Что должен знать и уметь ребенок в 4 года

Физическое развитие ребенка в 4 года

До определённого возраста малыша физические умения и навыки свидетельствуют о его умственном и психическом развитии, особенно это актуально для детей первого года жизни. Конечно, каждый ребёнок развивается в индивидуальном ритме, определяемом его темпераментом и характером, однако есть общий набор качеств и умений, отличающих поведение четырёхлетних крох, которые:

  • Легко удерживают равновесие на одной или двух ногах, могут передвигаться прыжками;
  • Быстро бегают, не меняя направления;
  • Самостоятельно поднимаются и спускаются по лестнице;
  • Умеют играть с мячом, подбрасывают и ловят его; могут вести мяч ногами;
  • Катаются на велосипеде и самокате;
  • Уверенно держатся на воде и с лёгкостью осваивают плавательные навыки.

Ребёнок в возрасте 4-х лет вынослив, может совершать длительные прогулки, во время которых проявляет активный интерес к окружающему миру.

Advertisement

Вестибулярный аппарат регулирует координацию движений малыша, его положение и перемещение в пространстве. У грудных детей отделы головного мозга, отвечающие за речь и моторику, находятся рядом, практически объединены, и тесно связаны. С развитием мозга они постепенно отдаляются друг от друга, однако хорошее развитие одной части позитивно влияет на вторую. Именно поэтому развитая мелкая моторика рук определяет набор речевых навыков у ребёнка.

Малыш в 4 года уже достаточно усидчив и легко справляется со следующими упражнениями:

  • Нанизывает на леску бисер,
  • Застёгивает пуговицы,
  • Завязывает шнурки,
  • Умеет рисовать кистью и карандашом,
  • Раскрашивает картинки, не выходя за контур,
  • Лепит из пластилина фигурки,
  • С помощью ножниц вырезает по заданному контуру,
  • Завязывает и развязывает узлы из толстых верёвок или канатов,
  • Делает поделки, работает с красками и клеем во время создания аппликаций.

В этом возрасте малыши различают правую и левую руку; при выполнении заданий или во время игр понимают, где относительно предмета находится верх и низ.

Развитие двигательных способностей

Для определения уровня развития двигательных способностей 4-летнего ребенка, проведите для него небольшую разминку. Таким образом вы сможете выяснить, все ли необходимые навыки освоил кроха. Эти навыки крупной моторики нужны ребенку, чтобы правильно развиваться.

Итак, малыш в 4 года должен научиться ходить на пяточках. Ловить мячик для нормально развитого четырехлетнего ребенка не составит труда, также как и попрыгать на одной ножке. На двух ножках кроха должен был научиться прыгать еще в 3 года, так же как и освоить езду на велосипеде.

Теперь ребенок может простоять на одной ножке намного дольше – почти 10 секунд. Хотя в 3 года ему удавалось простоять так только одну секунду.

Развитие ребенка в 4 года (что должен уметь)

Родителей всегда интересует, как развивается их ребенок

Хочется выяснить, в каких областях он особо преуспел, а на какие следует обратить более пристальное внимание. Что же должен знать и уметь современный четырехлетний ребенок: — находить и узнавать квадрат, круг, овал, треугольник; — понимать смысл обобщающих слов – посуда, мебель, транспорт, игрушки, одежда; — знать несколько профессий, названий деревьев, животных; — показывать предметы слева, справа, вверху, внизу;  — сравнивать предметы по величине – длине, высоте, ширине; — понимать, где один предмет, а где много; — аккуратно раскрашивать, не выходя за линию; — нанизывать бусины, пуговицы; — определить, какой из 4-5-6 предметов исчез; — пересказывать содержание сказки; — различать погодные явления, времена года, суток; — называть привычные бытовые приборы, узнавать их по цвету, форме, предназначению; — знать подробный домашний адрес, имена мамы, папы, дедушек, бабушек; — рассмотреть картинку, игрушку, предмет и составить его описание из трех-четырех предложений

Это средние показатели. Ваш ребенок может как опережать их, так и не дотягивать. Расстраиваться не стоит, лучше посвятить больше времени его развитию. Возможно привлечь на помощь специалистов.

Умственное и речевое развитие ребенка

К четырем годам у ребенка активно развивается мышление. Тысячи вопросов, которые он задает, как раз являются проявлением такого развития. В три годика малыш в основном пользовался практичным, наглядно-действенным типом мышления. Он самостоятельно пробовал разобраться в строении предметов, нажимая на кнопочки, рычаги, ломая игрушки. Сейчас к этому типу присоединяется наглядно-образный. Малыш учится воспринимать образы и схемы предметов, использовать их отдельные свойства. Очень ярко такое восприятие проявляется при рисовании. Ребенок изображает только самые важные детали. Например, для картинки дома ему достаточно нарисовать квадрат с крышей, кота он изображает на четырех лапах с хвостом и усами.

Развитие более сложного типа мышления, логического, к четырем годам только начинается. Проявляется оно в способности обобщать свойства вещей, находить в них одинаковые черты и группировать предметы по этим признакам. Для ребенка еще сложно понимать абстрактные вещи. От конкретных образов, связанных со словами, переходить к общим. Чтобы стимулировать умственное развитие, с ребенком нужно заниматься, учить его что такое «время», «число», «мера».

Ребенок знает уже приличное количество слов

Речь ребенка к четырем годам усложняется. Он владеет больше, чем тысячью слов, произносит почти все звуки и буквы. Умеет грамотно составлять предложения из 4-6 слов, пользоваться глаголами, прилагательными, дополнениями, существительные спрягает по падежам. Иногда в разговоре допускает грамматические ошибки, но случается это все реже. Дошкольнику получается довольно связно пересказывать события, содержание прочитанной книги. Ребенку четырех лет нравится сочинять новые слова, они кажутся ему более подходящими для названия тех или иных предметов. Малыш уже четко отвечает на вопросы, может выполнить 3-4 поручения взрослых. Знает свое имя, как зовут папу с мамой, бабушку с дедушкой. Может назвать свой адрес, адрес друга, дедушки с бабушкой.

Активно развивается у детей воображение. Они сочиняют сказки, играют в сложные ролевые игры. Иногда придумывают себе чудищ и монстров, а потом их боятся. Нужно терпеливо объяснять ребенку, что страхи его напрасны. Ни в коем случае не пугайте детей сами, это далеко не лучший способ добиться от них послушания. Совершенствуется у дошкольников память, они накапливают в голове результаты своей познавательной деятельности. Они уже знают несколько цветов, быстро запоминают новые. Называют до 4-5 фигур, в том числе и объемных. Учат наизусть и рассказывают стихи из 4-8 строф. Дети, у которых хороший слух, поют песенки, хорошо помнят мелодии.

Эмоциональное развитие

Психологи настаивают на том, что в эмоциональном развитии малыш нуждается так же, как и в физическом. Мимика и жесты – это часть эмоций, освоить их сам ребенок вряд ли сможет, ему необходимо помочь. В этом возрасте он учится улавливать настроение близкого человека, сопереживать и утешать:

  • распознает настроение человека на фотографии или рисунке;
  • по просьбе родителей изображает мимикой ту или иную эмоцию;
  • может признать свою вину и попросить прощения;
  • выражает радость при приближении близких, пугается незнакомых людей.

В 4 года приходит осознание, что не все его шалости смешны, многие обижают или доставляют боль. Ребенок, порой, осознанно совершает подобные действия, проверяя, какие эмоции они вызовут.

Игры и игрушки для детей в 4 года (как развлекать)

Четыре года – возраст вполне подходящий для того, чтобы вывести сына или дочку первый раз в цирк или театр на детское представление. Не стоит сразу покупать билеты в первые ряды. Вы не знаете, как отреагирует ваш ребенок на громкие выкрики клоунов, хлопки, рыки зверей. Поэтому лучше занять другие места, примерно с десятого ряда и выше.

Дети в 4 года хорошо могут развлекать себя сами, собирая конструктор, мозаику, паззлы. Только задания необходимо усложнять, добавляя большее количество деталей и уменьшая их размеры. Очень хорош конструктор Лего, наборы которого рассчитаны на разные возрастные категории детей. Из него можно собирать не только простые дома или машинки, но и космические или пиратские корабли, самолеты, замки, роботов, подкупая дополнительные детальки.

В этом возрасте можно познакомиться с одним или двумя друзьями, вместе играть во дворе или поочередно водить детей в гости. Им будет интересно играть сообща, а у их мам появится немного свободного времени. Обычно девочки играют в куклы, больницу, семью, мальчики – в машинки или конструируют. Детей можно занять на несколько часов, если дать им коробку и попросить построить дом. Пусть они вырезают окошки, красят стены, расставляют мебель, заселяют игрушечных жителей.

Развитие речи

Словарный запас четырехлетнего ребенка растет стремительно. Он осваивает все новые слова, активно используя знакомые, узнавая значение незнакомых. Речь представляет не отдельные фразы, а связный текст с использованием сложных синтаксических конструкций: придаточных предложений и однородных членов. Минимальные речевые навыки ребенка в 4 года:

  • четко произносит гласные и согласные звуки;
  • умеет отвечать на вопросы, логично ведет диалог;
  • составляет связный текст до 6 предложений;
  • с легкостью описывает изображенное на картинке, может дать полное описание игрушки, увиденного, услышанного;
  • называет имя, отчество и фамилию, знает по именам своих близких и друзей, в детском саду называет воспитателя по имени и отчеству;
  • называет свой возраст, домашний адрес;
  • различает интонацию говорящего, сам может придать любую интонацию своей речи;
  • использует единственное и множественное число;
  • не путает мужской и женский род, согласовывает слова в роде, числе и падеже, правильно и к месту употребляет предлоги;
  • в разговоре использует все части речи, включая междометия, вводные и звукоподражательные слова.

Допускается, что ребенок может еще путать понятия «вчера», «сегодня», «завтра», названия приемов пищи: «завтрак», «обед», «ужин». Нормой является западение шипящих звуков и . В целом же речь малыша этого возраста понятна не только близким, но и посторонним людям.

Социальная адаптация

Дети подолгу играют самостоятельно, однако игры со сверстниками для них предпочтительнее. Они очень общительны, стремятся к новым знакомствам. Преобладают ролевые игры, игры на проверку своей ловкости и физических навыков.

В этом возрасте ребенок способен порадовать родителей игрой в спектакле, замечательно справляясь с несложной ролью, рассказать со сцены стихотворение или спеть песню. Кстати, все малыши очень любят аплодисменты и похвалу.

Именно в этом возрасте приходит осознание пола. Девочки начинают интересоваться куклами, мальчики – машинами и самолетами. Девочек все чаще можно застать перед зеркалом, их привлекают красивые платья и мамины украшения. Мальчики стремятся помочь папам, с удовольствием разбирают его инструменты, помогают ремонтировать автомобиль.

Физическое развитие

В 4 года ребенок развит физически. Этот возраст характеризуется крайней подвижностью, ведь малыш понимает возможности своего тела и пытается поскорее их проверить. Развитие навыков совершенствуется с каждым днем:

  • ребенок хорошо и быстро бегает;
  • без труда забирается на вертикальную лестницу и спускается с нее;
  • прыгает в высоту и длину;
  • кидает мяч в заданном направлении далеко и точно, учится играть в футбол;
  • подтягивается на перекладине или кольцах (не без помощи взрослого);
  • преодолевает препятствия на пути.

Четырехлетнего ребенка уже можно отвести в спортивную секцию. Занятия укрепят мышцы и направят энергию малыша в правильное русло.

Гендерные различия в развитии детей – дошкольников

Различия в развитии мальчиков и девочек к четырем годам становятся наиболее заметными.

В сфере интересов девочек лежит человек, взаимоотношения между людьми, организация быта, красивые предметы обихода. Мальчики же стараются преобразовывать существующий порядок.

В отношении к вещам девочки быстрее начинают понимать их утилитарное значение. Мальчиков интересует устройство каждого предмета, возможность использовать его не по прямому назначению. Как правило, многие мальчики не особенно бережливо относятся к вещам.

При включении в деятельность девочки делают это активно. Мальчики же подготавливаются. Девочки задают вопросы во время игры с желанием пообщаться, а мальчики – чтобы получить необходимую им информацию. Девочки больше любят игры, связанные с опекой, желанием помогать, с обучающей функцией. Любимые игры мальчишек – подвижные, без опоры на правила.

Конструирование. Девочки обычно действуют по образцу в отличие от мальчишек, которые постоянно фантазируют, все преобразовывают и изобретают.

В речи девочки чаще используют существительные и прилагательные, а мальчики – глаголы и междометия.

Изучая особенности мышления детей, исследователи отметили основное гендерное отличие в строении головного мозга. У девочек более развито левое полушарие, отвечающее за становление устной и письменной речи. У мальчиков – правое, отвечающее за пространственно-временные представления. Для развития девочек характерно преобладание наглядно – образного мышления, для мальчиков – абстрактного. Память девочек долговременна, тогда как у мальчиков превалирует кратковременная память.

Как сделать развитие ребенка в 4 года наиболее успешным

Посещающий дошкольное учреждение ребенок получает всесторонние навыки — как физические, так и речевые, эмоциональные, социальные. Однако этого категорически недостаточно. Родители должны как можно ближе контактировать с воспитателями, чтобы внести свою лепту, гораздо более значительную, в развитие ребенка. Полученные знания и навыки следует продолжать и закреплять дома, выражая одобрение успехам карапуза.

В случае домашнего воспитания роль мам и пап еще более важна. Родители должны четко представлять, что должен уметь ребенок в 4 года, и стараться соответствовать признанным критериям. Для этого необходимо знакомиться с методической литературой, подбирать малышу соответствующие возрасту книжки и раскраски, самостоятельно разрабатывать комплекс утренней гимнастики. Но самое главное — не делать приоритетом в воспитании малыша грозные приказания и постоянные поучения, следует лишь подталкивать несмышленыша в нужном направлении, мягко предлагая помощь и хваля за успехи. Спокойные доброжелательные отношения, ласковое поощрение и одобрительная поддержка дадут великолепные результаты, и вы удивитесь, какими стремительными и результативными темпами идет развитие ребенка в 4 года.

Умственное формирование

Развитие интеллекта четырёхлетнего ребенка происходит по большей части благодаря развивающим играм и наглядным примерам. В таком возрасте ребёнок очень любознателен и должен владеть определёнными знаниями в разных областях знаний.

Математика

В норме в возрасте четырёх лет ребёнок должен:

  • ?знать цифры до 5;
  • ?смело обладать тезисами «много» и «один», «больше» и «меньше»;
  • ?сопоставлять группы предметов, в том числе применяя приёмы наложения;
  • ?сопоставлять два предмета по величине, длине, форме, высоте и уметь высказать существующую разницу словами;
  • ?знать и выказывать правую или левую руку;
  • ?обладать тезисами: «верх», «низ», «слева», «с правой стороны», «налево», «направо»;
  • ?знать порядковый счёт до десяти.

Формирование речи

В возрасте четырёх лет словарный запас ребёнка в большинстве случаев будет примерно четырёх тысяч слов. При этом ребенок способен связно заявлять на родном языке, знать наизусть маленькие стихи и рассказывать сказки.

В норме ребёнок 4-х лет должен:

  • членораздельно говорить звуки (исключение могут составлять лишь шипящие и сонорные);
  • воссоздавать многосложные слова;
  • координировать произносимые слова в роде, падеже и числе;
  • понять все обобщающие слова (посуда, одежда, мебель, транспорт, игрушки, обувь);
  • отвечать на обычные вопросы;
  • принимать в речи предложения с гомогенными членами;
  • уметь составлять примитивной описательный рассказ об увиденной картине или игрушке из трёх-четырех предложений;
  • произвольно настраивать силу собственного голоса, его ритм, применять многообразные интонации;
  • разделять 2-ух- и трёхсложные слова на слоги, определять в словах первый и заключительный звуки;
  • правильно принимать предлоги («под», «в», «на», «за») с существительными;
  • понять термины «звук», «слово», «буква».

Мир вокруг вас

Становятся больше познания четырёхлетним малышом находящегося вокруг его мира.

Так, в норме в таком возрасте ребёнок должен:

  • ?знать свое имя и фамилию, а еще имена и отчества родителей, близких людей, воспитателей и остальных людей, которые его окружают;
  • ?знать собственный адрес (наименование населённого пункта, улицы и номер дома);
  • ?знать собственный возраст;
  • ?знать наименования многих домашних и диких птиц и зверей;
  • ?знать наименования детенышей данных зверей и птиц;
  • ?знать звуки, которые издают эти животные и птицы (собака лает, корова мычит, мышка пищит, кошка мяукает, петух кукарекает и т.д.);
  • ?знать, что умеют выполнять эти птицы и животные (змея ползает, рыба плавает, заяц прыгает, птица летает и т.д.);
  • ?знать, именовать и распознавать находящиеся вокруг его предметы, их назначение, величину, форму, окрас и значительные детали;
  • ?знать наименования времён года, их отличия, описывать, что происходит в каждое время года (растут цветы, тает снег, летают бабочки и т.д.);
  • ?распознавать по своему вкусу несколько вариантов фруктов и овощей;
  • ?уметь распознавать и именовать разные погодные явления;
  • ?знать наименования нескольких профессий.

Изобразительная работа

В 4 года ребёнок должен:

  • знать и именовать все ключевые цвета (чёрный, красный, зелёный, белый, жёлтый, голубой, синий, розовый);
  • правильно работать карандашами и кисточкой;
  • проводить линии по точкам, не отрывая карандаш или ручку от бумаги;
  • ровно проводить разные линии (вертикальные, наклонные или горизонтальные) необходимого размера;
  • бережно заштриховывать фигуры и раскрашивать рисунки, не выходя за контуры;
  • изображать очень простые предметы и явления;
  • уметь выбирать окрас, который отвечает изображаемому предмету;
  • лепить из пластилина или глины предметы, состоящие из нескольких частей;
  • выполнять аппликации из готовых форм, применяя клеевой состав.

Конструирование

В 4 года ребёнок уже прекрасно умеет играть с конструктором. Он должен:

  • знать и именовать важные детали конструктора;
  • уметь вертикально и горизонтально располагать кубики, кирпичики и иные детали конструктора;
  • менять «сооружения», заменяя одни детали конструктора иными;
  • распознавать части сооружения по высоте и величине.

Музыкальное образование

В 4 года ребёнок уже знает и может назвать некоторые инструменты для занятий музыкой, например: фортепиано, барабан, гитара, скрипка. Он должен уметь слушать от начала до конца маленькие музыкальные творения, отмечать изменения в звучании композиции (тихо – громко), узнавать на слух знакомые ему мелодии и подпевать в такт.

Познавательная деятельность и развивающие занятия.

Что должен знать и уметь четырехлетний малыш и чему его можно обучать в дальнейшем?

3.1. В области ознакомления с окружающим миром

Четырехлетний малыш должен знать и уметь следующее:

  • свое имя и фамилию, адрес, имена родителей, свой город;
  • ориентироваться в помещениях своего жилища;
  • рассматривать иллюстрированные детские книги;
  • определять диких и домашних животных, некоторые деревья, предметы одежды, мебели, посуды.

Занятия по ознакомлению с окружающим помогают малышу развиваться. Это знакомство с изменениями в природе, с работой транспорта, за трудом людей, экскурсии и другое. За всем, что интересует ребенка, можно наблюдать и обсуждать. На сотни «почему» надо найти исчерпывающие ответы.

Интересно проводить простейшие опыты. Например, опыт «Почему вода в ведерке замерзла на морозе».

Начиная с 4-х лет, следует обучать группировать знакомые предметы по назначению (чашка, тарелка, блюдце – это посуда), т. е. делать обобщения.

3.2. В области элементарной математики

Малыш уже умеет:

  • сравнивать число предметов в группах в количестве до 3 на основе счёта, приложением, наложением;
  • группировать предметы по цвету, размеру и форме;
  • отличать и называть геометрические фигуры – круг, квадрат;
  • понимать выражения: «вверху – внизу», «впереди – сзади», «слева – справа», «на», «над – под»;
  • отличать и называть день, ночь, утро и вечер, а также времена года и их признаки.

Поскольку понятия «один» и «много» уже сформированы, следует переходить к новым понятиям «по одному» и «ни одного», а также осваивать счет до 5.

Пора учить малыша понимать вопросы «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?»; отвечать на вопросы, используя предложения: «Я на каждый листик положил ягодку. Листиков больше, а ягодок меньше» или «Листиков столько же, сколько ягодок».

Представления о величине не должны сводиться только к понятиям «большой – маленький». Надо знакомить малыша с понятиями «широкий – узкий», «длинный – короткий», «высокий – низкий».

Новые геометрические формы, с которыми следует познакомить ребенка – это прямоугольник и треугольник. Надо научить их различать, называть не обязательно.

3.3. В области развития речи

Четырехлетка может:

  • использовать в разговоре все части речи, простые предложения из 6 – 8 слов;
  • согласовывать слова в роде, числе и падеже;
  • четко произносить все гласные звуки;
  • поддерживать беседу со сверстниками и взрослыми;
  • кратко рассказывать о содержании сюжетной картинки с помощью вопросов и подсказок взрослого;
  • повторять описание знакомой игрушки;
  • коротко пересказывать сюжет сказки;
  • заучивать короткое стихотворение.

Речь этих малышей удивительна и забавна. Четырехлетки способны без конца выдумывать новые слова.

Занятия по развитию речи многообразны. Это чтение книг с обсуждением содержания, заучивание стихов. Наряду с известными сказками («Три поросенка», «Колосок») и литературными произведениями («Воробьишко» М. Горького, сказки Г. Х. Андерсена) можно начинать читать отрывки из «толстых» книг («Винни Пух и все-все-все» А. Милна). Не следует ограничиваться только чтением. Надо начинать осваивать пересказ. Сначала по вопросам, а потом и самостоятельно

При этом следует обращать внимание на грамматически правильное построение предложений

Значительно расширяют кругозор беседы на различные темы, описание доступных пониманию ребенка картин известных художников.

Изобразительная деятельность

К четырем годам дети освоили навык владения карандашом, фломастерами и кистью. Они умеют изображать форму предмета (круглая, квадратная), подбирать цвет. Малыши могут изображать несколько предметов, объединенных единым сюжетом (неваляшки танцуют, заснеженные деревья в лесу). На изображенных предметах появляются детали. При этом формируется и понятие о композиции: что главное и второстепенное в рисунке.

В дальнейшем перед юным художником встанут новые задачи: научиться изображать фигуры в движении (птичка подняла крылья, лиса бежит за зайцем, Снегурочка танцует).

Раскрашивая картинки, ребенок этого возраста должен не заходить за края контура рисунка.

ВНИМАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ. Замысел рисунка может измениться в ходе творческой деятельности малыша

Подчас фантазия юного живописца заходит так далеко, что лучше своевременно предложить завершить процесс и отправить творение на вернисаж.

Любят дети заниматься аппликацией из готовых форм: «Украсим елочку шарами и флажками», «Засолим в банке огурцы», «Украсим кукле платье».

На занятиях лепкой малыши могут раскатывать шары и колбаски, соединять детали друг с другом, получая целостное изображение (снеговики, морковки). Они способны производить прищипывание и вытягивание деталей (ушки у котенка, клюв у курочки), а также сглаживать вылепленные поверхности. Используется для лепки соленое тесто, глина, пластилин.

Продуктивная деятельность

Психологи считают продуктивную деятельность залогом творческих способностей. Ребёнок в 4 года может:

  • уверенно и правильно держать в руке карандаш;
  • пользоваться красками разных видов;
  • изображать предмет, передавая его характеристики;
  • закрашивать намеченный контур;
  • создавать узор;
  • изображать сюжет, рисуя несколько предметов;
  • рисовать с исходного изображения и без него;
  • использовать различные приёмы нанесения краски кистью;
  • лепить из пластилина;
  • пользоваться стекой;
  • конструировать из картона по образцу и без него;
  • пользоваться ножницами;
  • трансформировать вырезанные фигуры (из квадрата делать круг);
  • приклеивать элементы на лист;
  • сгибать листы в разных направлениях;
  • называть детали.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector