Как бороться с буллингом? теория насилия + памятки учителям и родителям

Как быть, если вашего ребенка обижает весь класс?

Нет такого понятия – «весь класс». В стае всегда есть вожак и ведомые. Если вашего ребенка обижает весь класс, не обязательно делать выговор каждому родителю по списку. Определите, кто вожак, выясните мотивы поведения с его родителями и попросите их о помощи. Не угрожайте, не опускайтесь до уровня обидчика. Иначе придется думать, как ограничивать общество от вас.

Размышляя о том, что делать, если вашего ребенка обижает весь класс, подумайте и о другой стороне вопроса: почему жертвой стал именно ваш ребенок? Случившегося не изменить, но можно избежать повторений нападок.

Научите ребенка нейтральным фразам для общения с агрессорами:

  • не откликайся на выдуманное прозвище, а спокойно поясни, что тебя зовут по-другому. Или ответь: «Да, так дразнили и моего деда, и отца. Вот такая у нас забавная фамилия, куда же от нее деваться»;
  • спроси «в лоб» у неприятеля: «Ты сейчас попытался меня обидеть. С какой целью ты это делаешь? Давай поговорим об этом».

Запишите ребенка в спортивную секцию или театральную студию. Спорт выправит осанку и добавит смелости, а театр обеспечит грамотной четкой речью и пластикой. Любое из этих приобретений избавит школьника от зажатости, вытащив его из толпы потенциальных жертв дедовщины. Да и появление друзей по интересам, с которыми можно общаться на школьных переменах, придаст уверенности в себе и значимости в коллективе.

Общайтесь с ребенком каждую свободную минуту. Настройте тесный контакт. Станьте человеком, который всегда на его стороне, даже при плохих оценках и отвратительном поведении. Будьте его союзником и адвокатом, выходя за порог дома, а все проблемы решайте за закрытыми дверями. Помните: боязнь рассказать родителю о неприятностях оставляет ребенка наедине с проблемами. Участившиеся детские суициды печальный тому пример.

Что такое буллинг?

Некоторое время назад произошла очередная деформация и родилась очередная форма насилия – буллинг. Возможно, многие слышат об этом термине первый раз. Но будьте уверены, все сталкивались с ним прямо или косвенно.

Основной период его проявления приходится именно на школьные годы. Чтобы избежать научной терминологии, а простыми словами объяснить, что же это такое, проведем параллель с армией, а именно с «дедовщиной» в ней.

Запугивания, издевательства, бойкоты и не только это – вот, с чем сталкивается среднестатистический школьник в наши дни.

У этого феномена два основных варианта проявления:

  1. физический;
  2. психологический.

Физическое проявление буллинга заключается в том, чтобы нанести повреждение, абсолютно разного рода. Что же касается психологической формы проявления, то она более обширна и влечет за собой, как минимум, падение самооценки, как максимум разного рода психологические травмы и расстройства и как результат – суицид.

Психологически воздействовать на жертву можно множествами способов:

  • бойкоты;
  • слухи;
  • угрозы;
  • обзывание.

Одним словом, всё, что так или иначе может нанести вред.

Демонстрация силы

Буллинг, или травля — одна из острейших проблем школьной жизни. В подростковой среде, среди одноклассников, нередко случаются драки, издевательства, угрозы, шантаж, клевета. Одному или группе учеников намеренно и регулярно причиняют вред: физический, психологический, социальный, причем силы булли (агрессора) и жертвы заведомо неравны. Авторы статьи, заведующий Лабораторией профилактики асоциального поведения Института образования НИУ ВШЭ Артур Реан и научный сотрудник Лаборатории Мария Новикова, поясняют: Одна из главных целей обидчика — самоутвердиться в классе, продемонстрировать превосходство среди сверстников.

В странах, где распространены программы противодействия буллингу (Великобритания, скандинавские страны, США), показатели подростковой агрессии действительно снижаются. Важен сам факт нетерпимости к травле, ее социальная неприемлемость. Об этом говорит и российское исследование. Если в школьном коллективе не возбраняется издеваться и оскорблять, то агрессор может набирать популярность и навязывать свой стиль поведения остальным. А это только подхлестывает травлю. И наоборот: в тех классах, где подростки и учителя осуждают агрессию, нападок и драк становится меньше. Их не считают достойным способом решения проблем, а булли не воспринимаются как лидеры.

Как понять, что ребенка травят

Дети часто молчат о своих проблемах: боятся,что вмешательство взрослых обострит конфликт,что взрослые не поймут и не поддержат. Есть несколько признаков,по которым можно заподозрить буллинг.

Синяки и царапины,которые ребёнок не может объяснить.
Ложь в ответ на вопрос,откуда взялись повреждения: ребёнок не может придумать объяснение,говорит,что не помнит,как появились кровоподтёки.
Часто «теряющиеся» вещи,сломанная техника,пропавшие украшения или одежда.
Ребенок ищет повод не ходить в школу,притворяется больным.
Изменение пищевого поведения

Особенно нужно обратить внимание на случаи,когда ребёнок не ест в школе.
Ночные кошмары,бессонница.
Испортившаяся успеваемость,потеря интереса к занятиям.
Ссоры со старыми друзьями или одиночество,низкая самооценка,постоянная подавленность.
Побеги из дома,самоповреждение и другие виды деструктивного поведения.. Ребенок у пешеходного перехода

Михаил Хаустов

Ребенок у пешеходного перехода.

Михаил Хаустов

Необходимые условия решения проблемы буллинга

Эксперты сходятся во мнении, что для решения проблемы насилия в учреждениях образования нужно два важных условия:

  1. Признать буллинг, а не скрывать, чтобы «не портить репутацию учреждения», «не выносить сор из избы».
  2. Учителям, родителям и другим ответственным взрослым провести ревизию собственных ценностей. Успех в профилактике буллинга зависит от отношения взрослых к насилию в целом. И здесь есть проблемы. По данным Глобальной инициативы за искоренение всех видов телесных наказаний в отношении детей, лишь в 34 странах такие наказания запрещены независимо от места проживания или пребывания детей. Не говоря уже про вербальное, психологическое насилие. Если в умах взрослых унижение достоинства, буллинг – это «полезная школа жизни», «неизбежность в детских коллективах», «несерьезная проблема», «культурная норма», «необходимая мера для поддержания дисциплины», то навряд ли самые передовые меры и алгоритмы профилактики сработают на практике.

Почему это важно

В буллинге страдают не только жертвы травли, но и обидчики, и свидетели, и родители участников конфликта, и сотрудники учреждения. Последствия насилия серьезно влияют на жизнь человека, отражаются на его эмоциональном и когнитивном развитии, здоровье, психике.

https://youtube.com/watch?v=ZyTbu8Dq2KM

Надо ли переводить ребенка в другую школу

Популярна позиция,что перевод в другой класс или школу — это неудачная мера,потому что на новом месте будет то же самое. Лучше научить ребенка вести себя по-новому,чтобы он закалял характер и мог дать отпор.

На самом деле нет. Травля начинается там,где у ребенка нет права выбора коллектива. Потенциальной жертвой может стать любой. И буллинг невозможен,если педагогический состав умеет пресекать травлю в самом начале.

То есть переход в другой коллектив(например,в школу,где углубленно изучают предметы,близкие ребенку) или к другому учителю может исправить ситуацию.

Если не удаётся решить проблему,если учителя в школе закрывают глаза на травлю,если ребенок боится идти в школу,то смените ее.

Если ребёнок подвергается травле

Родителям важно примерно представлять себе ситуацию в классе — с кем их ребёнок дружит, с кем нет, какие у него отношения с учителями, насколько класс сплочён. Полезно быть в курсе, если происходят какие-то важные изменения

Если родитель узнал, что его ребёнка систематически обижают или преследуют, он может сделать следующие несколько вещей.

Поддерживать ребенка, показывая ему, что как бы не складывались отношения в классе, родитель его любит и ценит (не стыдить, не обвинять).
Постараться прояснить, что именно происходит, и придумать (самостоятельно, вместе с ребёнком, с помощью других детей или взрослых, с психологом) новые способы реагировать на возникающие ситуации (отвечать на обзывание и так далее)

Важно, чтобы эти способы помогали защитить границы и перейти к другому стилю отношений. В этом помогут спокойное парирование, юмор, отстранение и другие способы, помогающие сохранять уравновешенность.
Активизировать альтернативные школе среды, где повышается уверенность в себе (кружки и секции, которые нравятся ребёнку, где он успешен).
Поменять то, что можно поменять, для снижения частоты встречи ребёнка с обидчиками

Можно найти новый маршрут до школы, не брать в школу провоцирующие травлю предметы, заблокировать обидчика в соцсети.
Пообщаться с классным руководителем об отношениях в классе и поведении детей. Родителю важно понять, что именно видит классный руководитель и как к этому относится, а также способствовать тому, чтобы тот выработал план действий — от мягкого вмешательства учителя в конкретные ситуации до обсуждения эпизода травли на классном часе или родительском собрании. Здесь стоит помнить, что травля в классе затрудняет обучение, и обычно учителя заинтересованы в том, чтобы отношения в классе были хорошими. Но часто они не знают, как вести себя в сложной ситуации и могут её игнорировать
Также важна поддержка родительского сообщества: при коллективных обращениях классному руководителю сложнее проигнорировать происходящее.
Привлечь к ситуации травли внимание школьного психолога, для помощи классному руководителю, проведению работы с классом и перевода ситуации из разряда невидимых в разряд тех, с которыми ведется работа. Если взрослые стараются поддерживать уважительные и конструктивные отношения, есть все шансы на успешное разрешение ситуации
Если же в школе в целом принято с неуважением относиться друг к другу (директор кричит на учителей, учителя боятся родителей и унижают детей), шансов на то, что ситуация изменится, гораздо меньше.
Найти для ребёнка психологическую группу (детскую или подростковую) или организовать индивидуальные занятия с психологом, где можно в безопасной обстановке обсудить травмирующие ситуации и отработать новые тактики поведения.

Какие бывают жертвы буллинга?

Принято выделять два вида жертв:

  • Пассивные;
  • Провоцирующие.

Первые – те самые тихушники, которых не видно и не слышно. А вторые, как раз наоборот, сами часто вызывают к себе подобный феномен.

Поводом для издевательства, может стать что угодно:

  • внешность;
  • недостатки;
  • поведение;
  • прочее.

Очень часто повзрослев, жертвы буллинга становятся довольно агрессивными личностями, с деспотичным, тираничным характером. Все обиды, полученные в школе они помнят очень долго. Кто-то, благодаря, этому добивается успехов.

Так бывает, что неудачник в школе, становится успешным. Такие случаи не правило, а скорее исключение. А в большинстве своем, подобный прошлый опыт не дает человеку в дальнейшем строить нормальные отношения как в личной жизни, так и профессиональной и это в лучшем случае.

Полностью искоренить такое явление как буллинг не удастся по разным причинам. Это своего рода естественный отбор для сильных личностей. Но понимать, контролировать и пресекать его просто необходимо.

На этом у нас все. В этой статье мы подробно рассмотрели буллинг что это такой и что к нему приводит. Мы надеемся, что данная статья вам понравилась и стала для вас полезной.

Spread the love

Недолюбили меня!

Мария Шумакова, АиФ-Челябинск  Ольга Геннадьевна, вы часто общаетесь со школьниками, проводя треннинги для молодежи. Скажите, почему в школьном коллективе обязательно есть тот, которого все не любят?

Ольга Мурзина:  На самом деле не во всех коллективах есть изгои. Это зависит от профессионализма педагога. Как человек, находящийся внутри группы, он видит, к кому в классе относится хуже, и может вовремя нормализовать обстановку, помочь ребенку найти себе друзей в классе. Как правило, в коллективе не любят тех, кто выделяется чем-то. В школе это могут быть полные или худые дети, а так же слишком маленькие или наоборот рослые. Поводом для травли — её кстати еще называют буллингом — может стать шепелявость, картавость или близорукость ребенка. Часто травлю провоцируют сами учителя, выделяя ребенка перед сверстниками как недотепу или наоборот подчеркивая его эрудированность и гениальность. Не так давно учитель одной челябинской школы приглашала меня в класс, где дети травят мальчика. Знаете из-за чего? Он очень открытый. Он говорит, то, что думает, не стесняясь, не заискивая, не лицемеря.

– Кто чаще выступает агрессором и почему?

– Как правило, инициаторами травли становятся те, кто пережил на себе участь изгоя. Таких примерно 40%. Они желают самоутвердиться  и отомстить. Остальная часть – это жертвы родительской невнимательности, недолюбленные дети. В своих поступках они ищут внимания взрослых. Всем хочется положительного внимания – похвалы, объятий, но если это не возможно, то тогда внимания любого – плохого и очень плохого.

– Виноват ли ребенок, что стал объектом травли или это может передается от взрослых?

– Объект травли не может быть виноватым. Речь идет о нездоровой психологической обстановке внутри коллектива. Поверьте, если начинается травля, страдают от этого все. Страдает жертва, получившая опыт унижения и бессилия, бесконечно падает самооценка, ребенок живет в постоянном стрессе. Страдает агрессор, получая опыт безнаказанности и иллюзию, что всё в мире можно решить с помощью силы. Страдают свидетели, ведь у них непростой выбор – поддержать жертву или агрессора. Страх самому оказаться следующей жертвой, стыд за свое действие или бездействие, опыт бессилия – вот с чем сталкиваются казалось бы просто наблюдатели за ситуацией. Травля очень плохо влияет на весь класс. Насилие – страшный пожиратель энергии, поэтому дети плохо учатся, они думают не о новых знаниях, а о том, как не стать жертвой.

Генетически склонность стать изгоем, конечно, не передается, но дети часто склонны копировать реакцию своих родителей на разные ситуации, в том числе и на подобное отношение других людей к собственной персоне. Поэтому ситуации, когда дети «наследуют» роль изгоя, встречаются достаточно часто.

– Стоит ли вмешиваться взрослым в такой конфликт?

– В том то и вся соль, что травля – это не просто конфликт, не минутная стычка, коих в школьной жизни бывает немало среди мальчиков и девочек,  а систематическое отравление жизни.  И все наши убеждения – «надо научиться давать отпор», «нечего жаловаться, попробуй сам договориться» или «родители не должны вмешиваться, чтобы не вырастить кисейную барышню или маменькиного сынка» не то что не помогают, а только ухудшают ситуацию. Поэтому нужно понимать, чем отличается буллинг от обычного конфликта. У человека, которого травят, нет сил защититься самостоятельно. Агрессор всегда чувствует свое превосходство, жертва испытывает чувство подавленности и страха. При буллинге у жертвы нет возможности самостоятельно выровнять этот дисбаланс. И здесь не та ситуация, когда кого-то в классе не любят, неохотно принимают в игры или мало общаются. При непопулярности ребенку может быть обидно, печально, одиноко. При травле ему страшно. Его страх сродни тому, что испытывают загнанные звери. Это беспомощный страх подавленного существа.

Еще одно отличие травли – систематичность и бесконечность. Конфликт это вспышка, травля – вся жизнь. Тот, кто издевается, совсем не заинтересован в завершении или в прекращении ситуации. Буллер хочет продолжения. При травле нет смены ролей, нет равенства сторон конфликта, при травле одни всегда нападают, а другие всегда страдают. Травля не учит никого ничему хорошему, она не помогает развитию детей, а препятствует.

Берите детей на похороны. Психолог о том, как завоевать доверие ребенка
Подробнее

Другие формы школьной травли

Распространенной формой буллинга является вымогательство в сочетании с угрозами физической расправы или распространения какой-то личной информации. От жертвы требуют деньги, принуждают воровать, выполнять школьные обязанности за других и т.д. Есть и более сложные тактики, когда от жертвы требуется выполнить ряд действий, обычно очень унизительного характера, в обмен на дружбу или защиту от других агрессоров. Подобные методы чаще встречаются среди старшеклассников, но с развитием соцсетей такие разновидности травли можно увидеть уже в начальной школе.

Повреждение или кражу одежды, учебников и других личных вещей можно также отнести к разновидностям буллинга, но только при наличии других форм агрессии либо если такое поведение по отношению к конкретному ребенку или группе детей повторяется постоянно. В таком случае необходимо фиксировать все пропажи, по возможности сохранять чеки. Это очень поможет при сборе доказательной базы.

Разумеется, разновидностей и форм буллинга значительно больше. Здесь перечислены самые часто встречающиеся. Описать, перечислить и классифицировать все возможные формы травли невозможно потому, что каждая ситуация по-своему уникальна. Приведенные выше примеры — это подсказки для взрослых, своего рода тревожные лампочки, которые сигналят о проблемах у ребенка в коллективе.

Буллинг в школе

Факты буллинга чаще фиксируются в детских коллективах, а именно, в школе. Отчасти это происходит потому, что дети не всегда понимают последствия своих действий, прежде всего, из-за плохого воспитания

Если предотвратить агрессию в коллективе детей, в будущем можно избежать серьезных последствий, вот почему психологи уделяют особое внимание проблеме травли именно в школах. Например, в некоторых странах у входа в учебное заведение висит объявление, которое запрещает обзываться, унижать детей

Эти правила принимает вся школа – ученики, родители, педагоги.

Если в школе не ввести такие правила, агрессивные дети сами установят свои собственные правила, а это означает травлю других детей. Кроме этого, психологи рекомендуют родителям и учителям проводить совместные с детьми тематические мероприятия.

Кто участвует в школьном буллинге

Главная особенность современного буллинга заключается в том, что основные его участники – пользователи социальных сетей, блогеры, то есть, люди, которые много времени проводит в Интернете. Сегодня под вымышленным ником можно написать любому человеку самые неприятные вещи. Подростки этим пользуются, они уверены в собственной безнаказанности, в результате в сети Интернет появляются оскорбительные посты, фото, неприличные видео.

Еще один факт, на который обращают внимание психологи, — участие в травле девочек. Если раньше агрессорами были преимущественно мальчики, сегодня девочки также активные участницы агрессивных нападок

К сожалению, в роли жертвы могут оказаться и учителя, дети-агрессоры часто переносят свои негативные эмоции на преподавателя, могут оскорбить его прямо на уроке, плюнуть в него, ударить.

Кто становится жертвой буллинга в школе

В младшей школе чаще всего случаются факты прямого прессинга, когда ребенка дразнят, бьют, умышленно портят вещи, сплетничают, объявляют бойкот. В старшей школе используются более жестокие методы травли – комментарии с сексуальным подтекстом, жесткие прозвища, угрозы, неприличные жесты.

В этот период мальчики чаще девочек принимают участие в таких конфликтах, при этом они становятся не только агрессорами, но и жертвами. В адрес мальчиков и девочек применяют разные формы травли. У мальчиков отбирают деньги, им угрожают физической расправой, заставляют что-то делать. А вот девочки зачастую становятся жертвами сплетен, непристойных комментариев.

Жертвы, как правило, чувствительные, тревожные, физически слабые, с заниженной самооценкой. У таких детей мало друзей, они больше времени проводят со взрослыми. Предпосылкой для травли может стать замкнутость ребенка, его неумение общаться со сверстниками.

В группу риска также входят дети с лишним весом, эпилепсией, диабетом, сложностями в обучении.

Часто после травли у ребенка появляются проблемы со здоровьем, снижается успеваемость, жертва жалуется на головные боли, возможны попытки суицида.

Кто такой буллер

Типичный агрессор или преследователь – это ребенок импульсивный, склонный самоутверждаться за счет более слабых. Такие дети нарочито открыто демонстрируют грубость, не проявляют сострадание, не подчиняются никаким правилам. Они кажутся одиночками, которым не хватает социальных навыков, но это ошибочное мнение. Зачастую такие дети находятся достаточно высоко относительно социальной лестницы, у них много сообщников. Кроме этого, такие дети обладают отлично развитым эмоциональным интеллектом, быстро и четко распознают эмоции других детей, это позволяет им управлять окружающими и даже взрослыми.

Статистика показывает, что 3% детей совмещают роль агрессора и жертвы. Они одновременно ведут себя агрессивно и при этом провоцируют других детей на агрессию. Их характеристики – гиперактивность, неуклюжесть, невысокий уровень самоконтроля, неспособность сосредоточиться на учебе, вспыльчивость.

Стороны буллинга

Буллинг – это социальный процесс, в котором задействовано три стороны: жертва, агрессор (агрессоры) и наблюдатели. Рассмотрим каждую сторону подробнее.

Жертва буллинга

Жертвой называется тот, кто подвергся буллингу. Обычно жертвами становятся те, кто не может постоять за себя и при этом имеет определенные предпосылки, такие как:

  • наивность, замкнутость, скромность, неуверенность в себе;
  • особенности развития, наличие физических дефектов;
  • физическая слабость, низкий рост, лишний вес;
  • нестандартные особенности внешности;
  • высокие оценки (или, наоборот, низкие);
  • покровительство со стороны учителей (или начальства);
  • бедность семьи и дешёвые вещи.

Большинство перечисленных особенностей обычно становятся предпосылками для буллинга в детской среде. У взрослых причинами для травли чаще становится личная неприязнь, возникающая по разным причинам.

Агрессор

Для обозначения агрессора в русскоязычной литературе иногда используют англицизм «булли» (от английского bully – хулиган, задира). Кроме того, слово bully можно перевести как «бычок», что достаточно точно передаёт суть термина.

Агрессорам свойственны такие черты как:

  • тревожность, низкая самооценка;
  • нарциссизм, эгоизм;
  • бесчувственность, неумение сопереживать;
  • стремление быть в центре внимания;
  • жестокость или желание сорвать злость.

Довольно часто агрессорами становятся социопаты, поскольку они не способны сопереживать. Также буллинг – это распространенное поведение среди тех, кто в прошлом был жертвой домашнего насилия или наблюдал его в своей семье.

Наблюдатели

В буллинге практически всегда присутствует и третья сторона – наблюдатели. Очень часто только ради них всё и затевается. К примеру, задира может спокойно общаться со своей жертвой наедине, но как только появляются свидетели, он становится более агрессивным и жестоким.

Наблюдатели делятся на 3 группы:

  • активные соучастники (поддерживают и поощряют агрессора);
  • молчаливые соучастники (изображают нейтральность, но с интересом наблюдают);
  • защитники (поддерживают жертву, предпринимают попытки защитить её).

Как правило, наблюдатели стремятся занять позицию соучастника, поскольку боятся, что любая солидаризация с жертвой может навлечь беду и на них.

Что нужно знать о буллинге?

Мы прекрасно знаем про сюжет знаменитого советского фильма «Чучело», главная героиня которого подверглась агрессии и психологическому давлению со стороны одноклассников. Писатель Стивен Кинг в одном из своих романов упомянул про девушку «Кэрри», которая так же стала объектом изощренных издевательств и злых шуток учащихся той же школы.

Специалисты дали особое название данному явлению – буллинг (настоящая травля, третирование и запугивание в образовательном учреждении). Нельзя сказать, что это совершенно новая проблема, с которой удалось столкнуться лишь школьникам в современном мире. Во все времена были жертвы и агрессоры. Последствия данного явления самые непредсказуемые. Кто-то из пострадавших задумывается о суициде. Кто-то, подобно знаменитым американским школьникам, решает на месть одноклассникам, принося в образовательное учреждение оружие.

В современном мире все чаще говорят о буллинге, так как появились мобильные устройства, благодаря которым видео издевательств выкладываются в сеть. Никто не застрахован от роли жертвы. Недавно был случай, когда одноклассники всячески унижали мальчика, который выступал в театре имени Ильи Резника. Общественность была в шоке от происходящего.

Важно осознавать, что проблема школьных издевательств считается остросоциальной. На нее ни в коем случае нельзя закрывать глаза

Подростки порой куда более жестокие, чем взрослые.

Мы предлагаем ознакомиться с рекомендациями специалистов, чтобы понять, какие действия предпринимать при столкновении с буллингом.

Буллинг: как остановить детскую травлю

Существует масса простых и неверных рецептов, как остановить буллинг. Они сводятся к разным педагогическим беседам, играм и тренингам. Если такие меры и приводят к каким-то результатам, то только к модификации издевательств, способствуя их переводу на более высокий уровень.

Буллинг не просто побочные эффекты социализации детей (и взрослых), это проявления у них подсознательного, результаты действия инстинктов первобытного человека времён палеолита, которыми, по сути, остаются дети в 6–12 лет.

Психологические механизмы выживания сообщества, приводящие в наши дни к травле, сформировались у человека в процессе его развития на протяжении сотен тысяч лет в эпоху палеолита, когда человек был номадом, охотником-кочевником.

Для выживания кочующего сообщества людей в трудных условиях требовалась жёсткая унификация, единство, даже уничтожение больных, детей и стариков, чтобы они не мешали передвижениям и совместным действиям группы.

Психологические основы и механизмы буллинга, как и многих действий у детей, имеют такую палеоантропологическую природу, и противопоставить ей можно лишь более позднюю культуру, связанную с гуманизацией общества в современный период истории.

Необходимую атмосферу в детском коллективе мы создаём, реализуя метод Монтессори. Известные в российской педагогике методики Макаренко, опыт Сухомлинского, методика коллективных творческих дел Игоря Петровича Иванова позволяли создавать детские коллективы, свободные от насилия.

Однако к сожалению, мы переживаем сейчас такой период, когда с гуманизацией школы, равно как и с уважением к личности и творчеству ученика дело обстоит не лучшим образом.

Что такое буллинг?

Буллинг – это агрессивная травля одного из представителей группы другим её представителем, имеющая постоянный характер.

Буллинг может проявляться как в физической, так и психологической форме, а также обретать как открытый, так и скрытный характер. Видами травли являются: угрозы, преследование, физическая агрессия, оскорбление, негативная оценка, постоянное недоверие, порча имущества и другое.

Обычно организовывается одним или несколькими буллерами, занимающими лидерские позиции в данной социальной группе. Также в группе могут быть свидетели – те, кто просто наблюдает со стороны, не нанося прямого вреда, но и не защищая жертву.

Можно ли уберечь психику от последствий буллинга?

В странах Европы и США педагоги и психологи уже осознали серьезность проблемы школьного буллинга. Поэтому во многих странах существует наказание за грубое вторжение в личное пространство школьников, а в уставах школ существуют пункты о запрете на травлю одноклассников. Педагоги проводят мероприятия, способствующие укреплению навыков командной работы, организуют совместные тематические вечера для детей и их родителей.

В России проблема буллинга стоит достаточно остро, но должного внимания ей пока не уделяется. В силу разных причин учителя предпочитают закрывать глаза на случаи травли учеников, а родители могут быть слишком заняты на работе, чтобы увидеть изменения в поведении ребенка. Тем не менее, при серьезном подходе к делу некоторые неравнодушные родители добиваются успеха.

Самый простой способ избежать последствий буллинга — сменить школу. Но гарантии того, что буллинг не возобновится, не существует. Несмотря на то, что обращения к классному руководителю не приветствуются в школьном коллективе, ребенку все же следует поговорить с ним, затем обратиться к завучу или директору. Родителям следует оказывать содействие в сборе доказательств травли с целью последующего обращения в правоохранительные органы или прокуратуру. К сожалению, на это мало кто решается, особенно в небольших городах и поселках.

Последствия буллинга для ребенка или подростка могут оказаться разрушительными — от неврозов и депрессии до суицида. Но чем существеннее поддержка взрослых, тем легче будет пережить последствия школьной травли. После снижения уровня угрозы и изменения жизненных обстоятельств, необходимо пройти консультацию психолога. У одних получается легко забыть о последствиях, другим же так и не удается снова научиться доверять людям.

Принцип «то, что не убивает, делает нас сильнее» работает далеко не для всех. В мировой массовой культуре довольно много историй о благополучном исходе историй буллинга, когда непопулярный подросток вдруг становился популярным. В реальной жизни такое тоже возможно, но не всегда у детей и подростков находится достаточное количество ресурса, чтобы начать работать над собой и развивать свои сильные стороны.

Чем больше поддержки получает школьник в семье, чем больше в него верят родители и учителя, тем больше вероятность минимизации последствий школьной травли и их влияния на взрослую жизнь. При изменении окружения и ситуации ребенку будет проще забыть о буллинге, повысить самооценку и подчеркнуть сильные стороны личности.

Пройдите тестУмеете ли вы управлять гневом?
Склонны ли вы выплескивать свои эмоции на окружающих? Пройдите тест и выясните это.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Основные причины буллинга

Социологами были установлены следующие причины буллинга в школе:

  • Расизм;
  • Сексизм;
  • Ябедничество;
  • Физическая слабость;
  • Успехи либо неудачи в учёбе;
  • Выделение успехов учителем;
  • Родство с работниками школы;
  • Нестандартное мировоззрение;
  • Физическое выделение (уродство);
  • Феноменальные умственные способности;
  • Презрение по отношению к детям из бедных семей.

Объединяет все эти причины один факт – сильная эмоциональная реакция на травлю (проявление страха, злости, и других эмоций «слабости»). Стоит учитывать, что в одних группах одна причина может быть поводом в травле, а в других – поводом для принятия. А также отношение к жертве может поменяется по прошествии некоторого времени и изменения ситуации в группе. Смена учителя, уход одного из учащихся и другие изменения могут серьёзно повлиять на отношение к ребёнку.

Буллинг в начальной школе менее распространён, чем в средней образовательной, однако, тоже имеет место. Буллинг в классе – это распространённое явление. Причинами травли ученика может послужить физическое отличие от общего контингента класса (высокий или низкий рост, физическое уродство, травма, слабость). Духовные ценности в такой форме травли участвуют редко. Проявляется такая травля преимущественно игнорированием ребёнка, реже – словесным задиранием. Очень редко, но всё же встречаются физические издёвки.

️Предпосылки буллинга

Другое дело, когда ученик младших классов подвергается издевательствам со стороны старшеклассников. Здесь может быть задействовано разнообразное количество способов давления на ребёнка, начиная от запугивания и угроз, заканчивая избиением. Этот вид травли называется – буллинг в школьной среде. Причины его возникновения, зачастую, схожие с травлей в классе, однако, могут отличаться.

Одной из причин буллинга в школьной среде становится наличие у жертвы материальной ценности, которая недоступна другим (крутой телефон либо наличие большого количества денег). В таком случае он может подвергаться рэкету.

Если ребёнок является представителем другой расы или национальности, то именно расовые различия влияют на форму конфликта. Но в русских школах наиболее явной причиной давления является сексуальная ориентация. Представители сексуальных меньшинств в школьной среде подвергаются более жёсткому воздействию со стороны обидчиков.

Среди причин буллинга выделяют несколько особенно распространённых – успехи в учёбе и физическую слабость. В первом случае ситуация травли возникает из зависти к ученику. Она может перерасти из психологического давления в полное отстранение от жизни класса, то есть социальную изоляцию.

Физическая слабость – основная причина травли в школе. Отсутствие физической возможности дать отпор нападающему накладывает некоторый ярлык на такого человека. Он становится мишенью для постоянных издевательств. Это происходит даже не потому, что он слаб, а из-за психологического комплекса «жертвы». Другие дети, заметив это, быстро начинают пользоваться беззащитностью ребёнка и всячески его ущемляют.

Таком образом становится понятно, что травля в детском коллективе – явление распространённое, причин у него много. Только тогда, когда удаётся установить эти причины, можно приступать к оказанию помощи.

Ключевые причины травли

Причины буллинга можно разделить на несколько категорий:

  • Психологические. Любые комплексы и страхи, требующие самоутверждения за чужой счет. Например, желание быстро занять место лидера в коллективе.
  • Социальные. Поощрение обществом агрессивного поведения, его пропаганда в СМИ и интернете. Или внутрисемейные проблемы – недостаток внимания и любви, тоталитарное воспитание.

Кроме того, проблема буллинга в школах может иметь педагогические причины. Если учителя используют для подстегивания детей к учебе насмешки и колкости, травля в классе становится чем-то само собой разумеющимся.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector