9 приемов против детской истерики
Содержание:
- Почему у ребёнка истерика?
- Особенности поведения ребенка и типы нервной системы
- Почему возникает истерика?
- Почему только три
- Структура истерики
- Причины
- Как справиться с истерикой ребенка
- Профилактика истерик
- Почему так происходит?
- У ребенка истерика: что делать?
- Истерика началась — 4 простых шага
- Истерики у ребенка 1,5-2 года
Почему у ребёнка истерика?
Чтобы разобраться в особенностях разных истерик, эксперты нейропсихиатрии предлагают рассматривать человеческий мозг как двухэтажный дом.
- «Нижний этаж» мозга отвечает за основные (базовые) функции организма, основные реакции и импульсы.
- «Верхний этаж» отвечает за более сложные психические и аналитические процессы, включая мышление, воображение, контроль эмоций и др.
«Верхний этаж» | «Нижний этаж» |
Ситуация. Если ребенок закатывает истерику осознанно (произвольно), например, чтобы получить прямо сейчас и здесь вон ту машинку или вон то пирожное, за такое некрасивое поведение отвечает более развитый «верхний» мозг. Задача малыша – заставить родителей выполнить действие, которое он хочет. | Ситуация. Ребенок неожиданно рассердился, обиделся, расплакался из-за какого-то обычного действия: ему не понравилась еда, которую поставили перед ним (он разбрасывает ее и кричит), у него забрали игрушку или не играют с ним, его напугала пробежавшая рядом собака и т.д. |
Что происходит? При подобных истериках ребенок контролирует ситуацию (по крайней мере, на начальном этапе) и может (готов) прекратить ее сразу, как только получит желаемое. | Что происходит? В таких случаях истерическая реакция развивается на уровне «нижнего» мозга. Ребенок не контролирует ситуацию, он «вышел из себя», не может использовать возможности всего своего мозга и поэтому не в состоянии самостоятельно успокоиться. В подобных ситуациях малыш может даже поранить себя и окружающих. Вот в таких случаях и говорят про расстройство конверсии. |
Что делать? Взрослым надо моментально пресекать подобные манипуляции, иначе «террористические атаки» будут повторяться. Психологи советуют сразу же показать ребенку, что такое поведение совершенно неприемлемо. Родителем нужно собрать волю в кулак, проигнорировать истошные крики и постараться как можно спокойнее объясниться с отпрыском. Разговор может вестись примерно в таком русле: «Ты ведешь себя некрасиво и очень огорчаешь меня. Мы сегодня не сможем купить тебе эту игрушку. А из-за того, что ты не умеешь себя вести, мне придется тебя наказать. Сегодня ты не будешь смотреть мультики». Обязательно выполните свое обещание. |
Что делать? Взрослым нужно сохранять хладнокровие, а по отношению к детям действовать мягко и ласково. Обнимите ребенка, даже если он упирается и дерется. Прижмите кроху к себе и постарайтесь успокоить. Спокойно разговаривайте с малышом, утешайте его, постарайтесь отвлечь от произошедшего. Если есть такая возможность, уйдите с «места происшествия». Уже после того, как ребенок успокоится, постарайтесь выяснить причину его истерики. «Тебя что-то напугало? Тебе было больно? Я что-то сделал не так?». Наводящие вопросы помогут определить источник проблемы. |
Особенности поведения ребенка и типы нервной системы
Существует 4 типа нервной системы, которые оказывают влияние на поведение ребенка. Узнав их особенности, родители смогут существенно облегчить себе процесс воспитания детей.
Слабый неуравновешенный инертный (меланхолический тип).
Для представителей этого типа характерны болезненность и сильная впечатлительность. Как правило, засыпают они только в полной тишине. С ровесниками общаются боязливо, держатся отстраненно, обижаются. Легко теряют равновесие в чувствах, могут вести себя непредсказуемо
Взрослым рекомендуется уделять повышенное внимание таким детям, часто хвалить и поощрять их положительные действия. Дети этого склада обычно не эгоистичны, поэтому рекомендуется прислушиваться к их желаниям и просьбам.
Сильный уравновешенный подвижный (сангвинический тип).
Ее представители легко идут на контакт с другими людьми, хорошо и весело общаются. Обладают большой самостоятельностью, не вспыхивают по мелочам. Быстро переключаются с одного дела на другое, охотно интересуются чем-то новым. Истерики для этого типа редки, происходят по серьезным причинам, которыми могут стать, к примеру, ненормированный режим дня, ранее пробуждение и поздний отход ко сну.
Сильный уравновешенный инертный (флегматический тип).
Дети с уравновешенным спокойным характером, они не обладают особой расторопностью и порой медлительны. Не любят проявлять эмоции на людях, не склонны к истерикам. Воспитание детей такого типа должно строиться на стимулировании их активности и подвижных играх.
Сильный неуравновешенный подвижный (холерический тип)
Для представителей этого типа характерна повышенная тревожность и возбудимость, частые ночные истерики. Не переносят критики, стремятся к лидерству и болезненно относятся к отказу
Родителям важно на собственном примере показывать им необходимость спокойного поведения.
Истерики в основном характерны для детей 1 и 4 типа. Родителям рекомендуется чаще приглашать других малышей в гости, чтобы ребенок чувствовал себя уверенней на своей территории.
Почему возникает истерика?
- Воспитание по типу «кумир семьи», а также культивирование в ребенке демонстративных черт характера, поощрение «актерствования» и манерности;
- Врожденные особенности нервной системы;
- Состояние здоровья, истощенность после тяжелых травм и длительных болезней.
Почему у человека развивается приступ истерики?
Истерика – это вытеснение проблемы эмоциями. Человек видит перед собой проблему и пытается вытеснить ее из психики бурным проявлением эмоций. Проблема при этом часто так и остается нерешенной
Истерика – попытка манипулировать другими людьми, привлечь внимание, заставить их выполнить желаемое. С помощью приступа истерики ребенок или взрослый пытается добиться желаемого
И в том случае, если ему это однажды удалось, истерики будут повторяться. Они закрепятся, как модель поведения и будут использоваться в различных ситуациях.
Истерический припадок могут спровоцировать:
- отказ окружающих выполнить желание или просьбу;
- недостаточное проявление внимания или уважения;
- отказ в просьбе или неприятная фраза;
- длительная сексуальная неудовлетворенность;
- ревность;
- гормональные сбои при пмс, беременности и климаксе;
- длительное нервное напряжение, стрессы;
- работа в ночную смену;
- хроническая усталость, вызванная умственными и физическими нагрузками. данная причина может вызвать истерику у сильного волевого человека не склонного к истерическому поведению.
Почему только три
Так как, происходит бурная эмоция, и вспомнить, какой-то пошаговый план, бывает очень сложно. Но запомнить, один, два, три, очень просто.
Самое главное, на чем все строиться.
Только спокойствие, и спокойствие. Этот шаг, звучит только для вас. Нужно успокоиться. Вдохнуть глубоко. Выдохнуть.
Маме, это тяжело дается, так она злится, раздражается, переживает. Испытывает чувство вины. Примешивается различных множеств чувств, когда ваша кровиночка в истерике.
Ребенок плачет
Родители, вы ничего не сможете сделать, если ни успокоитесь. Не нужно подавлять своих чувства, можно выразить их потом, после как все закончится. Покричать в подушку.
Почему это так важно
Ребенку в этот момент, очень плохо. Он не понимает, что с ним происходит. Его переполняют, какие-то чувства, эмоции. Их так много, все зашкаливает, и для ребенка, нет другого выхода. Просто, он выплескивает свои чувства в истерике.
И когда мама, спокойна, ребенок смотрит на нее. Видит спокойствие, уверенность. Он, где-то там понимает, все нормально, это пройдет. Мама, это опора, стержень.
Требуется проговорить чувства ребенка.
Что это значит? Зачем нужно?
Ребенок, в своем возрасте не понимает, что с ним происходит. Вы можете, немножко осмотреться, проанализировать. Какая причина истерики? Почему?
Истерика у ребенка
Например, малыш, голоден, или устал. Вместе вы гуляли целый день, а под конец решили зайти в магазин, где он закатил истерику. Даже может быть манипулирует истерикой. Чего-то добивается своей выходкой. При этом он испытывает чувства, обиды, злости, просто ему плохо.
Этот второй шаг, способствует прекращению истерики, просто прекращается. Малыш, добился своего, добился внимания. Его замечают. Особенно, озвучивания причины срабатывает, с детками, которые постарше.
Например, тебе обидно, что мама не купила игрушку! Я вижу, ты устал! Хочешь домой!
Шаг, третий, очень важный и коварный.
Многие психологи, утверждают, что истерику нужно игнорировать. Эту фразу родители, понимают не правильно. То есть, я оставлю ребенка в отдельной комнате, и он быстрее успокоиться.
Да, действительно, он успокаивается, но причина, по которой ваше чадо успокаивается, вам не понравится.
Требуется, игнорировать истерику, но ни в коем случае ребенка.
Третий шаг, звучит, быть рядом, игнорирование не выход.
Структура истерики
Истерика у детей имеет свою структуру развития. Этот процесс развивается по одной и той же схеме, которую можно легко отследить. Она сравнима с литературным произведением, которое начинается с завязки, переходит в кульминацию и заканчивается развязкой.
- Завязка. Ребенок начинает что-либо требовать, но не получает ожидаемой реакции со стороны родителей. Он может озвучивать свои требования или намекать на них своим поведением (в зависимости от возраста). Когда малыш понимает, что его попытки что-либо донести до сознания родителей игнорируются, он начинает повышать голос или демонстрировать вызывающие движения (падать, топать ногами, ломать и разбивать предметы). Агрессия начинает нарастать, как снежный ком, и переходит в свою активную фазу. Родителям следует понимать, что ребенок не сможет сам остановиться, подобным «накручиванием» он доводит себя до состояния, которым уже не может управлять. Взрослым следует помнить, что с каждой очередной истерикой завязка будет все короче. Малыш будет приходить в неадекватное состояние буквально сразу, почти не дожидаясь реакции родителей.
- Кульминация. После завязки наступает кульминация, когда истерики у детей имеют порой самый непредсказуемый характер. Ребенок доводит себя до такого состояния, что справиться с ним бывает практически невозможно. Он заливается слезами, краснеет, судорожно бьется об пол, дерется и т. д. Если родители не проконтролировали и допустили развитие истерики до кульминации, вывести малыша из этого состояния будет крайне трудно. Такая повышенная возбудимость может стать причиной неврозов, возникновения грыжи, опухолей, разрыва сосудов, всевозможных повреждений и других опасных последствий.
- Развязка. Это состояние, когда уставший от крика ребенок постепенно начинает приходить в себя. Его силы истощены, рыдания переходят во всхлипывания, а мышцы теряют свой тонус. Очень часто подобные возбуждения заканчиваются сном или состоянием отрешенности.
Причины
Взрослым может казаться, что ребенок устраивает «концерт» на ровном месте и повода для такого поведения нет. Это не так у истерики всегда есть причина. Часто родители считают, что дети малы и многое не понимают, но ребенок остро реагирует на изменения в жизни семьи или конфликтные ситуации в ней. Психологи выделяют несколько основных причин приводящих к детским истерикам:
- возрастные кризисы,
- изменение привычной жизни,
- напряженная, конфликтная обстановка в семье,
- нехватка родительской любви и заботы,
- непоследовательное воспитание.
Возрастные кризисы
Ребенок в течение первых лет жизни активно учится, в том числе и понимать свои эмоции, осознавать себя как самостоятельную личность. Различные возрастные изменения приводят к кризисам первого года жизни, двух, трех лет и реже встречающейся кризис 4-5 лет. Подробнее об истериках связанных именно с возрастными кризисами будет рассказано ниже.
Изменение привычной жизни
Для маленьких детей важен распорядок и привычный уклад – это основа для их чувства безопасности. Любые изменения в привычном мироустройстве вызывают у ребенка тревоги, иногда страхи, множество разнообразных эмоций, справится, с которыми ему бывает тяжело, что приводит к истерикам. Переезды, развод родителей, смерть родственников, начало посещения детского сада или его смена – это огромные потрясения для малыша, к которым ему еще нужно привыкнуть. В изменившихся обстоятельствах ребенку требуется повышенная забота и любовь близких.
Напряженная обстановка в семье
Даже скрытые от ребенка ссоры и конфликты, проявляются в холодности общения и напряженной обстановке. Это уже стресс для малыша. А что говорить, когда он становится свидетелям регулярной ругани взрослых. Это расшатывает нервную систему ребенка, вызывает у него массу сильных эмоций. Часто дети в знак протеста устраивают истерики, чтобы прекратить ссоры взрослых. Напряженная обстановка в семье плохо влияет на детскую психику, вызывая не только истерики, но и повышенную тревожность и другие расстройства.
Нехватка родительской любви и заботы
Часто причиной детских истерик становится недостаток внимания
И для ребенка становится не так уж и важно, каким образом на него обратят внимание, приласкав или накричав, лишь бы заметили. Истерика становится своеобразной попыткой напомнить о себе
Детям важно не количество проведенного с ними времени, а качество. Даже если у родителей нет возможности часами развлекать сына или дочь, достаточно будет провести с ними немного совместного времени, играя, читая или гуляя при условии включенности в процесс, искреннего интереса к ребенку и совместному занятию
Конечно, все дети разные и некоторым требуется полное «погружение» в их жизнь, а кому-то достаточно крепких обнимашек раз в час. Важно качество общения с ребенком, а не количество проведенного совместного времени.
Непоследовательное воспитание
Под непоследовательностью воспитания понимаются ситуации, когда один взрослый запрещает, а другой разрешает. Например, мама не дает сладкое, а бабушка или папа тайком кормят ребенка конфетами. Это «противостояние» приводит к тому, что малыш находит лазейки для получения желаемого и при необходимости использует истерику как метод манипуляции.
Ребенку важны четкие правила, которых придерживаются все члены семьи, тогда они не будут вызывать у него протест. Да и непоследовательность действий взрослых вызывают тревожность у малыша, когда он не знает чего ожидать.
Режим дня тоже важен. Нервное переутомление, вызванное массой новых впечатлений, да и просто физическая усталость могут стать причинами детской истерики. Часто истерики связные со сбившимся режимом дня случаются ночью.
Нужно понимать, что бывают дети легковозбудимые, чья нервная система быстро реагирует на внешние возбудители, но в силу возраста процессы торможения плохо развиты и это может приводить к истерикам. Для таких детей важен четкий распорядок дня и правила, которые поддерживают все члены семьи.
Как справиться с истерикой ребенка
Если у ребенка постоянные истерики, стоит понаблюдать за его поведением и режимом дня. Прежде чем решать вопрос, как бороться с истериками ребенка, нужно обдумать, как предотвратить их появление. Вот способы, которые можно попробовать:
-
обеспечить малышу отдых, в том числе полноценный дневной сон, не допускать переутомления;
-
следить за тем, чтобы все естественные потребности ребенка удовлетворялись сразу же (пища, вода, сон);
-
выделять достаточное количество свободного времени для игр;
-
давать возможность ребенку почувствовать себя взрослым: самостоятельно одеваться, спускаться по лестнице, строить башню из конструктора;
-
разговаривать с ребенком, используя активное слушание: «Я вижу, ты разозлился», «Мне понятно, что ты расстроился из-за того, что потерял игрушку» и так далее. Так мы помогаем ребенку понять свои чувства и контролировать их;
-
обозначать границы поведения: «Мне ясно, что ты рассержен, но драться нельзя»;
-
предоставлять право выбора — можно начать с иллюзии выбора : «Ты будешь кушать мясо с рисом или мясо с картошкой?», «Какую рубашку ты сегодня наденешь — синюю или зеленую?»;
-
отвлекать ребенка просьбой о помощи, как только начались первые попытки заплакать: «Отнеси, пожалуйста, грязную кружку обратно на кухню».
Но если ничего из вышеперечисленного не помогает, и у ребенка истерика, что делать? Лучший вариант — просто оставаться рядом с ним, сохранять спокойствие, не уступать его требованиям, не наказывать физически, и, если ребенок согласен, обнять его.
Родителям следует внимательно следить, прежде всего, за своим поведением, спокойно разрешать конфликтные ситуации, избегать ссор и резких действий, чтобы не дать ребенку повода копировать их собственное истеричное поведение.
После того, как буря миновала, стоит в обнимку с ребенком обсудить произошедшее, озвучить, что его расстроило, какие чувства он испытал. Обязательно признайтесь в любви своему малышу, чтобы он понимал, что даже когда он плохо себя ведет, его все равно любят.
Профилактика истерик
Чтобы сократить количество истерик, можно применить следующие методы.
• Показывайте, как нужно правильно выражать чувства. Как ведут себя взрослые, когда их обуревают сильные чувства? Кто-то безудержно ест, кто-то прибегает к алкоголю, кто-то срывается на близких.
Прежде чем требовать от детей безопасного выражения эмоций, нам самим нужно научиться справляться с ними. Как минимум – проговаривать вслух при ребенке названия наших чувств и их причину: «Я очень злюсь на свою начальницу, поэтому сейчас буду громко кричать».
• Следите, чтобы ребенку было комфортно. Часто истерика начинается, когда малыш голоден, устал или перевозбудился. Тому, кто склонен к истерикам, показан строгий режим, хороший отдых и четкие ритуалы. Предсказуемость отлично успокаивает детей. Избегайте переутомлений и стрессов, исключите агрессивное видео.
• Определите триггеры. Анализируйте: что обычно служит спусковым крючком для истерик вашего ребенка? Он боится темноты? Не любит проигрывать? Чувствителен к замечаниям? Предупредите об этой особенности близких. Пусть все будут наготове и знают, в каком случае следует ожидать слез.
• Уделяйте ребенку больше внимания
Иногда истерика – это способ привлечь внимание. Проводите время вместе – больше и качественнее
• Уступайте первыми. Не стоит уступать, поддавшись на истерику. Но что, если сдаться заранее? Прежде чем что-то запретить ребенку, спросите себя: а точно нельзя? Если нет угрозы жизни и здоровью, то, может, стоит попробовать? Будьте гибкими.
• Но главное, никогда не забывайте: ваша цель – оставаться взрослым и помогать ребенку. Взаимоотношения в семье – это главное, что помогает ребенку справляться с трудностями.
А. Пешкова
18.03.2021
о детях от 1 до 3 лет, о детях от 4 до 7 лет, ребенок и родители Другие статьи автора
Почему так происходит?
Жизнь не всегда складывается, как нам хочется. А жизнь маленького человека тем более: сломалась игрушка, мама не смогла поиграть, одежда неудобная… Когда что-то в жизни идет не так, мы испытываем фрустрацию.
Фрустрация — это эмоция, которую мы испытываем, если что-то не работает: «не работать» может игрушка, бизнес, наше тело, разговор, просьба, отношения, кофе-машина или ножницы. Что бы это ни было, чем важнее для нас, чтобы «оно» работало, тем больше нас расстраивает, если этого не происходит.
Фрустрация — это глубокая и примитивная эмоция, до такой степени примитивная, что присутствует даже у животных. Она не обязательно осознана нами, но, как и любые другие эмоции, она влияет на нас.
Именно фрустрация толкает нас к изменениям. Мы пытаемся изменить то, что «не работает». Но изменения возможны не всегда.
У ребенка истерика: что делать?
Сашке было два с половиной года, когда он закатил свою первую и, пожалуй, самую яркую истерику. Случилось это в магазине ИКЕА. Детский отдел. Деревянная железная дорога в собранном виде прибита, как экспонат, к вертикальному щиту. Сашка хочет яркие деревянные паровозики.
Я подаю ему коробку с паровозиками, но Сашка хочет именно те, прибитые гвоздями. Объясняю, что те — не отрываются. Даю Сашке самому попробовать оторвать от стены приколоченный экспонат. Снова предлагаю паровозики в коробке. Но Сашка хочет именно паровозики со стены. Падает в истерике на пол.
Поднимаю и сажаю его в тележку, надеясь, что сейчас быстро докачу орущего сына до кассы, оплачу выбранный товар, а потом переключу внимание сына с истерики на мороженое. Он, продолжая орать, выгибается и пытается вылезти из тележки, швыряет на пол паровозики в коробке
И в этот момент посторонняя женщина начинает вопить в мой адрес: «Что за мать?! У ребенка истерика!» (Ну конечно, а то я без нее не заметила…) Придерживая Сашку в тележке, выруливаю на финишную прямую. Странная женщина преграждает мне путь. Видимо, чтобы я могла дослушать ее тираду: «Понарожают, а воспитывать не умеют!».
Анализирую ситуацию. Если я сейчас вступлю с ней в полемику, то уже не смогу сохранять спокойствие: риск эмоционального заражения слишком высок. Двух орущих моя психика не выдержит. В результате я удаляюсь от женщины, бросив тележку с товаром. Сашка выгибается у меня в руках, бьет ногами.
Покидаю магазин, сажусь на ближайшую лавочку, беру ребенка на колени. Одной рукой, обнимая, фиксирую Сашкины руки, второй рукой фиксирую ноги. И начинаю его тихонько покачивать. Через две минуты Сашка уснул.
Это была моя ошибка — ехать с ребенком в магазин во время дневного сна. Если бы он не был переутомлен, мы бы с ним смогли спокойно договориться. Лучше всего получается справляться с истериками у тех, кто их просто не провоцирует. Если бы у меня хватило ума объехать отдел игрушек, Сашка не увидел бы паровозик.
Прием «с глаз долой — из сердца вон» очень эффективен для предупреждения истерики-требования «Хочу то, чего нельзя». Убираем с глаз ребенка то, что ему нельзя брать. Чем меньше ребенок, тем настоятельней я рекомендую соблюдать это правило. Вспоминаю, как я водила из садика своего двухлетнего сына более длинной дорогой, но зато нам на пути не встречались провокаторы: качели, ларьки с конфетами и магазин игрушек.
Истерика началась — 4 простых шага
Если предупредить истерику не получилось, не волнуйтесь. В первую очередь оцените, не угрожает ли ситуация жизни и здоровью ребенка. Если физически ним все в порядке, то состояние родителя выходит на первый план. Простой пример. Вы летите в самолете, его начинает потряхивать. Вы сразу смотрите на стюардесс: если они спокойны, то вам тоже становится спокойнее. Так и здесь.
Этап 1. Оцениваем свое состояние
В первую очередь скажите себе, что вы не виноваты в том, что происходит это нормальное явление, и постарайтесь успокоиться. Поможет в этом дыхание, например, метод «дыхания квадратом»: вдох — задержка, выдох — задержка и т.д. Можно попробовать очень активное дыхание: вдох через нос, выдох через рот — и начинаете дышать все быстрее, а потом на пике, когда уже не можете захватывать воздух, замедляетесь и постепенно расслабляетесь.
Также помогает отсоединение. Самое простое — это сделать два шага от ребенка. На эти несложные манипуляции уйдет секунд 20, но это поможет быстрее истерику свести на «нет». Как минимум, вы потом не будете винить себя, что не удержались и наорали на ребенка или ударили его.
Этап 2. Присоединение
Если вы понимаете, что истерика ребенка не выводит вас из себя, вы можете присоединиться к ребенку. Опуститесь так, чтобы ваши глаза были на уровне глаз ребенка. Вовсе не обязательно, чтобы он смотрел на вас, но вы должны быть на одном с ним уровне.
Когда истерика нарастает, ребенок может не дать себя обнять, начнет вас отталкивать. Вы не настаиваете и выполняете «молчаливое присоединение»: просто находитесь рядом. Можно попробовать положить руку на плечо, если он разрешает, немного похлопать. Можно сказать: «Хорошо, я буду рядом, я вижу, что ты злишься, но я буду рядом, никуда не уйду».
Этап 3. Принятие эмоций
Когда волна истерики начинает спадать — ребенок смиряется с тем, что не получит желаемого, появляются так называемые слезы тщетности — вы переходите к контактному присоединению, обнимаете, гладите и проговариваете эмоции:
Кажется, очень просто. Но многие сталкиваются на этом этапе с проблемами. Во-первых, банально очень непривычно говорить такими словами. Во-вторых, сложно понять, а что именно чувствует ребенок. Это происходит потому, что мы сами порой не можем понять, что чувствуем. Базовых эмоций немного: злость, страх, стыд, вина, отвращение, грусть, радость. Вы можете спокойно называть ту, которую, как вам кажется, испытывает ребенок. Если вы ошиблись, он поправит.
И еще один важный момент на этом этапе — не обесценивать переживания ребенка: «Да, здесь какая-то ерунда», «Разбилась игрушка? Мы купим другую», «Да забей, что ты плачешь», «Бывает, все теряется». Для ребенка то, что случилось, — это настоящая трагедия, какой бы абсурдной ситуация ни казалась. Для ребенка потеря машинки может быть не менее горькой, чем, например, потеря любимой сумки для мамы.
Есть и другой способ обесценивания — это быстро начать помогать: «Давай вот это сделаем — и все пройдет».
Ребенка не надо торопить, нужно дать эту эмоцию прожить. Вы сами увидите, что он затихает и начинает к вам прислушиваться, и тогда можно перейти к завершающему этапу.
Этап 4. Диалог.
Когда ребенок обратил на вас внимание, спросите:
Действуем в зависимости от возраста: чем меньше ребенок, тем больше ответственности мы берем на себя, встаем в сильную доминантную позицию. А если это подросток, он, скорее всего, откажется от вашей помощи и сам пойдет разруливать ситуацию.
Таким образом, главное в истериках то, что ребенок учится узнавать свои эмоции, проживать и решать проблему.
Истерики у ребенка 1,5-2 года
У детей 1,5 лет истерики возникают на фоне нервного перенапряжения и усталости, поскольку психика еще не устоялась, а ближе к 2-м годам капризы превращаются в своеобразную манипуляцию и выступают способом достижения своих требований. В 2 года малыш уже постиг смысл слов «нет», «нельзя», «не хочу» и успешно начинает пользоваться этими формами протеста. Это происходит потому, что он не способен бороться убеждением или силой слов и действует необузданным поведением. Таким поведением малыш вводит родителей в ступор, и они не знают, как правильно реагировать, когда ребенок царапается, кидается на стенку, кричит, будто ему делают больно. Одни родители поддаются такому поведению и спешат удовлетворить все требования маленького тирана, а другие наоборот задают такую взбучку, чтобы отбить в будущем желание устраивать протесты.
Как реагировать на истерики ребенка 2 лет? Зачастую началом приступа выступает каприз: «Дай, купи, уйди, не буду …» В случае если предотвращение истерики не состоялось, и она началась, то не старайтесь успокаивать ребенка, ругать, уговаривать, кричать, это только послужит стимулом к продолжению. Ни в коем случае не бросайте ребенка, поскольку это может его напугать. Будьте всегда поблизости, не выпуская из поля зрения ребенка и сохраняя уверенность и спокойствие в себе.
Если малыш устроил истерику для достижения желаемого, не уступайте ему. Выполняя его желания, взрослые тем самым закрепляют такую форму поведения. В дальнейшем малыш будет и дальше применять истерику, для достижения желаемого. Уступив раз можно быть уверенным, что истерика повторится еще. Прибегая к физическим наказаниям, можно только усугубить состояние малыша. Игнорируя истерику, малыш успокоится сам и поймет, что это не приносит желаемого внимания и в будущем не стоит на это тратить силы.
Крепко обнимая ребенка и удерживая некоторое время в своих объятиях, повторяйте ему, о своей любви, даже, когда он злится, бросается на пол и громко кричит. Не следует настойчиво удерживать малыша в объятиях и если он вырывается, то лучше его отпустить. Не разрешайте ребенку управлять взрослыми. Если ребенок не желает оставаться с кем-то из взрослых, например, с бабушкой, папой, воспитателем, то спокойно оставляя его, быстро выходите из помещения. Чем дольше будете оттягивать момент ухода, тем продолжительнее будет истерика.
Бороться с истериками ребенка 2-х лет в общественных местах родители не всегда готовы. Гораздо легче уступить, чтобы только замолчал и не кричал, однако этот способ опасен
Не стоит обращать внимание на взгляды посторонних людей, которые будут осуждать. Уступив однажды, для избегания скандала, следует быть готовым, что и дальше придется так же действовать
При отказе малышу в приобретении в магазине новой игрушки будьте настойчивы. Пусть он возмущается, топает ногами и выражает недовольство. При уверенном заявлении о своем решении, малыш со временем поймет, что истериками он абсолютно ничего не добьется. В общественных местах истерики зачастую рассчитаны на публику, а не на родителей. Поэтому в такой ситуации самое правильное будет просто переждать приступ у малыша. После того, как страсти улягутся, проявите к ребенку внимание, ласку, возьмите его на руки. Выясните, что так расстроило малыша, объясните ему, что с ним приятно общаться, когда он спокоен.