Нетрадиционная техника рисования граттаж

История граттажа

История граттажа берет свое начало с античных времен. В Древней Греции и Риме была распространена техника декорирования стен зданий путем процарапывания верхнего тонкого слоя штукатурки — «сграффито». Пик ее популярности приходится на эпоху раннего Возрождения, до сих пор в разных городах Европы можно встретить дома, декорированные в технике сграффито.

Начало ХХ века ознаменовалось в изобразительном искусстве появлением многочисленных авангардистских течений. Художники активно искали альтернативные формы и средства для творчества, новые возможности для реализации своих идей.

Изобретением графической техники граттажа современное искусство обязано гениальному немецкому авангардисту Максу Эрнсту (Max Ernst). Ему первому в 1925 году при случайном рассматривании старого паркета пришла в голову мысль создавать произведения путем процарапывания бумажной или картонной основы. Уже через год в Париже был напечатан его сборник граттажных рисунков «Естественная история», а чуть позже состоялась первая персональная выставка работ, выполненных в новой технике.

В последующие годы к граттажу в своем творчестве обращались многие выдающиеся деятели авангардного искусства. Они постепенно усовершенствовали эту технику при создании своих смелых новаторских работ.

В наши дни граттаж широко используется в системе детского образования. Но лишь небольшая часть профессиональных художников применяет эту оригинальную технику на постоянной основе в повседневной работе.

Создание рисунка в технике граттаж

Прежде чем приступить к созданию изображения с помощью граттажа, зафиксируйте лист на фанере или столе, приклеив его скотчем. Далее руководствуйтесь поэтапной инструкцией:

  1. Перед началом работы полностью просушите поверхность. На «нерабочие» участки положите салфетку или чистый лист бумаги.
  2. Закрасьте поверхность, используя масляную пастель разных цветов. Например, для осеннего пейзажа возьмите красные и желтые тона, для изображения подводного мира – фиолетовые и синие.
  3. Чтобы оттенки плавно перетекали друг в друга, возьмите бумажку и потрите ею поверхность. Масляная поверхность хорошо размазывается, поэтому у вас получится цельное разноцветное пятно.
  4. Закрасьте всю поверхность, воспользовавшись черной тушью или гуашью. Не забудьте добавить в пигмент немного жидкого мыла или шампуня.
  5. Наметьте основные контуры белым карандашом или мелком. Обозначьте только главные очертания, т.к. стереть карандаш с такой поверхности, не нанеся ей повреждения, будет сложно.
  6. Начинайте процарапывать обозначенный контур острым предметом. Давить слишком сильно не стоит – делайте это с таким давлением, чтобы снять черный слой. Перед процарапыванием убедитесь в том, что темный пигмент высушен.
  7. Процарапав основные контуры, займитесь проработкой деталей и завершите свой рисунок.

Граттаж можно сделать негативным или позитивным. В первом случае подложку делают темной, а фон светлым, а во втором (самом распространенном) – светлый рисунок выцарапывается на темном фоне. После покрытия воскового слоя с использованием туши у вас получится полуматовая поверхность черного цвета, с которой нужно обращаться очень аккуратно – не брызгать водой, не трогать руками. На ней сразу остаются отпечатки пальцев, которые потом не получится чем-либо удалить. Полезные советы:

Если не досушить восковой картон, то вы не сможете процарапать ровную линию, т.к

материал начнет крошиться.
Очень важно работать на абсолютно ровной поверхности, чтобы картон не переламывался и не сгибался. Лучше зафиксируйте рабочий лист на фанере при помощи скотча.
Вы можете подобрать материалы для техники граттаж на свое усмотрение

Это может быть плотная бумага, картон, пластик, дерево, старый календарь и даже металл. В случае с металлической и деревянной поверхностью основу можете не тонировать – просто покройте ее воском и процарапайте изображение.
Наносить краску необходимо плоской кистью с мягким ворсом – так слой получится равномерным. Если вы будете использовать жесткий ворс, то он «травмирует» восковой слой. Проводить кистью рекомендуется только один раз, в противном случае поверхность переувлажнится и просто набухнет.
Промежуточный слой можно будет сделать парафиновой свечкой, яичным желтком или восковыми мелками.
Последний красочный слой создается при помощи цветной гуаши или черной туши. Финишный цвет в целом бывает любым – все зависит от вашей композиционной идеи.
Чтобы при выцарапывании рисунка гуашь не окрашивала руки, добавьте в краску немного ПВА.
Чтобы во время нанесения финишного слоя краска не скатывалась на парафине или воске, покройте поверхность мелом.
Если тушь или гуашь скатывается со слоя, обработанного восковыми мелками, то можете сначала обезжирить основу тальком.

Рисование граттаж

Смысл рисования заключается в том, что необходимо острым инструментом на бумаге покрашенной цветной краской нарисовать рисунок.

Этот вид рисования был придуман во Франции и берет свое название от французского”gratter” — соответственно этот вид творчества еще называют техника царапанья. За основу берут толстую бумагу или картон, и покрывают его слоем гуаши или акварели. Также можно не усложнять процесс и просто купить цветной картон с уже нанесенным на него ярким рисунком.

  • Если вы возьмете цветной картон, то потом нужно будет только покрыть его восковым слоем, используя обычную свечу. Потом нужно восковой слой на бумаге покрыть слоем туши губкой или кисточкой для рисования. Ждем, пока тушь высохнет.
  • После того, как приготовили бумагу, тонким и острым предметом царапаем на ней рисунок в виде линий. В зависимости от того, берете ли вы разноцветный картон или белую бумагу, рисунок получится разноцветным или черный с белыми краями.
  • Далее перечислим разновидности техник рисования, используя различный инструмент (зубочистка, спица, острая палочка, стержень, конец кисточки).

Интересная и увлекательная техника рисование граттаж вызывает большой интерес у детей любого возраста. Разница только в том, что малышу нужно подготовить листы бумаги. А дети старшего возраста, способны сами изготовить для себя особенный листочек.

Способ покраски и покрытия листа бумаги очень прост и выполняется ребенком в три этапа. К тому же, сама подготовка поля для творчества, полезна для детей, тем, что воспитывает у них усидчивость и внимательность. Но рисовать на готовом уже листочке, тоже интересно, это больше подойдет для совсем маленьких деток. Они воспринимают процесс рисования, как волшебство.  Малыш с удивлением будет смотреть, на то, как на бумаге, покрытой темной краской, появляются яркие фигурки.

Рисование граттаж строится по следующим правилам:

  1. Грунтуем листок бумаги или картона воском. Это сложный для ребенка процесс, поэтому тут необходима будет помощь взрослых. Необходимо взять картон и полностью его закрасить разноцветными карандашами из воска или восковой свечи. Смотря, что вы хотите потом нарисовать. Так же можете купить разноцветный картон в магазине и хорошенько покрыть его воском, с помощью свечи.
  2. После, губкой или широкой кисточкой необходимо весь лист закрасить тушью. Можно взять и простую акварель, но высохнув, такие краски оставляют следы на руках. Также подойдут для этого дела акриловые краски. На этом, процесс грунтовки окончен.
  3. Заостренной палочкой царапающими движениями создаем на темном фоне рисунок из белых или разноцветных полосок. Рисовать этим способом сложно, поэтому для детей необходимо организовывать перерывы и делать гимнастику для детских пальчиков. Чтобы ручки не уставали.

Рисуем вместе с детьми.

Острым предметом царапаем на бумаге рисунки. Вначале малышам необходимо показывать, как нарисовать тот или иной предмет. Потом, они уже сами будут придумывать картинки.

Необходимо объяснить деткам, что линию острой палочкой лучше вести непрерывно, тогда рисунок получится более ярким и четким. Что может нарисовать ребенок?

Очень удачно выходят у малышей рисовать природу: зимнюю или осеннюю. Так же ярко выглядят салюты, ночной город, космические рисунки.

Мастер-класс «Северное сияние» (работа в технике «Граттаж»)

Уважаемые коллеги!

Хочу поделиться  мастер — классом  работы в технике «Граттаж». Занятие для учащихся 2 класса.

Цель: познакомить с техникой «граттаж», создать композицию «Северное сияние», развивать познавательную сферу детей, воспитывать усидчивость, точность, аккуратность.

Можно начать занятие  с загадки о северном сиянии, ведь именно его мы и будем сегодня учиться делать в технике, которую в простонародье называют «цап-царапки».

Полюс Северный снега

Полюбили навсегда.

Даже летом снег не тает —

Солнцу силы не хватает!

Небо радугой цветной

Наряжается порой!

Что за чудо-одеяние? —

Это -… (северное сияние)

Целесообразно рассказать немного ребятам об этом явлении природы (можно это сделать  заранее, на уроке «Окружающий мир»).

«В ясные морозные ночи Северное небо, озаренное лишь светом луны и бесчисленных звезд, неожиданно окрашивается в разные цвета, настолько яркие, что становится светло, как днем. Это явление называют северным или полярным сиянием, потому что оно наблюдается не только у нас на севере, но и на Южном полюсе – Антарктиде. И чтобы не было обидно ни белым мишкам, ни пингвинам, ученые называют сияние полярным.

С чем его можно сравнить?

В народе этому явлению давным-давно придумали меткие определения. Называют сполохи, потому что все небо вспыхивает и играет лучистыми дугами; пазори – вроде бы и зори, но полярные. Говорить о полярном сиянии – то же самое, что пытаться словами описать музыку. С чем его только не сравнивали! Людям казалось, что они видят на небе извивающихся змей и гигантские птичьи крылья, огненные купола и короны, экзотические веера и занавеси, снопы и пучки разноцветных лучей, дуги, спирали, исполинские огненные столбы.

Можно зачитать отрывок из книги В. Суслова «В краю поющих сугробов»:

«На небе большими зигзагами полоскались разноцветные ленты.  Их было много: красные, желтые, зеленые,…  всякие! Они то свертывались в огромный клубок, то развертывались, разбрасывая по небу золотистые нити.

Потом ленты собрались вместе, и с темного неба, почти до самой земли, опустился радужный занавес. А перед ним вырос причудливый, как из сосулек, высокий дворец. Возле дворца прыгали смешные человечки и бросали кругленькие снежки. Снежки летели по небу и тянули за собой золотистый, зеленый хвост из тонких нитей.

Но скоро все куда-то исчезло. В темном небе остались одни звезды. Крупные. Мохнатые. Будто вырезанные из серебристой бумаги на новогоднюю елку».

Для работы нам понадобятся:

— белый картон

— гуашь(цветная и чёрная)

— парафин (любая свечка)

и…зубочистка.

Начинаем.

1. Заполняем лист картона разноцветными мазками. Чем ярче они будут, тем лучше. 

Даём высохнуть.

2. Покрываем парафином получившийся шедевр.

Для этого зажигаем свечку (любую), макаем  туда кисточку и наносим  парафин равномерно  на  картон.

3. Парафин покрываем  чёрной гуашью (она должна быть консистенции густой  сметаны). Кисточку не мочить!

4. Последний этап работы — зубочисткой процарапываем  до показавшегося пёстрого слоя, создавая эффект северного сияния.

Дополним работу аппликацией. Кто живёт на Северном полюсе? Нам на помощь опять приходит загадка.

Братья, сестры бурым мишкам,

Но не любят мед и шишки,

Моржи, тюлени им соседи.

Кто это? — Белые… (медведи)

Можно снег сделать из ватных дисков, а мишек – из прокладочной  бумаги из конфетной коробки.

А здесь у нас мишки выполнены в технике «Квиллинг»

Обратите внимание, в первой работе мы царапали по вертикали, а во второй по горизонтали

Для ребят помладше можно мишку выполнить из салфетных комочков.

Граттаж поэтапно

Нюансы создания рисунка в технике граттаж следует рассмотреть поэтапно на примере композиции «Попугай на ветке».

Сначала лист бумаги закрашивается восковыми мелками разных цветов. Поскольку изображаться будет попугай, то цвета выбираются яркие и контрастные.

Цвета желательно выбирать яркие и контрастные согласно окраске попугая

Далее можно применить небольшую хитрость: взять кусочек бумаги и потереть им поверхность. Это обеспечит плавное перетекание цветов. Однако же иногда резкие цветовые перепады, наоборот, делают изображение более оригинальным. В любом случае не нужно бояться экспериментов.

За счёт растирания цветовые переходы будут более плавными

После этих манипуляций основа густо закрашивается чёрной гуашью или тушью. Для однородности и предотвращения скатывания в краску следует добавить пару капель жидкого мыла. Далее лист бумаги нужно оставить до его полного высыхания.

В краску лучше добавить немного жидкого мыла, чтобы покрытие получилось однородным

Основной контур попугая нужно наметить белым карандашом (простой карандаш также можно использовать — он будет заметен на чёрном фоне). Обозначаются только главные моменты, не стоит мельчить, ведь стереть линии с поверхности будет проблематично.

Карандашом обозначаются только главные очертания, без мелких деталей

После этого ключевые линии рисунка процарапывается острым инструментом, например, зубочисткой. Не нужно давить на бумагу слишком сильно, а так, чтобы только снять чёрный гуашевый слой.

Не нужно давить зубочисткой слишком сильно, ведь сняться должен только чёрный слой

После обозначения основного контура следует прорисовать более мелкие детали, закрасить отдельные фрагменты (то есть удалить чёрный пигмент на довольно большом участке, например, это будет ветка дерева, на которой сидит птица, а также её голова).

После проработки мелких деталей рисунок готов

Известные художники, работавшие в технике граттажа

Имена известных художников-граттажистов хорошо знакомы ценителям современного искусства. Наибольший вклад в развитие этой техники внесли следующие мастера:

  • Макс Эрнст. Знаменитый немецкий художник недолго оставался ярым приверженцем граттажа. Впоследствии он переключился на другие техники и на протяжении всей своей жизни не уставал экспериментировать. Но именно Эрнсту принадлежит авторство изобретения граттажа.
  • Жоан Миро (Joan Miró). Испанский авангардист также оставил яркий след в истории граттажа. Он всю свою жизнь пытался уйти от традиционных методов живописи и найти новые формы самовыражения.
  • Ганс Хартунг (Hans Hartung). Французский художник немецкого происхождения модифицировал живописные кисти и валики, чтобы создать на их основе удобные инструменты для выцарапывания рисунков. С их помощью он писал свои картины широкими и решительными линиями.
  • Джованни Гуйда (Giovanni Guida). Молодой итальянский художник по праву относится к лучшим мастерам граттажа XXI века. Он активно работает в этой технике и добился широкой известности в возрасте всего 25 лет.

Нетрадиционные техники рисования в ДОУ

Граттаж для детей старшего дошкольного возраста

Техника рисования «Граттаж»

Мастер — класс по рисованию — изучение различных техник рисования с дошкольниками.

Мастер – класс рассчитан для воспитателей детских садов и родителей, детей старшего дошкольного возраста.

«Граттаж» (гравюра). Слово произошло от французского gratter — скрести, царапать, поэтому другое название техники — техника царапанья. Еще одно название этой техники – воскография.

Используя данную технику рисования, следует придерживаться определенных правил:

— поверхность картона или плотной бумаги, после нанесения туши, должна быть абсолютно сухой перед началом работы,

-на поверхности черного цвета остаются жировые и другие вещества с пальцев, поэтому необходимо защитить поверхность «нерабочих» участков чистым листом бумаги или плотной салфеткой.

— лист картона или бумаги расположить горизонтально, так как при сгибании могут появиться надломы, трещины; лучше закрепить заготовку клейкой лентой на листе фанеры, на столе.

Вроде бы техника простая, но она требует усердия, сосредоточенности, усидчивости от детей. Главное — подобрать правильно картинку: для младших дошкольников – простую, для старших можно и чуть-чуть посложнее. Желательно чтобы картинка была перед глазами. Можно взрослым процарапать основные контуры.

Название работы: «Пейзаж»

Если видишь, на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш, —

Обязательно картина

Называется пейзаж. (А.Кушнер).

Цель: знакомство воспитателей с техникой рисования «граттаж» и использование её в работе с детьми.

Задачи:

— развивать творческие способности дошкольников, художественный вкус, чувство композиции,

— развивать воображение, пространственное мышление, мелкую моторику руки,

— воспитывать желание узнавать новое.

Назначение: оформление уголка изодеятельности, интерьера группы.

Материал: картон или лист плотной бумаги, желательно белого цвета, восковые мелки, тушь, губка, вязальный крючок.

Последовательность работы:

Лист плотной бумаги или картона полностью закрашиваем восковыми мелками. Цветовое решение зависит от задуманного рисунка. (Можно закрасить лист акварелью разных цветов, но тогда сверху рисунок покрывается обычной восковой свечей. Так же возможно использование простой белой или цветной бумаги, закрашенной свечой).

В черную тушь добавить немного жидкого мыла или шампунь (достаточно одной капли на столовую ложку туши), и полученной смесью, используя широкую кисть или губку, покрыть закрашенный лист. Ждем, пока лист высохнет — получилась заготовка.

Далее берем зубочистку или перо, вязальный крючок или спицу, ручку с использованным стержнем и процарапываем рисунок по туши. Для детей лучше подходит крючок для вязания – удобнее держать.

На черном фоне появляется рисунок из тоненьких цветных или белых штрихов.

Вот такие рисунки в технике «Граттаж» получились у детей.

Рисуют дети на стекле,

Рисуют дети на асфальте,

Возводят город на песке, —

Такого нет ещё на карте.

В руках мелки, карандаши…

Детишки – маленькие маги.

Но столько вложено души

В их мир прекрасный на бумаге! (отрывок из стихотворения Татьяны Щербачевой).

Спасибо детям подготовительной логопедической группы «Смешинка» в подготовке мастер – класса.

Граттаж как нетрадиционный способ рисования

Граттаж — это метод выполнение рисунка с помощью процарапывания острым инструментом бумажной основы, покрытой фоном тёмного цвета. В результате получаются оригинальные контрастные композиции.

Рисунки в технике граттаж оригинальны за счёт своей контрастности

Если обратиться к истории изобразительного искусства, то пик популярности граттажа — начало XX столетия. В России эта техника называлась граттография, она очень подходила для воплощения фантастических и экспрессивных идей. Была необходима форма, которая бы одновременно выражала простоту и неординарность. Этот способ рисования позволял создавать эффект полутонов за счёт контуров.

М. Добужинский первым в России использовал граттографию

В современной живописи граттаж также используется, хотя и не слишком активно. Так, истинные шедевры творит американская художница (по происхождению румынка) Кристина Пенеску. Методом процарапывания она очень реалистично изображает животных (картины можно сравнить с фотографиями).

Американская художница кристина Пенеску создаёт очень реалистичные образы животных в технике граттаж

Цветочная композиция в технике граттаж

Для работы
Тебе понадобятся:

два листа
бумаги (важно: один —
толстый (например, белый картон —
он будет полотном для будущей работы),
и один обычный —
для эскизного рисунка),
карандаш;
ручка, которая
уже перестала писать;
набор гуаши;
кисточка;
черная тушь
или черная гуашь;
свеча.

1. Возьми толстый
лист бумаги (или белый картон) и обозначь
на нем хаотичными плоскостями места,
которые потом мы закрасим в разные
цвета.

Плоскости могут
быть любых форм: в виде пятен, как у меня,
или же в виде кругов, полосок. Могут
иметь четкие контуры, или плавно
перетекать из одного цвета в другой.
Все зависит от твоей фантазии.

2. Когда плоскости
будут обозначены, разрисуй их в различные
цвета. Цветовую гамму подбирай
самостоятельно. Это могут быть только
теплые, или только холодные цвета, или
все цвета радуги, как у меня. Когда вся
бумага будет раскрашена, оставь ее до
полного высыхания.

Маленький
совет: используй больше
светлых и ярких цветов, они делают
хороший контраст с черным цветом.

3. Если краска
высохла, можно смело переходить к
натиранию бумаги. Возьми любую ненужную
свечу и щедро натирай ней бумагу

Важно,
чтобы слой воска был толстым, тогда
царапать рисунок будет на много легче.
Если у Тебя образовался белый налет,
как на фото —
тогда все хорошо. Но перед тем, как
переходить к следующему этапу, проверь,
все ли плоскости хорошо натерты воском

4. На этом этапе
покроем бумагу черной тушью или гуашью.
Если Ты покрываешь поверхность черной
тушью, предварительно стоит растворить
ее с мылом. Так тушь будет лучше ложиться
на восковую поверхность. Бумагу
закрашиваем плотно, не оставляя белых
пятен и разводов. Оставляем до полного
высыхания, а сами в то время приступаем
к следующему этапу.

5. Пока заготовка
под рисунок граттаж сохнет, подготовим
эскиз нашего будущего творения. Я выбрала
цветочную композицию. Для начала кругами
обозначим расположения будущих цветов
и нарисуем линии стеблей.

6. На обозначенных
плоскостях рисуем разнообразные
сказочные цветы. Их форму, размер,
листочки можешь придумать сам. Пусть
Твои цветы будут оригинальными,
фантастическими —
это придаст рисунку индивидуальности.
Прорисуй толстые стебли.

7. Добавь к цветам
сказочные листочки, а также дорисуй
детали фона: бабочек, пузырьки и любые
другие украшения.

8. Эскиз картины
готов. Осталось только перенести его
на заготовленное черное полотно. Как
это сделать? Очень просто.

Сверху на черную
бумагу ровно приложи бумагу с эскизов,
чтобы уголки листочков совпадали. Возьми
ручку, которая уже перестала писать, и
прорисуй контуры эскиза, немного
прижимая. Такой метод поможет сделать
отпечаток эскиза на черной бумаге.
Проверь, все ли контуры Ты обвел. Когда
все будет готово, сними листок, и Ты
увидишь, что контуры рисунка перебились
на бумагу, как показано на фото.

9. А теперь можно
перейти к самому интересному! Полученные
контуры начинай царапать ручкой, которая
не пишет, или острой палочкой. Если слой
воска под краской будет толстым, то Ты
убедишься, как легко и приятно царапается
рисунок.

Создавая рисунок
в технике граттаж, Ты убедишься, насколько
интересно наблюдать, как под краской
появляются различные цвета, и цветок
получает сказочную окраску.

10. Процарапай
все контуры до самого конца. Тогда у
Тебя получится такой рисунок, как у
меня. Можно оставить его так, он уже
замечательный. А можно еще добавить
различных орнаментов и штриховок для
более оригинального вида.

11. На этом этапе
добавь рисунку уникальности с помощью
различных штриховок, орнаментов.
Некоторые части можно полностью
процарапать. По желанию, добавь травку
и некоторые элементы фона. Все зависит
от твоей фантазии.

Поздравляю,
рисунок готов! Эту композицию я решила
сделать цветной, поэтому для начала
покрывала лист бумаги цветными пятнами.
Можно делать и черно-белые рисунки
граттаж. В таком случае лист бумаги не
покрывается красками, а сразу натирается
свечой, а затем — черной тушью или
гуашью.

Черно-белые
граттажи похожи на гравюры и выглядят
просто невероятно. Не бойся фантазировать
и экспериментировать. Попробуй также
рисовать без предварительного эскиза,
сразу делая царапины на готовом
полотне. Это будет прекрасно развивать
Твою фантазию!

Успехов в
творчестве!

Автор урока: Алина Монич

Читай
также:

  • Рисуем
    орнаменты и узоры,
  • Рисуем
    весенние цветы.

Как сделать картину в манере граттажа: примеры

Глядя на работы профессионалов, не верится, что такое можно сделать своими руками. Но даже неопытный художник способен создать удивительную картину — нужно лишь ответственно подойти к делу и проявить фантазию.

Взгляд из космоса

Черный фон часто наводит детей на космические ассоциации. Чтобы изобразить загадочное ночное небо, основу можно закрасить любыми цветами: от оранжевого до фиолетового. Лучше всего использовать масляную пастель, чтобы потом растушевать границы пятен — так переходы между тонами станут более плавными. Самым маленьким художникам понравится идея изобразить ночной город под сияющими звездами, за жизнью которого наблюдает дружелюбный инопланетянин, путешествующий в своей «летающей тарелке».

Волшебное дерево

Очень эффектно в граттажной технике выглядят спиральные элементы. В композиции «Волшебное дерево» ветви занимают почти все пространство своими крупными завитками. Основа покрыта четкими поперечными цветными полосами, плавно переходящими друг в друга: холодные тона снизу постепенно становятся все более теплыми по мере продвижения наверх. Переходы хорошо прослеживаются благодаря тому, что ствол дерева достаточно широкий, как и ветви. Уровень сложности такой работы — средний.

Павлин

Небольшие цветовые пятна, расположенные хаотично, и тонкие линии рисунка дают эффект более нежного, едва уловимого перелива красок. Чтобы изобразить павлина, художнику следует запастись терпением, это повышает сложность картины. Не потерять симметрию помогут заранее намеченные голова, тело и основные перья хвоста птицы. Когда эти главные линии будут готовы, можно приступать к методичной детализации рисунка: процарапыванию тонких черточек-бородок и чешуеобразного оперения на шее и груди павлина.

Идей для создания граттажных полотен различной сложности бесконечное множество. Для работы с группой детей взрослые часто сами готовят загрунтованные листы. Но для более близкого знакомства с техникой лучше разделить занятие на две части. В течение первой юные художники сами загрунтуют основу так, как им хочется, а на втором занятии будут процарапывать свои рисунки.

Ход занятия:

1.Вводная часть:

Воспитатель (В.): Здравствуйте ребята, проходите присаживайтесь на свои места.

Послушайте загадку:

Пространство без воздуха с точками света,

Там мчится с хвостом своим длинным комета,

Мерцают галактики, кружат планеты,

Летят к дальним звездам наши ракеты.

Ответы детей (Д.): Космос

В.: Ребята, вы представляете какой он – космос? Космос – это бесконечное пространство с миллионом звёзд и планет. Давайте вспомним, что мы можем увидеть в космосе (разгадывание загадок):

2.Основная часть:

Бегают вкруг огонечка

Шесть сыночков и две дочки,

Промелькнут года и дни,

Но не встретятся они.

(Ответ: Планеты)

Освещает ночью путь,

Звездам не дает заснуть.

Пусть все спят, ей не до сна,

В небе светит нам …

(Ответ: Луна)

В космосе сквозь толщу лет

Ледяной летит объект.

Хвост его — полоска света,

А зовут объект…

(Ответ: Комета)

Я лечу вокруг Земли,

Отражаю вниз сигнал,

Чтобы зрители могли

Принимать телеканал.

(Ответ: Спутник)

В небе виден желтый круг

И лучи, как нити.

Вертится Земля вокруг,

Словно на магните.

Хоть пока я и не стар,

Но уже ученый —

Знаю, то — не круг, а шар,

Сильно раскаленный.

(Ответ: Солнце)

Осколок от планеты

Средь звезд несется где-то.

Он много лет летит-летит,

Космический …

(Ответ: Метеорит)

В.: Да ребята, эти и другие объекты находятся в космосе. А что нужно сделать, чтобы все это увидеть?

Д.: Полететь в космос!

В.: В космосе очень и очень холодно. Кроме того – в космосе очень мало воздуха и обычный человек в нем не сможет дышать. Именно поэтому космонавты надевают, перед полетом в космос скафандры. Космонавты, наденьте скафандры! (Дети делают вид что надевают скафандры)

Физкультминутка «Космос»

Один, два, три, четыре, пять,

(ходьба на месте)

В космос мы летим опять.

(соединить руки над головой)

Отрываюсь от Земли,

(подпрыгнуть)

долетаю до Луны.

(руки в стороны, покружиться)

На орбите повисим,

(покачать руками вперед-назад)

И опять домой спешим.

(ходьба на месте)

Рисовать мы будем необычным способом, на подготовленных с вами листах, острыми палочками. Дети, кто знает, как называется этот способ рисования?

Д.: граттаж, или по-другому царапины.

В.: Правильно. Прежде чем приступить продумайте содержание своей работы. Что у вас будет мелким, а что более крупным.

Дети приступают к самостоятельной практической работе. Во время выполнения работы, педагог поощряет детей и корректирует их деятельность.

3.Итоговая часть:

В.: Как мне нравятся ваши работы, ребята. Я вижу, что вы теперь настоящие космические путешественники и художники. А теперь давайте с вами оформим космическую выставку рисунков для родителей.

Граттаж. Рисунки, мастер-классы, занятия — Необычное рисование в технике «граттаж»

Публикация «Необычное рисование в технике…»
Граттаж — удобная и простая техника рисования

Развивает у ребенка фантазию, внимание, усидчивость, мелкую моторику. Для занятий необходимо приготовить: 1

Белый картон. 2. Cвечка (воск. 3. Восковые мелки, краски, гуашь. 4. Широкая кисть для рисования (желательно натуральная,…

Граттаж — нетрадиционная техника рисования
цели:  обучение родителей нетрадиционной технике рисования — граттаж. Задачи: Познакомить участников мастер-класса с нетрадиционной техникой рисования «граттаж». — Показать основные приемы выполнения техники «граттаж». — Упражнять в использовании таких средств выразительности,…

Рисование кленового листа в технике «Граттаж» по мотивам фрагмента картины «Золотая осень» И. Остроухова
За окном осень ! Буйство красок! Так и хочется , что нибудь создавать своими руками. Пришло время изучать новые техники. Сегодня для моих ребят день знакомства с техникой «Граттаж». Основу подготовила сама , решила не выдавать секрет детям. 1слой покрывала акварельными пятнами…

Граттаж. Рисунки, мастер-классы, занятия — Нетрадиционной техники рисования  «граттаж»

Статья «Нетрадиционной техники рисования …»
Формирование творческой личности ребёнка — одна из наиболее важных задач педагогической науки на современном этапе. Наиболее эффективное для этого средство — изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность способствует активному познанию окружающего мира, воспитанию…

«Зимний вечер». Конспект занятия по рисованию в нетрадиционной технике «граттаж» в подготовительной группе
Начальная школа — детсий сад 27. Воспитатель: Санникова Т. В. г. Махачкала КОНСПЕКТ ПО НЕТРАДИЦИОННОМУ РИСОВАНИЮ ДЛЯПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ В ТЕХНИКЕ “ГРАТТАЖ” “ЗИМНИЙ ВЕЧЕР” Программые задачи:Образовательные: Познакомить детей с техникой”граттаж” Ознакомить детей с различными…

«Подводный мир». Конспект НОД по рисованию в нетрадиционной технике «граттаж»
Конспект НОД по рисованию в нетрадиционной технике граттаж на тему «Подводный мир». Цель: рисунок на тему «Подводный мир» в нетрадиционной технике «граттаж» Задачи: -Ознакомить с новыми возможностями художественных техник, графических материалов: дать углубленные знания о…

Конспект открытого занятия по рисованию в подготовительной группе в технике «граттаж» на тему «Подводный мир»
Конспект открытого занятия по рисованию в подготовительной группе в технике граттаж на тему «Подводный мир» Цель: рисунок на тему «Подводный мир» в нетрадиционной технике «граттаж» Задачи: закреплять у детей технические навыки рисования; -продолжать учить выстраивать композицию…

Граттаж. Рисунки, мастер-классы, занятия — перейти на главную страницу рубрики.

Страницы:
3 …

Шаг второй – нанесение воска

Подготовив основу, надо нанести на нее воск. Сделать это также можно различными способами.

Вариант первый – втереть в основу восковую свечу.

Вариант второй – натереть свечу на терке в некую емкость и поставить ее на водяную баню. После того как воск расплавится, нанести воск на подготовленный картон с помощью небольшой кисточки.

Вариант третий – зажечь чайную свечу (это маленькая свеча-таблетка) и набирать воск на кисть прямо из свечи, перенося его на картон.

Если вы предварительно нанесли на основу восковые мелки, шаг с воском нужно пропустить. Правда, если нанесение мелками показалось вам неравномерным, это можно исправить как раз на данном этапе. Попробуйте чуть улучшить ситуацию при помощи растворителя (например, возьмите скипидар).

Именно за счет использования таких материалов граттаж прекрасно подходит для детского развития. Но профессиональные мастера вместо воска применяют мел, специальную глину, яичный желток. Но эти материалы все же для тех, кто давно знает, что такое техника рисования граттаж, в детском саду использование таких основ нецелесообразно.

Нанесение рисунка

Это третий и завершающий этап. Здесь ребенок процарапывает любым острым предметом рисунок, который изначально был ним задуман. В качестве инструмента для изображения можно выбрать любой предмет:

  • Палочки для суши. Для рисования ими один конец необходимо заострить. Они легкие и удобные для детских ручек.
  • Обыкновенная шариковая ручка – это более удобный предмет для детей, поэтому ее можно использовать для рисования. Техника граттаж подразумевает использование ручки с закончившейся пастой. Тогда не останется следов, и рисунок будет иметь необходимые тона.
  • Зубочистки можно использовать, но для маленьких детских ручек это не очень удобный предмет для рисунка, выполненного в технике граттаж.
  • Спицы для вязания также подходят для детей более старшего возраста, так как металлическая поверхность этого предмета может скользить в руках, и не очень удобна для использования.

Техника граттаж подразумевает два вида нанесения изображения. Выполнять рисунок можно самостоятельно, придумывая его и выцарапывая. Это очень хорошо развивает фантазию у малыша. Он просто рисует то, что ему хочется, и позволяют имеющиеся навыки.

Можно воспользоваться и готовым эскизом. Для этого на листе бумаге делается заготовка рисунка. Это может быть сделано и взрослым, и малышом.

После подготовки листок с рисунком накладывается на готовую основу, закрепляется скрепками, и ручкой наносят изображение, слегка надавливая по контурам эскиза. В результате этого на картоне становятся видны очертания, по которым ребенок и выцарапывает рисунок.

Таким образом, у ребенка получается картина, которая похожа на гравюру и смотрится очень эффектно.

Для детей техника граттаж очень интересна и полезна, поэтому стоит научить их этому способу изображения.

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .

Ход НОД (1)

Воспитатель обращает внимание на конверт. Письмо от Снеговика и лесных жителей

«Здравствуйте, дети! Пишут вам Снеговик и лесные жители. У нас в лесу сейчас очень красиво, а ночью кажется как в сказке! Очень жалко, что мы не умеем красиво рисовать. вы не могли бы прислать нам зимние картинки? Очень ждем от вас ответа.

Ваши друзья»

Воспитатель: Ну, что поможем снеговику и лесным жителям?

Дети: Поможем!

Воспитатель: Ребята, а у нас пропали краски, карандаши и восковые мелки! Что же нам делать? Посмотрите, кто это?

Заяц держит корзинку, в которой лежат свечи, гуашь и зубочистки. Он знакомит детей с техникой «граттаж».

1. Лист натереть свечой так, чтобы он весь был покрыт слоем воска.

2. Затем нанести на слой воска гуашь.

3. Острой палочкой процарапывать рисунок.

Этот способ рисования называется граттаж. Заяц показывает образец.

Физкультминутка «Зайка»

Скок – поскок, скок – поскок,

Прыгнул зайка на пенек.

Зайцу холодно сидеть

Нужно лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочках потянись.

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-скок-скок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мерзли лапки.

Воспитатель: Давайте вспомним, что такое граттаж. С чего начнем работу?

Дети: 1. Лист натереть свечой так, чтобы он весь был покрыт слоем воска.

2. Затем нанести на слой воска гуашь.

3. Острой палочкой процарапывать рисунок.

Воспитатель: Как это называется? Приступаем к работе.

Дети работают под музыку П. И. Чайковского «Времена года. Январь».

Когда дети покроют воск гуашью, воспитатель предлагает закончить работу. Пусть листочки высохнут. Что мы будем делать дальше? Рисунок процарапывать будем на следующем занятии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector