Учим с дошкольником состав числа на домашних занятиях
Содержание:
- Действие умножения
- Считаем и решаем примеры до 20
- Знакомство с изображением чисел
- Счетные палочки
- Оптимальный возраст
- Состав числа: закрепление
- Считаем и решаем примеры до 20
- Как помочь ребенку?
- Наиболее распространенные методы
- Как объяснить ребенку состав числа
- Счет до 100
- Состав числа: объяснение и карточки
- Название и образование чисел от 11 до 20
- Устный счет
Действие умножения
Если понимать, что умножение – это сложение одинаковых чисел определенное количество раз, ничего сложного в действии нет. Например, 4*7 = 4+4+4+4+4+4+4. В итоге получают 28. Упростит действие таблица умножения. Ее знает каждый школьник.
Чтобы правильно умножать числа, их сводят к простым. Рассмотрим техники умножения.
Умножение 9 и 11
Правило при умножении на 9 умножают на 10 и вычитают 9. Если умножают на 11, сначала умножают на 10, прибавляя исходный показатель.
Пример:
- 15*9 = 15*10-15 = 150-15 = 135;
- 57*11 = 57*10+57 = 570+57 = 627.
Умножение на 5 чисел до 10
Эта техника поможет правильно умножать двух-, трехзначные числа. Правило простое – множитель делят на 2. Получив результат в виде целого показателя, добавляют в конце 0, а если число не целое, отбрасывают остаток и добавляют в конце 5.
Пример 1482*5 решают так:
- (1482/2) _ (+0 или +5) = 741 _ (+0) = 7410 – исходный показатель делили на 2 без остатка;
- 2269-5 = (2269/2) _ (+0 или +5) = 1134,5 _ (+5) = 11345 – исходный показатель делили на 2 с остатком.
Техника, как быстро научиться считать деньги, умножая число на 5, 25, 50, 125 с использованием формул:
- А*5 = А*10/2;
- А*50 = А*100/2;
- А*25 = А*100/4;
- А*125 = А*1000/8.
Приставляя вместо А цифру, в процессе решения формулы получают нужный результат. Например, 25*25 = 25*100/4 = 2500/4 = 625.
Умножение больших чисел с одним четным
В этом случае пользуются методикой упрощения множителей. Четное число уменьшают в 2 раза, а нечетное увеличивают в 2 раза. Например, 48*125 = 24*250 = 12*500 = 6*1000 = 6000.
Умножение многозначного числа на однозначное
Разбираясь, как научиться быстро считать деньги на кассе, пользуются техникой раскладывания на порядки, как в случае сложения. Пример 468*6 решают так:
- Раскладывают 468 на 400, 60, 8. Умножают каждое число на 6.
- Получают (400*6) = 2400 + (60*6) = 360 + (8*6) = 48. Итого 2400+360+48 = 2808.
Более сложный вариант с перегруппировкой итоговых результатов выглядит так: 2400+360+48 = 2000+400+300+60+48 = 2000+700+108 = 2808.
Умножение простых чисел
Диагональный метод нужен при поисках техники как быстро научиться считать устно. Заключается способ в дописывании числа, которого «не хватает до 10».
Пример 7*8 решают так:
- высчитают недостающее до 10 – в 7 это 3, в 8 это 2;
- затем 8-3 = 5;
- 3*2 = 6;
- в итоге получают 56.
Умножение чисел от 10 до 20
Правило – к одному числу прибавляют единицы другого, а сумму умножают 10. К результату добавляют сумму единиц. Например, 13*15 = (13+5)*10 + 3*5 = 180+15 = 195.
Умножение двузначных чисел
Упрощают процесс снова разложением двузначных чисел на простые действия. Пример 78*56 решают так:
- В итоге должно получиться сложение цифры 78 точно 56 раз. Сначала складывают 78 пятьдесят раз, затем еще 6 раз.
- Считают 78*5 = 70*5 + 8*5 = 350+40 = 390*10 = 3900.
- 78*6 = 70*6 + 8*6 = 420+48 = 468.
- 3900+468 = 3000+900+400+60+8 = (3000+1300+60+8) = 4368.
Пользуясь принципом упрощения и раскладывания больших чисел на разряды, умножают все двузначные числа.
Умножение на 9, 99, 999
Учитывают правило прибавления недостающих единиц. Пример 154*99 решают так: 154*(100-1) = 15400-154 = 15246. Таким же образом умножают на 9, 999.
Возведение в квадрат
Это тоже умножение, при котором число раскладывают на составляющие. Сначала находят произведение первой цифры на следующую за ней, результат будет заканчиваться на квадрат последней цифры. Пример возведения 75 в квадрат решают так: 7*8 = 56; 5*5 = 25. В итоге 75*75 = 5625.
Считаем и решаем примеры до 20
Когда счет до 10 был освоен и ребенок стал свободно ориентироваться в первой десятке цифр, наступает время переходить на новый этап и обучаться двузначным числам, считать примеры в пределах 20.
Запоминаем цифры
Чтобы ребенок хорошо запоминал последовательность цифр, лучше всего использовать 20 одинаковых предметов (это даст возможность наглядно все объяснять малышу) или опять же карточки с числами.
Выглядеть это будет так:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
Поясняем ребенку, что в числах после 10 есть сходство. Визуализируя таким образом числа и десятки, вы поможете ребенку эффективнее запомнить их последовательность и названия. Видим число 11 – говорим «один» и прибавляем окончание «надцать». Так же поступаем и с другими двузначными числами – «три-надцать», «пять-надцать», «шесть-надцать» и т. д.
Работайте с ребенком на повторение, пока он не запомнит названия чисел.
Решаем примеры
Прежде чем приступить к решению примеров и обучению в пределах двадцати, дошкольник должен уяснить такие понятия, как «десятки» и «единицы». Для начального этапа обучения можно использовать кубики, палочки или попробовать учиться на счетах, а потом уже приучать малыша считать в уме. В возрасте 5 или 6 лет он должен уметь считать без помощи пальцев и других посторонних предметов.
Для первых занятий лучше использовать такие упражнения для детей, в которых не нужно совершать вычисления с переходом через десяток. Подойдут примеры, где все математические действия происходят с целым десятком или десятками и с некоторым количеством единиц, которые прибавляются либо вычитаются.
То есть десяток – основа всего примера.
Сложите кубики, палочки или другие предметы, с которыми вы работаете, по порядку в количестве 10 штук. Объясните малышу, что это десяток. Потом попросите прибавить к этому количеству еще несколько предметов, допустим 4. Говорите: «Десять плюс четыре равно четырнадцать». После того, как вы научили ребенка складывать, подобным образом составьте примеры с вычитанием, например:
18-8=10
13-10=3 и т. д.
Следующий этап – вычисления с переходом через десяток. Такие примеры даются ребятам несколько сложнее. Здесь уже понадобятся знания не только целых десятков и отдельных единиц, но и общее представление состава отдельного числа.
- Из чего состоит число 3? Из 1 и 2, или 1 и 1 и 1.
- А что такое 7? Это 1+6= 2+5= 1+1+1+4 и т. д.
Подобным образом поступите со всеми числами, которые знает ребенок, разберите их на составляющие части. Потом эти знания хорошо применить в решении примеров.
Разберем такой пример:
4+9=
Второе слагаемое раскладываем на два составляющих числа, чтобы при сложении с первым слагаемым получить десятку, а потом прибавляем остаток:
4+(6+3)= 10+3=13, т. е. 4+9= 13
Закрепим знания еще несколькими примерами:
5+7=
5+(5+2)= 10+2= 12
или
8+9=
8+(2+7)= 10+7= 17
Таким же образом можно решать примеры с вычитанием:
16-7=
16-(6-1)= 10-1= 9
или
13-8=
13-(3-5)= 10-5= 5
То есть для того чтобы сделать вычисление, раскладываем второе слагаемое таким образом, чтобы при вычитании из первого слагаемого получилась десятка, а потом вычитаем оставшееся число.
Также удобно показать малышу работу со сложением и вычитанием в столбик. В таких примерах нагляднее видно десятки и единицы, что с чем складывать или вычитать.
Напоследок несколько рекомендаций родителям.
- Во время занятий математикой проявите терпение к своему маленькому ученику и не раздражайтесь от его непонимания, а тем более не кричите.
- Не давите на ребенка и не заставляйте заниматься, если ему не хочется. Отпустите его, ведь он все равно не сконцентрируется. А в следующий раз придумайте, как его заинтересовать занятиями.
- Контролируйте время занятий, не держите малыша часами за решением примера. 10-20 минут должно длиться одно занятие. Дети быстро теряют концентрацию, и долговременные занятия нельзя назвать эффективными.
- На досуге между делом постоянно тренируйтесь с малышом. Когда режете торт, считайте, сколько кусков получилось, когда сервируете стол, посчитайте количество гостей и попросите принести нужное количество тарелок и т. д.
Главное одно – спокойная обстановка, терпение и родительская любовь однажды все равно дадут положительный результат. Не равняйтесь на других, а занимайтесь своим ребенком. Помните, что все дети разные и всем нужен индивидуальный подход.
Знакомство с изображением чисел
Когда малыш как следует освоит счет до 5, можно показывать ему изображения цифр. Лучше изготовить или купить в магазине карточки с большими красочными цифрами. Желательно, чтобы их размер был не менее половины листа А4 (это обычный альбомный лист). Расскажите ребенку о том, что каждая цифра имеет свое собственное имя. Рядом с цифрой положите карточку с изображением соответствующего ей количества предметов. Так, с помощью зрительных образов малыш быстро запомнит, какому количеству предметов соответствует та или иная цифра.
Что еще можно сделать для лучшего запоминания:
- вылепить цифру из пластилина;
- купить магнитные цифры и повесить их на холодильник, регулярно играя c ними;
- нарисовать цифру на большом листе бумаги, все время поясняя ребенку, что делаете, и повесить на видное место;
- завести отрывной календарь, рассказывая малышу каждый день, что сегодня такое-то число, и что вы собираетесь сегодня делать;
- использовать часы: настоящие настенные или игрушечные. Каждый час нужно показывать своему чаду циферблат и проговаривать, сколько время;
- используем игру в детский магазин, где нужно считать игрушечные деньги;
- играем в игры-ходилки с игрушечным кубиком, на котором нужно считать точки;
- играем в детское домино с изображением цифр и предметов, которые нужно считать;
- быть всегда в хорошем настроении и почаще хвалить малыша за успехи.
Одновременно показывайте ребенку, как пишутся цифры, изучая в день не более одной. Далее следует тот же самый алгоритм с обучением счету до 10. Как правило, дети очень просто осваивают счет до этой цифры. Затем можно заняться счетом до 20. Как лучше объяснить ребенку схему такого счета?
Счетные палочки
Имеется множество интересных и активных заданий для детей. Состав числа не всегда хочется изучать прыгая, бегая, накрывая на стол. Иногда нужно просто провести время в спокойной обстановке, но продуктивно. Помогут счетные палочки.
Если ребенку менее 4 лет, то начинайте с самых простых примеров. Положите на стол одну палочку, скажите, чтобы добавил столько, чтобы получилось три. Потом скажите, что нужно убрать палочки так, чтобы стало две, и так далее. Усложняйте примеры, ребенок не должен пользоваться умением считать, чтобы составить именно состав числа. Не должно быть примеров таких: на столе одна палочка, добавь так, чтобы стало две, а теперь три.
Оптимальный возраст
Понятие оптимального возраста относительно, ведь кто-то и в 4-5 тянется к счету, а кому-то трудно делать это и в школе. Однако выделяют важный дошкольный период – 5-6 лет
Именно тогда важно воспитывать в ребенке желание учиться и узнавать что-то новое. Бонус для обучения – гибкость ума малыша
В подготовительной группе упор занятий делают именно на счет. Детей при помощи простых картинок, жизненных примеров или пальчиков учат складывать и вычитать.
Чтобы облегчить этот процесс, именно сейчас важно научить ребенка составу чисел. В школе работа с составом чисел начинается в первом классе
Если первое полугодие проходит в легком темпе, то далее скорость обучения увеличивается: детей учат числам до ста.
Состав числа: закрепление
А теперь будем тренировать запоминание. Точнее, припоминание. Теперь наши задания направлены на то, чтобы ребёнок припоминал нужные примеры.
Задание 1. Я делаю так — даю листок с примерами, где есть и те примеры, которые мы сейчас учим, и другие. Инструкция для ребёнка: «Найди все примеры, которые мы сейчас учили, и запиши правильный ответ. На другие примеры сейчас не обращай внимания».
(Некоторые прилежные дети начинают всё равно решать все примеры. Поэтому я стараюсь подбирать такие «ненужные» примеры, которые они должны были уже освоить.)
Самое главное — наблюдать за ребёнком в процесс работы: он припоминает примеры (те, которые мы сейчас заучиваем) или заново считает? Если считает — ничего не получилось! Либо ребёнок их ещё не запомнил (тогда надо вернуться к пункту 3), либо не понимает, чего мы сейчас от него хотим. Нам нужно именно это: найти знакомые примеры!
Задание надо выполнить хотя бы 3- раза (не сразу, с интервалами, в один день не более двух раз через промежуток времени).
Задание 2. Снова даём ребёнку листок с примерами, где есть и те, которые мы «учили», и на состав других чисел. И просто просим решать примеры. Не подсказываем, что некоторые примеры он уже «помнит».
Наблюдаем. Делаем выводы: если вспоминает «наши» примеры и сразу пишет в них ответы — ура, получилось! Если нет — возвращаемся к пункту 3.
Считаем и решаем примеры до 20
Когда счет до 10 был освоен и ребенок стал свободно ориентироваться в первой десятке цифр, наступает время переходить на новый этап и обучаться двузначным числам, считать примеры в пределах 20.
Запоминаем цифры
Чтобы ребенок хорошо запоминал последовательность цифр, лучше всего использовать 20 одинаковых предметов (это даст возможность наглядно все объяснять малышу) или опять же карточки с числами.
Выглядеть это будет так:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
Поясняем ребенку, что в числах после 10 есть сходство. Визуализируя таким образом числа и десятки, вы поможете ребенку эффективнее запомнить их последовательность и названия. Видим число 11 – говорим «один» и прибавляем окончание «надцать». Так же поступаем и с другими двузначными числами – «три-надцать», «пять-надцать», «шесть-надцать» и т. д.
Работайте с ребенком на повторение, пока он не запомнит названия чисел.
Решаем примеры
Прежде чем приступить к решению примеров и обучению в пределах двадцати, дошкольник должен уяснить такие понятия, как «десятки» и «единицы». Для начального этапа обучения можно использовать кубики, палочки или попробовать учиться на счетах, а потом уже приучать малыша считать в уме. В возрасте 5 или 6 лет он должен уметь считать без помощи пальцев и других посторонних предметов.
Для первых занятий лучше использовать такие упражнения для детей, в которых не нужно совершать вычисления с переходом через десяток. Подойдут примеры, где все математические действия происходят с целым десятком или десятками и с некоторым количеством единиц, которые прибавляются либо вычитаются.
То есть десяток – основа всего примера.
Сложите кубики, палочки или другие предметы, с которыми вы работаете, по порядку в количестве 10 штук. Объясните малышу, что это десяток. Потом попросите прибавить к этому количеству еще несколько предметов, допустим 4. Говорите: «Десять плюс четыре равно четырнадцать». После того, как вы научили ребенка складывать, подобным образом составьте примеры с вычитанием, например:
18-8=10
13-10=3 и т. д.
Следующий этап – вычисления с переходом через десяток. Такие примеры даются ребятам несколько сложнее. Здесь уже понадобятся знания не только целых десятков и отдельных единиц, но и общее представление состава отдельного числа.
- Из чего состоит число 3? Из 1 и 2, или 1 и 1 и 1.
- А что такое 7? Это 1+6= 2+5= 1+1+1+4 и т. д.
Подобным образом поступите со всеми числами, которые знает ребенок, разберите их на составляющие части. Потом эти знания хорошо применить в решении примеров.
Разберем такой пример:
4+9=
Второе слагаемое раскладываем на два составляющих числа, чтобы при сложении с первым слагаемым получить десятку, а потом прибавляем остаток:
4+(6+3)= 10+3=13, т. е. 4+9= 13
Закрепим знания еще несколькими примерами:
5+7=
5+(5+2)= 10+2= 12
или
8+9=
8+(2+7)= 10+7= 17
Таким же образом можно решать примеры с вычитанием:
16-7=
16-(6-1)= 10-1= 9
или
13-8=
13-(3-5)= 10-5= 5
То есть для того чтобы сделать вычисление, раскладываем второе слагаемое таким образом, чтобы при вычитании из первого слагаемого получилась десятка, а потом вычитаем оставшееся число.
Также удобно показать малышу работу со сложением и вычитанием в столбик. В таких примерах нагляднее видно десятки и единицы, что с чем складывать или вычитать.
Напоследок несколько рекомендаций родителям.
- Во время занятий математикой проявите терпение к своему маленькому ученику и не раздражайтесь от его непонимания, а тем более не кричите.
- Не давите на ребенка и не заставляйте заниматься, если ему не хочется. Отпустите его, ведь он все равно не сконцентрируется. А в следующий раз придумайте, как его заинтересовать занятиями.
- Контролируйте время занятий, не держите малыша часами за решением примера. 10-20 минут должно длиться одно занятие. Дети быстро теряют концентрацию, и долговременные занятия нельзя назвать эффективными.
- На досуге между делом постоянно тренируйтесь с малышом. Когда режете торт, считайте, сколько кусков получилось, когда сервируете стол, посчитайте количество гостей и попросите принести нужное количество тарелок и т. д.
Главное одно – спокойная обстановка, терпение и родительская любовь однажды все равно дадут положительный результат. Не равняйтесь на других, а занимайтесь своим ребенком. Помните, что все дети разные и всем нужен индивидуальный подход.
Как помочь ребенку?
Числа от 2 до 10 в повседневной жизни встречаются очень часто, а обучение счету – во многом креативный процесс. Помочь с освоением цифр просто даже без покупки специальных приспособлений:
- Малышу нравится спорт? Подсчитывайте с ним количество забитых мячей в ворота.
- Ребенок любит природу? Разглядывайте деревья на лужайке, сравнивайте, с какой стороны их больше, а с какой меньше.
- Чадо постоянно что-то рисует? Предложите ему изобразить определенное количество предметов на листе. Увлекается лепкой? Попросите смастерить фигурку с 3 лапами, 2 хвостами и 1 ухом.
- Хитрите. В течение дня спрашивайте у малыша «если я возьму у тебя одно печенье, то сколько у тебя останется?» и подобное.
В комфортной игровой атмосфере ребенок быстро разберется с составом всех чисел и будет считать 1 2 3 4 5 и до десятка правильно.
Если вашему малышу плохо дается устный счет, то можно предположить проблемы с мышлением, вниманием или недостатком концентрации. Направить энергию в нужное русло позволят игры от BrainApps. Сервис предлагает свыше 100 тренажеров, позволяющих развивать и совершенствовать интеллектуальные способности
Зарегистрировавшись на сайте, выберите необходимую категорию игр:
Сервис предлагает свыше 100 тренажеров, позволяющих развивать и совершенствовать интеллектуальные способности. Зарегистрировавшись на сайте, выберите необходимую категорию игр:
Для улучшения памяти. Тренажеры типа «Числовой охват», «Запоминай и прокликай» и «Найди пару» разовьют объем памяти, улучшат ее точность и усовершенствуют объем внимания.
Для развития мышления. Игры «Фруктовая математика», «Сравнение цифр по памяти» и «Перемещения» улучшат зрительную и пространственную память, разовьют логику и научат ребенка быстро находить ответы на поставленные вопросы.
Для совершенствования внимания
Тренажеры «Найди фигуру», «Космос» и «Концентрация» помогут малышу лучше концентрироваться и направлять внимание в нужное русло.
Совместные игры с дошкольником онлайн – не только увлекательное, но и полезное хобби. Чадо сможет развиваться, достигать поставленных целей и соревноваться с вами или сверстниками. Все, что нужно – подключение к сети и свободное время.
Наиболее распространенные методы
Если ввести такой запрос в поиске или задать педагогу, чаще всего порекомендуют:
- Таблицу состава числа
- Числовые домики
Первый способ подразумевает чисто механическое заучивание. То есть ребенок, имея перед глазами квадратную табличку, путем многократного повторения зазубривает, из каких двух компонентов состоит каждое число в пределах первого десятка.
А дальше идет отработка быстрого воспроизведения на многочисленных примерах. Работает способ? Работает. Быстро? Сильно зависит от особенностей памяти ребенка. У кого-то механическая память развита хорошо – и он запомнит буквально за пару дней.
Второй способ имеет под собой некий игровой момент. Есть десять (или девять) домиков. Каждый имеет номер. И этажи, на каждом из которых «живут» два числа, в сумме составляющие номер дома.
Ребенок изучает домики по одному и потом путем многократного повторения запоминает состав числа, заполняя домики с пропусками или пустые.
Как объяснить ребенку состав числа
Понимание этого момента очень важно для навыка счета. Объяснить ребенку состав числа тяжело, ведь ему нужно запомнить порядка 50 комбинаций, а потом свободно оперировать ими. Чтобы он быстрее освоил материал, предложите такие задания:
Чтобы он быстрее освоил материал, предложите такие задания:
- Разложите указанное количество предметов на две тарелки и перемещайте их, создавая разные сочетания.
- Пусть ребенок на основе предыдущего задания дополняет число до нужного и наоборот.
- Зарисовывайте домино.
- Закрашивайте ячейки, на которых записан состав изучаемого числа.
Выполняйте такие упражнения с ребенком максимально часто. Действия с составом числа у него должны дойти до автоматизма. Без этого вы не научите ребенка складывать и вычитать с переходом через десяток. Малыш в итоге должен понять, что если он хочет узнать, сколько будет 8+7, например, ему надо выполнить такую последовательность арифметических действий:
- Довести первое слагаемое до 10 (вспоминая, что 10 состоит из 8 и 2).
- Понять, сколько еще нужно добавить. За основу берется то, что 7-2=5.
- Посчитать, что 10 прибавить 5, будет 15.
Пример вычитания с доведением до 10:
- Чтобы вычесть 9 из 16, сначала отнимаем 6. Получаем 10.
- Вспоминаем, что состав числа 9 – 6 и 3.
- Вычитаем из 10 – 3, основываясь на том, что 6 мы уже вычли. Получаем в итоге 16-9=7.
Освоив понятие состава числа, ребенок в дальнейшем научится:
- понимать, что результат сложения или вычитания разных чисел может быть одинаковым;
- складывать и вычитать в пределах 100 и 1000;
- определять разрядный состав числа;
- выполнять действия с каждым разрядом по очереди.
Счет до 100
Научиться быстро считать в уме до 10, 20 смогут дети в пять лет. А вот как научить ребенка считать до 100 в этом возрасте знают не все родители. Да, маленький дошкольник может испытывать трудности в процессе овладения новыми знаниями, тем более цифра сто предусматривает огромное количество других, одна мысль о которых повергает в шок не только детей, но и их родителей. На самом деле сложностей можно избежать и научить считать дошкольника до 100 без труда, выбрав правильный подход.
Учимся считать до 100:
- Самый простой способ объяснить детям что такое «100» – это привести пример десятков, из которых оно состоит (10, 20…90). При этом нужно рассказывать и о том, что между десятками есть еще и единицы. Дошкольник, считающий от 1 до 20, будет это знать.
- Каждый день малышу нужно ставить конкретное задание – изучение новых цифр. Ограничиться можно десятью. При этом повторение должно проводиться от 1 и до цифры, которая была выучена позже всех.
- После каждого выполненного задания в виде освоения новых цифр, можно проводить контрольные игры. Например, написав числовой ряд, пропустить в нем несколько значений, которые малыш должен определить. Пересчитывать можно и любые предметы, которые его окружают.
- Счет до 100 для детей – это невероятное достижение, за которое их обязательно необходимо хвалить и поощрять, ведь это самый сильный стимул для достижения больших высот.
Состав числа: объяснение и карточки
Когда мы просто складываем разные числа, результат может получиться любой. Но когда мы выясняем состав какого-то числа, то как бы идём в обратном направлении — от результата, который известен заранее (например, 8). Мы учим определённые пары слагаемых — у каждого числа они свои, — чтобы получался именно этот результат.
Я предлагаю действовать в таком порядке.
- Объяснить наглядно, как при одной и той же сумме одно слагаемое может увеличиваться, а второе — уменьшаться. Очень удобно это делать на предметах, которых всегда фиксированное и привычное глазу количество: отлично подходят коробки из-под яиц (10), прозрачные упаковки печенья или конфет (обычно 6, 8, 12), строчки календаря (7), упаковки акварели, пластилина и т.п.
- Ребёнок обязательно должен записать в тетрадь (или на листочек) все возможные варианты состава числа, проговорить их вслух, найти и соединить примеры с одинаковыми слагаемыми (7+1 и 1+7, например).
- Очень советую сделать для закрепления состава числа карточки вида
7 + 1 = 8
6 + 2 = 8
5 + 3 = 8
4 + 4 = 8
Отдельную карточку на каждый пример. Зачем? Карточки составом числа дают нам много возможностей для заучивания комбинаций. Например:
- Раскладываем карточки по порядку.
- Просим ребёнка все их назвать.
- Переворачиваем, кладём карточки лицевой стороной вниз.
- Просим ребёнка их припомнить.
- Открываем, проверяем, хвалим!
Сделать столько раз, сколько понадобится, чтобы ребёнок назвал их все. Заниматься можно буквально по нескольку минут, между делом.
Название и образование чисел от 11 до 20
Всем известно, что Маша большая сладкоежка. Медведь решил порадовать ее и купил для нее целый пакет конфет.
Но пока он нес подарок домой, пакет порвался и конфеты стали понемногу высыпаться. Зашел Медведь в дом, позвал Машу и отдал ей угощение.
Развернула Маша пакет, а там только коробка с конфетами лежит. Открыла она коробку и начала считать: «Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять». Всего десять конфет оказалось в коробке.
— Мишка! – закричала Маша. – Почему ты принес так мало конфет?!
Маша обиделась и чуть не заплакала.
Прибежал Медведь. Заглянул в пакет. И схватился за голову. Понял он, что половину конфет растерял по дороге. Рассказал Медведь Маше, что конфет было больше, только они рассыпались и куда-то закатились.
Обрадовалась Маша и бросилась искать конфеты. Первую конфету она нашла тут же под столом и положила ее рядом с коробкой.
— Мишка! – позвала Маша. – Я нашла конфету! Иди сюда, посмотри!
Пришел Медведь, глянул на стол и сказал: «Теперь у тебя одиннадцать конфет!»
— Сколько, сколько? – переспросила Маша.
— Одиннадцать! – ответил Медведь.
— Первый раз слышу такое слово. Что оно обозначает? – удивилась Маша.
— Ну, смотри, — сказал Мишка, — у тебя в коробке было десять конфет. Десять – это десяток. В старину вместо слова «десяток» говорили «дцать».
— Дцать! Дцать! – засмеялась Маша. – Какое смешное слово!
— А теперь у тебя есть еще одна – Мишка положил конфету на коробку. – Получается «один на дцать» или целое слово «одиннадцать».
— Одиннадцать – повторила Маша. – Поняла, это если у меня есть десять или десяток и еще один.
Маша принялась искать остальные конфеты. Она обшарила всю комнату.
Под диваном она нашла еще одну конфету и положила ее на стол.
— Мишка! – позвала Маша, — я нашла еще одну конфету. Иди, посмотри, сколько их теперь.
Медведь подошел к столу и сказал: «Теперь здесь двенадцать конфет».
— Двенадцать, две-на-дцать – проговорила Маша.
— Ну да – сказал Медведь. — Вот смотри – десяток в коробке и еще две конфеты. Что получим?
— Поняла – десять и еще два – это число двенадцать. Очень интересно. Сейчас поищу еще конфеты – сказала Маша.
Она принялась оглядываться по сторонам и в углу за умывальником обнаружила конфетку.
— Мишка! Я нашла третью конфету! Иди, посчитай, сколько их теперь – закричала Маша.
Медведь увидел на столе возле коробки с шоколадками еще три конфеты.
— Давай вместе разберемся – сказал Мишка. – Ты нашла уже три конфеты, а в коробке десять или десяток, который называли «дцать». Значит всего их тринадцать.
— Так значит нужно посчитать, сколько у меня отдельных конфет. От этого зависит название всего числа – поняла Маша. – Сейчас я сама попробую разобраться.
Она бросилась искать по комнате остальные конфеты. И нашла еще парочку.
— Посмотрим, что у меня получится – сказала Маша и положила возле коробки еще одну конфету. – Теперь у меня четыре конфеты, кроме тех, что в коробке.
— Как там говорил Мишка? – вспоминала Маша. – Четыре – на – дцать.
— Мишка! У меня теперь четыренадцать конфет! – закричала она.
— Четырнадцать – поправил ее Мишка, — надо говорить «четырнадцать». Но посчитала ты все правильно, молодец.
Маша положила рядом еще конфету.
— Смотри, Мишка, теперь возле коробки лежит пять конфет – сказала Маша, — значит всего конфет пять – на – дцать. Правильно?
— Пятнадцать! Молодец, ты все правильно поняла – похвалил медведь Машу.
Обрадовалась Маша и побежала во двор искать остальные конфеты.
Она нашла еще несколько конфет.
Принесла их домой. Маша начала выкладывать на стол по одной конфете и пересчитывать то, что получалось. Вот какие числа она узнала.
— Мишка! – закричала Маша. – Иди быстрее сюда! Послушай, какие числа у меня получились: шестнадцать, семнадцать, восемнадцать, девятнадцать. Правильно?
— Все верно – сказал Медведь. – Ты молодец! Вот тебе еще одна конфета.
Мишка положил на стол шоколадку.
Маша принялась пересчитывать конфеты на столе. У нее получилось десять.
— А сколько теперь всего конфет? – спросила Маша. – В коробке десять и на столе десять.
— Я уже говорил, что десять – это десяток – сказал Мишка. — Смотри, что получилось. В коробке один десяток и на столе один десяток конфет.
— Получается, у нас два десятка – сказала Маша.
— Правильно, — ответил Мишка. – Раз два десятка, то число называется «двадцать».
— Два –дцать – все понятно, это легко запомнить – обрадовалась Маша. – Я теперь знаю названия всех чисел от 11 до 20! Какая я молодец!
Маша принялась есть конфеты, а Медведь смотрел на нее и улыбался. Он был рад, что Маша поняла принцип образования чисел от 11 до 20.
Устный счет
Устный счет позволяет быстро выполнять задания. Чтобы он давался легко, нужно объяснить ребенку числовой состав. Для этого раскладывайте числа от 2 до 10. Чем больше цифра, тем больше внимания следует ей уделить. Объясните, что для счета после десяти нужно в уме перебирать составляющие числа. Например, 8 + 7. Спросите малыша, сколько нужно цифре 8, чтобы получить 10.
Предложите разложить цифру 7, используя двойку. Тогда ребенок поймет, что ответом будет 5. А сложение даст нам 15. Сначала будет нелегко, но когда ребенок освоит этот метод, устный счет будет налажен.
Не переусердствуйте, занятие не должно превышать 10 минут. Можно считать несколько раз в день или делать однодневный перерыв.