Комплекс с точки зрения психоанализа

Супер-Эго

По мнению Фрейда, именно благодаря страху кастрации к пяти годам происходит Эдипова комплекса, в результате чего формируется совершенно новая инстанция психики ‒ Супер-Эго:

«…Эдипов комплекс у мальчика не просто , он буквально разрушается под влиянием шока, связанного с угрозой кастрации. Мальчик отказывается от своих либидинозных привязанностей, которые десексуализируются и отчасти сублимируются. Объекты этих привязанностей включаются в состав Эго, где они образуют ядро Супер-Эго и придают этому новообразованию характерные особенности. В нормальном, лучше говоря в идеальном, случае Эдипов комплекс не существует уже больше и в бессознательном, Супер-Эго стало его наследником.»
(“Некоторые психические следствия анатомического различия полов”. Фрейд)

Выражаясь проще, мальчик перестает сексуально претендовать на мать (отказ от либидинозных привязанностей), заменяет сексуальное влечение к матери на нежность (десексуализация), осваивает творческую деятельность, что характерно для детей от пяти лет (сублимация).

Выражаясь еще проще, мальчик смещает вектор борьбы за внимание матери с откровенных требований в адрес матери и агрессии в адрес отца на деятельность, могущую заслужить восхищение матери и признание отца ‒ творчество во всех видах, доступных в этом возрасте, и обучение (сублимация). Можно сказать, что эдипальное поражение толкает ребенка к развитию (сублимации), а эдипальная победа, напротив, лишает стимулов к развитию.. можно рассматривать как осадок запретов, норм и предписаний обоих родителей

Если учитывать , то становится понятным, что на формирование Супер-Эго у мальчика оказывает влияние как отец, так и мать (в )

можно рассматривать как осадок запретов, норм и предписаний обоих родителей. Если учитывать , то становится понятным, что на формирование Супер-Эго у мальчика оказывает влияние как отец, так и мать (в ).

«Супер-Эго ‒ репрезентация нашего отношения к родителям. Мы знали эти высшие существа, когда были маленькими детьми, мы ими восхищались и их боялись, а позднее восприняли их в себя.»
(“Я и Оно”. Фрейд)

При этом Супер-Эго остается бессознательным и только частично осознается в виде чувства морали, когда взрослый человек интуитивно понимает что такое хорошо и что такое плохо, но сам не в состоянии вразумительно объяснить, почему . Это чувство, сопровождает взрослого человека на протяжении всей его жизни, и мы называем это чувство совестью.

«Но если мы себя спросим, чего же Эго опасается со стороны Супер-Эго, то приходится остановиться на мысли, что наказание со стороны Супер-Эго представляет собой продолжение наказания кастрацией. Подобно тому, как Супер-Эго воплощает ставшего безличным отца, так и тревога перед, исходящей от последнего, угрозой кастрации превратилась в неопределенную социальную тревогу или тревогу перед своей совестью
(“Торможение, симптом, тревога”. Фрейд)

Таким образом, по мнению Фрейда, получается, то, что мы называем совестью ‒ есть результат страха кастрации.

Религиозное чувство или то, что признается божественным источником всех человеческих добродетелей, Фрейд также считает результатом формирования Супер-Эго:

«…Мы можем давать следующий ответ всем тем, кто был поколеблен в своем этическом сознании и жаловался, что ведь должно же быть в человеке высшее существо ‒ мы отвечаем: конечно, и вот это и есть высшее существо ‒ это Супер-Эго…»
(“Я и Оно”)

Религия и мораль филогенетически в поколениях приобретаются в результате преодоления позитивного Эдипова комплекса. Как Фрейд описывает в “Тотем и табу”, заповедь «не убей» уходит своими истоками к заповеди «не убей своего отца«. Также как заповедь «не пожелай жены ближнего своего» можно свести к запрету желать мать. А заповедь почитать отца и мать прямо нас отсылает к преодолению Эдипова комплекса.

В результате преодоления и распада Эдипова комплекса мальчик начинает становиться взрослее, потому что теперь в его психике неизменно присутствуют родители. Их образы включаются не только в Супер-Эго, но и в само Эго (Я) ребенка, что продолжает формирование идентичности.

Что делать, если отошли воды?

А что делает психоаналитик?

Психоаналитик слушает, стараясь не мешать пациенту говорить о том, что для него важно. Только пациент знает, что и где у него болит

Только слушая, можно понять, что и о чем тебе говорят.

Важно, конечно, и то, что говорить оказывается возможным, потому что Вас слушают. Но психоаналитик – не только собака, которая внимательно слушает, он сообщает пациенту о своем понимании и проверяет у него, насколько правильно он его понял, а также интерпретирует, выражая этим свое видение ситуации пациента с точки зрения психоанализа – это основная составляющая техники психоанализа

Психоанализ – это научно-философская концепция описания причинно-следственных связей и законов психического развития человека.

Психоанализ – это объяснительная психотерапия.

В процессе слушания у психоаналитика возникают объяснительные гипотезы, основанные на психоаналитическом понимании того, что происходило или происходит с пациентом, и почему это происходило или происходит.

Такие гипотезы отвечают на вопросы:

Что происходит?Почему это происходит?

Эти гипотезы обсуждаются психоаналитиком с пациентом, в результате чего они уточняются или отвергаются. Если гипотеза верная – чаще всего она вызывает в памяти пациента новые воспоминания.

В процессе психоанализа пациент приобретает возможность самому строить такие гипотезы и предлагать их психоаналитику для обсуждения – это и есть основная задача психоанализа.

В процессе обсуждения этих гипотез, благодаря тому, что пациент начинает понимать, что происходит и почему это происходит, ему становится возможным лучше понимать самого себя и других людей и ответить себе на вопрос:

Что делать?

Психоаналитик старается не вмешиваться в выбор пациентом ответа на вопрос: Что делать? Это должно быть свободным решением пациента.

Интерпретации

Единственным способом, которым психоаналитик воздействует на пациента – являются интерпретации. Психоаналитик использует весь свой опыт многолетнего обучения психоанализу и своей психотерапевтической практики для того, чтобы строить объяснительные гипотезы того, что происходит с пациентом, почему ему что-то не удается в жизни, почему его преследуют роковые неудачи, как возникают его невротические симптомы или почему его переживания носят депрессивный характер. Когда эти гипотезы ему кажутся достаточно сформированными – он предлагает их на рассмотрение пациенту, т.е. делает интерпретацию.

Интерпретации бывают трех уровней

На первом уровне ищутся связи между осознаваемыми мыслями и чувствами пациента с их скрытым бессознательным содержимым. Это называется анализом . На этом уровне находят ответ на вопрос: Что происходит?

ищутся связи с детскими переживаниями и травмами, которым не придавали должного значения, которые были забыты или никогда не осознавались – это называется генетическими реконструкциями. На этом уровне находят ответ на вопрос: Почему это происходит? (Подробнее о реконструкциях см. в примере .)

На третьем уровне обнаруживаются параллели между тем, что пациент думает и чувствует в адрес своего психоаналитика (что переносится на его фигуру), и тем, что он думал и чувствовал в адрес своих родителей или близких родственников – это называется анализом переноса. Это позволяет пациенту лучше понять, что с ним происходит в данный момент, как он взаимодействует с людьми сегодня и как это связано с его прошлым. Таким образом находится наглядная связь между вопросами: Что происходит? и Почему это происходит? (См. также , , , и )

Если психоаналитику в одной интерпретации удается выразить взаимосвязь между прошлыми травмами пациента и тем, что происходит с пациентом сейчас, а также как это проявляется в отношениях с психоаналитиком – это называется полной интерпретацией.

Интерпретации никогда не создаются только психоаналитиком. Интерпретации являются плодом совместной работы психоаналитика и пациента, благодаря сформированному ими рабочему альянсу (Гринсон). Сначала психоаналитик слушает пациента, а когда у него возникают идеи – он делится ими с пациентом. Пациент подтверждает гипотезу психоаналитика или опровергает ее, предлагая свой вариант. Обычно пациенты очень быстро улавливают суть психоаналитического мышления и с помощью психоаналитика учатся формировать свои собственные психоаналитические интерпретации. Полная интерпретация является плодом длительной совместной работы психоаналитика и пациента. Умение пациента строить самостоятельно свои собственные психоаналитические интерпретации – является основной задачей психоанализа.

Комплекс Электры: история термина

Зигмунд Фрейд разработал теорию женского аспекта полового развития и описал психодинамику сексуальной конкуренции с матерью за сексуальное обладание отцом, как женский эдипов комплекс.

Термин «Комплекс Электры» придумал в 1913 году знаменитый психолог Карл Юнг. Имя заимствовано из греческой мифологии. Электра – героиня трагедий Гомера, Софокла, Эсхила, Еврипида, Сенеки. Она прославилась спланированным убийством матери и отчима. Это был акт мести за убийство отца. Юнг предложил использовать термин, обозначая состояние, когда дочь конкурирует с матерью за любовь отца и испытывает желание сексуального обладания им. Юнг подразумевал, что комплекс Электры – антагонист эдипова комплекса Зигмунда Фрейда, в котором сын конкурирует с отцом за любовь матери.

Выдающийся психолог Фрейд отверг термин «Комплекс Электры», как психоаналитически неточный, найдя слишком много сходства с эдиповым комплексом: «То, что мы обозначили в комплексе Эдипа по отношению к ребенку мужского пола, в полной мере относится и к девочкам, так что мы правы, отвергая термин «Комплекс Электры», который всего лишь стремится подчеркнуть аналогию в отношении двух полов» – заявил ученый. Несмотря на авторитет Фрейда, термин Юнга сохранился и используется в психоанализе.

Почему важно состыковать сабвуферы и мидбасом правильно?

Комплекс Электры: развитие

Вскоре девочка подсознательно понимает, что ее желание сексуальной близости с отцом может привести к тяжелым последствиям, и пытается найти способ двигаться дальше. Первый защитный механизм – блокирование памяти, изгнание эмоциональных импульсов и сексуальных идей из сознания, пока не разрешится конфликт. Начальный этап – загнать неуместные мысли в подсознание. Если ничего не предпринять, чтобы помочь исправить ситуацию и решить комплекс Электры, то мысли так и останутся в подсознании и будут влиять на психосексуальное поведение в зрелом возрасте, т. е. проблема сохранится

Обычно девушки используют защитные механизмы, такие как «смещение» или «идентификация», чтобы преодолеть эти чувства и перенести внимание с отца на мужчин в целом. Кроме того, после фаллической стадии психосексуального развития включается смещение основной эрогенной зоны от «инфантильного» клитора к «взрослому» влагалищу

Второй механизм защиты – адаптация – понимание личностных особенностей однополых родителей. Идентификация используется, чтобы восстановить отношения с матерью, т. к. приходит понимание «однополости». Если не двигаться дальше, то девочка остается «зациклена» на фаллической стадии психосексуального развития, что может спровоцировать невроз, педофилию, гомосексуализм, поиск сексуального партнера, похожего на отца, напряженные отношения с матерью. Фрейд считал, что неспособность решить эти проблемы может сформировать психотип женщины, всегда зависящей от мужчины. В зависимости от уровня самооценки будут складываться отношения: высокая самооценка – роль соблазнительницы, желание доминировать; более низкая самооценка – чрезмерная покорность мужчине. Если женщина достигает совершеннолетия с неразрешенным комплексом Электры, то это влияет на ее выбор типа сексуального партнера и отношения с ним. Фрейд считал женский эдипов комплекс более эмоционально-интенсивным, вследствие чего у них развивается более слабое СуперЭго, способствующее формированию в дальнейшем неуверенной в себе личности. Это может рассматриваться как свидетельство моральной неполноценности (Альфа-предпочтение).

6) Jaguar XF — 950 000 рублей

На пятом месте английский аристократ — Jaguar XF. При покупке автолюбитель получает ощущение уникальности в потоке. Как заверяет производитель, автомобиль дарит незабываемый азарт при вождении и обеспечивает невероятный комфорт. Водителю доступны дизельные, бензиновые и электрические модели.

Цены на эту модель марки не особо высокие. Машина 2013 года обойдется в 900 000 – 1 000 000 рублей. Не стоит ожидать, что и запчасти на английский бизнес-седан будут стоить мало. Чаще всего детали нужно ждать «пересылом» из ЕС, что существенно увеличивает цену ремонта.

Источник фото: Prt Scr avito.ru

4 Пишем письмо Деду Морозу – образец третий

Рисовая каша с молоком. Рисовая каша на молоке

Наверно вы прекрасно знаете, как сварить рисовую кашу на молоке. Однако, уверена, этот рецепт пригодится молоденьким кулинарам, которые только начинают увлекательное знакомство с кухней. Нежная, ароматная, вкусная и сытная рисовая каша станет отличным завтраком для всей семьи.

Конечно, молочную рисовую кашу можно без проблем приготовить и в мультиварке, но сегодня я подготовила рецепт именно для плиты. Молоко выбирайте любой жирности, крупу берите шлифованную (оно отлично разваривается), а количество сахара и соли регулируйте по своему вкусу. Да, не исключайте сливочное масло — оно делает готовую кашу еще вкуснее!

Приготовление блюда по шагам с фото:

Для приготовления вкусной и ароматной рисовой каши на плите нам понадобятся следующие ингредиенты: молоко любой жирности (я брала 2,5%), питьевая вода, шлифованный или круглозерный рис, сахарный песок, соль и сливочное масло.

Первым делом нужно промыть рисовую крупу (200 граммов) в холодной воде. Моем, тщательно перетирая пальцами, меняя воду, пока та не станет прозрачной. Как правило, советуют мыть рис в семи водах, но я обычно не считаю. А вы?

Засыпаем в нее рисовую крупу, ставим на средний огонь и доводим до кипения. После этого делаем минимальный нагрев и готовим рис под крышкой, пока вода практически полностью не выпарится. Время приготовления риса может отличаться.

Наливаем в кастрюльку 500 миллилитров молока и добавляем четверть чайной ложки (хорошая такая щепотка) соли. Молоко советую предварительно подогреть, чтобы не останавливать термическую обработку крупы.

Периодически помешивая, чтобы не подгорела, варим рисовую кашу еще минут 10-15 после закипания молока.

Добиваемся желаемой густоты каши и добавляем 1 столовую ложку сахара. Перемешиваем и варим рисовую кашу еще минуты 3-4.

Выключаем огонь и добавляем 50 граммов сливочного масла. Как вариант, можно положить по кусочку масла в тарелки с горячей кашей.

Нежная, ароматная, вкусная и сытная рисовая каша станет отличным завтраком для всей семьи. Готовьте на здоровье и приятного вам аппетита, друзья!

Прафантазии

Фрейд первоначально объяснял возникновение страха кастрации у мальчика в результате подглядывания за девочками и угрозами со стороны взрослых в процессе мастурбации.

«У мальчика комплекс кастрации возникает после того, как, увидев женские гениталии, он узнал, что столь высоко ценимый им член не обязательно должен быть вместе с телом. Затем он вспоминает угрозы, которым он подвергался, занимаясь своим членом, начинает им верить и попадает с этих пор под влияние страха кастрации.»
(“Введение в психоанализ”)

Вы меня спросите, как может возникнуть кастрационный страх, если мальчик никогда не видел женских гениталий и ему никогда не грозили кастрацией? Значит, страх кастрации не носит повсеместный характер? Фрейд, судя по всему, тоже озадачивался этим вопросом и нашел для него универсальное решение, введя понятие бессознательной фантазии или прафантазии:

«Я полагаю, что эти прафантазии ‒ …являются филогенетическим достоянием. Индивид выходит в них за пределы собственного переживания в переживание доисторического времени, где его собственное переживание становится слишком рудиментарным. Мне кажется вполне возможным, что все, что сегодня рассказывается при анализе как фантазия, ‒ совращение детей, вспышка сексуального возбуждения при наблюдении полового сношения родителей, угроза кастрацией (или, вернее, кастрация) было реальностью в первобытной человеческой семье, и фантазирующий ребенок просто восполнил доисторической правдой пробелы в индивидуальной правде. У нас неоднократно возникало подозрение, что психология неврозов сохранила для нас из больше, чем все другие источники.»
(там же)

Благодаря этому фундаментальному допущению теперь оказалось неважным не только доказывать существование угрозы кастрации в индивидуальной истории пациента как причины страха кастрации, но также выявлять , отдав их на откуп прафантазиям ‒ тогда как ранее Фрейд видел в качестве причины развития невроза реальное совращение ребенка взрослым или как результат наблюдения ребенком полового акта родителей.

Как выглядят отошедшие воды?

Инфантильная амнезия

Вы меня спросите: А как же так, я ничего не помню из того, что Вы описываете про чувства ребенка эдипова периода? Но мы вообще мало что помним из раннего детства:

«Я имею в виду своеобразную амнезию, которая у большинства людей (не у всех!) охватывает первые годы детства до шестого или восьмого года жизни

…Когда нам рассказывают, что в эти годы, о которых мы позже ничего не сохранили в памяти, кроме нескольких непонятных воспоминаний, мы живо реагировали на впечатления, что умели по-человечески выражать горе и радость, проявлять любовь, ревность и другие страсти, которые нас сильно тогда волновали, что мы даже выражали взгляды, обращавшие на себя внимание взрослых, как доказательство нашей пробуждающейся способности к суждению. И обо всем этом, уже взрослые, сами мы ничего не знаем

Почему же наша память так отстает от других наших душевных функций? С другой стороны, …те же самые впечатления, которые мы забыли, оставили, тем не менее, глубочайшие следы в нашей душевной жизни и имели решающее значение на наше дальнейшее развитие. Речь идет, следовательно, вовсе не о настоящей потере воспоминаний детства, а об амнезии…”
(“Три очерка по теории сексуальности”. Фрейд)

Можно предположить, что способность к удерживанию осознанных воспоминаний формируется с развитием мозга ‒ также как и исчезает в старости в следствие деградационных процессов в мозге.

Но, может быть, бурные страсти эдипова периода и, как результат, распад Эдипова комплекса, способствуют забыванию () уже неприемлемых для латентного возраста фантазий ребенка? Раз не помнишь ‒ значит не было!

«Но приходит время, когда эти ранние цветы увядают от морозов: ни одна из этих инцестуозных влюбленностей не может избегнуть судьбы вытеснения.”
(“Ребенка бьют”. Фрейд)

Есть ли выход?

Если в подобных случаях ситуация затягивается, то она, увы, чаще всего заканчивается весьма неблагоприятно, вплоть до опасности расширенного суицида (когда страдающий юноша убивает мать, а потом и самого себя). Поэтому основной рекомендацией здесь может быть следующая: мать, набравшись душевных сил, должна попытаться зацепиться за любую возможность, способную помочь ей разорвать порочный круг, прервать эти кровосмесительные отношения. Этому может в немалой степени поспособствовать и появление у нее адекватного любовника, а еще лучше – брачных отношений. Тогда все еще может встать на свои места.

Оправданна также надежда на военную службу сына или учебу вдали от дома, тогда связь может быть расторгнута естественным путем

Но, пожалуй, самое главное – необходимость обратить внимание на особенности психики молодого человека, который оказался склонным к весьма необычным эмоциональным проявлениям в психотравмирующей стрессовой ситуации

И конечно же, лучше всего при самых первых проявлениях эдипова комплекса обращаться за советом и помощью к соответствующему специалисту. Это можно сделать, даже не раскрывая главной интимной тайны, ведь опытный специалист – психолог, психотерапевт или суицидолог – наверняка и сам многое поймет и проведет необходимое лечение в деликатной форме.

Чем опасна несвоевременная госпитализация беременных женщин

Каждая пятая будущая мама находится в группе риска по различным показателям и госпитализации этим женщинам избежать не удаётся. А бывают прежде здоровые беременные, которые не хотят вызывать скорую лишний раз или ехать после облегчения в роддом, хотя симптомы серьёзные. Кроме плановых существуют экстренные причины лечь в больницу, отказываться от пребывания на стационарном лечении нельзя ни в коем случае. Риски при несвоевременной госпитализации беременных:

  • самопроизвольный аборт;
  • преждевременные роды;
  • отсутствие возможности оказать квалифицированную помощь в «полевых условиях»;
  • внутриутробная гибель плода;
  • отравление организма при разложении замершего эмбриона;
  • разрыв внутренних органов, в которых развивается внематочная беременность;
  • летальный исход матери и ребёнка при критичной форме гестоза — эклампсии;
  • задержка развития плода в результате гипоксии;
  • отёк Квинке;
  • отслойка плаценты, несущая опасность для сохранения беременности.

Своевременная госпитализация увеличивает шанс доносить беременность и дарит возможность матери и ребёнку получить помощь врачей и аппаратуры в случае необходимости

Кроме вышеперечисленных опасностей встречается индивидуальное развитие событий. Не исключена депрессия из-за неверно принятого решения об отказе от госпитализации. Стремительные роды у женщин, которые наивно полагают, что имеют массу времени в запасе, застают врасплох и роженицу, и медиков.

Я лично знаю женщину, живущую в трёх минутах ходьбы от нашего городского роддома, но родившую в карете скорой помощи. Даже в трудные годы «скорая помощь» к роженицам у нас приезжала в кратчайшие сроки, а не довезли до родзала. Всё закончилось благополучно, но каких нервов это стоило всем героям истории.

Письма Деду Морозу от взрослых

Как можно понять человека и этим помочь ему понять себя?

Психоанализ – это метод, который помогает человеку понять самого себя. Это становится возможным благодаря расширению сознания, когда ранее недоступные части психики становятся осознаваемыми.

Неосознаваемые области психики именуются бессознательным.

Исследование бессознательного вызывает ассоциацию с погружением в глубины, поэтому психоанализ также называют глубинной психологией.

Может казаться, что только с помощью гипноза возможно «заглянуть» в глубины психики. Но это не так.

::

Психоанализ как техника лечения неврозов появился более 100 лет назад благодаря , который в своей работе использовал гипноз (см. ). Фрейд являлся учеником Брейера и тоже первоначально использовал гипноз в своей практике, но вскоре в нем разочаровался (см. ).

Тот день, когда Фрейд приступил к лечению свой пациентки, не прибегая к помощи гипноза – можно считать днем рождения психоанализа (см. ).

Психоанализ и всегда проводятся в бодрствующем состоянии пациента (). Бодрствование необходимо потому, что психоаналитический метод предполагает активность пациента.

О происхождении неврозов и депрессий

представляет из себя череду неизбежных травм для ребенка. При этом ребенок травмируется самыми значимыми для него людьми, которых он любит и которые для него являются авторитетами – это родители, воспитатели, учителя. Чтобы спасти свою любовь к ним и их авторитет – ребенок забывает о своих травмах (см. ). И эти тяжелые чувства, связанные с этими травмами, продолжают существовать в нашем бессознательном, исподволь отравляя нашу жизнь (См. ).

Также, как нога, сломанная в детстве, может потом болеть всю жизнь и вызывать хромоту – также и детские травмы вызывают череду хронических неудач в жизни, невроз и депрессию, но причина душевных болей уже .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector