Игровая образовательная деятельность по фэмп «выкладывание геометрических фигур из счётных палочек»

С головой в математику

Каждый родитель знает, что счетные палочки — один из лучших помощников в том случае, если мы учимся считать до 10 или изучаем геометрию. Поразительно, но простые пластинки, которые напоминают спички, служат лучшими учителями для детей и отлично развивают абстрактное мышление и понимание данного материала. Как научить малыша просто считать — это понятно каждому. Нужно просто выкладывать нужное количество палочек, добавлять к ним дополнительные или отнимать. А вот если вы изучаете геометрию, то возможностей тут куда больше. Из пластинок можно составлять фигуры, менять их, при этом делать это с помощью перемещения лишь одной из их сторон. Кстати, объяснить малышу, что же это такое — сторона, можно именно таким способом. Аналогично вкладываются знания по поводу того, что такое угол, параллельные стороны, перпендикулярные и прочие азы геометрии.

Подходящий возраст

Заниматься с ребенком палочками Кюизенера можно с раннего возраста, наиболее оптимальным считается возраст 2-3 года, когда малыш может понять, что именно от него хотят. Пробовать свои силы в освоении методики можно и с годовалыми детьми, но должного эффекта это не принесет, зато риск для здоровья возрастает существенно из-за наличия в наборе мелких деталей.

Наиболее подходящей категорией детей, которая сможет осилить задания и получить определенные начальные знания, является подготовительная группа садика. В процессе подготовки к школе дети должны освоить понятия длины, цвета, формы и иметь хотя бы минимальные знания о том, как производить сложение и вычитание.

Самые маленькие ученики научатся разделять понятия «один» и «много», понимать разницу между «высоким» и «низким». Более старшим детям предлагаются альбомы-игры, игровые ситуации и комплекты игр, что позволит осилить ориентацию предметов в пространстве, сравнивать их по показателям длины и ширины, различать количество и учиться считать. Каждый возрастной этап имеет свой набор схем и игр, позволяющий развить логическое и пространственное мышление.

Как начать использовать счетные палочки в забавках?

Есть два этапа работы с этим простым материалом – начальный, когда яркие гладкие штучки используются как игровой инструмент. А второй этап – математический, более высокая ступень, которая предполагает овладение с помощью цветных помощников азов математики.

В детском саду мы начинаем работу со счетным инструментом со знакомства с ним: детки рассматривают палочки, учатся определять их цвет, раскладывают на столике, складывают в коробочку. Хорошо бы проделать отверстие в крышке коробочки, чтобы ребенок проталкивал каждую штучку в отверстие – это отличное упражнение для пальчиков. Затем набираем в каждую ручку как можно большее количество палочек, потом – в другую, и высший пилотаж – обеими ручками.

Наигрались, приступаем к геометрическому конструированию. Выкладывание, в том числе, счетного материала Кюизенера, является самым приятным для дошкольников способом изучить начальную геометрию:

  • Выкладывание геометрических фигур по образцу взрослого: дорожка, лесенка, забор, квадраты, прямоугольники. Потом усложняем: домик, поезд, автомобиль, бабочка, гараж и т.п. С материалом Кюизенера играть еще интересней, там палочки крупные, из них можно строить объемные фигуры.
  • Выкладывание по картинке: есть изображение гриба, цветка, солнца, а ребенок должен догадаться, как это выложить из палочек.

А в сочетании с логическими блоками Дьенеша у ребенка может получиться выложить что угодно, поскольку эти блоки представляют собой геометрические фигуры разного цвета: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник двух размеров и двух видов толщин идеально для детей дошкольного возраста, которые знакомятся с геометрией.

Кстати, если вы заинтересовались методическим материалом Дьенеша и Кюизенера, предлагаю такую литературу:

  • «Демонстрационный материал к счетным палочкам Кюизенера и логическим блокам Дьенеша»

    – здесь даны рекомендации, как работать с этими методиками, а также примерные конспекты занятий;

  • «Логико-математическое развитие дошкольников: игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера»

    – это уникальное пособие, здесь есть дидактические материалы на логико-математическое развитие дошкольников;

  • «Играем с логическими блоками Дьенеша. Учебный курс для детей 5-6 лет»

    – описываются 24 занятия в старшей группе по логике и математике.

в грудном возрасте

С девяти месяцев жизни малыша можно смело браться за совершенствование моторики его ручек. В данном возрасте у крохи начинает формироваться пинцетный захват (он начинает брать предметы большими указательным пальцами), потому задача родителей — усовершенствовать этот природный и жизненно необходимый навык. В этом деле лучшим помощником окажутся счетные палочки, которые имеют небольшую длину и совсем маленькую толщину. В коробочке для палочек прорежьте небольшое отверстие ножом, после чего выверните все содержимое перед малышом. Пусть он засовывает в коробку палочки одну за другой, подбирая их своими пальчиками. Когда ребенок начнет подрастать, игру можно разнообразить тем, что она теперь будет проходить на время. Малыш должен будет засунуть максимальное количество пластинок в коробку за определенный период.

Психологи рекомендуют

  1. Возраст, с которого стоит вовлекать детей в занятия с набором счетных палочек, родители определяют сами. Но специалисты все же рекомендуют не нагружать мозг малютки слишком рано. Оптимально начинать занятия приблизительно с трехлетнего возраста.
  2. Вначале стоит дать малышу ознакомиться с дидактическим материалом – позволить поиграть, поскладывать фигурки, пирамидки. Так маленькому ученику проще будет изучить форму и цвет деталей, попробовать на ощупь материал, из которого они сделаны. Только так дети смогут сделать умозаключение относительно того, что одни палочки короче других, уловить их цветовые отличия.
  3. Начало занятий необходимо сделать игровым – ребенок не должен чувствовать давления со стороны взрослых, иначе в дальнейшем у него сформируется отвращение к математике. Ко всем выводам и ответам малыш должен прийти сам – именно самостоятельное мышление сделает его знания прочными и долговечными. Так утверждают специалисты в области педагогики.

Наукой доказано, что развитие речи и мыслительной деятельности ребенка напрямую зависит от мелкой моторики рук. С тренировкой пальчиков рука будущего школьника готовится к письму

Поэтому крайне важно помогать ему в этом с помощью развивающих игр, к числу которых относятся и игры с счетными палочками. Они являются простым и в то же время универсальным пособием для разработки кистей рук и стимулирования интеллектуальных способностей одновременно

Палочки для счета просты в эксплуатации. Чтобы проявить заботу о развитии умственных способностей дошкольника, родителям не нужно изобретать велосипед. Ведь все гениальное — просто.

Счетные палочки для изучения математики с детьми дошкольного возраста

Необходимо познакомить малыша с основными геометрическими фигурами. Покажите ему прямоугольник, круг, треугольник. Объясните, каким может быть прямоугольник (квадрат, ромб). Объясните, что такое сторона, что такое угол. Почему треугольник называется треугольником (три угла). Объясните, что есть и другие геометрические фигуры, отличающиеся количеством углов.

Пусть ребенок составляет геометрические фигуры из палочек, элементарно видоизменяет их. Даются задания с постепенным усложнением. Ребенок составляет из палочек сначала предметные изображения: дома, кораблики, несложные постройки, мебель, после этого геометрические фигуры: квадраты, треугольники, прямоугольники и четырехугольники разных размеров и с различным соотношением сторон, а затем опять предметные изображения, но на основе предварительного анализа, членения сложной формы с выделением в ней геометрических фигур. Геометрические фигуры используются теперь в качестве образца для определения формы предметов.

Вы можете задавать ему необходимые размеры, исходя из количества палочек. Предложите ему, например, сложить прямоугольник со сторонами в три палочки и четыре палочки; треугольник со сторонами в две и три палочки.

Составляйте также фигуры разного размера и фигуры с разным количеством палочек. Попросите малыша сравнить фигуры. Другим вариантом будут комбинированные фигуры, у которых некоторые стороны будут общими.

Например, из пяти палочек нужно одновременно составить квадрат и два одинаковых треугольника; или из десяти палочек сделать два квадрата: большой и маленький (маленький квадрат составляется из двух палочек внутри большого).

Комбинируя счетные палочки, ребенок лучше начинает разбираться в математических понятиях («число», «больше», «меньше», «столько же», «фигура», «треугольник» и т. д.).

С помощью палочек полезно также составлять буквы и цифры. При этом происходит сопоставление понятия и символа. Пусть малыш к составленной из палочек цифре подберет то число палочек, которое составляет эта цифра.

Упражнение «Делай как я»

Обычные школьные счетные палочки прекрасно подойдут и для игры с двухлетками. На ровной поверхности взрослый выкладывает из палочек какую-нибудь простую фигуру, добавляя каждый раз по одной, и предлагает ребенку сделать то же самое. Так малыш постепенно овладевает действием по образцу пока еще в самой элементарной форме:

а) сколько палочек достаточно взять, чтобы сделать треугольник? (Три.) Возьмите три палочки и сделайте треугольник;

б) сколько палочек достаточно добавить, чтобы сделать четырехугольник? (Одну.) Добавьте одну и сделайте четырехугольник. На что похож ваш четырехугольник? {На квадрат.),

в) сложите такую лампу. На что это еще похоже?

г) сложите такую лодку:

д) сложите такую вазу:

е) сложите такую конфету:

ж) сложите телевизор:

з) придумайте свою фигуру и сложите ее из палочек.

Задания на конструирование и трансформацию

Упражнение 1

Прямоугольник из 6 палочек разделить одной палочкой на 2 равных квадрата, квадрат из 4 палочек — на 2 равных треугольника, прямоугольника.

Упражнение 2

Переложить одну палочку так, чтобы домик повернулся в другую сторону.

Упражнение 3

В фигуре, похожей на ключ, переложить четыре палочки так, чтобы получилось три квадрата.

Упражнение 4

Какое наименьшее количество палочек нужно переложить, чтобы убрать мусор из совочка?

Упражнение 5

Переложить две палочки так, чтобы корова смотрела в другую сторону.

Упражнение 6

В данной фигуре переложить три палочки так, чтобы получилось четыре равных четырехугольника.

Упражнение 7

В фигуре, изображающей стрелу, переложить четыре палочки так, чтобы получилось четыре треугольника.

Упражнение 8

В фигуре, состоящей из четырех квадратов, переложить три палочки так, чтобы получилось три таких же квадрата.

Упражнение 9

Перестроить корабль в танк, переложив шесть палочек.

Упражнение 10

Перестроить вазу в телевизор, переложив пять палочек.

Упражнение 11

В фигуре из шести квадратов убрать три палочки так, чтобы осталось четыре квадрата.

Возраст от двух до трех лет называют «годом большого скачка». И действительно, между двумя и тремя годами у ребенка блестящие достижения: интенсивно развивается речь, появляется целенаправленность, осознание самого себя, социальное взаимодействие со сверстниками. Дети овладевают творческими видами деятельности: рисованием, простейшими формами конструирования, у детей появляется способность к фантазированию, закладываются основы интеллекта.

Игры с палочками Кюизенера для детей от 5 до 9 лет

Для старших деток отличным подспорьем для игр будут такие пособия, как:

  • Комплект игр «На золотом крыльце» для детей от 3 до 9 лет.
  • Комплект игр «Посудная лавка. Кростики» для детей от 5 до 8 лет.

С помощью этих комплектов ребята с легкостью познакомятся с принципом окраски палочек, с соотношениями цвет — длина — число; смогут распознать закономерность и выкладывать палочки в соответствии с ней; сумеют выкладывать (воспроизводить) предмет по его контуру, освоят операции «декодирования» изображений; познакомятся с симметрией; научатся ориентироваться на плоскости и работать с системой координат.

— Жили-были разноцветные палочки. Лежали они в тесной коробке. И вот однажды, когда все палочки были высыпаны из коробки, они решили построить себе разноцветные домики и жить там семьями.

— Анечка, давай расколдуем маленького котеночка и выложим его из палочек.

Интересными карточками являются карточки с заданиями, позволяющими самостоятельно выкладывать изображение по схеме.

К заданиям повышенной сложности относятся карточки, содержание изображение, закодированное цифрами. Юному игроку необходимо «декодировать» данное изображение и построить его с помощью палочек.

Отличным пособием является математическая игра «Посудная лавка. Кростики» для детей от 5 до 8 лет. В данном пособии ребятам предлагаются задания на конструирование в системе координат. Выполнение заданий такого уровня сложности вначале было непосильно даже для моей старшей 8-летней дочки Маши.

Все начинается с правильного подхода

Для того чтобы современного ребенка, который буквально утопает в разнообразии различных игрушек, могли заинтересовать столь простые предметы, как разноцветные тоненькие пластинки, стоит немного схитрить. Итак, первое, что следует сделать родителям, — это приписать к палочкам прилагательное «волшебные». Для пущего результата их можно хранить в необычной шкатулочке (если у вас девочка) или же в одной из игрушечных больших машин (в случае с мальчиком)

Не забывайте всегда обращать внимание крохи на то, что научить его считать, рисовать, изображать различные фигуры могут именно счетные палочки. Занятия, которые проходят с их участием, должны быть всегда интересными для малыша

Следите за тем, чтобы он не скучал, чтобы ему действительно нравился этот процесс и он с увлечением осваивал новые и новые горизонты знаний.

Как «работает» грелка?

Плюсы и минусы

Любая дидактическая методика, разработанная для детей, имеет свои достоинства и недостатки, и чем больше положительных сторон, тем эффективнее идет процесс обучения. В процессе использования палочек Кюизенера также есть свои плюсы и минусы.

К положительным стоит отнести следующие моменты:

  • возможность использовать дидактический материал с детьми разного возраста, меняя задания и усложняя их по необходимости;
  • наличие большого количества схем, сценариев игр, альбомов, которые помогут легко освоить методику и научить ребенка математике;
  • помимо работы над математикой, ребенок развивает мелкую моторику, воображение, пространственное и зрительное восприятие;
  • благодаря разнообразию палочек ребенок может более полно ознакомиться с формами и цветами предметов.

Наличие такого количества положительных моментов позволяет утверждать, что Кюизенеру удалось найти наиболее оптимальное решение того, как быстро и интересно обучить детей математике.

Из недостатков можно выделить лишь тот факт, что работа со счетными палочками должна проводиться постоянно и системно, иначе добиться желаемого результата не получится.

Ход занятия.

Здравствуйте, ребята. Послушайте загадки и отгадайте, о чем в них говорится.

Этот конь не ест овса,

Вместо ног — два колеса.

Сядь верхом и мчись на нём,

Только лучше правь рулём.

Велосипед

Чудесный длинный дом,

Пассажиров много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином.

Автобус

Бежит, иногда гудит.

В два глаза зорко глядит.

Только красный свет настанет –

Он в момент на месте встанет.

Автомобиль

Без разгона ввысь взлетает,

Стрекозу напоминает,

Отправляется в полет быстроходный.

Вертолет

Что ж, дружочек, отгадай,

Только это не трамвай.

Вдаль по рельсам быстро мчится

Из избушек вереница.

Поезд

Под водою дом плывет,

Смелый в нем народ живет.

Даже под полярным льдом

Может плавать этот дом.

Подводная лодка

Вот стальная птица,

В небеса стремится,

А ведёт её пилот.

Что за птица?

Самолёт

Их видно повсюду, их видно из окон, по улице движутся быстрым потоком,

Они перевозят различные грузы – Кирпич и железо, зерно и арбузы.

За эту работу мы их полюбили,

Они называются…автомобили

По волнам дворец плывет,

На себе людей везет.

Корабль

Молодцы, правильно, все отгадали. А как называется все это одним словом? (транспорт).

Дидактическая игра «Подбери предмет к действию». Посмотрите, пожалуйста, здесь, на столе, стоят разные виды транспорта. Про какой вид транспорта можно сказать: летит (плывет, едет, отплывает, взлетает, тормозит, останавливается).

Расскажите мне про составные части транспорта:

у корабля (корпус, днище, палуба, корма, нос, труба, мачта)

у самолета (кабина, пропеллер, шасси, крылья, хвост, окна-иллюминаторы)

у автобуса (салон, кабина, окна, двери, колеса)

у поезда (тепловоз, вагоны, окна, двери).

Дидактическая игра «Четвертый лишний». На доске прикреплены несколько разных по классификации видов транспорта картинок. Дети должны обосновать свой вывод.

Физкультминутка «Автобусы»: дети берут в руки маленькое колесо, изображающее руль, и двигаются по группе. Предупреждение – водитель автобуса отвечает за жизнь людей и поэтому движение должно быть безаварийным, ездить надо медленно, не сталкиваясь друг с другом, и по сигналу вернуться в гараж (сесть на свои места).

Вот мы с вами и вспомнили много разных видов транспорта. Скоро лето, и многие из вас поедут в гости к бабушкам. У кого-то бабушка живет рядышком, у кого-то далеко. Бабушки вас очень любят и всегда ждут в гости. И добраться до них вам поможет игра с цветными палочками. Здесь на столе лежат схемы разных видов транспорта, выберите себе ту, на которой вы быстрее всего доедете,доплывете или долетите до бабушки.

Работа детей

По окончании, дети анализируют работы, обращая внимание на передачу характерных особенностей изображения разных видов транспорта

Игры

Процесс обучения детей математике ведется с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, главным методом является игра. В младшей группе садика используются крупные фигуры: кубики, мозаика, геометрические блоки. Палочки Кюизенера в этом возрасте дают для ознакомления в качестве игрового материала, чтобы дети привыкли к ним и учились с ними работать. В средней группе можно смело давать простые игры с набором палочек, в которых нужно что-то из них сложить, найти подходящий по цвету или размеру вариант.

Занятия в старшей группе являются наиболее разнообразными, так как готовят малыша к школе, максимально развивая его математический потенциал. Работая с дошкольниками, воспитатель или родитель должен четко понимать свою роль в образовательном процессе. Самым маленьким нужно все показывать и рассказывать, все время наблюдая за ходом игры детей.

Детям старшей группы достаточно раздать дидактический материал и поставить перед ними задачу, с которой они должны самостоятельно справиться.

Чтобы правильно подобрать игры и задания для детей разного возраста, стоит ориентироваться на возрастную градацию, которая регламентирует уровень сложности и длительность занятий

От 2 до 3 лет

Чтобы сделать обучение математике более интересным и простым, стоит использовать такие дидактические материалы, как:

  • альбом-игра «вместе весело играть»;
  • альбом-игра «волшебные дорожки для самых маленьких».

Благодаря таким развивающим играм можно ознакомить детей с разнообразием цветов, дать понять разницу между «один» и «много», а также «высокий» и «низкий». При помощи яркого раздаточного материала дети могут быстрее запомнить соответствие длины и цвета палочки, научатся ими пользоваться, аккуратно выкладывая заданную картинку.

От 3 до 5 лет

Чтобы развить математические способности детей средней группы, лучше всего использовать такие дидактические пособия, как:

  • комплект игр «на золотом крыльце»;
  • игровые развивающие ситуации «веселые цветные числа»;
  • альбом-игру «дом с колокольчиком».

Благодаря занятиям с палочками дети 3-5 лет смогут познавать азы счета и пробовать свои знания на практике. Дополнительные игры дадут возможность учиться сравнивать разные предметы, находя в них общее и различное. В наборе «веселые цветные числа», кроме карточек с заданиями, есть и цветные полоски, которые можно вырезать и при необходимости использовать вместо палочек.

От 5 до 7 лет

В подготовке детей к школе лучше всего использовать методические пособия:

  • комплект игр «на золотом крыльце»;
  • комплект игр «посудная лавка Кростики».

Благодаря работе с данным материалом есть возможность усовершенствовать знания детей относительно цвета, размера, длины и толщины предметов, их ориентации в пространстве.

Более сложными заданиями будут варианты, где нужно самостоятельно выложить рисунок, заданный на картинке, не используя при этом образец. Для тех детей, которые стабильно справляются с работой и демонстрируют хорошие математические способности, можно давать зашифрованные карточки, на которых не указаны размер и цвет палочек, а стоит лишь цифра, по которой ребенок сам должен подобрать нужный вариант и получить верную картинку.

Польза счетных палочек в математическом развитии дошколят

Ошибочно думать, что с помощью этих подручных средств можно научить ребенка считать, и только. Их задача в умелых руках родителей — развивать детское мышление, а именно:

Они помогают учить цвета, складывать и изучать геометрические фигуры, конструировать замысловатые замки, решать логические задачи

Поэтому счетные палочки могут стать прекрасным учебным пособием при организации домашних занятий.
С помощью этого простого и многофункционального пособия можно изучать порядок чисел и их состав, понятия «короче-длиннее», «больше-меньше», «выше-ниже».
Стоит также прислушаться к мнению психологов, которые просто настаивают на том, что наряду с мелкой моторикой игры и занятия с этими счетными элементами помогают развивать у дошкольника:
интеллект;
самостоятельность;
воображение и творческое мышление;
внимание;
интерес к исследованиям и познанию;
активность;
волю к победе;
целеустремленность;
настойчивость;
самостоятельность;
способность к планированию, контролю и оценке собственной деятельности;
сосредоточенность.

Заключение

Счетные разноцветные палочки — это настоящая находка для каждой семьи, где растет ребенок. С их помощью можно научить малыша любым базовым навыкам, начиная с простейшего — моторики рук, заканчивая дошкольными математическими знаниями. Вы можете в процессе обучения крохи использовать простые палочки, а можете приобрести счетные палочки Кюизенера, которые считаются куда более эффективными и способствующими лучшему развитию маленькой личности. Потому придумывайте различные игры, тренируйте фантазию ребенка и следите за тем, как он буквально на ваших глазах совершенствуется и становится умнее и умнее.

Здравствуйте, дорогие друзья! Сухих Татьяна – хозяйка блога – рада новой встрече. Как и обещала, сегодня представляю вашему вниманию материал на тему: игры со счетными палочками. Примитивное, казалось бы, приспособление для счета, но сколько в нем возможностей! Этот дидактический инструмент использовали для разработки уникальных обучающих методик известные ученые: Мария Монтессори, Николай Зайцев, Джордж Кюизенер…

Многие из вас, дорогие родители, забывают о самых простых и дешевых развивающих игрушках, которые, при желании, можно сделать из бросового материала. Самые примитивные приспособления могут дать ощутимую пользу ребенку, если ввести их в программу домашнего развития малыша. Думаете, палочки нужны лишь для счета? Это в корне неверно, их цели гораздо масштабней:

  • Развитие моторики пальчиков – даже просто перебирая разноцветные, лучше деревянные палочки дети тренируют мозг. О моторике я много писала уже, если интересно, найдите статьи на сайте. От простейшей операции: вытащить из футляра и сложить обратно, до сложных узоров из счетного материала – все эти задачи выполняют огромную роль в тренировке мозга через пальцы.
  • Во время занятий с этим нехитрым приспособлением формируется пространственная ориентация, дети изучают понятия справа-слева, впереди-сзади, сверху-снизу.
  • Разнообразные задачи со счетными палочками требуют внимания, наглядно-действенного мышления, активного мышления.
  • Выполняя задания с помощью цветных помощников, ребенок изучает цвет.
  • Составляя рисунки, дошкольник активизирует творческое начало, конструкторское мышление, воображение.
  • И, наконец, прямое их назначение – обучение начальной математике. Здесь уж поле действий широко: счет, геометрические фигуры, сравнение величин, простейшая арифметика.
  • Палочки также используются как вспомогательный инструмент для развития по разным методикам, например, к логическим блокам Дьенеша.

Какие лучше выбрать палочки? Вот, например, неплохие штучки я нашла в «УчМаге»:

  • Счетные палочки и цифры, 72 элемента

    – деревянный наборчик в коробочке;
  • Приятные на ощупьяркие счетные палочки в футляре

    – 50 шт.

  • Очень неплохо иметь дома палочки Кюизенера – универсальный авторский материал, в комплекте есть элементы разного цвета и разной длины. Позже я расскажу, как играть и обучать деток с их помощью.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector