Мнемотехника

Прием «Матрешка»

Здесь образы «вкладываются» друг в друга, как в известной игрушке. Здесь применяется второй способ соединения образов. Вспоминаем сок и хлеб, который прикрепляется к крышечке упаковки с напитком.

Плюсы этого приема следующие:

  1. Каждый из образов свободен, к ним можно прикрепить другие, что позволяет сгруппировать информацию по смыслу. Этот прием позволяет запоминать, например, развернутый план.
  2. Информация запоминается структурированно, а образы формируются более качественно. Почему? Потому что мы крепим новый образ к детали старого. А мы помним, что образы должны быть детальными.

Каждый образ, на деталях которого записаны другие, представляет собой информационный блок.

Способ первый: метод историй

Что легче запомнить – 20 случайных слов или смешной анекдот? Ответ очевиден.

Суть метода заключается в том, что вы должны составить из данных вам слов историю. Она может быть странной, нереальной, фантастической или откровенно абсурдной. Тем лучше.

Даны слова: почтальон, тигр, кукуруза, оса, река, сковорода, крестоносец, диван, мармелад, араб, борщ, зубная щетка, дождь, тюльпан, пепел, удача.  Сколько времени уйдет у вас на запоминание обычной зубрежкой?

А теперь придумаем историю (не забывайте визуализировать!) для этих слов:

Почтальон Печкин верхом на тигре скачет через кукурузное поле. Печкин в страхе (обязательно добавляйте эмоции в свою историю! сопереживайте своим героям, можно даже придумывать короткие реплики) обернулся назад – за ним гнались разъяренные осы. Вдруг он натыкается на реку. «Что делать!? – крикнул в пустоту бедный почтальон.  – Моста нет!». Но, к счастью, поблизости вместо моста была огромная сковорода. Печкин, подгоняя тигра, пробежал по ней. На другом берегу реки крестоносцы уже строили баррикады из диванов и как только осы стали приближаться, крестоносцы стали сбивать их меткими бросками мармелада. Печкин подбежал к старому арабу – получателю посылки и передал ему коробку. В ней оказалась тарелка ярко-красного борща, в которой вместо ложки лежала зубная щетка. Неожиданно пошел дождь. Все подняли головы вверх, мармелад больше не летел в противника. Сначала падали самые обычные капли воды, но потом из грозового облака начали сыпаться тюльпаны. Тысячи тюльпанов медленно опускались и как только касались земли, тут же превращались в пепел. Удивительно, но из образовавшейся золы получался отчетливый рисунок лошадиной подковы (образ для слова «удача»).

Это не самый эффективный метод в арсенале мнемониста (200 слов я бы этим способом не стал запоминать), но у него есть свои преимущества:

  1. Не требует предварительной подготовки. Вам нужны только сами слова и ваше воображение.
  2. Отличный тренажер для творческого мышления и генерации нестандартных идей.
  3. Это очень увлекательно. Когда процесс запоминания становится веселым и интересным, он начинает приносить удовольствие.
  4. Простота. Вы можете научить этому методу своего ребенка, даже если он еще не пошел в школу. А поскольку дети мыслят более креативно, чем взрослые, и у них еще нет устоявшихся шаблонов мышления – в их руках это очень эффективный инструмент и они смогут придумывать такие истории налету.

Тренируйтесь! Придумайте свой рассказ для слов: автомобиль, крокодил, копье, Франция, чай, пират, велосипед, пирожок, кроссовки, Киркоров, газета, помидор. Напишите свой рассказ в комментарии и ознакомьтесь с продуктами воображения других читателей!  Если у вас есть дети, составьте список слов для них.

Главное – правильно организовать процесс

Проводить такие занятия по развитию речи дошкольников вполне можно и в домашних условиях. Первое, о чем нужно помнить, – работа должна строиться последовательно: сначала осваиваем отдельные карточки, затем объединяем их в дорожки и только после этого переходим к простейшим таблицам, постепенно увеличивая количество рядов и столбцов. Ведь сразу ребенку в любом возрасте довольно сложно сориентироваться в такой «мудреной» методике. А это может раз и навсегда оттолкнуть малыша от всех этих таблиц и от учебы вообще.

Чтобы заинтересовать своего ребенка работой по таким карточкам и получить нужный результат, важно знать следующее

  • Лучше всего дошкольники воспринимают любую информацию в игровой форме. Поэтому занятие не должно выглядеть как урок. Сделайте из него увлекательное приключение, путешествие, сказку, даже детектив – то, что больше всего любит именно ваш ребенок.
  • Длительность занятия не может превышать 15 минут, поскольку в силу возрастных особенностей дошкольники не могут концентрироваться на чем-то дольше. Разбавьте урок физминуткой или переключитесь на что-то другое (полепите, спойте).
  • Опорные схемы и черно-белые символы могут преобладать только к старшему дошкольному возрасту. Для малышей наиболее понятны и привлекательны яркие, крупные, красочные рисунки.
  • Большой объем информации ребенку даже в старшем дошкольном возрасте «переварить» сложно. Поэтому самые объемные таблицы не должны содержать более 9 квадратов.
  • Чтобы от таких занятий у ребенка не осталась «каша» в голове, а информация отложилась в памяти «как по полочкам», не стоит предлагать за один урок больше 2 таблиц (или дорожек).
  • По мере усвоения определенной темы добавляйте все новые. Это полезно для памяти, лексикона, кругозора.
  • Не заставляйте, не принуждайте ребенка, если он расстроен или не хочет заниматься. Крики, оскорбления, применение силы обучению не способствуют.

Систематические игровые занятия по такой системе обязательно дадут результат. Ребенок научится связно, красиво говорить, спрашивать, отвечать, делать выводы, поддерживать беседу. Он незаметно для себя разовьет память, обогатит словарный запас, научится мыслить и выражаться логически. Все это – хороший фундамент для последующей учебы.

Мнемонические правила

Суть мнемотехники сводится к созданию и соединению визуальных образов. Есть ряд правил, по которым они образуются:

  1. Образы должны быть крупными. Если представить, что воображение – это экран, то представляемое изображение должно занимать всю его площадь.
  2. Образ должен быть детальным. Если представляется дерево, то нужно рассмотреть каждую его часть: крону, кору, корни, каждый листочек. Чем больше представляется деталей, тем большее количество нейронов задействуется в головном мозге, и больше вероятность, что картинка сохранится в голове.
  3. Образ должен быть цветным, в идеале – разноцветным.

Чтобы закрепить навыки создания образов, соответствующих этим правилам, есть специальные приложения. Можно отрабатывать эти умения и самостоятельно. На этих правилах строятся все мнемотехнические приемы запоминания в психологии.

Уроки для бабушки: расположение

Расположение как прием дает нам сразу два преимущества:

  • последовательность воспроизведения образов,
  • связь между запоминаемыми объектами и тем, что мы помним наверняка.

Вот пример, которые журналисты наблюдали во время интервью 26-летнего Алекса Маллена, победителя американского конкурса мнемонистов. Чтобы продемонстрировать им приемы мнемотехники, память бабушки показалась ему наиболее удачным полигоном. На глазах журналистов он предложил своей бабушке запомнить 10 слов:

  1. вишня,
  2. кофе,
  3. цветы,
  4. конфеты,
  5. чучело,
  6. дракон,
  7. соус,
  8. призрак,
  9. печенье,
  10. скатерть.

Бабушка наотрез отказалась и категорически заявила, что не в состоянии справиться с такой задачкой. Тогда он попросил ее, чтобы она представила себя в своем доме и мысленно расставила все слова, двигаясь в своей гостиной слева направо. Примерно так: «Положи вишенку прямо напротив входной двери, затем поставь цветы в вазу на полку слева, рассыпь конфеты по дивану, в кресло посади соломенное чучело… Представила? А теперь снова мысленно пройди весь этот путь снова». В результате его бабушка, неожиданно для самой себя, вспомнила 8 слов из 10!

Это полезный прием, когда требуется запомнить список несвязанных между собой слов, например, покупок или дел на день.

Тренируйте память, используйте мнемотехники.

Обучение по возрастным группам

По мнению большинства специалистов, изучающих детское развитие, начинать первые занятия по мнемонике с малышами можно в возрасте примерно трёх лет. На этом этапе ребёнок только учится говорить, поскольку его словарный запас всё ещё не выходит за рамки повседневных понятий.

Так, выучив слово «осень», трёхлетний малыш может не понимать его значения и вовсе забыть его за год, но простая картинка (их называют мнемоквадратами) с изображением жёлтого листа или дерева с пожелтевшей кроной уже станет для него чёткой ассоциацией, которая улучшит запоминание и не позволит ошибиться при определении текущего времени года.

К 4–5 годам мозг ребёнка развит достаточно, чтобы переходить к мнемодорожкам – тем же картинкам, которые поделены на три-четыре последовательных изображения и описывают понятие с разных сторон. Так, мнемодорожка может последовательно показывать пожелтевшее дерево, жёлтый лист и клин улетающих птиц. Даже если всё это показано схематично, такие подсказки позволяют малышу добыть из глубин своей памяти то, что он уже знает, но слегка подзабыл.

Размытое понятие осени становится более осмысленным, ребёнок уже готов дать типично детское определение этой поре года, которое может показаться наивным и не совсем точным, однако, всё же указывает на чёткое понимание происходящего.

Примерно с возраста 6 лет можно давать малышам для обучения мнемотаблицы. Это те же мнемодорожки, только здесь картинок ещё больше, они могут идти в два ряда и зачастую передают не только какое-то одно понятие, но и целый сюжет, пусть и небольшой. Задача педагогов на этом этапе развития – провести обучение рассказыванию, когда ребёнок пересказывает сюжет любимой детской книги или учит стих. Здесь объём запоминаемой информации уже довольно значителен, потому ребёнку придётся подключать ассоциативный ряд, чтобы правильно подать сюжет. Заодно тренируется и манера речи, правильность изложения.

В дальнейшем такие пиктограммы могут служить даже пособием по безопасности жизнедеятельности или особенностям поведения в разных местах. Примером развития мнемоники и её использования во взрослом возрасте являются те же дорожные знаки, а также инструкции на некоторых товарах, подаваемые в виде простых картинок.

Собственно, мнемоквадраты, мнемодорожки и мнемотаблицы и являются основными приёмами обучения детей – важно лишь выстроить их в правильном порядке

Определение

Мнемотехнические приемы – это доступные способы удержания в своей памяти масштабных сведений, к примеру, таблицы хронологии исторических дат, списка номеров телефона, словаря, состоящего из иностранных слов. Приемы мнемоники предполагают построение ассоциаций, которые задействуют в процессе запоминания визуальные и слуховые компоненты. Особенности применения методики:

  1. Замена абстрактных понятий реальными представлениями, которые могут восприниматься визуально (при помощи органов зрения), аудиально (при помощи органов слуха) и при помощи проприоцептивной системы (мышечное ощущение).
  2. Объединение новых объектов с имеющимися в памяти образами.
  3. Использование модификаций, позволяющих лучше запоминать информацию.

Приемы мнемотехники для улучшения процесса запоминания сводятся к акцентированию внимания на взаимодействии зрительных образов, которые отражают значимые моменты запоминаемых сведений. Обучение мнемотехнике проводится с выделением ключевых этапов:

  • Трансформация новых сведений в зрительные образы.
  • Объединение образов, формирование фрагментарных связок.
  • Определение последовательности.
  • Закрепление результата.

Люди, которые освоили уроки мнемотехники, могут воспроизводить выученную информацию в прямой и обратной последовательности. Основные методы и приемы мнемотехники, подходящие для начинающих взрослых и детей:

  1. Построение фраз из начальных букв каждого запоминаемого слова. К примеру, чтобы запомнить падежи в русском языке, заучивают фразу: «Иван (именительный) Рубил (родительный) Дрова (дательный), Варвара (винительный) Топила (творительный) Печку (предложный)».
  2. Рифмизация – создание стихов, зарифмованных двустиший и четверостиший, которые ассоциируются с запоминаемыми данными. К примеру, если нужно зафиксировать в своей памяти, что во множественном числе правильно пишется «туфель», а не «туфлей», можно воспользоваться двустишием: «Одна пара модных туфель стоит, как огромный трюфель».
  3. Использование созвучных выражений при усвоении иностранных слов и длинных терминов.
  4. Мысленное формирование ярких изображений, которые ассоциативно связываются с информацией, подлежащей запоминанию.
  5. Метод локусов (мысленное создание отдельных локаций, куда помещаются новые сведения в определенной последовательности, что позволяет при посещении конкретной комнаты «дворца памяти» находить нужную информацию).

Мнемотехники и способы развития памяти предусматривают мысленное создание параллельных образов. К примеру, чтобы зафиксировать в сознании, что во множественном числе в родительном падеже правильно говорить «чулок» и «носков», нужно представить, что чулки – длинный предмет одежды, поэтому слово нужно выбирать в противовес короткое – «чулок», а не «чулков».

Носки – короткий предмет одежды, поэтому слово нужно выбирать длинное – «носков», а не «носок». Еще одно двустишие, которое поможет справиться с запоминанием правил орфографии: «Колобок катиться мог без носков и без чулок»

Чтобы зафиксировать в сознании правило, когда выбирать слово «одеть», а когда «надеть», нужно сосредоточить внимание на фразе: «Одеть девочку Надежду, надеть на себя одежду»

Другой вариант: «На себя надену, Валечку одену»

Чтобы запомнить, когда выбирать «так же», а когда «также», стоит обратить внимание на выражение: «Я на ярмарку пойду, так же как в прошлом году. Там опять куплю корову, лошадь, также и козу»

В Древней Руси азбука олицетворяла собой наглядный пример применения мнемотехники для обучения начинающих детей и взрослых.

Начальные буквы азбуки звучат, как «аз», «буки», «веди», что буквально означает «я буквы ведаю (знаю)». Следующие буквы русского алфавита назывались «глагол», «добро», «есть», что буквально означает «речь – это есть добро». Мнемотехника для развития процесса запоминания базируется на визуальных, слуховых, тактильных стимулах, а также на ощущениях и эмоциях, которые ассоциируются с новой информацией.

Известная пословица гласит, что лучше увидеть 1 раз, чем услышать 100 раз, что отражает целесообразность преобладания визуального компонента в упражнениях по развитию материал. Пример широкого, повсеместного использования принципов мнемотехники – дорожные знаки.

Логотипы компаний отражают концепцию и направление их деятельности, что также обусловлено применением приемов мнемотехники. Если у компании продуманный логотип, потенциальные потребители легко запоминают сведения о ней и о продуктах, которые она предлагает на рынке.

Как работают приемы мнемотехники

Обычно в мнемотехнике используются два основных объекта запоминания — цифры и слова. Если вы решили объяснить ее принципы для дошкольника, то можете предложить ему использовать принцип ассоциации, объяснив, что нолик похож на бублик, двойка – на лебедя, буква Ф – на подбоченившегося человечка, прочее. Такие приемы позволят ему быстрее выучить азбуку и первые цифры.

Для детей школьного возраста можно предлагать упражнения посложнее. В этом плане допустимо использование следующих приемов:

  • Запоминание по начальным буквам – об этом способе уже было упомянуто несколько выше – на примере охотника и фазана;
  • Рифмы – если ребенок любит стихи, он может попытаться зарифмовать определенное слово; этот прием также весьма эффективный для развития речи;
  • Созвучия – помогает запоминать сложные и длинные слова, а также терминологию;
  • Визуализация – лучше всего получается у младших школьников – для запоминания какой-либо информации у них в голове создаётся определённая картинка;
  • Зрительная (эйдетическая) память – подразумевающая почти фотографическое запоминание деталей;
  • Цифровые алгоритмы – используются детьми в более старшем возрасте для запоминания формул и разных чисел, соотнося их, например, со знакомыми, памятными датами.

Как работает мнемотехника на практике, можно узнать только, применив различные способы, присущие ей. О том, как это сделать, мы расскажем вам в следующей главе.

Для ребят средней возрастной группы в детском саду

Когда ваши воспитанники уже научились пользоваться мнемокартинками, вполне возможно предложить им рисовать увиденное или услышанное вместе с вами. Так развивающий процесс занятия станет еще более интересным. Главное правило — ненавязчивость. Если вы замечаете, что малыш не хочет изображать свои впечатления, лучше обратить к нему с таким предложением позже, но не вызывать негативное отношения заставляя. Вот такие примерно картинки получаются у меня с моими детками!

Здесь изображена зима и все, что связано с этим временем года:

  • 3 зимних месяца – декабрь, январь, февраль;
  • снег и снежинки;
  • солнышко, которое греет совсем мало;
  • дом, где топится печка, потому что на улице очень холодно;
  • животные, которые ищут себе для зимовки пристанище;
  • снег на деревьях без листьев и новогодняя елка;
  • кормушка для птиц, которым нужно помогать зимой, чтобы они не замерзли;
  • зимние развлечения: санки, лыжи, снеговик, которого можно слепить из снега.

Рисование картинок может составляться не только после каких-либо событий. Вы можете предложить дошкольникам нарисовать рассказ, который вы зачитываете или ответы на некоторые вопросы. Вот, например, картинки в соответствии с простым детским зимним стишком:

— Перед нами ёлочка: —

— Шишечки, иголочки. —

— Шарики, фонарики, —

— Зайчики и свечки, —

— Звёзды, человечки. —

Для дошкольников старшей группы

И вот, когда ваши малыши стали совсем большими с ними можно начинать учить стихи и работать по сказкам с мнемотическим картинкам. Выучить стихи согласно образовательной программе для дошкольников и учеников начальной школы поможет пособие автора Драгачевой Е.В., где собраны произведения русских поэтов Пушкина, Тютчева, Фета, Толстого, Маяковского и других в картинках.

Я же приведу пример готовых пособий, которыми пользуюсь и сама на занятиях. Предлагаю, кстати говоря, моим подписчикам делить своими интересными идеями по мнемотехнике и готовыми карточками!

Пособие, визуально рассказывающее нам какие-то истории, может быть еще и раскраской.

Видов и технологий, визуально отображающих необходимую информацию, которые могут помочь вам на занятиях на самом деле много. Картинки можно наклеить на магниты и устроить настоящее представление с помощью магнитной доски. Или воспользоваться компьютером с проектором. Вы читаете рассказ, иллюстрациипереключаются слайдом показывая малышу то, что необходимо запомнить.

Для доу или домашних занятий можно воспользоваться игрой «День — ночь». Для этого вам понадобится красивое изображение с несколькими предметами или событием. Вы показываете его малышу, а потом произносите: «Наступила ночь!» и ребенок в это время должен закрыть глазки руками. Вы прячете картинку и после предлагаете крохе рассказать, что на ней ему запомнилось.

А вот внимательность хорошо развивают упражнения с отличиями на картинках. Вы, наверное, имеете опыт работы с подобным упражнением. Например, на одной иллюстрации показана девочка с куклой в розовом платье, а другой в зеленом. Предлагая рассмотреть эти изображения вместе или поочередно вам нужно добиться от крохи внимательности и найденного отличия!

В завершении своего рассказа, мне бы хотелось отметить, что существует ряд правила для воспитателей, при соблюдении которых занятия получаются максимально полезными.

  • Знаете ли вы, что занятия по мнемотехнике обязательно должны быть отображены в конспектах или технокартах.
  • Начинают упражнения с мнемоквадратов, затем переходят к мнемоцепочке и уже после — к таблицам.
  • Изображения в обязательном порядке должны быть яркими, четкими, что называется, запоминающимися!
  • Количество квадратиков в одном пособие не должно быть больше 9-ти. Это число является максимальным для восприятия ребенком в дошкольном возрасте.
  • В течение дня лучше не использовать больше двух мнемотаблиц.
  • Если вы решили взять эту методику для вооружения на каждый день, то иллюстрации следует менять.

Надеюсь, что мои карточки и советы обязательно пригодятся вам на занятиях с детками! Не забывайте подписываться на обновления блога и делиться своими методическими наработками. Приводите в нашу теплую компанию своих друзей.

Развивайте малышей с пользой, а я Татьяна Сухих прощаюсь с вами, до новых встреч!

Кстати, рекомендую прочитать:

Что это такое?

Мнемотехника, также известная как мнемоника – это особый набор методов и приёмов, позволяющий превращать любую информацию, необходимую к запоминанию, в чёткие образы, которые надолго откладываются в памяти благодаря некоему ассоциативному ряду.

Те же школьные уроки для детей обычно не представляют большого интереса, поскольку слишком часто ограничиваются подачей сухих фактов; если же превратить обучение в увлекательный рассказ с наглядными демонстрациями или даже игру, результат способен превзойти все мыслимые ожидания.

Общее развитие памяти, обеспечиваемое при помощи мнемотехники, позволяет добиться различных преимуществ. Если вам сообщают важную информацию в виде имён, названий или телефона, а записать их не на чем, благодаря занятиям мнемоникой вы с большой долей вероятности сумеете их запомнить хотя бы до того момента, пока не доберётесь до надёжного носителя информации.

Для учащихся это и вовсе «золотая жила», ведь запоминать наизусть стихи или готовиться к экзаменам теперь можно намного быстрее, а потребность в шпаргалках сильно снижается.

Придумывайте ассоциации

Если у вас хорошо развито образное мышление, эта техника будет наиболее эффективной и интересной. Она заключается в том, чтобы придумать ассоциацию между несколькими словами, предметами или фактами, которые, на первый взгляд, не имеют между собой ничего общего. Используйте свою фантазию, ведь ассоциация может и должна быть необычной и даже абсурдной — так вы лучше запомните нужную информацию.

Здесь можно использовать образы родственников, певцов, актёров, художников, режиссёров и всех тех, кто прочно засел в нашем сознании.

Пример:

Вы никак не можете запомнить, как зовут нового соседа по даче. Внешне он напоминает вам вашего двоюродного брата и носит то же имя. Придумайте и запомните такую ассоциацию: «Этот сосед мне как брат». В следующий раз ваш мозг сам подкинет вам нужное имя путём ассоциации — достаточно будет только при встрече с соседом в очередной раз подумать о вашем брате.

Правильно используем мнемотаблицы на занятиях

Маленьких детей необходимо готовить к данному методу работы, чтобы они были готовы к ее восприятию.

Для начинающих сначала используют понятные и простые изображения. Ребенку легко запоминать яркие картинки и их не должно быть много. Примерно 8 – 9 штук. Их количество определяется по возрасту ученика. Такие таблицы должны включать лексические темы для расширения словарного запаса и формировать логическую речь.

В процессе обучения дошкольники станут более эрудированные, они быстрее и лучше запоминают глагольную лексику, числительные, прилагательные, наречия. У детей происходит всестороннее речевое развитие (нормы тут) и возрастают коммуникативные навыки. Они не боятся общественных выступлений и легко общаются со сверстниками.

Мнение эксперта
Маргарита Сергеевна С.
Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.

Данный прием помогает развивать творческое мышление. Дети с удовольствием могут придумывать разные сказки и интересные истории. У них появляется интерес к чтению, и они быстро заучивают стихи.

Дети составляют из слов – картинок забавный рассказ. Их речевые изложения должны быть последовательными. Так у них вырабатывается умение составлять понятные и логические цепочки. На таком уроке будет полезно тренировать не только память, но и внимательность.

Ребенку необходимо задать вопросы: «Как ты думаешь, что изменилось на картинке?», или «Какие отличия ты видишь между двумя рисунками?». Ведь психологически детям намного легче воспроизводить информацию, если они посылаются на иллюстрации, сюжеты сказок или мультфильмы.

Используя вышеперечисленные вспомогательные материалы, техника запоминания и ее приемы остаются действенными. История подсказывает, что уникальными способностями обладали полководец и воин Александр Македонский, композитор Моцарт, у которых была феноменальное запоминание благодаря методу заучивания.

Его суть в следующем:

  1. Накопленный материал привязывается к эмоциям, визуальному образу, звукам.
  2. Одновременно сигналы поступают в мозг со слухового, зрительного и тактильного анализатора.
  3. Объединяясь, они создают нейронные связи, облегчая процесс запоминания.
  4. Стоит припомнить какой – то образ из ассоциативного ряда и мозг воспроизводит связные контакты.

Для детского развития памяти такая методика позволяет:

  • развивать речь;
  • преобразовывать образы в символы;
  • совершенствовать память и внимания.

Если помочь ребенку пользоваться мнемотехникой в школьном учреждении, то с удовольствием и без усилий ему пойдут на встречу родные.

Мнемотаблицы для составления рассказов

В начале занятия с мнемотаблицами воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть все рисунки и рассказать об увиденном. Затем взрослый подробно расшифровывает таблицу — составляет интересный рассказ для ребят.

Например: «Наступила осень. Солнышко стало греть слабее, все звери в лесу начали готовиться к зиме. Белочка заготовила много орешков, которые она прячет в своем домике на елочке. Зайчик поменял свою серенькую шубку на белую, чтобы его не было видно на снегу. А большой бурый мишка готовит себе берлогу, в которой он будет спать до весны. Мишка не замерзнет, ведь выпавший снег укроет домик медведя как покрывалам. Так мишка и проспит до самой весны».

Далее воспитатель предлагает малышам воспроизвести весь рассказ, глядя на картинки. Этот прием с успехом используется не только в старших группах ДОУ, но и в логопедии для развития речи, исправления неправильного произношения и при лечении заикания у дошкольников.

Зрительные образы – основа запоминания

Все, что нужно делать мнемонисту для сохранения нужной информации, – это кодировать ее в зрительные образы, так сказать, перевести ее на язык мозга. Образы должны соответствовать таким требованиям, чтобы они хорошо запоминались:

  1. Объем. То есть, вы должны быть способными прокрутить образ в голове и рассмотреть внутренним взором его с разных сторон.
  2. Размер. Образ должен быть крупным.
  3. Детальность. Если вы представляете цветы, то в идеале должны рассмотреть каждый лепесток, вплоть до его текстуры.
  4. Цвет. Образы должны быть цветными.

Ориентир – чтобы образ можно было подержать в руке. Несложно, правда? Поехали дальше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector