Как научить ребёнка говорить в разном возрасте: советы и конкретные упражнения

Содержание:

Содержание речи (что мы говорим)

Одно лишь умение красиво говорить не сможет сделать из вас
интересного собеседника. Для этого речь должна быть наполнена смыслом. Поэтому
вместе с тренировкой дикции, вам, возможно, придется поработать над:

  • Грамотностью речи и расширением словарного
    запаса;
  • Улучшением точности выражения мыслей;
  • Чистотой речи.

Как развить грамотность речи и расширить словарный запас?

Грамотная речь –это привычка. За один день развить ее не
получится. Но если регулярно практиковаться, то результат не заставит себя
ждать.

Чтобы развить грамотность речи и расширить словарный запас:

  1. Читайте книги. Разные жанры;
  2. Слушайте выступления спикеров. Например, на TED;
  3. Пользуйтесь словарями, чтобы узнать значение новых слов. Например, http://gramota.ru/;
  4. Пишите диктанты. Например, Тотальный диктант;
  5. Попросите друзей и близких поправлять ошибки в вашей речи;
  6. Начните писать и редактировать тексты. Книга «Новые правила деловой переписки» вам в помощь.

Как точнее выражать свои мысли?

Прежде чем говорить, нужно понять, а что именно вы хотите сказать. Ведь мысли в вашей голове рождаются не в виде слов, а в виде образов. И чем точнее вы опишите эти образы словами, тем проще вам будет донести до собеседника свои мысли.

Умение описывать свои мысли словами – это тоже навык. И на
его развитие тоже потребуется время. Быстрее всего можно научиться только на
практике. Поэтому:

  • Больше общайтесь, участвуйте в дискуссиях;
  • Учитесь у других людей;
  • Читайте книги;
  • Заведите дневник или блог.

Еще одно важное правило: научитесь слушать других людей и понимать их. Возможно вам для этого потребуется поработать над своим эмоциональным интеллектом

Начать можно с прохождения теста на эмоциональный интеллект.

Как избавиться от слов-паразитов и сделать речь чистой

Слова-паразиты («как бы», «короче», «в общем», «типа», «это
самое», «вот», «так сказать» и другие) и непроизвольные звуки («ээмм», «ммм», «эээ»
и другие) засоряют речь.

Чаще всего слова и звуки-паразиты люди используют для
заполнения пауз. Говорящий произносит их в начале или конце предложения, либо
при переходе от одной мысли к другой.

Несколько способов избавиться от мусора в речи.

  • Запишите свою речь на диктофон и определите какие
    слова-паразиты и непроизвольные звуки вы вставляете в речь;
  • Каждый раз, когда говорите слово-паразит или
    произносите звуки, хлопайте в ладоши. Это прекрасный способ увидеть, насколько
    засорена ваша речь;
  • Начните говорить медленнее и делайте больше пауз.
    Так у вас появится время на проработку того, что хотите сказать.

Всё же специалисты по ораторскому искусству рекомендуют не избавляться от слов-паразитов полностью, а выбросить около 90%. Оставшиеся понадобятся для неформальных бесед.

Книги, чтобы научиться красиво говорить

В учении красиво говорить ключевой задачей является регулярное чтение. Какие читать книги, чтобы научиться красиво говорить? Нет определенного перечня книг, которые дают человеку такой навык. Читать надо как можно больше, но литература должна быть качественной. Вот некоторые примеры:

  • Русская классика. Достоевский, Чехов, Пушкин, Булгаков, Ильф и Петров для
    ценителей комедийного жанра, Лермонтов – книги этих авторов наполнены обилием
    красивых слов;
  • Качественная зарубежная литература. Даниэль Дефо, Оскар Уайльд, Шекспир,
    Иоганн Вольфганг Гете, Ги де Мопассан, Александр Дюма – их книги точно оставят
    в вашей душе след.

Можно читать современных авторов, типа Джоан Роулинг, Дэн Браун, они хорошо пишут, используют грамотные выражения, интересные литературные приемы.

Что такое речевая готовность ребёнка к школе?

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.

1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.

4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.

5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

Задача логопеда — устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться в школе.

Программа обучения в начальных классах насыщена, ее усвоение детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, затруднено. Поэтому на логопедических занятиях не даются заданий сверх программного материала, не перегружает первоклассников дополнительной информацией.

Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется.

Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).

Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет.

Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.

Фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители их не замечают. Однако эти нарушения самым серьёзным образом влияют на усвоение ребёнком школьной программы. Подобных осложнений можно избежать, если с ребёнком проводить специальные коррекционные занятия, направленные на исправление дефектов речевого развития.

Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе.

Основная задача родителей — вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат

6 лет — это возраст, когда ребенок должен идти в школу. в школе ребенку придется быть самостоятельным, поэтому в оставшееся до школы время надо ребенка подготовить к школе.

  • время от времени беседуйте с ребенком о школе, настраивая его на серьезное и ответственное отношение, но не запугивайте школой, а, наоборот, вызывайте интерес к учебе.
  • у ребенка должна быть сформирована речевая готовность, т. е. умение:
  1. правильно произносить все звуки языка;
  2. выделять первый и последний звук в слове;
  3. разделять слово на слоги;
  4. определять, сколько слогов в слове, сколько звуков в слове;
  5. придумывать слова на заданный звук;
  6. сливать два названных звуков слог: м+а=ма;
  7. повторять слоговую цепочку типа та-да-та;
  8. определять количество слов в предложении, учитывая и «короткие» слова — предлоги.

важно выяснить:

  1. насколько богат словарный запас малыша, может ли он связно рассказать о том, что увидел, услышал;
  2. насколько развит кругозор ребенка, знает ли он свою фамилию, имя, отчество, возраст;
  3. что знает об окружающем мире, может ли назвать дни недели, времена года;
  4. сформированы ли у него слова-обобщения; ориентируется ли во времени; умеет, ли исключить из предложенного ряда «лишнее»;
  5. может ли разложить сюжетные картинки по порядку и составить по ним рассказ.
  • больше занимайтесь с ребенком рисованием. проверьте, умеет ли ваш ребенок рисовать человека, т. е. фигуру с деталями лица, одежды, четко прорисованными конечностями. это умение свидетельствует о том, как развита кисть руки. предложите ребенку «срисовать» четко написанную вами прописью фразу типа «он ел суп».
  • повторяйте цифры от 1 до 9 и счет в пределах 20 — количественный и порядковый.
  • время от времени повторяйте с ребенком выученные стихи.
  • всегда интересуйтесь жизнью ребенка в детском саду.
  • в случаях любых затруднений обращайтесь к логопеду или воспитателю.

Как научиться внятно выражать свои мысли. Что поможет научиться формулировать мысли

Научиться формулировать мысли поможет чтение. Польза чтения очевидна. Читайте хорошую, разнообразную литературу. Читайте и перечитывайте русскую классику – Достоевский, Толстой, Пушкин, Тургенев, Булгаков, Чехов, Пастернак и др. Читать надо вдумчиво, анализируя прочитанное, что бы не получилось как писал Александр Сергеевич: «Отрядом книг уставил полку, читал-читал, и всё без толку».
Богатый словарный запас, хороший помощник в  умении красиво формулировать свои мысли (читайте — « Как повысить словарный запас »), пополняйте его.
Одно дело когда, пытаясь выразить свои мысли, вы ищете подходящее слово и скудный словарный запас не позволяет вам его найти, другое дело, когда вы просто не можете быстро вспомнить, найти подходящее слово

Уделите внимание развитию памяти и реакции.

  • Научиться излагать свои мысли вам поможет ведение дневника или блога.  Пишите красноречиво, ярко, о том что происходит в вашей жизни, о том что  вас волнует, о своем настроении, своих эмоциях.
  • Принимайте участие в обсуждениях на различных форумах, высказывайтесь. Учитесь дискутировать и развивайте умение отстаивать свою точку зрения .
  • Английский философ  19 века Джон Милль писал — «Логика есть великий преследователь темного и запутанного мышления; она рассеивает туман, скрывающий от нас наше невежество и заставляющий нас думать, что мы понимаем предмет, в то время как мы его не понимаем. Я убежден, что в современном воспитании ничто не приносит большей пользы для выработки точных мыслителей, остающихся верными смыслу слов и предложений и находящихся постоянно настороже против терминов неопределенных и двусмысленных, как логика». Изучайте логику, она научит смотреть на происходящее глубже и понимать его, а это пригодится в умении излагать мысли .
  • Немаловажным фактом в умении формулировать свои мысли является окружение человека , круг его общения. Понятно, что те, кто два слова между собой связать не может, ни чему вас в этом плане не научат, а если таких людей в вашем окружении большинство, это только усугубит ситуацию. Смотря на то, как правильно излагают мысли люди из вашего окружения, мотайте на ус.
  • Общительному человеку всегда проще найти слова, чтобы выразить свою мысль. Если вы не относите себя к таковым развивайте коммуникативные навыки общения .

Последствия безотказного поведения

Вы могли бы постоянно всем угождать, выполнять просьбы, ездить на помощь? Вряд ли… Человек, конечно, социальное существо, но в нем заложено стремление удовлетворить сначала СВОИ потребности. Если вас попросить о сущем пустяке, например, сходить в магазин за хлебом, а вы очень хотите в туалет, что для вас важнее будет в эту минуту: ванная комната или магазин? Естественно, первое!

Это нормально, когда у человека есть здоровое стремление удовлетворить потребности в воздухе, воде, еде, сне и другие. Иначе абсолютная безотказность доведет его до истощения, смерти. В любом возрасте в человеке заложено ощущение собственных границ, которые иногда нужно отстаивать.

Яркий пример: у ребенка 3 лет забирают игрушку, он будет за нее бороться до последнего (кричать, кусать и т. д.). Попробуйте еще заберите без скандала. Уже в таком возрасте без осознанности малыш отстаивает свои границы – защищает свое имущество.

Без обозначения границ вы не будете счастливым. Если не сказать вовремя “нет”, происходит обкрадывание себя, провоцирование стресса, который влечет за собой такие неприятности, как язвы желудка, проблемы с кишечником и сердцем.

Как тактично отказать

42. Расставьте приоритеты.

Если вам дают работу, на которую у вас нет времени, и отказ не принимается, спросите, от чего вам придется отказаться. «Звучит интересно, я бы с радостью это сделал, но это значит, что я не смогу написать отчет к пятнице. Так что вы хотите, чтобы я сделал в первую очередь?»

43. Как мило с вашей стороны.

Если ваша свекровь хочет устроить вам шумный праздник по поводу дня рождения, а вы предпочитаете просто посидеть с близкими подругами, будьте признательны, но откажите. «Как мило с вашей стороны, но я уже запланировала пойти с подругами посидеть в кафе».

45. Это невозможно.

Возможно и невозможно — это волшебные слова. Однако используйте эту фразу уверенно, и вам не придется больше ничего говорить.

46. Какая честь для меня.

Например, если вас попросили произнести речь на свадьбе или стать крестной матерью, и вы не хотите показаться грубым, используйте эту фразу.

«Это честь для меня, но так как я не люблю выступать на публике, я не смогу справится с этой ролью так, как нужно, и боюсь, что подведу вас. Может вы попросите кого-то другого?».

29.10.2017

Слушайте ребёнка

Очень часто ко мне приходят мамы с детьми, уверенные, что их малыши не говорят. В процессе игры я слышу иногда не только слова, но и предложения!

Просто они произносят их невнятно, пропуская буквы или вовсе называя предметы по-своему.

Очень важно вовремя «услышать» речь своего ребёнка, отреагировать на неё и похвалить за коммуникацию. Это поможет младенцу понять, что это не просто звуки у него вырвались, — вы его понимаете

Как уже отмечалось, реакция для развития речи имеет во многом определяющее значение.

Так, моя дочь в 7 месяцев на бабочку уверенно говорила «Бай», а на пальцы «Пай». Я поддержала её, плюс повторяла правильные названия. Через месяц эти слова она произносила правильно, и они стали одними из первых в её словаре.

Постоянно разговаривайте с ребенком

Любое взаимодействие с малышом должно сопровождаться обсуждением происходящего – собираетесь ли вы на прогулку, приступаете к трапезе, переодеваете штанишки. Рассказывайте крохе обо всем, что вы делаете, называйте предметы, которые используете. «А сейчас мы будем переодеваться! Мы наденем зеленые штанишки!» После неоднократного упоминания и демонстрации действий и предметов ребенок начинает понимать, что обозначают отдельные слова, а затем и короткие фразы.

Вот что нужно помнить во время общения с вашим чадом:

Избегайте двух крайностей: скупости на слова и многословия. Если вы будете без умолку говорить малышу все подряд, то за потоком слов потеряется то слово, которое ребенок должен запомнить, и вся ваша речь сольется для малыша в одно непонятное целое.
В разговоре необходимо выделять названия предметов и действий. Очень полезно разговаривать короткими предложениями (из двух слов) или просто односложно называть предметы и действия. «Это ложка» «Мишка кушает»

Прежде чем вдаваться в более подробные описания, дайте ребенку время, чтобы он смог осмыслить ваши слова, познакомиться с новыми предметами, подержать их в руках.
Ваша речь должна совпадать с моментом показа предмета и действия.
Почаще рассказывайте малышу стишки и потешки, они эмоциональны и ритмичны, поэтому сразу привлекают внимание ребенка и усваиваются легче, чем обычная речь. После 6 месяцев очень полезно играть в самые простые жестовые игры.
Желательно, чтобы во время разговора кроха видел ваше лицо, ведь он не только слушает, но и внимательно следит за движением ваших губ. Разговаривайте выразительно, т.к

ребенок в первую очередь улавливает интонацию
В разговоре с ребенком постоянно задавайте ему вопросы и старайтесь дожидаться его реакции. «Какая красивая кукла, тебе нравится?» Ответ может быть в любой форме – смех, гуление, ворчание. К каждому ответу вы должны проявить интерес: «Правда?», «Вот как интересно!» Действуя таким образом, вы как бы приглашаете малыша вступить с вами в диалог, мотивируете его произнести свою реплику.

Жестикулируйте, это поможет крохе понять смысл ваших слов. Но не переусердствуйте! Не используйте надуманную жестикуляцию, а только те жесты, которыми вы бы сами естественным образом дополнили бы свое высказывание. Например, можно поднять высоко руки, чтобы показать, какая ваша дочка выросла большая, или зазывно помахать рукой, говоря «Ползи сюда!»

Игры-упражнения для формирования внятной, четкой речи дошкольников

Играть с малышами можно уже с года, когда приходит время подражания. Для обучения используют разные методы, самые распространенные из них представлены ниже.

Упражнения для раннего детства

С года – двух лет начинается изучение имеющихся в речи звуков:

  • «с-с-сс» – давай повторим за водичкой, как она поет;
  • «ж-ж-жж» – жук жужжит, давай пожужжим вместе с ним;
  • «ш-ш-шш» – скажи, как ветер шумит;
  • «р-р-рр» – так разговаривает папина машинка, поговори как она.

Здесь можно повторять за звуками животных, природы, музыкальных инструментов и предметов, которые издают шум.

Гимнастика для артикуляции

Малыши еще не могут выполнять сложные задания, поэтому для гимнастики используют самые легкие движения:

  • Лопатка. Малыш открывает рот, язычок отдыхает на нижней губе, удержать до 10 с.
  • Часики. Ребенок в улыбке открывает рот, язычком нужно дотронуться до одного уголка, затем до второго.
  • Слоник. Имитация хобота слона: нужно сомкнуть губки в трубочку и вытянуть, держать вытянутыми до 10 с.
  • Усики. Нужно зафиксировать палочку (соломинку, карандаш) между носом и верхней губкой. Удерживать до 10 с.

После проведения упражнений стоит уделить внимание тому, как ребенок выговаривает основные звуки

Тренировка дикции в старшем дошкольном возрасте

Этот период характеризуется тем, что дошкольник быстро усваивает новый материал, активно пополняет словарный запас, перестает шепелявить и начинает правильно проговаривать звуки. Чтобы не было «каши во рту», нужно постоянно разговаривать с ребенком и тренировать дикцию.

  • Разминка губ. При широко раскрытом рте произнести звук «А», при вытянутых губах «У». При максимально растянутых губах сказать «О».
  • Разминка языка. Поцокать: дотянуться языком до верхнего неба, резко опустить язык. При закрытом рте упереться языком в щеки поочередно. Дотянуться язычком до верхнего неба, уздечка должна быть натянута.
  • Тренировка тембра. Нужно глубоко вдохнуть, на выдохе медленно произносить «бом», «бим», «бон». Слоги тянуть на последнюю согласную.
  • Тренировка мышц лица. Игра с родителями в пантомиму: ребенок должен в игровой форме при помощи мимики показать разные эмоции.

Чтение и еще раз чтение

Эффективным способом, как развивать речь у взрослых и детей, является чтение. Читать нужно не все подряд. Отлично подойдут классическая литература или специальные книги по развитию речи.

Можем посоветовать такие произведения, как «Слово живое и мертвое» Норы Галь, «От адамова яблока до яблока раздора» Вадима Храппа и «Живой как жизнь» Корнея Чуковского.

На просторах интернета есть множество достойной литературы, чтение которой поможет поставить речь и пополнить словарный запас.

В процессе чтения вам будут попадаться интересные цитаты. Особенно понравившиеся советуем записывать в блокнот, чтобы время от времени перечитывать их и запоминать.

Кроме книг умными фразами и выдержками из книг кишат и соцсети

Не важно, откуда взяты цитаты, куда важнее их запоминать

В нужной ситуации мозг подскажет вам, кого стоит процитировать. Такой внезапный окрас речи может превратить ваши слова в настоящий шедевр ораторского искусства.

Артикуляционная гимнастика для малышей

Очень полезно предварительно сделать массаж

Важно, чтобы у малыша было хорошее настроение. Продолжительность упражнений должна составлять не более 15 мин

Затем можно приступать к выполнению упражнений:

  1. Надувание шарика. Это хороший массаж для лица.
  2. Локомотив. Нужно издавать звуки паровозика, складывая губы трубочкой и выполняя круговые повороты по часовой стрелке и против.
  3. Улыбка. Сначала улыбнуться, потом сложить губы трубочкой. Делать так пару минут.
  4. Поцелуй. Можно поцеловаться, сводя губы трубочкой.
  5. Лошадка. Нужно издавать звуки, которые делает лошадка, останавливаясь. По возможности это следует делать несколько минут без перерыва, разрабатывая губы.
  6. Языком проводить по губам из стороны в сторону.
  7. Поочередно дотрагиваться языком до верхней и нижней губы, водить от уголка к уголку.
  8. Имитировать умывание, гладя руками щеки, лоб, нос, растирая шею.
  9. В конце гимнастики необходимо повторить гласные и согласные звуки.

В некоторых случаях только логопед или педиатр сможет подсказать, что делать, если ребенок не говорит. Поэтому если все методы оказались бессильны, стоит сходить на прием к врачу.

Специалисты утверждают, что сейчас дети разговаривают хуже, что связано с тем, что родители мало общаются между собой и с детьми. Чтобы избежать проблем, начинать занятия с малышом нужно с первых месяцев его жизни. Родители должны все время разговаривать с чадом, читать сказки, петь песни. Это поможет ему раньше заговорить, так как дети повторяют все за мамой и папой. Слушая взрослых, малыш постепенно напрягает голосовые связки, шевелит губами и языком, поступательно разрабатывая мышцы. Если после 3 лет ребенок не произносит ни звука или не может говорить простые слова, это уже повод для консультации с доктором.

  • действенные методики обучения чтению;
  • как научить ребенка красиво писать;
  • учимся плавать с самого рождения.

(Visited 39 times, 1 visits today)

Когда дети начинают говорить?

После появления на свет младенца, родители с нетерпением ждут того момента, когда он произнесет первое слово. Молодые мамы интересуются, когда дети начинают говорить.

Однозначный ответ дать сложно, ведь на становление речи влияют психические, социальные, педагогические, наследственные факторы. Немаловажную роль играет и моторное развитие.

Формирование психических функций ребенка во многом зависит от возраста родителей. Например, ранняя беременность негативно сказывается на развитии плода. Это объясняется несформированностью организма молодой матери. Поздняя беременность также плохо отражается на становлении психики малыша. Это связано с началом старения организма, дефицитом костной ткани для развития плода.

Внутриутробные проблемы приводят к различным нарушениям протекания психических процессов, негативно сказываются на речевой функции ребенка. То, когда малыш произнесет первое слово, начнет общаться предложениями, зависит от его социально-бытовых условий.

Если младенец находится в неблагополучной семье, в которой родители постоянно ругаются, злоупотребляют алкоголем, не уделяют ему внимания, то у него будут проблемы с психикой, развитием речи, социализацией.

Определенные сложности могут возникнуть, если малыш растет в билингвальной среде.

Если родители внимательно относятся к ребенку, проводят с ним обучающие занятия, то это может ускорить становление речи, даже если имеются какие-нибудь заболевания, тормозящие данный процесс. Становление речи связано с развитием моторики.

Многое зависит от тонуса и крепости артикуляционных мышц, сформированности тонких движений пальцев рук. Определенные нарушения в работе нервной системы и головного мозга, могут приводить к тому, что малыш не начнет говорить в срок.

Речь развивается поэтапно. Сначала младенец произносит отдельные звуки, потом – слоги, затем слова. Спустя время у него появляется способность общаться фразам, строить простые и сложные предложения.

“Мама”, “папа” и другие слова

В первые два месяца жизни дети выражают свои потребности плачем. К трем месяцам они начинают гулить. В этот период малыш экспериментирует с произношением артикуляционных звуков.

В полугодовалом возрасте гуление сменяется лепетом. Младенец начинает выговаривать и повторять простые слоги. Родители могут услышать «ма-ма», «па-па», «ба-ба» и другие звукосочетания. Эти слова ребенок произносит неосознанно.

После 10 месяцев речь грудничка становится осмысленной. Он выговаривает двухсложные или односложные слова: например, «мама», «папа», «дай», «баба», «на», «да». Произношение еще несовершенное, нечеткое. К годовалому возрасту активный лексикон составляет около 20 слов.

Осознанными предложениями

При отсутствии неврологических заболеваний и проблем со слухом, осознанными предложениями дети начинают разговаривать примерно с 1,5 лет. В этом возрасте лексикон насчитывает 30-40 слов. Учиться общаться малыши могут по-разному.

Оба варианта считаются нормальными. Надо отметить, что девочки начинают разговаривать раньше мальчиков. Полуторагодовалые дети могут задавать родителям вопросы «что это?», «где?». К двум годам речь значительно улучшается. Малыши уже четче выговаривают звуки.

Их лексикон содержит более 300 слов. При построении предложений дети могут использовать глаголы, наречия. Но их речь еще несовершенна и продолжает развиваться. В три года малыши уже могут строить предложения с предлогами, вопросительными словами, прилагательными. Ближе к четырехлетнему возрасту они осваивают местоимения и соединительные союзы, различные грамматические формы.

Дети уже хорошо связывают односложные предложения, разговаривают на языке, понятном не только родным, но и чужим людям. Они становятся полноценными собеседниками. Этот этап формирования речи является завершающим. Далее ребенок совершенствует способность общаться.

Разговаривайте с ребёнком

Постоянно. Много. Обо всём. Со стороны это выглядит, конечно, забавно: идёт мама с коляской и нараспев рассказывает ребёнку скороговоркой: «Сейчас мы вышли с тобой на прогулку. Сегодня лето, а потому на улице тепло. Вот светит солнышко, и лишь изредка дует лёгкий ветерок.Смотри! Там пробежала собачка…»

Такой монолог я вела с детьми, начиная с 4-5 месяцев. Именно в этом возрасте, по мнению учёных из Канзасского университета Бетти Харт и Тодда Рисли, дети начинают запоминать не только фонемы, но и целые слова.

Интересно и само их исследование. Учёные записывали на видео час игры или кормления в обычных семьях с разным достатком, в которых воспитывались младенцы от 7 до 9 месяцев. Записи делались раз в месяц до достижения ребёнком трёх лет.

Харт и Рисли по итогу сделали сенсационное для своего времени открытие:

Оказалось, что богатство речи напрямую зависит от того, сколько слов слышит ребёнок. В итоге дети из семей с большим доходом в три года используют в среднем 1100 слов, а из бедных — 525.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector