Синдром отличницы или отличника у взрослого и ребёнка

Содержание:

Откуда берутся перфекционисты ?

Как правило из семей, где родители нарциссичны или зависимы. И в том и в другом случае ребенок усваивает прочно убеждение – чтобы тебя любили, ты “ДОЛЖЕН”. Быть лучше других, добиться результатов, слушаться, не кричать, не хулиганить. Ты не имеешь права лениться, быть не таким как все. Вся проблема в том, что сами родители, имея зависимость или созависимость, живут в постоянной тревоге и отсутствии чувства безопасности и предсказуемости “завтра”. Поэтому заставить ребенка быть таким, как они задумали – это отличная возможность повысить самоооценку и снизить уровень тревоги. Бессознательное подтверждение того, что он, родитель, может хотя бы что-то контролировать. Соответственно, ребенок, не подходящий по своему характеру, сопротивляющийся и непокорный, испытывает на себе всю мощь давления родительского авторитета и весь спектр угроз в отношении наказания и “бесперспективного будущего”.

Родительские слова могут звучать так:

  • “Продолжай в том же духе – станешь дворником”
  • “У тебя все равно ничего не получится – будешь всю жизнь на шее родителей сидеть”
  • “Если ты сейчас же не приберешь в своей комнате и не сядешь за уроки – останешься без….”

У нарциссичных родителей, которые сами повышают свою самооценку за счет обесценивания других и предъявления собственных успехов, ребенок является способом еще раз поднять себя над “несовершенными другими”. Как “нарцисс”, т.е. человек, склонный к самолюбованию, не может принимать любовь, обесценивая ее, сравнивая, постоянно ощущая, что ее мало, так он не может и дарить ее. Оценить полноценно успехи собственного чада родитель – нарцисс не способен. Ему действительно, искренне, кажется, что Его ребенок может значительно лучше. Все чего добивается ребенок проходит через призму собственного видения “как должно быть, чтобы все оценили”. У таких родителей вырастают дети, бесконечно пытающиеся доказать своим папе или маме, что они хорошие. Порой, эта гонка продолжается и после смерти родителей. На их место просто встают обесценивающие супруги.

Получается, что перфекционизм или “синдром отличника” – является привычным стереотипом поведения, позволяющим человеку ощущать собственную значимость, востребованность. Только сделав все “на отлично”, он может получить любовь. Но, увы. Став перфекционистом, человек уже не может получить удовлетворения от собственных достижений. Так как внутри у него нет той части, которая может похвалить, принять, позволить расслабиться на какое-то время. Также как и нет части, способной прощать и принимать ошибки и несовершенства. Как свои, так и, зачастую, окружающих.

Как статус отличника перерастает в синдром

Оценка в школе имеет важное стимулирующее значение – каждый ученик должен стремиться к высоким отметкам. Получение пятерки – гордость для среднего ученика и норма для отличника

Получить пятерку для отличника – ничего не значит, а получить более низкую оценку – позор и порицание. Парадокс: ребенка-отличника не поощряют за высокую успеваемость, а ругают за её отсутствие.

Значит, нужно не просто постоянно выполнять домашние задания, а постоянно чем-то удивлять. Отсутствие оригинальности моментально замечается всеми. И уж совсем непростительно совершить ошибку:

— педагоги высказывают мнение о недостаточной подготовке;

— родители ищут причины в отсутствии старания;

— сверстники радуются ошибкам того, кто учится лучше.

Получается, что отличник – это ребенок, чьи ошибки стоят «дорого». Школьная успеваемость отражается на личностных отношениях в семье и в школе. Просто получать пятерки становится недостаточным, нужно выигрывать конкурсы и олимпиады. Но вскоре окружающие привыкают и к таким победам. От отличника ждут чего-то нового.

Помните правило шахматной королевы из книги «Алиса в зазеркалье»? «Приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте! Если же хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать, по меньшей мере, вдвое быстрее!»

В жизни бежать быстрее самого себя не всегда получается. Впереди может ждать тупик.

Тупик 1. Человеческие возможности имеют ограничения. Старания часто не приводят к результатам. Появляется неудовлетворенность собой.

Тупик 2. Одна ошибка способна изменить отношения. Вместо поддержки и помощи, ребенок получает насмешки, замечания и порицания. Исправление ошибки не несет изменения отношений. Для ребенка становится приоритетным не сама деятельность, а отношение к ней окружающих.

Тупик 3. Деятельность, выполненная качественно, остается незамеченной. И, напротив, некачественная работа замечается окружающими.

Тупиковые ситуации вызывают нервное напряжение у ребенка, что чревато расстройствами разных типов. Комплекс отличника прочно закрепляется и становится основой личности взрослого человека.

Симптомы заболевания

Симптомы синдрома отличника очень яркие и остро переживаемые. В некоторых ситуациях этот комплекс может перерастать в патологию, становясь сродни заболеванию, но такое случается редко.

Однако даже умеренно выраженные признаки синдрома отличницы осложняют жизнь, ограничивают возможности человека, провоцируют сложности в межличностных отношениях. Степень выраженности синдрома отличника может быть различной, его отличительными признаками являются:

  • завышенное чувство ответственности, особенно у женщин: они должны быть идеальными мамами, женами, женщинами. Успевать выполнять домашние дела, воспитывать детей, планировать семейный досуг, строить карьеру, а еще поддерживать безупречный внешний вид;
  • потребность все делать идеально — перфекционизм. Человек сам себе ставит высокую планку, которой должно соответствовать все, что он делает. Если же такого соответствия нет, он ощущает себя разбитым, опустошенным, никчемным. К сожалению, в реальности не все зависит от человека, потому достижение идеала нередко становится невозможным;
  • острое реагирование на критику, даже объективную. Критика вызывает у личности с синдромом отличника не желание меняться, работать над собой, а комплекс неполноценности и депрессивное состояние;
  • острая потребность в одобрении окружающих. Человек жаждет получать одобрение и похвалу за каждое свое действие и достижение. Он не принимает себя таким, какой есть, потому что внутренне убежден, что без идеального выполнения задания он не достоин любви и уважения;
  • «победители во всем» — мужчины и женщины с синдромом отличника не умеют проигрывать, они в любой ситуации должны быть лучше других. Болезненно воспринимают победы и успех тех, кто оказывается лучше их;
  • страх рисковать — человек с синдромом отличника редко открывает свой бизнес, боится начинать все с нуля, резко менять профессию, переезжать в другой город и т.п. Все эти страхи проистекают от опасения неудачи, страха сделать «что-то не то».

Самое интересное: люди, которые стремятся быть совершенством, успешными во всех сферах жизни, редко добиваются значительных успехов. Часто их ровесники, которые проще смотрят на жизнь и время от времени позволяют ей течь самой по себе, меньше переживают из-за неудач, добиваются больших результатов.

Что может быть причиной комплекса

Личный пример родителей. «Комплекс отличника» часто передается по наследству. Если родители постоянно рассказывают о своих школьных успехах, показывают почетные грамоты и золотые медали, сравнивают свои достижения по какому-либо предмету с достижениями ребенка, это может привести к развитию психологических проблем. Дети таких родителей в случае неудачи считают себе недостойными членами семьи, поэтому всеми силами стараются подражать примеру мам и пап.

Гиперопека. К развитию «комплекса отличника» часто приводит повышенный контроль со стороны родителей. Ребенок, который постоянно слышит фразы «ты должен», «ты не можешь получить плохую оценку», «тебе нужно закончить четверть на «пятерки», чувствует себя обязанным соответствовать всем требованиям, даже если многие из них завышены.

Недостаток внимания. Дети с «комплексом отличника» часто страдают от того, что родители проводят с ними мало времени. Если для ребенка единственным способом получить похвалу и почувствовать себя нужным и любимым является хорошая отметка, он будет стараться учиться только на «отлично»

При этом самоцелью будут не знания, а внимание со стороны близких.

Последствия «комплекса отличника»

  • У ребенка формируются завышенные требования к себе и другим людям.

  • Ребенок боится совершить ошибку и тяжело переживает неудачи.
  • Ребенок страдает от чувства вины за то, что не соответствует требованиям родителей. Из-за этого может возникать стресс у детей с «комплексом отличника».

  • Ребенок переутомляется, стремясь получить отличные отметки по всем предметам.
  • Ребенок становится нервным и раздражительным, у него появляется детская агрессия.

Какие проблемы подстерегают отличницу

И вот передо мной сидит женщина, которая осознает, что до этого она жила не ради себя, а ради чьих-то ожиданий. Ей казалось, что в 35 лет менять что-то уже поздно, но я ее убедила в обратном. И мы начали терапию.

Алене всю жизнь было очень важно, что о ней подумают окружающие. Она боялась кого-то разочаровать или упасть в чьих-то глазах

Даже можно сказать, что она старалась для всех быть идеальной, но это, как всем известно, просто невозможно.

Проблема в том, что мы обычно видим себя по-другому, нежели другие. Потому что мы все разные и воспринимаем друг друга сквозь призму собственного опыта и предпочтений.

Например, кто-то считает своим долгом предлагать свою помощь окружающим, даже если никто его об этом не просит, желая казаться добрым и отзывчивым. Но при этом кто-то другой будет считать этого человека выскочкой, который вечно сует нос в чужие дела.

Проявления заболевания

При любом виде невроза не происходит повреждения мозговых центров, а лишь наблюдается функциональное расстройство

Первые признаки становятся заметны уже в раннем детстве, но лишь единицы родителей обращают на них внимание и принимают соответствующие меры. . Важнейший признак нарастания неврастении – снижение работоспособности, насколько это уместно будет сказать о детях

Если речь идет о школьниках, то учитель должен приложить немало усилий, чтобы привлечь внимание, не говоря уже о какой-либо отдаче. 

Важнейший признак нарастания неврастении – снижение работоспособности, насколько это уместно будет сказать о детях

Если речь идет о школьниках, то учитель должен приложить немало усилий, чтобы привлечь внимание, не говоря уже о какой-либо отдаче. . Ребенку – носителю расстройства свойственно винить себя во всех бедах

Его самооценка занижена либо находится на нуле

Ребенку – носителю расстройства свойственно винить себя во всех бедах. Его самооценка занижена либо находится на нуле.

Замечено, что мальчики подвержены заболеванию больше, чем девочки.

Симптомы неврастении у детей:

  • повышенная нервная истощаемость;
  • рассеянность;
  • неуверенность в себе;
  • нарушение концентрации, внимания;
  • недовольство, капризность;
  • суетливость;
  • возбужденное состояние;
  • приступы агрессии;
  • слабость;
  • быстрая утомляемость;
  • нарушение режима сна. 

При переходе в хроническую форму может присутствовать апатия или депрессивные признаки. Со стороны вегетативной нервной системы наблюдаются скачки сердечного ритма, блуждающие боли в животе или груди. Часто возникает чрезмерная потливость. Аппетит при неврастении практически отсутствует. 

Поскольку проявления неврастении у детей бывают разные, ее симптомы можно принять за какое-либо другое психическое расстройство.

Все могло быть иначе

А теперь давайте вспомним нашу девочку Лизу. Представьте себе, что ее мама тогда не раскритиковала кулич, а напротив – похвалила и выразила восхищение. Пусть он не идеален, пусть формы его неправильны. Зато он уникален, со своей изюминкой. Для детей ведь это определенный способ самовыражения. Да, именно через такие простые вещи. Пусть даже ребенок совершает ошибки, но без них ведь никуда. Иногда ошибки приводят к мировому успеху.

Давайте вспомним Пизанскую башню. При расчетах в проекте была допущена ошибка, башня наклонилась. В результате она стала известна на весь мир, а ошибку многие и по сей день считают частью проекта, будто бы это было задумано.

Лизонька бы росла и делала ошибки, но была свободна в выборе, не боялась рискнуть. Родители могли прививать ей все то же стремление к учебе, знаниям, но давали при этом самовыражаться

Не заострять внимание на неудачах, не культивировать различные блокировки и комплексы из-за стремления только к победе. А разрешили бы набивать свои шишки

Сейчас у многих сложилось впечатление, что во всем виноваты родители. Не совсем так, ведь очень часто синдром отличника зарождается в ребенке в силу особенностей характера. И тут задача мам и пап – помочь ребенку сглаживать углы, не смотреть на все в черно-белых тонах, не усугублять ситуацию, а находить компромиссы. Сложно, очень сложно. Но кто сказал, что родителем быть легко?

Как же искать гармонию?

Что же делать, если Вы уже являетесь носителем данного синдрома? В первую очередь, остановитесь на пять минут и послушайте себя. Подумайте, нравится ли Вам то, чем занимаетесь? Если нет, то что конкретно не устраивает.

Вспомните свои детские мечты. Хотите ли Вы этого сейчас? Возможно, желания видоизменились, но основа осталась прежней.

Если Вы стремитесь к какой-то цели, задумайтесь – ради чего? Чего бы Вы хотели ради себя?

Главное, чему стоит научиться – слушать себя, не опираясь на окружающие процессы. Не думать, что разочаруете близких или же кто-то покрутит у виска, узнав о Вашей цели. Не думать о результате.

Все цели в жизни проблематичны, кроме одной

Необходимо немного себя отпустить и прививать себе долю обычного человеческого пофигизма. Не бойтесь оступиться. Например, все олимпийские чемпионы по фигурному катанию учились сначала падать, а потом уже оттачивать элементы и мастерство.

Учитесь падать!

Небольшая техника для проработки

Если у Вас есть непреодолимое желание, но срабатывает тормоз.

  • Назовите основные причины, пусть их будет пять. Пять главных помех.
  • Потом представьте себе пять сценариев: вот Ваше опасение оправдалось, сработала помеха – что в результате произойдет? Самое плохое.
  • Подумайте, как можно выйти из затруднительного положения, как решить проблему.
  • Так по каждой помехе.

Таким образом вы получите осознание и определенность. Уйдет та неизвестность, которой многие боятся. Структурируйте свои страхи и опасения, контролируйте их. Как только Вы одержите над ними верх, перестанете бояться.

Причины

Чаще всего причина в семье: родители много ругают ребёнка, всё время им недовольны, но хвалят, если он получает пятёрки. Логично, что ребёнок стремится делать всё хорошо, чтобы его чаще хвалили. И нередко уносит эту потребность во взрослую жизнь: стремится получить одобрение коллег, начальника, партнёра. 

Но бывают случаи, когда на формирование синдрома влияют другие обстоятельства.

Родители меня поддерживали. Мама всегда говорила, что плохая оценка — не самое страшное, что может случиться в жизни. Моими обстоятельствами стали занятия синхронным плаванием. 

Сейчас я понимаю, что любой спорт на более-менее профессиональном уровне кому-то может закалить характер, а в ком-то вроде меня поселить кучу комплексов. Мне было 11, мы тренировались по шесть раз в неделю, иногда по два раза в день — до и после уроков. Сначала мне даже нравилось, но всё чаще и чаще тренировки и соревнования превращались в ад. Я всё время была в напряжении и единственная мысль, которая сидела у меня в голове: «главное — не накосячить». Потому что знала, что если покажу плохой результат, меня накажут. Возможно, сначала будут игнорировать, а потом отчитывать перед всей командой. 

Однажды перед очень важным выступлением, тренер подошла ко мне и сказала: «Девочки до вас выступали слабо, у нас есть шанс занять приличное место, только попробуй сделать что-то не так». Я тогда выступила хорошо, но до сих пор помню, как тряслась, не хотела выходить на старт и мечтала потерять сознание — всё что угодно, лишь бы выступление отменили. В итоге плавание я бросила, но страх что-то сделать не так остался. 

Причины появления

Синдром отличника у ребенка может возникнуть из-за нескольких причин:

завышенные требования родителей к малышу;
попытки со стороны ребенка заслужить внимание и похвалу через отличные результаты в учебе;
комплекс неполноценности;
неспособность расставлять приоритеты;
страх наказания;
врожденное чувство перфекционизма;
попытки улучшить свою низкую самооценку.

Синдром отличника у взрослых возникает по тем же причинам и сильно напоминает перфекционизм. Он помогает добиваться потрясающих результатов, но также он может сильно ухудшать качество жизни. Человек сам должен определиться, мешает ему этот комплекс или нет.

Откуда берётся синдром отличника или отличницы

Как же появляется такое стремление делать все идеально? Как и у многих других психологических сложностей, корни находятся в детстве. Как правило, это лишь следствие других проблем или установок, а не первопричина. А вот источник как раз необходимо найти и устранить, чтобы понимать, что именно делать дальше.

Все же чаще всего причины спрятаны в детско-родительских взаимоотношениях. Провоцирующих факторов может быть очень много, большинство из них связаны с методами воспитания ребенка. Если малыш с детства думает, что любовь семьи зависит от хороших оценок, заработанных грамот и медалей, то его ждет такая проблема
Когда школьник может заполучить внимание матери только с помощью достижений, он будет стараться добиваться большего количества целей.
Часто родители открытым текстом заявляют ребенку, что он плохой, если он принес плохие или просто не отличные оценки. При этом «плохими» в семье могут считаться не только двойки и тройки, но, например, пятерки с минусом
Сами родители могут жить по правилам, что результатом считается только наилучший.
Также к синдрому приводят наказания

Они могут быть физическими, тогда желание быть отличницей – это не самое плохое следствие из возможных, а могут быть обычными лишениями чего-то.
Если мама с папой ничего не говорят, не упрекают, но молча недовольны ребенком и испытывают разочарование, то это тоже «отлично» работает.
Если преувеличивать важность хороших оценок с успехом по жизни, то тоже можно заработать проблемы. Нет прямой связи пятерок в школе и хорошей карьеры.

Здесь важно понимать, что речь идет о преувеличениях. Все дети разные

Кому-то даже идут на пользу ежедневные лекции о важности образования. Дети продолжают жить в своем режиме, но принимают к сведению информацию от родителей. Но кто-то из-за излишней заботы превращается в поломанную игрушку, которая считает результатом только пятерку с плюсом или первое место. Не стоит пытаться воплотит в детях то, что нам самим не удалось. Нужно стараться принимать их такими, какие они есть.

Как образуются прыщи

Наша кожа покрыта миллионами крошечных отверстий, или пор. Поры находятся в волосяных фолликулах и соединяют поверхность кожи с нижележащей сальной железой. Эта железа постоянно в небольших количествах вырабатывает в волосяные фолликулы и кожу маслянистое вещество — кожное сало.

Иногда сальная железа вырабатывает слишком много кожного сала. В результате избыток масла, омертвевшие клетки и бактерии образуют в железе пробку. Из-за размножения бактерий в закупоренной поре может развиться отек и воспаление. В верхней части закупоренной поры иногда образуется белый кончик гноя. Так и появляется прыщ.

Как избавится от синдрома

Сложность лечения патологии заключается в том, что во взрослом возрасте она превращается в черту характера. Переделывать себя – сложная задача, но попытаться можно и нужно!

Для начала необходимо понять причину. Скорее всего, синдром отличника пришел к вам с детства. Состояние развивается из-за недостатка внимания или любви со стороны родителей. Ребенок подсознательно старается заслужить их одобрение, например, через хорошие оценки.

Следует четко осознать, что крупные и мелкие неудачи в жизни – не повод огорчаться. Их последствия не так страшны, как кажется. Люди не перестанут вас любить или уважать. Для работы над собой психологи рекомендуют проводить небольшие тренинги – нарушать повседневный уклад жизни. Вот некоторые примеры:

  • Придите на работу позже и честно скажите, что проспали;
  • Запишитесь в любой кружок и посмотрите, что идеальных нет – все учатся на своих ошибках;
  • Смените стиль одежды. Пусть не нвсегда, но позвольте себе на выходных одеться так, как вы бы никогда не оделись.

Хвалите себя за мелкие достижения и не обращайте внимания на ошибки. Жизнь соткана из успеха и неудач. Один мудрец сказал, что не ошибается тот, кто ничего не делает. Даже слепой, нащупывая правильный путь, проделывает десятки ударов палкой.

И наконец, профилактика – проще лечения. Если вы заметили патологию у ребенка, уже сегодня приложите максимум усилий, чтобы избавиться от нее. Покажите ребенку, что любите его не за успехи, а за то, что он есть. Не скупитесь на нежность и тепло. Важна не оценка, а знания, не результат, а удовольствие от процесса!

Отличник в школе

В начальной школе быть отличником легко: первые успехи основываются на дошкольном образовании и правильной мотивации и не требуют усилий. Со временем легкость в учении исчезает у большинства детей, учеба требует старания и упорства.

Отличники бывают трех типов:

1. Природный отличник – ребенок с хорошо развитыми от природы психическими процессами: памятью, мышлением, воображением. Он быстро «схватывает» учебный материал, творчески подходит ко всем заданиям, обладает хорошей речью. Домашние задания выполняет довольно быстро, пробелы в знаниях ликвидирует сразу. Для природного отличника учеба не вызывает трудностей, а если и возникают проблемы, то он быстро их решает. В школе ребенку легко и интересно.

2. Упорный отличник – ребенок, получающий высокие отметки благодаря своему старанию и упорству. Ребенок часами сидит за домашними заданиями, ходит на факультативные занятия, выполняет дополнительные проекты и – все это только для того, чтобы получить заветную пятерку. Упорный отличник может не выдержать такой нагрузки: нервная система начинает давать сбой. У такого ребенка нет свободного времени, друзей и увлечений.

3. Отличник по желанию родителей. Некоторые родители уверены в том, что их ребенок должен быть отличником. Высокие оценки достигаются любыми способами: репетиторы чуть ли не с начальной школы, выполнение заданий вместо ребенка, давление и жесткий контроль над сыном или дочкой. Отличник поневоле боится плохих оценок, так как за ними стоит жесткая реакция родителей. Школа вызывает тревожность, а в некоторых случаях страх. В погоне за оценками родители часто забывают о самом ребенке.

Ребёнок в итоге получает статус отличника и просто обязан ему соответствовать. У него нет выбора, так как он – пример для одноклассников. Этого требуют родители, учителя или собственные амбиции.

Комплекс отличника появляется, чаще всего, у отличников второго и третьего типа и реже у природных отличников.

Как избавиться от синдрома отличника во взрослом возрасте?

В любой ситуации, лучшим выходом будет посетить хорошего психолога, который поможет вам справиться с вашей проблемой. Специалист поможет распознать признаки синдрома отличника и искоренить его из вашей жизни.

Если вы решили бороться с проблемой самостоятельно, тогда вам нужно будет хорошо поработать над собой. Первое, что нужно осознать — не бывает жизни без неудач. Все ошибаются и это нужно просто принять, а не пытаться избежать ошибок. Без них ваша жизнь не будет полноценной и вы не получите бесценного опыта.

Научитесь принимать себя такими, какие вы есть. Вы у себя одни, но вам всегда под силу развивать себя и самосовершенствоваться. Какая разница, что сын маминой подруги круче и зарабатывает больше? У вас есть много достоинств, которые также заслуживают внимания.

Немаловажно научиться видеть позитив во всех делах. Ну и что, что вам не удалось сделать ваш проект идеально? Зато теперь вы знаете, какие ошибки совершать не стоит и получили новые знания в своей работе

Последнее, что необходимо понять синдром отличника у взрослых не должен влиять на ваши отношения с другими. Не ждите похвалы и одобрения со стороны близких и друзей, ведь это детское стремление. Взрослый человек работает на результат.

Негативные последствия от синдрома отличника

В начальных классах у школьников с таким синдромом возникают тики, навязчивые действия. Они слишком часто моют руки, постоянно расчесывают волосы, раскладывают книги в строгой последовательности. Дети подвержены простудам, головным болям. 

Синдром отличника или отличницы у подростков выражается в виде страхов выступлений перед публикой. Они с трудом справляются с заданиями, где необходимо проявить свое воображение и творческое начало. Общение с другими детьми им тоже дается с трудом. 

Синдром отличника у взрослых может создавать проблемы в трудовой деятельности, в быту и семейной жизни.

Характерные признаки: 

  • выбор изначально трудных задач; 
  • подход к их решению с максимальными усилиями;
  • ожидание одобрения, высокой оценки;
  • пренебрежение своими предпочтениями и желаниями.

Если не работать с психологами, то синдром с годами прогрессирует. Его осложнениями становятся заболевания психики и психосоматика: неврозы, депрессии, астма, гипертония.

Демо-уроки по программе «Коучинг»

Получить доступ

Последствия синдрома отличника

В попытках достичь успеха нет ничего плохого. Опасность несет патологическое стремление всегда быть «на коне». Несложно догадаться, к чему может привести чрезмерный перфекционизм.

Моральное истощение – одно из самых тяжелых последствий запущенного синдрома. Оно проявляется в постоянных душевных терзаниях, нервных срывах и апатии. Также «отличник» отличается тем, что:

  • не умеет получать удовольствие от занятий (он сконцентрирован на результате, а не процессе);
  • не пользуется творческим мышлением, а предпочитает решать задачи знакомыми способами;
  • зацикливается на мелочах;
  • стремится избавиться от соперников (конкурентов);
  • не умеет заводить знакомства из-за сложного характера;
  • проявляет эмоциональную нестабильность.

Однозначно, синдром отличника – это патология, которая вредит как самому человеку, так и его окружению. Если очень постараться, можно побороть его самостоятельно.

Как помочь ребенку избавиться от комплекса отличника?

Хорошая успеваемость в школе – это не признак того, что ваш ребенок подвержен синдрому отличника. Ему может быть действительно интересно учиться. Однако если за ценой пятерок стоят большие усилия и страх наказания, а школьные неудачи воспринимаются как катастрофы – это симптом того, что ребенку требуется помощь родителя или психолога.

Портал «Я–родитель» дает пять рекомендаций родителям, которые помогут ребенку избавиться от синдрома отличника.

Умерьте свои амбиции

Родителям стоит постоянно корректировать свои ожидания, чтобы они соответствовали способностям детей. Задумайтесь, насколько они соотносятся с возможностями вашего ребенка. Ведь максимум отметки для каждого ученика свой. У одного это пятерка, а у другого – тройка. Если вы хотите изменить что-то в своем ребенке, то начните с себя. Снизьте планку по требованиям к сыну или дочери, отказавшись от амбиций воспитать «идеального ребенка». А главное, пересмотрите свое отношение к успеваемости чада – успех в жизни не всегда зависит от оценок в школе!

Воспитывайте правильное отношение к оценкам

Объясните ребенку, что с оценками он будет сталкиваться везде и всегда, а не только в школьной жизни. Однако нельзя, чтобы они полностью определяли его настроение и представление о самом себе. Убедите сына или дочь, что вы цените их независимо от их успехов в школе. Проявляйте к ним свою любовь и заботу вне зависимости от отметок в дневнике.

Не сравнивайте ребенка с другими детьми

Если вы не хотите вырастить неудачника, обиженного на весь мир и потерявшего уверенность в своих силах, перестаньте сравнивать своего сына или дочь с другими «успешными и талантливыми» детьми. Ругая одного и хваля другого ребенка, навязывая его как пример первому, вы противопоставляете их друг другу. Сам факт оценки тяжело травмирует психику ребенка, лишает его уверенности в родительской поддержке. Поступая таким образом, вы провоцируете чадо включаться в соперничество с более сильными учениками, что не всегда идет ему на пользу.

Дайте право на ошибку

Ожидать, что ребенок не будет совершать никаких ошибок, – значит проявлять по отношению к нему чрезмерную жесткость и давать неверное представление о жизни. Объясните своему чаду, что у него есть право ошибаться. Осознание этого поможет ему преодолеть страх сказать или сделать что-то неправильно.

Развивайте у детей чувство юмора

Детям, которые очень остро реагируют на мнение других людей, стоит напоминать, что они не обязаны быть идеальными в глазах окружающих. Постарайтесь развить у ребенка чувство юмора. Оптимист легче переживает жизненные невзгоды, лучше сходится со сверстниками и пользуется у них популярностью.

Надежда Малинкина

Пройдите тест на портале «Я–родитель» и узнайте, понимаете ли вы своего ребенка.

Понимаете ли Вы своего ребенка?

Психологические расстройства список

Такой список в настоящий момент невероятно широк, но специалисты выделяют наиболее крупные группы:

  • Алкоголическая зависимость, вызванная патологической страстью к употреблению спиртосодержащих напитков, часто вызванная нарушением социальной адаптации. Сюда относится также зависимости от наркотических препаратов. Прием приводит к стойким нарушениям психики.
  • Шизофрения, при которой у больного чаще всего происходят нарушения восприятия. Часто сопровождается фантастическим бредом, галлюцинациями.
  • Патологии головного мозга, чаще всего впервые проявляющиеся в детском возрасте, иногда у подростков, патология по мере взросления усиливается.
  • Нарушения, происходящие в эмоциональной сфере, которые часто называют аффективными расстройствами. В этот раздел входит диагностируемое сегодня все чаще биполярное расстройство.
  • Неврозы и многочисленные варианты фобий, возникающие при сочетании внутренних и внешних конфликтов.
  • Физиологические нарушения, связанные с патологиями пищевой, сексуальной, родовой деятельности, нарушением функции сна.
  • Нарушения, которые встречаются у взрослых людей, связанные с патологическими состояниями в области социальной адаптации, наблюдается недостаточность развития в эмоциональной сфере. Пациенты часто отрицают присутствие проблем и отказываются от любых вариантом медицинской помощи.
  • Случаи умственной отсталости. В такой ситуации страдают все сферы жизни, пациент нуждается в постоянном наблюдении, почти всегда не в состоянии самостоятельно себя обслуживать.

В современном мире заподозрить у себя тот или иной вил психологического заболевания может подчас каждый. Но точный диагноз может быть установлен только в медицинском учреждении квалифицированным врачом. При появлении подозрений о наличии патологии рекомендуется сразу обращаться к специалисту.

Как ухаживать за кожей при акне

Уход за кожей — лучший способ профилактики и лечения акне. Увлажняющие, очищающие и солнцезащитные средства выступают неотъемлемой частью терапии акне.

Умывание лица и мытье тела подходящими моющими средствами позволяет удалить пробки волосяных фолликулов и предотвратить их закупорку, а в результате — улучшить состояние кожи при акне. Недостаточное очищение может усугубить течение болезни.

Распространено заблуждение, что моющие средства могут усугубить акне, потому что непрерывное удаление кожного сала усиливает его выработку. Наоборот, очищающие средства от угревой сыпи (с альфа-гидроксикислотами, салициловой кислотой и бензоилпероксидом) способствуют местному лечению угревой сыпи. Кроме того, такие продукты обычно содержат хорошо переносимое и эффективное поверхностно-активное вещество для удаления кожного сала, осевшей пыли и отмерших клеток с поверхности эпидермиса. Главное, чтобы такие «умывалки» не содержали мыло, были «кислыми» или сбалансированными по рН [].

Ежедневное очищение лица должно проводиться два раза в день:

  • утром — для удаления остатков ночной работы кожи;
  • вечером — для удаления солнцезащитного крема и загрязнений, которые могут помешать действию ночного ухода.

Для удаления макияжа к обычному очищающему средству вечером необходимо добавить мицеллярный раствор. Мицеллы растворят косметику и мягко снимут ее с кожи, не повреждая липидный барьер, и подготовят кожу к дальнейшему очищению. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector