Счеты: игрушка или учебное пособие?
Содержание:
- Проблема нуля на счетах
- Что можно посчитать на абакусе?
- Как проходят занятия?
- Деление
- Что дает ментальная арифметика?
- Ментальная арифметика для детей — методика получения гениев или всего лишь один из способов быстрого счёта
- Тренажеры:
- Как считать на абакусе?
- Что будем развивать?
- История абакуса
- Где купить абакус?
- История возникновения абакуса
- Что такое абакус?
- Как проходит обучение
- Вычисления без абакуса
- Как научиться считать на абакусе?
- Немного из практики
Проблема нуля на счетах
При вычислении задач с тремя цифрами в уравнении, где ноль является частью двузначного числа, например 80, 90, 40 и т. Д., Мы по-прежнему считаем до четвертой строки, чтобы установить второе число. Например, 50 x 9 потребует такой же процедуры.
Давай попробуем.
Поместите 9 в крайний левый ряд.
Теперь поместите 50 в четвертый ряд справа. Задача должна быть настроена как на фото.
Умножить: 9 х 50.
Ответ будет: 450, которые вы поместите на третий, второй и первый ряды бусинок с правой стороны. После очистки 9 и 50 ответ должен выглядеть как на фото.
Это основные шаги для работы с уравнениями, состоящими из трех цифр, в задаче умножения на счетах. Теперь, когда работа сделана, счеты абакуса можно остановить.
Другая проблема с нулем возникает, когда конечный продукт меньше 100. В этих случаях мы считаем сотни за ноль. Например: 9 x 11 будет считаться таким образом: (0) сотни, 9 десятков и 9 единиц. 3 x 12 будут посчитаны таким образом: (0) сотни, 3 десятки и 6 единиц. Наслаждайтесь счетами абакуса, и вы можете стать экспертом в использовании счетного инструмента в будущем.
На счетах “450”.
Что можно посчитать на абакусе?
Да все, что угодно! Можно складывать и вычитать. Чтобы приблизительно понять, как это делается, прочитайте вот эту статью.
Умножать и делить на соробане также можно. А еще можно возводить числа в степень и извлекать корни!
Но, конечно, не все сразу. Процесс обучения начинается с самого простого – сложения и вычитания. Этому детишки учатся примерно 1 год.
Затем можно пойти дальше и еще за год одолеть умножение и деление. Ну а на третьем году обучения начинается высший пилотаж – степени и корни.
Очень важны при изучении ментальной арифметики техника передвижения косточек и способ удержания соробана.
А держат его следующим образом. Соробан должен лежать на горизонтальной поверхности. И чтобы он никуда не «убегал» придерживаем его левой рукой: большим, безымянным пальцем и мизинцем. Указательный и средний освобождаем для работы.
А с правой рукой поступаем следующим образом: сначала зажимаем в кулаке ручку, острием вниз. А затем освобождаем большой и указательный пальчики, ими будем считать, а остальные три пальца продолжают удерживать пишущий инструмент. Зачем нам вообще нужна ручка?
А чтобы быстро записывать результаты подсчетов. В ментальной арифметике скорость выполнения играет огромную роль.
Левши держат ручку немного по-другому.
Сразу хочу уточнить, что техника счета при различных методиках обучения ментальной арифметике могут отличаться.
Не смотря на то, что без абакуса научиться ментальной арифметике невозможно, целью обучения является как раз полный отказ от использования соробана. Задача инструктора научить детей считать на воображаемом соробане, которого под рукой на самом деле нет. Именно поэтому арифметика называется ментальной.
Не пропустите новые статьи из рубрики ментальная арифметика.
Всегда ваша ШколаЛа)
Как проходят занятия?
Методика обучения на счетах Соробан, или Ментальная арифметика, позволяет развить способности детей до небывалых высот. Основным инструментом при этом являются счеты Абакус. На первом этапе дети учатся пользоваться счетами.
На второй этапе дети представляют счеты Соробан в уме. Т.е. ребенок начинает представлять Соробан перед собой и производить вычисления в уме. При этом осваиваются 3 математические действия:
- сложение;
- вычитание;
- умножение;
Обучение продолжается 2 года. Лучше всего начинать обучение в возрасте ребенка от 5 до 11 лет. Этот возраст считается оптимальным. Но это не означает, что методика Соробан недоступна для старших детей и взрослых, просто для обучения может потребоваться больше времени.
Занятия в центрах Соробан проходят в течение 2 часов 1 раз в неделю. На дом детям даются задания. Если они выполнены, тренер открывает доступ к следующим. Для выполнения задания достаточно четверти часа в сутки. Программа может корректироваться индивидуально в зависимости от того, как успевает каждый ребенок.
Деление
Для деления мы также используем стандартные математические термины a ÷ b = c, где:
a — делимое;
b — делитель;
c — частное.
Делимое набирается на спицах в правом конце соробана, делитель — в левом конце. Результат записывается посередине.
Между делимым и делителем рекомендуют оставить минимум 4 пустых столбца для записи результата.
Также существуют правила размещения первой цифры частного:
- Если количество цифр в делителе меньше (или равно) количеству цифр в делимом, расположите первую цифру частного, отступив 2 столбца слева от делимого.
- Если количество цифр в делителе больше, нежели в делимом, начните располагать частное, отступив 1 столбец слева от делимого.
Пример: 72 ÷ 2
- Помещаем делитель 2 в левую часть счёт, делимое — 72 — в правую.
- Делим первое число 7 на 2. Цифра 2 помещается в 7 полностью три раза — поднимаем 3 костяшки в соответствии с правилом №1, отступив 2 столбца влево от делимого.
- Умножим полученное число 3 на делитель — 2. Результат — 6 — вычтем из первой цифры делимого — 7. Убираем лишние костяшки, остаётся единица.
- Остаток от делимого — 12 делим на делитель — 2. Полученный результат — 6 помещаем в следующий свободный столбец для записи результата. Получаем в итоге — 36.
Что дает ментальная арифметика?
Японские счеты под названием Соробан учат не только считать, хотя в этом дети добиваются небывалых успехов. Малыши с легкостью вычисляют в уме 10-значные числа, умножают и вычитают. Но быстрый устный счет не главная цель.
Считать – лишь способ развивать умственные способности. Ментальная арифметика способствует:
- умению концентрироваться;
- активизации слуховой и зрительной памяти;
- совершенствованию интуиции и смекалки;
- умению нестандартно решать проблемы;
- проявлению самостоятельности и уверенности в себе;
- реализации способностей и успешной карьере в будущем.
В основе методики лежит сила воображения. Именно благодаря ей удается ускорить мышление, наладить ускоренные связи между правым и левым полушариями мозга. Дети, которые учились по методике Соробан, быстрее осваивают иностранные языки, хорошо учатся в школе, более целеустремленные.
Здесь Вы можете посмотреть видео учеников, обучающихся в школе Соробан
Ментальная арифметика для детей — методика получения гениев или всего лишь один из способов быстрого счёта
В настоящее время в мире насчитывается более 5 тысяч школ, в которых обучаются ментальной арифметике более 5 млн детей. Существует несколько десятков разновидностей этой методики. Только в России учебные центры работают по десяти популярным франшизам:
- Абакус;
- Smartykids;
- Менар;
- UCMAS;
- GENIUS;
- ALOHA;
- Unicum kids;
- Abacumo;
- Соробан;
- Пифагорка.
Единый принципиальный подход заключается в том, что обучение ведётся на специальных механических счётах абак (абакус). В Китае их разновидность называется суньпань, в Японии — соробан. В общем случае абак — это семейство счётных досок, которые применялись для арифметических вычислений ещё до нашей эры в древних культурах Европы и Азии. Соробан представляет собой совокупность вертикальных спиц с нанизанными на них камнями. Одним из примеров абака являются русские счёты.
Счёты соробан состоят из нечётного количества вертикальных спиц с нанизанными на них костяшками
Обучаясь ментальной арифметике, дети сначала учатся считать на абаке, механически передвигая камни руками, затем стараются выполнять математические операции в уме, мысленно представляя свои действия со счётами. В конце концов, дети становятся способны выполнять следующие операции в уме быстрее, чем на калькуляторе:
- вычитать, умножать, делить шестизначные числа;
- извлекать корень;
- находить проценты.
Согласно рекомендациям специалистов по ментальной арифметике, лучше всего даётся обучение детям в возрасте от 4 до 14 лет. Причём если обычная программа обучения математическим вычислениям предполагает, что дети после первого класса должны уметь складывать и вычитать в пределах двадцати, а после второго класса в пределах ста, то дети, освоившие ментальную арифметику, могут уже в возрасте 5–6 лет спокойно оперировать трёхзначными числами.
Стандартный курс ментальной арифметики рассчитан на два года. Дети должны заниматься в классе раз в неделю. Занятие длится 1–2 часа. Но залогом успеха является ежедневное выполнение домашних заданий, на которые затрачивается от 10 до 20 минут.
Отличие изучения классической арифметики от ментальной в том, что в первом случае основой являются слуховые и визуальные ощущения, а во втором добавляются зрительные образы и тактильные ощущения. Математические операции на счётах на начальном этапе осуществляются перемещением косточек на спицах с помощью обеих рук одновременно.
Ментальной арифметикой дети занимаются в специальных классах раз в неделю в течение двух лет
Аргументы в пользу этих развивающих занятий для ребёнка
Именно развитие моторики обеих рук и зрительной памяти позволяет сторонникам ментальной арифметики говорить, что при вычислениях по данному методу оказываются задействованными оба полушария головного мозга. Поэтому считается, что такие занятия развивают:
- воображение;
- память;
- логическое мышление;
- концентрацию внимания;
- умение абстрагироваться.
В подтверждение этого дети, прошедшие полное обучение, могут одновременно производить сложные вычисления, слушать аудиокниги или играть на музыкальных инструментах.
В интернете можно обнаружить краткое описание исследований учёных из Мадрасского университета в Индии. В исследованиях принимали участие две группы детей по 160 человек в каждой. Дети, которые изучали ментальную арифметику, лучше запоминали числа и концентрировались на заданиях, были более креативными.
Доктор социальных и экономических наук Максим Белицкий считает, что занятия ментальной арифметикой в будущем могут пригодиться руководителям бизнеса любого уровня, так как им приходится оперировать большими массивами чисел.
По ментальной арифметике проводятся чемпионаты мира, в которых участвуют сотни детей
Аргументы против
Правда, бо́льшая часть педагогов и учёных относятся довольно настороженно к ментальной арифметике. Например, преподаватели математики Леонид Звавич и Александр Шевкин напоминают, что в мире существует масса других систем быстрого устного счёта. Также российских педагогов настораживает агрессивное продвижение ментальной арифметики в качестве бизнес-модели.
Американские учёные изучали эффективность этой методики на учениках начальной школы. Каких-либо преимуществ перед другими методиками не было выявлено. Скептики приводят в свою пользу и другие аргументы:
- нет необходимости в длительных занятиях ментальной арифметикой, так как в решении стандартных школьных задач на логику этот метод не помощник;
- развивается только навык устного счёта, а другие математические способности атрофируются;
- из-за шаблонного подхода утрачивается способность к поиску оптимального метода решения той или иной математической задачи.
Тренажеры:
Друг Доктор
Ментальная арифметика (быстрый счёт) онлайн — тренажёр и теория.
Настоящий курс ментальной арифметики (быстрого счёта) основан на наиболее эффективных приёмах быстрого счета, разработанных профессиональными математиками.
Если вы хотите научиться выполнять арифметические операции исключительно в уме с поразительной скоростью, а также овладеть математическими трюками, которые дадут вам преимущества в повседневной жизни и удивят ваших друзей, то этот курс для вас.
В отличие от активно рекламируемых платных курсов ментальной арифметики с использованием абакуса, предлагаемая методика подразумевает творческий подход к изучению приёмов быстрого счёта, что ведёт к развитию мышления и памяти.
Каждый из уроков курса состоит из теоретической части и практических занятий на онлайн-тренажёре.
Данный курс ментальной арифметики подходит как для взрослых, так и для детей.
Клуб Ментальной арифметики
Основные возможности тренажера
- Автоматическая генерация примеров на основе заданных параметров
- Сложение, вычитание, умножение, деление
- Любое сочетание законов на 5 или 10
- Произвольное количество разрядов для чисел
- Десятичные дроби для умножения и деления
- Показ числе на счетах для начинающих
- Возможность настройки временных интервалов
- Индивидуальный и групповой режим
- Показ примеров на случайном месте экрана, изменение шрифта и цвета
- Расчет времени окончания всего теста
- Озвучивание цифр и подсказок
- Распознавание ответов с помощью микрофона. Возможность управлять процессом исключительно голосом
- Работа на мобильных устройствах
- Сохранение настроек в браузере
Легкие числа
Бесплатный месяц обучения ментальной арифметике
- доступ к обучению на срок 1 месяц
- пошаговые задания на каждый день
- текстовые и видео уроки
- полный доступ к тренажеру для обучения ментальной арифметике с помощью счет абакус/соробан
- консультации по e-mail
Полный доступ к игре на 1 месяц (3 USD)
- доступ к обучению на срок 1 месяц
- полный доступ к тренажеру для обучения ментальной арифметике с помощью счет абакус/соробан
Обучение ментальной арифметике 1 месяц (5 USD)
- доступ к обучению на срок 1 месяц
- пошаговые задания на каждый день
- текстовые и видео уроки
- полный доступ к тренажеру для обучения ментальной арифметике с помощью счет абакус/соробан
- консультации по e-mail
Соробан77.ру
«Тренировочный режим» онлайн-тренажера предназначен для практического закрепления знаний по полному курсу теории «Соробан», т.е. рассчитан на пользователя, успешно освоившего все восемь уровней. Порядок пользования онлайн-тренажером приведен ниже:
- В окне онлайн-тренажера необходимо ввести исходные данные для работы
- В поле ввода «КОЛИЧЕСТВО ЧИСЕЛ» вводится любое целое число от «3» до «99», которое определяет желаемое количество последовательно выводимых на экран чисел.
- В поле ввода «ЗАДЕРЖКА» вводится любое целое число от «1» до «30 000», которое определяет интервал времени между выводом на экран предыдущего и последующего значений, выраженный в миллисекундах.
- В поле ввода «ОТ» вводится значение минимального разряда выводимых чисел (от «1-значные» до «5-значные») путем выбора одного из значений в выпадающей вкладке.
- В поле ввода «ДО» вводится значение максимального разряда выводимых чисел (от «1-значные» до «5-значные») путем выбора одного из значений в выпадающей вкладке.
Угадайка
Представляем вам интерактивный обучающий сайт, с элементами которого можно взаимодействовать, для изучения арифметики с помощью абакуса (соробана). Абакус — это отличный инструмент, чтобы научиться быстрому счету и особенно может быть полезен для школьников младших классов. Идея заключается в том, чтобы отойти от «скучных» и «сухих» цифр и перейти к «образному счету». С помощью бусинок абакуса у человека возникают образы для каждого математического действия.
Образы намного лучше запоминаются, чем просто цифры и математические знаки.
Человеческий мозг работает с образами в разы быстрее чем с простым счетом «на пальцах».
Последовательно выполняя одно задание за другим, вы сможете освоить принцип счета на абакус и помочь вашему ребенку сориентироваться, как считать на абакусе (соробане).
Как считать на абакусе?
Для вычислений на счетах соробан косточки передвигают к центральной рамке большим и указательным пальцами обеих рук. Простыми действиями – сложением и вычитанием – можно овладеть интуитивно, умножение, деление и извлечение квадратного и кубического корня требуют знания определённых схем. Для развития дошкольников и младших школьников Японии, страны, где производят лучшую в мире технику, изучение счёта на деревянных счётах является обязательным.
Секрет соробана – в образном счёте, умении мгновенно, на глаз, определять количество косточек и тут же находить в своей памяти необходимый образ результата вычислений. Это позволяет в доли секунды оперировать сложными числами, и – передвигая косточки, и – двигая пальцами в воздухе, и – орудуя соробаном в своей голове. Такое вычисление задействует обе половины головного мозга — ответственную за счёт и ответственную за воображение — поэтому происходит с такой скоростью. Это как печатать двумя руками вместо одного пальца.
Что будем развивать?
Так вот, по методике, которой обучалась я, ребенок в процессе занятий получает развитие следующих сфер:
- мелкая моторика;
- меполушарные связи;
- скорость мышления;
- память;
- концентрация внимания;
- развитие правого и левого полушария мозга.
Давайте поподробнее о том, как же это все происходит? Как развивается? За счет чего?
Мелкая моторика
Ну, тут все понятно. Работа с соробаном – это работа пальчиками, которым приходится постоянно передвигать маленькие косточки на спицах. От чего маленькие пальчики развивают свою мелкую моторику, хотят они этого или не хотят.
Межполушарные связи
Их укрепляем за счет асимметричного счета. Что такое асимметричный счет? Это когда на правой руке для счета применяются большой и указательный пальцы, а на левой – средний и указательный. Это все равно, что делать упражнения на развитие этих межполушарных связей.
Попробуйте, например, правой рукой рисовать в воздухе круг, а левой треугольник. Ну как? Не просто! Потому что связи межполушарные слабенькие. А если их тренировать с помощью ассиметричного счета они становятся все крепче.
В некоторых школах применяется симметричный счет, то есть на обоих ручках задействуются одни и те же пальцы. Но это уже не так полезно.
Плюс, деткам в качестве игр дается рисование двумя руками или запись чисел двумя руками, и левой и правой одновременно. Думаете невозможно это? Ошибаетесь! Еще как возможно!
Увеличение скорости мышления
Скорость мышления мы увеличиваем постепенно за счет увеличения скорости диктовки примеров для детей. Причем, интересная история, при решении примеров ребенку необходимо очень быстро выбрать правильный вариант выполнения действия.
Ведь это же не обычная математика и примеры мы здесь решаем не в уме, а именно с помощью счет. Допустим, прибавить четверку можно тремя разными способами в зависимости от ситуации. Вот ребенок и ориентируется на ситуацию и быстренько выбирает правильный способ выполнения действия. Хочешь — не хочешь, а быстро думать придется)
Развитие памяти
Есть такое понятие, как фундаментальные упражнения. Это отработка любой новой темы тремя видами памяти. Они выполняются в обязательном порядке.
Выполняем упражнения на соробане пальцами — развиваем мышечную память.
Смотрим на соробан глазками — тренируем зрительную память.
Проговариваем то, что делаем — дополняем памятью слуховой.
А еще есть такие флэш-карты, с их помощью мы тренируем фотографическую память.
Флэш-карты – это карточки с изображением спиц соробана с набранными на них числами. С этими флэш-картами проводят много игр, их показывают деткам, очень быстро, буквально вспышкой и детки должны за какую-то долю секунды понять, что за число они видели.
Концентрация внимания
Здесь очень помогает так называемое правило знаков, которое применяется во время диктовки примеров. Вот, допустим, пример:
По правилам, его мы будем диктовать так:
Уловили? Повторяющиеся знаки не проговариваются
Здесь очень нужно именно сконцентрироваться, чтобы ничего не пропустить важного
Развитие правого и левого полушария
Лидером выступает ментальный счет. Что такое ментальный счет? Это когда дети считают вроде как на соробане, но соробана на самом деле под рукой и перед глазами нет. То есть, они его представляют себе.
Необходимо вызвать образ соробана. А за вызывание образов как раз и отвечает правое полушарие нашего мозга. А вот выдавание ответа – это уже забота полушария левого, отвечающего за подсчеты и логику. Таким образом, получается, что в работе задействованы оба полушария.
Кроме перечисленного, детишкам на занятиях предлагаются различные игры, которые так же способствуют развитию. Здесь нет ничего, что бы делалось просто так. Все направлено на развитие ребенка.
Ну как? Есть польза от ментальной арифметики? Я ее вижу очень хорошо. А вы? Мы скоро приступаем к домашнему изучению этой науки, расскажем, что у нас из этого получится)
Ваша, Евгения Климкович
История абакуса
Что такое абакус? Это древние счеты для вычислений. Ученые считают, что первый абакус появился в третьем тысячелетии до нашей эры в Месопотамии. Сейчас на её территории находится Ирак, Сирия и части Турции и Ирана. В 5 веке до нашей эры эти счеты узнали в Древнем Риме. Но это лишь предположения. Зато есть четкие доказательства того, что в 17 веке абакус точно был в Европе: в Парижской национальной библиотеке до сих пор хранятся сами счеты абакус и его схема.
В китайских национальных книгах 2 века нашей эры говорится о счетах суаньпань. Это аналог абакуса. Именно в этой стране счёты усовершенствовали, а потом отправили в Японию. Жители страны восходящего солнца убрали одну косточку и назвали счёты по-своему – соробан. Это значит «доска для вычислений». Счёты были очень популярны, потому что тогда в Японии торговля переживала свой расцвет, и знания математики были очень нужны.
Где купить абакус?
Сейчас в наши дни, когда так широко развиты компьютерные технологии, когда есть возможность найти любую информацию в интернете или заказать практически любой товар, не составляет труда найти абакусы. Поэтому человеку, который хотел бы научиться считать при помощи ментальной арифметики, удобнее всего будет обратиться за помощью к интернету.
Стоимость абакуса не большая, его можно приобрести в районе трех ста рублей. Приведем несколько ссылок, где можно купить абакус из любой точки земного шара.
13 разрядный абакус | 15 разрядный абакус | 17 разрядный абакус |
Если же у вас есть свой абакус, и вы имеете какой-либо опыт работы с ним, расскажите об этом – нам будет интересно прочитать вашу историю обучения на абакусе.
История возникновения абакуса
История ментальной арифметики уходит корнями в далекое прошлое. Данная методика впервые возникла около 3000 лет до нашей эры в Древней Греции и Месопотамии. Несколько тысяч лет назад в Китае были изобретены счеты абакус. Это событие до сегодняшних дней остается знаменательным в истории арифметики. Они были похожи на доску со специальными знаками и косточками, которые висели на тонких палочках. Затем программа появилась в Японии и Китае. В стране восходящего солнца счёты назывались соробан, а в Поднебесной – суаньпань. Предположительно, к XVII веку абакусом начали пользоваться в странах Европы.
Техника решений арифметических примеров за счёт абакуса внесена в перечень устного и нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. И правда, эти счёты – это очень полезная выдумка людей. Они помогли нашим предкам мгновенно складывать, вычитать, умножать и делить многозначные числа, извлекать квадратные и кубические корни.
Так что такое абакус?
Что такое абакус?
Вот она – эта загадочная счетная машинка.
Чем-то напоминает известные многим советские счеты с костяшками. И, насколько я поняла, принципы работы на этих двух приспособлениях очень похожи. Отличаются эти счеты количеством костяшек на спицах и, собственно говоря, удобством эксплуатации. На абакусе приходится делать намного меньше движений руками.
Итак, абакус состоит из рамки, в которую установлены спицы. Причем спиц может быть разное количество. А на спицах нанизаны костяшки. По 5 штук на каждую. Спицы проходят сквозь разделительную планку. Над планкой остается по одной костяшке, под планкой по четыре.
Важную роль при счете на абакусе играет то, как именно человек двигает пальцами. Используются в работе только большой и указательный пальцы. Все движения путем многократных повторений доводятся до автоматизма. Этот навык легко потерять, поэтому при занятиях ментальной арифметикой не желательно пропускать уроки.
Как проходит обучение
Курс предполагает 12 уровней. В неделю – 1–2 занятия. На уроках используются счеты абакус. Они выглядят как русские счеты, но количество бусин меньше и держат их горизонтально.
На первых занятиях ученик знакомится с методом счета на абакусе. Он заключается в следующем:
- Каждый столбик бусин отвечает за определенный разряд чисел.
Первый – единицы, второй – десятки, третий – сотни и так далее.
- Верхний ряд – число, кратное 5.
Если бусины верхнего ряда расположены над столбиком единиц – это 5, если над – десятками – 50 и т.д.
- Чтобы отнять, нужно опустить бусины, чтобы прибавить – поднять.
Попробуем набрать цифру 8. Для этого поднимаем 1 бусину верхнего ряда над единицами и 3 бусинки в этом же столбце. Получится, что 5+3=8. Когда все бусины лежат внизу, на счетах 0.
Таким же образом действуем с сотнями, тысячами.
Набираем цифру 103. Поднимаем 1 бусину в ряду сотен, получается 100 и 3 в ряде единиц. В итоге показана цифра 103.
Переход к большим разрядам происходит постепенно. После автоматизации работы рук и глаз используются карточки. На них нарисовано расположение бусин для популярных комбинаций. Ребенок запоминает, как выглядит цифра на счетах.
Набирает число автоматически.
Еще один аспект применения ментальной математики на практике – поза тела, пальцев на занятиях:
- Ребенок сидит с прямой спиной.
- Указательный палец передвигает бусины вниз, большой палец – вверх. Для отработки движений руками используются методы автоматизации. Это зажим карандаша в ладони, чтобы свободными оставались только два пальца, или разные виды пальчиковой гимнастики.
- Спустя полгода школьник будет пользоваться обеими руками для работы на счетах.
Программа менар включает в себя сложение, вычитание, деление и умножение. Сначала на счетах, потом в уме.
Через 1–1,5 года занятий со специалистом ребенок учится в уме решать примеры с пятизначными цифрами, оперируя числами свободно.
Одновременно с математическими навыками ребенок в специализированном центре приобретает и другие знания. Учится рисовать, петь, танцевать. В игровой форме решает ребусы, логические задачки, развивается физически. Поэтому относиться к курсу ментальной математики как к узкоспециализированному направлению нельзя. Цель занятий – всестороннее развитие личности.
Вычисления без абакуса
Задача второго этапа – научиться вычислять в уме, только представляя картинку счетов, перемещая косточки мысленно. Натренированное правое полушарие воспринимает визуальную картинку, левое – цифры. Поэтому дети 4–5 лет после регулярных занятий умеют складывать, вычитать, умножать и делить в уме двух-, трехзначные числа быстрее, чем на калькуляторе.
Японские счеты абакус становятся воображаемой картинкой, которой натренированный мозг легко оперирует.
Научиться ментальной арифметике можно в специализированных центрах
Важно выбрать занятия, строго соответствующие принципам авторской методики
Способность быстро считать – не единственный результат занятий. После прохождения курса у детей отмечается резкое увеличение интеллектуальных способностей, развитие наглядно-образного воображения, интуиции, формирование лидерских качеств. Вот какие удивительные возможности открывает современный подход к древнему китайскому инструменту.
Как научиться считать на абакусе?
В наше время родители пытаются найти наиболее выгодные и эффективные методики обучения своего ребёнка, поэтому ментальная арифметика, которая сулит раскрыть интеллектуальные и творческие способности, улучшить память, развитии аналитическое мышление, становится всё более популярной.
Во время обучения ребёнка подобному виду счёта, ему становится гораздо легче освоить все арифметические операции – речь идёт не только о сложении, вычитании, умножении, делении, но и об извлечении квадратных корней или процентов из чисел. С каждым разом дети всё меньше опираются на абакус, использую лишь своё воображение, стараясь восстановить изображение в уме – это и помогает в конечном итоге выполнять арифметические операции в уме.
Подобный вид счёта развивает логическое мышление детей. Если говорить кратко – в конце обучения все вычисления происходят на воображаемом абаке и все задачи, требующие математического подсчёта решаются с помощью знакомых образов.
Немного из практики
Один небольшой пример для наглядности.
Итак, счёты Абакус состоят из:
- деревянной или пластмассовой рамки.
- разделительной перекладины.
- нижних косточек, означающих единицы.
- верхних косточек, означающих пятёрки.
Всё, больше ничего в них нет.
Расположение косточек на счетах Абакус
Теперь представим, как будет выглядеть на них число, например 375.
- на столбце с единицами опускаем верхнюю косточку к разделительной перекладине.
- на столбце с десятками проделываем тоже самое, но снизу поднимаем две косточки.
- в столбце сотни поднимаем три косточки.
Всё просто и понятно, не правда ли? Даже и добавить нечего.
Со сложением и вычитанием немного сложнее и лучше сначала посмотреть, как это делает опытный счетовод, который ещё и сможет всё доступно объяснить. Визуализация на первом этапе обучения просто необходима.
Внимательные и заинтересованные читатели, наверняка, уже давно решили, что обучение ребёнка математике на счётах Абакус полезно, с какой стороны не погляди. И пусть он не станет у вас выдающимся учёным, который будет играючи оперировать многозначными числами и сыпать многоуровневыми формулами. Обучение пригодится и в других сферах деятельности, ведь внимательность, хорошая память, уверенность в себе, способность нестандартно решать любые проблемы – это залог успешной карьеры и счастливой жизни.