Ребенок 1 год
Содержание:
- Социальное поведение
- Физическая активность
- Какой рост у младенцев по месяцам таблица
- «Говорение» у ребенка
- Социально-эмоциональное развитие ребенка 2,5 лет: как ведет себя ребенок?
- Как развивать ребенка?
- Познавательное развитие ребенка в 1 год 3 месяца
- Социально-эмоциональное развитие детей в 2 года
- Советы родителям
- Сколько должен весить ребенок. таблица:
- Поведение
- Основные навыки ребёнка в 6 месяцев
- Нормы веса и роста детей до года
- Физические навыки
- Развитие детей полутора лет
- Качественное питание — хороший рост ребенка
- Рост и вес ребенка в 5 лет: таблица и нормы
Социальное поведение
Поведение детей в возрасте 1,5 лет становится все более спокойным. Конечно, истерики и капризы еще могут случаться, но малыш учится выражать свои эмоции другими методами.
При гармоничных отношениях детей и родителей, в этом возрасте кроха становится очень ласковым и заботливым. Он может пожалеть и обнять маму, нежно держать ее за руку.
Появляется первый интерес детей к совместным играм. Малыши с удовольствием наблюдают друг за другом. Но в процесс такого общения нередко возникают драки и обиды, т.к. дети еще не умеют правильно общаться, делиться, уступать. Выйти из сложной ситуации всегда поможет отвлекающий маневр
Переключить внимание малыша не составит труда.
В этот период детям все равно интересней играть с взрослыми, потому что пока отсутствует должный уровень речевого развития. Но в дальнейшем, будет проявляться все больший интерес к другим детям.
Физическая активность
Что должен уметь ребенок в полтора года:
Малыши способны забираться по ступенькам и слазить с них, приседать, выполнять наклоны. Некоторая неуклюжесть в действиях все равно присутствует. Не редко дети падают, спотыкаются. А при отсутствии должного чувства самосохранения, передвижения ребенка становятся весьма опасными.
Дети еще не могут оценить угрозу от каких-либо предметов, а излишнее любопытство двигает их на покорение все новых вершин. Детей в этом возрасте не стоит оставлять одних, даже если на первый взгляд, опасностей в комнате нет.
Они любят качаться, кататься на горках и забираться в самые неподходящие места. Кроха еще не в состоянии оценить свои силы, поэтому родителям необходимо всегда быть рядом.
Они спокойно удерживают ложку в руке, пьют из кружки, откусывают кусочки пищи. Малыши становятся более самостоятельные в своих физических действиях. Они готовы сами мыть руки, убирать игрушки, чистить зубы, читать. Заметно все больше самостоятельности.
Проявляются первые навыки общения, причем не только со знакомыми, но и с другими людьми
Дети интересуются всеми происходящими событиями вокруг, играми других детей, поведением взрослых.
Какой рост у младенцев по месяцам таблица
Таблица роста и веса детей до года.
Физическое развитие новорожденного
Первый год жизни ребенка необычайно важен для его последующего развития. Именно в это время активно развиваются важнейшие органы и системы детского организма. Знание основных критериев физического развития младенца (масса и длина тела, окружность головы и груди) помогут родителям контролировать этот процесс.
Показатели физического развития ребенка В таблице приведены средние колебания основных антропометрических показателей. Небольшие отклонения их в ту или другую сторону не должны волновать родителей.
Из всех показателей физического развития ребенка масса тела – самый нестабильный показатель, который может изменяться при болезни малыша, ухудшении аппетита, нарушении сна. При слишком медленном увеличении массы тела, также как и при чрезмерной её прибавке следует посоветоваться с врачом. Недостаточная прибавка массы тела может быть обусловлена неправильным питанием (недостаточным, неполноценным, однообразным), плохим уходом за ребенком (отсутствуют занятия гимнастикой, прогулки на свежем воздухе и пр.), частыми респираторными заболеваниями. Упорное отставание в массе тела может свидетельствовать о серьезном заболевании. При избыточной массе тела дети отличаются слабостью защитных сил организма, чаще болеют и тяжелее переносят любые заболевания. В старшем возрасте они склонны к развитию ожирения, сердечно-сосудистых заболеваний, диабета, атеросклероза, у них чаще возникают психологические проблемы адаптации в обществе. Излишняя полнота у детей первого года жизни чаще всего — результат перекармливания
Очень важно правильно выбрать первый прикорм для малыша. Так, дети с избыточным весом первым прикормом получают овощное пюре
При наличии недостатка веса лучше начинать с каш (например, с детских каш Heinz, которые к тому же обогащены пребиотиками — натуральными пищевыми волокнами, необходимыми для поддержания роста здоровой микрофлоры кишечника и облегчения пищеварения малышей).
Окружность головы Очень важно также следить за ростом окружности головы, так как значительное отставание или слишком быстрое увеличение ее может стать тревожным сигналом развития серьезного заболевания и повлиять на нервнопсихическое развитие ребенка. По мере роста черепа изменяются размеры большого и малого родничков
Малый родничок обычно закрывается к 2-3 месяцам жизни, большой, расположенный в месте соединения лобных и теменных костей, зарастает к 1 году. У некоторых детей роднички могут закрыться на 2-3 месяца раньше или позже, что не является отклонением от нормы и, если нет никаких признаков неблагополучия, можно не волноваться
По мере роста черепа изменяются размеры большого и малого родничков. Малый родничок обычно закрывается к 2-3 месяцам жизни, большой, расположенный в месте соединения лобных и теменных костей, зарастает к 1 году. У некоторых детей роднички могут закрыться на 2-3 месяца раньше или позже, что не является отклонением от нормы и, если нет никаких признаков неблагополучия, можно не волноваться.
Окружность груди
Окружность груди отражает развитие грудной клетки, её мышечного слоя и подкожно-жировой клетчатки. К 3-4 месяцам окружности груди и головы сравниваются.
Зубы могут прорезываться безболезненно, но чаще в этот период дети становятся беспокойными, плохо спят, капризничают, у некоторых может повыситься температура, появиться насморк, расстройство стула. Ухудшение самочувствия в этот период обусловлено снижением общей сопротивляемости организма, что приводит к повышению риска возникновения респираторновирусных и кишечных инфекций. Родители с нетерпением ждут появления первого зуба у своего ребенка и огорчаются, порой, если малыш продолжает улыбаться беззубым ртом. Но беспокойство это, как правило, бывает совершенно напрасным, так как сроки прорезывания зубов у здоровых детей могут значительно колебаться. У годовалого ребенка, обычно, бывает 8 зубов (4верхних и 4 нижних резца). Прорезывание зубов часто сопровождается повышенным слюнотечением, раздражением десен. Чтобы успокоить зуд ребенок начинает все тянуть в рот. Необходимо иметь всегда под рукой чистую салфетку или платок, чтобы вытирать малышу подбородок. Можно дать ребенку в руку специальное зубное кольцо, которое лучше повесить на ленточке ему на грудь. Если зубное кольцо упало на пол, его необходимо хорошо вымыть. При значительном беспокойстве ребенка можно намазать десны препаратом «Калгель».
Статья подготовлена при содействии экспертов компании “Heinz”
«Говорение» у ребенка
На седьмом месяце жизни идет активное формирование базы слов, обозначающих предметы, с которыми встречается ребенок. Чем больше родители стараются назвать и показать карапузу предметы и игрушки, тем быстрее он научиться их распознавать и называть.
Хорошо уже в этом возрасте начинать использование различных ярких картинок и карточек, по которым можно расширять словарный запас. Да, пока кроха не будет их повторять вслед за взрослыми, но при ежедневной тренировке он запомнит их и в будущем удивит вас своими познаниями. Обычно в этом возрасте крохе предлагают 10 карточек, которые изучаются в течение недели. Подбираются предметы быта, знакомые овощи и фрукты, животные. Один или два раза в день в период бодрствования взрослые показывают крохе изображение и называют предмет. Через неделю карточки сменяются на новые.
Способствуют появлению «говорения» активные беседы взрослых с ребенком, чтение стихов и прозы. Желательно знать предложенные рифмованные формы наизусть и повторять при любом удобном случае. Рассказывая стихотворения и разговаривая с ребенком, желательно быть максимально эмоциональным и передавать смысл не только словом, но и выражением лица. Прекрасным вариантом будет игра с малышом при помощи игрушек. Специально измените голос и сделайте вид, будто с крохой беседует его игрушка. Такие занятия очень нравятся малышам и они быстрее начинают понимать речь.
Социально-эмоциональное развитие ребенка 2,5 лет: как ведет себя ребенок?
- Сохраняет эмоционально уравновешенное состояние в периоды бодрствования.
- Проявляет специфические свойства: веселый, активный, неугомонный, шумный, любознательный, безразличный, спокойный, вялый, капризный и др.
- Может определить свое состояние. Воспринимает свою индивидуальность через собственные эмоциональные ощущения: мне больно, мне весело, мне хочется и т. д.
- Появляется долговременная эмоциональная память. Вспоминает свои прежние эмоциональные ощущения, оказываясь в разных ситуациях: на празднике, в гостях — весело; при болезни — неприятно, плохо.
- Бывает эмоционально сдержан при указаниях: «нужно», «надо», «подожди» и др. (осознание ситуации на основе эмоционального опыта).
- Увлекается интересной игрой (трудно отвлечь). Эмоционально заинтересован. Спокойно выполняет знакомые действия.
- Неинтересные непонятные игры отвергает (трудно привлечь к действиям, если не заинтересовать).
- Огорчается, сердится на свои неудачи при выполнении малознакомого действия.
- Радуется, смеется при получении результата, выполняя знакомые действия.
- Радуется веселым играм со взрослыми и детьми.
- Испытывает эмоциональное удовольствие (зарождение эстетических чувств), слушая знакомые музыкальные произведения, песни.
- Узнает знакомую музыку и воспроизводит знакомые движения (один и с группой детей).
- Испытывает радость, восторг при выполнении танцевальных движений.
- Начинает чувствовать красоту.
- Присущи тонкие эмоциональные состояния: нежность, любовь к ближнему, сочувствие, жалость, обида, зависть, тоска, радость, гнев (агрессия), боязнь, интерес к животному и растительному миру, явлениям природы.
- Нуждается в доброжелательном отношении взрослых, их положительной оценке.
- Сохраняется чувство привязанности к маме, папе, близким взрослым. Беспокоится при их уходе, но быстро успокаивается.
- Эмоционально сопереживает близкому человеку в доступных для понимания ситуациях.
- Способен понять радость или печаль (огорчение) другого ребенка.
- Оценивает взрослых («плохой», «хороший») в зависимости от их эмоционально-индивидуальных черт характера и отношения к нему самому.Чувствует сильно- и слабохарактерных людей в семье. Ведет себя с ними по-разному (подчиняется или не слушается).
- Не всегда может оценить доброту или понять наказание.
- Настораживается при общении с незнакомыми взрослыми, но легко вступает в контакт при их доброжелательном отношении.
- Подражает малознакомым людям, ситуациям, если глубоко затронуты эмоции (игра в театр, в поликлинику и др.).
Как развивать ребенка?
Развитие ребенка полуторагодовалого возраста должно быть всесторонним. Для пополнения словарного запаса, расширения кругозора и улучшения памяти необходимо использовать книжки, кубики и карточки с изображениями животных, растений, видами транспорта и прочим. Полезно читать малышам стихи, потешки, сказки.
Также помогут в решении вопроса, как развивать ребенка в полтора года, следующие игрушки:
- музыкальные инструменты: пианино, труба, барабан и прочее. Такие игрушки помогут формированию правильного слуха малыша;
- посуда, куклы и мебель для них, наборы фруктов и овощей, фигурки животных. Все это поможет организовать увлекательные сюжетно-ролевые игры;
- шнуровки, простые конструкторы, лабиринты — незаменимые для стимулирования мелкой моторики предметы;
- двигательную активность поможет развить мяч, игрушка-каталка, а также всевозможные качалки (матрешки, неваляшки и прочее);
- сформировать представление о цветах, формах и размерах предметов можно при помощи сортеров, разноцветных стаканчиков, специальных наборов для песочницы, логических кубов и прочего;
- полезен будет и бизиборд, или доска Монтессори. Это популярная игрушка, в которой есть замочки, шестеренки, молнии и прочие предметы, с которыми ребенок встречается в обиходе.
Специалисты советуют обязательно хвалить кроху за любые, даже самые незначительные успехи и достижения.
Познавательное развитие ребенка в 1 год 3 месяца
Отличие предметов по форме, величине, цвету:Ориентируется в двух формах, каждая разной величины (мячи, кубики). Находит после показа. Отличает знакомый большой предмет (игрушку) от маленького; находит после показа, по просьбе взрослого. Подбирает (не называя) к предмету какого-то одного цвета того же цвета игрушки (1-2 цветов). Снимает и нанизывает кольца на стержень пирамидки. Ставит кубики один на другой (строит башню, дом). Держит (по-своему) в руке карандаш, фломастер, чиркает по бумаге.
Игровые действия:Ребенок в возрасте 1 год 3 месяца самостоятельно воспроизводит действия с предметами, разученные ранее (нанизывает кольца, ставит кубики один на другой, кормит куклу, мишку).
Воспроизводит одно знакомое действие с игрушкой (качает, возит):
- по подражанию,
- по собственной инициативе.
Переносит знакомые действия с одним предметом на другой (кормит и куклу и мишку; возит и машинку и коляску). Производит одинаковые действия с разными игрушками:
- по подражанию,
- по просьбе взрослого,
- по собственной инициативе.
Любит играть с предметами обихода. Подражает близким взрослым: «читает», как папа, «готовит уроки», как сестра.
Социально-эмоциональное развитие детей в 2 года
Эмоциональное, активное, деятельное состояние.Хорошо настроен при самостоятельных умелых действиях, при положительной оценке взрослого.Упрямится, требуя недозволенного, настаивая на своем.Недоволен, отказывается от действия при неудавшейся попытке.
Кричит, жестикулирует, капризничает:
- при нежелании выполнить просьбу взрослого,
- подражая близкому человеку, другому ребенку,
- для привлечения внимания.
Непослушен, злится при ограничении движений, в ответ на грубый тон взрослого.Отказывается от общения (прячется) с незнакомым взрослым.Долго плачет при уходе мамы, при испуге, при обиде.Улыбается, жестикулирует, заглядывает в глаза, чтобы удержать внимание взрослого или другого ребенка, ожидает похвалы.Проявляет яркие эмоции при общении с близкими (мимика, возгласы, движения).Улыбается, пользуется эмоционально окрашенной речью при совместных играх с детьми.Получает удовольствие от самостоятельно произносимых слогов, слов.Эмоционально заинтересован музыкой, пением, малыми фольклорными формами, подвижными играми, отношение к ним дифференцированное (активные движения, раскованность, зачарованность, заторможенность).Восторженно относится к развлечениям, в том числе и к играм.Проявляет эмоциональную память в знакомых ситуациях.С интересом смотрит мультфильмы, детские телевизионные передачи. Эмоционально предвосхищает результаты:
Эмоционально предвосхищает результаты:
- собственного действия,
- действия взрослого.
Сопереживает, сочувствует плачущему ребенку, пожилому человеку, бережно относится к животным, растениям:
- по примеру взрослого,
- по собственной инициативе (редко).
Эмоционально сдержан, способен подождать немного (после объяснения взрослого). Спокойно относится к указаниям: “Собери игрушки”, “это можно”, “этого нельзя”. Понимает слова: “хорошо”, “плохо”.
Советы родителям
Давайте ребенку больше возможности играть на свежем воздухе, это очень полезно как для интеллектуального, так и для физического развития;
Не оставляйте малыша без присмотра на детской площадке, когда он лазает по горке или бегает, не полагайтесь на его самостоятельность, он еще пока слишком мал;
Чтобы помочь крохе быстрее привыкнуть к горшку, можно делать это в игровой форме, посадить на горшок мишку или куклу, а потом сказать ребенку, что теперь его очередь сесть на горшок, возможно, он согласится, дети любят играть;
Не потакайте ребенку часто и в любых вопросах, иначе он постоянно будет вами манипулировать, выпрашивать леденец, устраивая истерику в магазине, четко разделяйте границы дозволенного, позволив ребенку что — то один раз, а потом, запретив, вы делаете только хуже для всех;
Не нужно стоять на своих принципах, если ребенок хочет одеть синюю майку, а не желтую, пусть сделает так.
Не держите в комнате постоянно включенный телевизор, даже если малыш отвлекается и не смотрит его, иначе он просто привыкнет, что телевизор должен всегда работать
Сделайте просмотр мультиков в определенное время не более 10 – 15 минут;
Во время прогулок исследуйте мир вместе с ребенком, обращайте его внимание на собак, кошек, деревья, цветы
Общайтесь с вашим чадом, рассказывайте ему то, что вы знаете, также старайтесь ответить на его вопросы, не отмахиваясь на свою занятость, крохе очень важно, чтобы ему ответили и уделили внимание.
Сколько должен весить ребенок. таблица:
Но все же необходимо помнить, что эти показания не говорят о том, что ваш кроха должен весить именно столько, не больше, не меньше. Главное, что нужно помнить, это то, что каждый месяц малыш обязательно должен прибавлять в весе, если эта цифра очень мала, то стоит обратиться к врачу.
Сколько должен весить ребенок и когда стоит переживать
- Если вы заметили, что ваш малыш по весу достаточно крупный, но при всем этом у него немного непропорциональное тело, например, маленькая длина туловища, то это может означать, что ваш кроха не развивается в соответствии с его возрастным показателем, то есть, другими словами, его физическое развитие немного не гармонично.
- Помните о том, что правильная оценка физического здоровья и развития вашего крохи позволит вам вовремя выявить какие-то проблемы. Например, избыточный вес может быть из-за недостаточной функции щитовидной железы или гипотиреоза. Также и снижение веса ниже его основной нормы может свидетельствовать о проблемах, которые связаны с гормональными нарушениями, возможно, это говорит о расстройствах пищеварения.
- Чтобы можно было объективно оценивать все показатели развития вашего ребенка, у него в карточке должен быть график его развития, расписанный по месяцам. Но, к большому сожалению, далеко не все педиатры это делают, поэтому если у вашего ребенка этого нет, то вы можете потребовать у вашего врача график или начать вести его самостоятельно.
Причины лишнего веса у ребенка:
- Причин, почему у малыша появился лишний вес, может быть огромное количество, если мама кормит ребенка грудью, значит проблема в ее питании, если ребенок на искусственном вскармливании, то мама предлагает ему достаточно много смеси и очень часто. Также лишний вес часто возникает во время введения прикорма. Для начала вам необходимо убедиться в своих догадках, действительно ли ваш малыш набирает слишком много, для этого измерьте его рост и сравните показатели, это может сделать и ваш педиатр. Если это действительно так, то не стоит расстраиваться.
- Начните вести дневник питания вашего малыша, если вы уже ввели прикорм. Это может помочь вам понять, сколько калорий получает ребенок и сколько он ест. В этом дневнике также стоит отмечать и все напитки, соки, ведь это также калории.
- Если раньше ваш кроха пил только из бутылочки, то пора приучать его к поилке, чашке, ведь из бутылки дети часто выпивают намного больше, чем нужно.
Почему ребенок плохо набирает вес:
- Для начала необходимо проконсультироваться с вашим педиатром, ведь это может быть симптомом многих заболеваний, поэтому не стоит медлить, но и не принимайте какие-то поспешные решения.
- Если вы кормите ребенка грудью, то следует убедиться, хватает ли ему вашего молока, возможно, ребенок просто не может наесться. Попробуйте сцедить грудь и посмотрите, сколько у вас молока, предложите его малышу, если он не наелся, то вам необходимо его докармливать смесью, но это можно решать только со своим педиатром.
- В случае если вы на искусственном вскармливании, то вполне возможно, что вам просто не подходит смесь, которой вы кормите кроху или ее количества недостаточно. Попробуйте сменить смесь, но при этом согласуйте это с врачом или увеличьте объем смеси.
Помните, что все детки индивидуальны, поэтому не стоит постоянно сравнивать своего малыша с другими детьми, просто любите своего ребенка и он ответит вам тем же.
Поведение
Поведение ребенка в полтора года меняется. Он становится очень любопытным и стремится всегда и везде познавать мир, узнавать что-то новое и неизведанное. У малыша отсутствует инстинкт самосохранения, он не осознаёт угроз и может подвергать себя опасности. Родителям стоит быть внимательнее и осторожнее.
В полтора года ребёнок ещё не понимает запретов и делает то, что хочет здесь и сейчас
Чтобы прекратить опасное или потенциально угрожающее действие, нужно либо установить близкий контакт и отвести кроху в сторону, либо переключить внимание на что-то другое (не менее интересное и при этом безопасное)
Малыш начинает проявлять самостоятельность и пытаться выполнять привычные действия без посторонней помощи. Он уже умеет демонстрировать своё настроение, эмпатию (сопереживание), симпатию или неприязнь, недовольство. Также в полтора года ребенок может капризничать по разным поводам (чаще всего из-за запретов родителей делать что-то интересное). Некоторые малыши охотно делятся или обмениваются игрушками, другие же, напротив, проявляют чувство собственности.
Ребенок активно подражает взрослым жестами, действиями и их последовательностями, мимикой или звуками. Он общителен, учится контактировать и взаимодействовать с окружающими, причем не только с родными, но и с незнакомыми людьми. Кроха стремится находиться в центре событий и пытается включаться в них
И всё же малышу пока ещё важно осознавать и ощущать поддержку или присутствие родных, привязанность к которым очень сильна
Основные навыки ребёнка в 6 месяцев
Полугодовалый ребёнок — это личность, которой под силу уже многие вещи. Он умеет:
- самостоятельно переворачиваться на животик и обратно;
- крепко держать игрушки одной рукой в положении лёжа на животе (вторая рука служит опорной);
- держась за палец взрослого, подтягиваться в сидячее положение из позиции лёжа. Некоторые детки уже уверенно сидят без поддержки;
- отталкиваться ножками от поверхности при поддержке в положении стоя. Кое-кто уже может стоять, держась за опору;
- ползать удобным ему способом. Не все малыши проходят этап ползанья. Некоторые его «пропускают»;
- самостоятельно играть до 15 минут;
- поднимать игрушки с любой поверхности;
- искать спрятанную игрушку по просьбе взрослого.
Психоэмоциональное развитие ребёнка в шесть месяцев также имеет свои особенности. Кроха совершенствует свою речь, имитируя разные звуки. Он осваивает «пассивный словарь», демонстрируя понимание того, что говорит ему взрослый. Узнаёт по голосу родителей и умеет держать дистанцию с посторонними. Понимает причинно-наследственную связь: например, он знает, что если нажать на кнопочку на игрушке — начнёт играть музыка. В шесть месяцев кроха активно интересуется всеми предметами, поэтому родители должны создать максимально безопасные условия в доме.
Полугодовалые малыши активно интересуются разными вещами
Какие нюансы должны насторожить взрослых?
- малыш не садится даже с поддержкой;
- не умеет перекладывать предметы из руки в руку;
- не реагирует на звук;
- не узнаётмаму-папу и не пытается лепетать.
Полугодовалому малышу очень важен тесный психоэмоциональный контакт с родителями, что позитивным образом влияет на его дальнейшее развитие.
Нормы веса и роста детей до года
При появлении на свет ребенка ожидает ряд диагностических процедур, производимых в течение начальных часов после рождения. Среди них – обязательная процедура взвешивания и измерения роста (длины тела). Полученные данные являются своеобразными точками отсчета, ведь за этими величинами и родители, и медики будут пристально следить на протяжении всего года. Они являются важными указателями гармоничного становления организма и здоровья в целом. Отметим, что, помимо этих величин, замеряют еще окружности головы и грудного отдела.
Норма веса и роста своя для каждого малыша и зависит от множества факторов. Но существуют общепринятые диапазоны, на которые ориентируются педиатры при оценке физического развития деток. Эти значения определены Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) путем многолетних наблюдений за детьми раннего возраста, воспитываемых в благоприятных условиях в разных климатических и культурных регионах мира. Полученные стандарты, показывающие рост и вес ребенка по месяцам, применимы только к здоровым детям, а отклонения от данных цифр свидетельствуют о проблемах.
Нормы веса и роста новорожденных
Нормы прибавки веса и роста новорожденных отличаются для разных полов. По данным ВОЗ, средняя масса тела доношенных младенцев сразу после рождения соответствует значениям, входящим в конкретные диапазоны.
Норма:
- мальчики – 2,9-3,9 кг;
- девочки – 2,8-3,7 кг.
В первые несколько дней после появления на свет у малюток наблюдается постепенное снижение массы тела, что является физиологическим процессом, абсолютно не опасным. Это объясняется потерей жидкости через кожу и легкие, выделением мочи и первородного кала, недостаточным поступлением пищи. Зачастую максимальная потеря веса отмечается на 3-4 сутки после родов, и в норме эта цифра не должна превышать 5-10% от зарегистрированной первоначально массы. На 4-5 день фиксируется первая прибавка в весе и постепенное его нарастание.
Средний рост новорожденных при благоприятных внутриутробных условиях развития, по данным ВОЗ, должен составлять:
- для мальчиков – 48-51,8 см;
- для девочек – 47,3-51 см.
Для того чтобы точнее оценить длину тела младенцев, важно провести измерение спустя 2-3 суток после рождения. Полученные при этом результаты будут несколько отличаться от первичных ввиду того, что за это время минимизируется степень деформирования костных тканей черепа и отечность мягких тканей головы
Измерение роста проводится посредством горизонтального ростометра.
Рост и вес ребенка по месяцам – таблица
Ежемесячно в течение первого года после рождения на приеме у педиатра обязательно производится измерение массы тела и роста крохи. Это необходимо, чтобы вовремя определить возможные отклонения в его физическом состоянии и сразу же предпринять все необходимое для исправления выявленных проблем. Для удобства сравнения конкретных показателей с усредненными нормами используется центильная таблица роста и веса детей.
Рост и вес мальчиков
Так как рост и вес ребенка зависят от полового признака, то и данные таблиц, основанные на измерениях различных деток, записываются отдельно для мальчиков и девочек. В большинстве случаев представители сильного пола рождаются более крупненькими. Рассматривая рост, вес, возраст малышей, можно прийти к выводу, что приросты веса и роста пропорциональны. За год мальчики вырастают примерно на 25,4 см и прибавляют в весе на 6,4 кг.
Рост и вес ребенка по месяцам – нормы в табличной форме
Возраст в месяцах |
Рост, см |
Вес, кг |
1 |
52,8-56,7 |
3,9-5,1 |
2 |
56,4-60,4 |
4,9-6,3 |
3 |
59,4-63,5 |
5,7-7,2 |
4 |
61,8-66,0 |
6,3-7,8 |
5 |
63,8-68,0 |
6,7-8,4 |
6 |
65,5-69,8 |
7,1-8,9 |
7 |
67,0-71,3 |
7,4-9,3 |
8 |
68,4-72,8 |
7,7-9,6 |
9 |
69,7-74,2 |
8,0-9,9 |
10 |
71,0-75,6 |
8,2-10,2 |
11 |
72,2-76,9 |
8,4-10,5 |
12 |
73,4-78,1 |
8,7-10,8 |
Рост и вес девочек
Пользуясь таблицей, можно отслеживать рост и вес по месяцам и сравнивать его с показателями нормы, определяя, нет ли отклонений в ту или иную сторону. Кроме того, стоит рассматривать эти значения в соотношении и взаимосвязи, для оценки гармоничности развития грудничка. За первые двенадцать месяцев жизни девочки набирают примерно 5,8 кг и подрастают на 24,8 см. Рассмотрим нормы в табличном виде.
Таблица роста и веса детей (девочек)
Возраст в месяцах |
Рост, см |
Вес, кг |
1 |
51,7-55,6 |
3,6-4,8 |
2 |
55,0-59,1 |
4,5-5,8 |
3 |
57,7-61,9 |
5,2-6,6 |
4 |
59,9-64,3 |
5,7-7,3 |
5 |
61,8-66,3 |
6,1-7,8 |
6 |
63,5-68,0 |
6,5-8,3 |
7 |
65,0-69,6 |
6,8-8,6 |
8 |
66,4-71,1 |
7,0-9,0 |
9 |
67,7-72,6 |
7,3-9,3 |
10 |
69,0-74,0 |
7,5-9,6 |
11 |
70,3-75,3 |
7,7-9,9 |
12 |
71,4-76,6 |
7,9-10,1 |
Физические навыки
Физическое развитие в полтора года проходит стремительно: малыш крепнет, осваивает новые навыки, демонстрирует способность лучше владеть своим телом и контролировать движения.
Полуторагодовалый ребёнок должен уметь:
- уверенно стоять на ногах;
- хорошо ходить и пытаться бегать;
- перемещаться, обходя либо перешагивая предметы;
- уверенно идти, удерживая что-то в руках;
- садиться на стульчик и вставать с него без поддержки;
- забираться на диван (кресло, стул) и самостоятельно слезать с него;
- подниматься по небольшим ступенькам и спускаться с них (держась за перила, за руку взрослого либо самостоятельно);
- играть с мячом: бросать его вверх или вниз, пинать ногами;
- приседать и спокойно подниматься с корточек;
- наклоняться вперед за предметом, брать его с пола;
- вставать на носочки, пытаясь достать до чего-то;
- менять направления движения;
- поворачиваться в разные стороны.
Важно! В полтора года ребёнок всё ещё может оставаться немного неуклюжим и падать. Это абсолютно нормально и не должно быть поводом для беспокойства.
Развитие детей полутора лет
Ребенок в полтора года продолжает активно изучать окружающее его пространство, причем, как на улице, так и дома.
Этому способствует улучшенная координация движений, а также уровень интеллекта, который существенно превышает тот, что был у крохи в годик.
Физическое развитие ребенка 1 год 6 месяцев несколько замедляется, зато происходит активное становление личности и формирование характера.
Физическое
Достаточный уровень физической активности для полуторагодовалого малыша — залог того, что он научится правильно управлять своим телом, будет совершенствовать координацию движений и приобретенные ранее навыки. Задача родителей — не ограничивать, а обеспечить безопасное пространство, в котором ребенок мог бы развиваться гармонично.
Физические навыки малыша в 18 месяцев:
- уверенно ходит во всех направлениях, минуя препятствия, осваивает бег. При этом, начинает смотреть под ноги, меньше спотыкается и падает, чем несколькими месяцами ранее;
- способен взбираться на мебель, а затем спускаться с нее (стулья, диваны, кровати);
- умеет пинать ножкой мяч;
- сам ест сидя на детском стульчике, пьет из чашки изредка обливаясь;
- отлично ходит по лестнице с поддержкой;
- может бросить мяч рукой;
- чтобы поднять упавший предмет, просто наклоняется, а не садится с ним рядом, как это было ранее;
- активно открывает дверцы шкафов и все оттуда вытряхивает;
- открывает двери в комнаты;
- садится на корточки.
Вес и рост ребенка в полтора года зависит от массы при рождении, особенностей питания, уровня активности и прочих факторов. Средние показатели для мальчиков: 11,7 кг и 82 см, соответственно, для девочек — 11 кг и 80,3 см.
Нервно-психическое
Мамина кастрюля с крышкой может оказаться куда более интересной, чем целый мешок ярких развивающих игрушек. Эмоциональная сфера становится более развитой: малыш радуется при встрече с родными, может попытаться успокоить если рядом кто-то заплачет, огорчается когда что-то не получается и т.д.
Крохи способны легко «переключаться», то есть, рыдания по поводу запрета мамы на попытки потрогать горячий утюг, уже через 20 секунд могут смениться задорным смехом. Почти все дети в полтора года обожают танцевать под музыку.
Самый большой страх полуторагодовалого крохи — расставание с близкими. Психологическая уязвимость в этом возрасте крайне высока. Малыш в 18 месяцев с удовольствием рисует на листе бумаги каракули при помощи карандаша, фломастера или ручки.
Основная трудность указанного периода жизни — активное проявление негативных эмоций, к которому далеко не все родители готовы.
Причины могут быть банальными: не дали что-то запретное, не получается построить башенку
Психологи в такой ситуации советуют родителям находить способы быстро отвлечь ребенка и переключить его внимание на что-то другое
Интеллектуальное
В 18 месяцев происходит большой скачок в развитии речевых навыков. Малыш уже совершает попытки строить словосочетания, понимает смысл почти всех сказанных ему фраз. Выполняет простые просьбы, например: «дай яблоко со стола» или «открой крышку у коробки».
Ребенок в 1,5 года также умеет:
- играть в сортер, правильно подбирая фигурки;
- знает, где кубик, а где — мячик или кирпичик;
- собирает пирамидку;
- показывает предметы по просьбе взрослого;
- знает 2-3 цвета, может отличить понятия «большой-маленький»;
- использует предметы в игре, согласно их назначению;
- умеет катать перед собой коляску, тележку, тянет игрушку за веревочку;
- проявляет сообразительность, например, если нужно достать предмет на высоте, подставляет стульчик;
- говорит до 40 простых слов;
- пытается самостоятельно расчесываться, одеваться, умываться.
Возраст 18 месяцев идеален для приучения к туалету — если раньше малыш пользовался этим аксессуаром больше интуитивно или вообще не умел этого делать, то сейчас он начинает понимать связь: «хочу в туалет — использую горшок».
Качественное питание — хороший рост ребенка
Полноценное питание необходимо для нормальной жизнедеятельности любому организму. Рост ребенка в некоторые периоды начинает развиваться скачкообразно. Периоды быстрого роста сменяются временным затиханием. В такие моменты организм особенно нуждается в поддержке и поступлении дополнительного количества основных макро — и микроэлементов.
Питание не насыщенное продуктами, содержащими кальций, может привести, в моменты быстрого роста, к острой нехватке этого микроэлемента в организме, что, в свою очередь, скажется на костном скелете. Становятся хрупкими кости, начинают портиться зубки. Если вовремя не внести корректировку в диету, не подключить дополнительное введение кальция, с помощью витаминных комплексов, то можно упустить момент и нанести непоправимый урон дальнейшему развитию, вследствие чего рост ребенка может замедлится или вообще остановится.
Рост и вес ребенка в 5 лет: таблица и нормы
Мальчики
Рост и вес мальчика
в
5 лет
в норме составляют 100,7 — 123,9 см и 14,1 — 21 кг
Возраст | Рост | Вес |
---|---|---|
5 лет | 100,7 — 123,9 см | 14,1 — 21,0 кг |
5 лет 1 мес |
101,1 — 124,0 см | 14,4 — 21,1 кг |
5 лет 2 мес |
101,6 — 124,7 см | 14,5 — 21,3 кг |
5 лет 3 мес |
102,0 — 125,3 см | 14,6 — 21,5 кг |
5 лет 4 мес |
102,5 — 125,9 см | 14,8 — 21,7 кг |
5 лет 5 мес |
103,0 — 126,5 см | 14,9 — 22,0 кг |
5 лет 6 мес |
103,4 — 127,1 см | 15,0 — 22,2 кг |
5 лет 7 мес |
103,9 — 127,8 см | 15,2 — 22,4 кг |
5 лет 8 мес |
104,3 — 128,4 см | 15,3 — 22,6 кг |
5 лет 9 мес |
104,8 — 129,0 см | 15,4 — 22,8 кг |
5 лет 10 мес |
105,2 — 129,6 см | 15,6 — 23,1 кг |
5 лет 11 мес |
105,7 — 130,1 см | 15,7 — 23,3 кг |
Девочки
Рост и вес девочки
в
5 лет
в норме составляют 99,9 — 123,7 см и 13,7 — 21,2 кг
Возраст | Рост | Вес |
---|---|---|
5 лет |
99,9 — 123,7 см | 13,7 — 21,2 кг |
5 лет |
100,1 — 123,9 см | 14,0 — 21,2 кг |
5 лет |
100,5 — 124,5 см | 14,1 — 21,4 кг |
5 лет |
101,0 — 125,2 см | 14,2 — 21,6 кг |
5 лет |
101,4 — 125,8 см | 14,3 — 21,8 кг |
5 лет |
101,9 — 126,4 см | 14,4 — 22,0 кг |
5 лет |
102,3 — 127,0 см | 14,6 — 22,2 кг |
5 лет |
102,7 — 127,6 см | 14,7 — 22,5 кг |
5 лет |
103,2 — 128,2 см | 14,8 — 22,7 кг |
5 лет |
103,6 — 128,8 см | 14,9 — 22,9 кг |
5 лет |
104,0 — 129,3 см | 15,0 — 23,1 кг |
5 лет |
104,5 — 129,9 см | 15,2 — 23,3 кг |
Вы можете воспользоваться калькулятором индекса массы тела, чтобы получить более точную оценку соответствия роста и веса возрасту ребенка.