Гиперактивный ребенок
Содержание:
- Категории
- Лечение Гиперактивности у детей:
- К каким докторам следует обращаться если у Вас Гиперактивность у детей:
- Причины гиперактивности
- Когда гиперактивность – симптом заболевания
- Лечение: современные методики
- Диагностика
- Лечение СДВГ
- Что такое Гиперактивность у детей —
- Показания при заболевании
- Гиперактивный ребенок и неусидчивый ребенок. Повышенная возбудимость у ребенка
- Лечение Гиперактивности у детей:
- Рекомендации для родителей детей с СДВГ
Категории
- Анализы и диагностика(0)
- Беременность и роды(85)
- Бесплодие(0)
- Болезни сосудов(0)
- Болезни уха, горла, носа(0)
- Гастроэнтерология(0)
- Генетика и прогнозы(8)
- Гинекология(19)
- Глазные болезни(0)
- Диетология(0)
- Диетология и грудное вскармливание(49)
- Иммунология(0)
- Инфекционные болезни(0)
- Кардиология(0)
- Кожные болезни(0)
- Косметология(0)
- Красота и здоровье(0)
- Маммология(11)
- Маммология для Пап(1)
- Наркология(0)
- Нервные болезни(0)
- Онкология(9)
- Онкология для Папы(3)
- Ортопедия(0)
- Педиатрия(76)
- Первая помощь(0)
- Пластическая хирургия(0)
- Половые инфекции(0)
- Проктология(0)
- Психиатрия(0)
- Психология(16)
- Психология для Папы(6)
- Пульмонология(0)
- Ревматология(0)
- Репродуктивная система мужчины(3)
- Сексология(0)
- Спорт, Отдых, Питание(4)
- Стоматология(0)
- Счастливое детство(18)
- Урология и андрология(7)
- Хирургия(0)
- Эндокринология(0)
Лечение Гиперактивности у детей:
1. Образование
О расстройстве ребенка нужно сообщить в семье, в школе и самому ребенку. Не стоит винить в этом родителей или самого малыша. Часто гиперактивных детей много ругают, потому что они бывают совершенно невыносимыми. Но взрослые должны признать, что проблемы ребенка – не просто намеренное
непослушание. Нормы относительно неприемлемого поведения должны быть ясными, должны настойчиво и спокойно претворяться в жизнь и поддерживаться немедленными (но не суровыми) санкциями (наказаниями). Ключевая цель лечения – уменьшить вероятность того, что ребенок дополнительно приобретет поведенческое расстройство. Когда появляются проблемы и обучением, может понадобиться коррекционная помощь.
2. Психологическое лечение
Управление поведением часто полезно и в самых легких случаях может быть единственным лечением, которое требуется. Родители могут записаться на специальные тренинги, чтобы улучшить навыки управления ребенком. Это снимает стресс в семье и помогает бороться с негативным поведением ребенка.
Можно награждать ребенка, когда он всё дольше и дольше сосредоточен на какой-либо деятельности. Также предлагается учить ребенка когнитивным стратегиям, чтобы увеличить обдумывание.
3. Лечение медикаментами
Хорошо проверенным лечением гиперактивности у детей является применение стимуляторов. Но в США, к примеру, им злоупотребляют.
Часто применяют для лечения метилфенидат, а также дексамфетамин. Из-за опасения повреждения печени пемолин на сегодняшний день применяется в редких случаях.
Медикаментозное лечение с помощью стимуляторов применяют при тяжелой и устойчивой гиперактивности и при отсутствии эмоциональных симптомов. Если родители против лечения лекарственными средствами, им предлагается дать ребенку краткий курс, вместе с врачами оценить результаты и решить, стоит ли продолжать лечение.
Медикаменты, назначенные адекватно, позитивно влияют на внимание и уровень активности, часто наступает параллельное улучшение в послушании, взаимоотношениях со сверстниками. Улучшаются также отношения в семье и повышается уровень обучаемости
Метилфенидат и дексамфетамин не вызывают привыкания у детей, не имеют седативного действия. Побочные эффекты также незначительны, ими можно пренебречь, или врач рекомендует немного снизить дозу. Стимуляторы могут привести к усилению тиков, поэтому они не являются препаратами первого выбора у детей с тиками или при отягощающей истории тиков в семье.
Прием стимуляторов может не прекращаться месяцы и даже годы. Это безопасно. Может случиться только одно осложнение после долговременного применения – очень небольшое уменьшение роста у взрослых. Гиперактивность можно лечить другими средствами – например, клонидином, бупроприоном, трициклическими препаратами, такими как имипрамин.
Но нельзя ограничивать лечение гиперактивности у детей только приемом медикаментов. Стимуляторы помогают ребенку начать нормальное развитие.
4. Диета
Лечение диетой очень популярно у родителей, и часто бывает необходимо вначале попробовать сначала его, а потом уже, если не поможет, и другие методы. Судя по последним данным, гиперактивность у ребенка уменьшается от исключения из рациона некоторых продуктов. Обычно причина кроется в одном или двух естественных продуктах, например, в апельсинах или молоке.
Прогноз. Чрезмерная активность обычно уменьшается, когда ребенок становится подростком, хотя во взрослой жизни у многих пораженных детей остаются проблемы, связанные с внутренним чувством беспокойности, импульсивностью и невнимательностью.
В учебе такие дети часто не преуспевают, что может стать причиной непродвижения по карьерной лестнице в дальнейшей взрослой жизни. У детей с сочетанием гиперактивности и расстройства поведения высок риск антисоциального расстройства личности и злоупотребления психоактивными веществами во взрослой жизни; у детей с «чистой» гиперактивностью риск этих антисоциальных исходов меньше, хотя они, тем не менее, уязвимы.
К каким докторам следует обращаться если у Вас Гиперактивность у детей:
Психолог
Психиатр
Психоневролог
Вас что-то беспокоит? Вы хотите узнать более детальную информацию о Гиперактивности у детей, ее причинах, симптомах, методах лечения и профилактики, ходе течения болезни и соблюдении диеты после нее? Или же Вам необходим осмотр? Вы можете записаться на прием к доктору – клиника Eurolab всегда к Вашим услугам! Лучшие врачи осмотрят Вас, изучат внешние признаки и помогут определить болезнь по симптомам, проконсультируют Вас и окажут необходимую помощь и поставят диагноз. Вы также можете вызвать врача на дом. Клиника Eurolab открыта для Вас круглосуточно.
Как обратиться в клинику:
Телефон нашей клиники в Киеве: (+38 044) 206-20-00 (многоканальный). Секретарь клиники подберет Вам удобный день и час визита к врачу. Наши координаты и схема проезда указаны здесь. Посмотрите детальнее о всех услугах клиники на ее персональной странице.
Причины гиперактивности
В числе причины возникновения нарушения:
- неблагоприятный ход течения беременности матери, в том числе курение и прием алкоголя в период вынашивания ребенка;
- неврологические нарушения в период внутриутробного развития, например, гипоксия плода, асфиксия по время рождения, преждевременное рождение;
- влияние семейной атмосферы на развитие ребенка в первые месяцы жизни, частые скандалы родителей, недостаточное питание и другие неблагоприятные факторы.
Вероятность возникновения гипервозбудимости вырастает по мере увеличения числа перечисленных факторов, которые проявляются совместно.
Когда гиперактивность – симптом заболевания
Если гиперактивный ребенок не слышит маму, если он находится в постоянном движении, быстро меняет сферу игровой деятельности, иногда проявляет беспричинную агрессию, родителям не следует усугублять ситуацию, наказывая таких детей, нужно обратиться к специалистам. Нужно помнить, что под этим диагнозом, под необычностью поведения могут скрываться и неврологические заболевания.
Очень часто синдром гиперактивности идет рука об руку с аллергическими, кожными заболеваниями, заложенностью носа, затруднением дыхания (аденоиды), которые дополнительно влияют на раздражительность и неусидчивость.
Как правило, у родителей таких детей возникают вопросы:
-
К кому обратиться с этой проблемой?
-
Какое лечение должно быть?
-
Где его можно получить?
В практической жизни в случаях гиперактивности детей с жалобами на неусидчивость и нарушение внимания мать обращается к неврологу, который назначает ребенку успокаивающие препараты, в лучшем случае направит на физиолечение и порекомендует консультацию психолога. Так как в поликлинике психологов просто нет, а физиотерапия представлена небольшим спектром услуг, то программа лечения, как правило, представлена электрофорезом или электросном и медикаментами (от которых ребенок становится вялым и пассивным), а улучшение внимания, усидчивости остаются недостижимой целью. Психоневрологический диспансер, где оказывается более целенаправленная помощь, мамы обходят стороной в силу специфики учреждения. И получается, что число таких детей становится все больше, и проблемы, возникающие у родителей, учителей и в целом в обществе становятся все серьезнее.
Лечение: современные методики
Разработано несколько подходов лечения. Выбранная методика зависит от того, насколько сильно выражены симптомы и стадии заболевания.
При неярко выраженных симптомах в качестве профилактики и лечения можно использовать упражнения для тренировки мышц мочевого пузыря, чтобы пациент мог контролировать позывы и мочеиспускание. Основной целью таких упражнений является более редкое посещение туалета благодаря тому, что мышцы смогут удерживать увеличенное количество мочи. Тренировка включает два этапа: посещение туалета при необходимости утром и тренировка контроля мочеиспускания на протяжении дня.
На первой стадии лечения пациент учится контролировать позывы и старается посещать туалет через увеличенные временные промежутки. Так, если ранее пациент ходил в туалет каждый полчаса, постепенно время увеличивается до 45 минут или часа. При сильном и неконтролируемом желании помочиться в случае пустого мочевого пузыря, можно выполнять упражнения Кегеля, сокращая мышцы. Необходимо постепенно увеличивать интервалы между мочеиспусканиями. Нормой считается посещение туалета днем 4-5 раз и один раз в ночное время.
Диагностика
Многие люди ошибочно полагают, что синдром дефицита внимания является заболеванием мальчиков с избыточной активностью. Но среди больных встречаются те, которым не присуща гиперактивность. В этом случае симптомы расстройства бывают смазанными, и выявить их еще сложнее. Часто на заболевание у таких детей не обращают должного внимания, их постоянно упрекают в лени, своенравности, отсутствии мотивации, а также называют глупыми.
Главным отличием данного синдрома от других видов психических расстройств является полное отсутствие четких лабораторных или инструментальных методов диагностики. Специалисты в диагностическом процессе, в основном, полагаются на рассказы родственников, учителей и других людей из близкого окружения ребенка.
Постановке диагноза СДВГ предшествует кропотливая работа. На протяжении длительного периода времени осуществляется наблюдение за ребенком, поведение которого вызывает опасения. Педиатр или детский психолог проводит сбор информации, опрашивает учителей и других наставников, интересуется мнением родителей, опекунов или других членов семьи. Также на этапе диагностики проводится полный медицинский осмотр ребенка, это позволяет СДВГ симптомы дифференцировать от других психологических расстройств или заболеваний, способных привести к изменению поведения.
Во время проведения бесед с целью сбора информации о пациенте, врач уделяет большое внимание ситуации в его семье. Родители также заполняют анкеты и опросники в отношении себя и близких родственников
Это позволяет определить наличие проблем в семейных отношениях, которые могут привести к тому, что у ребенка будут проявляться симптомы СДВГ. Также оценивается психическое здоровье других членов семьи, ведь, как упоминалось, наличие синдрома обусловлено генетической предрасположенностью.
Завершающим этапом диагностики является анализ полученной информации. Диагноз может быть поставлен в том случае, если будут подтверждены такие утверждения:
- основные симптомы СДВГ (невнимательность, импульсивность и т.д.) интенсивно выражены, степень их проявления не соответствует возрасту пациента. Проявления расстройства наблюдаются длительное время;
- проявления расстройства проникают во все сферы жизни, приводя к значительным осложнениям. Дети могут капризничать могут в разных ситуациях, когда устанут, не выспятся, хотят есть и т.д. Но для постановки диагноза необходимо найти подтверждение того, что поведение ребенка создает проблемы окружающим и ему самому;
- признаки СДВГ появляются в раннем возрасте и проявляются постоянно. Если признаки патологии демонстрируют себя время от времени, то они, скорее всего, обусловлены другими причинами;
- СДВГсимптомы не связаны с наличием у ребенка других соматических, психосоматических или психических расстройств. Для выявления такой взаимосвязи проводится тщательнее медицинское обследование пациента.
Несмотря на то, что специалисты в своей работе используют некоторые диагностические критерии, все же конечный диагноз ставится исключительно из субъективного мнения врача, которое, в свою очередь, также основывается на субъективных мнениях учителей и родственников. Поэтому велик риск ошибки. Чтобы избежать этого, необходимо подходить к проведению диагностики синдрома дефицита внимания с особой тщательностью.
Лечение СДВГ
Если рассматривать вопрос о необходимости назначения фармакологического лечения в данном случае, то, опять же, мы столкнемся с разными подходами. В медицинской западной практике до тех же самых семи лет медикаментозного лечения, как правило, не проводится. И только в том случае, если до этого возраста развивающие занятия не принесли соответствующего результата, то рассматривается вопрос о необходимости медикаментозной коррекции СДВГ (Тренинг интеллекта при синдроме дефицита внимания и гиперактивности. А. Гимпель, 2010).
В отечественной медицине (диагноз СДВГ ставится, как правило, двумя специалистами: неврологом и психологом) бытует несколько другой подход. В психиатрии же используется диагноз «Гиперкинетическое расстройство». И врач, и психолог могут настаивать на назначении фармакологического лечения.
Исходя из таких различий в подходах, неизбежно напрашивается вопрос: как же все-таки лечить гиперактивность и дефицит внимания правильно?
Все же, исходя из реалий обучения в нашей отечественной школе, видится необходимым ранее начало лечения СДВГ у детей.
Первой тому причиной является то обстоятельство, что мы просто не имеем права ждать, когда же произойдет спонтанное созревание долей головного мозга, так как, увы, если в 7 лет ребенок все еще останется гиперактивным, то его успешного обучения в школе гарантировать будет нельзя, а дальнейшее лечение будет очень сложным
Как правило, качественное обучение деток с гиперактивностью должно предполагать наличие рядом тьютора (освобожденного педагога), который помогал бы на каждом уроке сосредоточиться, направлял внимание и помогал его удерживать. К сожалению, в условиях переполненных классов современной школы сделать это бывает весьма затруднительно
Следовательно, необходимо раннее комплексное лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности.
Иными словами, крайне важно, чтобы именно в дошкольный период, когда идет становление внимания, речи, механизмов мышления, произвольности и проч., ребенку была оказана вся возможная помощь в преодолении трудностей, связанных с СДВГ
Каким должно быть лечение?
Своевременным: как мы уже отмечали выше, нельзя упускать времени, поскольку негативное действие гиперактивности и синдрома дефицита внимания не заканчивается лишь тем, что ребенок неусидчив в школе, не может выполнить задания до конца и не управляет своей активностью. Это — всего лишь «первичный дефект». Но он может повлечь дефект вторичный: это нарушение взаимоотношений с учителем, который, может не иметь необходимых навыков, времени, сил или возможностей заниматься с ребенком отдельно или просто корректировать его неуправляемую активность. Нередко мы сталкиваемся с тем, что учителя начинают злиться на таких деток, делать им и их родителям замечания, что, опять же, нарушает взаимоотношения ребенка с родителем и одноклассниками, которые часто следуют за негативной оценкой учителя. Так ребенок нередко становится изгоем.
А это уже третичный дефект: снижается самооценка, нарушается процесс нормального социального функционирования ребенка в семье, школьном классе, развивается явление школьной дезадаптации.
Эти крайне тяжелые последствия, к сожалению, со временем могут прогрессировать: падает учебная мотивация, непонятый и не принятый ребенок в подростковом возрасте может начать искать ту среду, которая окажется комфортной и примет его со всеми недостатками. А если учесть, что для гиперактивности характерна незрелость волевого компонента, то очень высокой в этих случаях бывает опасность вовлечения в «дурную» компанию. Ведь на фоне СДВГ в подростковом и более старшем возрасте нередко развиваются алкоголизм, наркомания и поведенческие нарушения (Психиатрия. Е. Шнейдер. 1998)
Лечение должно быть комплексным: сочетание фармакотерапии (по показанию врача), коррекционных и развивающих занятий с психологом, дефектологом, педагогом. Идеальным вариантом будет слаженная деятельность нескольких специалистов, работающих в одной команде.
Фармакологическое лечение должно быть основано на принципе безопасности (мы, например, подбираем дозировку исходя из минимально необходимого, но достаточного для достижения терапевтического эффекта, количества препарата). Необходимо контролировать степень эффективности воздействия препарата. Для этого, как и при начальной диагностике, собирается информация о самочувствии, достижениях ребёнка от всех, кто видит его постоянно, взаимодействует с ним: родителей, учителей.
Что такое Гиперактивность у детей —
Гиперактивность – термин, который используется для обозначения широкого спектра поведения ребенка, включая непослушание, частое пробуждение по ночам, экстраверсию и пр. Также термин гиперактивность в психиатрии обозначает беспокойность, невнимательность, в некоторых случаях и импульсивность.
Определить гиперактивность довольно сложно, грань между нормальным поведением и гиперактивным очень тонкая. В Великобритании применялся термин «гиперкинез» со строгими критериями.
Эпидемиология. Гиперкинез более всего распространен среди детей младшего возраста. Подвержены ему дети из семей с низким социально-экономическим статусом, дети, что вырасти в спецучреждениях, дети из очень бедных сельских районов.
Показания при заболевании
Для профилактики и эффективного лечения гиперактивного мочевого пузыря необходимо следовать определенным рекомендациям:
- отказаться от крепкого кофе и чая, газированной воды, поскольку данные напитки раздражают органы мочеполовой системы;
- при частых ночных позывах рекомендуется прекратить пить жидкость за 3 часа до сна. Однако дневная норма выпитой жидкости должна быть выполнена;
- если у пациента наблюдается гиперактивный мочевой пузырь, необходимо полностью опорожнять орган при мочеиспускании по максимуму, что снизит позывы к дальнейшему частому посещению туалета;
- при недержании рекомендуется воспользоваться прокладками или подгузниками для взрослых, что позволит поддерживать личную гигиену и избавит людей от вдыхания неприятного аромата;
- выполнение упражнений Кегеля, которые позволят расслабить мышцы тазового дна, а гиперактивный мочевой пузырь станет менее беспокоящей проблемой. Выполнять гимнастику необходимо несколько раз в день, чтобы добиться существенной эффективности лечения.
Немаловажным аспектом, который позволяет эффективно лечить гиперактивный мочевой пузырь, является поддержание нормальной массы тела и соблюдение диеты, придерживание принципов здорового питания. Как показывает практика, при снижении веса на 5-10% существенно уменьшаются проявления заболеваний мочеполовой системы, поскольку на мочевой пузырь оказывается значительно меньшее давление.
Гиперактивный ребенок и неусидчивый ребенок. Повышенная возбудимость у ребенка
Симптомы и причины. Гиперактивный ребенок не может долго сидеть и выполнять работу, связанную со статичным положением тела, часто громко кричит и бурно выражает эмоции, имеет дефицит внимания, не дающий ему сосредоточиться на чем-то одном, вынужден разряжать накопившееся напряжение через двигательную активность. Т.е., в нервной системе ребенка возбуждение существенно доминирует над торможением. Опасность повышенной возбудимости – в снижении обучаемости и, как следствие, отставании ребенка от сверстников в развитии.
Здесь важно понять источник повышенной возбудимости и неусидчивости. Поэтому первое, что мы Вам предложим – выяснить причину происходящего. Основных варианта три:
Это нормальный природный темперамент Вашего ребенка и вмешательства психиатра или врача не требуется. Ребенок при этом психически здоров и психологически благополучен. В этом случае мы дадим Вам несколько рекомендаций, и Вам с ребенком станет заметно комфортнее.
Имеется какая-либо психологическая проблема, повышающая у ребенка уровень эмоций, тревоги или агрессии, например. Эмоция требует выхода (разрядки, реализации), отсюда повышенная возбудимость и неусидчивость. Ребенок при этом психически здоров и в каком-либо медицинском лечении не нуждается. Такого рода психологические проблемы довольно легко диагностируются в ходе беседы с ребенком и родителями, а затем мягко корректируются.
Повышенная возбудимость и неусидчивость является следствием медицинской проблемы. Речь может идти, например, о повышении внутричерепного давления, хроническом воспалении где-либо (аденоиды, миндалины), нейровоспаление, последствиях родовой гипоксии или травмы, детском неврозе, скрытой форме эпилепсии. Так же встречаются в нашей практике и более серьезные проблемы, как аутистическое расстройство и детская шизофрения
В этом случае очень важно найти истинную причину происходящего, и только тогда лечение будет работать эффективно и безопасно.
Гипервозбудимость, неусидчивость и гиперактивность как особенности характера. Если говорить про повышенную возбудимость и неусидчивость, как характерологические особенности, такое возможно, если ребенок экстравертивен и темпераментен от природы. Либо ребенок может копировать такой стиль поведения у кого-то из членов семьи. Но мы можем говорить о норме только в том случае, если это вид гиперактивности не приводит к нарушению здоровья и если ребенок не возбуждается настолько, что перестает нормально спать, начинает часто болеть или отстает в общем развитии. Имея сильную расторможенность и возбудимость, ребенок не может сосредоточиться и освоить навыки, которые ему полагается освоить по возрасту.
Тест на гиперактивность
Дефицит активного внимания:1.Не может сосредоточиться на чем-то одном, трудно удерживать внимание;2.Может забыть то, что ему поручили или о чем попросили;3.Любит начинать новое занятие, но не может доделать его до конца;4.Не может четко организовать свою деятельность и соблюдать распорядок;5.Трудно соблюдать порядок, может растерять все свои вещи;6.Не любит монотонных заданий, требующих умственных усилий и внимания;7.Может забыть то, что ему поручили или о чем попросили;6. Не сразу реагирует, когда к нему обращаются
Двигательная расторможенность:1.Часто беспокойно двигается (бегает, прыгает, залезает куда-то, ерзает на стуле и за столом);2.Долго засыпает и плохо спит, может часто просыпаться4. Любит много и безудержно говорить.
Импульсивность:1.Слабый контроль своего поведения;2.Не может регулировать свои действия и чаще всего не следует правилам;3.Плохо сосредоточивает внимание;4.Не может дожидаться окончания чего-либо или вознаграждения;5.Нет точной линии поведения, сильная вариативность в результатах и состояниях;6.Может начать отвечать, не дослушав вопроса;7.Часто вмешивается в чужой разговор и прерывает его;8. Не умеет ждать, может побежать, не дождавшись старта
Если Вы нашли хотя бы шесть из перечисленных признаков у ребенка в возрасте до 7 лет, можно предположить, что существует склонность к гиперактивности. Но точный диагноз может поставить только специалист.С чего начать и к кому обращаться с излишне возбудимым ребенком?
Лечение Гиперактивности у детей:
1. Образование
О расстройстве ребенка нужно сообщить в семье, в школе и самому ребенку. Не стоит винить в этом родителей или самого малыша. Часто гиперактивных детей много ругают, потому что они бывают совершенно невыносимыми. Но взрослые должны признать, что проблемы ребенка – не просто намеренное
непослушание. Нормы относительно неприемлемого поведения должны быть ясными, должны настойчиво и спокойно претворяться в жизнь и поддерживаться немедленными (но не суровыми) санкциями (наказаниями). Ключевая цель лечения – уменьшить вероятность того, что ребенок дополнительно приобретет поведенческое расстройство. Когда появляются проблемы и обучением, может понадобиться коррекционная помощь.
2. Психологическое лечение
Управление поведением часто полезно и в самых легких случаях может быть единственным лечением, которое требуется. Родители могут записаться на специальные тренинги, чтобы улучшить навыки управления ребенком. Это снимает стресс в семье и помогает бороться с негативным поведением ребенка.
Можно награждать ребенка, когда он всё дольше и дольше сосредоточен на какой-либо деятельности. Также предлагается учить ребенка когнитивным стратегиям, чтобы увеличить обдумывание.
3. Лечение медикаментами
Хорошо проверенным лечением гиперактивности у детей является применение стимуляторов. Но в США, к примеру, им злоупотребляют.
Часто применяют для лечения метилфенидат, а также дексамфетамин. Из-за опасения повреждения печени пемолин на сегодняшний день применяется в редких случаях.
Медикаментозное лечение с помощью стимуляторов применяют при тяжелой и устойчивой гиперактивности и при отсутствии эмоциональных симптомов. Если родители против лечения лекарственными средствами, им предлагается дать ребенку краткий курс, вместе с врачами оценить результаты и решить, стоит ли продолжать лечение.
Медикаменты, назначенные адекватно, позитивно влияют на внимание и уровень активности, часто наступает параллельное улучшение в послушании, взаимоотношениях со сверстниками. Улучшаются также отношения в семье и повышается уровень обучаемости
Метилфенидат и дексамфетамин не вызывают привыкания у детей, не имеют седативного действия. Побочные эффекты также незначительны, ими можно пренебречь, или врач рекомендует немного снизить дозу. Стимуляторы могут привести к усилению тиков, поэтому они не являются препаратами первого выбора у детей с тиками или при отягощающей истории тиков в семье.
Прием стимуляторов может не прекращаться месяцы и даже годы. Это безопасно. Может случиться только одно осложнение после долговременного применения – очень небольшое уменьшение роста у взрослых. Гиперактивность можно лечить другими средствами – например, клонидином, бупроприоном, трициклическими препаратами, такими как имипрамин.
Но нельзя ограничивать лечение гиперактивности у детей только приемом медикаментов. Стимуляторы помогают ребенку начать нормальное развитие.
4. Диета
Лечение диетой очень популярно у родителей, и часто бывает необходимо вначале попробовать сначала его, а потом уже, если не поможет, и другие методы. Судя по последним данным, гиперактивность у ребенка уменьшается от исключения из рациона некоторых продуктов. Обычно причина кроется в одном или двух естественных продуктах, например, в апельсинах или молоке.
Прогноз. Чрезмерная активность обычно уменьшается, когда ребенок становится подростком, хотя во взрослой жизни у многих пораженных детей остаются проблемы, связанные с внутренним чувством беспокойности, импульсивностью и невнимательностью.
В учебе такие дети часто не преуспевают, что может стать причиной непродвижения по карьерной лестнице в дальнейшей взрослой жизни. У детей с сочетанием гиперактивности и расстройства поведения высок риск антисоциального расстройства личности и злоупотребления психоактивными веществами во взрослой жизни; у детей с «чистой» гиперактивностью риск этих антисоциальных исходов меньше, хотя они, тем не менее, уязвимы.
Рекомендации для родителей детей с СДВГ
Провести диагностику, поставить диагноз и назначить грамотное лечение симптома дефицита внимания может только квалифицированный врач. Но выздоровление ребенка во многом зависит от его родителей. Прежде всего, они должны принять своего малыша и осознать, что его поведение является не результатом воспитания, а следствием болезни.
Чтобы устранить СДВГ симптомы, специалисты рекомендуют в домашних условиях придерживаться таких поведенческих стратегий:
Составить режим дня и строго ему следовать
Очень важно, чтобы ребенок спал достаточное количество времени. Не выспавшийся ребенок становится более капризным, агрессивным, утрачивает способность к концентрации внимания.
Следить за питанием ребенка
Многие исследователи утверждаются, что СДВГ симптомы зависят от того, что включено в ежедневный рацион малыша. Дети, страдающие синдромом дефицита внимания, часто испытывают недостаток в омега-3 кислотах. Поэтому морская рыба должна быть обязательной частью детского меню. Можно давать ребенку рыбий жир или поливитаминные комплексы, содержащие магний и витамины группы В. Эти микроэлементы также снижают симптомы СДВГ. Кроме того, необходимо исключить из рациона продукты с высоким содержанием глютена (злаковые культуры), казеина (молоко) и полисахаридов. Углеводы должны поступать в организм из фруктов и овощей, а от употребления конфет, картофеля, риса и мучных блюд лучше всего отказаться. Диета малыша с синдромом дефицита внимания должна включать большое количество мяса, яйца, бобовые, орехи и сыр.
Организуйте пространство детской комнаты таким образом, чтобы все вещи ребенка имели определенные места. Малыш будет реже их терять. В разных источниках описываются СДВГ симптомы, и одним из наиболее устойчивых называется неспособность к организации. Это очень осложняет процесс социальной адаптации ребенка. Четкая организация пространства немного облегчит малышу жизнь.
Во время проведения занятий следует устранить все отвлекающие факторы. Обязательно выключите телевизор, компьютер, радио и т.д. Ребенку, у которого проявляются основные симптомы СДВГ, сложно концентрироваться. Поэтому родители должны позаботиться о том, чтобы ему ничего не мешало.
Давайте ребенку право выбора. Когда он одевается, предложите два комплекта одежды, во время приема пищи – несколько видов блюд. Но количество вариантов не должно быть слишком большим — в противном случае это может привести к развитию эмоциональной и сенсорной перегрузки.
Во время беседы с ребенком старайтесь давать точные указания. Все инструкции должны содержать минимум информации. Необходимо воздерживаться от уговоров и угроз.
Ставьте перед малышом реалистичные задачи, чтобы он смог с ними справиться. За успехи ребенка обязательно нужно поощрять. Используйте наглядные материалы для отображения его достижений.
Помогите малышу найти занятие, в котором он мог бы достичь успеха. Это позволит развивать навыки социального общения, а также повысит самооценку вашего ребенка.
Преодолеть ребенку симптомы СДВГ могут помочь его родители — без их участия даже самая хорошая терапия будет малоэффективной. Лучшим средством от большинства психологических расстройств у детей является любовь, поддержка и понимание самых близких людей – мамы и папы!