Как писать итоговое сочинение 2021?
Содержание:
- Примерные темы по направлению ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН
- Почему писать сочинения полезно
- Календарь ЕГЭ в 2021 г.
- Использование речевых клише
- Для заключения
- С чего начать писать сочинение
- Структура сочинения
- Какие темы встретятся
- Каковы критерии оценивания
- Клише для аргументов
- Итоговое декабрьское сочинение по литературе 2019-2020 года имеет ряд требований
- Темы итогового сочинения от ФИПИ в 2021 году
- Итоговое сочинение по литературе состоит из трёх частей:
- Даты проведения итогового сочинения в 2021 году
Примерные темы по направлению ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН
Почему люди боятся перемен?
Всегда ли технический прогресс приносит человечеству пользу?
Выбор, который меняет человека.
Как современные технологии влияют на жизнь общества?
Согласны ли вы с высказыванием А.П
Чехова: «Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека»?
К чему могут привести научные открытия, лишённые гуманности?
Сложно ли жить в эпоху перемен?
Как изменился человек благодаря техническому прогрессу?
Что способно изменить человека?
Почему многие люди боятся перемен?
Влияют ли культурные изменения в обществе на мировоззрение человека?
Каковы причины внутренних перемен в жизни человека?
Как меняется человеческое мышление в эпоху инноваций?
Всегда ли жизненные перемены ведут к лучшему?
Всегда ли перемены бывают к лучшему?
Почему писать сочинения полезно
- Сочинения учат размышлять. Для написания текста приходится много анализировать, искать информацию в книгах и интернете, обобщать свой или чужой жизненный опыт.
- Сочинения учат находить нужные факты, проверять и сопоставлять их.
- Сочинения развивают логическое мышление. Тексты имеют структуру, все части которой должны быть связаны главной мыслью. Отслеживание логики повествования — важный навык, который пригодится потом и в студенчестве, и в работе.
- Сочинения пробуждают творческое начало. Писать по шаблону — скучно и вредно. Чтобы написать нечто по-настоящему интересное, придётся проявить фантазию. Любители сочинений в школе в будущем нередко становятся писателями.
Как полюбить писать сочинения
Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок не просто научился писать шаблонные сочинения, но почувствовал вкус к литературному творчеству — предлагаем несколько простых советов.
Предложите ребёнку завести личный дневник или блог. Пусть он попробует описывать интересные события своей жизни, встречи с людьми, впечатления от книг и фильмов, рассуждения о том, что его беспокоит. Такие записи тоже своего рода сочинения, они помогут научиться анализировать и грамотно строить предложения.
Прививайте ребёнку любовь к чтению книг, особенно классики — это огромное подспорье для тех, кто хочет научиться правильно писать сочинения. Книги расширяют словарный запас, учат красиво и грамотно строить предложения, развивают воображение и заставляют думать. От книги будет больше эффекта, если после прочтения ребёнок напишет на неё отзыв. Это не только дополнительная практика, но и возможность как следует «переварить» полученную информацию.
Запишите ребёнка в литературный кружок. Есть школы писательского мастерства, литературные клубы, журналистские кружки и молодёжные газеты, в которых учат писать красиво и грамотно. Часто такие коллективы посылают своих авторов на творческие конкурсы — интересные задания и призы помогут пробудить у ребёнка интерес к сочинительству.
В школе часто не приветствуют уникальное мышление в сочинениях. Преподаватели же в «Экстернате и домашней школе Фоксфорда», наоборот, ценят авторскую позицию, помогают школьникам развивать стиль и дают интересные темы для текстов. Попробуйте изучать литературу и писать сочинения вместе с нами! По промокоду LITERA5112020 вы получите неделю бесплатного доступа к курсам литературы с 5 по 11 класс.
Календарь ЕГЭ в 2021 г.
Календарь включает следующие этапы:
- итоговое сочинение (состоится в апреле 2021 года);
- подача заявления;
- досрочный этап сдачи тестирования – отменен в 2021 году;
- основной этап – базовые и дополнительные дни;
- сентябрьская пересдача базовых предметов.
Ориентировочные даты проведения ЕГЭ 2021 отражены в следующей таблице:
№ |
Этап | Дата |
1 | Итоговое сочинение | после 5 апреля 2021 года |
2 | Пересдачи сочинения | 5 мая 2021 года |
3 | Подача заявлений | до 01.02.21 |
4 | Досрочный этап | отменен |
5 | Основной этап | 24 мая – 1 июля 2021 года |
6 | Сентябрьский этап |
3-17 сентября 2021 года |
Важно! Поскольку сложно предсказать, как будет развиваться эпидемиологическая ситуация в разных регионах страны, стоит учесть, что расписание при необходимости может быть изменено
Итоговое сочинение
Сочинение по русскому языку необходимо написать, чтобы получить допуск к основным экзаменам. Результат оценивается в формате: зачет/незачет. Традиционно испытание проходило в декабре и было назначено в текущем учебном году на 2 декабря 2020 года, но коронавирус внес поправки в график экзаменов и дату итогового сочинения перенесли на апрель 2021 года. Предположительно выпускники смогут пройти первое испытание после 05.04.21.
Все, кто по уважительным причинам не смогут принять участие в тестировании или получат «незачет», будут иметь право на пересдачу. Ранее для пересдач были установлены даты 3 февраля или 5 марта 2021 года, но уже очевидно, что февральское сочинение не будет проведено, а вместо него назовут новую дополнительную дату.
Подача документов
Заявление необходимо подать до 1 февраля 2021 г. включительно. Документ оформляется на сайте: www.gosuslugi.ru. Учащиеся московских школ могут оформить заявление на портале столичной мэрии: www.mos.ru. К документу прилагаются сопутствующие бумаги (например, подтверждающие инвалидность учащегося для получения разрешения на сдачу ЕГЭ в специальных условиях). Пакет документов обрабатывается в течение 14 дней. Уведомление о регистрации приходит в личный кабинет пользователя.
Досрочный этап
Важно! В 2021 году досрочное ЕГЭ проводить не будут. Ранее к сдаче в начале весны допускали:
Ранее к сдаче в начале весны допускали:
- выпускников 2020 г., показавших отрицательные результаты или не прошедших прошлогоднее тестирование по уважительным причинам;
- выпускников прошлых лет, желающих повысить итоговые баллы для поступления в ВУЗ на выбранную специальность;
- граждан РФ, обучающиеся за рубежом;
- выпускников текущего учебного года, которые успешно написали сочинение, полностью освоили учебную программу 11 класса и получили одобрение от методического совета школы.
Дополнительно, право на досрочную сдачу могли получить выпускники, которые не могут по уважительной причине участвовать в основном этапе ЕГЭ. Например, при запланированном лечении, участии в международных конкурсах, состязаниях и т.д.
Основной этап
Экзамены будут сдавать все выпускники 2021 г. и те, кто ранее планировал пройти испытания в досрочном периоде. При этом у каждого учащегося будет свой график, исходя из дат тестирования по отдельным дисциплинам, по которым необходимо получить сертификат для дальнейшего поступления в ВУЗ. Официальное расписание ЕГЭ по всем предметам будет максимально таким:
Для тех, у кого ЕГЭ по выборочным дисциплинам будут пересекаться по датам, предусматриваются резервные дни прохождения тестирования.
Пересдача
В сентябре 2021 г. учащимся предоставляется возможность для пересдачи экзаменов по основным дисциплинам.
- Отменят ли ЕГЭ в 2021 году
- ЕГЭ в 2021 году: обязательные предметы и изменения
- Кодификатор ЕГЭ по литературе в 2021 году
Использование речевых клише
В третьих, можно в работе использовать «заготовки» в виде речевых клише. Это значительно облегчит написание работы и позволит логично сформулировать мысли. Предлагаем небольшой список таких клеше.
Для вступления
— Каждый из нас часто задумывался над вопросом…
— О (любви, добре, надежде) мы знаем из книг, фильмов…
— Как часто мы слышим о…
Для перехода к основной части
— О (любви, добре, надежде) написано немало произведений. Обратимся к ним.
— Об этом писал …
— Доказать свою точку зрения могу примерами из …
— Что же об этом написано в литературе?
Для аргументов
— Тема (любви, добра, надежды) раскрывается в произведении…
— Вспомним героя повести (рассказа, романа, поэмы)…
— Герой произведения … был …
Для заключения
— В заключение хочется сказать …
— Проанализировав художественные произведения, я пришел (пришла) к выводу…
— Таким образом, я понял (а) …
Для заключения
Уйти надо красиво, даже если речь идет о последнем абзаце сочинения. От завершающего аккорда нередко зависит последнее и решающее впечатление от работы. Проверяющий может высоко оценить ее, если выводы не подкачают, а призывы заденут за живое. Вот к этому мы и стремимся. Вот для этого и нужны клише к итоговому сочинению.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что
Без сомнения, значимость проблемы … трудно переоценить.
Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
Итак, мы разобрали примеры и пришли к убеждению, что…
Таким образом, литературный материал позволил нам убедиться в том, что
Невольно напрашивается вывод…
Разумеется, тема… очень важна для людей, поэтому так важно иметь свою точку зрения по данному вопросу. На мой взгляд,
Итак, можно сделать вывод, что…
Литературный материал дал возможность прийти к заключению, что
Исходя из всего выше написанного, можно сделать обобщение и сказать, что…
В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
Подводя итоги, хочется вспомнить изречение поэта (философа, писателя):
Подводя итоги, хочется призвать всех моих сверстников к…
В заключение хочется выразить надежду на то, что…
Таким образом, нельзя не согласиться с тем, что…
Таким образом, современные люди должны возлагать надежды на то, что
Хочется верить, что…
Стоит подробнее изучать такие важные темы, как… Это необходимо для развития людей.
Подводя итоги сказанному, хочется сделать оптимистичные выводы:
Обобщая сказанное, хочу сказать, что…
Читательский и жизненный опыт позволяет сделать вывод, что…
Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что…
Аргументация подтверждает то, что
Нельзя не согласиться с тем, что
Нельзя проигнорировать тот факт, что
Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…
У человечества (нашего народа) есть нравственный долг: … В этом нас убеждают все приведенные аргументы.
(Цитата)«…,» — писал …
В этих словах выражена мысль о …. Автор текста тоже считает, что .…
К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»? Думаю, надо…
С чего начать писать сочинение
Страх чистого листа — первая проблема, с которой сталкивается ребёнок при написании текста. Вступление — ответственная и довольно непростая часть работы над сочинением. Выполнение действий, изложенных ниже, упростит ребёнку эту задачу.
Шаг 1. Обдумайте тему
Прежде всего необходимо понять, о чём требуется рассказать в тексте. Предложите ребёнку устно поразмышлять над заданной темой сочинения. Если она сформулирована слишком обширно, помогите конкретизировать её и сформулировать мысли, подходящие данной тематике.
Шаг 2. Изучите контекст
Часто для написания сочинения могут потребоваться дополнительные сведения. Например, если сочинение задано по мотивам литературного произведения, убедитесь, что ребёнок не только прочитал его, но и представляет себе личность автора и эпоху, в которую он творил. Эта информация послужит поводом для размышлений, которые можно отразить в сочинении.
Структура сочинения
Во-первых, необходимо познакомиться со структурой сочинения.
Первый абзац – вступление
В нем нужно раскрыть смысл названия сочинения. Если название дано в форме вопроса («Что значит быть добрым?»), необходимо дать на него ответ. Если же название представляет собой утверждение («Доброта как важнейшее качество человека»), необходимо выразить свое согласие или несогласие с ним. Другими словами, нужно сформулировать тезис, который должен быть подтвержден примерами из литературы.
Второй и третий абзацы – аргументы
Подтверждать свою точку зрения, выраженную во вступлении, необходимо именно примерами из литературы. Обращаться можно и к произведениям из школьной программы, и к современной литературе
В данной части сочинения важно прокомментировать тезис с помощью примеров, а не просто пересказать содержание произведения. Например, если вы пишете сочинение по теме «Есть ли среди героев русской литературы те, кто обладал безграничной добротой?» и в качестве примера берете рассказ А
Платонова «Юшка», то нужно говорить о том, что Юшка был очень добрым. Это подтверждает его отношение к тем людям, которые его обижали: он никогда не отвечал злом на зло. Кроме того он ограничивал себя во всем, отдавая все деньги девушке, которая даже «дочерью ему не была». Из этого следует, что доброта Юшки была безгранична. Третий абзац – это аргумент из другого произведения, написанный по аналогии с первым.
Четвертый абзац – вывод
Прежде чем его формулировать, обратите внимание на тему. Вывод должен соответствовать содержанию сочинения
Вывод к перечисленным выше примерам может звучать так: «Приведенные примеры позволяют сделать вывод, что в русской литературе есть герои, обладающие безграничной добротой».
Какие темы встретятся
1. «Война и мир» — к 150-летию великой книгиЭто направление тем предполагает попытку осмысления важных исторических и нравственно-философских уроков знаменитой толстовской эпопеи. Да, вам придётся прочитать эту книгу, какой бы длинной и сложной она не была, ведь иначе вы не сможете поразмышлять о счастливых и несчастливых толстовских семьях, о любви и долге, о многозначности понятий «война» и «мир», о героизме и патриотизме и ещё много о чём.
2. Надежда и отчаяниеЭтот блок будет содержать самые разные темы, вплоть до выбора активной или пассивной жизненной позиции по отношению к несовершенствам окружающей действительности. От школьников ждут рассуждения о том, как надежда помогает человеку справиться с тяжёлыми жизненными ситуациями. Желательно заранее подумать о литературных героях, которые оказываются перед трудным выбором: проявить слабость и сдаться или бороться, не теряя веры в добро и справедливость.
3. Добро и злоЭто, пожалуй, самое простое направление, так как конфликт между добром и злом лежит в основе большинства сюжетов литературы. Однако раскрыть темы нужно будет не на примерах «плохих» и «хороших» героев, а на их нравственном выборе, на их мыслях и поступках. А это уже не так легко, как кажется на первый взгляд.
4. Гордость и смирениеЭтот блок тем нужно осмыслять в философском, историческом и нравственном аспекте и не забывать, что оба понятия может быть осмыслено как в позитивном ключе, так и в негативном. Например, гордость — это и чувство собственного достоинства, и гордыня, а смирение — это и рабская покорность, и внутренняя сила, позволяющая не отвечать агрессией на агрессию.
5. Он и онаПримеры и аргументы на эти темы можно найти почти в любом произведении, ведь взаимоотношения между мужчиной и женщиной всегда волновали писателей. Причём вам необязательно писать именно о любви, подойдёт и дружба, и отношения в социальном контексте, и даже связь между ребёнком и родителем.
Каковы критерии оценивания
Рекомендуемое количество слов — от 350 (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные). Если в сочинении меньше 250 слов, то поставят «незачёт». Максимальное количество слов при этом не устанавливается.
Писать сочинение нужно самостоятельно, иначе тоже можно схлопотать «незачёт». Не списывайте и не заучивайте чужие сочинения ни целиком, ни фрагментами. Цитировать можно, но при этом обязательно давайте ссылку на источник.
Сочинение будут оценивать по пяти критериям: соответствие теме, аргументация, привлечение литературного материала, композиция, качество речи, грамотность.
Доказывайте свою позицию примерами из литературного материала. Здесь подойдут любые художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров вроде пословиц и поговорок), другие источники отечественной или мировой литературы. Для «зачёта» достаточно опоры на один текст. Главное — напишите несколько аргументов в пользу своего тезиса и каждый докажите примером из текста, не исказив при этом содержание литературного материала.
И постарайтесь грамотно структурировать свое сочинение: не путайте тезис с аргументами, не перескакивайте с одной темы на другую. Используйте разные грамматические конструкции, грамотно оперируйте терминами и не допускайте речевые ошибки. Иначе за большое количество грубых нарушений можно получить «незачёт». И помните про орфографию, грамматику и пунктуацию: если на 100 слов в сумме будет более пяти ошибок, сочинение придётся переписывать.
Клише для аргументов
Клише для обращение к произведению
- Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…
- Тема (….) затрагивается в романе… (автор, название).
- Тема (…) раскрывается в произведении… (автор, название).
- Проблема (любви, дружбы, нравственности и т.п.) волновала многих писателей. Обращается к ней и …(имя писателя) в…(название произведения).
- Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении…(автор, название).
- Вспомним героя (повести, рассказа, пьесы)… (автор, название).
- Обратимся к роману… (автор, название).
- Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.
Интерпретация произведения или его фрагмента
Автор повествует о…
Автор описывает…
Поэт показывает, что…
Писатель размышляет о…
Писатель обращает наше внимание…
Писатель заостряет наше внимание на …
Писатель акцентирует внимание читателя на том, что…
Он акцентирует внимание читателя на …
Он осуждает…
Этот поступок героя говорит о…
Мы видим, что герой поступил так потому…
Автор показывает, к каким последствиям привело…
Этому герою/поступку автор противопоставляет…
Писатель осуждает…
Он ставит нам в пример…
Автор подчеркивает…
Автор утверждает…
Автор повествует о…
Итоговое декабрьское сочинение по литературе 2019-2020 года имеет ряд требований
Ученики готовятся к написанию 4 декабря 2019 года итогового сочинения по литературе, которое станет предварительным допуском к аттестации
Перед подготовкой к его написанию следует обратить внимание на основные требования к работе и прочитать произведения, что включены и внесены в школьную программу
При подготовке к экзамену следует придерживаться нескольких правил, чтобы сочинение соответствовало всем критериям и требованиям. Согласно плану, в 2019-2020 учебном году итоговые сочинения будут писаться 4 декабря, 5 февраля и 6 мая. Согласно требованиям, сочинение должно соответствовать требованиям министерства образования РФ.
Работа должна включать структурные элементы.
- Вступление — раскрывает основную идею работы и дает ответ на ключевые вопросы темы;
- Основная часть — помогает глубже раскрыть основные тезисы темы, аргументировать их.
- Заключительная часть — автор делает выводы, основываясь на раскрытые аргументы.
Вступительная часть должна раскрыть взгляды ученика на поставленные вопросы, тут можно использовать цитаты, ключевые базовые слова и тезисный ответ на вопрос темы. Тезис — это основная идея сочинения, и формировать его нужно в связке с выбранной темой.
Основная часть должна быть более объемной. Выбранный тезис должен быть подкреплен аргументами, взятыми из литературного произведения. Но следует принять к сведению, что каждый тезис нужно подкреплять не более 2 аргументами.
Тезисов может быть несколько, и каждый нужно аргументировать. Все предложения должны быть логично связаны и согласованы
Подбирая аргументы, следует акцентировать внимание на авторе и произведении, используя авторские слова, раскрыть образ главных героев
Концовка сочинения должна включать выводы, сделанные в ходе рассуждения, цитаты и лозунг, который логично связан с основной частью.
Темы декабрьского сочинения по литературе
Список тем к декабрьскому сочинению ученики получат на самом экзамене, однако следуя логике последних годов, можно утверждать, что тема сочинения должна быть актуальны в нынешнее время, при подготовке к написанию следует обратить внимание на основные произведения классической русской литературы:
- Война и мир;
- Герой нашего времени;
- Гроза;
- Горе от ума;
- Евгений Онегин;
- Капитанская дочка;
- Преступление и наказание;
- Тарас Бульба;
- Обломов;
- Отцы и дети.
В этих произведениях можно найти ответы на множество актуальных ныне вопросов. Перечитав книгу, следует написать краткое эссе, в которые следует внести все важные детали из произведения
В сети можно найти итоговые сочинения, написанные раннее, это поможет выяснить, как следует оформить работу, и на чем нужно будет акцентировать внимание при подготовке
Критерии и требования к написанию сочинения
По установленным требованиям сочинение по объему должно иметь не менее 250 слов, ограничений не предусмотрено. Чтобы получить зачет по литературе, следует раскрыть вопрос и аргументировать его, используя цитаты и примеры с текста. Без этого смысловая нагрузка сочинения будет сведена к нулю.
Работу желательно разделять на 4 и более абзацев. Вступление и заключительная часть должны быть приблизительного одного объема. Давая ответ на поставленный вопрос, нужно выбирать те произведения, которые хорошо знакомы и логически связаны с проблематикой сочинения. Оценивать работу будут по 6 основным требованиям, первые 2 из них являются приоритетными.
Для получения зачета нужно:
- написать сочинение, которое соответствует тематике;
- придерживаться установленного объема, сочинение меньше 250 слов не будут проверяться;
- подобрать аргументы к выбранному тезису;
- логически соединить все части сочинения;
- избегать грамматических, пунктуационных и орфографических ошибок;
- качественно формировать предложения, используя грамматические конструкции и ссылки на автора.
За пункты 3-6 можно получить от 0 до 2 балов. Всего работа максимально оценивается в 20 баллов, что переводиться в оценку 10. Результаты итогового сочинения не имеют сроков давности, их можно использовать при поступлении на протяжении всей жизни.
Темы итогового сочинения от ФИПИ в 2021 году
- Забвению не подлежит (подразумевает размышления о деятелях науки и культуры, о развитии общества и цивилизации в целом).
- Я и другие (предполагает раскрытие тем, связанных с вопросами самоопределения человека в социуме).
- Время перемен (включает темы о меняющемся и развивающемся мире, о причинах и следствиях данных изменений, а также о том, какой выбор может встать перед человеком, и каким образом он может повлиять на его судьбу).
- Разговор с собой (подразумевает размышления о том, что значит «быть самим собой», о поиске смысла жизни и об опасности внутреннего душевного разлада).
- Между прошлым и будущим (предполагает описание портрета нынешнего поколения, где речь идет о культурных запросах общества и о влиянии различных поколений на формирование будущего мира).
Итоговое сочинение по литературе состоит из трёх частей:
I. Вступление – формулировка темы. Вступление занимает первый абзац. Оно должно быть чётким и лаконичным.II. Основная часть – раскрытие темы сочинения, аргументы, доказывающие вашу точку зрения. Основная часть состоит и четырёх абзацев, в которых вы приводите примеры из литературных произведений, рассуждаете по теме. Основная часть строится по следующей схеме: тезис – литературный аргумент- мини-вывод.III. Заключение – обобщение ваших мыслей. Заключение – последний абзац сочинения, неразрывно связанный со вступлением, подводящий итог всему рассуждению. Предлагаем вашему вниманию клише, которые помогут последовательно изложить мысли в сочинении.
Часть сочинения Клише Вступление С давних времён люди задумывались над вопросом … Каждый из нас хоть раз в жизни размышлял о …. Как следует относиться к …? Для чего нужно…? (ФИО автора высказывания) когда-то сказал …. (далее следует цитата или её основная мысль). Я считаю, что… На мой взгляд, …. Переход от вступления к основной части Чтобы доказать свою позицию, обращусь к примерам из художественной литературы. Яркие примеры, доказывающие мою точку зрения, можно найти в произведениях художественной литературы. В доказательство моей точки зрения могу обратиться к примерам из произведений художественной литературы. Основная часть Тезис Многие писатели рассуждали об этих вопросах (проблемах) в своих произведениях. Например, … Тема (чего? любви, дружбы …) затрагивается в произведениях художественной литературы. Не случайно многие писатели обращались к теме (проблеме взаимоотношений между друзьями и т.п.) … Аргумент Во-первых, доказательство моей мысли можно найти в произведении (название и ФИО автора) … Вспомним произведение (название и ФИО автора) ..
Например, в рассказе (повести, романе, произведении, название и ФИО автора) … Автор повествует о … Писатель описывает… Писатель рассказывает о … В этом произведении в центре стоит… Главный герой (героиня) … Мини-вывод Автор считает, что… Поэт думает, что… Писатель обращает внимание читателя (на что?) … Автор акцентирует внимание (на чём?), детально описывая (кого? что?) … Переход ко второму литературному примеру Во-вторых, хочу привести пример из произведения (название и ФИО автора) Можно обратиться и к другому примеру, доказывающему мою точку зрения. Также к теме (проблеме чего?) обращается (ФИО автора) в произведении (название произведения)
Заключение Таким образом, можно сделать вывод: … Подводя итог рассуждениям, мне хотелось бы сказать… Итак, обобщая сказанное, можно сказать, что… В заключение хочется отметить… В заключение хочу вспомнить слова (ФИО автора и цитата). На мой взгляд, именно … Мне бы хотелось верить, что… Хотелось бы, чтобы люди задумались… Давайте будем….
Для примера обратимся к теме, предложенной для написания учащимся в 2017 году.
Одна из тем звучала следующим образом: «Какой поступок можно назвать бесчестным?»Для начала следует написать план сочинения.I. Вступление.Тема сочинения представлена в форме вопроса, поэтому начать свою работу в данном случае легче всего именно с постановки этого вопроса. Например: Какой поступок можно назвать бесчестным? Я считаю, что каждый из нас хотя бы раз задумывался над этим вопросом. На мой взгляд, бесчестным поступком можно считать … (далее следует мысль, которую в дальнейшем вам необходимо будет доказать). Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к примерам из художественной литературы.II. Основная часть.Сначала вам необходимо определить, какие художественные произведения подходят для доказательства темы. Можно обратиться к примерам из произведений школьной программы – «Капитанской дочке» А. С. Пушкина и «Герою нашего времени» М. Ю. Лермонтова. Затем следует написать тезисный план основной части сочинения. Он должен выглядеть примерно так: А) Честь и бесчестие в произведении А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Дуэль Петра Гринёва и Швабрина. Б) Захват Белогорской крепости Пугачёвым. Измена Швабрина. В) Честь и бесчестие в произведении М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Взаимоотношения Печорина и Грушницкого. Г) Дуэль Печорина и Грушницкого.III. Заключение.В последнем пункте своего сочинения вы резюмируете свои мысли, можно воспользоваться одним из клише, процитировать чьи-то мудрые слова и построить на них заключительные размышления. Например, можно обратиться к следующим словам: «Честь дороже жизни» (Ф. Шиллер) «Моя честь — это моя жизнь; обе растут из одного корня. Отнимите у меня честь — и моей жизни придет конец». (У. Шекспир)После написания плана сочинения приступайте непосредственно к написанию самой работы. Не забывайте о критериях проверки сочинения.
Даты проведения итогового сочинения в 2021 году
Срок написания заявления на участие в итоговом сочинении (изложении) – до 1 марта 2021 года.
Дата проведения итогового сочинения (изложения) – 15 апреля 2021 года, начало экзамена – 10.00 по местному времени.
Продолжительность итогового сочинения (изложения) — 3 часа 55 минут (235 минут). В это время не включается заполнение полей регистрации и инструктаж. Для участников экзамена с ограниченными возможностями здоровья экзамен длится на 1,5 часа больше. Если экзамен для участников с ОВЗ длится более 4 часов, то для них организуется питание и перерывы на отдых.
Дата опубликования результатов – до 26 апреля 2021 года работы должны быть проверены, публикация результатов и материалов в личных кабинетах — не позднее 29 апреля 2021 года.
Результаты смотрим на сайте ege.edu.ru, москвичи ещё и на портале mos.ru. Во всех регионах страны для информирования участников ЕГЭ созданы специальные сайты.
Дополнительные сроки проведения итогового сочинения – 5 и 19 мая 2021 года.
Срок действия результатов, полученных на итоговом сочинении: как допуск к ГИА – бессрочно, при подаче документов в вуз – 4 года. Если участник прошлых лет решает переписать итоговое сочинение, то результат предыдущего экзамена аннулируется.
Для начисления индивидуальных баллов за итоговое сочинение абитуриент должен сообщить о своем желании получить бонусные баллы приёмной комиссии вуза. Каждый вуз будет иметь доступ к бланкам итогового сочинения и результатам проверки работы любого выпускника в информационной системе ФИС ГИА, поэтому распечатывать и относить в вуз материалы итогового сочинения абитуриенту не надо. За итоговое изложение бонусные баллы не начисляются.