I группа
Содержание:
- Какие нормативы по физкультуре предусмотрены для учащихся в школе (нормативы комплекса ГТО)?
- Что еще нужно знать о физкультурных группах здоровья?
- Как ставят оценки
- Группы по физкультуре
- Ход ЭКСПИРЕМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
- Что такое группы здоровья
- Оценка здоровья малышей
- Периодичность осмотров
- Классификация медицинских групп здоровья у детей по физкультуре — таблица
- Группы здоровья взрослого населения
- Какие факторы могут влиять на ухудшение здоровья малышей?
- Группы здоровья у детей
Какие нормативы по физкультуре предусмотрены для учащихся в школе (нормативы комплекса ГТО)?
Что еще нужно знать о физкультурных группах здоровья?
- Выбор группы для занятий физкультурой осуществляется до поступления в школу — и обязательно указывается в медицинской карте.
- Оценку состоянию ребенка дает исключительно педиатр (или терапевт, подростковый специалист). Именно он и определяет ребенка после обследования в одну из 3-х групп. При зачислении в специальную группу врач обязан не только указать диагноз, но установить степень нарушений в работе организма. В определенных случаях может потребоваться заключение медицинской комиссии.
- Группу здоровья следует подтверждать ежегодно.
- Группу здоровья могут поменять, если на ежегодном обследовании выяснено, что состояние ребенка улучшилось или ухудшилось.
Детишки из первых 2-х медицинских физкультурных групп обычно занимаются вместе, но для детей из подготовительной группы снижают, как объем нагрузки, так и ее интенсивность.
Что касается состава специальной группы – он формируется приказом школьного директора и по заключению выездной бригады специалистов. Занятия для этой группы проводят в школе дважды в неделю или трижды, но — по полчаса.
Как ставят оценки
Тоже интересный вопрос. Все понятно, если ученик в основной группе, тогда он и на основании этого ему выставляется та или иная оценка.
А если в подготовительной или в специальной, что тогда? Он ведь не может сдавать нормативы как его полностью здоровые одноклассники. В этом случае учитель ориентируется на посещаемость занятий, качество выполнения упражнений, а также теоретические знания. Учебники по физкультуре, оказывается, существуют.
Так же учитель может попросить подготовить проект на какую-нибудь спортивную тему или на тему ЗОЖ, реферат, доклад или презентацию. Но без оценки по физкультуре ученик остаться не может.
Интересно, а как вы относились к урокам физкультуры, когда учились в школе?
Я, если честно, не очень любила на них появляться. Мне нагрузки и без них хватало, так как я усиленно занималась волейболом. И была очень рада, когда мой учитель, Александр Васильевич, разрешил мне не приходить и автоматом ставил пятерки. А потому что я все равно бы на пятерки все сдала.
Да и сейчас дети к физкультуре относятся не лучшим образом, мне кажется. Считают ее каким-то второстепенным предметом. А зря! Спорт — это круто! Приятно иметь гибкое, стройное и сильное тело, которым ты еще и без труда управляешь. Согласны?
А у этих ребят на видео с физкультурой в школе точно проблем не было)
Желаю вашим маленьким школьникам крепкого здоровья и великолепных спортивных достижений!
Всего вам доброго!
Всегда ваша, Евгения Климкович!
Физкультура — обязательный предмет в школьной программе. У родителей сомнений в необходимости данного предмета, как правило, не возникает. Ведь детям, целый день находящимся за партой, совсем не помешает немного подвигаться.
Физкультура — это комплекс физических упражнений, способствующий здоровому развитию ребенка. Спортивные занятия для большинства детей полезны, однако некоторым школьникам (по состоянию здоровья) запрещены интенсивные физические нагрузки. Именно поэтому, все дети, которые готовятся пойти в школу, в обязательном порядке проходят полное медицинское обследование. На основании результатов этого обследования в медкарте будущего ученика появляется запись о принадлежности его к определенной медгруппе для занятий физкультурой.
Любая медицинская группа здоровья требует периодического подтверждения. Некоторые родители путают понятия «ЛФК» и «группы здоровья». Им не совсем понятно, в чем их различие. Поэтому мы решили внести некоторую ясность в данный вопрос. Занятия по лечебной физкультуре может проводить только врач ЛФК, а урок физкультуры с учениками из спецгрупп проводит школьный учитель, который предварительно проходит необходимую подготовку. В ходе подготовки он изучает оздоровительные методики, учится составлять индивидуальные спортивные программы для детей, страдающих определенными заболеваниями. Обучение проходит в специализированных Центрах ЛФК.
Группы по физкультуре
Когда школьник отправляется в первый класс, вместе с ним в школу попадает его медицинская карта. В ней обязательно указывается группа по физкультуре. Их три: основная, подготовительная, специальная.
Основная
Дети с первой и частично со второй группой здоровья, физически и психологически крепкие и развитые, не имеющие заболеваний. Либо имеющие небольшие отклонения, при которых не запрещены физические нагрузки, например, небольшой избыточный вес, или незначительные аллергические реакции.
Они занимаются по основной программе, сдают установленные нормативы, им можно участвовать в различных соревнованиях и всевозможных спортивных мероприятиях.
Подготовительная
Дети со второй группой здоровья. Они имеют отставание в физическом развитии и поэтому не могут заниматься так же интенсивно как их здоровые сотоварищи, хотя на уроки ходят вместе с классом.
Задача педагога — подобрать специальные комплексы упражнений, которые не навредят здоровью. Подбирает он их в соответствии с медицинской справкой, в которой лечащий врач должен указать, что именно нельзя делать школьнику (кувыркаться, плавать, наклоняться, прыгать и т.п.)
Так же в справке должен быть указан срок перевода. После того, как действие справки закончится, ученик автоматом попадает в основную группу.
Для того, чтобы подвергнуть таких школьников тестовым испытаниям по физической культуре необходимо получить разрешение врача. Так же его разрешение потребуется для того, чтобы привлечь ученика к участию в спортивно-массовых мероприятиях.
Специальная
Для того, чтобы перевести школьника в специальную группу мнения одного лечащего врача не достаточно. В этом случае собирается комиссия (КЭК). Справка оформляется на определенный срок.
Специальная группа делится еще на две.
Специальная «А»
Дети с третьей группой здоровья. Те, у которых имеются существенные ограничения по физическим нагрузкам. Они не могут заниматься вместе с классом. Для таких детей в школах должны проводиться отдельные уроки по физкультуре и разрабатываться специальные программы. А занятия должны вести учителя или инструкторы, прошедшие специальную подготовку.
Таким детишкам нельзя посещать спортивные секции, участвовать в соревнованиях и спортивно-массовых мероприятиях.
Специальная «В»
Сюда относятся дети частично с третьей и четвертой группами здоровья. Им разрешено посещать теоретические занятия в школе. Но риск физических нагрузок для здоровья так велик, что в школе они физкультурой не занимаются. То есть, по сути, это освобождение от школьных уроков физкультуры.
Но совсем без физической активности их никто оставлять не собирается. Им рекомендованы занятия лечебной физкультурой на базе лечебных учреждений и физкультурных диспансеров, под наблюдением врача ЛФК. А также дополнительные занятия на дому по специально разработанному комплексу упражнений.
Ну а детишки с пятой группой здоровья чаще всего находятся в медицинских учреждениях и для них возможность занятий ЛФК крайне индивидуальна.
Ход ЭКСПИРЕМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Воспитатель: Чтобы узнать, как зовут второй лучик нашего здоровья, я покажу вам фокус.
Вопрос: Что там лежит? Какие у вас есть предположения?
Ответы детей.
Воспитатель: Сейчас мы увидим, кто там прячется! «Один, два, три невидимка из стаканчика беги» — опускайте стаканчики в воду. Что за невидимка сидел в стаканчике?
Ответы детей.
Воспитатель: Мы увидели воздух, который был в стаканчике. Этот фокус вы можете показать дома. Ребята,все мы знаем:
Без дыханья жизни нет, без дыханья меркнет свет.
Дышат птицы и цветы, дышим он, и я, и ты.
Давайте проверим, так ли это.
Воспитатель: Попробуйте глубоко вздохнуть, закройте ладошкой рот и нос.
Вопрос: Что вы чувствуете? Почему не смогли долго находиться без воздуха? А ты что чувствовал?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно! Это каждая клеточка вашего организма взбунтовалась – пришлите, пожалуйста, воздух, а то мы погибнем.
Вопрос: А откуда в воздухе появляется кислород?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, ребята, воздух богатый кислородом – чистый воздух! Когда воздух свеж и чист – дышится легко, появляется бодрость, хорошее настроение.
Вопрос: Как же зовут второй лучик здоровья? (Открываю лучик)
Ответы детей.
Воспитатель: Чтобы быть здоровым нужен чистый свежий воздух.
Воспитатель: А вот после следующей игры вы сможете назвать, как зовут ещё один лучик. В магазинах продают много разных продуктов, если бы мама попросила вас сходить в магазин, смогли бы вы выбрать полезные продукты. Давайте поиграем в игру и узнаем, можно ли вам доверять домашнее хозяйство.
Что такое группы здоровья
С 2013 года в нашей стране проводится ежегодная диспансеризация с целью улучшения поддержки здоровья населения, своевременного выявления тяжелых хронических заболеваний, являющихся причиной ранней потери работоспособности и высокого уровня смертности. По ее результатам каждому гражданину присваивается соответствующая его состоянию группа здоровья у взрослых, оцениваются факторы риска, проводятся профилактические медицинские мероприятия, выдаются рекомендации, в зависимости от стадии обострения заболевания.
Детские подгруппы здоровья представляют собой условную шкалу, каждый пункт которой описывает основные критерии развития растущего организма, показатели здоровья и прогноз на будущее. Соответствующая подгруппа присваивается педиатром на основании результатов общих анализов, пройденных обследований, информации о врожденных патологиях (если таковые имеются). В процессе развития малыша она может измениться в связи с улучшением или ухудшением состояния здоровья ребенка.
Оценка здоровья малышей
А если в подготовительной или в специальной, что тогда? Он ведь не может сдавать нормативы как его полностью здоровые одноклассники. В этом случае учитель ориентируется на посещаемость занятий, качество выполнения упражнений, а также теоретические знания. Учебники по физкультуре, оказывается, существуют.
Так же учитель может попросить подготовить проект на какую-нибудь спортивную тему или на тему ЗОЖ, реферат, доклад или презентацию. Но без оценки по физкультуре ученик остаться не может.
Интересно, а как вы относились к урокам физкультуры, когда учились в школе?
Да и сейчас дети к физкультуре относятся не лучшим образом, мне кажется. Считают ее каким-то второстепенным предметом. А зря! Спорт — это круто! Приятно иметь гибкое, стройное и сильное тело, которым ты еще и без труда управляешь. Согласны?
А у этих ребят на видео с физкультурой в школе точно проблем не было)
Всего вам доброго!
Всегда ваша, Евгения Климкович!
Периодичность осмотров
Периодичность медицинских смотров непосредственно зависит от того, в какую группу здоровья входит пациент. Если для лиц из первой группы требуются стандартные осмотры 1 раз в год, то для второй проводятся расширенные обследования.
Какие процедуры будет проходить пациент, зависит от имеющихся факторов риска. Это связано с тем, что во время осмотров выявляются первичные признаки начинающегося заболевания. Если это происходит, человека переводят уже в третью группу здоровья.
Когда пациент попадает в третью группу здоровья, он должен еще более активно следить за своим здоровьем. Специалистов нужно посещать более 2 раз в год. Помимо этого, желательно 1-2 раза в год проходить курс лечения в условиях стационара.
Классификация медицинских групп здоровья у детей по физкультуре — таблица
Как классифицируются группы здоровья по физкультуре
Группа здоровья | Характеристика группы |
Основная | Группа для физиологически здоровых детей, не имеющих никаких отклонений и учеников с некоторыми функциональными нарушениями. Однако, по заточению медиков, эти нарушения не в состоянии за собой повлечь каких-либо последствий. При осмотре у ребенка не было зафиксировано отставаний в физиологическом развитии.
Основная группа подразумевает занятия по обычной программе. Обучающиеся сдают нормы и тесты индивидуальной физподготовки, могут заниматься в секциях, принимать участие в состязаниях. |
Дополнительная | В таких группах занимаются:
— ослабленные дети; — уч-ся, заключающиеся в группе риска по заболеваемости; — дети, имеющие хронические заболевания, но эти заболевания есть в стадии длительной ремиссии. Дополнительная группа предполагает строгое дозирование любых физиологических нагрузок, а также полное исключение некоторых движений. Например, острых наклонов, прыжков. Школьники, занимающиеся по программе дополнительной группы, не могут принимать участие в спортивных состязаниях, сдавать нормы и тесты по физподготовке. Им также рекомендуются дополнительные дела по индивидуальным программам на дому под родительским контролем. |
Специальная А, В | По программам группы «А» занимаются:
— ребята с врожденными пороками; — с хроническими заболеваниями в анамнезе; — с явными нарушениями физиологического развития. Школьники, в медкартах которых проставлена эта группа, могут заниматься физкультурой лишь по специальным оздоровительным программам. Программы разрабатываются индивидуально. Как правило, такие программы воспрещают или ограничивают силовые и скоростные упражнения, но разрешают не слишком подвижные игры на атмосфере, ежедневные прогулки и занятия адаптивной физкультурой. В большинстве школ обучающиеся с этой группой здоровья занимаются отдельно от класса. Учителя должны протекать специальную подготовку в Центрах ЛФК. В подгруппе «В» занимаются учащиеся: — с хроническими заболеваниями в заостренной фазе; — с врожденными пороками на стадии обострения. Дети, относящиеся к этой группе, занимаются лишь лечебной физкультурой под контролем врача ЛФК. Комплексы упражнений подбирает доктор. Чтобы ребенка перевести в группу «В» нужно пройти комиссию КЭК и получить соответственную справку. Этот документ выдается на определенный комиссией срок.Справка является освобождением от физ-ры в школе. |
Группы здоровья взрослого населения
Каждый гражданин РФ, достигший двадцатиоднолетнего возраста, согласно действующему законодательству, имеет право обратиться в медицинское учреждения для прохождения профилактического осмотра или диспансеризации. Классификация по группам производится на основании таких показателей здоровья, как наличие опасных хронических заболеваний, уровень физической активности, наличие вредных привычек. Обследование направлено на своевременное выявление:
- сахарного диабета;
- болезней сердца;
- заболеваний ЖКТ;
- сбоев в работе печени и почек, мочекаменной болезни;
- наличия злокачественных новообразований;
- сбоев в работе сердечно-сосудистой системы, сосудистой системы головного мозга.
На основании полученных в результате обследования данных, терапевт определяет, к какой подгруппе отнести пациента, и, в соответствии с его состоянием, принимает решение о необходимости дополнительных обследований второго этапа, направляет к узкому специалисту (гастроэнтерологу, хирургу, онкологу). После прохождения второго этапа, дополнительных анализов и консультаций все данные заносятся в паспорт здоровья, выдаваемый больному на руки.
1 группа
К первой подгруппе относят здоровых граждан, у которых, согласно результатам медицинского обследования, не выявлены какие-либо заболевания, не обнаружены отклонения от нормы, изменения состояния внутренних органов и систем. Нормальный уровень всех показателей не предполагает постоянного наблюдения, терапевт выдает общие рекомендации по соблюдению принципов здорового образа жизни, прохождению желательных лечебно-оздоровительных процедур.
2 группа
Выявление у пациента болезни, не влияющей на ограничение его работоспособности, активности, не приводящей к серьезным ухудшениям функций организма, позволяет отнести больного к следующей подгруппе. Вторая подгруппа у взрослых предполагает хроническое заболевание в стадии ремиссии без обострений. Ее представителям рекомендуется группа ЛФК и прохождение профилактического осмотра не реже 2 раз в год.
3 группа
Граждане с обострениями хронических неинфекционных заболеваний относятся к третьей подгруппе, подлежат обязательной диспансеризации с целью получения необходимой медицинской помощи. При регулярных обострениях имеющейся болезни пациент этой группы может быть временно или полностью ограничен в работоспособности, при этом он может претендовать на получение инвалидности.
4 группа
К четвертой группе относят пациентов, не имеющих на данный момент установленного хронического заболевания, но нуждающихся в диспансерном наблюдении из-за высокого риска его развития. Они в установленном порядке проходят необходимые диагностические процедуры, получают специальные медицинские рекомендации, подлежат регулярному наблюдению узкопрофильного специалиста.
Какие факторы могут влиять на ухудшение здоровья малышей?
В соответствии с Приложением № 2 Приказа МЗ РФ № 1346 н оценка здоровья детей производится по следующим критериям:
- хронические заболевания (есть они или нет);
- состояние систем организма (дыхательной, выделительной, эндокринной и т.д.);
- сопротивляемость организма внешним воздействиям (холода, жары, раздражающих веществ и т.п.);
- физическое развитие.
Сначала врач оценивает состояние здоровья ребенка. А потом определяет его в одну из пяти групп.
Вторая
Это дети:
-
у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются какие-либо функциональные нарушения (внутренний орган функционирует не правильно, причем причины этих нарушений лежат вне этого органа);
-
выздоравливающие после перенесенных заболеваний средней и тяжелой степени тяжести;
-
с задержкой физического развития (низкий рост, повышенная или пониженная масса тела и т.п.);
-
часто болеющие ОРЗ;
-
у которых наблюдаются физические недостатки, возникшие в следствие травм или операций, но все органы и системы организма функционируют нормально.
Третья
Это дети:
-
с хроническими заболеваниями. Но эти заболевания находятся в стадии ремиссии (исчезновение симптомов заболевания) с редкими обострениями, у которых сохранены или компенсированы функции органов и систем организма;
-
с физическими недостатками, возникшими вследствие травм или операций. Функции органов и систем организма компенсированы. Они не ограничены в возможности обучения и труда.
Четвертая
Это дети:
-
страдающие хроническими заболеваниями. Фаза активная. Обострения частые. Функции органов и систем организма сохранены или компенсированы или компенсированы не полностью;
-
с хроническими заболеваниями, которые находятся в стадии ремиссии, но с такими нарушением функций органов и систем организма, которые требуют поддерживающего лечения;
-
с физическими недостатками, возникшими в следствие травм и операций, у которых не полностью компенсированы функции органов и систем организма. Возможность обучения и труда ограничена.
Это дети:
-
с хроническими заболеваниями. Форма тяжелая. Ремиссии редкие, обострения частые. Наличие осложнений. Функции органов и систем организма не компенсированы. Требуется постоянное лечение.
-
с физическими недостатками, возникшими в следствие травм и операций, с нарушенными функциями органов и систем организма. Значительно ограниченные в возможности обучения и труда.
-
инвалиды.
Существует целый ряд моментов, которые могут негативно отражаться на ребенка:
- наличие плохой наследственности;
- негативный микроклимат в семье;
- плохие условия проживания;
- недостаточный отдых;
- негативные санитарно-гигиенические условия в учебном заведении или в быту.
Основным показателем, который принимается во внимание при принятии решения о зачислении учащегося в специальную группу для занятия физкультурой, является наличие отклонений в функционировании определяющих систем организма. Занятия в специальной медицинской группе также могут предписываться малышам, которые страдают от хронических недугов
К особой категории также относятся дети, организм которых неспособен в полной мере сопротивляться определенным факторам окружающей среды. В медицинские группы для занятий физической культурой могут попасть малыши, имеющие недостаточный уровень физического развития для своего возраста.
Определение медицинской группы для занятий физической культурой происходит следующим образом:
- Беспрепятственно выполнять программу на уроках физкультуры должны учащиеся, которые не страдают от хронических недугов, а уровень их физического развития соответствует возрастным нормам.
- В качестве потенциальных кандидатов для зачисления в специальные группы рассматриваются ребята с замедленным физическим развитием либо самыми незначительными отклонении в состоянии здоровья.
- В медицинские группы для занятий физической культурой попадают учащиеся с задержками в физическом развитии, которые имеют хорошее самочувствие. Сюда также могут зачисляться дети, которые имеют временную потерю работоспособности и нуждаются в ограничении нагрузок на определенный период.
- Больные с хроническими недугами, которые наблюдаются в лечебницах, зачисляются в особые группы для занятий согласно индивидуальной программе.
Группы здоровья у детей
Педиатрия это понятие применяет для оценки развития физического и психического состояния ребенка, в соответствии с его возрастом, антропометрическими и другими данными. После присвоения соответствующей подгруппы родителям даются рекомендации с учетом сделанных выводов о необходимых мерах укрепления здоровья, о подготовительной медицинской помощи для больных детей, необходимом уровне физической нагрузки, соответствующей состоянию ребенка.
Критерии оценки состояния здоровья детей
Для комплексной оценки всех показателей здоровья и развития ребенка его осматривает не только врач педиатр, но и ряд узких специалистов: окулист, кардиолог, невропатолог и другие. Подгруппа присваивается на основании данных, полученных в результате каждого конкретного осмотра и может меняться с возрастом ребенка. Основными критериями для оценки служат:
- наследственные факторы (выводы делаются после опроса родителей новорожденного, исходя из информации медицинского анамнеза ближайших родственников);
- антропометрические данные, физическое развитие ребенка;
- состояние внутренних органов и систем;
- уровень сопротивляемости организма.
Распределение детей по группам здоровья
На основании полученных данных детей распределяют на 5 подгрупп, делается прогноз с учетом факторов риска (наследственных, социальных), информация заносится в медицинскую карту ребенка и доводится до сведения родителей. С возрастом состояние здоровья малыша может измениться, изменится и его подгруппа. В большинстве случаев, к сожалению, наблюдается отрицательная динамика, хронические заболевания прогрессируют, ухудшается состояние внутренних органов и систем, может начаться задержка физического развития.
Как классифицируют группы здоровья дошкольников
Детей дошкольного возраста классифицируют по 5 подгруппам, начиная с 1 – к ней относятся здоровые дети с нормальным физическим развитием, заканчивая 5 – дети с врожденными пороками, выраженными изменениями состояния внутренних органов и систем, инвалиды детства. 2 группа подразделяется на две подгруппы, в зависимости от факторов риска, не выраженных (тяжелая наследственность, родовые травмы) или выраженных (частые рецидивы заболеваний, рискующие перерасти в хронические).
В четвертую подгруппу входят дети, имеющие отклонения в развитии и хронические заболевания. Диагнозы 5 группы – пороки развития, тяжелые наследственные заболевания с постоянными рецидивами, отклонения в физическом и психическом развитии, сниженные функциональные возможности (сложности с ходьбой, речью и пр). При установлении этой подгруппы решается вопрос о получении ребенком инвалидности с соответствующими социальными и медицинскими льготами.
Таблица по заболеваниям
Группы |
Хронические заболевания, врожденные патологии |
Состояние внутренних органов и систем |
Физическое и нервно-психическое развитие |
---|---|---|---|
Первая (здоровые) |
Не выявлены |
Без изменений, нормальное |
Без отклонений |
Вторая (условно здоровые) |
В группе риска |
С функциональными отклонениями |
Нормальное, возможен низкий рост, дефицит или избыток массы тела |
Третья (компенсированные) |
Имеются, без выраженного влияния на функциональность организма |
С выраженными отклонениями, проявляющимися в период обострения основного заболевания |
Нормальное, возможны незначительные отклонения |
Четвертая (субкомпенсированные) |
С выраженными патологиями |
Изменение функций пораженных органов |
Нормальное, возможны незначительные отклонения |
Пятая (декомпенсированные; дети-инвалиды) |
Тяжелые врожденные патологии или пороки, ведущие к инвалидности |
Выраженные изменения функций |
Возможны выраженные отклонения |