Проблемы переходного возраста

Содержание:

Психосоциальные нарушения в подростковом периоде

Врачи должны помнить о высокой частоте психосоциальных нарушений, которые возникают во время этого сложного периода жизни. Депрессия встречается часто, и ее следует активно выявлять. Суицид и особенно суицидальные попытки встречаются часто. Тревожное расстройство часто проявляется в подростковом возрасте, так же как эмоциональная лабильность. Именно в подростковом возрасте может проявляться дебют имеющегося психического заболевания. Нарушение отношения к пище, особенно у девочек, встречается часто. Некоторые пациенты идут на экстраординарные меры, чтобы скрыть анорексию или булимию.

Проблемы в школе, особенно если они связаны со сложностями усвоения материала или проблемами с вниманием, могут быть разрешены врачом, который должен работать в тесном сотрудничестве со школьным персоналом и родителями. Изменение окружающей обстановки, а иногда и медикаментозная терапия могут значительно улучшить положение старающихся студентов

Постоянную озабоченность вызывает злоупотребление психоактивными веществами, что представляет психосоциальную проблему. Крайне распространено употребление алкоголя и курение, затем идут марихуана и другие наркотические вещества.

Врач, которому удалось выстроить открытые, доверительные отношения с подростком, часто может сам определить эти проблемы, может предложить поддержку и практический совет, а также может получить согласие подростка на более углубленное обследование, если это необходимо.

Во сколько начинается переходный возраст у детей?

Переходный возраст начинается у всех по-разному. Девочки «созревают» раньше мальчиков. У них изменения случаются с восьми до тринадцати лет, в то время как у будущих юношей на год-два позже, примерно с девяти до четырнадцати. Старт преображения напрямую зависит от генетики, образа жизни родителей и детей, а также климата, в котором они живут: считается, что южане вступают в переходный возраст раньше, чем их ровесники, проживающие в более холодных регионах.

Как бы старшее поколение ни стремилось подготовить малышей к предстоящему взрослению, это всегда случается неожиданно: у природы нет четкого сценария, и в каждой семье процесс превращения ребенка во взрослого человека происходит по-своему. Многое зависит от того, насколько доверительные отношения связывают отца с матерью с их чадом. Тот самый разговор о половом созревании, специальная литература или примеры про пестики и тычинки нередко смущают обе стороны, но у всех он рано или поздно случается. Какой бы путь ни выбрали родители, главное помнить, что в это деликатное время ответственность за будущее восприятие подростком своей только формирующейся сексуальности ложится на плечи взрослых, которые иногда могут быть к этому не готовы. Тут главное не бояться и понимать, что вы уже были подростком и в свое время проходили такое же непростое перерождение, в которое вступает ваше дитя. Поэтому, родители, будьте деликатны, открыты и честны во всех вопросах, которые ребенок может вам задать. Помните, что его тело стремительно меняется, в сознании возникают безумные мысли, а гормональные «качели» заставляют вести себя странно. От того, насколько вы примете ребенка в этот момент, зависит не только его будущее, но и ваши отношения в целом. Проявите мудрость и покажите на деле, что всегда его любите, и примите любым.

pixabay.com &nbsp/&nbspdigaita

Отзывы

16 лет

Шестнадцатилетний подросток является для родителей наиболее трудным испытанием. Именно этот период и обозначил понятие «трудный» применительно в целом к подросткам.

При этом, как полагает множество психологов, сложность рассматриваемого этапа обусловлена, как правило, трудностью «вписывания» самого подростка в среду.

Шестнадцатилетним ребятам довольно трудно примериться с качественно новым собой – ведь они уже перестали быть детьми, но взрослыми ещё не стали.

Ниже приведены характерные особенности, знаменующие рассматриваемый этап:

– у подростков на сознательном уровне активно вырабатывается мировоззрение, на фоне полной зрелости «концепции самости», вследствие чего оценивание окружающими 16-летних мало интересуют;

– формируются профессиональные интересы, обнаруживаются навыки управления окружающими нередко граничащие с откровенными провокациями;

– растёт потребность в сплочённой группе индивидов, которую объединяют общие интересы, именно этому возрасту присущи случаи массовых акций протестов;

– резко понижается авторитет родителей, причём зачастую причина не кроется во взрослых, она обусловлена процессами, происходящими с шестнадцатилетними детьми;

– происходит формирование привлекательности и индивидуальных позиций, выказывающих отношение к этой проблематике;

– на данном этапе созревания подростки делаются более эмоционально уравновешенными, а действия их становятся более последовательными и практически лишёнными импульсивности;

– шестнадцатилетки начинают стремиться к серьёзным взаимоотношениям, как в дружбе, так и в романтической связи;

– личностные взаимоотношения здесь выходят на передний план, возрастает интимность этих отношений;

– подростки начинают стремиться к самостоятельным заработкам.

– негативизм снижается.

О возрастных группах в педиатрии.

В педиатрии принято разделять пациентов по возрасту. Такое разделение помогает врачам и медсестрам принимать правильные решения о состоянии маленьких пациентов, ведь  поведение ребенка и симптомы болезни могут значительно отличаться у детей различных  возрастов. Система градации детей по возрасту используется зарубежными и отечественными педиатрами может помочь и родителям лучше понять психофизиологические потребности своего ребенка.

Возрастная группа до 1 года – Младенцы (Infants)

Младенцы предпочитают питание и сон по расписанию.
Сосание соски, пеленание и разговоры, как правило, успокаивают ребенка.
Младенцам не требуется излишнее внимание, большую часть времени они или спят или едят.
Яркая игрушка, мобильный телефон или знакомое лицо легко обрадуют младенца.

Возрастная группа от 1 года до 3 лет – Ясельный возраст (Toddlers)

  •  Игры чрезвычайно важны в этом возрасте.
  • Дети ясельного возраста обычно боятся незнакомых людей, предметов и новую обстановку.
  •  Дети не способны понять многие жизненные ситуации и концепции, например смерть и время.
  • При разлуке с родителями дети проходят три фазы психологического кризиса — протест, ярость и отрицание.

Возрастная группа от 3 до 5 лет – Ранний дошкольный возраст (Pre-school child)

  • Не рекомендуется стыдить и ругать и детей в качестве наказания за проступки в этом возрасте.
  • Ранние дошкольники задают очень много вопросов, родителям следует, по-возможности, отвечать на них.
  • В этом возрасте у детей чрезвычайно развита потребность изучения окружающего мира, они хотят видеть, чувствовать запахи и вкусы, осязать.
  • Также, в раннем дошкольном  возрасте у детей обострена боязнь ран, травм и прочих телесных повреждений

Возрастная группа от 6 до 12 лет — Школьно-дошкольный возраст (School child)

  • В этом возрасте дети начинают чувствовать удовлетворение от завершенных ими дел и задач.
  • Приходит понимание связей между различными событиями и явлениями в окружающем мире.
  • В этом возрасте детям нравятся компьютерные и видеоигры, планшеты, телефоны.
  • Детям нравится быть героями, помогать окружающим и контролировать окружающий их мир.

Возрастная группа от 12 до 18 лет – Подростковый возраст (Adolescents)

  • Чрезвычайно озабочены мнением сверстников о своём внешнем виде
  • Способны мыслить абстрактно и строить планы на будущее
  • В этом возрасте чрезвычайно важен контакт родителей/наставников/учителей с подростком
  • Подросткам свойственна замкнутость в случае если не создана комфортная атмосфера доверия между ними и окружающим миром.

Запись на прием

Внимание! Если вы записываетесь в нерабочие часы клиники, то мы сможем связаться с вами утром следующего дня после 10:00

Что такое пубертатный период

Пубертат — это период, во время которого мальчики и девочки проходят процесс полового созревания. Во время пубертатного периода происходит ряд физических изменений, которые завершаются половым созреванием. Половое созревание, по сути, это способность к размножению. В этот период у подростков начинают развиваться вторичные половые признаки. Кроме, физических и биологических изменений, в этот сложный период могут происходить и психоэмоциональные изменения.

Когда наступает пубертатный период

Начало пубертатного периода предугадать довольно сложно, потому что это индивидуально. В среднем, половое созревание девочек происходит в возрасте от 10 до 14 лет, а у мальчиков в промежутке от 12 до 16 лет. Сейчас девочки-подростки достигают периода половой зрелости в более раннем возрасте, нежели в прошлом столетии. На это влияют факторы окружающей среды, факторы изменения питания.

Из-за чего наступает половое созревание?

Предполагается, что начало полового созревания связано с достижением критической массы тела. Гормон, который вырабатывается жировыми клетками, называется лептин. Для девушек, с более высоким уровнем лептина, характерно более раннее начало полового созревания. Учёными было сделано предположение, что более раннее половое созревание напрямую связано с увеличением ожирения у подростков. Скорее всего, лептин — это один из нескольких факторов. За половое созревание несёт ответственность секреция гипофизом лютеинизирующего гормона и фолликулостимулирующего гормона. Кроме того, не стоит терять из внимания и генетический фактор.

Изменения, происходящие в период пубертата

Во время пубертата, с телом человека происходит масса изменений:

  1. Рост. Пубертат, чаще всего, сопровождается резким увеличением роста. Около 20% от роста взрослого человека, достигается именно в пубертатном периоде. У девочек такой скачек роста происходит значительно раньше, чем у мальчиков. И для девочек, резкий скачок роста, это первый признак приближающейся менструации (чаще всего, менструация начинается через 6–9 месяцев).
  2. Вес. Изменения веса характерны как для мальчиков, так и для девочек. Для мальчиков увеличивается не только жир, но и мышечная масса, у девочек же больший процент именно жира. В сравнении, к завершению стадии полового созревания, мальчики будут иметь мышечную массу примерно в полтора раза превышающую мышечную массу у девочек.
  3. Рост костей. Время пубертата сопровождается ростом костей и увеличением плотности их тканей. Исследования, проведённые в данной области, показали, что первоначально происходит в три этапа. Сначала увеличивается ширина костей, потом минеральное содержание, а затем плотность тканей кости. В пубертатном периоде увеличивается риск переломов.
  4. Потливость. Гормональная перестройка — основная причина увеличения потливости. Данную проблему легко помогают решить антиперспиранты. Если проблема слишком сильно себя проявляет, это повод обратиться к врачу.
  5. Изменения у мальчиков. В процессе полового созревания, у мальчиков кроме всего прочего меняется голос. Это связано с удлинением и утолщением голосовых связок. Кроме того, у мальчиков начинают расти волосы. Сначала в области паха, затем на ногах, в подмышках и, возможно, на грудной клетке. Затем волосы появятся и на лице. Для мальчиков конец полового созревания означает физическую готовность стать отцом (однако, это возможно и раньше).
  6. Изменения у девочек. Важнейший момент формирования женского организма — начало менструации. Этот момент наступает в 11–13 лет. Нередко, возраст начала менструации у дочери, совпадает с возрастом начала менструации у матери. С началом менструации, замедляется активный рост. Также у девочек начинает формироваться фигура по «женскому типу» — увеличивается грудь, формы становятся округлыми и женственными. Во время увеличения роста груди, молочные железы могут набухать и быть болезненными, что может быть дополнительным поводом для изменения в настроении. Жировая масса, накапливаемая во время пубертата, будет откладываться преимущественно в ягодицах и бёдрах. У девочек также начинают расти волосы на интимных местах, руках, ногах и подмышечных впадинах. Густота и жёсткость передаётся генетически.

Советы родителям

Родители часто думают, что переходный возраст должен протекать с минимальным вмешательством с их стороны, доказывая это тем, что иначе ребёнок не сможет развить собственную точку зрения на окружающий его мир и подготовиться к жизни в нём. Это утверждение крайне опасно для ваших детей и вас самих. Если вы хотите, чтобы они выросли полноценными личностями, благодарными за хорошее воспитание. Вмешательство родителей в процесс становления подростка, как личности – необходимо, главное не переступать границы обоюдного доверия.

Общение с отцом. В пубертатный период для мальчика очень важную роль играет отец

Именно папа обладает необходимым авторитетом и опытом, чтобы объяснить мальчику, что происходит с ним на данном этапе и почему это важно. Таким образом, общаясь с отцом, мальчик не только будет увереннее себя чувствовать в процессе всех изменений, происходящих с ним, но и будет перенимать социальную модель отца, мудрого человека, который всегда может обсудить с сыном любую проблему.

Найдите ребёнку хобби

Этим стоит заняться ещё до наступления пубертатного возраста, чтобы в ключевые моменты физического и психологического развития у мальчика всегда была возможность выместить излишек энергии в благоприятное русло, а не в криминал или зависимость от компьютера или наркотиков. Правильно и своевременно выбранная спортивная секция поможет вашему ребёнку не только вести более здоровый образ жизни, но и сформирует его тело и дух таким образом, что он будет вам благодарен ещё долгое время.
Вовремя определите уровень свобод для мальчика. Одним из ключевых параметров становления настоящего мужчины является сила воли и умение самостоятельно принимать решения. Если вы вовремя разграничите для себя те области жизни, в которые вы не будете вмешиваться, и предоставите ребёнку возможность самому решать те или иные задачи, то вы поможете ему в развитии вышеперечисленных мужских качеств. Например, выдавая карманные деньги ребёнку, решите, будете ли вы контролировать то, куда он их тратит, или не будете. Обговорите семьей, может ли ваш ребёнок приводить домой гостей и на каких условиях и т.д. Главное – не забывайте, что доверие очень легко разрушить, и обещая ребёнку что-либо, вы тем самым заключаете с ним доверительное соглашение, которое обязуетесь выполнять. Нарушая его, не удивляйтесь, что отношение ребёнка к вам меняется в худшую сторону.

С какого возраста ребенка наступает совершеннолетие?

Согласно ст. 60 Конституции Российской Федерации, совершеннолетним в нашей стране считается гражданин, достигший восемнадцатилетнего возраста. После своего восемнадцатого дня рождения человек считается полностью дееспособным, наделяется всеми гражданскими правами и обязанностями, а также несет полную ответственность за свои поступки перед окружающими и Уголовным кодексом. Именно с этого момента с юридической точки зрения ребенок перестает считаться ребенком и приобретает статус взрослого человека. В свою очередь, с его родителей и опекунов снимается всяческая ответственность за жизнь, здоровье, благополучие и действия своего бывшего подопечного.

Почему важно исправлять аномальный прикус?

Некоторые родители не хотят ставить детям брекеты, даже если зубы сильно искривлены и смыкаются неправильно. Они считают, что кривые зубы не влияют на здоровье ребенка, а значит, не стоит вмешиваться в естественные процессы организма. 


Стоматологи не разделяют эту позицию. Они убеждены, что неправильный прикус нужно корректировать, потому что он ведет к целому ряду проблем:

У ребенка может нарушиться формирование речи, она становится непонятной.
Искривленные зубы мешают нормальному пережевыванию пищи, что может привести к заболеваниям желудочно-кишечного тракта.
Ставить подростку брекеты важно и с психологической точки зрения
Кривые зубы развивают в нем комплексы, привлекают негативное внимание окружающих, что влияет на самооценку мальчика или девочки.. Неважно, в каком возрасте Вы заметили у ребенка аномалию прикуса
Надо сразу записаться на консультацию к врачу-ортодонту

Даже если брекеты ставить ребенку еще рано, специалист может рекомендовать ношение ортодонтической пластинки или другие способы коррекции прикуса. Кроме того, на любом этапе важно регулярное наблюдение стоматолога-ортодонта

Неважно, в каком возрасте Вы заметили у ребенка аномалию прикуса. Надо сразу записаться на консультацию к врачу-ортодонту

Даже если брекеты ставить ребенку еще рано, специалист может рекомендовать ношение ортодонтической пластинки или другие способы коррекции прикуса. Кроме того, на любом этапе важно регулярное наблюдение стоматолога-ортодонта.

Личностное развитие в юношеском возрасте

По окончанию школы у формирующейся личности возникает кризис, связанный с необходимостью вступления во взрослую жизнь. Этот период приходится на 15-17 лет. Юношеский возраст – очень ответственный этап в жизни человека, поскольку именно тогда происходит профессиональное самоопределение. Поэтому данный возраст отличается избирательным отношением к учебным дисциплинам. Как правило, юноши и девушки сосредотачиваются на тех предметах и подготовительных курсах, которые необходимы для поступления в выбранный вуз.

В старшей школе ученики формируют представление о своей будущей профессиональной деятельности и определяют желаемую роль в обществе. Главными показателями психологической готовности к взрослой жизни и выбору профессии являются:

  • сформированное теоретическое мышление, осознание гражданской позиции и своей роли в обществе, развитое самосознание и рефлексия;
  • развитая система потребностей (общение, карьерный рост, культурное обогащение и т.д.);
  • сформированная индивидуальность характера вследствие осознания собственных интересов и потребностей.

Для юношеского возраста характерны формально-логический и формально-операционный типы мышления. Это значит, что человек оперирует абстрактными, теоретическими, гипотетическими и дедуктивными знаниями, которые напрямую не связаны с текущими условиями в социуме. Старшеклассники начинают проявлять больше интереса к тем или иным дисциплинам, так как появляется осознание того, что от успешности обучения зависит их дальнейшая профессиональная деятельность. Возрастает значение самообразования.

Для юношеского периода характерно увеличение объема памяти. Человек начинает выбирать наиболее рациональные приемы усваивания учебного материала. Развитие мыслительных процессов позволяет человеку применять сложные операции анализа, синтеза, абстрагирования, аргументирования и теоретического обобщения. В юности человек учится критически мыслить, проверять факты и искать обоснованные доказательства своим теориям. Как правило, в юношеском возрасте активно развиваются специальные способности (математические, лингвистические и др.). С осознанием способности внутреннего анализа собственных чувств, мыслей и поступков индивид может корректировать противоречия в своем поведении, формировать желаемую модель семьи, общественные и моральные идеалы.

Юношам и девушкам этого возраста свойственно формулировать широкие философские обобщения, выдвигать собственные гипотезы в той или иной сфере. Как правило, они сильно влияют на самоопределение личности и построение жизненных планов, однако модель поведения может быть успешно скорректирована в более зрелом возрасте.

Проблемы современных детей

Петр Дмитриевский родился в 1975 году в Ленинграде. В 1999 окончил Институт стран Азии и Африки при МГУ. Работал переводчиком с японского в федерации каратэ. С 1999 года на общественных началах руководит подростковым приходским клубом при храме святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине (Москва). В 2009 получил второе высшее образование в Московском городском психолого-педагогическом университете и на факультете гештальт-терапии с детьми и семьей МГИ. С 2010 года работает в Центре социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекресток» при МГППУ.

Петр Дмитриевский

— Петр, на какие проблемы своих детей-подростков чаще всего жалуются родители, обращающиеся в ваш центр?

— Самая распространенная жалоба – он (она) «ничего не хочет». То есть родителям кажется, что их ребенок не интересуется ничем важным, слишком пассивен.

Мы пытаемся разобраться, почему подросток стал менее любопытным к миру. Иногда после одной или нескольких бесед оказывается, что любопытство осталось, просто то, к чему лежит душа подростка, не вписывается в систему ценностей родителей.

Конечно, интернет очень сильно поменял контекст развития подростка, и многие родители обеспокоены тем, что ребенок слишком много времени проводит за компьютером. Выясняем, что именно ищет подросток в интернете, в компьютерных играх — иногда ситуация сразу смягчается и члены семьи находят общий язык, а иногда проблема оказывается даже серьезней, чем представляли себе родители. В этих случаях требуется продолжительная и кропотливая работа с семьей.

Многим в подрастающем поколении интернет-общение почти полностью заменяет реальную жизнь, компьютер для таких детей становится единственным способом снять напряжение, справиться со сложными переживаниями.

Еще одна частая проблема, с которой к нам обращаются родители – сложности их ребенка в отношениях с одноклассниками. Причем это бывает как у детей стеснительных, робких, так и у импульсивных, физически очень крепких ребят, которым из-за своей импульсивности трудно регулировать свое поведение. Такие подростки часто признаются на консультациях, что не могут удержать себя в рамках. Их поведение создает дискомфорт и сверстникам, и учителям, но оно и им самим мешает.

У нас есть специальные группы, где в течение двух месяцев при модераторстве двух психологов ребята через череду игр и упражнений учатся выстраивать отношения со сверстниками. На первых занятиях многие зажаты, боятся, что если они поделятся своими переживаниями, другие их отвергнут

Но занятия помогают им стать более открытыми, что очень важно для общения со сверстниками

Участие в группе дает подростку отличную возможность научиться выстраивать доверительные отношения, замечать манипуляции и обходиться с ними, избавляться от стереотипов в отношении себя и других, договариваться в ситуации конфликта.

Особенности подросткового возраста у девочек

Подростковый возраст у девочек наступает с 10 лет, но есть и те, кто придерживается мнения, что этот период может начаться в 8.

Первым делом происходит расширение костей таза, бедра и ягодицы становятся более округлыми. По этой причине увеличивается масса тела. Этот процесс может длиться и после переходного периода и завершается к 22 годам. Околососковый кружок припухает и становится более заметным.

Как и у мальчиков, появляется растительность на лобке и в подмышечных впадинах, но у девочек она не такая густая. Увеличиваются в размерах молочные железы.

Первые менструации могут наступить как в 11-12 лет, так и значительно позже – в 14-16. Первое время менструальный цикл не отличается стабильностью, но спустя год месячные происходят регулярно, в определенное время каждые 21-35 дней. Рост волос под мышками и на лобке продолжается. Отсутствие вторичных половых признаков в возрасте 13 лет или менструаций в 16 лет является поводом для визита к врачу.

Описание, назначение и принцип работы

Стандартная камера для покраски авто выглядит как бокс, в котором установлены теплообменник и вентиляционное оборудование. Должно быть установлено фильтрационное устройство, очищающее воздушные потоки от пылевых частиц. Качественное вытяжное оборудование выводит дымку, образующуюся при распылении красящего состава, и летучие токсичные соединения. Камера считается соответствующей технике безопасности, когда вытяжная система выводит наружу уже профильтрованный воздух.

Бокс для покраски авто снабжают температурными датчиками и регуляторами показателей, а также искусственным освещением, близким к дневному.

О современных подростоках и их родителях

— Митрополит Антоний Сурожский говорил, что часто люди составляют проект, которому должен соответствовать другой человек. Например, родители заранее знают, в чем счастье их детей. Часто ли причиной конфликтов поколений и отчуждения детей становится их несоответствие родительскому сценарию?

— Мне кажется, у любого нормального родителя есть какие-то представления и идеи о том, что должно получиться из его ребенка. Совсем без таких представлений воспитывать детей невозможно. Невозможно требовать от родителей стопроцентной спонтанности и радости от любого самовыражения ребенка. Хорошо, что есть идеи – они задают какие-то семейные традиции.

Но все мы рождаемся с разными способностями, склонностями, особенностями нервной системы, и часто происходящее с ребенком не соответствует родительским ожиданиям. Вот если родители не хотят гибко реагировать на эту данность, возникают сложности, иногда приводящие к серьезным конфликтам.

Лучше сразу разобраться в причинах такого несоответствия. Дело может быть не только в ребенке – родителям хорошо бы понять мотивы, по которым у них сложились именно такие представления о воспитании. Ведь не секрет, что иногда первичной бывает не любовь к ребенку, а желание что-то доказать маме или подругам.

А иногда проблемное поведение подростка является следствием, реакцией на то, что происходит кризис в родительской паре. Вот и надо постараться понять, где выяснения отношений с родственниками и знакомыми, а где судьба ребенка, которая, надеюсь, дороже всех обид и конкуренции. Здесь может помочь визит к семейному психологу, исследование происходящих в семье событий.

Может быть, не совсем подходящее сравнение, но мне вспомнилось, как у Куклачева спросили, почему у него все так хорошо получается. И он ответил, что всегда следит, у какой кошки к чему есть предрасположенность, и он за этим следует, а не мучает животное в угоду своим идеям. По-моему, для воспитания человека такой принцип тем более подходит. Если родители чутко следят за интересами и способностями ребенка, больше шансов, что он будет развиваться гармонично.

— Родители сами были детьми, подростками. Почему же им часто не удается понять, что проблемы их детей связаны с возрастом? Забыли о своем детстве или наша информационная эпоха породила новые проблемы?

— Оба фактора играют роль. Многое из своего детства действительно с годами забывается. Довольно часто мама, жалуясь на ребенка, говорит, что в ее детстве ничего подобного не было, а когда начинаем с ней беседовать, выясняется, что и конфликты с родителями у нее случались, и в рискованные ситуации попадала. Когда мама это вспоминает, сама себе удивляется. Мифы относительно своего прошлого, конечно, мешают наладить диалог с детьми, понять их проблемы.

Но и контекст изменился. Если 200 лет назад люди из поколения в поколение жили примерно одинаково, одним укладом, то сейчас цивилизационные сдвиги происходят в течение жизни одного человека. В этом смысле родители и дети живут буквально в разных цивилизациях – на одной территории, но способы организации жизни у них сильно отличаются. Тем не менее есть вещи, объединяющие людей из разных цивилизаций. Например, еда или поездка на море. Вещи довольно приземленные, но через них можно прийти к совместным более глубоким интересам. Только для того чтобы встреча поколений произошла, и от взрослых и от подростков требуются творческие усилия. В этом вызов времени.

Еще одна особенность нынешней эпохи состоит в том, что авторитарная система воспитания, возможно, подходила для советской цивилизации, но если так воспитывать ребенка сегодня, похоже, ему в современном мире будет сложно. Сейчас чтобы быть успешным, нужно уметь гибко реагировать на нестандартные ситуации и иметь навык переговоров. И где же его приобретать, если не в семье?

Беседовал Леонид Виноградов

  • О проблемах детей и молодежи в храмах
  • Переходный возраст: бои без правил
  • Синдром Вертера
  • Колыбель на ветру

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector