Взаимодействие с агрессивным ребенком

Гиперкинетическое расстройство

Развивается в раннем возрасте. Определяется чрезмерной активностью, сложностями концентрации внимания, особенно относительно интеллектуальных задач. Деятельность деток плохо организована: хватаются за новое дело, не окончив предыдущее.

Беспокойны, неусидчивы, легко отвлекаются на посторонние раздражители. Поэтому гиперактивному ученику сложно усидеть на школьных занятиях. Он погружается в собственные мечтания, невнимателен. Проблемы обучения затрудняют усвоение новых знаний, вызывая задержку познавательного развития.

Импульсивность проявляется необдуманными, неожиданными действиями, порой носящими опасный характер. Детки выбегают на проезжую часть, взбираются на крыши, играют с огнеопасными предметами. Импульсивность также выражается бестактными, неуместными выражениями. Настроение быстро меняется. Больные вспыльчивы, неуравновешенны.

Впоследствии такие дети, отвергаемые окружением, становятся агрессивными, выражающими протест, вовлекаются в противоправные деяния.

Агрессия у детей разного возраста

Младенцы склонны к агрессивному поведению, если не получают быстрого удовлетворения возникающих потребностей

Дети чуть более старшего возраста агрессивны по отношению к своим братьям и сестрам, таким образом, отвоевывают любовь мамы и папы, их внимание. Когда ребенка отправляют в детский сад, он может также стать агрессивным

Может начать царапаться, драться с родителями и одногруппниками, воспитателями и т.д. Это активное проявление негативных эмоций. Но может наблюдаться и пассивная агрессия, которая выражается в кусании ногтей, отказе от игровой деятельности и обедов, в проявлениях упрямства.

Дети становятся менее агрессивными в дошкольный период. Самый сложный период приходится на два года, а максимально агрессивными малыши становятся в три годика. Если не работать с агрессией ребенка, к тринадцати годам она становится свойством характера, привычкой и, скорее всего, останется не всю жизнь.

Поведение малыша коррелирует с психологическим семейным климатом, очень многое зависит от отношений с мамой. Дети, у которых гармоничные отношения с матерью, имеют высокий уровень уверенности в себе, почти не вступают в ссоры и споры со взрослыми, имеют высокую успеваемость в школе. В случаях, когда мать не уделяет должного внимания ребенку, у малыша появляются приступы гневливости, будучи подростками и взрослыми людьми они имеют агрессивность в характере, от которой часто страдают окружающие.

Портрет агрессивного ребенка

Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом, становится «грозой» всего детского коллектива, источником огорчений воспитателей и родителей. Этого ершистого, драчливого, гру­бого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять.

Однако агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его аг­рессия — это, прежде всего, отражение внутреннего диском­форта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребенка уверенность, что его не любят. Вот как описывает Н. Л. Кряжева поведение этих детей: «Агрессивный ребенок, используя любую возможность, … стремится разозлить маму, воспитателя, сверстников. Он «не успокаивается» до тех пор, пока взрослые не взорвутся, дети не вступят в драку».

Причины деструктивного поведения

Родителям и педагогам не всегда понятно, чего доби­вается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых — наказание. В действительности это порой лишь отчаянная попытка завоевать свое «место под солнцем». Ребенок не имеет представления, как другим способом можно бороться за выживание в этом странном и жестоком мире, как защитить себя.

Агрессивные дети очень часто подозрительны и насто­рожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других.

Такие дети часто не могут сами оценить свою агрес­сивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь боятся их.

Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточ­но богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона. Дети часто перенимают агрессивные формы поведения у родителей.

Агрессивен ли Ваш ребенок?

Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддер­жке взрослых, поэтому главная наша задача заключается не в том, чтобы поставить «точный» диагноз и тем более «при­клеить ярлык», а в оказании посильной и своевременной помощи ребенку.

Как правило, не состав­ляет труда определить, у кого из детей повышен уровень агрессивности. Но в спорных случаях можно воспользоваться критериями определения агрессивности, которые разрабо­таны американскими психологами М. Алворд и П. Бейкер.

Виды агрессии у детей

По направленности игрессивное поведение бывает двух типов:

  • гетероагрессия
  • аутоагрессия

Первый из названных типов направлен на тех, кто окружает ребенка. Это может быть употребление ненормативной лексики или даже убийства. Аутоагрессия, как понятно из названия, это поведение, направленное на себя. Сюда относится саморазрушающее поведение и самоуничижение, крайней формой такого поведения является самоубийство.

По причинам появления агрессивное поведение бывает таким:

  • реактивное
  • спонтанное

Реактивное возникает как ответная реакция на внешние факторы, например, ситуация ссоры. Спонтанная агрессия не имеет видимой причины, она мотивируется внутренними импульсами личности.

По целенаправленности агрессивное поведение детей может быть:

  • инструментальным
  • целевым

Первый из названных видом служит для достижения задуманного результата; второй является спланированным действием, целью которого является нанесение ущерба человеку или животному.

По открытости проявления агрессивное поведение может быть:

  • прямым
  • косвенным

Прямая агрессия подразумевает направленность на объект, который вызывает злость, раздражение или другие негативные эмоции. А второй из названных видов направлен на людей или животных, которые не вызывает злости или прочих негативных эмоций, но по каким-то причинам является более удобным для выплескивания эмоций. Например, ребенок в школе имел негативный опыт общения с учителем, и, приходя домой, срывается на своей сестре, хотя та ни в чем не виновата.

По форме проявлений агрессивное поведение делят на три вида:

  • экспрессивное
  • вербальное
  • физическое

Экспрессивное подразумевает использование невербальных средств:

  • интонации
  • мимики
  • жестов и пр.

Вербальная агрессия — словесное выражение негатива, в основном угрозы и оскорбления. Физическое агрессивное поведение подразумевает нанесение ущерба кому-либо с помощью прямого применения физической силы.

Исследователь И. А. Фурманов агрессивное поведение детей делит на 2 формы:

  • социализированная
  • несоциализированная

Социализированная

У большинства детей нет психических болезней, у них низкая мораль и воля, что отражается на поведении. В плане самоконтроля они слабые, могут не придерживаться социальных норм, потому что имеют слабое понятие о них или же неверное воспитание

Агрессия используется ими в основном, чтобы привлечь внимание к своей персоне. Эмоции они выражают четко: кидаются вещами, кричат

Как только они получили внимание, агрессивное поведение сменяется на спокойное.

В таких случаях проявления агрессии кратковременные, жестокости не наблюдается. После крика на сверстника может быть попытка вступить с ним в игру, к примеру. Дети с такими проявлениями агрессии не имеют почти никогда друзей. Сверстники будут сторониться их или игнорировать. Поведение такого плана напоминает гиперкинетичесий синдром, но является более агрессивным и целенаправленным.

Несоциализированная

Дети с такой формой агрессивного поведения имеют в основном психические нарушения, например, органическое поражение мозга или шизофрению. У них также наблюдается негативное эмоциональное состояние. Враждебность по направлению к окружающим у таких детей спонтанная, или же может возникать в стрессовой ситуации.

При несоциализированной агрессии дети характеризуются импульсивным поведением, излишней возбуждаемостью, эмоциональным напряжением и высоким уровнем тревожности. Чаще всего они проявляют физическую и вербальную агрессию. Такие дети не пытаются дружить с ребятами во дворе и одноклассниками. О причинах своих действий рассказать почти никогда не могут. Зачастую агрессивное поведение нужно им, чтобы снять эмоциональный стресс или получить удовлетворение от того, что другой страдает от их действий.

Как бороться с физической агрессией ребенка?

Взрослые часто не знают, что делать с ребенком, проявляющим агрессию. Они могут отшлепать его в ответ или накричать. Но эти методы воспитания могут не только не помочь, но даже усугубить ситуацию. Лучше всего показать ребенка психологу, чтобы понять, как действовать.

Если психолог считает, что нездоровых отклонений в поведении маленького дошкольника нет, то нужно обязательно каждый раз давать понять ребенку, что вы недовольны его поведением и что он ведет себя неправильно. Такая тактика поведения папы и мамы в конечном счете даст свои плоды, и ребенок постепенно перестанет бояться, а значит, проявлять агрессию. В том, как вы себя ведете с ребенком, должно быть по крайней мере три принципа: постоянство, регулярность и справедливость к нему. Если вы выбрали определенную линию поведения, следуйте ей, чтобы ребенок постепенно привыкал к тому, что с его стороны правильно, а что – нет.

В проявлении реакции на агрессивность дошкольника можно следовать технике контраста

То есть к ребенку, который позволил себе агрессивную выходку, нужно проявить осуждение, а его жертву окружить вниманием и заботой. Ребенок четко увидеть, что его агрессивное поведение приносит ему только вред, а объекту агрессии – пользу

Если ребенок направляет агрессию на вещи, нужно заставить его убрать результаты разгрома и ни в коем случае не убирать их папе или маме. Это будет полезная практика для дошкольника. Правда, в большинстве случаев вы не добьетесь от ребенка согласия убрать в комнате: он будет еще больше капризничать и откажется сотрудничать

Тут очень важно обосновать, почему взрослый хочет, чтобы ребенок убрал за собой. «Ты умный и сильный мальчик (умная и сильная девочка), поэтому сможет отвечать за свои поступки и убрать то, что сам же натворил»

Это – проявление доверия к ребенку.

Причины появления аутоагрессии

Так откуда же у подростка возникает агрессия, направленная на себя самого? На самом деле тяга к саморазрушительным действиям может появляться по нескольким причинам.

Первая и встречающаяся довольно часто – перенос агрессии, направленной на внешний объект, на себя. Моральные нормы нашего общества часто не допускают каких-либо проявлений гнева по отношению к близким людям. А уж по отношению к родителям – и подавно. Но давайте представим ситуацию: в семье произошел конфликт, и подростка за что-то отругали. Иными словами, на него была направлена агрессия, на которую возникает вполне естественная ответная реакция – злость и обида. Но ребенок зачастую не может накричать в ответ, выплеснув свои негативные эмоции на родителей, поэтому всю свою скопившуюся агрессию он выражает самым безопасным для него в социальном плане способом – направляет ее на самого себя, причиняя себе боль и травмируя себя.

Вторая причина развития аутоагрессивного поведения – сильный стресс или длительное пребывание в состоянии психологического напряжения. Здесь ситуация схожа с предыдущей – у подростка возникает необходимость освободиться от напряжения и боли, которые доставляют ему мучения, но конкретного объекта, на котором можно было бы выместить всю свою злость, нет. Поэтому вся скопившаяся агрессия направляется им на самого себя. Также в подобных случаях подросток может прибегать к селфхарму как к способу отвлечения от сложных жизненных обстоятельств или душевных страданий.

Нередкой причиной самодеструкции является неприятие своего тела. В подростковом возрасте дети часто бывают недовольны своим внешним видом, что может стать поводом к ненависти к себе. Они пытаются любой ценой избавиться от своих надуманных изъянов, ставя под угрозу свое здоровье. Например, симпатичная девочка со вполне здоровым строением тела под влиянием ТВ и глянцевых журналов решает, что ее фигура не соответствует “норме” и вообще она некрасивая. Девушка начинает стыдиться себя, становится застенчивой, замыкается в себе. Вершиной айсберга ненависти к себе и своему телу могут стать расстройства пищевого поведения, оскорбительные высказывания в свой адрес или самоповреждение.

Постоянное чувство вины, которое может быть спровоцировано чужими манипуляциями, тоже может стать причиной аутоагрессии. Нередко сами родители неосознанно, а иногда даже вполне сознательно взращивают у своих детей чувство вины, чтобы иметь рычаги давления на них и чтобы ими было легче “управлять”. Формулировки могут быть самые разные – “мне из-за тебя столько всего пришлось вытерпеть”, “мы тебя всем обеспечиваем, благодаря нам ты ни в чем не нуждаешься”, “ты меня довел до нервного срыва”, “я себе во многом отказываю, чтобы у тебя все было” и т.д., но все они сводятся к одной сути: родители дают понять ребенку, что он перед ними виноват, а значит, чтобы опять их не огорчать, должен делать то, что они скажут. К тому же некоторые дети могут брать на себя ответственность за те обстоятельства, которые в действительности никак не могут от них зависеть. Например, ребенок винит себя в том, что его родители часто ссорятся или разводятся: мама и папа друг друга не любят, потому что я плохой. Позже, когда ребенок вырастает, он понимает, что причиной проблем во взаимоотношениях между его родителями был не он, а вот прочно укрепившееся с детства чувство вины никуда не девается. Применяя ту или иную форму аутоагрессии, подросток пытается справиться с мучительным чувством вины – наказывая себя, он испытывает временное облегчение. Здесь стоит заметить, что чувство вины довольно часто становится главной предпосылкой для самобичевания.

Иногда аутоагрессивные действия могут носить демонстративный характер – подросток хочет привлечь к себе внимание близких, получить помощь, сочувствие и понимание. Демонстративная аутоагрессия у подростков не всегда обусловлена наличием каких-либо сильных негативных эмоций по отношению к себе, однако это не делает ее менее опасной – несерьезная попытка причинить себе вред или свести счеты с жизнью совершенно случайно может обернуться совсем не так, как ребенком планировалось.

Как еще проявляется невыраженная детская злость

Был в моей практике замечательный мальчик. Добрый, послушный, спокойный. Только вот речь отстает и с горшком проблемы. Как выяснилось позже, мальчик вовсе не злится. Он принимает любые предложения родителей и других взрослых, быстро отказывается от своих желаний, понимает и принимает любые «нельзя»… Мечта, а не ребенок! Но у ребенка двух-трех лет единственный способ контроля над родителями — его естественные отправления. Именно так он радует и расстраивает родителей. А как еще, если не через них влиять на взрослых? И начинает ребенок отказываться ходить на горшок или у него возникают запоры. У ребенка нет больше возможности злиться. У него есть только такой инструмент.

Что мы делаем, когда обижаемся? Правильно, перестаем общаться, замолкаем, перестаем разговаривать. Улавливаете связь? Отсюда и задержки в развитии речи.

Были у меня и дети с навязчивыми движениями, судорогами, поведенческими расстройствами. А причины все те же. Невыраженные и непрожитые эмоции.

«Эмоция уходит сама по себе, когда она прожита», — говорила детский психолог Ирина Млодик.

Следуя от противного, если эмоция не прожита, она остается. Она просачивается сквозь тело, поведение, мысли, действия человека. Она все равно найдет выход. Другой вопрос: какой?

Деструкция сексуального поведения

Подростки легко поддаются сексуальным деструкциям, учитывая незавершенность их половой идентификации, неосознанное усиление полового влечения. Обычно подростковые сексуальные перверсии определяются ускоренным или замедленным половым созреванием.

Часто дети с замедленным половым развитием становятся жертвами сексуальных извращений. Они неуверенные в себе, медлительные, неуклюжие, несобранные.

Подростки с ускоренным половым развитием вспыльчивы, агрессивны, жестоки до садистических тенденций. Страдают расстройствами сексуального влечения. Наиболее часто отмечается:

  • визионизм – скрытое разглядывание обнаженных людей;
  • эксгибиционизм – обнажение на публике;
  • совращение малышей;
  • сексуальные манипуляции с животными;
  • групповой онанизм;
  • эротические фантазии, рассуждения с мастурбацией;
  • сексуальное влечение к моче, калу.

Сексуальными девиациями считаются половые контакты, петтинг – обоюдные ласки без половых отношений, случающиеся до полового созревания, промискуитет подросткового периода – многочисленные половые связи с разными партнерами.

Сексуальные перверсии выражаются подростковым гомосексуализмом, носящим ситуативный характер. Возможен в закрытых однополых учебных заведениях.

Во взрослом возрасте при адекватной половой жизни сексуальные перверсии исчезают. В противном случае сохраняются всю жизнь.

Как бороться с детской агрессией?

Итак, причины понятны и ясны, но важно разобраться, как это корректировать. Психологи советуют применять следующие приемы, причем в комплексе и систематически:

  • Изменение собственного поведение – уменьшение проявления негативных реакций.
  • Увеличение частоты позитивного поведения, это поможет ребенку научиться положительно реагировать на мир.
  • Направление избыточной энергии в мирное русло (массаж, гимнастика для младенцев, развивающие занятия и игры).
  • Игнорирование легких проявлений агрессивности.
  • Совместные игры.
  • Установление запрета на агрессию, при помощи которой малыш развлекается, играет, получает от нее удовольствие.
  • Необходимо показывать, что когда малыш делает больно, расстраивает, нужно проявлять сочувствие.
  • Сдерживание гневных порывов малыша непосредственно перед проявлением (окрик, перехватывание занесенной для удара руки).
  • Обучение ребенка приемлемому проявлению чувств. Если это агрессия, то для начала переносить ее на неодушевленные предметы, чтобы впоследствии, несколько лет спустя, научиться выражать ее словами.
  • Замена реакций. Когда заметно, что малыш щипает, кусает, бьет и радуется, то можно предложить ему замену. К примеру, учить обнимать каждый раз, когда он пытается ударить.

Важно понимать, что данные меры вряд ли дадут заметный эффект через неделю, это, скорее, общие рекомендации к взаимодействию с ребенком на весь срок его взросления. Ведь в разные периоды проявление агрессии неизбежны

Данный комплекс поможет научить ребенка справляться с агрессией достойно, без ущерба для себя и окружающих. К тому же, любой из представленных пунктов, используясь отдельно либо время от времени – малоэффективен.

И главное – в любой ситуации понимать, что все дети по природе своей добры и отзывчивы, просто некоторые из них дольше учатся это проявлять.

Теперь вы знаете какие причины детской агрессии существуют и как с этим бороться.

Расскажите, как вы справляетесь с агрессией детей, какие меры вы предпринимаете?

Spread the love

Что провоцирует / Причины Расстройства поведения у детей:

Влияние биологических родителей, согласно исследованиям, меньше, чем влияние приемных. Среди факторов риска – природная склонность к трудному темпераменту и неблагоприятная окружающая среда. В развитии антисоциальной личности и преступности у взрослых генетические влияния играют большую роль.

Провоцирует расстройство поведения у детей ближайшая окружающая среда и более широкая среда.

Ближайшая окружающая среда

  1. Психическое расстройство отца или матери
  2. Родители-преступники
  3. Воспитание ребенка

На формирование расстройства поведения у ребенка влияют разлады между родителями, враждебность, направленная на малыша, недостаток теплого отношения, внимания и участия. Это может быть как ответом на поведение ребенка, которое не нравится родителям, так и причиной такого поведения. Также имеют роль непоследовательная дисциплина и недостаточный надзор, которые влияют на то, что ребенок не может выучить социальные правила и подчиняться им. Важен также противоположный аспект – слишком суровая дисциплина – когда ребенку не дают права голоса и права выбора, наказывают за малейшие проступки.

Образцы взаимодействия родитель-ребенок

Мелкозернистый анализ Паттерсона (1994 год) выявил, что деструктивное поведение ребенка усугубляется, если оно дает ему возможность получить больше внимания, избежать неприятных требований или чаще поступать по-своему.

Сексуальное насилие

Более широкая среда

Школьное влияние

Негативно на ребенка влияют, вызывая расстройство поведения, плохо организованные и недружественные коллективы, низкие моральные принципы преподавателей, высокая текучесть кадров.

Более широкие социальные влияния

До сих пор точно не выяснено, являются ли перенаселенность, плохое жилье и бедность района факторами причины или маркерами других семейных или социально-экономических переменных. Расстройства поведения у детей и подростков возникают чаще в районах, где они получают почет и славу за воровство, ношение оружие, прогуливание уроков, где котируется насилие, применяемое к более слабым и младшим.

Причины жестокости и агрессивного поведения подростков

Последствия органического поражения нервной системы вследствие травм, кислородного голодания (гипоксии), операций, инфекций и отравлений. Энцефалопатии. Гипертензионно-гидроцефальный синдром (гидроцефалия).

  • Патологически протекающий пубертатный криз. Гормональная перестройка приводит к перевозбуждению нервной системы.
  • Расстройства личности (психопатия).
  • Эндогенные заболевания: депрессия, биполярное аффективное расстройство, шизоаффективные расстройства, шизотипическое расстройство, шизофрения.
  • Нарушения пищевого поведения (анорексия, булимия).

Негармоничные отношения в семье, конфликты между родителями, психические расстройства у членов семьи также могут быть факторами, вызывающими нагрузку на психику подростка, способствуя агрессивному поведению.

У врачей психиатров изменения характера в подростковом периоде имеют большое диагностическое значение

В случае нормы наблюдаются изменения по типу заострения личностных черт. Это когда особенности характера, наблюдавшиеся много лет как — бы гипертрофируются. Малообщительный становится замкнутым. Нетерпеливый — несдержанным. Драчливый — агрессивным. Как правило, в таких случаях по завершению периода гормональной перестройки состояние выравнивается.

Особое внимание следует уделять резким переменам в поведении подростка. Если до этого ребенок был покладистым, добродушным и неконфликтным, и за короткое время переменился до неузнаваемости и стал «хладнокровным», безэмоциональным и безжалостным, это сигнализирует о болезненных изменениях в психике

Нужен врач!

Формирование способности к эмпатии

Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии. Эмпатия — это способность чувствовать состояние другого человека, умение вставать на его позицию. Агрессив­ных же детей чаще всего не волнуют страдания окружаю­щих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо. Считается, что если агрессор сможет посочувствовать «жертве», его агрессия в следующий раз будет слабее. Поэтому так важна работа по развитию у ребенка чувства эмпатии.

Взрослым, работающим с агрессивным ребен­ком, тоже не помешает избавиться от привычки обвинять его во всех смертных грехах. Например, если ребенок швы­ряет в гневе свои вещи можно, конечно, сказать ему: «Ты — негодник! От тебя одни проблемы. Ты всегда мешаешь всем!» Но вряд ли такое заявление снизит эмоци­ональное напряжение «негодника». Наоборот, ребенок, ко­торый и так уверен, что он никому не нужен и весь мир настроен против него, обозлится еще больше. В таком слу­чае гораздо полезнее сказать ребенку о своих чувствах, используя при этом местоимение «я», а не «ты». Например, вместо «Ты почему не убрал игрушки?», можно сказать: «Я расстраиваюсь, когда вещи разбросаны». Вы ни в чем не обвиняете ребенка, не угрожаете ему, даже не даете оценки его поведению. Вы говорите о себе, о своих ощущениях. Как правило, такая реакция взрослого сначала шокирует ребенка, ожидающего града упреков в свой адрес, а затем вызывает у него чувство доверия. Появляется возможность для диалога.

Как не подавить волю ребенка

Одной из причин проявления агрессии у детей может быть агрессивное поведение самих родителей. Если в доме постоянные споры и крики, трудно ожидать, что ре­бенок вдруг будет покладистым и спокойным. Кроме того, родители должны осознавать, какие последствия тех или иных дисциплинарных воздействий на ребенка ожидают их в ближайшем будущем и тогда, когда ребенок вступит в подростковый возраст.

Реакционные основы дезорганизации действий

Различают определенные типы реакций, свойственные детям при дезорганизованной манере действий.

Для деток младшего возраста таковыми являются:

  • протест. Возникает при усиленном навязывании чего-либо, ограничении активности. Активный протест проявляется агрессией, грубостью, порчей имущества. Пассивный – враждебностью, намеренным молчанием, суицидальными попытками, голоданием, побегами из дома. Физиологические признаки – энурез, пищеварительные расстройства, надсадный кашель;
  • отказ – реакция на неудовлетворение чувства безопасности, общения у совсем маленьких детей. Проявления: отсутствие активности, тяги к общению, безэмоциональность. Отсутствие ответной реакции. Нет стремления к игровой деятельности. Все не интересно, не способны получать удовольствие от сладостей, любимых игрушек;
  • имитация – подражание негативным чертам авторитетных лиц. Дети перенимают вредные привычки, асоциальную деятельность;
  • компенсация – неудачи одной деятельности малыш компенсирует достижениями другой. Неудачи учебной деятельности компенсирует хулиганством, воровством. Страхи, пугливость замещает издевательствами над другими детьми, экстремальной автомобильной, мотоциклетной ездой.

Реакции у подростков:

  • эмансипация – сопротивление установленным взрослыми правилам, отвержение помощи, пренебрежение советами, подсказками;
  • группирование – создание антисоциальных группировок;
  • увлечения – направлены на удовлетворение заинтересованности определенной деятельностью. Азарт удовлетворяется карточными или другими играми на деньги, лидерство – ситуациями предводительства (бандитской группировкой). Но даже если увлечения носят позитивный характер (спорт, искусство, красота), они также способны разрушать приемлемые правила действий. Провоцируют отказ посещать школу, осуществление противоправных деяний, заведение неприемлемых знакомств, игнорирование родных, совершение угрожающих жизни поступков.

Коррекция агрессивности у детей

Коррекция требуется не только агрессору, но и жертве агрессии, а также свидетелям ситуации проявления агрессии. Стратегии и тактики должны меняться в зависимости от условий проявления агрессии и внешних факторов. Тактики коррекции представляют собой игровые задачи.

Стратегия на стимуляцию гуманных чувств

Агрессивных детей нужно учить гуманности по отношению к обиженному ими ребенку. Спросите, неужели ему не жалко того, кого он толкнул/ударил/обозвал. Дети, которые мало способны сопереживать, нужно учить резонансу с эмоциями людей (если ты не будешь обижать других, то кто тебя будет любить? все и тебя будут обижать).

Стратегия на осознание

Стратегия подразумевает, что ребенок, жертва и окружающие (которые видели/слышали конфликтную ситуацию) должны уразуметь отдаленные последствия случившегося. Агрессор-ребенок должен понять, почему он совершил тот или иной негативный поступок. Наведите его на размышление вопросами.

Обиженный малыш должен понять, почему именно агрессор проявил негатив к нему. Жертва также должна с помощью педагога (учитель, родитель и т. д.) осознать причины и особенности своего поведения. Спросите, какой сейчас ребенок: добрый, злой или нейтральный? Спросите его, как долго он помнит обиду, как быстро прощает и т. д.

Стратегия ориентации на состояние

Взрослый при помощи данной стратегии не дает оценке конфликтной ситуации, а пытается привлечь внимание к состоянию жертвы. Спросите ребенка, что он чувствует в данный момент

Спросите, действительно ли он не хочет ни с кем говорить. Малыш должен осознать свое состояние или состояние другого человека. Также нужно поговорить с проявившим агрессию ребенком: что он чувствует в данный момент, кому еще сейчас нехорошо?

Стратегия на переключение

Заключается в том, чтобы обидчика, жертву и свидетелей «переключить» на другое состояние. Ребенок-агрессор должен переключиться с агрессии на другое поведение. Жертва должна выйти из состояния притеснения в другое состояние.

Критерии агрессивности у ребенка (анкета)

  1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.
  2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.
  3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно стара­ется отплатить тем же.
  4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.
  5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.
  6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.
  7. Он не прочь подразнить животных.
  8. Переспорить его трудно.
  9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.
  10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то пло­хое, шокирующее окружающих.
  11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.
  12. Часто не по возрасту ворчлив.
  13. Воспринимает себя как самостоятельного и решитель­ного.
  14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.
  15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, же­лание найти виноватых.
  16. Легко ссорится, вступает в драку.
  17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.
  18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.
  19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.
  20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

Положительный ответ на каждое предложенное утвер­ждение оценивается в 1 балл.

Высокая агрессивность — 15—20 баллов.

Средняя агрессивность —7—14 баллов.

Низкая агрессивность —1—6 баллов.

Как бороться с агрессией

Незначительные проявления агрессии стоит пропускать без внимания. Выразите понимание к ситуации: «Я понимаю, что то-то и то-то тебя злит, раздражает»

Можно перенаправить внимание малыша на другие объекты, игры и т. д

Постарайтесь дать ему понять, что его плохие эмоции не потому, что он сам плохой. Например, объясните ему, что он злится, потому что хочет кушать и т. п.

Нужно выслушать ребенка/подростка, если он хочет выговориться. Если же агрессивное поведение проявляется очень долго, игнорировать его ни в коем случае нельзя

Важное правильно: нужно заострять внимание не на личности малыша, а на его поступках. Когда малыш проявляет агрессию, констатируйте вслух факт, что он ведет себя злобно. Спросите его, злится ли он в данный момент

Потом спросите о его мотивации: он делает что-либо, чтобы обидеть кого-то? Объясните ему, что вам не нравится то, что он делает в данный момент. Расскажите, что он нарушает те или иные правила поведения

Спросите его, злится ли он в данный момент. Потом спросите о его мотивации: он делает что-либо, чтобы обидеть кого-то? Объясните ему, что вам не нравится то, что он делает в данный момент. Расскажите, что он нарушает те или иные правила поведения.

Когда вы таким образом общаетесь с маленьким агрессором, не проявляйте злости и нетерпения. Нельзя упоминать подобные ситуации и поступки ребенка. Когда он утихомирится, нужно обсудить ситуацию, то, как ребенок себя вел, и почему вы считаете это поведение неправильным. Объясните, что агрессивное поведение несет вред не только другим людям, но и ему самому. Вместе порассуждайте, как он должен был себя вести.

Следующее правило — контроль своих негативных эмоций. Когда мы начинаете злиться или раздражаться, ребенок также становится агрессивным. Когда взрослый натыкается на агрессию малыша, он должен оставаться спокойным и показывать, что настроен как партнер по отношению к агрессору.

Запрещается по отношению к агрессивному ребенку/подростку:

  • кричать
  • показывать свою власть и большие возможности, чем есть у ребенка
  • давать оценку личности ребенка и личностям его товарищей
  • дразнить ребенка, копировать его поведение
  • делать агрессивные жесты, становиться в позы, выражающие негативные эмоции
  • оправдываться, пытаться подкупить малыша
  • читать нотации
  • действовать физическими методами и угрозами

Агрессия детей часто направлена на то, чтобы взрослый проявил слабость. Если взрослый на это ведется, он еще больше понижает свой авторитет в глазах ребенка или подростка. И уже вряд ли удастся вступить в партнерские отношения с маленьким агрессором.

Следующее правило поведения с агрессивным ребенком — сохранять его положительную репутацию. Нельзя привселюдно ругать малыша. Предположите вслух, что он не хотела никогда обидеть, что его поведение связано с плохим самочувствием. Разрешите ему выполнить ваше требование не полностью или чуть иным образом, чем вы предполагаете. Можно предложить ребенку договор, предполагающий компромисс.

Требуя полного выполнения ваших приказов, вы рискуете напороться на еще более яркое проявление агрессии со стороны ребенка. Следующее правило — демонстрация неагрессивного поведения. Вы не должны терять контроль, когда имеете дело с плохим поведением ребенка. Чтобы сохранить спокойствие и минимизировать агрессию со стороны малыша, применяйте такие тактики:

  • шутите, но добродушно
  • выражайте спокойствие мимикой и жестами
  • дайте ребенку остаться одному и привести в порядок свои эмоции
  • слушайте молча, не перебивайте и не пытайтесь доказать свое
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector