Скачки роста у детей до года: рекомендации для мамы

Взросление ребенка

В первые 1,5 года жизни дети переживают резкий рост и стремительное развитие:  физическое, умственное и эмоциональное. Этот процесс проходит волнообразно и характеризуется появлением у ребенка новых навыков.

Каждое новое умение накладывается на предыдущий навык. Например, кроха учится сперва переворачиваться, потом ползать и сидеть, подтягиваться и вставать у опоры и, наконец, ходить. Скачок роста — это также скачок в развитии нервной системы и мозга. Стремительные перемены, появление новых способностей порой пугают ребенка

В такие периоды ему требуются особое внимание и помощь родителей. 

Можно выделить одинаковые паттерны и очередность их развития у всех детей, несмотря на то, что каждый ребенок уникален.  В общей сложности насчитывают 10 периодов скачков роста у детей до 2 лет: 8 из них происходят до 12 месяцев, 2 последних — до 18 месяцев. 

7 ярко выраженных симптомов кризиса 3 лет

Самыми распространенными признаками данного кризисного скачка являются:

  1. Негативизм. Кроха начинает негативно относиться к одному из родителей или даже к нескольким родственникам сразу. Это выливается в его непослушание и отказ от общения и какого-либо взаимодействия с ними.
  2. Упрямство. Требуя что-либо, ребенок становится слишком настойчивым, но при этом не имеет ни малейшего желания выслушивать позицию родителей, пытающихся объяснить ему причины, по которым они не могут исполнить его просьбу. Кроха неспособен изменить свое изначальное желание и готов отстаивать его до конца.
  3. Строптивость. Она заключается в поступках, которые дети совершают наперекор. Например, если ребенка просят собрать вещи, он разбросает еще больше игрушек, если попросить его подойти, он убежит и спрячется. Такое поведение вызвано скорее протестом против правил, установленных норм и ограничений, нежели связано с конкретным человеком.
  4. Своеволие или стремление все делать самостоятельно без помощи взрослых. В 3 года крохе трудно сделать оценку собственного потенциала и сопоставить его со своими реальными возможностями. Это приводит к тому, что он часто совершает нецелесообразные действия, в результате сердится, потерпев неудачу.
  5. Бунтарство. Желая сделать так, чтобы с его мнением считались, малыш сознательно конфликтует с окружающими.
  6. Обесценивание. Ребенок перестает ценить все, что было раньше ему дорого. Это сводится к поломанным игрушкам, порванным книгам и неуважительному отношению к близким людям.
  7. Деспотизм. Кроха требует, чтобы родители выполняли все его капризы, тем самым он пробует подчинить их своей воле.

Лечение

Задержка роста лечится в зависимости от ее причины. Если у ребенка не хватает гормона роста, назначают инъекции СТГ. Доза и курс корректируются по результатам прибавки длины тела. Чем раньше начать подобное лечение, тем благоприятнее исход. Также для коррекции роста применяют стероиды и некоторые гормональные препараты помимо СТГ.

Многие состояния не лечатся применением медикаментов. Это наследственный фактор, генетические мутации, дисплазии. Поэтому люди прибегают к единственному возможному варианту – операция по увеличению роста. Это возможно, благодаря современным технологиям и усовершенствованному аппарату фиксации Веклича. В Ладистен клиник проводят малоинвазивные вмешательства, которые практически без крови могут прибавить пациенту 5-10 см роста.

Ждем вас на консультацию!

Литература

¹ ДЕТСКИЕ БОЛЕЗНИ Под редакцией профессора Н.А. ГЕППЕ УЧЕБНИК 2017 год. Министерство образования и науки РФ Рекомендовано Координационным советом по области образования «Здравоохранение и медицинские науки» в качестве учебника для использования в образовательных учреждениях, реализующих основные профессиональные образовательные программы высшего образования по направлениям подготовки специалитета 31.05.01 «Лечебное дело», 31.05.02 «Педиатрия». 

² https://www.cdc.gov/growthcharts/who_charts.htm

³ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ КЛИНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИАГНОСТИКЕ И ЛЕЧЕНИЮ ИДИОПАТИЧЕСКОЙ НИЗКОРОСЛОСТИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ, Москва-2013. 

Игры и игрушки, способствующие развитию ребенка в 1,5 года

В новом мире систем ребенка нужно стимулировать к развитию. Для этого как нельзя лучше подходят следующие игры:

  • совместное веселье и дурачество, щекотка и неудержимое буйство;
  • кто это, что это — игры на узнавание предметов, животных, игрушек и так далее;
  • рисование;
  • физические упражнение — выполнение стоек на голове, переворотов, прыжков и элементов на равновесие, в том числе и на высоте,
  • развлечения с мыльными пузырями;
  • игры с папой, а также другими детьми, уличные развлечения;
  • мяч, догоняшки и другие активные игры, в том числе и коллективные;
  • прятки;
  • чтение.

Кроме того, арсенал игрушек должен быть пополнен:

  • пластилином, глиной и тестом для лепки;
  • машинками и гаражом для них, а также «сложными системами»: гаражом, аэропортом и так далее;
  • пазлами, в том числе и довольно сложными, из 15-20 кусочков;
  • матрешками, баночками, бутылочками и другими предметами, которые можно собирать;
  • столом и стулом;
  • велосипедом, самокатом, а также машинкой, на которой можно кататься «верхом»;
  • наклейками;
  • песочницей и горкой (возможно на улице и детской площадке);
  • качалками;
  • цветными карандашами;
  • мягкими игрушками, куклами и машинками.


По книге Хетти Вандерейт и Франс Плой «Капризничает? Значит, развивается!»

Рождение теории

Это весьма интересное предположение вылилось в массы после выхода научно-популярной книги «The wonder weeks» — совместных трудов двух ученых германского происхождения Вандерейт Хетти и Плоя Франса. Эти люди – специалисты в области детской психологии и дошкольного развития, поведенческой биологии и являются авторитетными специалистами в научных зарубежных кругах. 35 лет своей жизни они посвятили наблюдением за поведенческими реакциями и развитием малышей до двух лет. Одним из исследований было наблюдение за развитием младенцев с 0 до 12 месяцев без отрыва от ячейки общества, т.е. в семье и среди близких людей.
 
Анализируя результаты и опыт проведенных исследований, ученые пришли к выводу, что малыш развивается не плавно, а ступенчато, отрывисто и наиболее это заметно именно в течение первого года жизни (естественно, он же самый стремительный и динамичный). Подобная теория позже подтвердилась врачами-физиологами: рост ребенка не является плавным непрерывным процессом, ребенок растет скачкообразно. Это объясняется большими энергозатратами, ведь чтобы вырасти, организму требуется колоссальное количество ресурсов. Поэтому он «копит» силы и затем бабах! За одну ночь ребенок вытягивается на несколько миллиметров. Этот процесс и назвали скачками роста у грудничка.
 
Но Вандерейт и Плой выделяют помимо скачков роста еще и скачки психоэмоционального развития у малыша. Как правило, эти два процесса не всегда происходят одновременно, но оба имеют ступенчатый характер. И если с ростом все понятно ­ оп, и вырос малышок, то как быть с психическим развитием?
 
Рост и развитие нервной системы ­ очень сложный и малопонятный для простого обывателя процесс, также требующий энергетических ресурсов (кстати, это является объяснением, почему новорожденные детки много спят). Этот процесс сказывается на поведении ребенка, он не может понять, что происходит, но и объяснить маме или папе тоже не в состоянии.

Что должен уметь делать ребенок в 1 год

Навыки крупной моторики

К тому времени, когда малышу исполнится один год, он должен уметь следующее:

  • Делать первые шаги. При этом ноги широко расставлены, шаги неуверенные, руки подняты для сохранения равновесия
  • Ходить самостоятельно или с поддержкой взрослого
  • Отлично стоять без опоры
  • Ползать вверх и вниз по лестнице
  • Приседать и подниматься с поддержкой
  • Ползать 
  • Уметь залезать на диван или кровать
  • Идти и нести в руках игрушку 
  • Идти и тянуть за собой игрушку на верёвочке

Познавательная деятельность, игра

В играх немного другие требования к годовалому ребенку. В этом возрасте многое зависит от развития мелкой моторики. Кто-то в 1 год умеет закручивать крышки на банках, а кто-то нет. В год ребенок может собирать пирамидку с помощью взрослого или хотя бы самые большие круги.

Ребенок в 1 год особенно любит играть с предметами быта. Мамы часто говорят, что любимая игрушка годовалого малыша – это кастрюля. Здесь нужно быть очень внимательными к тому, с чем ребенок играет. Он может проглотить мелкие детали, поэтому следить за ним, когда он разбирает домашние ящики, просто необходимо.

В ролевых играх годовалые дети могут уже проявлять подражание, то есть делать вид, что кормят игрушку, укладывают спать или расчесывают. Очень популярны в это время игрушки-каталки, малыши уже могут катить их перед собой, многие, таким образом, оттачивают навык хождения.

Начинает экспериментировать, используя метод проб, например, если кусочек пазла не подходит по форме в выемку, пробует положить его в другие выемки.

Появляются первые попытки «притворяться»: например, притворяется спящим, укрывшись одеялом и закрыв глаза.

Годовалый ребенок любит по много раз слушать одну и ту же сказку! С удовольствием рассматривает книжки с картинками и слушает простые истории.

Общение и социально-эмоциональное развитие

В эмоциональном плане годовалые дети уже многое умеют:

  • Они могут проявлять свои чувства, умеют целовать близких и обнимать их за шею. 
  • Узнают родных на фотографиях и радуются их приходу. 
  • При звучании любимой музыки они начинают танцевать, могут хлопать в ладоши, когда родители показывают, что это нужно сделать.
  • Улыбаются в ответ на улыбку взрослого.
  • Кивают в ответ.
  • Понимает как минимум 15 слов/жестов, — смотрит  или показывает  названного человека или объект. Может найти объект ответ на вопрос: «Где твои ботинки?»
  • Смеётся в предвкушении реакции или действия
  • Расстраивается, если ему мешают что-то сделать
  • Ждёт, пока собеседник закончит своё сообщение, с использованием слов и жестов,  и только затем отвечает ему

Речь импрессивная и экспрессивная

Существует много разных мнений. Кто-то считает, что год – это еще совсем мало для речи, но нормы все же есть. 

  • Ребенок к году должен уметь произносить от двух до десяти слов и пытаться отвечать на вопрос, типа: «Кто это, что это?»
  • Выражает словами или жестами просьбу (например, «пить!», «дать!»)
  • Вступает со взрослыми в короткие диалоги, связанные с конкретной ситуацией
  • Лепеча на своём языке, использует множество разных согласных. Произносит первые лепетные слова, например, «би-би».
  • Ребенок может и должен уже в этом возрасте понимать значение элементарных просьб: «принеси, подай, положи».
  • Указывает на объекты, до которых не может дотянуться, как бы прося, чтобы ему их дали или назвали.
  • Понимать слово, которое обозначает запрет или отрицание.
  • Годовалые дети прекрасно знают свое имя и реагируют на него.
  • Самостоятельно машет ручкой на прощание

Навыки самообслуживания

  • Малыш уже может откусить кусочек от печенья, сухаря или хлеба. 
  • Может пить сок через трубочку, самостоятельно держать поильник. 
  • К этому времени многие уже имеют потребность сами кушать ложкой, но в этом случае все зависит от мамы. Если мама позволит малышу тренироваться с ложкой, пачкая все вокруг, то в ближайшее время малыш научиться быть более аккуратным, но многие мамы предпочитают чистоту детской самостоятельности, поэтому в этом возрасте многие детки сами не кушают.
  • Многие дети проявляют попытки помочь маме надевать на него одежду, протягивают ручки или ножки.

С горшком в этом возрасте дело обстоит сложнее. Многие уже начинают проситься на горшок, но некоторые даже не помышляют об этом. Не стоит об этом беспокоиться, родители сами должны понять, что они хотят от малыша. Если нужно быстрее научить ребенка проситься на горшок, то можно воспользоваться методом высаживаний, а, если проблема не стоит так остро, то можно подождать, пока малыш подрастет, и появятся новые возможности для совершенствования.

Рекомендованные клиники

Четвертый скачок роста — освоение пространства

15–19-я недели

Лейтмотив: «Я понимаю как»

Что теперь умеет малыш:

  • может не просто взять игрушку и сжать ее руками, но и дотянуться до предмета, повертеть в руках, рассмотреть со всех сторон;

  • не просто гулит, а может впервые произнести «мама» или «папа»;

  • может начать ползать, его спектр возможностей по познанию мира существенно расширяется.

Особенности поведения

Карапуз понимает, что некоторые события могут происходить по его желанию — это удивляет и пугает его. Он норовит сползти вниз, находясь у вас на руках, во время плача стремится принять позу новорожденного.

Что делать родителям?

Имейте в виду: раньше крохе было достаточно, что его носят на руках, теперь, чтобы отвлечь его, нужно постоянно с ним чем-то заниматься, придумывать новые развлечения. Только телесного контакта становится мало.

Совет психолога:

Важно, как организована среда малыша: бывает, что при всем обилии игрушек у него нет удачных. Они слишком большие, слишком яркие, слишком громкие

Случается, ребенок ударит погремушкой себя и перестает проявлять к ней интерес — пугается. Игрушки должны быть компактные, легкие, удобные для захвата. Большие и яркие дети оценят позже.

Таблица скачков роста у грудничков

Кризисные периоды возникают у всех малышей. Они достаточно заметны и закономерны. Поэтому специалистам удалось создать календарь скачков роста у детей до года. Он наглядно показывает, в какие недели возникает резкое развитие ребенка.

Таблица скачков роста у младенцев:

Возраст, в неделях Характеристика Возраст, в неделях Характеристика Возраст, в неделях Характеристика
1 спокойный период 17 пик кризиса 33 спокойное время
2 18 отступающий кризис 34 наступающий кризис
3 19 35
4 20 спокойная неделя 36 пик кризиса
5 тяжелый кризис 21 благоприятный период для закрепления новых навыков 37 кризис отступает
6 хороший период для малыша 22 обычное время 38 развитие в обычном темпе
7 спокойная неделя 23 наступающий кризис 39 благоприятное время для становления малыша
8 пик кризиса 24 40 развитие в обычном темпе
9 кризис отступает 25 41
10 благоприятный период для младенца, освоения новых навыков и умений 26 пик кризиса 42 идущий кризис
11 обычное время 27 развитие в обычном темпе 43
12 тяжелый кризис 28 44 кризис
13 хороший период 29 45 кризис отступает
14 спокойная неделя 30 46
15 наступающий кризис 31 хорошее время для младенца 47 спокойные недели
16 32 спокойная неделя 48

На пятой неделе изменяется мир ощущений малыша. У него ускоряется обмен веществ, стремительно развиваются внутренние органы. Это приводит к тому, что у ребенка пропадают те проблемы с пищеварением, которые были у него раньше.

В это время начинают появляться слезы. Малыш становится более активным. Его органы чувств совершенствуются. Это позволяет более полно познавать окружающий мир.

Только появившийся на свет малыш мог видеть объекты на расстоянии 20 см. На пятой неделе зрение улучшается: ребенок обретает способность фокусироваться, видит предметы, расположенные дальше 20 см. Это новый опыт для ребенка.

В двухмесячном возрасте случается второй скачок роста. В это время ребенок отделяет себя от окружающего мира. Малыш обнаруживает, что у него есть руки, что он может владеть лицевыми мускулами, фиксировать движения головой, конечностями и туловищем. В этот период пропадают многие врожденные рефлексы. Вместо них появляются осознанные движения.

Третий пик кризиса приходится на двенадцатую неделю жизни. Малыш начинает понимать, что может владеть собственным телом: конечностями, головой, глазами, голосовыми связками. Ребенок учится переходить из одного положения в другое. Его движения становятся более плавными.

На семнадцатой неделе малыш сталкивается с очередным скачком роста. В этот период появляется способность лучше осознавать окружающий мир, выполнять последовательно целый ряд движений.

Например, ребенок понимает, что для того, чтобы изучить интересующую его игрушку, нужно дотянуться до нее и сжать рукой, повернуть, осмотреть со всех сторон, потрясти, засунуть в рот. Малыш начинает издавать более сложные звуки. Многие дети пытаются ползать. Этот период кризиса длится около 5 недель.

Последующие скачки роста также будут уже более продолжительными. Это объясняется тем, что у ребенка повышается интеллектуальный уровень и дальнейшее развитие становится более сильным. Очередной кризисный период наступает на 26-ой неделе жизни. В это время малыш начинает пытаться овладевать множеством новых умений.

Он становится более активным и ловким. У него лучше получается координировать движения конечностями. Ребенок начинает понимать взаимосвязь между вещами, расстояние между двумя предметами.

Он осознает, что мать способна уйти в другую комнату, а он за ней последовать не сможет. Это вызывает сильный страх, панику. На 36-ой неделе жизни происходит новый скачок развития.

В этот период малыш начинает подходить к изучению мира более методично. Например, он может поднимать крошки с пола и внимательно их рассматривать или проверять, как стекает яблочное пюре с пальцев. Подобные исследования позволяют грудничку категоризировать окружающий мир.

Очередной кризисный период припадает на 44-ую неделю жизни. В это время грудные дети начинают пытаться складывать на место разбросанные игрушки, конструировать. Ребенок понимает, что для того, чтобы достичь определенной цели, нужно выполнить ряд последовательных действий. У малыша получается собирать пирамидку, складывать кубики.

Родителям важно заранее готовиться к кризису. Поэтому полезно знать календарь скачков роста. Но надо помнить, что каждый ребенок индивидуален

Поэтому информацию, приведенную в таблице, нужно воспринимать как ориентировочную.

На время наступления скачка роста влияют такие факторы:

  • приобретенные и врожденные болезни;
  • крепость иммунитета;
  • особенности питания;
  • занятия родителей с ребенком.

Чем характеризуются скачки психоэмоционального развития?

Каждый из скачков развития обрушивается на ребенка словно шквал или ураган. Малыш в буквальном смысле слова «выбит из колеи» огромным количеством эмоций и впечатлений, однако остановить работу развивающего мозга невозможно. Думаете, например, просто понять, что мир вокруг тебя цветной или начать различать узоры? 

Изучение банок на полке в магазине, шевелящихся веточек или даже рисунка на собственной одежде требует от малыша немало сил и в первое время он от этого очень устает. В дальнейшем, конечно, все это будет восприниматься как естественные процессы, но когда все вокруг новое — принять и освоить это не так-то просто. 

Как понять, что ребенок переживает очередной скачок развития

Признаки, по которым можно определить приближение очередного скачка развития у каждого грудного ребенка индивидуальны. Кто-то и вовсе переживает их без видимых изменений. Однако в общем случае это:

  • неожиданные крики и капризы без повода;
  • требование внимания и постоянного физического контакта с мамой, по сути дела ребенок «не слезает с рук»;
  • ухудшение аппетита и проблемы со сном;
  • настороженное отношение к посторонним людям. 

Некоторые мамы начинают бить панику и считают, что их ребенок чем-то заболел или просто капризничает. На самом деле такое поведение — вполне естественно. Ведь обнаружить, что мир устроен гораздо сложнее, чем казалось раньше, для малыша совсем не просто и он переживает эту ситуацию не без сложностей. 

Скачки развития у ребенка до года: календарь

В среднем каждый малыш до года проходит не менее 7-8 скачков развития, которые наблюдаются в одно и то же время. Для каждого периода характерны свои особенности и разная степень выраженности.

№ скачка Месяц Неделя Описание
1 1 4-6 Скачок роста и развития органов чувств (новые ощущения)
2 2 7-9 Познание тела
3 2,5 11-12 Осознание происходящих перемен
4 4 18-20 Освоение пространства
5 5,5 25-27 Осознание дистанции
6 8-9 36-40 Понимание речи
7 10,5 44-48 Последовательность и конструирование
8 12 54-56 Планирование и достижение поставленных целей

Каждый кризис свидетельствует об интенсивном росте ребенка и развитии его нервной системы, мозга и других органов, приобретении новых навыков. Малышу открывается ранее неизведанный мир с его звуками, запахами, оттенками, поэтому он пугается, волнуется. Все перемены слишком стремительны для маленького человека, поэтому он нуждается в поддержке взрослых.

Самые напряженные недели в развитии ребенка до года: рекомендации родителям

Признаки, по которым можно идентифицировать скачки развития, различаются в разные месяцы жизни малыша до года.

  • Беспричинные истерики с криком и плачем, резкая смена настроения. Ребенок пугается происходящим изменениям и выражает свой испуг таким образом.
  • Исчезновение аппетита. Малыш либо вовсе отказывается от пищи, либо ест неохотно или отдает предпочтение отдельным продуктам.
  • Долгое «висение» на груди. Грудничок успокаивается с мамой и чувствует себя защищенным. Он не отпускает грудь, даже если уже наелся.
  • Апатичное состояние. Все предметы и явления, окружающие ребенка, больше его не интересуют. Он перестает проявлять активность, сердится и упрямится при совершении привычных действий (смене подгузника, умывании).
  • Желание постоянно сидеть на руках. В этот непростой период младенец нуждается в маминой нежности, тепле, поцелуях, поэтому не слазит с рук. Если отпустить его и посадить на кровать или на пол, он начнет громко плакать.
  • Ухудшение качества сна. Грудничок прерывисто и беспокойно спит, засыпание и пробуждение часто сопровождаются истериками, слезами. Также сокращается продолжительность сна.

Доктор Комаровский не советует пережидать скачки роста, игнорируя изменения в поведении ребенка. Родители должны дарить малышу в этот период как можно больше внимания.

  • Не отказываться от грудного вскармливания. Если малыш резко отказывается от груди, или маме кажется, что он не наедается и все время голодный, не стоит отменять в этот период кормление грудью. В кризисные недели ребенок висит на груди ради успокоения, а не из-за желания поесть.
  • Больше тактильного взаимодействия. Грудничку необходимо ощущать мамино тепло. Постарайтесь часто обнимать его и по возможности брать на руки (но не носить все время).
  • Уделять много внимания занятиям с малышом. Веселая песенка, совместный танец и любые другие позитивные занятия отвлекут малыша от переживаний и вселят в него уверенность.
  • Развивающие игры. Несмотря на кризис, ребенка нужно продолжать развивать. Он заинтересуется интересным делом, захочет научиться чему-то новому. Не стоит забывать каждый раз хвалить кроху за успехи.
  • Смена обстановки. Прогулки во дворе или поездки к родственникам способствуют расширению кругозора младенца, благодаря чему он быстрее развивается и приобретает новые навыки и умения.
  • Не допускать переутомления. Для того чтобы малыш легче перенес очередной кризис, не стоит резко менять привычный режим дня и вводить большое количество новых занятий.

Как я справлялась во время испытаний у моего ребенка до года. Опыт успешной мамы

Марина, 29 лет, Краснодар:

Скачки развития, которые выражаются явным беспокойством грудничка, пугают родителей. Еще вчера он в первый раз пополз и засмеялся, а сегодня кричит и не слезает с маминых рук. Такие кризисы являются естественным явлением, характерным для всех детей до года

Нежность и внимание к малышу в такие периоды помогут пережить их быстро и без особых трудностей

Автор-эксперт: Полина Петровна Темрюковаэндокринолог

Месяц двенадцатый

Это период перехода от грудничка и младенца к детству. По сути границы такой и не существует, однако именно на этом моменте появляются другие приоритеты в развитие. Да и семья уже начинает ждать большего от своего чадо.

Что малыш уже умеет в 12 месяцев:

  • Ходить. Много и даже быстро. Поэтому не пугайтесь, если он побежит просто так. Но если этого не происходит страшного ничего нет. Ходить полноценно дети могут начать до полутора лет.
  • Маленький человечек уже может приседать, с целью взять вещь, помнит место игрушки.
  • Шагает уверенно через препятствие, по началу может просить помощь в виде руки мамы, но вскоре сможет и сам.
  • Уверенно ест ложечкой, может надевать и снимать шапку, носки, обуваться.
  • Ходить на горшок через раз (а точнее проситься на него).
  • Может есть руками, разжевывает уже кусочки (мягкие).
  • Понимает речь родителей, хотя может казаться, что это иллюзия.
  • Словарный запас увеличивается, как правило, от 2 слов до 10. Может быть и больше.
  • Играет в более сложные игры, даже понимает принцип дочки-матери *кормит игрушки, укачивает, сажает на горшок).
  • Годовалый ребенок понимает все, что ему говорят, даже если родителям кажется, что это не так. Он отлично умеет считывать настроение и поддается ему: веселится и грустит вместе с мамой. Психологи очень не рекомендуют выяснять отношения и ссориться при ребенке. Так как малыш еще не умеет справляться со своими эмоциями, это может нанести ему тяжелую травму.

Советы родителям: педиатры считают, что звуки, которые обозначают у ребенка конкретные действия, являются словами. Поэтому помогайте ребенку с произношением слов. Если он не может сказать, например, имя Саша — подумайте, какая буква будет проще — скорее это «Н». Попробуйте научить его говорить — Саня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector