Режим дня ребенка в 1 год: таблица распорядка дня и питания годовалого малыша

§ Распорядок дня школьника 1-го класса

Первый звонок, первая учительница, первые уроки — организм ребенка испытывает невероятный стресс

При составлении расписания дня для ученика 1-го класса важно учитывать, что несовершенная нервная система под натиском тяжелой учебы может не выдержать

В начале учебного сезона необходимо отталкиваться от привычек маленького человека, постепенно внедряя в повседневную жизнь новый распорядок, правила, привычки.

Оптимальное время для подъема малыша — 7 часов утра. Утренняя рутина в виде посещения туалета, чистки зубов, уборки кровати займет около 20 минут.

К 7:20 ребенку желательно сидеть за столом в ожидании завтрака, на тщательное пережевывание которого уходит 10-15 минут. Остаток времени до 8:00 уделяется сборам в школу.

С 8:00 до 8:30 первоклассник должен успеть не только преодолеть дорогу в школу, но и подготовиться к началу уроков.

В среднем, будний день учащегося 1-го класса состоит из трех-четырех уроков. Уже в 11-12 часов дня ребенок свободен. Дорога домой пройдена — самое время для обеда.

Важно приучать малыша к приемам пищи в одинаковое время: это поможет нормализовать работу кишечно-желудочного тракта. Начиная с 13 часов дня и до 15:00-16:00 ребенок имеет полное право на отдых

Досуг желательно посвятить не только играм в компьютер, планшет или просмотр телевизора (просмотр последнего желательно уменьшить до часа в день), но и чтению любимых книг, прогулкам, хобби

Начиная с 13 часов дня и до 15:00-16:00 ребенок имеет полное право на отдых. Досуг желательно посвятить не только играм в компьютер, планшет или просмотр телевизора (просмотр последнего желательно уменьшить до часа в день), но и чтению любимых книг, прогулкам, хобби.

Небольшой полдник в 4 часа дня — идеальная «подготовка» к выполнению домашнего задания. Чадо можно угостить шоколадкой или любимой булочкой с корицей, горстка орехов или ягод, фрукты простимулируют юный мозг к работе.

Подкрепившись, самое время приступить к домашней работе. В первом классе ей уделяется 1-1,5 часа. Домашнее образование никогда не станет лишним, если графа дневника «Домашнее задание» пуста: поучительные книги, задания на логику, развивающие игры — легкая работа для мозга. Некоторое время уделяется сборам портфеля.

К слову, важно дать волю ребенку, если тот выявляет желание собрать рюкзак самостоятельно: родителям остается только проверить наличие тетрадей, пенала и книг. Вечер первоклассника включает в себя ужин, личное время и подготовку ко сну

Оптимальное время для вечернего приема пищи — 6-7 часов. После чего час или два уделяются свободному времени чада (важно исключить просмотр телевизора, игры в планшет, смартфон, компьютер: это вызывает бессонницу)

Вечер первоклассника включает в себя ужин, личное время и подготовку ко сну. Оптимальное время для вечернего приема пищи — 6-7 часов

После чего час или два уделяются свободному времени чада (важно исключить просмотр телевизора, игры в планшет, смартфон, компьютер: это вызывает бессонницу)

За час до отхода ко сну, в 20:00 ребенок отправляется в душ, чистит зубы, приводит в порядок комнату. В 9 часов вечера можно пожелать всем родным спокойной ночи и лечь спать.

Составлять распорядок дня для ребенка по часам необходимо с учетом особенностей начала учебного дня, посещаемых секций и личности чада.

Например, дети с математическим складом ума следуют расписанию дня с легкостью и удовольствием, в то время как творческие личности не желают поддаваться действиям по схеме: для них осваивание «тайм-менеджмента» — сложная задача.

Облегчить создание распорядка дня позволит следующий пример-опора:
7:00 — ребенок просыпается;
7:05 — 7:20 — утренняя рутина (разминка, личная гигиена);
7:20 — 7:35 — прием пищи;
7:35 — 8:00 — сборы;
8:00 — 8:30 — путь в школу;
8:30 — 13:05 — учеба (продолжительность варьируется в зависимости от числа уроков);
13:05 — 13:30 — возвращение домой;
13:30 — 13:40 — смена одежды;
13:40 — 14:00 — дневной прием пищи;
14:00 — 16:00 — свободное времяпрепровождение (отдых, секции);
16:00 — 18:00 — выполнение домашнего задания;
18:00-19:00 — 18:30-19:30 — ужин;
До 20:00 — досуг ребенка;
20:00 — 21:00 — подготовка ко сну;
21:00 — отбой.

Выбираем свой подход к режиму

Как в свободном режиме сна, так и в четко установленном есть свои плюсы и минусы. Каждый родитель сам для себя решает, что лучше всего подходит ему и его ребенку. Как выбрать режим, который оптимален именно для вас?

Строгий режим. Ребенок спит, принимает пищу, играет и гуляет в строго определенное время. Благодаря такой предсказуемости вырабатывается внутренняя дисциплинированность и формируется привычка к планированию времени. Не говоря уже о том, что это намного удобнее для родителей, особенно в первые, самые непростые, годы жизни ребенка.Однако строгий режим не учитывает индивидуальных особенностей ребенка, не всегда соответствует его биоритмам. Кроме того, в этом случае отклонения от распорядка дня негативно сказываются на настроении и самочувствии малыша. На психологическом уровне строгий режим подавляет волю и желания ребенка, что не очень способствует формированию независимости личности.Свободный режим.Этот режим складывается в результате наблюдений за ребенком, его особенностями и потребностями. Поскольку кроха уже в первые месяцы жизни проявляет расположенность к определенному времени пробуждения и засыпания, режим питания, прогулок и игр формируется на основе этого ключевого показателя. Таким образом, родители подбирают оптимальное время для сна, кормления и прогулок в соответствии с биоритмами ребенка, и режим дня, так или иначе, носит вполне упорядоченный характер.

Единственным отличием от строгого режима в данном случае является то, что распорядок дня строится не на основе усредненных норм, предлагаемых специалистами, а исходя из индивидуальных потребностей конкретного малыша.

Ребенок формируется как самодостаточная, независимая личность, понимающая, что ее интересы соблюдаются, а значит, он имеет ценность сам по себе, а не через послушание. Малыш растет в комфортной обстановке, когда его физические и психологические потребности не остаются без внимания.

Такой график может доставлять некоторые неудобства родителям и другим членам семьи, участвующим в заботе о ребенке, а также не способствует мягкой адаптации к детскому саду с более строгим режимом дня.

Купание и закаливание

Перед полдником нужно искупать ребенка. Если не купание – то обтирание, оно тоже очень полезно для закаливания. Сначала обтирают ребенку ручки, затем грудь, затем ножки, потом спинку. Температура воды должна быть не выше 35 градусов Цельсия. Чтобы закалять малыша в возрасте до полутора лет, можно постепенно снижать температуру воды. Один раз в неделю или пять дней при купании и обтирании снижают температуру воды на 5 градусов, в результате остается температура воды 24 градуса. Не стоит отказываться от закаливания – это очень укрепляет нервную, иммунную и дыхательную систему ребенка.

Какой подходит для различных возрастных групп при воспитании

Для каждого возраста составляется свой режим, который включает определенные этапы. Они отличаются:

  • кратностью и интервалами приемов пищи;
  • длительностью периодов бодрствования;
  • продолжительностью и кратностью сна;
  • временем пребывания на свежем воздухе;
  • характером воспитательной и учебной деятельности;
  • игровой и деятельностью по интересам;
  • двигательной активностью;
  • участием в семейных делах;
  • процедурами для личной гигиены.

Распорядок детей любого возраста должен обеспечить:

  1. Полноценный сон.
  2. Регулярность питания.
  3. Условия для активной деятельности.
  4. Чередование активной деятельности с отдыхом и прогулками.
  5. Очередность компонентов режима с учетом физиологических особенностей.

Дневное расписание имеет два ведущих фактора — это двигательная активность и достаточный сон. Упражнения и подвижные игры положительно влияют на психическое развитие детей, нервную и сердечно-сосудистую системы. Сон поддерживает нормальный ритм процессов высшей нервной деятельности, метаболизма, физического роста и развития.

Смотрите также

Почему режим дня так важен

Почему же режим дня важен? Малыш очень быстро растёт и стремительно развивается, с каждым месяцем у него появляются новые навыки, интересы, умения и предпочтения. И чтобы ребёнок мог познавать мир активно и гармонично, нужно ему в этом помогать. И именно для этого необходим распорядок дня.

Если малыш будет выполнять те или иные действия по расписанию, он будет ощущать себя под защитой. Режим – своеобразный ритуал длительностью в целый день. Процедуры выполняются в определённой последовательности и примерно в одно и то же время, что формирует привычки и лишний раз доказывает, что всё в порядке, нет никаких кардинальных изменений и незнакомых ситуаций.

Соблюдая режим дня, ребёнок постепенно приучается к дисциплине, становится организованным. Это очень пригодится, когда кроха начнёт посещать детский садик, где все действия выполняются строго по расписанию. Ребёнку будет проще просыпаться и засыпать в одно время, принимать пищу с определёнными интервалами.

Но режим также очень полезен и для родителей. Если мама знает, что и когда будет делать её сын или дочка, то она спокойна, организована и не находится в состоянии стресса или непонимания из-за незнания и непостоянства. У родителей появляется свободное время, ведь если выстраивать распорядок с учётом потребностей всей семьи, то можно найти временные промежутки для собственных дел.

Развитие ребенка в год

Каждый день годовалого малыша насыщен новыми событиями и открытиями. Он уже понимает, как можно вести себя в семье, интересуется другими детьми, но пока не знает, как с ними общаться. Тянет свои ручки к игрушке, которую хочет

Ребенок знает, как привлечь ваше внимание. 

Годовалый малыш знает названия предметов, которые видит вокруг себя каждый день. Вскоре он произнесет свое первое,  вам понятное, слово.

Ребенок уже крепок физически и многое умеет делать. Он уже сидит более длительное время и может поворачиваться в этом положении, чтобы дотянуться до игрушек. Некоторые детки обучаются стоять недолго без поддержки.  

Малыши начинают ходить. Но не переживайте, если ваш ребенок еще не пошел. Обычно этот навык осваивается детьми в период с 9 до 17 месяцев. 

Какой распорядок дня сложился у вашего малыша к году? Есть проблемы со сном?

Понравиласть статья? Оцените:

Голосов: 103

Что меняется в режиме дня ребёнка в 1 год

Режим дня малыша в возрасте одного года не сильно отличается от распорядка в 11 месяцев, а также в 1 год и 1 месяц. Годовалый кроха испытывает те же потребности в физической активности, эмоциональном и интеллектуальном развитии, питании и сне. Ничего принципиально нового в повседневном расписании не появляется.

Единственное, что может претерпевать изменения, – это сон. В год он может быть как двухразовым, так и однократным. Если малыш просыпается рано и после активных утренних занятий устаёт, ему просто необходим отдых для восстановления сил и «перезагрузки» мозга. Если же кроха просыпается не очень рано, и его нервная система достаточно окрепла, то он вполне может спать однократно: разового сна будет достаточно, чтобы отдохнуть, восполнить запасы энергии и усвоить полученную за первую половину дня информацию.

Как понять, какой сон подходит вашему малышу? Учтите его привычки и потребности, понаблюдайте за ним. Если к обеду кроха начинает капризничать и тереть глазки, а также выглядит вялым и уставшим, то наверняка ему будет полезно отдохнуть утром. Если же ребёнок спокойно бодрствует и не проявляет признаков усталости, то одного послеобеденного сна будет достаточно, особенно если сын или дочка укладывается спать на ночь не очень поздно.

Развитие и воспитание

В два года ребёнок умеет многое: произносить от 50-и до 300 слов, пытаться говорить короткими предложениями, выполнять просьбы, выражать эмоции, играть без участия взрослых, проситься на горшок (не всегда), самостоятельно употреблять пищу, одеваться или пытаться делать это, повторять движения и действия взрослых, показывать и отстаивать свои желания, активно интересоваться окружающим миром и общаться со сверстниками, спускаться и подниматься по лестницам, рисовать «каракули» и линии, танцевать и примитивно петь (повторять ритм), пробовать разбирать и собирать предметы, вытирать руки и пробовать чистить зубы, активно участвовать в разных играх, выполнять последовательные сложные действия.

Воспитание включает активное вовлечение ребёнка в привычные повседневные процессы: одевание, гигиенические процедуры, подготовку к приёмам пищи, уборку и так далее. Также родители должны устанавливать границы и рамки дозволенного, останавливая ребёнка в случае неверных или запретных действий

Очень важно общение, в том числе обсуждение всего происходящего

Режим дня ребенка 6 лет составляйте вместе с ним

Скоро вам придется вместе привыкать к новому статусу, новым обязанностям и режиму. Помочь Вам может правильно составленный распорядок дня, ведь он способен обеспечить ребенка силами, здоровьем и уверенностью в себе.

Предложите ребенку вместе составить его распорядок дня, это покажет ему, что он уже взрослый и научит быть ответственным. Сделайте красивое расписание на бумаге, пусть кроха украсит его по своему усмотрению

Так он больше будет обращать на него внимание

Приучите к тому, что отбой и подъем, как бы «страшно» не звучали эти слова, должны быть всегда в одно время. Не забудьте про приемы пищи, водные процедуры и зарядку. Вставать ребенок должен в 7.00, потом он умывается и делает зарядку. Научите малыша заправлять кровать самостоятельно, с этим вполне может справиться и ребенок пяти лет. Затем завтрак и сборы в садик или школу. После садика побудьте с малышом на улице, поиграйте с ним сами, или сделайте так, чтобы он имел возможность поиграть с друзьями. Но запомните, ребенок уже достаточно взрослый, чтобы решать проблемы со сверстниками самостоятельно, не слишком его опекайте.

Затем займитесь подготовкой к школе, но без фанатизма, больше 45 минут кроха выдержать еще не в состоянии. Обязательно выделите время для совместных развивающих игр. Они для детей не менее интересны, чем спортивные. Например, карточки Домана не просто обучающее занятие, ребята с удовольствием с ними занимаются.  Лучше иметь разные наборы карточек, чтобы ребенку не надоедало заниматься. Например, один день повторяйте карточки Домана о мире природы, в другой английский язык и так далее.

Что нужно знать об организации режима?

Дневная активность тесно связана с биоритмами. Самая высокая работоспособность отмечается с восьми часов утра до двенадцати часов дня и с двух до четырёх часов дня. В промежутке между двенадцатью и четырнадцатью часами активность снижается. По этой причине на это время стараются не планировать никаких энергозатратных мероприятий. Лучшее занятие – сон. Самое подходящее время для активной деятельности именно утром и после двух часов дня.

Степень активности меняется и в течение недели, например, после выходных работоспособность снижена, ребенок постепенно втягивается в режим, и в последующие дни недели она возрастает. К концу недели накапливается усталость, связанная с недостаточной физической активностью и повышенными умственными нагрузками. По этой причине рекомендуется проводить занятия с физической активностью, чаще гулять, играть в активные и подвижные игры, чередовать умственную нагрузку с физической. Если в течение дня ребенок не устает, он меньше капризничает.

В некоторых семьях по выходным режим перестает соблюдаться в полной мере. Уставшие родители предпочитают подольше поспать, чем сбивают весь режим. Ребенок поздно встает, оказывается предоставленным самому себе. Это приводит к капризам. Родителям необходимо найти в себе силы, чтобы в выходные не нарушать распорядок. Детям, которые и в выходные придерживаются режима, гораздо проще влиться в привычную деятельность в понедельник. Однако если накануне ребенок долго играл в игры, смотрел телевизор или делал, что хотел, неограниченное время, в начале недели уже появляется усталость, отмечается повышенная возбудимость, которая мешает занятиям и приводит к конфликтам с другими детьми или учителями.

При составлении режима дня учитывают физиологические потребности. До пяти лет ночной сон должен длится десять – одиннадцать часов, а дневной – от полутора до двух с половиной часов. Оптимальный временной промежуток для того, чтобы отправить малыша в постель, – с девяти до половины десятого вечера. В таком случае в семь утра ребенок проснется отдохнувшим. Дневной сон нужно организовывать так, чтобы до трех часов дня малыш проснулся. Тогда до конца вечера он будет бодрым и активным. Если ребенок будет просыпаться позже, возможны: вялое состояние, капризы, отказ выполнять просьбы и поручения взрослых, трудности с ночным засыпанием.

Ночному сну необходимо уделять особенное внимание, поскольку, невыспавшийся ребенок с утра тяжело реагирует на поручения взрослых, капризничает, ведет себя малоактивно. Его активность повышается к вечеру, когда он начинает шуметь, играть, бегать. В итоге, когда подходит время отправляться в кровать на ночь, он отказывается это делать

Родителям приходится приложить немало усилий, чтобы стабилизировать ситуацию

В итоге, когда подходит время отправляться в кровать на ночь, он отказывается это делать. Родителям приходится приложить немало усилий, чтобы стабилизировать ситуацию.

Какие рекомендации при соблюдении режима необходимо учитывать родителям? За десять – пятнадцать минут предупреждайте ребенка о том, что необходимо заканчивать игру и идти спать. Соблюдайте эту рекомендацию, таким образом вы подготовите ребенка к тому, что время получения удовольствий заканчивается и избежите капризов. Проследите за тем, чтобы ребенок самостоятельно все сделал и лег в постель. При необходимости помогите ему. Не поддавайтесь на слезы и уговоры разрешить поиграть еще пять, десять или пятнадцать минут. Чистка зубов, переодевание в пижаму и другие вечерние ритуалы помогают ребенку настроиться на сон.

Если приемы пищи проходят каждый день в одно и то же время, организм к этому привыкает и чувство голода возникает как раз в том время, когда должен начаться следующий прием пищи. Это означает, что ребенка легче усадить за стол и накормить. Первый завтрак рекомендуется устраивать в семь – восемь часов утра, для второго завтрака подойдёт время в десять – одиннадцать часов. После прогулки и активных игр ребенок быстро и с удовольствием съест обед.

Вечером устраивайте только спокойные игры, выбирайте спокойное времяпрепровождение. Не включайте эмоциональные передачи или мультфильмы, чтобы они не приводили ребенка в возбужденное состояние. Перед телевизором детям нельзя долго сидеть, это приносит вред органам зрения, а также сказывается на активности. Перед сном лучше всего почитать книжку. Это действует на ребенка успокаивающе.

Распорядок должен быть гибким, и по мере взросления он существенно меняется. Введение прикорма, переход на единоразовый дневной сон, посещение детского сада, школы и многие другие этапы, сопровождающие взросление ребенка, оказывают огромное влияние на распорядок.

Режим дня: кто против?

По большому счету противников распорядка дня нет. Жители многих стран традиционно придерживаются ритма природы: рано просыпаться и, соответственно, рано ложиться спать. Так и детей приучают к распорядку.

Подъем и отбой

В европейских странах рабочий день начинается в 8 утра, поэтому детей в садик доставляют к 7 часам, а то и раньше, чтобы родители не опаздывали на работу. Следовательно, отбой для детей не позднее 8 вечера, а взрослые часто отправляются спать в 9 или 10 часов вечера.

В странах с более жарким климатом рабочий день может начинаться в 6 часов утра, но в разгар дня, когда особенно жарко, в Испании, Греции люди традиционно отправляются на сиесту часа на два-три. Для детей дневной сон необходим, особенно в юном возрасте.

В Индии, Израиле традиционно придерживаются природного распорядка и встают с восходом солнца, а ложатся, когда природа затихает.

В Турции, наоборот, можно увидеть дошкольников, не спящих и в 10, и в 11 часов вечера.

Режим питания

К организации питания отношение особое, т. к. здоровый образ жизни давно в приоритете. Завтрак предусмотрен обязательно. В детских садах Швейцарии, Великобритании, Германии он начинается в 8 утра. Овощи, фрукты, молочные продукты, нежирное мясо, рис подадут во многих западных странах на завтрак.

Прочие «подходы к столу» тоже происходят не вразнобой, а в установленные часы, но в каждой стране по-своему.

Англичане, после традиционной овсянки по утрам, обязательно устраивают ланч ближе к полудню. Знаменитая «чайная пауза» наступает строго в 17.00. Обед проходит ближе к вечеру, когда в России ужинают.

Европейцы, даже если они в дороге или в другой стране, обязательно сделают перерыв на обед. Полдник предусмотрен в детских садах и школах. Обычно это фрукты, выпечка, соки

Один из лозунгов времен социализма гласил, что граждане, «соблюдающие режим труда и быта обретут здоровье тверже гранита». Рациональное зерно в этом есть. Кому же не хочется, чтобы у ребенка было хорошее здоровье? Дети, приученные с детства к правильной организации своего дня, умеют в будущем рационально распределять свое время на основные жизненные потребности, что, в итоге, способствует и здоровью, и хорошему настроению.

Пройдите тестТревожность ребенка
Ребенок проявляет беспокойство и жалуется на страшные сны? Не может сосредоточиться на занятии, волнуется и часто жалуется на больной живот? Наш тест поможет определить уровень тревожности у ребенка и подскажет дальнейшую тактику поведения.

Как спит ребенок в 7 месяцев

На седьмом месяце жизни режим сна ребенка хорошо сформирован. И если еще совсем недавно малыш спал гораздо больше, чем бодрствовал, то теперь, стремительно подрастающему организму достаточно около 15 часов в сутки, чтобы отдохнуть, а затем продолжить исследовать окружающий мир. В этом возрасте формирование режима бодрствования и сна не обходится без участия заботливых родителей, поскольку ребенок еще не имеет собственного ощущения времени. Дети, чей режим дня организован правильно, быстрее получают четкое представление о наступлении утра и о приближении ночи.

Продолжительность сна ребенка к 7 месяцу жизни

Продолжительность сна днем составляет не менее 3 – 4ч. Из них 1 час малыш может проспать в утреннее время перед прогулкой или, находясь на свежем воздухе. Остальные 2 – 3 часа ребенок спит после обеда. Некоторые детки любят поспать незадолго до ночного сна, однако, такой отдых редко бывает продолжительным и случается вследствие пасмурной погоды или спокойной вечерней прогулки.

Ночной сон ребенка в 7 месяцев длится 10 – 11 часов и отличается своим спокойствием. В этом возрасте дети способны видеть красочные сновидения, напрямую связанные с эмоциями, пережитыми в течение дня. Общая продолжительность сна составляет 13 – 15ч. Общая продолжительность периода бодрствования составляет 9 – 11ч.

Отсутствие ночных кормлений – залог полноценного сна

Правильное физическое, а также интеллектуальное развитие малыша зависит от продолжительности сна. Многие дети плохо спят ночью именно из-за необходимости покушать, поэтому они просыпаются и капризничают, тем самым нарушая свой ночной сон. В этом случае необходимо дать ребенку воды, поскольку большинство ночных пробуждений обусловлено обыкновенным чувством жажды. Главное, не пичкать его ночью едой, чтобы тот скорее уснул. В семь месяцев малыши могут обойтись без ночных кормлений и, как правило, сами успешно от них отказываются. Если этого не происходит, в течение нескольких недель родители терпеливо приучают карапуза к измененному режиму питания, после чего он привыкает настолько, чтобы спокойно спать всю ночь.

Ночное время суток является самым благоприятным для роста ребенка. Именно в этот период гипофиз головного мозга вырабатывает соматотропные гормоны, которые, транспортируясь с током крови, проникают в скелетные клетки, а также кровеносную систему малыша, чтобы способствовать его интенсивному росту. Эти весьма сложные физиологические процессы активнее всего протекают ночью

Семимесячный карапуз с каждым днем осваивает все новые движения и возможности своего тела. Становясь все более энергичным и подвижным, он, скорее всего, уже активно ползает, открывая все новые пространства захватывающе любопытного окружающего мира. Теперь большее время малышу хочется бодрствовать, а укладывание спать он воспринимает как прекращение занимательной игры, и порой активно этому сопротивляется. Следует грамотно распределить активное времяпрепровождение и стараться предоставить малышу возможность больше двигаться в первой половине дня, чтобы обеденный сон был крепким. Вечером же, наоборот, лучше настроить маленького человечка на более спокойный лад, чтобы слаще спалось ночью.

Как сделать сон малыша комфортным и спокойным

Формирование положительных эмоций у крохи должно стать одной из первостепенных задач для родителей. От этого может зависеть и качество сна ребенка. Пусть прогулки будут приятными, а игры разнообразными и веселыми. Крайне нежелательна долгая разлука с мамой, что также может стать причиной беспокойного сна

Не стоит забывать, что каждый малыш индивидуален. Многих родителей беспокоит, сколько должен спать ребенок в 7 месяцев, однако, показатели его сна могут отличаться от общепринятых норм. Это не означает наличие каких-либо отклонений. Если ваш малыш здоров, весел, хорошо набирает вес, а также правильно развивается, поводов для беспокойства нет.

Режим дня ребенка в первом классе

Правильно организованный режим дня способствует установлению физиологического равновесия организма со средой, в которой осуществляются воспитание и обучение, так как он основан на всестороннем учете особенностей роста, развития, условий жизни ребенка. Поскольку все процессы в организме носят ритмический характер, регулярность отдельных элементов режима и их чередование способствуют нормальному функционированию и четкому взаимодействию всех органов и систем.

Режим – основа нормальной жизнедеятельности ребенка, он обеспечивает высокую работоспособность на протяжении учебного дня, недели, года, предохраняет нервную систему от переутомления, повышает общую сопротивляемость организма, создает благоприятные условия для физического и психического развития. Режим дня первоклассника

Для первоклассников соблюдение режима дня имеет особое значение. С одной стороны, их нервная система еще далеко не зрелая и предел истощаемости нервных клеток довольно низок, а с другой стороны – новые условия жизни, необходимость адаптации к нелегким для организма ребенка физическим и психическим нагрузкам, связанным с систематическим обучением, ломка старых стереотипов поведения и деятельности и создание новых предъявляют повышенные требования ко всем физиологическим системам. Упорядоченность чередования труда и отдыха способствует оптимизации функций организма, лучшей адаптации к условиям школы с минимальными физиологическими затратами, а нарушения режима дня приводят к серьезным отклонениям в здоровье ребенка, и прежде всего к неврозам.

Если у ребенка отмечаются раздражительность, беспокойство, плохой аппетит, нарушения сна, отставание в физическом развитии, то причина чаще всего заключается именно в несоблюдении режима дня. Рационализация режима – одна из самых эффективных мер профилактики заболеваний и оздоровления детей.

С гигиенических позиций четко нормируются все виды деятельности и отдыха детей

Чрезвычайно важно, чтобы все элементы режима осуществлялись строго последовательно и в одно и то же время. Когда предыдущий этап дневного ритма является условным сигналом для осуществления последующего, это способствует закреплению системы устойчивых условных рефлексов

Школьники, неукоснительно соблюдающие режим дня, быстрее втягиваются в работу, эффективнее трудятся, быстрее засыпают и меньше устают. На родительских собраниях, во время индивидуальных бесед с родителями учитель должен пропагандировать необходимость обязательного соблюдения режима дня, пояснять значение каждого элемента режима для успеваемости и сохранения здоровья учащихся.

Основными компонентами режима являются следующие: сон, пребывание на свежем воздухе (прогулки, подвижные игры, занятия физкультурой и спортом), учебная деятельность в школе и дома, отдых по собственному выбору (свободное время), прием пищи, личная гигиена.

Для того, чтобы без ущерба для здоровья справляться с многочисленными нагрузками, ребенку необходимо соблюдать рациональный режим дня, т.е. целесообразно установленный и постоянно выполняемый порядок чередования труда (умственного и физического), отдыха, приема пищи и сна. Хорошо составленный и соблюдаемый режим дня повышает работоспособность, успеваемость, дисциплинирует школьника. Систематическое выполнение режима дня способствует нормальному росту и развитию организма.

Основные режимные моменты в суточном бюджете учащихся – это учебные занятия в школе и дома, занятия в учреждениях дополнительного образования, кружках и т.д., подвижные игры и спорт, прогулки, помощь в семье и самообслуживание, свободное время, прием пищи и ночной сон. С возрастом соотношение отдельных компонентов режима по времени меняется, более продолжительными становятся учебные занятия, менее продолжительными прогулки. Могут появляться новые виды деятельности, например, сейчас достаточно распространена трудовая деятельность школьников во внеурочное время. Однако главным в распорядке дня должно быть разумное чередование умственной и физических нагрузок и труда и отдыха, при этом всякая деятельность, как интеллектуальная, так и физическая, по характеру и длительности должна быть посильной для подростка, не превышать пределов его работоспособности, а отдых – обеспечивать полное функциональное восстановление организма.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector