Консультация для родителей «как преодолеть рассеянность у ребенка?»

Содержание:

Как играть с таким ребенком?

Подбирая игры, особенно подвижные, необходимо учитывать особенности детей: дефицит внимания, двигательная активность, импульсивность, быструю утомляемость, неумение длительное время подчиняться групповым правилам. В игре трудно дождаться своей очереди и считаться с интересам других. Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания.

  • «Найди отличие». Ребенок рисует несложную картинку (котик, домик) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок меняются местами.
  • «Ласковые лапки». 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточка, бусы, вата. Все выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; родитель объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке, — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными. Вариант игры: «звере» будет прикасаться к щеке, колену, ладони.
  • «Кричалки-шепталки-молчалки» 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это сигналы. Когда взрослый поднимает красную руку — «кричалку», можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь — «шепталка» — можно тихо передвигаться и шептаться; на сигнал «молчалка» — синяя ладонь — дети должны замереть на одном месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует молчалками.
  • «Час тишины и час можно».
  • «Давайте поздороваемся»: 1 хлопок — здороваемся за руку, 2 хлопка – плечиками, 3 хлопка — спинками.
  • «Ловим комаров».

В чем разница между произвольным и непроизвольным вниманием

Непроизвольное внимание

Оно возникает в результате действия внешних раздражителей, например, шума или вспышки света. Такая информация воспринимается без усилий

Непроизвольное внимание может мешать выполнению деятельности, снижая продуктивность и отвлекая от главного в решении задачи.

Произвольное внимание

Оно представляет собой активное, преднамеренное внимание, возникающее вследствие сознательной трудовой деятельности. Формирование произвольного внимания происходит в процессе обучения

Оно помогает достичь определенной цели, так как направлено на объект намеренно.

Формы рассеянного склероза

В соответствии с локализацией очагов поражения спинного и головного мозга выделяют несколько различных форм рассеянного склероза, каждая из которых характеризуется определенными проявлениями и особенностями, отличающими ее от других форм. Чистые формы болезни встречаются довольно редко, и в большинстве случаев присутствуют симптомы, относящиеся к двум формам сразу. В этом случае говорят о смешанных формах.

Церебральная форма

О церебральной форме рассеянного склероза речь идет в том случае, когда болезнь затрагивает нервные волокна в головном мозге. Основными симптомами данной формы является

  • нарушение произвольности движений,
  • дрожание конечностей,
  • нистагм (колебательные движения глаз, которые человек не может контролировать),
  • нарушения речи (она становится отрывистой, скандированной).

Дальнейшее развитие церебральной формы приводит к невозможности совершать точные движения из-за высокой степени дрожания рук, а также к снижению остроты зрения на одном глазу или на обоих сразу.

Мозжечковая форма

Мозжечковая форма рассеянного склероза не всегда проявляется исключительно симптомами поражения мозжечка, а сочетается в большинстве случаев с признаками поражения ствола мозга. У пациентов с такой формой склероза отмечается нистагм различных видов, дрожание в конечностях (что в случае с руками приводит в итоге к расстройству почерка). Прогрессируя, мозжечковый рассеянный склероз проявляет себя переходом интенционного дрожания конечностей в гиперкинетическое расстройство, распространяющееся не только на конечности, но и на туловище и голову.

Стволовая форма

Стволовая форма в чистом виде встречается редко, при этом считаясь самым неблагоприятным видом рассеянного склероза. Прогресс болезни идет очень быстрыми темпами, однако больной пребывает в состоянии эйфории и неадекватно оценивает собственное состояние. У человека проявляется бульбарный синдром, заключающийся в параличе мягкого неба, глотки, голосовых связок, губ и языка, а также появляется дизартрия (нарушение речи). Часто стволовая форма сопровождается нарушением работы вегетативной нервной системы, которое проявляется по-разному у каждого пациента: это может быть расстройство пищеварения, проблемы с сосудами и сердцем, нарушения в работе мочеполовой системы и другие проявления.

Оптическая форма

У больных с оптической формой рассеянного склероза основой симптоматической картины заболевания являются нарушения зрения. Острота зрения снижается, при этом чаще всего симптом проявляется только на одном глазу. Через некоторое время зрение может восстановиться либо само по себе, либо в ходе лечения.

Спинальная форма

Спинальная форма рассеянного склероза проявляется в случае поражения нервных волокон спинного мозга. У пациентов с данной формой присутствуют проявления нижнего спастического парапареза, то есть легкой степени паралича ног, при которой человек теряет чувствительность кожи, испытывает затруднения в сгибании и разгибании ноги, страдает от отеков, постоянно ощущает слабость в мышцах. К проявлениям спинальной формы относятся также различные виды тазовых расстройств, проявляющиеся в нарушениях мочеиспускания, дефекации и половой деятельности.

Диагностика и лечение

Из-за разнообразия симптомов рассеянный склероз не легко диагностировать. Распознать болезнь должен врач-невролог. В настоящее время также по стандарту при подозрении на расссеянный склероз проводится МРТ-исследование, по которому определяются очаги демиелинизации. Однако и их не всегда удается отличить от очагов, вызванных другими причинами. Именно поэтому достоверный диагноз рассеянный склероз выставляется лишь при повторно проведенном МРТ-исследовании, на котором обнаружатся новые очаги демиелинизации или старые увеличатся в размерах.*МРТ снимки при рассеянном склерозе

Иногда прибегают к спинномозговой пункции. Под местной анестезией делается прокол, во время которой из области позвоночника высасывают небольшое количество спинномозговой жидкости. Люди с PC в нем имеют антитела, свидетельствующие о том, что иммунная система совершила нападение в пределах центральной нервной системы.

Физическая нагрузка

Физическая нагрузка поможет Вам справиться с симптомами заболевания, но, для того, чтобы обеспечить безопасность Вашей тренировочной программы необходимо соблюдать ряд предосторожностей:

Самое важно, что нужно помнить — не перестарайтесь. Избыточная нагрузка может нарушить работу Ваших мышц, создать состояние стресса для нервной системы

Перед началом очередной тренировочной программы, согласуйте со своим лечащим врачом следующие моменты:

Какие виды физической нагрузки Вам лучше подходят, каких видов активности лучше избегать.

Какова допустимая интенсивность физической нагрузки.

Какова продолжительность нагрузки и есть ли какие либо ограничения.

Перед началом программы тренировок заручитесь консультативной помощью врача-специалиста, который можно будет задать возникающие вопросы.

Лабиринты для дошкольников

Начинать работать с лабиринтами можно уже с 3-4 лет. Для малышей интересно будет не просто пройти лабиринт, а помочь кому-нибудь, например, какому-нибудь животному или насекомому преодолеть трудность запутанного пути и достичь цели. Так игра превращается в полезное упражнение. А если потом ребенок еще имеет возможность раскрасить героя маленького приключения, то это добавляет дополнительную мотивацию.

Примеры страниц из моей книги О. Наумова «Лабиринты для детей. Простой уровень 4+»

В книге 50 лабиринтов и все они различной структуры, формы и сложности.

Книга рекомендована детям с 4 лет. Но советую ориентироваться на своего ребенка. Задания построены по системе «от простого к сложному».

Частые вопросы о рассеянном склерозе

Является ли рассеянный склероз наследственным заболеванием?

—Нет. Передачи рассеянного склероза от родителей к детям не происходит, однако, возможно, что заболевание развивается более чем у одного члена семьи. К настоящему времени было выделено около 150 участков ДНК, предположительно, играющих роль в развитии заболевания, но наличие каждого из них лишь незначительно увеличивает риск развития заболевания.

Это правда, что состояние пациента с рассеянным склерозом постоянно ухудшается?

—Нет, состояние пациента с рассеянным склерозом может изменяться различным образом: ухудшаться, улучшаться или оставаться без изменений.

От чего зависит частота обострений рассеянного склероза?

Получены убедительные доказательства, что обострения могут быть спровоцированы инфекциями, психоэмоциональными стрессами. Есть предварительные данные о безопасности вакцинации от гриппа, гепатита В и столбняка. Операции, проведение общей и эпидуральной анестезии, травмы не повышают риска обострений. Частота обострений снижается при беременности, полном грудном вскармливании. Действие прямого солнечного света и высокий уровень витамина D снижают частоту обострений. Доказано, что курение увеличивает скорость прогрессирования заболевания (как клинически, так и по данным магнитно-резонансной томографии).

Предполагается, но не доказано, что умеренное употребление алкоголя и физическая нагрузка могут снижать степень поражения головного мозга.

Что, действительно не существует лечения рассеянного склероза?

—Остаётся неизвестно, почему развивается рассеянный склероз. Учёным для начала необходимо установить причину рассеянного склероза, а затем перейти к поискам средства его излечения. Несмотря на это, существуют средства для замедления прогрессирования симптомов заболевания. Их регулярный приём влияет на иммунную систему, уменьшая тяжесть и частоту обострения.

Как решить свои психологические проблемы, связанные с заболеванием?

Помогите близким сжиться с мыслью, что у Вас заболевание

Найдите кого-то, кроме Вас, кто расскажет им о Вашем заболевании.

Расскажите им, как Вы себя чувствуете, как физически, так и эмоционально.

Помогите близким осознать и выразить их эмоции, не пытайтесь влиять на их ощущения.

Обсуждайте с близкими важные решения, разрешите им принимать участие в Вашей судьбе.

При необходимости — обратитесь к профессиональным психологам.

Как изменяется интимная жизнь при рассеянном склерозе?

Общение с близким человеком является важным компонентом здоровой, насыщенной жизни. Оно не должно прекращаться в паре, если один из партнёров болен рассеянным склерозом.

Заболевание может вызывать нарушение способности или желания вступать в половые отношения.

Сексуальное желание возникает в головном мозге, затем сигналы направляются к половым органам по спинному мозгу и нервам. Изменения в организме, вызванные рассеянным склерозом могут вызывать как физические (спастичность, нарушения эрекции или любрикации), так и психоэмоциональные проблемы (отсутствие полового влечения, ощущения собственной сексуальной привлекательности).

Как влияют оральные контрацептивы на течение рассеянного склероза?

По данным небольшого исследования приём оральных контрацептивов в комбинации с иммуносупрессивной терапией приводил к уменьшению тяжести и темпа прогрессирования заболевания.

Также было показано, приём оральных контрацептивов сочетается с более поздним появлением первых симптомов рассеянного склероза. Чем более длительным был приём оральных контрацептивов, тем старше возраст появления первых симптомов заболевания.

Какие особенности беременности и кормления грудью при рассеянном склерозе?

Исследования показывают, что частота обострений во время третьего триместра снижается, затем, после родов прогрессивно увеличивается в течение шести месяцев. Однако, при долговременном анализе, не было показано отрицательного влияния беременности и родов на течение заболевания.

Также справедливо и обратное утверждение: рассеянный склероз не нарушает течения беременности.

Во время беременности может развиться ухудшение имеющихся неврологических нарушений.

При планировании беременности необходимо проконсультироваться с врачом о том, которые препараты можно продолжить принимать во время беременности, а какие — следует прекратить.

Это справедливо и для грудного вскармливания, поскольку многие препараты выделяются с грудным молоком.

НравитсяНравитсяТвитнуть+1

Повышенная температура

Избегайте действия жары. При высокой температуре окружающей среды может нарушиться работа нервов и головного мозга, что усилит имеющиеся неврологические нарушения. Рекомендуется не находится на открытом солнце, в жарком помещении, не посещать баню или сауну, не принимать горячий душ. Для создания комфортной среды используйте кондиционер (дома, в автомобиле, при вызове такси, указывайте на такую необходимость). Если Вам не удалось избежать действия повышенной температуры, помните, что усиление симптомов является временным, стойкого повреждения Вашей нервной системы не происходит.

Коррекция и лечение дислексии

Для того, чтобы ученик успешно обучался в школе и университете, чтобы у ребенка были высокая самооценка, хорошие отношения с детьми и учителями, умение достигать поставленные цели, нужно вовремя провести коррекцию дислексии. Чем раньше начать устранение видимых ошибок в разговорной и письменной речи, тем положительнее будет итог проделанной работы.

Занятия с логопедом и детским психологом по коррекции дислексии нацелены на исправление дефектов разговорной речи и развитие мышления, памяти, восприятия.

Коррекция по видам дислексии:

  • Фонематическая дислексия. Корректируются нарушения фонематического произношения, развиваются звуковые функции, формируются понятия составления слов из звуков и слогов.
  • Семантическая. Устраняется путем увеличения словарного запаса, синтеза слогов, уточнения неизвестных ребенку слов, изучения грамматических языковых норм.
  • Аграмматическая. Логопед формирует у школьника синтаксические понятия образований и изменений слов.
  • Мнестическая. Устранение строится на формировании всех видов памяти путем игр и разгадывания ребусов.
  • Зрительная. Дефекты исправляются формированием зрительных и пространственных понятий, а также зрительного синтеза и анализа.
  • Тактильная. Корректируется путем дифференциации вещей, ощутимых осязательно, и формированием зрительных понятий.

Рональд Д. Дейвис в своей книге «Дар дислексии» рекомендует необычный метод коррекции нарушения, строящийся на мысленном оживлении букв, которое убирает пробелы в памяти. Автор книги самостоятельно справился с дислексией в 38 лет. Он утверждает, что такая проблема возникает у детей с уровнем интеллекта выше среднего.

Лечение

В терапевтическом курсе лечения дислексии у ребенка в центре принимают участие детский психолог и логопед. Занятия проходят с использованием специализированных методов коррекции, подбирающихся лично каждому пациенту. Благодаря таким курсам, ребенок учится правильно читать, у него повышается самооценка.

Работа с развитием речевой функции, использование разнообразных техсредств и альтернативных приемов обучения дает возможность пациентам с такими нарушениями преодолеть проблемы с чтением, распознаванием чисел и слов.

Правильный подход к обучению школьника с дислексией гарантирует большие шансы на выздоровление. Ребенок учится технически контролировать свою личность так, что признаки дислексии со временем бесследно проходят.

Если ребенку поставили диагноз «Дислексия», но нарушение не корректировали, во взрослом возрасте проблема никуда не денется. Человек по-прежнему будет писать с ошибками, что негативно скажется на его деловом имидже.

Запишитесь на консультацию. Детский логопед и психолог центра определят индивидуальные причины дислексии, дадут рекомендации по коррекции, а также составят план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и успешно гармонизирует процесс развития малыша.

Поиск рецептов

Причины школьной неуспеваемости

Давайте разберёмся, чем могут быть вызваны проблемы с учёбой и как можно исправить ситуацию. 

Причина 1: отсутствие интереса 

Ребёнок не хочет учиться, но что стоит за этим нежеланием? Возможным ответом может быть скука. Он просто не понимает, почему должен сидеть в школе, когда в мире столько других, гораздо более интересных и весёлых занятий. 

Решение: постарайтесь сделать учебный процесс захватывающим. Младшего школьника увлечёт обучение в игровой форме, например, превратите решение домашнего задания в квест, читайте литературу по ролям, изображайте историю в лицах. 

Ребятам постарше понадобится более серьёзная мотивация. О ней мы поговорим отдельно. 

Причина 2: недостаток концентрации

Часто бывает, что ребёнку трудно сосредоточиться: он не может вникнуть в содержание главы учебника или не успевает написать изложение за урок, постоянно отвлекаясь. Учителя приравнивают невнимательность к плохой подготовке и ставят низкие оценки.

Решение: ребёнку нужно научиться учиться. В интернете можно найти множество техник по запоминанию, вычленению сути из потока информации и других полезных практик. Запоминать материал помогут карточки, стикеры и мнемонические приёмы. Научите своего ребёнка пользоваться ими. 

Причина 3: прокрастинация

У школьной неуспеваемости могут быть психологические причины. Например, необходимость выполнить сложное задание вызывает у ребёнка тревогу, порой настолько сильную, что он начинает игнорировать домашние работы и даже прогуливать уроки. 

Решение: будьте внимательны к своему ребёнку и его эмоциональному состоянию. Успокойте его и предложите свою помощь с уроками. Пусть он почувствует, как в процессе работы над заданием страх отступает. 

Причина 4: высокая нагрузка

Часто родители хотят дать своим детям как можно более разностороннее развитие, поэтому записывают их в многочисленные кружки и спортивные секции, нанимают репетиторов и отправляют на курсы. Но если дополнительных занятий слишком много, ребёнок не сможет справиться с основными.

Решение: распределяйте нагрузку грамотно. Нельзя постоянно учиться: школьникам необходимо время, чтобы пообщаться с друзьями, посидеть за компьютером и просто расслабиться.  

Причина 5: неприятности в школе 

Причиной школьной неуспеваемости у детей иногда оказываются нападки одноклассников или конфликты с учителем. Невозможно продуктивно учиться, если мысли о школе каждый раз сопровождаются злостью, страхом и обидой. 

Решение: разберитесь в ситуации. Сходите в школу, поговорите с учителями и выясните, насколько серьёзно обстоит дело. Затем обсудите происходящее с ребёнком и помогите ему избрать правильную тактику разрешения конфликта. 

В крайнем случае можно сменить школу или форму обучения. Ваш ребёнок не должен подвергаться травле ни при каких обстоятельствах. 

<<Блок перелинковки>>

Развивающая игра на внимание «Ладошки»

Описываемое задание на внимательность отлично подойдет малышам с нарушениями устойчивости концентрации. Несколько игроков (чем больше, тем интереснее) садятся в круг и укладывают ладошки на колени соседям. Правая рука каждого участника должна лежать на левом колене соседа справа, а левая – на правом колене соседа слева. По команде взрослого (можно включать быструю заводную музыку) следует приподнимать ладоши по очереди, образуя плавную волну. Ребята, которые поднимают руки не вовремя, исключаются из круга игроков. Победу одержит тот, чья ладошка останется в игре последней.

Ошибки родителей

Самой главной ошибкой родителей, дети которых страдают дефицитом внимания, является их убежденность, что этот недуг ребенок перерастет к 12–13 годам и что ни в каком особом воспитании он не нуждается. Если не заниматься этой проблемой, то будущее таких детей будет практически бесперспективным.

Данные статистики печальны: такие дети чаще бросают учебу, получают травмы, попадают в различные неприятные ситуации и ДТП, ведут асоциальный образ жизни, не имеют друзей или попадают в «плохие» компании, становятся алко-, нарко- и игрозависимыми.

Ранняя беременность у девушек с подобным синдромом, увы, является не редкостью. А взрослые люди, родители которых не занимались их проблемой в детстве, не добиваются успехов в трудовой сфере, часто меняют место работы, имеют материальные и социальные трудности.

Также отсутствие лечения этого расстройства у детей становится почвой для развития проблем в личной жизни во взрослом возрасте. Это часто влечет за собой обращение к психологам, психотерапевтам и даже к психиатрам.

Еще одной ошибкой родителей является то, что они принимают синдром рассеянного внимания за плохой, неуправляемый характер и бунтарство, из-за чего пытаются «перевоспитать» свое дитя неправильными и даже вредоносными методами. Как правило, это методы наказания, лишения, ругани и т. п. Такой подход лишь крайне усугубит проблему.

Как улучшить внимание детей 7–10 лет

Мелкий объём, недостаточная избирательность, неразвитая переключаемость и устойчивость внимания — недостатки, устраняемые благодаря специальным упражнениям, включаемым в образовательный процесс. Для улучшения внимания ребёнка 7–10 лет необходимо использовать два вида упражнений:

специальные упражнения на развитие основных свойств внимания (устойчивости, распределения, концентрации);
упражнения, формирующие внимание как личностное свойство.

Невнимательность — результат ориентированности детей на общем, а не на частностях. Схватывая общий смысл рассказа, суть высказывания или математической задачи, дети не вникают в детали, не учитывают важные элементы.

Развитие внимания младших школьников при правильной организации перерастает во внимательность — неотъемлемую черту успешного человека

Это важно объяснить детям, убедив их в том, насколько необходимы наблюдательность, умение искать недочёты, сопоставлять, видеть изменения. Расскажите детям о том, что внимательные люди всегда имеют цель и с лёгкостью достигают её

Формируя совместно с ребёнком распорядок дня, вы научите его уделять внимание важным мероприятиям в комплексе и по отдельности. Поэтапно разрабатывая план действий, вы научите школьника концентрироваться на деталях

Не менее эффективны для улучшения внимания детей упражнения с парным контролем, когда соседи по парте обмениваются результатами работы и ищут друг у друга ошибки. Видя неудачи и недочёты других, дети учатся на чужих ошибках, более внимательно относясь к собственному труду и его результатам.

Улучшить внимание ребёнка можно, приучив её к дисциплинированности, ответственности и аккуратности. Внимательные дети — собранные дети, которые бережно относятся к вещам, умеют заботиться о близких людях и самих себе

Хотите сделать ребёнка ответственным и внимательным? Заведите домашнее животное и поручите школьнику уход за ним.

Прогноз

Рассеянный склероз хоть и является неизлечимым заболеванием, ставящим крест на запланированном будущем, но при этом не является поводом отказывать себе в жизни обычного человека.

Больные рассеянным склерозом точно также создают семьи, рожают детей, только не могут полноценно трудиться из-за быстрой утомляемости, а также нуждаются в помощи и поддержки близких.

Примечательно, что благодаря естественным механизмам больные женщины на время беременности практически выздоравливают.

Рассеянный склероз – это очень долгое заболевание, которое не убьёт моментально, хотя значительно отравит жизнь больному и его близким. Больные могут спокойно прожить многие годы, соблюдая определённые правила и меры лечения.

Наиболее опасна вторично-прогрессирующая форма, которая довольно быстро доводит до инвалидного кресла за несколько лет, а вот ремитирующая характеризуется приступами от нескольких дней до нескольких недель с многомесячными периодами нормального состояния. Если недуг не перейдёт в другую форму, то так болеть можно очень-очень долго.

Первичный прогрессирующий склероз является очень непредсказуемой формой, при которой определить продолжительность заболевания до образования инвалидности очень трудно.

Как проявляется рассеянность у ребёнка?

  • Постоянно всё забывает, в том числе и школьные принадлежности;
  • Допускает на письме множество описок, пропускает буквы в словах;
  • Часто выполняет не те домашние задания;
  • Не справляется с большинством заданий на контрольных и самостоятельных работах;
  • С трудом запоминает правила, определения, стихотворения;
  • Не может заниматься долгое время каким-то одним определённым делом и сидеть на одном месте;
  • Имеет сложности в самоорганизации и самоконтроле;
  • Часто теряет или забывает свои вещи, имеет беспорядок на рабочем месте;
  • Испытывает трудности в общении со сверстниками, с учителями; имеет проблемы с поведением.

Что такое рассеянный склероз

Рассеянный склероз – это не провалы в памяти (хотя данное явление присутствует у больных как симптом либо результат недуга), а серьёзное необратимое хроническое поражение мозга человека.

Термин «склероз» буквально означает «рубец», а «рассеянны» — рассредоточенный, в данном случае рассеянный по всей центральной нервной системе человека.

Рубец – это замена утраченных специализированных тканей организма (кожи, слизистых, лёгочной или нервной ткани) соединительными клетками, когда он не успевает вырастить нужные или не имеет такой возможности.

Таким образом, можно понять, что рассеянный склероз – это множественные рубцы на органах центральной нервной системы больного, которые заменяют погибшие нейроны.

Человеческие нервные клетки не способны делиться, поэтому полученные повреждения нервных тканей являются необратимыми, как сами последствия данного заболевания. Но как они возникают при рассеянном склерозе?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector