Как научиться выговаривать букву л
Содержание:
- Автоматизация звука [Л] в слогах
- Артикуляционная гимнастика
- Причины отсутствия правильного «Л»
- Как сделать правильное произношение автоматическим
- Закрепление
- Как научиться выговаривать букву л ребёнку старшего возраста?
- Упражнения для произношения звуков
- Как предупредить недостатки речи
- Ход занятия.
- Структура индивидуального логопедического занятия
- Ламбдацизм и параламбдацизм – что это такое?
- Причины нарушения произношения звука л
- Как правильно организовать занятия в домашних условиях?
- Причины дефектов речи у детей
Автоматизация звука [Л] в слогах
Постановка звука ребенку проводится поэтапно. Одним из важных этапов является упражнения по его автоматизации. Следует учитывать, что процесс этот длительный, поэтому звуковые игры нужно выполнять систематически до 5 минут в день.
Можно выбрать следующие упражнения:
1) песенка звука :
ребенок поет слоги, начинающиеся с «Л», подставляя различные гласные: «ла – ла — ла – ля – ля — ля»;
2) произношение в слогах:
- можно просто произносить те же слоги, кончик языка следует прикусить;
- произношение обратных слогов: «ал – ал; ил – ил; ол – ол»;
- произношение интервокальных слогов: «ала – или – улу – оло –ылы»;
- автоматизация в прямых и обратных слогах, подбираются слоги с несколькими согласными: «кло – гла – пля – фли – хлу – злю – слё — шла — бли — кле — агл – окл – алс — ухл – ашл – ибл – екл»;
3) автоматизация звука в разных позициях (ребенку будет интересней, если он станет называть слова по картинкам):
Попросите произнести поэтапно ребенка каждую картинку. Это поможет выработать правильную постановку звука Л
пух – В-га; ма – маз, к – ла, жи – вози; ка – лка;
4) отработка произношения в конце слова:
возили – возил, писала — писал, качнуло – качнул.
Постепенно можно усложнять задания, переходить к упражнениям со словосочетаниями, с предложениями, состоящими из 3, 4 и более слов:
- белое облако, шёлковое одеяло, голубые флоксы;
- Ася грызла яблоко. Лукерья чистила луковицу.
- Клава хлопала в ладошки. Влад мечтает быть пилотом.
- У Володи в руках пластинка.
- Клава взяла в руки иголку.
Количество слов в предложениях постепенно увеличивается.
Постановке произношения помогут чистоговорки, которые можно придумывать самому:
- ЛА – ЛА – ЛА – у меня в руках пила;
- ЛЫ — ЛЫ — ЛЫ – мороз мостил мосты.
- ЛАТ – ЛАТ –ЛАТ – а я сделала салат;
- УЛЫ –УЛЫ – УЛЫ – рыбы разбежались от акулы.
- УЛИ – УЛИ – УЛИ – мы шары надули.
Необходимо заучивать с дошкольником пословицы и поговорки:
- Зимой холодно, зверям голодно.
- Соловей маленький, а голосок сладенький.
Артикуляционная гимнастика
Постановка звука ребенку поэтапно подразумевает проведение артикуляционной гимнастики:
Упражнения для разминки
- Простейшими заданием для разминки является «цоканье» языком, как цокают копыта лошадки. В результате разминается язык, поднимаясь к верхнему небу.
- Задание «Парус» способствует укреплению мышц языка. Язык поднят и стоит ровно, как парус. так он удерживается сначала 10 секунд, постепенно время стойки увеличивается еще на десять секунд. Минимальное время для выполнения упражнения – 40 секунд.
Упражнения постановки от звука
В игре «Пароход» ребенок улыбается, язык у зубов. Малыш прикусывает язычок, чтобы он лежал спокойно и говорит «ы-ы-ы», который переходит в «л-л-л». Можно попробовать выполнить постановку от разных гласных , , .
Упражнения постановки от звука
произносить легче, чем твердый . Такое смягчение допустимо, ведь ребенок избегает сильного напряжения в мышцах губ. Если этот процесс долго не проходит, то можно применит маленькую хитрость: предложить малышу при произношении слогов ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ стараться дотронуться языком до верхней губы.
Упражнения постановки от звука
Данный вариант выполняется в несколько периодов, но заострять внимание ребенка на поэтапном становлении трудного звука не стоит: дошкольник должен улыбнуться и, покусывая широкий язычок произнести звук как можно протяжнее. Должно получиться «ал – ал»
Далее нужно отрабатывать произношение «ала – ала» и только потом «ла –ла».
Упражнения постановки от звука от
Необходимо научить ребенка тормозить движение нижней губы. Он должен ее опустить и задержать так 5 секунд, а затем поднять в верхним. Если ребенок не может выполнить задание под губу подставляется указательный палец, который поднимает и опускает нижнюю губу. При этом можно проговорить стихотворение: «Я на лавочке ловил мотыльков и бабочек. Все ловил, ловил, ловил. Раз – два – отпустил».
Причины отсутствия правильного «Л»
Факторами, которые провоцируют неправильное произношение звука могут быть следующие моменты:
- неправильное речевое дыхание;
- проблема в речевом слухе;
- плохое развитие артикуляционного аппарата, слабость мышц языка;
- индивидуальное строение уздечки.
Неправильное речевое дыхание можно охарактеризовать следующим образом:
- у ребенка небольшой объем легких;
- ослабленная дыхательная мускулатура (малыш не может говорить громко);
- выдыхаемый воздух выходит рывками или весь сразу (в результате чего ребенок не может выговорить окончание предложения);
- неправильное, неумелое распределение выдыхаемого воздуха (я с братиком иг… – вдох – раю);
- торопливое произношение – захлёбывание.
Следует научить ребенка удерживать игрушку: малышу, лежащему на ковре, предлагается вдохнуть – задержать дыхание (удержать мяч) – выдохнуть.
- Постановка правильного вдоха – выдоха через нос и рот: дошкольник сидит, руки находятся на животе. Он чувствует, как надувается живот (вдох) и как он расслабляется (выдох).
- Формирование правильной воздушной струи: малыш сдувает снежинки с руки, мелкие кусочки бумаги, шарики, мячик, подгоняет бумажные кораблики, надувает воздушные шары, пускает мыльные пузыри.
- Упражнения на звукоподражание, которые будет развивать силу и продолжительность, целенаправленность дыхания:
- предлагается пропеть гласный звук (о, а, ы, у, е), затем к нему добавляется согласный — (ла, ло, лу, лы, ле);
- подражание различным звукам.
Плохое развитие слуха можно устранить следующими путями:
созданием слухового образа звука
Поможет прослушивание звучания механизмов и природных явлений. Родителю трудно правильно имитировать разные звуки, поэтому можно открыть сайт «Звук пожарной машины» и предложить ребенку прослушать звук мотоцикла, поезда, машины, двигателя, сирены, разбитого стекла, песенку дождя, ультразвук. Ребенок со временем начнет повторять данные звуки.
многократное произношение слов со звуком
ле – лед, ледокол, ледоход; ло: лопата, Лондон, лопух; ла: ласточка, лавка, ладонь; лы: лыжи, лыжня, вилы; лу: лужи, луга, лужайка.
плохое развитие артикуляционного аппарата,
О слабом развитии артикуляционного аппарата делает вывод логопед, который в игровой форме показывает дошкольнику, как произносится звук. Задания будут следующими:
- соединить пальцы «ковшиком», которые имитируют язычок;
- пальцы второй руки также сжимаются, напоминая рот;
- предлагается сжимать и разжимать кулак – поднимается язычок, открывается и закрывается ротик;
- подуть в кулачки, понаблюдать, как будет колыхаться подставленная узкая полоска бумажки
- индивидуальное строение уздечки
Иногда «смазанность» речи возникает вследствие индивидуального строения уздечки. Мышечная связка под языком короткая, что ограничивает подъем языка вверх. правильно выговаривать звуки ребенок не может. В таком случае логопед подбирает комплекс артикуляционной гимнастики, заключающийся в растягивании подъязычной связки.
Одно из упражнений, направленных по подъему языка вверх – «Качели»:
- положить язык за зубы, удерживая его в таком положении несколько минут,
- поднять его вверх к верхним зубам и зафиксировать его;
- «качать» язычок, постепенно убыстряя темп.
Можно предложить дошкольнику произносить быстро слоги с звуком , в которые входят различные гласные.
Неплохой эффект дает упражнение «Как «болбочет» индюк»:
- положить язык на губу и водить им (он не должен отрываться);
- говорить «бл-бл», постепенно убыстряя темп.
Как сделать правильное произношение автоматическим
После того как правильное произношение было поставлено, его нужно закрепить. Это процесс для детей сложный и занимает много времени. В домашних условиях достаточно заниматься несколько минут в день утром и вечером. Будет лучше, если уроки будут проходить в форме игры.
Мягкий Л
Ребенок часто упускает мягкий Л и даже целые слоги с его участием. Поэтому логопедические упражнения на звук лучше начинать с этого момента.
Для начала закрепляется произношение слогов. Дальше можно переходить к словам. Отдельные слоги можно закрепить с помощью специальных скороговорок.
Примеры приведены в таблице
Слоги простые | Слоги сложные | Примеры слов | Скороговорки |
Ля | Сля, кля, пля, фля, гля | Поля, Коля, Толя, тополя | Ля-ля-ля — холодная земля |
Лю | Слю, клю, плю, флю, глю | Люся, лютик, люк | Лю-лю-лю — печь топлю |
Ли | Сли, кли, пли, фли, гли | Лида, липа, лиса, лимон | Ли-ли-ли — лимон нашли |
Ле | Сле, кле, пле, фле, гле | Лена, лень, лес | Ле-ле-ле — все в золе |
Ле | Сле, кле, пле, фле, гле | Лен, легкий, кулек |
Когда у ребенка начнут получаться прямые слоги, можно переходить к обратным. Вначале прорабатываются отдельные звукосочетания, потом переходят к целым словам и скороговоркам.
Простые слоги | Примеры слов | Скороговорки |
Аль | Пальто, калька | |
Ель | Капель, кисель | Ель-ель — за окном капель |
Оль | Моль, соль | Оль-оль — залетела моль |
Уль | Куль, буль-буль | Уль-уль — повесили тюль |
Ыль | Пыль, намыль | Ыль-ыль — ладони намыль |
Юль | Июль, тюль |
Твердый Л
Несколько сложнее научить ребенка говорить твердый Л. Для автоматизации звука используются те же приемы, что и для мягкого. Но времени на закрепление может понадобиться больше.
Осваивать правильную речь нужно поэтапно:
- Вначале малыш учится говорить слоги — Лэ, Ло, Лы, Ла, Лу.
- Потом сочетания можно усложнить другими согласными — Сла, Флы, Кло, Глу, Плэ и пр.
- После прямых слогов переходят к обратным — Ал, Ол, Ул, Ыл, Эл.
- Когда сочетания букв будут прочно закреплены, переходят к целым словам — лодка, лампа, лыжи, луна.
Детям можно предложить чистоговорки и скороговорки:
- лу-лу-лу — лужа на полу;
- ла-ла-ла — мусор подмела;
- ло-ло-ло — стояло помело;
- около Лондона — логово колдуна;
- клади уголь в угол.
При тренировке желательно избегать сочетаний с буквой Р. Эти буквы детям особенно трудно произносить, они часто путаются.
Закрепление
После пройденных подготовительных этапов необходимо автоматизировать произношение. Процесс происходит в несколько этапов:
Воспроизведение звука с помощью слогов. Наиболее подходят чистоговорки с употреблением буквы «Л». Взрослый делает упор на том, как выговаривать слоги в словах. Произношение в словах. Здесь подойдут различные скороговорки с буквой «Л»
Важно, чтобы звук присутвовал в начале, в середине и на конце слова. Воспроизведение в предложениях
Используют рассказы, сказки, стихи. Малышу можно предложить пересказать услышанное или попросить повторять предложения.
Сейчас существуют специальные домашние тетради для закрепления полученного результата после тренировок. В них присутствует весь необходимый речевой материал, способствующий скорейшей коррекции плохого произношения звука. Регулярное выполнение заданий непременно приведет к успеху.
Как научиться выговаривать букву л ребёнку старшего возраста?
Когда неправильное произношение уже сформировано, дела обстоят куда хуже. Вам непросто нужно переучить малыша, нужно ещё довольно длительное время следить за тем, чтобы ребёнок не путал правильное и неправильное произношение звука л.
Но причиной неправильного звукопроизношения может стать не только невнимательность родителей или лень ребёнка, но и серьёзные проблемы речевого аппарата. Так что перед тем как самостоятельно учить говорить букву л, необходимо показать малыша ряду специалистов. К ним относятся:
- детский психолог;
- логопед;
- педиатр.
Если же специалисты не выявили проблем, то причиной неправильного произношения звуков является педагогическая запущенность. Как научить ребёнка выговаривать букву л? Над этим стоит работать и не пускать всё на самотёк. Малыш должен почувствовать вашу поддержку. Вы должны дать ребёнку уверенность в том, что вы рядом и поможете любую минуту. Вместе с тем регулярные занятия с чадом принесут море удовольствия как вам, так и ребёнку. Дети быстрее научатся именно со счастливыми и заботливыми родителями.
Неотъемлемой частью процесса постановки звуков является дыхательная гимнастика. Не стоит пренебрегать этими простыми, но эффективными упражнениями. Вы можете придумать абсолютно любую фантастическую историю или создать игровую обстановку чтобы ребёнку было интереснее выполнять дыхательные упражнения. С их помощью малыш учится контролировать струю воздуха,учится правильной артикуляции языка и губ. Играя, можно и нужно учить, стоит только набраться терпения, и за работу!
Упражнения для произношения звуков
Первоначально рекомендуется подготовить карточки, на которых будут изображены животные и предметы, в начале, середине или конце которых присутствуют проблемные буквы. Нужно понаблюдать, всегда ли произношение сложной буквы получается проблемным, или в некоторых позициях. 1. Чтобы освоить букву «С» рекомендуются применять упражнения:
- «Рельсы» (когда язык должен «ездить» по внутренней стороне верхних зубов).
- «Тишина» (несколько раз повторяйте звук «т-ссс», растягивая букву «С»).
В качестве закрепления буквы нужно выбрать картинки или слова, где присутствует буква «С»: сани, сито, пояс, солнышко, свет. Можно использовать предложения: Саша сеет семена или стихи:
«В лесу темно,
Все спят давно.
Одна сова не спит,
На суку она сидит».
2. Буква «З» является собратом «С», только звонким. Поэтому чтобы научить ребенка выговаривать букву «З», нужно произнести «с», только повысив голос. Покажите малышу, поднеся руку к его горлышку, как напрягаются мышцы, произнося звонкие звуки. Закрепляем букву словами: заяц, зверь, зуб, звезда, а также предложениями: Зайчик зимой как маленький зверек.
3. Букву «Ц» можно освоить, прибегнув к упражнению «Тишина», только произносить нужно не «т-ссс», а «тс-тс-тс». Закрепляем словами: цапля, цыпленок, цепь, пицца, и предложениями: Какой цвет у птицы?
4. Выговаривать букву «Ш» можно при помощи небольшого фокуса: попросите ребенка произнести букву «с», а сами ложечкой приподнимите язычок малыша к небу. Получится звук «ш». Закрепляется буква словами: шило, шепот, уши, шум; предложениями: Наша Маша шуршит; а также стихами:
«Милый мишка, Славный мишка, Весь из плюша Сшит наш мишка».
5. Такой же фокус можно проделать, с буквами «з» и «ж». Закрепить букву «Ж» нужно словами: жук, еж, жаба. А также предложениями: Жанна ожидает книжки.
6. Чтобы освоить букву «Ч», попросите малыша проговорить «ть-ть-ть», при этом нажав на щеки малыша пальцами. Тогда вы услышите заветное «ч». А чтобы букву закрепить, попросите малыша проговорить слова: чай, черепаха, дочка, мяч; предложения: Чистят ванночку чижи.
7. Самой распространенной для родителей является проблема букв «Р» и «Л». Приемы и упражнения для решения этой проблемы направлены на обучение ребенка рычать, не проглатывая сложные буквы и не заменяя сложную «р» на более легкую «л»:
«Лошадка» — изображайте вместе с ребенком цоканье и стук копыт лошадки.
«Зубки чистим язычком» — попросите малыша широко улыбнуться. Затем нужно провести языком по внутренней поверхности верхних зубов. Следите, чтобы нижняя челюсть ребенка оставалась без движения.
«Дразнилка» — ребенку предлагается подразниться. Для этого расслабленный язык высовывается и болтается вверх-вниз. Сопровождается дразнилка рычанием.
Отдельное внимание в обучении буквам «Р» или «Л» уделяется скороговоркам:
- Ехал Грека через реку, видит Грека: в реке рак.
- На дворе трава, на траве — дрова: раз, два, три лежат дрова.
- Съел храбрец тридцать три пирога, да все они с творогом.
- Всех скороговорок не перескороговоришь.
Как предупредить недостатки речи
Родители должны помнить, что их поведение тоже может сказаться на развитии речи малыша. Как же должны вести себя родители, если хотят, чтобы речь их ребенка формировалась без лишних сложностей?
- В первую очередь, с малышом необходимо разговаривать медленно, спокойно. Это связано с тем, что вследствие недостаточно развитого слухового восприятия, ребенок не успеет услышать и распознать речь взрослого.
- Необходимо подсказывать ребенку как правильно произнести слово, которое он затрудняется сказать. Обычно малыши с удовольствием повторяют за взрослыми. Только не надо забывать, что излишняя требовательность может обидеть ребенка, и он может совсем замкнуться.
- Не желательно перегружать ребенка ранним изучением букв и чтению, особенно если это делается без его желания, так как ожидаемый результат может быть обратным.
- Ошибочно принуждать ребенка раннего возраста к рассказыванию стихов перед гостями. Это большой стресс для малыша, у которого речь еще не до конца сформировалась. Впоследствии такие ошибки взрослых .
- При позднем развитии речи не следует паниковать, необходимо просто больше уделять внимания речевым играм с ребенком для того, чтобы пополнять его пассивный словарный запас.
- Кроме того, предупреждению недостатков речевого развития способствует нормальное функционирование других речевых органов (слухового, голосового, дыхательного аппарата, зрения, обоняния, осязания), слаженная работа которых способствует формированию правильной речи.
Не забудьте, работа по развитию речи не заканчивается быстро. Это длительный процесс. Необходимо постоянно расширять словарный запас малыша, читать ему книги, составлять рассказы по картинам, по впечатлениям, которые у него возникли. Всячески побуждать ребенка к общению, мягко и ненавязчиво исправлять его ошибки, давая ему при этом образец правильной речи.
Вашему вниманию предлагаем следующее видео, в котором можно подробно рассмотреть постановку звука «Л» в домашних условиях.
Постановка мягкого звука «Ль» рассмотрена в следующем видео.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
— Здравствуйте, гости! Здравствуй, мой друг!
Улыбнемся всем вокруг! (улыбаются друг другу)
Раз – два, раз – два,
Заниматься нам пора.
Звучит музыка «В гостях у сказки».
«Приходит» Бабушка Загадушка.
Логопед. – Бабушка Загадушка в гости к нам пришла,
Интересную историю она нам принесла.
— Есть домик звуков в чудесной стране,
Звуки тайну расскажут и мне, и тебе.
(Перед ребенком выставляется картинка домика звуков.)
— В этом домике звуков есть два этажа –
Это как зубки наши, в два ряда.
— На втором, на этаже,
Веселый звук поселился уже.
Лог. — Сегодня всё занятие Бабушка Загадушка будет помогать тебе узнавать много нового.
Лог. – Бабушка Загадушка интересуется, какой же звук уже поселился в домике? Разгадай загадку и ты тогда сможешь ответить на вопрос Бабушки Загадушки.
Лог. — Сидит дед, во сто шуб одет,
Кто его раздевает, тот слезы проливает.
— Что это?
Лог. — Да, это лук.
Логопед показывает картинку с изображением лука.
Лог. — Какой первый звук слышишь в слове лук?
Р.: Звук .
Лог. – Так ответь, какой же звук уже поселился в домике?
Лог. – Ой, смотри, как удивилась Бабушка Загадушка! Не знаешь, почему?
— А я знаю! Ты не четко сказал в слове лук звук .
— Как ты думаешь, чему ты на занятии будешь учиться?
2. Сообщение темы занятия.
Лог. –Правильно. Ты будешь сегодня учиться правильно и красиво произносить звук , коротко и протяжно. Учиться слышать его в словах, определять его место в слове. А на занятии тебя ждет много увлекательного и интересного.
3. Артикуляционная гимнастика.
— Б. -З. предлагает тебе выполнить специальную гимнастику. Чтобы научиться правильно произносить звук, нужно хорошо подготовить органы речи.
Лог. – Бабушка Загадушка приготовила для тебя сказку о «Веселом Язычке».
— Жил-был Язычок в своем домике, рано утром проснулся, сел и потянулся….
4. Уточнение артикуляции звука .
Лог. — Посмотри на язычок, когда он произносит звук . (Логопед показывает изображение профиля звука). Расскажи, как расположены органы речи, когда мы произносим этот звук.
— Где находится кончик языка?
Р.: Кончик языка вверху.
Зубы сомкнуты или раскрыты?
Р.: Раскрыты.
Боковые края языка прижаты к верхним зубам или нет?
Р.: Нет.
— Как мы произносим этот звук? Протяжно или отрывисто, коротко?
— Произносим с голосом или без голоса?
5. Постановка звука .
Подготовка к постановке звука.
Лог. – У Бабушки Загадушки дома за печкой послилась мышка, поможем ей поймать мышку?
1. Упражнение «Поймай мышку за хвостик».
Ребенок показывает упр. (а-а-а-л-широкий язык зажать зубами).
Логопед использует два способа постановки.
2. По подражанию
Лог. – Бабушка Загадушка предлагает поиграть в кораблики.Давайте покажем корабль и погудим: пальцы вытянутых вперед рук сомкнуты под острым углом, изображая корму корабля. Гудок.
— Погуди как корабль (л-л-л-л-л).Широкий кончик языка зажать передними зубам, на альвеолы.
3. От межзубного звука .
Лог. – А теперь покажем Бабушке Загадушке, как мы умеем играть в самолетик. Ставим мотор. Сделай широкий язык, просуньте его между зубами, слегка прикуси кончик языка, заводим мотор, гудим, длительно произносим звук . Взлетаем, язык стукнет по верхним зубам и залетел в ротик. Получается твердый звук .
После постановки логопед предлагает погудеть как пароход, затем как самолет.
6. Физминутка «Самолет».
Лог. – А теперь давай немного отдохнем и полетаем на самолете.
Руки в стороны – в полёт
Отправляем самолёт.
1, 2, 3, 4 – полетел наш самолет.
8. Автоматизация поставленного звука в закрытых слогах.
Лог. – Споем песенки для нашей Бабушки Загадушки?
ла-ла-ла
ло-ло-ло
лу-лу-лу
лы-лы-лы
лэ-лэ-лэ
Лог. — Молодец!
7. Развитие фонематических процессов.
Лог. – Бабушка Загадушка очень рада за тебя, что ты научился говорить звук . Она предлагает тебе немного поиграть в игру «Поймай звук». Я буду произносить слова, а ты, когда услышишь слово со звуком , лови его, хлопай в ладоши. Назови место этого звука в слове. Логопед произносит слова: лампа, доска, кот, лук, полка.
Ребенок хлопает, когда слышит в слове звук .
Лог. – А сейчас поиграем еще в игру «Четвертый лишний». Лишними будут те слова, в названии которых нет звука . Ложка, кошка, лыжи, лошадь; лампа, полка, доска, лопата.
8. Подведение итогов занятия.
Лог. — Какой звук тебе помогла научиться произносить Б. -З. ?
— Звук .
— Как произносится звук ? (Ребенок повторяет артикуляцию звука л).
— Какие упражнения тебе нужно выполнять дома для тренировки много раз?
Лог. – Вот и занятию конец,
А кто работал – молодец.
Бабушка Загадушка откроет свой ларец,
И подарит леденец!
Структура индивидуального логопедического занятия
Методически грамотная последовательность и длительность каждого из упражнений — залог быстрого освоения звука Л
Важное условие — чтобы ребёнок не уставал. Для этого придерживайтесь таких временных рамок:
- Гимнастика для артикуляционного аппарата — не больше 7 минут.
- Постановка звука и автоматизация — 10-15 минут. Из них первых 5 минут повторяют материал прошлых занятий, а остальное время посвящают новым слогам, словам, предложениям.
- Фонематическая работа по закреплению — 10 минут.
Временные рамки не должны быть жёсткими, поскольку в некоторые дни малыш может утомляться быстрее, а в другие — хотеть заниматься дольше
Если ребёнку тяжело удерживать внимание, предложите выполнять упражнения параллельно с другими занятиями. Например, специальная раскраска с буквой Л, в которой малыш будет закрашивать её и повторять слога за мамой
Осваивая речевые навыки, дети часто коверкают слова. Испытывают они трудности и в произношении отдельных звуков. Пресловутое «рррр» известно многим, а что делать, если ребенок изменяет букву «л»? Дефект легко поддается исправлению. Родителям следует показать ребенка логопеду — специалист установит причину дефекта и определит методику занятий, которые помогут его устранить.
Если имеют место нарушения речи, лучше по возможности показать ребенка специалисту: он определит степень отклонения и поможет семье справиться с ним
Ламбдацизм и параламбдацизм – что это такое?
Этот термин подразумевает неправильное произношение твёрдого и мягкого Л. Причём сюда включается не только искажённое звучание, но и отсутствие фонемы в произносимых словах. Ламбдацизм бывает:
- двугубным – слышится гласный «у» (не «лошадь», а «уошадь»);
- носовым – корень языка утыкается в мягкое нёбо, воздушный поток идёт в нос, в итоге звучит «нг» (не «лужа», а «нгужа»);
- межзубным – конец языка оказывается в пространстве меж зубов;
- с отсутствием произношения (не «лейка», а «ейка»).
Также существует параламбдацизм, когда правильное произношение заменяется неправильным. Обычно заменяют на:
- «Г» («пол» — «пог»);
- «В» («лыжи» — «выжи»);
- «Ё» («лодка» — «ёдка»);
- «Д» («лопата» — «допата»);
- «Ль» («как дела» — «как деля»).
Причины нарушения произношения звука л
Существует несколько причин, когда произношение “л” не формируется или нарушается:
- малыш ещё не научился говорить этот звук и он его просто пропускает: например, «ивень» вместо «ливень». В возрасте 4-5 лет дети уже осваивают его, а к 6 годам ребёнок уже не просто разговаривает, а уже может дифференцировать твёрдый звук от мягкого;
- для межзубного произношения характерна неправильная постановка языка, хотя акустически он получается отчётливо;
- двугубное произношение: язык лежит на «дне», что характерно для звучания английского языка. Так бывает, когда ребёнку приходится общаться в семье на нескольких языках;
- подвижная нижняя губа и расслабленный язык — получается «в» вместо «л»: «развивка» – «развилка»;
В этих случаях артикуляционные нарушения объясняются неправильным алгоритмом произношения, а именно — не сформировано положение языка. Также встречаются нарушения, когда нарушена дифференциация из-за неправильного дыхания, не того положения кончика языка, его серединки:
- образование звука происходит за счёт губ, а не языка;
- кончик языка опускается вниз, вместо того, чтобы упереться в резцы;
- середина языка приподнята, а кончик языка опущен, а нужно наоборот.
Описанные нарушения обусловлены особенностями артикуляционного аппарата. В этих случаях автоматизация правильного звука л займёт буквально пару занятий с логопедом. Также быстро с этим можно справиться и в домашних условиях. Если же происходит постановка звуков при дизартрии, связанной с органическими, функциональными нарушениями ЦНС, необходима поэтапная системная постановка и автоматизация звука л.
Как правильно организовать занятия в домашних условиях?
Если логопед не обнаружил у малыша проблем с артикуляционным аппаратом, можно попробовать поставить звук в домашних условиях. Чтобы упражнения по коррекции были эффективными, родители должны помнить, что лучший способ обучения ребёнка — игра.
Вот несколько простых правил, соблюдение которых сделает уроки увлекательными и результативными:
- разговаривать с ребёнком на равных и уважительно, отвечать на все его вопросы. Это поднимет его самооценку и простимулирует к дальнейшему обучению;
- чётко и внятно произносить каждое слово или слог. Родитель — пример для подражания, и малыш постарается повторить звуки правильно;
- проводить занятия в форме сказок, разыгрывая маленький спектакль. Это увлекает ребёнка, и любая информация усваивается им лучше и легче;
- не затягивать обучение. Если чувствуется, что малыш утомился, следует прекратить уроки. Не рекомендуется проводить занятия в качестве наказания, – как воспитательная мера, это не принесет никакого результата;
- очень важна регулярность упражнений. Их следует проводить 3-5 раз в день. Для уроков лучше выбирать время, комфортное для ребёнка, так можно добиться ощутимых успехов.
Необходимо ценить в малыше личность, не насмехаться над ним. Хвалить за каждый, даже самый незначительный успех и он быстро научится правильно произносить непослушную букву “Л” без посторонней помощи.
Причины дефектов речи у детей
Большинство звуков, в том числе «л», должно сформироваться у ребенка к 4-4,5 годам. И если этого не произошло, то следует задуматься о причинах. Например, он может не выговаривать все звуки из-за того, что в семье кто-то имеет дефект речи, и малыш просто его копирует. Часто такое происходит и в двуязычных семьях, когда детям сложно разобраться — где, что и как надо произносить. Причиной может служить и нарушение развития речевого слуха (неправильно слышит звуки), а также патологии речевого дыхания и снижение слуха
Немаловажное значение имеет строение артикулярного аппарата (языка, губ, зубов): например, укороченная уздечка мешает произносить звук «л» правильно, потому что язык просто не достает до верхних зубов
Анатомические особенности может определить только специалист, поэтому не пытайтесь делать самостоятельные выводы. И не пугайтесь, если врач увидит укороченную уздечку — сегодня в большинстве случаев ее предпочитают растягивать с помощью специальных упражнений, а не надрезать.
Варианты неправильного произношения звука «л»
- Звук «л» отсутствует — ребенок эту букву просто пропускает (лопата — опата);
- Замена «л» на «у» (лошадь — уошадь);
- Замена «л» на «й» (ложка — йошка, молоко — мойоко);
- Иногда ребенок правильно произносит твердую «л» и коверкает мягкую, и наоборот.