростки только и норовят пропустить уроки. Если родители не дают поспать утром, тинейджеры прогуливают.

Какие там синусы! На первом плане – общение. Общаясь, ссорясь и мирясь, влюбляясь и переживая первые драмы, примеряя постоянно на себя разные роли и экспериментируя с отношениями, подростки развиваются.

Что делать?

Включить дипломатию. Нахрапом не получится ровным счётом ничего.
Не стремиться откровенно замотивировать ходить в школу. Ребёнок сам поймёт, что именно тут есть всё для коммуникации с ровесниками. А там, глядишь, охотнее будет посещать уроки.
Не возбуждать в ребёнке неприязнь к школе, постоянно упрекая, что он без неё ничего не достигнет.
Не давить. Не переживайте, если мотивом посещения школы станет не получение знаний, а общение, самовыражение. Но не напрягайте, а то уйдёт далеко. Не вернёте.
Оставаться другом

Помогайте подростку адаптироваться и к ситуации, уделяя ему внимание, и к его новому статусу, тинейджера.
Разрешить проспать урок, если ребёнок заболел, грустен и пр. Ну, что, бывает — он не выучил урок, поссорился с кем-то, мало ли

Если он поймёт, что вы его понимаете, ему не придётся вызывать воспаление хитрости, чтобы оправдать пропуск урока.

Не совсем честные способы

Хороший, действенный способ без ущерба для здоровья: номер с ключами. Берете свои ключи и кладете их в мамину сумку. Утром мама уходит на работу, а вы минут через 10 звоните ей по телефону и начинаете кричать: «Где мои ключи? Зачем ты забрала мои ключи?». Мама роется у себя в сумочке и находит ключи, после чего звонит вам.

Далее события могут развиваться в двух вариантах. Если мама – человек занятой, она скажет вам, чтобы вы нашли запасные ключи. Вы их, конечно же, не найдете и спокойно ляжете спать. В том случае, если график работы мамы позволяет ей вернуться, то она вернется и привезет вам ключи. Так вы сможете прогулять один-два , что тоже неплохо.

Отговорка №3. Забыл (потерял) дневник

Тоже популярная отговорка. Некоторые еще и начинают упоминать других педагогов, что они, мол, на уроке забрали дневник, и вот из-за них ученик и не сделал работу. Есть дети, которые рассказывают о том, что дневник похож на тот, который был в прошлом году, случайно выкинули и т.д. Кстати, часто дети вообще не записывают задание в дневник, так что его наличие не сильно спасает их. Рекомендуем при обсуждении д/з проверять, записали ли ученики задание в дневнике или в тетради. Несколько уроков жесткой проверки записи домашнего задания с выниманием дневников из сумок, и потом этот этап урока будет проходить быстрее и эффективнее.

Отвали, братан-ботан!

Ребенок не хочет учиться! Младший сын, тринадцать лет. Второй брак. Первый Мишкин брак я помню отчетливо: она тоже наша однокурсница, не красавица, но чертовски обаятельна и харизматична, приезжая, Мишка таскался за ней как хвост, влюбился без памяти, красивейший ранний роман, семья была против женитьбы, но Мишка настоял, родился ребенок, а потом все как-то очень быстро кончилось, и они разбежались… Теперь припоминаю: мне говорили, что много лет спустя Мишка женился на своей аспирантке. Получается, что это и было тринадцать лет назад. Как же летит время!

— Кать, поверь, у нас в доме уже давно не жизнь, а какой-то непрекращающийся кошмар! Мне просто не хочется идти с работы домой. С головой у Витьки все в порядке, это даже не обсуждается. Но! Раньше он учился в математической школе, легко поступил и мог бы… Но он ни черта не делал, за уроки его приходилось сажать, угрожая ремнем. Ты представляешь, насколько это для нас «органично»!

Разумеется, в конце концов нас оттуда попросили: ваш мальчик, безусловно, способный, но мы готовы учить только тех детей, которые сами этого хотят. Мы решили: ладно, может быть, эта программа ему все-таки тяжеловата. Перевели в обычную школу. Так там он совсем расслабился! Уроки не делает, ему никогда ничего не задано, использует малейший повод, чтобы в школу не ходить совсем, врет напропалую…

— А что делает-то? Интересы какие-нибудь есть?

— Ни-че-го! Абсолютно ничего. Музыку бросил еще в прошлом году.

— А все же? Уроки он не учит, ну надо же ему как-то проводить время.

— Гоняет на велосипеде, играет с друзьями в футбол во дворе, смотрит телевизор, играет в компьютерную приставку, иногда читает — преимущественно детскую фантастику, довольно глупую.

Нормальные такие занятия для мальчишки тринадцати лет. Конечно, родителям хотелось бы, чтобы Витька с сачком бегал и насекомых эфиром морил, как сам Мишка в этом возрасте… Ан нет.

— Каждый день — коррида с утра, чтобы ушел в школу, коррида вечером, чтобы хоть что-то из уроков сделал. Что он нам говорит, мне даже повторять стыдно. У жены волосы от нервов выпадают, ты можешь себе представить! (У самого Мишки до старости — густая шевелюра.) Мой старший тоже присоединяется, пытается помочь…

— Твой старший сын живет с вами?

— Да. Он, кстати, в двадцать четыре года защитился, сейчас пишет докторскую — что-то такое по теплофизике, я в этом плохо понимаю, — говорит с гордой улыбкой.

— А Наташа (первая жена Мишки. — К.М.) где?

— О, она давно в Германии, вышла замуж, уехала туда. Костик тоже поехал с ней, проучился там два года, приобрел язык, но вернулся, поступил в университет и с тех пор — со мной, с нами; у нас с ним полное взаимопонимание. Иногда он уезжает поработать за границей, но всегда возвращается.

— То есть недоделанный докторант Костик тоже пытается вразумить Витьку?

— Да, но все бесполезно. Витька ему: отвали, братан-ботан! Если бы ему было хотя бы пятнадцать, я бы тут же, пинком отправил его в жизнь, пусть работает, почует, что это такое, — продолжал бушевать Мишка, которому мама на третьем курсе давала с собой на практику порезанные на четыре части бутерброды (чтобы удобно было в рот класть). — Но ему только недавно тринадцать исполнилось, это просто физически невозможно! Но и так дальше жить тоже нельзя! С Витькой мы говорим только про школу и уроки. Более того: уже больше года любой мой разговор с женой неизменно скатывается на «что же нам делать с Витей?». Меня от этого мутит, недавно я подумал: а не снять ли мне где-нибудь квартиру? — и сам себе ужаснулся…

— Мишка, я, кажется, знаю, как это можно прекратить, — сказала я. Профессор из-под очков воззрился на меня с безумной надеждой. — Перестаньте его заставлять.

— Назавтра он просто не пойдет в школу.

— Да, разумеется. Причем ваше решение относительно него не будет очередным наездом. Сейчас мы с тобой все это обговорим.

Честно признаюсь читателям: Мишка был далеко не первым, кому я в аналогичном случае предлагала такое решение. Обычно отчаявшиеся родители мысленно или в реале крутили пальцем у виска и, разочарованные, уходили из моего кабинета обратно в свою борьбу.

Но Мишка — особый случай.

Отговорка №8. Меня родители забрали к бабушке (на дачу), а я не взял тетрадь (книгу)

Дети используют этот вариант в понедельник, ведь выходные — лучший способ поехать отдыхать. Возвращается семья в воскресенье, но желания учиться у детей нет. Вот и используют отговорку в виде реально существовавшего события. Кстати, дети и сами начинают верить в то, что это действительно причина не выучить урок. Советы: учите детей не откладывать выполнение домашней работы на выходные, ведь можно некоторые уроки сделать в середине недели. Не стоит давать объемные домашние задания на выходные, ведь ученики и так учатся по 5-6 дней в неделю и, как и взрослые, нуждаются в отдыхе и общении с семьей, с друзьями. Ну а если ученики регулярно говорят о том, что они не смогли сделать уроки, потому что родители их куда-то забрали, увезли и т.д., то стоит поднять вопрос с родителями, почему они нарушают препятствуют получению качественного образования их детьми, а значит, нарушают родительские обязанности. Такую семью (вполне благополучную, отдыхающую на курортах каждый уик-енд) можно поставить и на профсовет, конечно, после того, как все «нормальные» способы общения и педпросвещения не помогли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector