Когда новорожденный малыш начинает хорошо видеть и слышать?
Содержание:
- Что делать, если ребенок плохо слышит?
- Когда малыши реагируют на звук, возрастные реакции
- Что такое аудиологический скрининг
- Когда формируется слуховой аппарат
- Как развивается слух
- Методы проверки слуха у младенца
- Зрение в период развития плода и сразу после родов
- Проверка слуха
- Контрольные этапы развития слуха
- Уход за детскими ушками
- Когда ребенок начинает видеть?
- Как правильно строить общение с ребенком со сниженным слухом?
- Как проводится обследование?
- Когда новорожденные начинают слышать
- Формирование слуха и зрения до рождения
- Контакты со специалистами
Что делать, если ребенок плохо слышит?
Врожденная и приобретенная тугоухость требует коррекции и лечения. Если проблемы со слухом временные (например, вызваны инфекцией среднего уха или повреждением барабанной перепонки), врач подбирает комплекс медикаментов и физиопроцедур для скорейшего восстановления слухового аппарата. Самолечение в таких случаях недопустимо: применение растительных отваров и масел могут вызывать раздражение слухового прохода и усугубить инфекцию.
Если вернуть утраченную остроту восприятия невозможно, для коррекции подбираются слуховые аппараты или кохлеарные имплантаты — протезы, устанавливаемые под кожей и позволяющие компенсировать сильную нейросенсорную тугоухость. Они дают возможность ребенку слышать также хорошо, как и сверстники, и полноценно развиваться. Все терапевтические процедуры должен выбирать только специалист после тщательного осмотра ребенка и проведения необходимых исследований.
Также следует придерживаться простых рекомендаций по профилактике снижения слуха среди малышей:
- не допускать попадания воды в слуховой проход;
- одевать ребенка по погоде, закрывать уши при сильном ветре;
- не пропускать плановые осмотра у отоларинголога;
- сразу обращаться за врачебной помощью, если ребенок жалуется на боль в ухе;
- не разрешать слушать музыку/смотреть фильмы в наушниках на максимальной громкости.
Подробные рекомендации можно получить на консультации детского ЛОРа.Не откладывайте осмотр у врача: при первых подозрениях на сниженный слух обращайтесь к специалисту. Это поможет вовремя распознать нарушение и подобрать соответствующие методы лечения.
Когда малыши реагируют на звук, возрастные реакции
Лучший стимул для совершенствования слухового аппарата считается мамин голос. Он всегда узнаваем и знаком малышу из внутриутробной жизни, но этого недостаточно для полноценного развития слуха. С первых дней после появления на свет звуковая картина резко меняется и дополняется так называемыми бытовыми шумами: скрипы, стуки, хлопки и т.д. В этого же время в жизни ребёнка появляются игрушки-погремушки, яркие и звонкие помощники, прекрасно выполняющие свои развивающие задачи.
Рекомендуем посмотреть нашу новую стать о том как чистить уши новорожденному ребенку.
У каждого возраста свои показатели реакции на звук. Они разные и зависят от многих факторов. Это могут быть физиологические, наследственные и психоэмоциональные особенности, влияющие на развитие. Нет смысла ждать от младенца, которому не исполнилось и 1 месяца, активных движений головой в сторону шумной погремушки. Он всё слышит, но слаборазвитая и нескоординированная мышечная система не позволяет ему поворачивать головкой в сторону звуков. Всему своё время, чтобы не тревожиться по поводу возможных проблем со слухом, родители должны знать, что такое правильные возрастные реакции:
- Дети в 1 месяц реагируют только на резкие и громкие звуки, реакции проявляются в виде вздрагиваний.
- Двухмесячный ребёнок реагирует замиранием на несколько секунд, может широко открыть глаза и попробовать повернуть голову. В этом возрасте постепенно формируется ориентировочная реакция, когда кроха пытается определить источник звука.
- В 3–6 месяцев в слуховом поведении начинается период оживления и кардинальных перемен. Услышав погремушку, ребёнок может начать дергать ручками и ножками, уверено поворачивает голову, улыбается или, наоборот, капризничает, если звук погремушки не нравится.
Несоответствие этих реакций возрастным нормам должно насторожить родителей.
Именно они позволяют выявить или исключить наличие отклонений в слуховом аппарате. Заподозрить нарушения можно уже с первых недель. Будьте внимательны и постоянно наблюдайте за поведением новорождённого.
Что такое аудиологический скрининг
Объединенная комиссия по слуху у детей в США более 10 лет назад создала стандартны диагностики (так называемый Принцип 1-3-6), которых придерживаются во всем мире:
- Первую проверку слуха у новорожденных проводят всем малышам в возрасте до 1 месяца. Оптимально — до выписки из роддома.
- При выявлении нарушений слуха всем младенцам до 3 месяцев проводят аудиологическую диагностику.
- При выявлении необратимых нарушений слуха протезирование назначают в возрасте до 6 месяцев.
К методикам оценки слуха у новорожденных предъявляют особые требования: они должны быть безболезненными, неинвазивными, недорогими, обладать высокой чувствительностью.
Обследование включает в себя:
- опрос родителей, уточнение факторов риска развития тугоухости;
- осмотр малыша;
- инструментальная диагностика методом отоакустической эмиссии (ОАЭ).
Метод ОАЭ, или как его называют, проверка слуха у новорожденных в роддоме аппаратом, рекомендуют проводить не ранее 4 дня от момента рождения: в более раннем возрасте у ряда малышей эмиссия не регистрируется. Во время исследования в ухо ребенка поступает звуковой сигнал. В норме он проводится в среднее ухо, внутреннее ухо, затем возвращается обратно и регистрируется в наружном слуховом проходе с определенной задержкой от времени подачи. Возвращенный сигнал очень слаб, чтобы уловить его, используют высокочувствительный микрофон.
Отоакустическая эмиссия не регистрируется при сенсоневральной тугоухости со снижением более, чем на 30 дБ, при проводниковых нарушениях. В таком случае говорят об отрицательном результате теста и проводят ОАЭ повторно через 1 -1,5 месяца. Если изменений нет, рекомендовано более полное обследование до трехмесячного возраста ребенка.
Когда формируется слуховой аппарат
Во многих журналах и книгах для беременных можно встретить советы будущим мамам: читать сказки, петь колыбельные или разговаривать с еще не родившимся ребенком.
Кому-то может показаться это надуманным, однако современные исследования подтверждают: ребенок, еще не родившись, уже способен слышать звуки окружающего мира, немного приглушенные из-за царящей вокруг водной среды.
А особенно отчетливо в такой среде улавливаются звуки низких частот, поэтому многие детские психологи советуют общаться с нерожденным малышом не только маме, но и папе.
Что касается того, когда именно ребенок начинает слышать в утробе, то здесь мнения расходятся. Некоторые исследования позволяют сделать вывод, что слуховой аппарат, а, значит, и способность слышать окружающий мир, у плода формируется к 16 неделе беременности.
Большинство же ученых считают, что слух формируется полностью к 20 неделе. То есть, начиная с пятого месяца беременности, будущим мамам рекомендуют общаться “с животиком”, петь ему или читать сказки.
Как развивается слух
Существует миф, что в первые несколько недель после рождения ребенок отдаленно слышит голоса. Именно поэтому некоторые родители стараются громче разговаривать с ним, думая, что тем самым они могут помочь ему их услышать. Что происходит в итоге? Плач, крики и капризы малыша. И все потому, что тот боится громкости. Причем совсем небезосновательно, ведь на деле все это может негативно сказаться на его нервной системе.
А по сути, привлечь внимание крохи могут просто высокие тона. Кстати, именно поэтому наши мамы и бабушки так любят с детьми «сюсюкаться»
И именно поэтому те всегда реагируют на других детей, точнее на их голоса.
Методы проверки слуха у младенца
Еще один волнующий вопрос, как проверить слух у новорожденного? В домашних условиях для звуковых игр с месячным ребенком подойдут погремушки, колокольчики, музыкальные инструменты, металлические и деревянные ложки, шуршащие бумажки, любые трещащие коробочки и так далее. Само собой, сразу «оркестр» излишен. Новые «инструменты» нужно вводить постепенно по мере привыкания малыша к «пройденному материалу». Медленно перемещайте яркие и звучащие игрушки во всех направлениях (влево-вправо, вниз-вверх, ближе-дальше, а также в разном темпе).
Если ребенок отвлекается, займитесь чем-нибудь другим, а потом вновь вернитесь к занятиям, подбирая темп в зависимости от реакции малыша. Помните, что когда ребенок начинает слышать голоса, он непрерывно познает окружающее его пространство. Желательно, чтобы этот бесконечный процесс познания был, по возможности, всегда окрашен положительными эмоциями.
Полноценное психическое развитие малыша невозможно без глубокого развития музыкального слуха. Новорожденные карапузы охотно слушают музыку, предпочитая мелодичную и спокойную: это может быть инструментальная или вокальная, классическая или современная музыка, народные песни, и, конечно же, особое место в этом ряду занимают детские песенки – потешки, песни из мультфильмов и колыбельные. Когда малыш бодрствует, в его комнате может звучать негромкая и ненавязчивая музыка.
Почему новорожденный плохо слышит звуки и голоса, что может привести к потере слуха?
Согласно статистике, численность детей с нарушениями слуха увеличивается. Причин тому огромное число:
- Плохая генетика. Если отец и мать, или другие родственники крохи страдали нарушением слуха, то в 50 % – это наследует малыш и начинает слышать звуки очень плохо.
- Курение, распитие алкогольных напитков во время беременности. Даже небольшие дозы алкоголя могут привести до потери слуха у ребенка. То же самое касается и сигарет.
- Употребление лекарственных препаратов.
- Быстрые или напротив, продолжительные роды, использование гинекологических щипцов.
Смотреть видео по теме публикации:
Когда новорожденный здоров, то он в состоянии не только научиться слышать звуки, но и начинает различать, делить их на любимые и нет. Помимо этого, увлекшись любимой игрушкой, малыш может не услышать ничего вокруг. Это естественно и бояться этого не надо.
Привет, друзья!
Я, Лена Жабинская, рада приветствовать Вас на своем блоге! Многие молодые родители сталкиваются с ситуацией, когда привезенный из роддома малыш практически не реагирует на окружающие его звуки. Он не плачет, не поворачивает на них головы и, кажется, будто совсем их не замечает. Что это: патология или норма?
Оказывается, ответить на этот вопрос без труда может современная педиатрия. Причем не просто ответить, но также объяснить, когда начинает слышать новорожденный ребенок, почему и как. Ввиду особой значимости и увлекательности темы, сегодня мы об этом и поговорим.
Пожалуй, слух – это одно из самых загадочных явлений. Сегодня уже никто не сомневается в том, что он появляется еще в утробе. Примерно на 16 – 17 неделе беременности крохотный малыш начинает улавливать отдельные звуки, музыку, голоса. Изначально, мама этого может и не замечать, однако на более поздних сроках беременность проигнорировать эту способность ей точно не удастся: услышав знакомую речь, ребенок начнет толкаться!
Самое интересное, что память о прослушанных мелодиях и стихах в утробе, останется даже после рождения ребенка. Лучшее тому подтверждение – его повышенная активность при прослушивании стихов, сказок, музыкальных композиций, наконец, голосов родных и близких.
Зрение в период развития плода и сразу после родов
Доказано, что на свет плод реагирует еще до рождения. УЗИ показывает, что еще не рожденный малыш отворачивается от источника яркого света.
Сложно сказать, когда начинают видеть новорожденные. Все зависит от того, что подразумевается под «видеть». Для младенца первых дней жизни окружающий мир – набор расплывчатых пятен. Это своеобразный защитный механизм, предусмотренный природой.
Представьте себе, какое количество новых ощущений испытывает крошечный человек при рождении. Не до конца развитое зрение предохраняет его от обилия визуальных раздражителей. На первом этапе адаптации ребенку вполне достаточно пятен.
Проверка слуха
Как проверить слух у грудничка? Первая проверка осуществляется в роддоме, но далеко не каждое учреждение имеет необходимую аппаратуру для диагностики. Если кроха не проходила такое обследование, то нужно обращаться к ЛОРу, отологу или сурдологу. Впервые прибегать к помощи специалистов нужно в четырехмесячном возрасте, если есть какие-то подозрения, лучше сделать это раньше.
Для проверки проводят скрининговый анализ. Берется специальный датчик, который вставляется в ухо ребенка и издает звуки. В этом же устройстве есть микрофон, который анализирует ответ улитки. Далее доктор прослушивает полученную запись и определяет, есть ли поражения слуха. Если оказывается, что да, проводится дополнительное обследование.
Младенец прислушивается
Ребенку в ухо подаются сигналы разной интенсивности с целью определить степень поражения функции слуха. Также врач может применять другие методы (акустическую импедансометрию, тимпанометрию) для уточнения диагноза.
Проверять состояние слуха могут и родители, которые должны постоянно анализировать реакцию крохи на звуки окружающего мира. Не стоит сразу бояться, поскольку младенец может быть сосредоточен на чем-то другом
Если отсутствие реакции случается регулярно и не связано с отвлеченным вниманием, это может говорить о проблемах
Кроха затыкает уши
Родителю нужно пройти следующий тест и ответить на некоторые. Если на все был дан ответ «да», то проблем со слухом, скорее всего, нет:
- В течение первых 3 недель вздрагивает ли ребенок, если слышит неожиданный громкий звук?
- Когда взрослый начинает громко разговаривать с крохой до трех недель, вздрагивает ли она?
- Когда ребенку исполняется один месяц, может ли ребенок повернуть голову на звук?
- Есть ли реакция трехмесячного младенца на голос мамы?
- Способна ли четырехмесячная кроха поворачивать голову в сторону погремушки?
- Начинается ли гуление у 2-4-месячного грудного ребенка?
- Начинает ли 5-месячный грудничок лепетать?
- Наполняется ли лепет новыми звуками в возрасте 8-10 месяцев?
- Может ли ребенок понимать определенные слова в 9-10 месяцев? Например, такие короткие выражения, как мама, папа, пока, дай, привет и другие подобные.
- Способен ли говорить простейшие слова в год?
Некоторые проблемы, описанные в нескольких последних вопросах, могут проявляться не только из-за нарушений слуха.
Интересно! Зрение и слух у новорожденных имеют разную степень развития. Малыши видят все в черно-белых тонах на расстоянии около 20-40 см, в то время как слышат они достаточно неплохо.
Контрольные этапы развития слуха
По мере роста и развития ребенка родители должны наблюдать за тем, как он реагирует на звуковые раздражители, и сопоставлять реакцию с нормативной для определенного возраста.
- Если на 2-5 день после рождения ребенка рядом с ним сделать несколько негромких хлопков, то малыш отреагирует на них морганием, движением или еще каким-либо образом.
- С первых дней жизни малыш вздрагивает, пугается, когда слышит резкие, громкие звуки, имеющие сильную вибрацию.
- Кроха возрастом 3-4 недели начинает узнавать некоторые наиболее привычные шумы. Его реакция на них выражается не в хаотичном подергивании ручек и ножек, а в более размеренных движениях.
- Малыш после трех месяцев от рождения уже вполне осознанно ищет глазками говорящего человека или погремушку, звук которой ему слышен.
Польза прогулок с новорожденным на улице и когда можно начинать гулять
Если даже родители не сумели определить реакцию малыша на какие-либо звуки, это не повод для паники. Своевременное обращение к врачу позволит максимально эффективно устранить возможные проблемы со слухом.
В отдельных случаях на слух ребенка могут повлиять преждевременные или поздние роды. Роженицам, имеющим в анамнезе перечисленные заболевания, лучше сразу после рождения малыша проверить его на отсутствие тугоухости или глухоты и в случае выявления каких-либо отклонений от нормы тщательно выполнять все рекомендации врача.
Фотобанк Лори
Общаясь с малышом в период , вы дарите ему чувство защищенности и готовите к появлению на свет. С рождения приучайте малыша к умеренному шуму – младенцы не нуждаются в полной тишине даже во время засыпания. Читая крохе сказки, исполняя колыбельные, вы не только развиваете его слух, но и расширяете знания об окружающем мире. Малыш начинает слышать задолго до рождения
Оказывается, процесс формирования слуховой системы плода завершается примерно к . Именно на этом этапе вы можете начинать общаться с малышом – делиться с ним впечатлениями, описывать окружающий мир, рассказывать, как сильно вы его любите и ждете.
Ученые утверждают, что в материнской утробе отличная слышимость – стенки живота и плацента пропускают звуки громкостью 30 децибел. Конечно, околоплодная жидкость несколько приглушает для ребенка шум, доносящийся извне. Но это не мешает малышу не только слышать голоса, но и различать их интонации, тембр и настроение. Ему по душе ненавязчивые звуки и спокойные мелодии, а вот резкие крики и громкая музыка ребенку не нравятся. Находясь в лоне матери, ребенок лучше всего воспринимает низкочастотные звуки, к примеру, мужские голоса
Потому очень важно, чтобы с малышом в период беременности общалась не только будущая мама, но и папа
Особенности слуха новорожденного
В течение первых 2-3 дней жизни, пока во внутреннем ухе малыша находится жидкость, он практически ничего не слышит. В дальнейшем слух интенсивно развивается, и на 4 неделе жизни ребенок начинает различать некоторые звуки, а с 9-12 недели – определять, откуда они доносятся. Кстати, новорожденный слышит одинаково как во время сна, так и в период бодрствования. Многие родители ошибочно полагают, что ребенок во время сна нуждается в полной тишине. На самом деле, еще плод непрерывно слышал шум «работающих» органов матери, в том числе биение сердца. Поэтому новорожденные не нуждаются в полной тишине и значительно быстрее успокаиваются, прижавшись к маминой груди.
Как малыш реагирует на звуки?
В норме младенцы чрезвычайно чувствительны к внешней среде. Громкие, резкие и даже вполне спокойные, но неожиданные, звуки могут вызвать у них судорожную реакцию, которая вовсе не говорит о какой-либо неадекватности. Напротив, она свидетельствует о нормальном развитии слуха у ребенка.
Со временем ребенок привыкает к окружающим его звукам и уже не реагирует на них так остро. Ко второму месяцу жизни малыш демонстрирует четкую реакцию на темп речи, а его судорожные реакции сменяются упорядоченными. На данном этапе развития новорожденный с удовольствием слушает спокойную разговорную речь, время от времени пытаясь отыскать глазами источник голоса. Для развития слуха малыша чаще читайте ему детские сказки и стихотворения, включайте ритмичные песенки, больше разговаривайте с ним и делитесь своими впечатлениями об окружающем мире.
Новорожденный ребёнок — это хрупкое и очень интересное создание.
Забрав его из роддома, родители не перестают смотреть на его стремительное развитие и адаптацию во внешнем мире.
Но, так как дети такого возраста ещё не могут объясняться самостоятельно, возникает вопрос — во сколько месяцев слышит малыш?
Уход за детскими ушками
Маленький человечек чрезвычайно уязвим, поэтому необходимо осторожно и тщательно подходить к уходу за новорожденным. Не забывайте, что неосторожные действия способны навредить его слуху, повредив барабанную перепонку
Предлагаем несколько несложных правил ухода за ушами младенцев.
Уделяйте особое внимание складочкам за ушами. Их необходимо смазывать детским кремом или маслом и следить, чтобы туда не попадали смеси и грудное молоко
Они способствуют возникновению опрелостей и воспалений.
Ушные раковины следует очищать раз в неделю. Излишки серы удаляют для поддержания гигиены и снижения вероятности развития воспалительного процесса. Удобнее всего это делать после банных процедур.
Для чистки ушек стоит использовать специальные аксессуары – детские ватные палочки. Они отличаются от обычных формой головки и наличием ограничителей, которые препятствуют глубокому проникновению предмета внутрь уха.
При купании заложите уши небольшими ватными шариками. Затем выньте их и протрите ушки салфетками. Если вода все-таки попала, сверните ватные турунды и поместите их не очень глубоко в ушные проходы. Пористая вата быстро справится с влагой.
Не стоит увлекаться и стараться почистить детское ухо поглубже. Если же вы все-таки протолкнули туда вату, не старайтесь извлечь ее самостоятельно. Незамедлительно обращайтесь к отоларингологу.
Вот мы и узнали о том, когда начинают слышать новорожденные дети. Помните, что они только приспосабливаются к новой действительности. Поэтому приучайте младенца с рождения к умеренному шуму – малыш не нуждается в стерильной тишине, даже когда засыпает.
Читайте ему сказки, исполняйте колыбельные. Тем самым вы не только разовьете детский слух, но и расширите знания об окружающем мире.
Когда ребенок начинает видеть?
Когда малыш родился на свет, его близкие с нетерпением ожидают появления у долгожданного чада признаков осознанности. Ведь так хочется, чтобы ребенок слышал и видел тебя. Считается, что новорожденный приходит в большой мир, еще не обладая слухом и зрением. Высказывалось предположение, что первые несколько недель малыш только чувствует голод, а других ощущений у него нет. Тогда закономерен интерес взрослых к тому, во сколько ребенок начинает видеть.
Новорожденный ребенок и его зрение
На самом деле малыш рождается с уже развитым зрением. Дело в том, что еще в утробе матери у плода на 18 неделе беременности происходит формирование глаза. К седьмому месяцу у будущего ребенка уже появляется глазное яблоко. Чуть позднее плод начинает реагировать на вспышки света, которые направляются на живот мамы. Малыш даже поворачивает головку на них.
Таким образом, сразу после появления на свет кроха может реагировать только на отсутствие или присутствие света.
Несмотря на этот факт, родители все равно задумываются над тем, видит ли новорожденный. Их можно понять. Ребенок рождается, как правило, с припухшими веками, что объясняется давлением на голову при прохождении через родовые пути. Кроме того, малыш щурится, ведь он попадает из темноты на яркий свет.
Как видят новорожденные дети?
В первые дни жизни окружающий мир представляется малышу в виде теней или как бы в тумане. Он не может взором захватить все, но фокусирует взгляд на довольно крупных предметах, расположенных неподалеку. Но на каком расстоянии видят новорожденные? Первые два месяца жизни малыш видит вещи, которые находятся от него на 20-25 см. Кстати, именно такой промежуток между мамой и грудничком при кормлении. Поэтому неудивительно, что мамино лицо является самой любимой «картинкой» у новорожденных. К концу первого месяца ребенок различает силуэты и следит за движением объекта на расстоянии около 30 см. К полутора месяцам кроха способен отличить объемные предметы от плоских, а к 2,5 месяцам – вогнутое от выпуклого. А что касается того, когда ребенок начинает хорошо видеть, то это происходит обычно 3 месяцам. Именно в этом возрасте малыш различает окружающих его людей по чертам лица, и, соответственно, узнает маму и папу.
В первые месяцы после рождения заметно, что глазки ребенка косят. Это происходит потому, что глубина восприятия карапуза недостаточна, проще говоря, он еще не научился смотреть. Постепенно глазные мышцы укрепятся, и максимум к полугоду чадо будет смотреть обоими глазками параллельно. Если косоглазие к 6 месяцам не пройдет, необходимо обратиться к офтальмологу.
Кстати, среди обывателей бытует мнение, что новорожденные видят вверх ногами. На самом деле это не совсем так: изображение на сетчатке глаза действительно перевернуто. Но малыш не видит вверх ногами. Поскольку его зрительный анализатор еще не развит, он не воспринимает картинку.
Когда ребенок начинает различать цвета?
Если говорить о том, какие цвета видят новорожденные, то тут все вполне понятно. Ведь поскольку в первые пару месяцев мир представляется ребенку в виде тени и света, белый и черный цвета он вполне отличает. Малышам в этом возрасте очень нравятся контрастные рисунки с узорами из черно-белых элементов (кругов, полос).
Такая способность как различение ярких цветов приходит к малышу с умением распознавания лиц, то есть к трем месяцам. Малыши выделяют желтый и красный цвет, поэтому рекомендуется покупать погремушки именно этих оттенков. Наряду с этим некоторые цвета, как, например, синий, пока не доступны грудничку. Различать основные цвета карапуз научится только к 4-5 месяцу.
Как правильно строить общение с ребенком со сниженным слухом?
Разговаривая с ребенком, убедитесь в том, что он видит ваши губы
Для него очень важно читать по губам
Если вы хотите обратить внимание ребенка на игрушку (или предмет), поднесите ее к губам и рассказывайте о ней, удерживая ее на уровне рта. Разговаривайте с ребенком, приблизив губы на расстояние 10—15 сантиметров от уха малыша, или повышайте силу голоса
Не бойтесь пользоваться смысловыми жестами. Вы можете придумать целую систему жестов, понятную только вам и вашему ребенку. Эти жесты не имеют ничего общего с «языком глухих», которого опасаются многие родители. Они помогут вашему ребенку научиться понимать смысл многих слов и общаться с вами, пока он не научится говорить.
Дополнительным средством, которое поможет вашему малышу понять обращенную к нему речь, может стать богатая мимика. Утрированные мимические выражения радости, испуга, восторга, страха позволят ребенку лучше понять, что вы хотите ему сказать. Учите ребенка выражать свои желания и потребности, используя доступные ему средства общения — жесты, мимику, интонацию, слова.
Как проводится обследование?
ВАЖНО! Необходимо, чтобы в момент проведения обследования малыш был спокоен. Лучше выбрать для этого один из промежутков бодрствования между кормлениями
Ребенка, который пока не умеет сидеть, кладут на пеленальный столик. Стол должен быть расположен таким образом, чтобы к нему можно было подойти справа и слева.
Ребенка старше 6 месяцев мама может посадить себе на колени.
Попросите кого-нибудь из близких помочь вам. В обследовании должны принимать участие 2 человека — наблюдатель и ассистент
Наблюдатель склоняется над ребенком и пытается привлечь внимание ребенка к яркой игрушке, передвигая ее вправо и влево. Задача наблюдателя в ходе обследования — увидеть реакцию ребенка на звук (замирание, прислушивание, активизация или торможение общих движений, расширение глазных щелей, поворот глаз или головы в сторону источника звука)
В тот момент, когда ребенок смотри прямо на игрушку или в лицо наблюдателя, ассистент сзади, на расстоянии 10 см от уха ребенка начинает трясти коробочкой.
При проведении обследования необходимо строго соблюдать следующие правила:
1) Чтобы получить достоверные данные о состоянии слуха ребенка, проводить обследование нужно от тихих звуков — к громким звукам. Звуковые сигналы должны идти в следующей последовательности: а) манка; б) гречка; в) горох. Если такая последовательность звуков нарушается, ребенок, «среагировавший» на громкий звук, тихий может просто не заметить.
2) Интервалы между сигналами должны быть не менее 30 сек. (Для того, чтобы угасла предыдущая реакция).
3) При подаче звуковых сигналов вы должны быть уверены в том, что ребенок не видит вашу руку со спрятанной в ней «шумовой» баночкой.
4) Процедура обследования проводится поочередно на каждое ухо.
Когда новорожденные начинают слышать
Существует мнение, что младенец в первые несколько суток ничего не слышит. Причина – наличие жидкости во внутреннем ухе.
Мнение эксперта
Анастасия Михайловна Моисеева
Практикующий врач терапевт, стаж 18 лет.
Такое мнение ошибочно. Буквально с первых минут грудной ребенок начинает слышать, правда только громкие и резкие звуки. На спокойную музыку или работающий телевизор он не реагирует.
Новорожденные способны отличать голос людей от других звуков. Самым приятным является материнский голос.
Малыши различают интонацию, скорость речи, тембр голоса. Начинают резко плакать, вздрагивать, настороженно молчать.
Если реакция ребенка на звук изначально не наблюдается, паниковать не стоит. Осознанно реагировать он начнет только к третьему месяцу жизни.
Убедиться в отсутствии отклонений родители могут в домашних условиях. Первые тесты проводятся через неделю после родов.
Формирование слуха и зрения до рождения
Слышать дети начинают еще в период беременности: в общих чертах – с 17 недели беременности, а осознанно и отчетливо — на 27 неделе.
Эмбриогенез слуха очень сложный, продолжительный. Формирование зачатки внутреннего уха начинается примерно на 5 неделе. В 8 недель формируются структуры среднего уха, наружное ухо (ушная раковина) оформляется уже в последние три месяца, а отвердевает хрящевая ткань ушной раковины совсем незадолго до родов.
До середины срока вынашивания малыша идет формирование лабиринта. Становится твердым он к 17-18 неделе, продолжается отвердевание слуховых косточек и длится это почти до рождения.
Первые звуки малыш в маминой утробе начинает улавливать на 16-17 неделе, и пока это совсем не те звуки, которые воспринимаем мы с вами. Кроха улавливает отдельные звуки извне, слушает мамино сердце, перистальтику ее кишечника, ток крови, голос, но его головной мозг пока не анализирует звуки, ведь кора головного мозга еще не сформирована. Таким образом, плод ловит вибрации, создаваемые звуковыми волнами.
Полноценно улавливать звуки, то есть и анализировать звук, кроха начинает лишь в конце второго триместра. Уже в материнской утробе он может поворачивать головку на звук. Но звуки для него звучат приглушенно, этому способствуют околоплодные воды, плотная брюшная стенка мамы. После рождения слуховым функциям предстоит адаптация к новым условиям существования.
Со зрением все обстоит чуть проще. Зрительные бугорки (прообразы будущих глаз) начинают формироваться со второй недели беременности. С 4 недели начинается формирование хрусталиков, а веки и склеры формируются к середине беременности.
Как и в случае с центром распознавания звука, центр зрения в мозге появляется к началу третьего триместра. С этого момента плод начинает дифференцировать свет и темноту, ночь и день. К моменту рождения глазки крохи сформированы, но отличаются незрелостью всех его отделов.
Контакты со специалистами
Эффективным методом диагностики состояния слуха у детей раннего возраста (с момента рождения) является объективная компьютерная аудиометрия (КСВП). Результаты этого исследования позволяют сурдологу судить не только о наличии или отсутствии слуха у ребенка, но и определить степень тугоухости.
Это исследование обычно проводят в детских отделениях научно-исследовательских институтов уха, горла и носа и в детских сурдологических центрах. На такое исследование направляют, если у новорожденного обнаружен один из перечисленных факторов риска или если на первом осмотре оториноларинголог (лор-врач), педиатр или неонатолог (врач, наблюдающий новорожденных) заподозрил нарушение слуха. В последнее время первичное исследование проводят с помощью звукореактотеста — специального прибора, предназначенного для раннего выявления нарушения слуха у детей. В настоящее время этот аппарат есть почти во всех детских поликлиниках.
Если у ребенка будет обнаружено снижение слуха, то сурдолог расскажет вам о том, нужно ли использовать слуховой аппарат или о других методах лечения. Кроме того, вашему ребенку потребуются специальные занятия с сурдопедагогом, без которых он не научится воспринимать звуки и говорить. Чем раньше начнется обучение малыша, тем выше вероятность того, что ребенок сможет освоить разговорную речь, будет обучаться в массовой школе и получит профессиональное обучение.