Буква ш
Содержание:
- Почему возникают проблемы с произношением буквы «Ш» шипящей
- Артикуляция
- Тренируем правильное произношение буквы «Ш»
- Шипящие в речи ребенка
- Про букву Ш
- Советы по постановке звука [Ш]
- Песенки для автоматизации звука ш
- Звук Ш в середине слова в ряду слов
- Проверка правильности произношения
- Учим ребенка выговаривать звуки
- Звук Ш в начале слова в ряду слов
- Ход занятия:
Почему возникают проблемы с произношением буквы «Ш» шипящей
Выделяют несколько основных причин неправильного произношения:
Физиология, т.е. неправильный прикус, слишком крупный язык, высокое небо и т.д.;
Ребенок долго использует соску. В этом случае портится прикус, из-за чего страдают многие звуки, особенно шипящие и свистящие;
«Сюсюканье» с малышом. Ребенок подражает старшим, коверкая речь;
Нарушение речи у взрослых. Малыш может копировать речь родителей, если они говорят неправильно;
Завышенные требования родителей. Часто родители слишком много требуют, не показывая правильную артикуляцию;
Отставание в развитии
Если не до конца сформировано мышление, память и внимание, то речевое развитие также будет страдать;
Нарушение слуха или малыш плохо распознает звуки на слух.
Выявить точную причину проблемы может только специалист. Поэтому, если вы уже продолжительное время не можете научить ребенка выговаривать букву «Ш», то следует обратиться к специалисту.
Артикуляция
Залогом хорошего произношения является правильная артикуляция звука ш и ж. Чтобы научить ребенка правильно говорить буквы ш и ж, необходимо изучить один способ артикуляции, так как речевой аппарат работает практически одинаково при произношении обеих букв.Так, чтобы правильно говорить букву ш, необходимо следующим образом провести работу с артикуляционным аппаратом:
- губки малыша должны быть немного выдвинуты вперед в форме трубочки;
- кончик языка приподнят к небу так, что между ними остается небольшая щель;
- боковыми краями язычок ребенка прижимается к верхним крайним зубам, придавая языку форму чашечки;
- струя воздуха легко проходит через незадействованные голосовые связки, создавая необходимое звучание.
Для того чтобы понять, как научить ребенка говорить букву ж, необходимо прибегнуть к вышеописанной артикуляции, подключив при этом вибрации голосовых связок.Очень важны регулярные упражнения для постановки звуков. Эти упражнения могут проводиться как с логопедом, так и в домашних условиях.
Мимическая гимнастика
Занятия начинают с особой артикуляционной гимнастики, которая подготовит речевой аппарат к проведению упражнений, расслабит мышцы лица.
Мимическая гимнастика включает в себя следующие упражнения:
- Двигать губами вправо-влево, разминая лицевую мускулатуру. Выполнить пять раз в одну и другую сторону, отдохнуть, повторить ещё четыре раза.
- Попеременно надувать щеки, повторяя упражнение пять раз с недолгим отдыхом.
- Хмурить брови, надувать губы делая обиженное, капризное лицо. Практиковать злое выражение лица поджимая губы. Делать удивленное выражение поднимая брови вверх. Повторять каждое упражнение четыре-пять раз.
- Быстрое моргание чередовать со спокойным, расслабленным открыванием-закрыванием глаз.
- Обводить контур губ языком, словно облизывая остатки варенья, мороженного на лице.
- Корчить рожи, делать смешное выражение лица, складывать губы «уточкой».
Каждое упражнение можно сопровождать стихотворной рифмой, занимательным рассказом. Таким образом ребенок будет не только развивать мимику, но и тренировать речь, память.
Дыхательная гимнастика
Поле комплекса артикуляционных упражнений ребенку предлагают выполнить дыхательные упражнение в игровой форме:
«Воздушный футбол»: положить на стол ватный шарик и предложить забить гол воздушной струёй из рта. Для этого губы складываются трубочкой, а щёки не участвуют. Перед, как научить ребёнка этому упражнению, нужно придерживать щёки пальцами, чтобы он делал это на одном ровном выдохе.
“Бабочка села на цветок”: вырезать из цветного картона цветы и бабочек, соединить их нитью. Сдувать струей воздуха бабочек с цветов.
Артикуляционная гимнастика
Индивидуальное логопедическое занятие начинается с артикуляционной гимнастики для звука “ш”. Артикуляционные упражнения вызывают у детей восторг. Ставим звук ш, играя:
«Бегемот»: широко открыть рот, считать до пяти, затем закрыть.
«Лягушка»: растянуть рот в улыбке, не меняя положения зубов.
«Трубочка»: вытянуть губы трубочкой, удерживать их.
«Блинчик»: широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу.
“Варенье”: облизывать широким языком в форме чашечки верхнюю губу.
“Кисточка”: водить языком по небу, от зубов к горлу.
Тренируем правильное произношение буквы «Ш»
Перед тем, как переходить непосредственно к упражнениям по постановке «Ш», необходимо провести артикуляционную гимнастику, которая способствует усилению подвижности органов речи.
Разминаем язык
Для разминки языка можно воспользоваться следующими упражнениями:
- «Блинчик». Ребенок должен положить распластанный язык на нижнюю губу и задержать на ней не менее 10 секунд;
- «Чашечка». Нужно распластать язык на нижней губе, приподняв его края и кончик. В результате формируется своеобразная чашечка;
- «Болтушка». Аналогично с предыдущим упражнением, но при этом язычок-чашечка поднимается и опускается;
- «Лошадка». Одно из самых любимых упражнений для ребенка, ведь он должен цокать языком, извлекая звук, похожий на топот лошадиных копыт.
Чтобы «ученику» было не скучно, сопровождайте упражнения веселыми историями. Также желательно делать упражнения перед зеркалом.
1) , из чего оно состоит и почему оно так необходимо для вашего малыша.
2) Стоит ли употреблять манго во время беременности, .
Разминаем губы
Для разминки губ подойдут следующие упражнения:
- «Хоботки слоников». Ребенок должен поочередно делать широкую «трубочку» (губы находятся в положении для произношения буквы О), а затем узкую (губы находятся в положении для произношения буквы У);
- Чередование узкой «трубочки» и улыбки. Следите, чтобы улыбка получалась широкой;
- «Удивление». Губы ребенка при этом занимают положение, как при звуке О.
Шипящие в речи ребенка
К шипящим относятся — , , , . Формирование их правильного произношения происходит между третьим и пятым годом жизни малыша.
Неправильное произношение «Ш»: виды, причины
Искажение или полное отсутствие в речи ребенка шипящих называется сигматизмом. В зависимости от вида неправильной постановки, выделяется 4 вида сигматизма:
- Парасигматизм — устойчивая замена другим звуком. Губно-зубной — зубной — замена на . Призубной — замена на . Шипящий — замена на . Свистящий — замена на или . Происходит при неправильном прикусе или нарушенном фонематическом слухе. Пример: шапка — тапка.
- Сигматизм межзубный — тот самый «шепелявый» звук. Происходит из-за укороченной уздечки или узкого мягкого неба.
Занятие со специалистом
- Сигматизм боковой — звук звучит не твердо, как должен, а хлюпающе, как будто малыш набрал в рот воды. Наблюдается из-за бокового открытого прикуса или слабых языковых мышц.
- Сигматизм носовой — у дошкольника сильно напрягается задняя спинка языка, и получается произнести с носовым «отзвуком».
Прежде чем разбираться, как научить ребенка выговаривать букву ш, следует понять причины нарушения. Часто обычный визит к ортодонту, в процессе которого происходит коррекция прикуса или верхнего неба, заканчивается долгожданным «шипением» малыша. В ином случае появляется необходимость вырабатывать правильный артикуляционный уклад на логопедических занятиях.
Артикуляционная гимнастика для постановки шипящих
Прежде чем требовать от малыша выговорить шипящий звук, необходимо провести подготовительную артикуляционную гимнастику. Время ее проведения — не более 10 минут. Несмотря на быстрый темп (чтобы дошкольник не заскучал), ребенок должен выполнять каждое упражнение тщательно, т. к. от гимнастики напрямую зависит, как быстро получится научить ребенка говорить звук .
Основные задания в артикуляционной гимнастике:
- Заборчик — широкая улыбка с зубами.
- Трубочка — губы собираются в трубочку, между губами небольшой просвет.
- Чередование заборчик — трубочка.
- Бегемот — широко открыть рот и подержать некоторое время.
- Лопатка — широкий распластанный язык положить на нижнюю губу. Можно «прикусывать» языком, чтобы сделать его шире.
- Домашнее варенье — облизать кончиком языка верхнюю, а затем нижнюю губу.
- Кисточка — кончиком языка поводить по мягкому небу — от горла к зубам и обратно.
Артикуляционная гимнастика
Задания на определение позиции звука в слове
В начале занятия можно также заниматься развитием фонематического слуха — определять положение звука в слове. Для этого понадобится богатый речевой и предметный материал.
- Ребенку предлагается хлопнуть, если он услышит «песенку змеи (звук )». При этом произносятся слова, содержащие нужный звук, либо не содержащие. Не стоит произносить слова с другими шипящими или смешиваемыми свистящими звуками.
- Малышу выдается небольшая табличка с 3-мя окошечками, обозначающими начало, середину и конец слова. А также фишку (кубик/нарисованный звук). Педагог говорит условие: «Я буду называть слово, а ты положи фишку туда, где находится звук ».
Гимнастика для четкого произношения
Чтобы верно произносить шипящие звуки, в логопедии в комплексе используется артикуляционная и дыхательная гимнастика. При этом обязательно следует помнить о правильном положении органов артикуляции: губ и языка.
Дополнительная информация! Дыхательная гимнастика направлена на развитие плавного выдоха. Чтобы приучить малыша выполнять дыхательные упражнения, нужно изготовить яркий и интересный дидактический материал. Например, цветок с сидящей на нем бабочкой, которую по условию задания нужно сдуть.
Методические основы для родителей
Важно знать правильное положение языка и губ при произнесении звука, чтобы проработать упражнения дома
- Губы в положении «трубочка»;
- Язык широкий, кончик приподнят кверху;
- Боковые части языка соприкасаются с зубами верхней челюсти;
- Между небом и языком образуется небольшая щель в районе верхних резцов.
Про букву Ш
Жила-была в Азбуке буква Ш. Она была уже довольно немолода, впрочем, как и все буквы, и стояла почти в самом конце Алфавита. Она была вся шероховатая, немного шепелявила, чаще всего разговаривала шепотом и любила одеваться в шерстяные вещи.
У нее была сестра – буква Щ — жуткая щеголиха. Она была очень веселой и озор-ной: постоянно она щебетала да щипалась. Она не хотела быть похожа на свою старшую сестру, и поэтому приделала себе хвостик. Этим хвостиком она любила щекотать букву Ш, а та шарахалась от нее и сердито шипела, закутываясь в шаль:
— Ну, хватит уже шутить и шалить, а то заставлю тебя платить штраф!
Буква Щ щурилась и смеялась, но потом ей становилось жаль сестру, она щадила ее и целовала в щечку.
А один раз буква Ш поссорилась с буквой Ы. Да так поссорилась, что никто не смог их помирить.
— Я никогда не стану с ней рядом, мне это просто неприятно, — говорила буква Ш.
— Но как же быть? – пытались уговорить ее другие буквы. – Мало ли, как мы к кому относимся, но в разных словах нам приходится стоять рядом друг с другом. Это же наша работа! Мы для того и существуем, чтобы составлять различные слова. Например, в слове ШЫШКА тебе придется стоять рядом с Ы.
— Ни за что! – упрямилась буква Ш. – Пусть со мной лучше буква И стоит. Вот она мне нравится, на меня немного похожа, только у нее две ножки, а у меня три… С буквой И я согласна стоять рядом в любых словах!
— Но так нельзя! — стали возмущаться другие буквы! – Ведь в этом слове, да и в других, например: Шырь, Шына, Шыфр ясно слышится буква Ы, значит, она должна стоять рядом с тобой.
— А я не хочу и всё! – упорствовала буква Ш.
Как ни уговаривали ее другие буквы – ничего не помогало. Мало того – буква Ж стала ее поддерживать:
— Мне тоже буква Ы не нравится! – заявила она. – И я, как и Ш буду стоять рядом только с буквой И во всех словах, где должна быть Ы, например: Жызнь, Жыр, Жыво-пись…
А поскольку буква Ж стояла в первой десятке букв Алфавита и голос ее был гораздо звонче, чем у Ш, им вдвоем удалось настоять на своем. Тогда пришлось придумать для всех пишущих специальное правило:
«Во всех словах слоги ЖИ и ШИ пишутся только с буквой И!»
Вот так две упрямые буквы добились своего.
Буква Ш, поселившаяся в камышах
Буква ш долго искала, где бы ей поселиться.
— Поселюсь-ка я в камышах! — наконец решила она. — Конечно, они неисправимые сплетники, но тихие и совершенно безвредные. А я с удовольствием помогу им шуршать.
Она сделала из камышей шалаш и поселилась у маленького лесного болотца. При каждом дуновении ветерка камыши начинали шевелить листочками и шепотом пересказывать друг другу последние лесные новости — утешительные и неутешительные. А буква ш изо всех сил старалась им помогать. Она даже научилась рассказывать особые, шелестящие сказки.
Советы по постановке звука [Ш]
Научиться правильно произносить звук не так легко и поэтому ребенок нуждается в поддержке взрослых людей. Каждый день нужно уделять занятию около 20 минут.
Общие рекомендации
Перед проведением урока ребенок должен настроиться. Для этого его садят перед зеркалом и убирают игрушки из поля зрения. В старшем дошкольном возрасте время занятия должно ограничиваться 10-15 минутами.
В силу возраста дети не могут сидеть на одном месте и поэтому урок делается коротким
Не стоит все занятие делать что-то одно. Можно развивать артикуляционный и дыхательный аппарат, мелкую моторику, речевой слух
Все это важно для развития речи
Разминка для языка и губ
Для того чтобы приучить ребенка говорить правильно звук — у него должны быть подготовлены мышцы. Для нужен подъем боковых стороны и кончика языка. Губы делаются круглым, но не смыкаются до конца.
Важно! Можно распечатать наглядную иллюстрацию артикуляционного профиля звука и разобрать ее с ребенком. Учить упражнения начинают постепенно
Примерный комплекс:
Учить упражнения начинают постепенно. Примерный комплекс:
- При широко открытом рте класть распластанный язык на нижнюю губу.
- Поднимать края языка, чтобы они приняли форму «чашечки».
- Округлять губы и удерживать в таком положении.
Дополнительно можно делать упражнение для развития дыхания. На кончик носа кладется маленькая ватка и ребенок должен сдуть ее вверх.
Упражнения на определение позиции звука
В подготовительной группе можно давать основы звукового анализа. Это нужный навык для освоения чтения и письма. Для развития этого навыка потребуются символы звуков — их можно взять из пособия Агранович.
Начинать разбор нужно с гласных звуков — ауа, уау, оао и т.п. Для того чтобы ребенку было легче понять про позицию ему делают картинку птички или машинки. Начало — это первый звук (голова птицы), конец — последний звук (хвост), все что между ними — это середина (тело).
Начинать учить детей лучше со слогов из гласных. Только при успешном прохождении этого этапа переходят к сочетанию с гласным. Позже можно брать и слова, но нужно следить за правильным подбором (например, «гриб» звучит «грип» и не стоит путать дошкольника).
Упражнения для тренировки произношения
Родители не всегда понимают, как научить ребенка говорить букву Ш в домашних условиях. После постановки звука переходят сразу к его автоматизации и для этого используют прямые слоги: ША, ШО, ШУ, ШИ.
После переходят к обратным слогам: АШ, ОШ, УШ, ИШ.
Важно! Ребенок может выкладывать камушки, наматывать нитки и прыгать. К словам и предложениям переходят только после того, как удастся добиться правильного произношения звука в слогах
К словам и предложениям переходят только после того, как удастся добиться правильного произношения звука в слогах.
Скороговорки
Для введения в самостоятельную речь полезно на индивидуальном логопедическом занятии по автоматизации звука произносить скороговорки.
Скороговорки начинают говорить медленно и постепенно повышают скорость
Игры с буквой Ш
После индивидуального занятия по постановке звука можно переходить к запоминанию буквы. Для этого образ выкладывают из камушков, пластилина, счетных палочек.
В дошкольном возрасте можно писать только печатными буквами, чтобы не портить почерк. Дополнительно можно искать букву Ш среди заштрихованных картинок или выбирать изображения, которые содержат ее.
Песенки для автоматизации звука ш
Я решила сделать небольшое дополнение к статье Елены. Я очень люблю музыку, и поэтому всегда люблю петь с детьми на своих занятиях. Дети с удовольствием в песнях много раз повторяют слова с нужным звуком. Поэтому я подобрала для Вас и Ваших детишек простые песенки со звуком Ш.
Начните с песенок, в которых нужно произнести только слоги со звуком ш. Далее используйте песенки со словами, в которых есть звук Ш. Пусть малыш договаривает -подпевает эти слова из текста. И когда он уже будет достаточно хорошо говорить звук Ш ,можно использовать скороговорки или сложные песенки (например, песенку «Лошадки»).
Песенка «Лошадки»
В песенке мы автоматизируем правильное произношение звука Ш во фразах.
Песенка — чистоговорка для автоматизации правильного произношения звука Ш в слогах
Ши-ши-ши-ши, как конфетки хороши,Шо-шо, шо-шо, мойте ручки хорошо,Шу-шу, шу-шу, я к столу вас приглашу,Ша-ша,ша- ша будем кушать не спеша.
Звук Ш в середине слова в ряду слов
Перечень слов: Кошка, подушка, пушка, девчушка, ложка, матрешка, лягушка, катушка.
Упражнение «Павлушкины игрушки»
Мама купила Павлушке игрушки,
Эти игрушки любит Павлушка.
Кукла-малышка и плюшевый мишка,
Желтый домишко для кулы и мишки.
Шумная пушка оглушит ушко,
Потешный котишка – шалун и плутишка,
Вот неваляшка – шатун и дурашка,
Вот черепашка – большая рубашка,
Лошадка-игрушка катает Павлушку,
Матрешка-игрушка прячет подружку,
Вот кошка Машка, кошка-милашка,
Игрушка-рыбешка ныряет немножко.
Иванушка пляшет да ручками машет,
Машина для мишки и куклы-малышки.
Игра «Угадай, что в мешке?»
Предметы: мишка, карандаш, шарик, камешек, шнурок, лягушка, губная гармошка, мышка, погремушка и др.
Упражнение «В шкафу»
У Маши в шкафу кошка, а у Паши матрешка.
У Маши в шкафу чашка, а у Паши рубашка.
У Маши в шкафу мишка, а у Паши мартышка.
У маши в шкафу пушка, а у Паши ракушка,
У Маши в шкафу грушка, а у Паши ватрушка.
У Маши в шкафу ложка, а у Паши лепешка.
У Маши в шкафу мешок, а у Паши ремешок.
в) в конце слов:
ваш наш душ тушь мышь тишь
камыш малыш голыш гуляш финиш мякиш ландыш
пьёшь идёшь поёшь даёшь льёшь поёшь
видишь пилишь купишь копишь валишь делишь
шьёшь пишешь шалишь шумишь мешаешь пляшешь
Звук Ш в различных позициях в ряду слов
Перечень слов: Шляпа, машина, дедушка, книжки, нож, петушок, мышка, штанишки. (звук ж в словах оглушается и произносится как звук Ш)Перечень слов: Груша, домишко, малышка, рубашка.Шапка, лошадка, коровушка, чашка.
Упражнение «Что у кого?»
Крылышки у мошки, пушинки у кошки.
Камешки у Маши, шкатулка у Наташи.
Кошка у Луши, мышка у Танюши.
Уши у мишки, ушки у малышки.
Шубка у девчушки, брюшко у лягушки.
Шейка у мышки, шея у мартышки.
Шапка у мальчишки, шапчонка у малышки.
Проверка правильности произношения
Проверить правильность произношения звуков ребенком, родители могут самостоятельно. Для этого существуют разные тесты. Можно использовать ту же методику, при помощи которой логопеды оценивают речь малыша на первом приеме: попросить выговаривать слова или слоги, содержащие шипящие звуки (например, шум, школа, пришел, шмель).
Для правильного произношения Ш язык должен быть похож на ковшик, располагаться в центре ротовой полости, не выпирать вперед
Важно, чтобы кончик был направлен кверху
Проверка должна проводиться поэтапно:
первый этап – общая проверка. Нужно попросить ребенка произнести пару легких предложений, в которых будут слова с буквой (например, «зимой следует носить шарф», «кошка поймала мышку»). Далее требуется перейти к произношению отдельных слов (опушка, шапка, хорошо, каша);
второй этап – проверка звука Ш изолированно
Уделяется внимание слогам. Необходимо попросить малыша произнести «ОШ», «ША», «ОШО», «УШУ»
Это позволит выяснить, насколько хорошо ребенку дается произношение звука. Бывает, что при такой проверке обнаруживаются проблемы с гласными звуками. Поэтому рекомендуется разнообразить слоги;
третий этап – проверка в отдельных слогах с глухими и звонкими согласными.
Для проверки произношения разных звуков существуют специальные карточки с яркими картинками. Они продаются в детских магазинах. Благодаря таким карточкам тест можно будет провести в виде приятной игры.
Учим ребенка выговаривать звуки
Существует множество разнообразных приемов по правильной постановке речи малыша. Но многие родители не знают, как научить ребенка выговаривать буквы дома, и поэтому сразу обращаются за помощью к логопедам. Хотя зачастую эту проблему можно решить в домашних условиях. Необходимо только правильно подойти к организации занятий. Родители должны помнить, что нельзя перегружать малыша, длительность каждого занятия не должна превышать 15 минут. Если ребенок проявляет нежелание заниматься, отложите занятия не некоторое время. Заставив силой малыша произносить буквы, можно навсегда отбить у него желание правильно разговаривать, да и вообще учиться.
Перед каждым занятием необходимо усадить ребенка, следя за тем, чтобы он сидел прямо. Убираются все отвлекающие предметы, выключается телевизор. Отличным вариантом станут занятия перед зеркалом, чтобы ребенок видел не только артикуляцию сидящего перед ним взрослого, но и свою собственную.
Звук Ш в начале слова в ряду слов
Перечень слов: шина, шар, шиповник, шнур, шуба, шахматы, шампур.Перечень слов: шайба, шарф, шезлонг, шалун, шершень, шоколад, шампунь.
Упражнение «Шура и Даша».
Взрослый говорит за Шуру, ребёнок за Дашу, затем наоборот.
Шура шёл, шёл, шел и грушу нашел.
Даша шла, шла, шла и шубку нашла.
Шура шел, шел, шел и лукошко нашел.
Даша шла, шла, шла и кошку нашла.
Шура шел, шел, шел и подушку нашел.
Даша шла, шла, шла и катушку нашла.
Шура шел, шел, шел и пышку нашел.
Даша шла, шла, шла и шишку нашла.
Шура шел, шел, шел и ромашки нашел.
Даша шла, шла, шла и шашки нашла.
Шура шел, шел, шел и шиповник нашел.
Даша шла, шла, шла и букашку нашла.
б) в середине слова:
Произносить слова:
наша каша ниша мыши ушиб ваша
пишу дышу гашу ношу машу тушу
мешок пушок нашёл вошёл пошёл леший
петушок мышонок вешалка лошадка кувшинка лягушонок
уши мыши груши галоши малыши карандаши
мышка кушетка мышеловка башлык рубашка
кошка лягушка кукушка бабушка пушка
мешки башмаки каштаны башня Пушок
вышка душно подошва
Упражнение «Послушай, запомни, повтори»
Вышка – мышка – пышка
Петушок – ремешок – гребешок
Шина – машина- крушина
Подушка – лягушка – ватрушка
Малышка – мартышка – покрышка
Ладошка – окрошка – картошка
Матрешка – рыбешка – лепешка
Повторить словосочетания:
каша из пшена большой мешок
шуба на вешалке шалаш из камыша.
в плошке кашка каштаны в шкатулке
каша для кошки большая подушка
Ход занятия:
1. Оргмомент-назови первый звук в имени.
2
Игра на внимание «Четвертый лишний»
Выставляются четыре картинки, из которых «лишняя» со звуком , который находится в разных позициях («шина», «машина», «ковш»)
Логопед: «Ребята, какой звук слышим чаще всего в названиях этих картинок?»
Предполагаемый ответ: «Звук «ш»
3. Логопед: «Ребята, давайте потренируемся произносить звук правильно. Возьмите, пожалуйста, свои зеркала».
Артикуляционная гимнастика.
«Заборчик», «Трубочка», «Окошко», «Лопатка», «Качели», «Чашечка», «Вкусное варенье»
Чтобы звук красивым вышел,
Шире язычок и выше.
Дыхательная гимнастика «Надуваем шарик».
4. Характеристика звука.
-согласный, всегда твердый, глухой, шипящий.
Завели машину — Ш-Ш-Ш!
Накачали шину – Ш-Ш-Ш!
Улыбнулись веселей
И поехали скорей!
Дети имитируют движение машины и отправляются в гости к героям сказки.
5. Задание по автоматизации звука
Логопед: «Ой, беда, ребята! По дороге бежит ёжик без иголок. Он, наверное, заболел. Поможем ёжику? Он нам покажет путь к нашим героям».
(дети на шаблоне рисуют ёжику иголки, произнося звук )
6. Воспроизведение слоговых рядов:
А) ша-шо-шу
Ше-шу-шо
Б) аш-ош-уш-ыш
Ёш-аш-ош-уш
В)аша-оша-иша
Аши-еши-иши
Г) шма-шмо-шму
Шло-шла-шли
Чистоговорка:
Ши-ши-ши – притихли малыши.
Шо-шо-шо – нам гулять хорошо.
Шу-шу-шу – я сижу и не шуршу.
Ша-ша-ша – наша Маша хороша.
7.Задание: выделение заданного звука на слух (фонарики).
Появляются сказочные герои, Маша и Медведь.
Маша: «Ребята, вы меня звали?»
Логопед: «Ребята знакомятся со звуком . Хотите помочь нам?»
Дети выделяют звук с помощью фонариков в:
А) в слогах
Б) в словах
В) в стихотворении
Мышка.
Мы у мышки были,
Чай из чашек пили,
Кушали ватрушки,
Лепешки да пышки.
Мышка играла
На губной гармошке,
От души плясала,
Весело ей стало.
Логопед: «Мишутка учится говорить, правильно звуки произносить. Место звука в слове искать и четко его называть».
8. Игра «Найди звук в слове» — с логопедом на фланелеграфе вывешивают картинки.
9. Звуковой анализ слов («Маша» и «Миша»)
10. Игра «Я-ты-он-они-мы»: (изменение слов по образцу).
А) Я мешаю и ты мешаешь, он мешает и она мешает, они мешают и мы мешаем.
Я шью и ты…
Я штопаю и ты…
Я пишу и ты…
Я спешу и ты…
Б)Я штопаю штанишки плюшевому мишке.
11. Игра «Подели слова на слоги»
Логопед: «надоело мишке спать в берлоге, делит он слова на слоги».
Мыши, мышь, шуба, шапка, машина, лягушка…
Логопед: «Ребята, откройте конвертики, возьмите картинку. Это подарок Маше и Мише». (дети см. вывешивают картинки в «звуковой домик»)
На поляне дом стоит,
Ну, а в домик путь закрыт.
Я ворота открываю,
В гости в домик приглашаю,
Слова по слогам скажи
И в ворота поспеши.
12. Физкультминутка «Мишка шел, шел, шел…»
13. Знакомство с буквой.
a) Логопед: «Чем отличается звук от буквы?»
b) Показ буквы
c) Название буквы и звука.
d) Объяснение правописания имен собственных
14. Дети печатают букву, слоги, слова (Маша, Миша)
15. Пальчиковая гимнастика
Шла по улице машина,
Шла машина без бензина,
Шла машина без шофёра,
Без сигнала светофора.
Шла сама, куда не зная,
Шла машина заводная.
16. Итог занятия
Маша:
«Ох, спасибо, ребятишки!
Угощу вас всех коврижкой!»
Миша:
«Ох, спасибо вам, детишки!
Угощу всех вкусной шишкой!»