Как теория привязанности помогает в воспитании подростков

Содержание:

Как теория привязанности может помочь родителям в воспитании детей

Психолог Людмила Петрановская также подробно исследовала теорию привязанности. В книге «Тайная опора: привязанность в жизни ребёнка» она объяснила, что именно в первые годы ребёнку особенно нужна поддержка, забота и ласка, это формирует у малыша чувство защищённости и уверенности в себе.

Ещё одна важная мысль Людмилы Петрановской относительно теории привязанности и воспитания: родители должны помогать ребёнку переживать стресс и боль. Когда у малыша что-то не получается, он идёт за помощью и утешением к маме и папе. По мнению психолога, взрослый должен не подавлять негативные чувства ребёнка, не говорить ему «перестань», а быть рядом и сопереживать его маленькому «горю».

Любая смена среды — будь то переезд или переход из традиционной массовой школы на домашнее обучение — является стрессом для ребёнка. В период адаптации подростку, как никогда, нужна поддержка родителей.  

Будьте рядом — базовый принцип теории привязанности

Близость родного человека успокаивает и без слов. Будьте рядом, занимайтесь вместе, гуляйте — любая совместная деятельность пойдёт на пользу. 

                                                         Елена Яшина, мама ученика домашней онлайн-школы «Фоксфорда»

Не ругайте за ошибки

Ошибаться — это нормально, и задача родителей в воспитании — научить ребёнка воспринимать ошибки как опыт и возможность для роста, а не как катастрофу. Расскажите подростку, как вы справлялись с трудностями и ошибками. Хвалите ребёнка, мотивируйте и не осуждайте за промахи.

Определение

Психологическая теория привязанности была впервые описана Джоном Боулби, психоаналитиком, который исследовал эффекты разделения между младенцами и их родителями.

Боулби выдвинул гипотезу о том, что экстремальное поведение, в котором участвуют дети, чтобы избежать разлучения с родителем или при повторном соединении с физически разлученным родителем — как плач и крик — были эволюционными механизмами. Боулби считал, что такое поведение, возможно, было подкреплено естественным отбором и увеличило шансы ребенка на выживание.

Такое поведение привязанности является инстинктивным ответом на предполагаемую угрозу потери преимуществ выживания, которые сопровождаются тем, что за ним ухаживают и за которым ухаживает основной опекун (ы). Поскольку дети, которые занимались таким поведением, были более склонны к выживанию, инстинкты естественным образом отбирались и укреплялись на протяжении поколений.

Исследование теории привязанности Боулби показало, что дети, оказавшиеся в незнакомой ситуации и разлученные со своими родителями, обычно воссоединяются с родителями одним из трех способов:

  1. Надежная привязанность. Эти дети испытывали страдания от разлуки, но искали утешения и легко утешались, когда родители возвращались.
  2. Устойчивая к тревоге привязанность. Меньшая часть младенцев испытывала больший уровень стресса и, воссоединившись с родителями, как будто искали утешения и пытались «наказать» родителей за уход.
  3. Избегание привязанности. У младенцев третьей категории не было никакого стресса или минимального стресса при разлучении с родителями, и они либо игнорировали родителей после воссоединения, либо активно избегали родителей.

В последующие годы исследователи добавили четвертый стиль привязанности к этому списку: дезорганизованно-дезориентированный стиль привязанности, который относится к детям, у которых нет предсказуемой модели поведения привязанности.

Интуитивно понятно, что стиль привязанности ребенка во многом является функцией ухода, который ребенок получает в раннем возрасте. Те, кто получил поддержку и любовь от своих опекунов, вероятно, будут в безопасности, в то время как те, кто испытал непоследовательность или небрежность со стороны своих опекунов, вероятно, будут испытывать больше беспокойства в связи с их отношениями с родителями.

Тем не менее, теория привязанности делает еще один шаг вперед, применяя то, что мы знаем о привязанности у детей, к отношениям, в которые мы вступаем, будучи взрослыми. Эти отношения (особенно интимные или романтические отношения) также напрямую связаны с нашими стилями привязанности в детстве и уходом, который мы получали от наших основных опекунов.

Развитие этой теории дает нам интересный взгляд на изучение развития ребенка.

На фото Джон Боулби

Боулби и Эйнсворт: история и психология теории привязанности

Интерес Боулби к развитию ребенка восходит к его первому опыту вне колледжа, в котором он добровольно вызвался в школу для детей с плохой адаптацией. По словам Боулби, двое детей вызвали его любопытство, которые заложили основы теории привязанности.

В начале своей карьеры Боулби предложил психоаналитикам, работающим с детьми, придерживаться целостного подхода, учитывая жизненную среду детей, семьи и другой опыт в дополнение к любому поведению, которое демонстрируют сами дети.

Эта идея превратилась в стратегию помощи детям, помогая их родителям, учитывая важность отношений ребенка с родителями (или другими лицами, обеспечивающими уход). В 1950 году эти два пути пересеклись, когда Эйнсворт занял должность в исследовательском отделении Боулби в клинике Тависток в Лондоне. В ее начальные обязанности входил анализ записей поведения детей, что вдохновило ее на проведение собственных исследований детей в их естественной обстановке

В 1950 году эти два пути пересеклись, когда Эйнсворт занял должность в исследовательском отделении Боулби в клинике Тависток в Лондоне. В ее начальные обязанности входил анализ записей поведения детей, что вдохновило ее на проведение собственных исследований детей в их естественной обстановке.

Благодаря нескольким работам, многочисленным исследованиям и теориям, которые были отброшены, изменены или объединены, Боулби и Эйнсворт разработали и представили доказательства теории привязанности. Они были более строгим объяснением и описанием поведения привязанности, чем любые другие по этой теме в то время, включая те, которые выросли из работы Фрейда, и те, которые были разработаны в прямой оппозиции идеям Фрейда.

На фото Джон Боулби

Сильная привязанность к человеку: как сменить минус на плюс

Ниже мы приводим советы Хэла Шори — доктора философии, который является профессором клинической психологии в Университете Уайденера.

1. Напиши позитивные аффирмационные утверждения на карточках

Аффирмационное утверждение — это короткое позитивное высказывание, например: «Я привлекателен для девушек» или «Вокруг меня полно хороших людей». Вначале не имеет значения, веришь ли ты в это или нет.

Если ты похож на многих людей, то в течение долгих лет в твоей голове постоянно проносится поток негативных мыслей. Эти пессимистичные «мелодии» играют на заднем плане, как назойливая болтовня: «Я неудачник», «Все девушки одинаковы», «Любовь — это страдания».

Часто читая карточки с позитивными утверждениями, ты просто переписываешь эту «фоновую музыку».

Если ты не веришь, что это работает, попытайся вспомнить случай, когда у тебя в голове весь день играла песенка из дурацкой рекламы, хотя ты совершенно не хотел запоминать ее. Случалось такое? Причина одна: повторение. Что ж, пришло время записать новый джингл!

2. Стань своим мотивационным коучем

Многие из нас годами безудержно критикуют себя или думают об окружающих с негативом. Когда ты делаешь это, то усиливаешь в мозге негативные, вызывающие тревогу пути. Поэтому постарайся начать осознавать эти моменты и пресекать отрицательные высказывания внутреннего голоса.

Практикуйся говорить себе такие вещи, как: «Я смогу это сделать и все получится просто отлично», «Счастье уже не за горами» и «Завтра будет просто прекрасный день». Исследователи обнаружили, что люди, которые с оптимизмом смотрят в будущее, используют позитивный разговор с самим собой, занимаясь сложными задачами.

Научись разговаривать сам с собой как с другом, а не подчиненным, который вечно все делает не так, и это поможет не только в изменении модели привязанности, но и в улучшении твоего общего психологического благополучия.

3. Поработай с зеркалом

Предупреждаем, следующее задание от доктора Шори может прозвучать немного странно. Он предлагает уединиться в комнате, посмотреть на себя в зеркало, прямо в глаза, и как можно искреннее сказать: «Я люблю тебя».

Как вспоминает психолог, когда он сделал это в первый раз, то не мог сохранить серьезное лицо или удержаться от смеха. Однако спустя некоторое время стал говорить это с неподдельной искренностью и чувствовать себя совершенно естественно. Попробуй и ты!

Помни, что твоя эмоциональная система принимает только входящие данные. Ей плевать, откуда они берутся. Главное, что в этот момент она распознает, что кто-то смотрит на тебя и говорит: «Я люблю тебя».

У людей бывает широкий спектр реакций на эту задачу, и некоторые клиенты Шори говорили ему, что никогда не смогут заставить себя сделать это. Но он предлагает взглянуть на ситуацию так: если это бессмысленно и глупо, то почему тебе так трудно это сделать? Мы обещаем, что никому не расскажем.

4. Используй творческую визуализацию (ака заведи Патронуса)

У человека, которому свойственен надежный тип привязанности, часто есть немало воспоминаний о людях, которые поддерживали их в трудные моменты в прошлом. Эти воспоминания объединяются в то, что можно рассматривать как «внутренний источник безопасности».

В тревожные времена такой человек не нуждается в поддержке другого: он может сам себя успокоить, регулировать свои эмоции и заставлять себя двигаться вперед.

Если ты смотрел фильмы про Гарри Поттера или читал книги, то можешь провести аналогию с Патронусом — магической сущностью, защищающей от дементоров (олицетворения негатива).

Если ты один из тех 45% людей, кто не получил достаточно надежных воспоминаний в детстве, то можешь создать их прямо сейчас. Точно так же, как в предыдущих пунктах.

Расслабься и приготовься к короткой медитации. Закрой глаза. Представь себя маленьким ребенком. Представься ему, как его будущее «Я». Скажи ребенку, что ты сделал это. Ты вырос. Затем скажи ему, что ты полюбил его. Что ты всегда будешь рядом с ним. Что ты никогда не покинешь его.

Посмотри на то, как ребенок реагирует. Если он позволит, обними его. И если это не сработает с первого раза, не сдавайся! Продолжай возвращаться. Ведь ты обещал, что всегда будешь рядом с ним.

Это всего лишь один пример упражнений на воображение, которые ты можешь выполнять. Если хочешь подробнее изучить эту тему, Шори советует прочесть книгу Джона Брэдшоу «Возвращение домой».

Почему Избегающие и Тревожные на годы застревают в трудных отношениях

Система привязанности у Избегающих большую часть времени и в большинстве отношений отключена. Поэтому такие люди тяготеют к Тревожным. Из другого общения и отношений они просто выпадают, словно под действием силы тяжести. А Тревожные начинают за них держаться.

Поэтому они задерживаются в отношениях с Тревожными. Позволяют себя любить. И все бы ничего, но Тревожного это прохладное отношение пугает. Он старается сблизиться и подходит настолько близко, что Избегающему становится просто плохо, он задыхается и отбегает подальше.

Временная дистанция показывает Тревожному, где его место и он покорно соглашается его занять. Избегающий соглашается вернуться, если Тревожный пообещает себя хорошо вести. Но вскоре ситуация повторяется.

А почувствовав, что опасность миновала, возвращается. И старается предупредить повторение ситуации, вынося Тревожному всевозможные выговоры и предупреждения.

Предпочитаете случайные связи? Ваш тип привязанности — избегающая

Нелюбимые дочери, проведшие детство в подвешенном состоянии, поскольку их матери были то внимательны и открыты для контакта, то наоборот, и приходилось гадать, какая сегодня мамочка — добрая или злая, вырастают тревожными и вечно пребывают в поисках признания и одобрения. Это не относится к дочерям постоянно недоступных, враждебных или навязчивых матерей — их стиль привязанности специалисты называют избегающим.

Такие женщины являются продуктом совершенно других условий. Опыт научил их, что, нуждаясь в ком-то, ты ставишь себя под удар, что быть отвергнутой очень больно, что люди не заслуживают доверия и на них нельзя полагаться

Они защищаются, сближаясь с большой осторожностью или вовсе избегая тесных уз. Они остаются вне отношений, даже если, казалось бы, находятся в них

Дальше начинаются нюансы. Избегающая привязанность имеет два подтипа, тревожный и отвергающий, представители которых отличаются взглядом не только на самих себя, но и на других людей.

Тревожно-избегающая личность имеет низкую самооценку, и, хотя в действительности желает близких отношений, страх быть отвергнутой пересиливает, поскольку она ставит других выше себя. Если она «ничто», а он личность, с какой стати он ею заинтересуется? То же с друзьями: она такая умная и успешная, такая популярная, разве она захочет со мной дружить?

Нелюбимая дочь этого типа отличается эмоциональной зависимостью и неуверенностью в себе и пассивно ведет себя в отношениях; она не ввязывается в ссоры, как представительница тревожного стиля привязанности. Ее внутренний голос постоянно критикует ее.

Напротив, избегающе-отвергающая личность очень высокого о себе мнения, по крайней мере так кажется. Она, не колеблясь, утверждает, что отношения для нее не особенно важны и что она прекрасно себя чувствует наедине с собой. Она горда тем, что твердо стоит на ногах.

Это, однако, защитная позиция, призванная оберегать хрупкое «я» от пренебрежения и эмоциональной боли. В отличие от тревожно-избегающей личности, отвергающая не желает близости, любовной или дружеской, предпочитая эмоционально вкладываться в другое, например в карьеру, работу и увлечения. К слову, именно таких людей общество чаще всего называет нарциссами.

Эрик Эриксон

Исследований Эрика Эриксона была параллельна траектории Боулби и Эйнсворта, но шла с другой точки зрения.

Работа Эриксона была основана на оригинальных теориях личности Фрейда и опиралась на его идею об эго. Тем не менее, Эриксон уделял больше внимания контексту культуры и общества, нежели внимание Фрейда к конфликту между ид и суперэго. Кроме того, его этапы развития основаны на том, как дети общаются и как это влияет на их самосознание, а не на половое развитие

Кроме того, его этапы развития основаны на том, как дети общаются и как это влияет на их самосознание, а не на половое развитие.

Восемь стадий психосоциального развития по Эриксону:

  1. Младенчество — доверие против недоверия. На этом этапе дети требуют от родителей большой заботы и утешения, что приводит к развитию у них первого чувства доверия (или, в некоторых случаях, недоверия).
  2. Раннее детство — автономия против стыда и сомнения. Малыши и очень маленькие дети начинают отстаивать свою независимость и развивают свою уникальную индивидуальность, делая вспышки гнева и неповиновения распространенными.
  3. Дошкольные годы — Инициатива против вины. На этом этапе дети начинают изучать социальные роли и нормы. Их воображение взлетает в этот момент, и неповиновение и истерики предыдущего этапа, скорее всего, продолжатся. То, как взрослые, которым доверяют, взаимодействует с ребенком, побуждает его или ее действовать независимо или развивает чувство вины за любые неуместные действия.
  4. Школьный возраст — компетентность и неполноценность. На этом этапе ребенок выстраивает важные отношения со сверстниками и, вероятно, начинает ощущать давление успеваемости. На этом этапе могут начаться проблемы с психическим здоровьем, включая депрессию, беспокойство, СДВГ и другие проблемы.
  5. Подростковый возраст — личность против ролевого замешательства. Подросток достигает новых высот независимости и начинает экспериментировать и собирать воедино свою индивидуальность. Проблемы со связью и внезапные эмоциональные и физические изменения являются общими на этом этапе.
  6. Молодая взрослая жизнь — близость и изоляция. На этом этапе (приблизительно в возрасте 18-40 лет) человек начинает больше делиться с другими, включая людей вне семьи. Если человек успешен на этой стадии развития, он или она будет строить удовлетворяющие отношения, которые будут иметь чувство приверженности, безопасности и заботы, в противном случае они могут бояться преданности и испытывать изоляцию, одиночество и депрессию.
  7. Средняя зрелость — Генеративность против стагнации. На предпоследней стадии (приблизительно 40-65 лет) индивидуум, вероятно, утвердился в своей карьере, отношениях и семье. Если человек не создан и не вносит свой вклад в развитие общества, он или она может чувствовать себя застойным и непродуктивным.
  8. Поздняя взрослая жизнь — целостность эго против отчаяния. Наконец, поздняя взрослая жизнь (в возрасте 65 лет и старше) обычно приводит к снижению производительности, что может быть либо воспринято как вознаграждение за свой вклад, либо встречаться с чувством вины или неудовлетворенности. Успешная навигация на этой стадии защитит человека от депрессии или безнадежности и поможет ему развить мудрость.

Страх нанести травму и опасность затяжного слияния

Главная цель современного западного родительства — воспитать счастливую уникальную личность, которая благодаря своим особенностям получит конкурентные преимущества в гонке за уютное место в социуме.

Все мы точно знаем, в чем мы были несчастны в собственных семьях или что считаем неудачным родительством. Мы любим своих детей и не хотим, чтобы они в этом несчастье были похожи на нас. Поэтому мы пробуем менять свое поведение и практикуем «осознанное родительство»: ходим на терапию, учимся говорить с ребенком, понимать его чувства и объяснять свои. Теперь мы не похожи на своих родителей! Мы не хотим причинить своим детям травм, которые получили когда-то сами, и сильно расстраиваемся, когда дети всё же в чем-то несчастны. Что мы делаем не так?

Практическим руководством по тому, как не наносить травм детям, сейчас служит  — господствующая концепция в современной психологии развития. Она описывает 4 типа привязанности (сейчас мы также используем эту классификацию, чтобы объяснить, что чувствуют взрослые люди в романтических отношениях):

1. Надежная привязанность. Дети ощущают, что могут положиться на значимых взрослых — и те удовлетворят их потребности в близости, эмоциональной поддержке и защите. Согласно теории эти дети вырастут, будут доверять своим партнерам и станут счастливыми. Такой стиль привязанности считается самым здоровым и эффективным.

Когда мать уходит, дети могут чувствовать страх уничтожения, брошенность, гнев, отчаяние, надежду, что она вернется. Матери могут чувствовать то же самое плюс огромную вину. Если получится создать отношения, при которых мать периодически «уходит» (а она должна уходить — к отцу или в свои дела) и ребенок по ней скучает, но не страдает, и мать скучает, но не страдает, то результатом станет надежная привязанность и умение ребенка справляться с фрустрацией.

Если не получится, развиваются следующие типы привязанности.

2. Тревожно-амбивалентная привязанность. Дети чувствуют угрозу сепарации, если отделяются от значимого взрослого, но, когда тот возвращается, не успокаиваются. Когда такие дети вырастают, у них могут быть проблемы с доверием и страх отвержения в значимых отношениях.

3. Избегающая привязанность. Ребенок избегает отношений с родителями, а потом, будучи взрослым, и со всеми остальными.

4. Дезорганизующая привязанность. Образуется в случае серьезных психических и физических травм, когда не хватает самого конструкта поведения привязанности.

Сложно встретить психолога, который не разделяет основы теории привязанности. Однако любая теория при применении на практике отчасти теряет критический взгляд, упрощается и воспринимается как набор догм и предписаний. Как это происходит?

Согласно теории привязанности, травма возникает при неудачной сепарации ребенка от матери из-за небезопасного типа привязанности. Мать делает очевидный вывод: чем быстрее я буду откликаться на все потребности ребенка, чем ближе он ко мне будет в любое время дня и ночи, тем надежнее будет его привязанность. Ему не будет страшно, ведь я буду всегда рядом и смогу успокоить и помочь.

Почему у вас не складываются отношения с мужчинами

Три типа ненадежной привязанности, воспитанные в нас материями, которые нас не любили — тревожный, избегающе-отвергающий и тревожно-избегающий, — могут смешиваться в одном человеке и изменяться со временем или сменять друг друга в разных отношениях. Вот как, например, они проявляются в отношениях с мужчинами. Узнаете ли вы себя в этих описаниях?

Вы предпочитаете глубоким отношениям краткосрочные и поверхностные или даже случайные связи. Настоящая избегающая личность отдает предпочтение отношениям без эмоциональной близости и задушевности. Вас часто привлекают люди по каким-либо причинам недоступные — например, партнер вашей подруги, или состоящие в браке, или живущие на другом конце страны. Вступая в новые отношения, вы склонны идеализировать прежние, с которыми распрощались, поскольку всегда почему-то лучше там, где вас нет.

Избегающе-отвергающие личности могут находиться в относительно длительных отношениях, но с сохранением своей независимости и свободы от обязательств; они не хотят съезжаться с возлюбленным, потому что нуждаются в собственном пространстве, не любят далеко идущих планов и вообще ничего, свидетельствующего о том, что это всерьез и надолго. Если вы являетесь избегающе-отвергающей личностью, то «работа» по обеспечению успеха отношений — это не для вас, поскольку в конечном счете вы не придаете близким узам особого значения.

У вас в арсенале есть различные способы оттолкнуть партнера. Отвергающая личность легко и быстро начинает страдать от «эмоциональной клаустрофобии». Если у вас с кем-то роман, вам обязательно чего-то не хватает — «предмет» недостаточно умен, воспитан или амбициозен, — что заставляет вас думать, что где-то есть другой, более подходящий. У избегающей личности всегда наготове список недостатков партнера, она вечно ищет более перспективный вариант и часто устремляется на новое поле, где трава зеленее. Она не лучший претендент на премию «За верность», о чем свидетельствует и следующая черта.

Вы любите секс, но терпеть не можете телячьи нежности. Исследование показало, что избегающе-отвергающих людей побуждают к сексу совершенно иные мотивы, нежели тревожно-избегающих или тревожных.

Женщина с тревожным типом привязанности считает секс свидетельством того, что она любима. Это не очень хорошо, потому что в сексе участвуют двое: вы с вашими потребностями и желаниями и он со своими потребностями и желаниями. Но нет, тревожная женщина ложится в постель, чтобы быть любимой. Тревожно-избегающая попадает в похожую ловушку: есть только мое «я», нет пары, а дальше она впадает в панику.

Что же касается избегающе-отвергающей, ей нужен просто секс. Неудивительно, что она склонна изменять, что и доказало исследование. Преданность, потребность в эмоциональной близости, представление о тесных узах как о ценности — вот что держит нас в постели с одним человеком, а не с кем попало; всего этого нет у избегающе-отвергающей личности.

Свет в нашей жизни

Когда мы видим сознание окружающих, мы привносим в отношения качества нашего внимания: любознательность, открытость и восприимчивость. Они лежат в основе надежной привязанности. И это чувствуется, когда мы слушаем историю человека, у которого хорошая связь с самим собой.

Сочувствие к самому себе и принятие себя безошибочно угадываются у людей с надежной привязанностью. Они, обычно являясь результатом последовательных, продолжительных и заботливых отношений с родителями в раннем детстве, могут появиться и в результате приобретенной надежной привязанности, как в случае Ребекки.

Когда мы чувствуем, что находимся в сердце другого человека, теплый свет любви горит внутри нас и освещает нашу жизнь.

У большинства свет зажигают родители. Для Ребекки это сделала тетя. Тот факт, что тетя так хорошо ее чувствовала, позволил Ребекке ощущать себя настоящей и ценной, несмотря на хаос в доме, и в конце концов создать связный нарратив.

Позитивные отношения с любым взрослым: с кем-то из родственников, с учителем, психологом или другом — всё, что нужно для установления положительных отношений с самим собой.

Мыслительное восприятие позволяет нам видеть в жизни наполненную смыслом историю. Это причина, по которой я всегда призываю учителей и коллег-психотерапевтов устанавливать прочную и гармоничную связь со студентами и пациентами. Ощущение, что сознание одного человека находится в сознании другого, дает отличные результаты.

У моей подруги Ребекки теперь есть свои дети, которым повезло иметь маму, способную выстроить с ними открытые и полные любви отношения. Если бы вы увидели Ребекку с детьми, вы бы никогда не догадались, насколько болезненным было ее детство.

Наш ранний опыт не приговор. Если мы осмыслим прошлое и интегрируем нарратив, мы вырвемся из порочного круга боли и ненадежной привязанности, передающихся из поколения в поколение.

Ребекка всегда являлась для меня примером того, как, взяв ответственность за свое сознание, мы освобождаемся сами и дарим любовь и заботу детям.

Теория привязанности у младенцев и детей раннего возраста

По словам Боулби и Эйнсворта, привязанность к первичному воспитателю развивается в течение первых 18 месяцев жизни ребенка, начиная с инстинктивного поведения, такого как плач. Такое поведение быстро направлено на одного или нескольких опекунов, и к 7 или 8 месяцам дети обычно начинают протестовать против ухода опекуна (-ов) и скорбят по поводу их отсутствия.

Как только дети достигают стадии малыша, они начинают формировать внутреннюю рабочую модель своих отношений привязанности. Эта внутренняя рабочая модель обеспечивает основу для убеждений ребенка относительно собственной самооценки и того, насколько они могут зависеть от других для удовлетворения своих потребностей.

По мнению Боулби и Эйнсворта, стили привязанности, которые дети формируют на основе своего раннего взаимодействия с опекунами, образуют континуум регуляции эмоций с привязанностью к тревожно-избегающему с одной стороны и устойчивой к тревоге с другой. Безопасная привязанность находится в середине этого спектра между чрезмерно организованными стратегиями контроля и минимизации эмоций и неконтролируемыми, неорганизованными и неэффективно управляемыми эмоциями.

Исследования показали, что помимо регуляции эмоций существует множество форм поведения, связанных со стилем привязанности ребенка. Среди других выводов имеются свидетельства следующих связей:

  1. Безопасная привязанность. Дети, как правило, с большей вероятностью видят в других поддержку, а самих себя — как компетентных и достойных уважения. Они положительно относятся к другим и демонстрируют устойчивость, участвуют в сложной игре и более успешны в классе и во взаимодействии с другими детьми. Они лучше воспринимают взгляды других и больше доверяют другим.
  2. Тревожно-избегающая привязанность. Дети с тревожно-избегающей привязанностью обычно менее эффективны в управлении стрессовыми ситуациями. Они, скорее всего, откажутся и будут сопротивляться поиску помощи, что мешает им формировать удовлетворяющие отношения с другими. Они проявляют больше агрессии и антиобщественного поведения, например лжи и запугивания, и они склонны дистанцироваться от других, чтобы уменьшить эмоциональный стресс.
  3. Тревожно-устойчивая привязанность. Они испытывают недостаток уверенности в себе и держатся ближе к своим основным попечителям. Они могут демонстрировать преувеличенные эмоциональные реакции и держаться на расстоянии от сверстников, что ведет к социальной изоляции.
  4. Дезорганизованная привязанность. Дети с неорганизованным стилем привязанности обычно не в состоянии выработать организованную стратегию для преодоления стресса, связанного с разлукой, и склонны проявлять агрессию, разрушительное поведение и социальную изоляцию. Они с большей вероятностью видят в других угрозу, а не источник поддержки, и поэтому могут переключаться между социальной изоляцией и агрессивно-оборонительным поведением.

Как работает система привязанности у Избегающих?

А действительно ли это избегающая привязанность? Давайте проверим. Помните, в начале я сказала, что избегающая привязанность – это вывернутая наизнанку тревожная?

Избегающие привязанности люди избегают и своих чувств и эмоций, потому что не знают, как справиться с трудными и болезненными эмоциями. Если тревожные имеют привычку в болезненные эмоции нырять и плавать в них, как в бассейне, то избегающие наоборот, боятся даже коснуться их.

Например, что-то в действиях партнера их раздражает. Вместо того, чтобы все прояснить и донести свои чувства, Избегающий подавляет их и минимизирует. Однако, это раздражение продолжает существовать создавая внутреннее давление и вызывая неприязнь к партнеру.

Вместо того, чтобы войти в контакт и устранить то, что мешает, избегающий использует мешающий фактор, как рычаг, чтобы оттолкнуть от себя партнера. Не внешне, а в своем внутреннем пространстве. Внешне от отталкивает только когда партнер слишком сокращает дистанцию.

И справиться с этим нельзя, чтобы их партнеры ни пытались с ними поделать. Потому что проблемы своей сами Избегающие не осознают. Они считают это своей силой и независимостью. И если рядом с Избегающим находится Тревожный, он интерпретирует это подавленное раздражение, как доказательство своей ущербности.

Так почему же Избегающий все-таки остается в отношениях, а не уходит из них?

Потому что даже ему нужен эмоциональный контакт, он не признает этого часто даже самому себе, но он нуждается в поддержке и понимании. Поэтому они ищут себе пару и остаются в отношениях, хотя и ведут себя в них как самодостаточные и ни в ком не нуждающиеся.

К своей сексуальности Избегающие подходят также отстраненно и с оборонительной позиции. Ведь физический и сексуальный контакт может ослабить их защиту.

Поэтому они обычно не любят прикосновений, похлопываний по плечу. Некоторые даже отказываются от секса полностью. Либо они могут ограничивать секс разовыми связями или короткими и поверхностными отношениями только для секса.

Даже в серьезных отношениях они стараются не позволять сексу влиять на свои эмоции. И Тревожного партнера такой подход заставляет чувствовать себя непривлекательным и недостойным любви.

Как изменить тип привязанности

Исследования показывают, что в большинстве случаев люди переносят тип привязанности из детства во взрослую жизнь. Изменить его удается в 20 – 30% случаев, и практически невозможно сделать это самостоятельно.

Может быть такое, что с разными партнерами у человека возникает разная привязанность. Например, первые отношения подросток строит в тревоге, что не достоин любви, переживает, что партнер изменит ему и уйдет. А во взрослой жизни тот же человек выстраивает надежную привязанность без ревности и страданий.

Чтобы изменить паттерны поведения, которые были заложены в детстве, нужна долгая работа с психотерапевтом. Врач не изменит всё в один миг, но поможет скорректировать поведение взрослых людей, опираясь на их детские воспоминания.

Зачем идти к психотерапевту всей семьей — статья в Своих

Рассказывает Анастасия, читательница Своих:

— После пяти лет брака мы с мужем оказались на грани развода. Точнее, я считала, что муж хочет развестись, а он уговорил меня пойти к психоаналитику. 

После нескольких разговоров о моих отношениях с мужем врач спросил о родителях. Я рассказала, что папы у меня не было, а мама уехала работать в другую страну и до университета я жила с бабушкой. И тут я вспомнила бабушкины слова «Будешь плохо учиться, мама не приедет к тебе в отпуск». Оказывается, именно они заложили во мне ощущение, что я недостойна любви. И это чувство я перенесла на мужа. Мне казалось, что такой хороший человек не может меня любить, что он обязательно от меня уйдет и я останусь одна умирать в тоске.

Полгода я ходила на терапию одна, потом стала приходить вместе с мужем. На терапии мы поняли, что нужно делиться друг с другом своими проблемами, а психолог рассказал, как именно это делать.

Сначала лучше ходить на терапию по отдельности: если придется вспоминать старые травмы, будет легче рассказать о них врачу тет-а-тет. Со временем может понадобиться терапия для пар, чтобы научиться вместе решать конфликты и понимать, какие чувства испытывает каждый партнер.

Счастье есть
Счастье бывает разным, иногда это — вкусный ужин в теплой компании, а иногда — собственная квартира, в которую приятно звать гостей. Если хотите такую, приходите в Самолет.
Посмотреть на это счастье

Выводы:

  • Тревожная привязанность становится причиной как страстного желания любви и отношений, так и постоянного разрушения отношений.
  • Проверьте себя на признаки, перечисленные в данной статье – характерна ли для вас тревожная привязанность.
  • Система тревожной привязанности похожа на то, как малыш отслеживает свою маму.
  • Из-за тревожной привязанности вы злитесь на того, от кого ждете утешения и это разрушает ваши отношения
  • Тревожность не позволяет вам получать от жизни того, чего вы достойны ни в деньгах ни в статусе
  • Тревожность заставляет вас в сексуальной жизни больше ориентироваться на партнера, чем на себя

За последние несколько лет работы я поняла, что решить проблему тревожной привязанности невозможно, не решив проблему тревожности в целом. Поэтому специально для распродажи Апрель 2019 я сделала комплект “Прощай тревога”

В него входят

  • Видео курс “Как выстраивать здоровую привязанность в отношениях”
  • Запись семинара “Тревога – мой друг” (Из комплекта “Жизнь в теле”)

Это два курса, которые сначала планировались как обычные семинары, но в итоге стали полноценными пошаговыми курсами. Длительность каждого – около 3 часов. Плюс – бонусный набор семинаров по тревоге:

  • Как освободиться от тревожности (Из комплекта “Экспресс курс веры в себя”)
  • Любовь и привязанность (Из комплекта “Ключи к любви”)
  • Глубокая чистка (Из курса “Ка взять жизнь в свои руки”)

comments powered by HyperComments

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector