Стоп буллинг: что делать, если ребенка оскорбляют в школе?

Ребенка обижают в школе

Из года в год учителя и психологи обращают внимание общественности на повышение агрессивности и жестокости среди детей. Сегодня ребенка могут не просто обидеть в школе, а устроить ему настоящую травлю

Проблема изгоев в школе совершенно не нова. Изгои в коллективах возникали и ранее, вот только детский коллектив был куда более гуманнее и сговорчивее, да и действия учителей были направлены на сплочение коллектива и воспитание нравственности. Это позволяло решить проблему быстро. В условиях приоритета нравственности, взаимозависимости и соборности не было места для роста детской жестокости.

Сегодня ситуация изменилась: мы живем в эпоху, когда человек стал менее ценен, чем его социальный статус и материальное положение. В кожной фазе развития, куда мы провалились с развалом Союза, образовались иные ориентиры: социальное и имущественное превосходство, индивидуализм

Чем успешнее и богаче, тем круче, и неважно, что там у тебя внутри. Форма стала важнее содержания

И мы стали ощущать себя отдельными единичками, не связанными между собой. Лозунг «каждый сам за себя» наиболее полно отражает то, что происходит в обществе.

В этой статье мы попробуем сориентироваться в реалиях нашего времени с помощью системного мышления, которое формируется на тренинге Юрия Бурлана «Системно-векторная психология».

Так что же делать, если ребенка обижают в школе?

Каждый из родителей пытается самостоятельно найти решение этой проблемы. Одни считают, что нужно просто подождать и неприязнь к ребенку пройдет сама собой, другие сразу же бегут в школу и просят учителей разобраться с обидчиками.

Как правило, такие шаги только усугубляют ситуацию.

А что же правильнее сделать, если ребенка обижают в школе, какие шаги стоит предпринять, чтобы изменить эту ситуацию в лучшую сторону?

  • Cначала, естественно, попробуйте разобраться в причинах.
  • Попробуйте научить ребенка, как постоять за себя или как вести себя в той или иной ситуации.
  • Если, например, ребенка обижают из-за того, что он хуже одет, то  уже родителям стоит серьезно задуматься и позаботиться о своем ребенке, чтобы он хорошо выглядел.
  • Если ваш малыш немного полноват, запишите его на плавание или какую-нибудь спортивную секцию. Иногда этого вполне достаточно, чтобы проблема полностью исчезла.
  • Но если речь идет о физических недостатках, то, скорее всего, у ребенка сильно занижена самооценка и он не любит себя. Более того, он считает справедливым то, что его не любят и всячески обижают.
  • Попытайтесь помочь ребенку, объясните, что он такой один, вы любите его таким, какой он есть, скажите, что вы очень гордитесь своим ребенком.

А главное – никогда и ни в каком возрасте не говорите ребенку фраз типа «не будешь слушаться – я не буду тебя любить» или же при первых неудачах малыша в учебе «и в кого ты пошел, такая бездарь?».

Чтобы избежать проблемы с заниженной самооценкой, ребенком нужно заниматься еще с раннего детства. Хвалите его, поощряйте его интересы и увлечения, позвольте ему быль индивидуумом, а не серой мышкой.

Учите его высказывать свое мнение, иметь свои интересы и отстаивать их. Такой ребенок всегда сможет найти себе место в любом коллективе и будет твердо знать, что он не хуже, чем все, и никто не имеет права его унижать или оскорблять.

Не ругайте своего ребенка, а попробуйте разобраться в причинах, почему у него стали хуже отметки или он пришел в рваных штанах. Слушайте своих детей, присматривайтесь к ним, разговаривайте по душам вечерами и вам никогда не придётся сожалеть о том, что «я недосмотрела, недопоняла».

——
Автор – nastyafrau, сайт www.sympaty.net – Красивая и Успешная
Копирование этой статьи запрещено!

Ребенка обижают в школе. Травля отличников

Самые послушные, аккуратные, исполнительные — это дети с анальным и зрительным векторами. Любознательные, открытые дети, отличники и медалисты, им нравится учиться. Именно они становятся объектом травли, если попали в класс с «неправильным» лидером-неучем — кожным подрывателем спокойствия и успеваемости.

Все будут учиться средненько в таком классе, чтобы не высовываться, и если находятся 1–2 отличника, то вся злость и зависть достанется им — золотым от природы детям. Одноклассники обзывают их ботанами, задротами, зубрилами, в них кидают предметами, мусором, рвут их тетради.

Зачастую ребенок со зрительным вектором не может дать отпор обидчикам. Он от природы мягок и добр, доверчив и не имеет желания идти на конфликт. У него трудности с тем, чтобы отстоять себя и защитить. В такой ситуации у ребенка обостряются состояние страха и нежелание идти в школу. Тихий и скромный ребенок с анальным вектором будет долго терпеть, но внутри у него вырастут огромная обида и комплекс неуверенности в себе.

Таким детям обязательно нужно учиться защищать себя в коллективе словесно, потому что переход на домашнее обучение не выход, а скорее во вред. Им нужно учиться самостоятельно общаться со сверстниками, преодолевая страх и неуверенность сказать что-нибудь не так.

Обычно родителям советуют научить такого ребенка постоять за себя кулаками — записать его на карате или в другую секцию борьбы. Но именно для анально-зрительного ребенка этот шаг будет огромным минусом, ибо занятия борьбой ломают его природную доверчивость, учат враждебности и насилию, а не дают развитие его свойствам — чуткости, доброты, сопереживанию.

Как же быть родителю? Можно и нужно детей приводить в спорт, но не с тем, чтобы они научились нападать на обидчиков. Ребенку необходимо дать правильные ориентиры. Спорт, например плавание, поможет в качестве способа самоорганизации, чтобы ребенок зауважал себя, закалил дух и избавился от психологии жертвы.

Основное, что нужно сделать, — это понаблюдать за коллективом: как ведут себя дети, кто лидер, как относятся к отличникам. Если вы уже постоянно слышите от ребенка жалобы, что его обижают в школе, если успеваемость снизилась, если учитель не реагирует и не вмешивается в эту проблему, нужно обязательно перевести ребенка в более здоровый коллектив. Этим шагом вы убережете психику ребенка от травм и комплексов, которые он непременно вырастит внутри себя и потянет во взрослую жизнь.

Кого чаще всего обзывают в школе

Если жертву школьных издевательств спросить, почему именно его стали обзывать в школе, он, скорее всего будет искать причину именно в себе.

Нестандартный рост или вес, цвет волос, очки, «цепляющая» фамилия — агрессор может что угодно сделать основой для буллинга. И жертва начинает думать, что причина, действительно, в нем.

Такой образ мыслей только закрепляет позицию жертвы, поэтому важно объяснить ребенку, что это не так. Спросите у ребенка: действительно ли он считает, что чья-то внешность, или физические качества дают повод унижать и оскорблять этого человека?

Спросите у ребенка: действительно ли он считает, что чья-то внешность, или физические качества дают повод унижать и оскорблять этого человека?

Объясните, что агрессор цепляется к тому, кто эмоционально реагирует на его издевки. Именно эта реакция — то, чего он добивается своими обзываниями. Нет реакции – нет издевок.

Людмила Петрановская пишет:

«Это похоже на одну злую игру, в которую иногда любят играть дети. Отнимут у кого-нибудь шапку или другую вещь – и кидают друг другу по кругу. А бедняга мечется между ними, пытается отобрать, просит, злится, но всегда не успевает. Шапку кидают дальше, и всем очень смешно. Кроме того, чья шапка.

Что можно посоветовать? Пойти в секцию баскетбола и научиться ловить шапки на лету? Так себе совет. Потому что дело не в том, хорошо или плохо он ловит. Дело в том, что он ЛОВИТ. То есть соглашается играть в плохую игру.

Ведь играют на самом деле не в шапку. Играют – в него. Все удовольствие игры – в его слезах, гневе, беспомощных прыжках. И чем больше жертва старается отобрать шапку, тем больше удовольствие обидчиков.

Поэтому самое разумное в такой ситуации – НЕ ИГРАТЬ. Развернуться и уйти. Даже если вещь очень нужная. Кстати, когда жертва уходит, обидчики часто сразу теряют интерес и бросают вещь, а то и отдают прямо в руки – ведь она им не нужна на самом деле.

Если вещь была ценная и тебе ее не вернули, скажи об этом родителям – это их деньги были потрачены на покупку, и они имеют право требовать их вернуть».

Какие дети чаще всего подвергаются нападкам?

В первую очередь это дети, выделяющиеся среди сверстников. Совсем не обязательно школьник, которого обижают, будет отличаться от других внешне, хотя это тоже немаловажный фактор – он может сыграть решающую роль в выборе «крайнего». Ребенок может выделяться поведением, отличным от взглядов других детей мнением на разные ситуации, особенностями характера и личности. Известно, что дети-интроверты чаще подвергаются нападкам со стороны одноклассников.

В большинстве случаев агрессоры очень хорошо чувствуют тех, кто из-за заниженной самооценки не в состоянии дать отпор. Как правило, это дети, подвергающиеся постоянной критике дома, имеющие сформированные комплексы, которые легко «считываются» окружающими.

Дети из малообеспеченной семьи, не имеющие модных гаджетов и одежды, также становятся объектами разного рода нападок.

При переводе ребенка в другую школу, где в детском коллективе уже есть сложившаяся иерархия, нередко возникает ситуация, которую можно назвать «Кто на новенького». Даже если ребенок был лидером в своей прежней школе, ему нужно заново выстраивать отношения с новыми одноклассниками.

Гиперопекаемый ребенок, которого родители всячески ограждают от «суровой действительности», столкнувшись в школе с реальной моделью жизни, нередко становится объектом для насмешек.

Нападкам со стороны преподавателя могут подвергаться дети, имеющие собственное мнение, которое отличается от авторитетной точки зрения педагога. Часто насмешкам подвержен ребенок, у родителей которого конфликт с учителем.

Какие дети становятся объектом насмешек

В  большинстве случаев от издевок одноклассников страдают те, кто выбиваются из основной массы. Часто школьные тираны выбирают самого тихого и безобидного ученика, который просто не в состоянии им ответить. Так они повышают собственную самооценку и заслуживают авторитет в глазах окружающих. Какие еще факторы могут провоцировать школьные конфликты?

Особенности внешности. Высокий или низкий рост, худоба или избыточный вес, темная или слишком светлая кожа, рыжие волосы, веснушки, очки – все это делает ребенка отличным от остальных. Задиры могут ухватиться за любую мелочь и активно терроризировать одноклассника.

Успеваемость. Обычно насмешки приходится выслушивать отличникам или круглым двоечникам. Первых называют зубрилами и обвиняют в заискивании перед учителями. Вторых кличут дураками, тупицами и награждают прочими обидными ругательствами.

Темперамент. Нередко повод для подтрунивания дают флегматичные школьники, которые от природы слишком медлительны и рассеяны. Такая же участь ожидает и холериков, ведь для них характерна агрессия и вспыльчивость. Одноклассникам  нравится провоцировать таких ребят и делать из них всеобщее посмешище.

Низкий доход в семье. Все мы знаем, что людей встречают по одежке. В школе это особенно актуально. Заношенная форма, старая и немодная обувь или верхняя одежда, а также отсутствие современных гаджетов (телефон, компьютер, планшет) в большинстве случаев и провоцирует насмешки.       

Как вести себя, если ребенка обижают

Для начала нужно разобраться в ситуации и выяснить, что же в действительности происходит между детьми в классе. Постарайтесь поговорить с ребенком по душам. При этом не следует делать упор на оценки и взаимоотношения с одноклассниками – лучше всего продемонстрировать ребенку любовь, понимание и поддержку в любой ситуации. Если ребенок доверится вам, нужно внимательно и максимально спокойно его выслушать.

Не стоит сразу же бежать в школу и выяснять отношения с обидчиками вашего ребенка: тем самым вы окажете ему медвежью услугу, а к обидным прозвищам, которыми его наградили сверстники, добавятся еще несколько, типа предатель, ябеда. Возможно, на некоторое время обидчики и притихнут, но вскоре возобновят свои придирки, причем с новой силой.

Обязательно поговорите с учителями и классным руководителем. Нужно выяснить, с кем и как ребенок общается, с кем дружит, с кем из одноклассников у него конфликт. Это поможет понять, почему вашего сына или дочь обижают.

Никогда не обвиняйте ребенка в сложившейся ситуации и не пускайте всё на самотек. В силу возраста и отсутствия жизненного опыта ребенок не сможет самостоятельно справиться с ситуацией. Если вы хотите, чтобы у вас сложились доверительные отношения с ребенком, с вашей стороны должны быть только понимание и поддержка.

Обратитесь к специалисту – школьному или семейному психологу. Он поможет разобраться в проблеме и поднять самооценку ребенка.

Если же вы решите перевести ребенка в новую школу, помощь специалиста тем более необходима, чтобы похожий сценарий не повторился уже на новом месте учебы.

Светлана Совела

Готов ли ваш ребенок к школе?

Ваш ребенок растет и приближается к школе. Многие родители задумываются, готов ли ребенок выдержать первый вступительный экзамен. Оцените уровень развития своего ребенка с помощью теста.
Пройти тест

Ребенка обижают в школе. Страдание тихого человека

По этому описанию проблемы системно понятно, что ребенок обладает звуковым вектором. Дети со звуковым вектором тихие, задумчивые, несколько отстраненные от происходящего вокруг. Им как раз сложнее всего адаптировать шумный орущий коллектив одноклассников. Когда все дети на переменах бегают и прыгают, звуковик тихонько сидит в сторонке — читает или пишет что-то свое, просто размышляет.

На уроке он зачастую не слышит вопроса учительницы, так как погружен внутрь себя, часто задерживает с ответом, перед этим переспрашивает: «А?», «Что?», «Я?». Из-за этих особенностей другие дети считают его тормозом, странным типом, не таким, как все. Учителя кожные (сами скорые на решения и подвижные) вообще могут сказать, что ребенок отстает в развитии, обозвать его необучаемым. Но это совсем не так, у звуковика самый мощный интеллект! Просто в силу врожденных особенностей он сосредоточен на своих состояниях и мыслях, и ему необходимо больше времени, чем другим, чтобы вылезти наружу к людям из своего «домика» и дать адекватный ответ.

Странноватый чудик, не вступающий в драки и игры вместе со всеми, или чудачка, пишущая стихи и витающая непонятно где, вызывают непонимание у детей. Ведь все хотят быть как все, а этот странный тип отдельно ото всех сидит и не играет, белая ворона в классе. Это и становится причиной травли «не таких, как все». Над ними смеются, делают подножки, плюют на вещи, толкают, вешают обидные прозвища — все это для того, чтобы добиться от замкнутого на себе звуковика проявления эмоций. Стоит ему только показать свои отчаяние, страх и непонимание ситуации, как травля пойдет с удвоенной силой.

Если же не реагировать, то вскоре толпе будет неинтересно «забавляться» с безэмоциональным чудаком. Ждать, пока это случится, конечно, не стоит. Нужно помочь ребенку — обладателю звукового вектора общаться со сверстниками, ведь для него это и есть трудность. Но если такой ребенок правильно развивается, то он способен идти на контакт, и в конце концов коллектив его принимает. По крайней мере, его уже не травят, а принимают его одиночество и «заумность». Ведь звуковик не конфликтует, он не создает никому конкуренцию, он занят своими идеями и мыслями, и ему совсем нет дела до интриг и разборок в классе. И про него со временем забывают. Однако задача родителя не в том, чтобы свершились его чаяния и от его ребенка все отстали, а в том, чтобы помочь звуковику адаптировать орущий коллектив.

Что могут сделать взрослые в этом случае? В первую очередь родителям ребенка со звуковым вектором надо выяснить, почему у него не получается общаться с одноклассниками. Важным как раз является ваше поведение по отношению к ребенку. Кричите ли вы на него? Может, заставляете думать быстрее? Возможно, в доме слишком шумно, и ребенку нет возможности сосредоточиться? От этого он чаще замыкается на своих состояниях, ему комфортно в одиночестве, люди мешают ему, поэтому он теряет желание общаться, не видит в этом смысла.

В такой ситуации учитель тоже мог бы способствовать тому, чтобы ребенок со звуковым вектором вышел из своей ракушки. Как вариант, поручить ему изучить какую-то интересную тему и сделать доклад ребятам, чтобы потом вовлечь весь класс в интересное обсуждение.

Если издевательства зашли очень далеко — у ребенка постоянный стресс в школе, как в описанном выше случае, то однозначно нужно поменять школу, чтобы не травмировать ребенка дальше. В новом коллективе у него могут сложиться вполне дружеские отношения, если в коллективе будет иной климат, другой лидер и учитель, который активно вникает в проблемы класса и учеников. И обязательно обеспечить правильное звуковое воспитание, развивать свойства звукового вектора у ребенка — давать пищу для ума, вызывать на беседу, поощрять самостоятельный поиск решения проблемы.

Ребенок со звуковым вектором, растущий в комфортной для него обстановке (тишина и отсутствие крика), гораздо менее уязвим, легче адаптирует шумный детский коллектив. Не давать замыкаться на своих состояниях (не путать с необходимой для ребенка потребностью побыть в тишине и одиночестве). О том, как развивать и воспитывать маленького звуковика, можно узнать на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

На что следует обратить внимание

Дети не всегда своевременно деялся со взрослыми своими проблемами. Кто-то считает себя слишком самостоятельным и бойким, а иные просто запуганы или слишком стеснительны для того, чтобы вмешивать взрослых

Однако есть несколько ключевых признаков, на которые следует обратить пристальное внимание:

Отказ посещать школу при отсутствии проблем с оценками. Если ребенок не поделится неприятностями, а родители не обратят внимания на этот фактор, чадо может замкнуться в себе, стать нерешительным
Из-за чего успеваемость с годами стремительно упадет, а нежелание посещать общественные мероприятия будет возрастать.

Стоит обращать внимание на внешний вид

Если сын или дочь приходят домой в синяках и ссадинах, списывая постоянно на случайные падения, стоит насторожиться
Также важно позвонить учителям или посетить их лично, узнать про посещаемость и успехи ребенка. Такие меры позволят своевременно отследить прогулы и проблему.

Беседа необходима в тех случаях, когда ученик начинает придумывать оправдания для того, чтобы не посещать неугодные им занятия

При доверительных отношениях решить ситуацию будет гораздо проще, ребенок сам расскажет все взрослым. При натянутых отношениях беседа может растянуться на несколько этапов и занять определенное время. Главное – не давить на и так напуганного ребенка, а дать ему время. А также понять, что родители – не враги, а люди, готовые помочь в сложившейся ситуации.

Многим это покажется некорректным, но регулярный осмотр вещей тоже поможет своевременно выявить проблему. Насторожиться стоит при поломанных школьных принадлежностях в ненормальном количестве, а также при наличии порванной и грязной одежды.

Для решения вопроса о том, как поступить если ребенка обижают в школе, важно выработать грамотную модель поведения и не усугубить ситуацию еще больше

Ребенка дразнят в школе: чего делать не нужно?

Родителям важно помочь справиться с обидчиком, особенно, если ваш малыш застенчив от природы и не может сам за себя постоять.  Иначе коллектив ребенок начнет воспринимать как место, где его могут обзывать, издеваться.  В дальнейшем это скажется на его самооценке, на его отношениях с другими детьми,  на его настроении, и в один совсем не прекрасный день он откажется идти в школу или детский сад. Узнав, что малыша обижают, сразу хочется принять радикальные методы, но некоторые вещи делать не стоит

Что именно?

Узнав, что малыша обижают, сразу хочется принять радикальные методы, но некоторые вещи делать не стоит. Что именно?

Ходить на разборки

Первое, что хочется сделать, узнав, что ребенка дразнят в школе – пойти на разборки, такое устроить «этому Петрову», что ему мало не покажется! Но именно этого делать пока не нужно. Даже если ваш ребенок застенчив от природы, ходить родителям на разборки  нужно в последнюю очередь. Почему?

  • Во-первых, это не заставит обидчиков по-другому видеть вашего ребенка и по-другому относиться к нему. Наоборот, дети поймут, что дразнилками они его задели, если он пожаловался взрослым, обидели его, а им это и нужно было.
  • Во-вторых, к вашему сыну или дочери прилипнет прозвище «ябеда», дети не будут принимать его в свою компанию, ведь он обо все будет маме-папе рассказывать.

«Немедленно примите меры!»

Доказано, что то, как относятся дети к вашему ребенку в младшей школе или детском саду, на 90% зависит от отношения к вашему сыну или дочери учителя или воспитателя. Рассказать о том, что ребенка дразнят и обижают в детском саду или школе, педагогу, конечно же, нужно. Но требовать прекратить издевательства  немедленно не советуем. Педагог должен найти действенные методы, как пресечь издевательства.

Но чтобы ваше дитя  не попало в группу изгоев, его не начали игнорировать в коллективе, учителю нужно выбрать правильную тактику.

Грамотный учитель, узнав о ситуации в коллективе, найдет способ ненавязчиво разрешить ситуацию.

Он может поручить детям какое-то общее поручение (подежурить вместе, заполнить «Календарь природы» и пр.),  дать им интересное задание – одним словом, найти способ «подружить их». Во время выполнения задания педагог будет хвалить того, кого обидели, поднимать его самооценку, а также обязательно найдет повод поговорить о дразнилках, чтобы пресечь их.

В детском саду и младших классах этот метод действенный, но, повторимся,  многое зависит от педагога. Ваша задача – оповестить  воспитателя или учителя о ситуации, попросить повлиять, иначе вы будете действовать по-другому, потому что вашего ребенка дразнят в школе, а вы не потерпите этого.

Менять школу (детский сад)

Тут даже сказать нечего. Где гарантия, что в новом коллективе не будет такой же «Петя-Вася», который будет дразнить ребенка «толстым, худым, косым», смеяться над ним? Поэтому этот метод действенный только в том случае, если в классе или группе обстановка накалена до предела,  а педагог не может разрешить ситуацию.

Кстати, если вашего малыша обзывают из-за внешности, попробуйте поговорить с ним об этом. Приведите примеры из жизни, кто из ваших родных был упитанным в детстве, носил очки или был рыжим, и чего они добились в жизни. Расскажите детям о знаменитостях, которые в школе были лузерами, а в жизни добились очень много: Зак Эфрон,  Ная Ривера, Селена Гомес, Леди Гага, Эминем, Анджелина Джоли и пр.

Идти на разборки к родителям обидчика

Как показывает практика, реакция родителей обидчика не всегда адекватна. Чаще всего вам будут говорить (говорить, это мягко сказано, читай «кричать»), что их ребенка тоже обзывают и дразнят в школе, но «они же не ходят на разборки», «это же дети – пусть разбираются сами!», «вы еще не знаете, что ваш вытворяет и какие слова употребляет!».

Не хотите получить ведро негатива на ваши головы и на голову вашего ребенка – учите его постоять за себя самостоятельно. Ниже мы расскажем, что делать, если ребенка дразнят.

Почему ребенка могут обижать в школе?

Ребенка могут обижать практически за все, чем он хоть капельку отличается от остальных. Причиной насмешек могут стать и рыжие волосы, и очки, которые носит ребенок. Если он немного полноват или наоборот – сильно худой, над этим тоже могут посмеяться.

Кроме того, стоит упомянуть различные физиологические отличия, типа больших ушей, кривых ног и тому подобное.

Поводом для издевательств может стать даже хорошая успеваемость или же наоборот – полная неуспеваемость.

Примеры можно приводить бесконечно, но все-таки существует одна причина, по которой обижают детей чаще всего и которая намного важней всех приведенных выше, потому что справиться с ней наиболее трудно – это заниженная самооценка ребенка.

Сильно понижает самооценку ребенка авторитарное поведение его родителей, которые не позволяют ребенку ничего решать самому, а в случае неподчинения сразу повышают голос, они ни во что не ставят желания и интересы ребенка, а навязывают ему то, что считают правильным.

В таких случаях «Я» ребенка становится настолько подавленным, что он не может дать отпор своим сверстникам.

Еще очень часто страдают так называемые домашние дети, которые пошли в школу из дома, не посещая перед этим детского садика. Такие детки просто не знают, как вести себя в коллективе и как дать отпор обидчику, ведь дома их никто не обижал.

Что делать родителям

Не стоит игнорировать наличие проблемы и полагать, что дети сами все решат. Одни родители просто не имеют сил и желания заниматься школьными делами своих отпрысков, другие боятся навредить. Однако тактика невмешательства здесь совершенно неуместна, ведь именно безнаказанность множит агрессию школьных тиранов. Вот, что можно предпринять:

  • Заручитесь поддержкой учителя и директора. В начальной школе достаточно попросить педагогов поговорить с задирами. Для малышей учителя – большой авторитет, поэтому ослушаться их рискуют единицы. С подростками справиться значительно сложнее. Однако угроза отчисления, исходящая от директора, может принести свои плоды.
  • Выберите вместе кружок. Дополнительные занятия способны развить в ребенке те качества, которых ему недостает, и повысить самооценку. Если школьник отличается хрупким телосложением, а в физкультуре не показывает особых результатов, то стоит подумать о спортивной секции. Для скромных и необщительных ребят больше подойдет театральный или вокальный кружок.
  • Обсудите проблему с родителями. Обычно в классе всегда есть парочка заводил, которые настраивают весь коллектив против одного. Обязательно следует донести до их родителей информацию о плохом поведении. Нередко это становится для них настоящим сюрпризом, ведь дома такие дети могут быть образцом послушания. Если же причина агрессии в неудовлетворительной семейной атмосфере, то разговор с взрослыми результата не даст.
  • Обращайтесь в правоохранительные органы. В случае, когда ваш ребенок становится объектом физического насилия, а родители обидчиков и учителя бессильны или попросту не желают вникать в суть проблемы, нужно принимать серьезные меры. Поверьте, даже обычный разговор с полицейским для детей даром не пройдет. Страх перед настоящей взрослой ответственностью придержит пыл задиры. Если вашего ребенка побили, то стоит зафиксировать этот факт в больнице и донести до участкового.

Школьные издевательства всегда имеют последствия: кому-то они помогают закалить характер, другим ломают психику на всю жизнь. Нередко именно конфликты со сверстниками становятся поводом для подросткового суицида. Помните, что даже старшеклассники  являются детьми, которые требуют родительской поддержки и защиты.

Опыт не работает

Как это связано с воспитанием детей? Прямым образом. Не срабатывает наш прошлый воспитательный опыт, потому что между поколениями родителей и детей сегодня существует огромный отрыв. А это значит, что наши дети в бОльшей степени дикари, чем, скажем, 20–30 лет назад. И одна из причин тому — общество, которое изменилось и не наработало новых способов взаимодействия, новых методик воспитания подрастающего поколения.

Реалии таковы, что общество погибает от коллективных фрустраций и неприязни. Дети нас поражают не только своими талантами и сообразительностью, но и своей неадекватностью, возбудимостью, дерзостью, жестокостью. Мы, родители, понимаем, что с нашими детьми что-то не так, но не знаем, как подступиться к решению проблемы.

Когда ребенка обижают в школе, родители настроены весьма агрессивно «выяснять отношения» с учителями, пугая их РОНО и прокуратурой. При этом они забывают понять собственного ребенка и узнать, что помогло бы ему адаптироваться в детском коллективе. И как помочь исправиться тому, кто постоянно обижает детей, как направить его по верному пути…

Еще более безумный поступок родителей изгоя — разбираться с обидчиками-детьми самостоятельно. Методы таких разборок известны: взять «за шкирку», напугать, наорать, а то и избить. Вот на одном форуме делился «опытом» родитель:

И это взрослые люди так решают вопросы, что говорить о детях, которые еще только развиваются?

Родители винят школьных учителей в безразличии, а учителя родителей — в неправильном воспитании детей или еще хуже — объясняют поведение обиженного ребенка фразой «он сам виноват». В итоге проблема не решается никем из ответственных взрослых, а напряжение и неприязнь растут. При таком попустительстве взрослых ожидать видимых изменений в поведении детей не приходится.

Как помочь ребенку адаптироваться в новом классе?

Попадая в новый, уже сформированной коллектив, человек сразу оказывается на нижней ступени общественной иерархии — будь то школа, университет или офис: в отношении “чужака” у нас включаются естественные механизмы защиты, которые на первых порах обычно проявляются в осторожном игнорировании новичка. Ребенку требуется в среднем два месяца, чтобы адаптироваться к новому окружению и занять свое место в социуме

Если вы хотите помочь ребенку сделать этот процесс менее болезненным, или ваш ребенок уже подвергался травле в предыдущем коллективе, попробуйте сделать следующее:

Ребенку требуется в среднем два месяца, чтобы адаптироваться к новому окружению и занять свое место в социуме. Если вы хотите помочь ребенку сделать этот процесс менее болезненным, или ваш ребенок уже подвергался травле в предыдущем коллективе, попробуйте сделать следующее:

  • Желательно менять школу в начале учебного года, когда процесс адаптации в той или иной степени проходят все учащиеся. Так ребенок быстрее вольется в коллектив, не разрывая его устоявшийся ритм.
  • Стремясь завоевать расположение окружающих, дети иногда проявляют себя слишком активно в новом окружении. Это не всегда работает, потому что лидеры не стремятся делить свое первенство и могут сделать потенциального конкурента изгоем.
  • Посоветуйте ребенку выбрать тактику “подводной лодки” — быть дружелюбным и спокойным на первых порах, наблюдая за происходящим. Со временем найдется возможность проявить себя.
  • Не нагнетайте напряжение. Если вы сами спокойно относитесь к переходу ребенка в новую школу и воспринимаете это событие весело и с предвкушением, у вашего ребенка не будет лишних поводов беспокоиться.
  • В старших классах одноклассники “меряются” техникой. Скорее всего, ваш ребенок захочет новый телефон или планшет. Все зависит от правил семьи, но подростку необходимы “понты” для самопринятия и идентификации себя в коллективе как своего — это особенность возраста.

Ребенку нужно чувствовать себя в стае, самосознание детей происходит через противопоставление себя другим. Только яркие индивидуалисты не нуждаются в групповой сплоченности, но даже они всегда рады найти единомышленников.

Ребенка обижают в школе. Учителя и родители не будьте безучастными

Распространено мнение о том, что дети должны сами решить конфликт между собой, но оно ошибочно! Ведь у детской жестокости нет границ! Дети в своих издевательствах могут зайти слишком далеко, для жертвы буллинга есть риск потерять здоровье и приобрести психологическую травму на всю жизнь

Только внимание взрослых к проблеме ребенка, которого обижают в школе, поддержка, вера в его силы и главное — ЗНАНИЕ его природных свойств помогут разрешить трудную ситуацию

Часто советы для родителей ребенка, которого обижают, сводятся к тому, чтобы записать ребенка в секцию, научить его давать сдачи или сделать так, чтоб ребенок не чувствовал себя ущербно в плане внешнего вида. Желательно покупать ему модную одежду, чтобы он не выделялся в коллективе «отсталым гадким утенком», а был примерно как все.

Еще рекомендуют устранить физические недостатки, которые служат поводом для насмешек. Это, конечно, имеет смысл, но следует знать, что акцент на внешность и одежду вторичен

Гораздо более важно помочь ребенку раскрыть свою индивидуальность и адаптировать реальность с помощью врожденных свойств

К травле побуждают психологические причины, которые скрыты в бессознательном обидчика и изгоя, но им ошибочно находят рациональное объяснение каким-либо внешним фактором.

Также верно и то, что ребенок может выглядеть идеально, быть симпатичным, но оказаться объектом жесточайшей травли детей. Ведь культурное ограничение не в силах уже удерживать неприязнь (зависть, злость, раздражение), которые испытывают дети в пубертате из-за недостаточной степени развития и реализации их врожденных свойств. Да еще общество, семья показывает им противоречивые вещи: учат одному, а по факту ребенок видит неприязненное отношение взрослых друг к другу, их насильственные методы выяснения отношений.

Родитель ребенка, которого обижают в школе, ни в коем случае не должен спускать все на тормозах и ожидать, что «шалости невоспитанных перерастут». Вы обязаны находить свое решение проблемы. Самое малое — узнать, почему ваш ребенок подвергается издевательствам сверстников и как помочь ему это пережить.

Родители ребенка-обидчика должны задуматься, а что толкает его совершать жестокие действия? Что вырастет из него, если не принять меры сегодня? Как скорректировать поведение ребенка?

Разборки между родителями и перевод стрелок одних родителей на других не решает проблемы. Подумайте и спросите себя, кем растут ваши дети, чем им помочь. До пубертата, то есть в школьном возрасте, идет развитие всех свойств, закладывается определенный сценарий, который ребенок будет отыгрывать во взрослой жизни. От адаптации в школьном коллективе и защиты, поддержки родителей, их усилий, вкладываемых в развитие ребенка, зависит вся его дальнейшая жизнь.

На учителях лежит огромная ответственность за воспитание детского коллектива. Ведь именно они могут облегчить детям адаптацию в коллективе, дать хороший старт развитию нравственного чувства. А могут пустить проблемную ситуацию на самотек и создать почву для закрепления наихудших черт у детей-обидчиков, в худшем случае — поспособствовать травмированию психики и здоровья ребенка, которого обижают.

Уникальную информацию о психологии детей и методах воспитания в соответствии с их природными особенностями можно узнать уже на бесплатных онлайн-лекциях тренинга Юрия Бурлана. Правильное развитие ребенка — один из важнейших факторов, помогающих избежать травли в детском коллективе, с одной стороны, и профилактика жестокого поведения детей, с другой.

Корректор: Гиляра Темирьянова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector