Методики для коррекции дислексии в младшем школьном возрасте

Диагностика дислексии

Диагностика дислексии подразумевает общую оценку навыков чтения, понимания прочитанного, сформированности устной речи и письма, а также неречевых функций. Дислексию градируют на латеральную (проблемы с усвоением алфавита) и вербальную (затруднения при прочтении отдельных слов).

При речевой оценке основными признаками для констатации дислексии считаются:

  • постоянно повторяющиеся ошибки при чтении,
  • подмена и дефекты звуков,
  • нарушение речи,
  • неспособность строить связные предложения,
  • искажение осмысления прочитанного.

При оценке неречевых навыков принимается во внимание уровень функциональности всех органов чувств, в особенности способность ребёнка правильно координировать свои движения, удерживать равновесие. Подмечена взаимосвязь трудностей в запоминании информации с нарушениями координации движений

Считается, что нарушения стандартных двигательных функций не позволяют мозгу отвлекаться на полноценное освоение таких видов деятельности как чтение и письмо.

При диагностике зрительных навыков нередко используется регистрационный видеометод EYE-tracking, разработанный в США. Посредством EYE-tracking оцениваются зрительные функции и движения глаз во время чтения или рассматривания иллюстраций. Отклонения от нормы свидетельствуют о низкой возможности освоения навыков чтения и письма.

Способность мозга к адекватному восприятию слуховой информации определяется по методу TAVS, вследствие которого оценивается способность различать звуковые сигналы, определять локализацию звука, различать его частоту, ритм, длительность и интервалы.

СИМПТОМЫ ДИСЛЕКСИИ У ДЕТЕЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТИПА НАРУШЕНИЯ

Следует отметить, что специалисты различают несколько видов дислексии в зависимости от нарушенного механизма процесса чтения.

Чтобы установить, в чем причина расстройства обучения, и какая форма дислексии имеет место в каждом конкретном случае, специалист (логопед, психолог, невролог) проводит тесты на предмет навыков чтения, уровня развития устной речи и когнитивных способностей ребенка. Существуют различные варианты тестирования, рассчитанные на детей разного возраста. На основании полученных результатов делается вывод о наличии следующих форм дислексии:

  • фонетическая (проблемы со звуковым строем, смешивание/замена звуков (дом-ком, маша-каша и т.д.);
  • семантическая (проблемы с пониманием прочитанного);
  • аграмматическая (недоразвитая речь, например, непонимание разницы между падежами, родами, единственным и множественным числами);
  • мнестическая (проблемы с запоминанием букв);
  • оптическая (проблема с усвоением букв – дети могут путать их по внешнему написанию и другим признакам);
  • тактильная (дислексия, свойственная детям с плохим зрением).

НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПРИЗНАКИ ДИСЛЕКСИИ У ДЕТЕЙ

Показательный симптом дислексии у детей: медленное чтение, пропуск и путаница слов или букв в словах.

Как показывает практика, родители начинают бить тревогу в начальных классах, когда ребенок начинает изучать символы (буквы, цифры, арифметические знаки). Дети с дислексией допускают непонятные ошибки, с большой неохотой читают, с трудом воспроизводят геометрические фигуры и, как правило, имеют плохой почерк. Родители должны насторожиться, если ребенок:

  • при чтении подносит книгу очень близко к глазам, «косит» или закрывает один глаз;
  • читает очень медленно, постоянно пропускает и путает слова или буквы в словах;
  • вместо прочтения пытается «угадать» слова;
  • не понимает (с трудом понимает) прочитанное;
  • жалуется на усталость или головную боль при чтении;
  • пишет слова задом наперед.

При дислексии также могут наблюдаться проблемы с пространственной ориентацией и координацией движений.

История болезни

Сам термин был введен в обиход в конце 19-го века. Его использовал офтальмолог из Германии — Рудольф Берлин. Среди его клиентов был мальчик, которого не могли научить письму и чтению ни родители, ни преподаватели. С интеллектом у мальчика было все в порядке. На основании исследований Берлина, другой специалист — Прингл Морган опубликовал статью, в которой описывал симптомы нового заболевания. Он назвал его словесной слепотой. В начале прошлого века невропатолог Ортон заметил, что у ряда детей сложности с чтением не связаны с нарушениями зрения. Скорее, причина крылась в асимметрии полушарий головного мозга. Врач связывал это с проблемами восприятия визуальной информации. Однако некоторые врачи не были согласны с его позицией. Только 50 лет назад появилось четкое определение нового заболевания.

Коррекция и лечение дислексии

Для того, чтобы ученик успешно обучался в школе и университете, чтобы у ребенка были высокая самооценка, хорошие отношения с детьми и учителями, умение достигать поставленные цели, нужно вовремя провести коррекцию дислексии. Чем раньше начать устранение видимых ошибок в разговорной и письменной речи, тем положительнее будет итог проделанной работы.

Занятия с логопедом и детским психологом по коррекции дислексии нацелены на исправление дефектов разговорной речи и развитие мышления, памяти, восприятия.

Коррекция по видам дислексии:

  • Фонематическая дислексия. Корректируются нарушения фонематического произношения, развиваются звуковые функции, формируются понятия составления слов из звуков и слогов.
  • Семантическая. Устраняется путем увеличения словарного запаса, синтеза слогов, уточнения неизвестных ребенку слов, изучения грамматических языковых норм.
  • Аграмматическая. Логопед формирует у школьника синтаксические понятия образований и изменений слов.
  • Мнестическая. Устранение строится на формировании всех видов памяти путем игр и разгадывания ребусов.
  • Зрительная. Дефекты исправляются формированием зрительных и пространственных понятий, а также зрительного синтеза и анализа.
  • Тактильная. Корректируется путем дифференциации вещей, ощутимых осязательно, и формированием зрительных понятий.

Рональд Д. Дейвис в своей книге «Дар дислексии» рекомендует необычный метод коррекции нарушения, строящийся на мысленном оживлении букв, которое убирает пробелы в памяти. Автор книги самостоятельно справился с дислексией в 38 лет. Он утверждает, что такая проблема возникает у детей с уровнем интеллекта выше среднего.

Лечение

В терапевтическом курсе лечения дислексии у ребенка в центре принимают участие детский психолог и логопед. Занятия проходят с использованием специализированных методов коррекции, подбирающихся лично каждому пациенту. Благодаря таким курсам, ребенок учится правильно читать, у него повышается самооценка.

Работа с развитием речевой функции, использование разнообразных техсредств и альтернативных приемов обучения дает возможность пациентам с такими нарушениями преодолеть проблемы с чтением, распознаванием чисел и слов.

Правильный подход к обучению школьника с дислексией гарантирует большие шансы на выздоровление. Ребенок учится технически контролировать свою личность так, что признаки дислексии со временем бесследно проходят.

Если ребенку поставили диагноз «Дислексия», но нарушение не корректировали, во взрослом возрасте проблема никуда не денется. Человек по-прежнему будет писать с ошибками, что негативно скажется на его деловом имидже.

Запишитесь на консультацию. Детский логопед и психолог центра определят индивидуальные причины дислексии, дадут рекомендации по коррекции, а также составят план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и успешно гармонизирует процесс развития малыша.

Игра «Что в сундучке?»

Для данного упражнения необходимо изготовить объемные буквы алфавита. Сделать их можно из пластилина, глины, или же вырезать из твердого картона. Буквенный материал помещается в коробку или непрозрачный мешочек. Ребенку предлагается несколько вариантов данной игры:

  1. Необходимо, не доставая из коробки, определить на ощупь букву алфавита и описать ее. После этого вынуть букву, убедиться в правильности ответа и составить с ней слова. Можно усложнять задачу, требуя, чтобы эта конкретная буква находилась в начале, конце или средине придуманного ребенком слова.
  2. В коробку помещаются буквы, из которых можно составить несколько коротких слов. Ребенок достает буквы, выполняет поставленную задачу, после чего придумывает предложения с разгаданным словом.

Дислексия — все дело в мозге

Понятию «дислексия» уже более 130 лет: его впервые использовал немецкий офтальмолог Рудольф Берлин в 1887 году, столкнувшись с интеллектуально полноценным мальчиком, который, несмотря на усилия преподавателей, не мог читать. Довольно долго (почти 50 лет) врачи были уверены, что все дело – в глазах (ведь впервые тему дислексии поднял офтальмолог). Предполагали, что у больных каким-то загадочным образом нарушается визуальное восприятие, и они попросту не видят написанный текст.

Сегодня дислексию объясняют нейрологическими причинами. Наиболее популярна следующая версия: сопоставление того, что мы видим и слышим, происходит за счет левой средней височной извилины (у правшей). У дислексиков активность этой зоны и плотность мозговой ткани в ней снижена.

С другой стороны, очевидно, что проблема дислексии связана с нашей алфавитной системой. Известно, что среди англоязычных детей число тех, кто испытывает затруднения с чтением, достигает 15%. Маленьких итальянцев и немцев дислексия встречается реже – ученые связывают это с тем, что в итальянском и немецком меньше различий между написанием и звучанием слова. А вот среди китайских детей дислексиков всего 2%. Вероятно, это связано с тем, что при начертании иероглифа штрих за штрихом задействованы иные зоны мозга, чем у европейцев. Есть версия, что система написания «один иероглиф – одна картинка – одно слово» вообще легче воспринимается дислексиками, во всяком случае, известны примеры, когда англоязычные дети-дислексики, изучавшие китайский язык, читали и писали по-китайски без затруднений.

Этот факт внушает родителям детей-дислексиков надежду: многочисленные методики обучения дислексиков чтению, к сожалению, крайне редко используемые в обычных школах, действительно работают!

Формы дислексии

Существует несколько классификаций форм заболевания, однако, наиболее распространённой считается описанная ниже.

Она включает такие виды, как:

Фонематическая дислексия

Механизм основан на общей недоразвитости функций фонематической системы. Дислектик в этом случае при произношении путает звуки, отличающиеся по смыслоразличительному признаку (б-п, с-ш и т. п.).

Может наблюдаться перестановка букв и некоторых частей слов в словах при зачитывании и на письме.

Семантическая дислексия

Часто называется как «механическое чтение» из-за того, что нарушается понимание прочитанных слов, предложений и целых текстов. При этом само зачитывание не страдает.

При семантической дислексии слова воспринимаются лишь частично, из-за чего теряется их связь с другими словами в тексте.

Аграмматическая дислексия

Форма характеризуется изменениями в падежных окончаниях, числе существительных, различного рода согласований, а также в глагольных окончаниях.

Наиболее часто встречается у детей с системными недоразвитиями речи.

Оптическая дислексия

При оптической дислексии ребёнку трудно усваивать и различать схожие по написанию буквы. Буквы при этом могут различаться несильно (С-О, Р-В) или же состоять из схожих частей, но при разном их расположении на бумаге (Г-Т, П-Н).

Мнестическая дислексия

Данная форма характеризуется трудностями в понимании букв. Ребёнок не может связать звук с конкретным графическим его изображением.

Тактильная дислексия

Может быть только у слепых детей. Выражается в проблемах с пониманием букв на таблице Брайля.

Упражнения для коррекции дислексии у младших школьников

Если вы заподозрили, что у ребенка есть какая-либо форма дислексии, или он попадает в группу риска, то следующий перечень развивающих заданий и упражнений – для вас. Да и с целью всестороннего развития своего малыша, с целью развивать у него логическое и абстрактное мышление, эти упражнения тоже можно использовать.

  • Ребусы, кроссворды, загадки. Эти упражнения помогают развивать образность мышления, обогащают словарный запас, формируют ассоциативные связи в головном мозге.
  • Упражнение «лодочка-замочек». Этот прием эффективен, если ребенок не складывает буквы в слоги. Сочетание согласный и гласный звук обозначается лодочкой и произносится плавно (ма-ши-на), а сочетание двух согласных – замочком (страх, мышка) и произносится отрывисто.
  • Игра «Вторая половинка». Ребенок должен угадать окончание слова, увидев его первую половину, например мороже(ное), чело(век), теле(фон).
  • Пропущенные буквы. Например, при написании слова «чемодан» пропускают 2 или 3 буквы, ребенок должен узнать слово и произнести его. Например, л_ебе_ь; к_рус_ль.


логопедом

Существуют ли меры профилактики?

При обнаружении первых симптомов важно начинать работать с ребенком как можно раньше

В комплекс профилактических мер входят упражнения на мелкую моторику, а также занятия, задействующие память и внимание

Очень важно работать в речью ребенка

Игры помогут снизить риск возникновения дислексии. Первое время родителям стоит уделить больше внимания визуальным предметам и их названиям. Например, найдите с малышом все слова в комнате, которые начинаются на букву Т: Табуретка, Телевизор, Тумбочка, Тарелка и пр.

Для следующего упражнения можно вырезать буквы из бумаги или купить специальные магниты. Из них составьте предложение, «склеив» буквы между собой. Например: сегоднямыидемгулять. Предложите ребенку разделить слова. Можно попробовать заниматься составлением предложений из отдельных слов

Здесь важно соблюдать последовательность. Например, перемешайте слова: Дождь вечером пойдет завтра

И дайте ребенку задание переставить слова так, чтобы предложение звучало правильно.

Усложнять занятия нужно поэтапно: начните с самых простых занятий. Не стоит утомлять ребенка длительными упражнениями. Если ему станет скучно — вряд ли он будет хорошо воспринимать всю ту информацию, которую вы стремитесь до него донести.

Развить память, внимание и мышление ребенка помогут тренажеры Викиум. Начните прямо сейчас!

Логопедические упражнения для 1 класса (Игры с буквами)

«Стертые буквы» (гласные)


«Зашумленные буквы»


«Ошибочные буквы»

Упражнения на закрепление звуко-буквенных связей

Перепутанные слоги:

то,ре,ше (решето), ро,на,ко (корона), та,за,бо (забота), то,ло,бо (болото),

ран, даш, ка (карандаш), рел, та, ка (тарелка), вар, мо, са (самовар).

Замени подчеркнутую букву на другую, получи новое слово

мука горки перец чихать позвал

мука чашка хобот заход больной метель

Добавь в слова заданные буквы, получи новые слова

сон (л)  река (п)  стол (б)  свет (о)  ученик (б)

кот (р)  сова (л)  слон (к)  вход (ы)  дворик (н)

Найди в строке ниже спрятанные слова:

бсолнцеирранвстолрюджиметокноггщшщатмашина

прстыюрозаевнциджарамылррвтсумкалдчеврыбай

Как понять, что твой ребенок – дислексик?

Невозможно не признать, что в России существует огромная проблема с диагностикой дислексии. Такое заключения врач-дефектолог (психоневролог) ставит только в 10-11 лет. До этого момента неумение читать считается вариантом нормы. Но чем раньше начата коррекционная работа с дислексиком – тем лучше! Мировой опыт говорит, что лучше всего стартовать в шесть и даже пять лет! И тут уж все в руках родителей…

Как определить, что ваш нечитающий дошкольник склонен к дислексии

  • Ребенок поздно начал говорить.

  • Ребенок не может определить, с какой буквы начинается его имя, имена мамы и папы.

  • Ребенок с трудом заучивает простейшие детские стишки (при этом у него нет проблем с памятью).

  • Ребенок с трудом распознает рифмы.

Разумеется, все это не значит, что ваш ребенок обязательно будет испытывать трудности с чтением. Все дети развиваются в своем темпе, и бегло читать только в 8 лет начинает приблизительно 30% детей! Однако, есть признаки, которые, безусловно, должны насторожить родителей первоклассников.

Как определить, что первоклассник склонен к дислексии

  • Ребенок читает только первую букву или две, а продолжение слова «додумывает». У детей постарше это легко определить, предложив им для чтения список бессмысленных слов.

  • Переставляет буквы при чтении и на письме.

  • Не видит границы слов: читает и пишет приставки отдельно, а предлоги и союзы – слитно с соседними словами.

  • Пропускает при чтении слова, не обращая внимания на бессмысленность прочитанного.

  • Не различает цифры, хотя легко решает простейшие примеры в уме.

Неспецифические признаки:

  • часто жалуется на головную боль при чтении;

  • при чтении пытается повернуть голову так, чтобы читать одним глазом;

  • неорганизован, есть сложности с восприятием времени.

Механизмы чтения

Чтение – сложный навык усвоения знаков, который происходит в процессе обучения и представляет собой опознавание и воспроизведение звуков речи. В организации акта чтения принимают участие зрительный, речедвигательный и реслуховой анализаторы головного мозга. При этом активизируются заднелобные, нижнетеменные, височные, затылочные отделы левого полушария. Теменная доля отвечает за восприятие и анализ чувствительных раздражителей, затылочная – за восприятие и переработку зрительной информации, височная доля – поле запоминания слов, лобные доли отвечают за процесс воспроизводства прочитанного.

Движение глаз из стороны в сторону, сам процесс чтения происходит в момент фиксации, остановке глаз на строке

Стратегия чтения заключается в «забегании» глазами вперед и возвращении назад, здесь очень важно постоянное движение глаз. При ограничении свободного передвижения глаз по тексту процесс чтения нарушается

Единицей прочитанного является СЛОВО, а буквы в нем являются ориентирами. В процессе чтения глаза воспринимают не все буквы, а лишь доминирующие, несущие наибольшее количество информации о слове.

Определение и виды дислексии

Дислексия — это нарушения в развитии навыков чтения, спровоцированные недоразвитыми психическими функциями, которые принимают участие в этом процессе.
Характерной чертой дислексии являются повторяющиеся стойкие отступления в процессе чтения:

  • смешивание и замена звуков;
  • побуквенное чтение;
  • переиначивание слогов;
  • трудности при составлении или восприятии сложных предложений;
  • неправильное понимание смысла прочитанного.

Дислексию часто называют проблемой гениев. Этой болезнью страдали такие знаменитости, как Уинстон Черчилль, Ганс Христиан Андерсен, Альберт Эйнштейн, Уолт Дисней, Джордж Буш, Квентин Тарантино и другие. Но, разумеется, не все имеющие дислексию, становятся гениями.

Чтобы диагностировать дислексию, нужно оценить уровень сформированной разговорной речи, грамматических навыков, чтения, внимания, мышления и памяти. Дислексия преодолевается, если развивать все вышеперечисленные навыки. Терапия направлена на:

  • правильное проговаривание звуков;
  • построение предложений;
  • развитие связной речи.

По статистике, количество учеников с развитым интеллектуальным мышлением, имеющие признаки дислексии, составляет 4,8%. Школьники, у которых есть тяжелые проблемы с речью и которые имеют ЗПР, подвержены дислексии в 20-50% случаев. У мальчиков и девочек нарушение случается в соотношении 4,5 к 1.

Виды дислексии

По форме дефектного чтения логопедия выделяет два типа нарушений:

  1. Дислексия — навык чтения нарушается частично.
  2. Алексия — невозможность овладения чтением либо полная потеря навыков.

Эти проблемы возникают отдельно и предшествуют развитию дисграфии. Если не провести детям и младшим школьникам своевременную коррекцию дислексии, у них может развиться низкая самооценка и депрессивное состояние, также для них будет характерно плохое поведение.

По внешним признакам различают такие виды дислексии:

  • Литеральная — отличается частичным усвоением некоторых букв.
  • Вербальная — характеризуется проблемой чтения слов.

Учитывая нарушенные психические функции и механизмы, выделяют основные виды дислексии:

  • Фонематическая — отличается не сформированным фонематическим пониманием, синтезом и анализом.
  • Семантическая — характеризуется недоразвитостью слоговой целостности, бедным запасом слов, неумением устанавливать связь между словами.
  • Аграмматическая — появляется из-за недоразвитой письменной речи, отсутствия умений проводить морфологический и функциональный синтез.
  • Мнестическая — формируется из-за нарушений памяти, связанной с речью, затруднения соотношения букв и звуков.
  • Оптическая — возникает при недоразвитости оптических понятий.
  • Тактильная — проявляется вместе с нечетким осязательным восприятием детей с плохим зрением.

Примеры:

  • пила — липа;
  • ясная день,
  • сидю;
  • ком — том — дом;
  • красивый ваза;
  • корова — ковер.

Исходя из перечисленного списка, недоразвитые речевые функции провоцируют появление фонематической, семантической и аграмматической дислексии; а ЗПР становится причиной мнестической, оптической и тактильной.

Причины дислекции у дошкольников

Вероятно, многих родителей интересует, с чем же связано возникновение подобного заболевания у детей, считается ли вообще подобное состояние болезненным. В соответствии с принятым в 2015 году определением, Международная ассоциация дислексии считает дислексию нарушением нейрологического происхождения. Фактически, нарушается формирование ассоциативных связей между участками коры больших полушарий, то есть данные, полученные во время чтения, не соотносятся с информацией, которая хранится в памяти ребенка.

Причины подобного нарушения связаны с множеством негативных факторов, воздействующих на ребенка. Сюда относят и генетическую предрасположенность, и особенности эмбрионального развития плода во время беременности и многое другое. Рассмотрим причины дислексии более подробно.

Дислексия может передаваться по наследству, поэтому нередко встречаются случаи проявления ее у близких родственников. В настоящее время известно несколько генетических мутаций, наличие которых существенно увеличивает вероятность развития дислексии: DYX1C1, KIAA0319, DCDC2. Близнецовые исследования также подтверждают высокий уровень наследуемости данной патологии (среди однояйцевых близнецов она встречается значительно чаще, чем среди разнояйцевых).

Формирование дислексии может быть связано с минимальной мозговой дисфункцией, которое возникает из-за кислородного голодания головного мозга плода во время беременности или при родах.

Причины недостатка кислорода во внутриутробном периоде:

  • анемия тяжелой степени у матери во время беременности
  • пороки сердца
  • фетоплацентарная недостаточность
  • предждевременная отслойка плаценты
  • аномалии развития пуповины
  • инфекционные заболевания (корь, грипп, краснуха и т.д.)
  • алкогольная интоксикация

У детей, больных дислексией, нарушена функция височной доли левой половины головного мозга (задняя часть левой средней височной извилины). Часто встречается ассиметрия коры полушарий, левое полушарие развито недостаточно (поэтому иногда дислексию связывают с латентной склонностью ребенка к тому, чтобы быть левшой).

Еще одна теория связывает дислексию с патологией мозолистого тела – это структура, которая обеспечивает функциональную связь полушарий между собой. Эти данные получены с помощью нейровизуализационных методик (КТ, МРТ, ПЭТ).

Безусловно, нельзя игнорировать значение социальных факторов в формировании дислексии. К этим причинам относятся дефицит общения ребенка с родителями, неблагоприятный психологический климат в семье, мало внимания, которое уделялось развитию и воспитанию дошкольника.

Общее понятие о дислексии

Под дислексией понимается стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального и речевого/языкового развития, отсутствие нарушений слуха и зрения, и оптимальные условия обучения.

Имеется нейробиологическая основа формирования дислексии, включающая как наследственную предрасположенность, так и структурные особенности формирования головного мозга. Следовательно, ребенок испытывает настоятельную потребность в систематической профессиональной помощи, не имея возможности самостоятельно справиться с этой проблемой. 

Британская ассоциация дислексии определяет это состояние как «специфическое нарушение способности к обучению, которое имеет нейробиологическую природу, носит стойкий характер и сохраняется на протяжении всей жизни».

Грамота всегда начинается с осознания речи, языка и освоения навыков анализа. До освоения азбуки, ребенок должен понять, что такое звук, научиться делить слова на эти звуки.

К механизмам формирования дислексии относят:

  1. Нарушения оперативно-фонологической памяти, то есть способности кратковременно удерживать в оперативной памяти прочитанные сегменты речи (звуки, буквы и слоги) и их смысл.
  2. Нарушение серийности процесса чтения. Ребенок с трудом запоминает серии знаков, значений, понятий. Способность научиться воспринимать слог целиком, а не побуквенно – это серийно организованный процесс.
  3. Недостаточный словарный запас. Бедность словаря тормозит формирование навыка чтения, тогда как в школьном возрасте словарь пополняется именно за счет прочитанного.
  4. Замедленность припоминания известных слов.
  5. Низкая способность к автоматизации навыков, требующая постоянного повторения осваиваемого навыка в течение длительного времени.
  6. Повышенная утомляемость, астенизация ребенка.
  7. Нарушения концентрации внимания.

Основные проявления дислексии зависят от особенностей письменной речи. Часть детей испытывают затруднения на этапе изучения букваря, то есть освоение звукобуквенных связей. При обучении чтению следует идти от звука к букве, поэтому заучивание названия букв, например, при помощи кубиков, является бессмысленным. Русскоязычная письменность требует, в первую очередь, развития навыка слияния букв в слоги, отсутствие которого является критическим барьером при формировании навыка чтения. Особенность усвоения навыков чтения такова, что пока ребенок не достиг автоматизма звукобуквенных связей, он не сможет освоить слогослияние. То есть существует причинно-следственная связь между базовыми навыками. В результате у таких детей отсутствует собственно технический навык, слоговое чтение не автоматизировано, и даже по окончании общеобразовательной школы ребенок фактически сохраняет побуквенное чтение. Стойкость состояния такова, что оно может сохраняться в течение всей жизни при отсутствии квалифицированной логопедической помощи.

Помимо того, дислексия может проявляться нарушениями понимания прочитанного, когда технический навык чтения сформирован, но читающий не понимает прочитанного при условии нормального развития когнитивной функции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector