Логоневроз
Содержание:
- Содержание
- Симптомы логоневроза у детей
- Заикание у левши
- Что делать родителям ребенка с заиканием?
- Заикание
- Особенности течения болезни
- Причины и проявления заикания
- Главные упражнения для преодоления заикания у ребенка
- Устранение заикания у детей
- Заикание лечение в домашних условиях
- Прогноз
- Мальчиков больше
- Советы по профилактике
- Так можно ли вылечить заикание?
- Виды эмоциональных и поведенческих нарушений у детей
- Разновидности нервных тиков у детей
Содержание
Симптомы логоневроза у детей
Логоневроз обычно бывает связан с нарушением формирования вербальной коммуникации или речевой моторики. Часто ребенок неправильно произносит отдельные звуки. Бывает и так, что ему сложно произносить слоги или слова. Очень распространенным симптомом является заикание у детей, лечение которого вполне поддается коррекции. В запущенных случаях у ребенка с нарушением речи слишком медленно формируется словарный запас, ему сложно запоминать усвоенное, он не способен произносить длинные фразы. Тяжелый логоневроз у детей проявляется сложностями даже с восприятием и воспроизведением речи.
Заикание у левши
В настоящее время увеличилось количество сторонников теории о том, что у левши, переученного владению правой рукой, в большинстве случаев развивается логоневроз. Свидетельство этому – множество историй, рассказанных взрослыми, перенесшими в детстве подобный горький опыт.
Мужчина, 50 лет. С раннего детства, со слов его матери, мальчика стали переучивать с леворукости на владение правой рукой. В результате с 5 лет парень стал заикаться. С тех пор дефект не отпускал его, сохраняясь по сей день.
Интересная история произошла с другим мужчиной. Начало – как у всех: в детстве переучили с левой руки на правую, что привело к заиканию. Вскоре мальчик заболел полиомиелитом, правая рука оказалась парализованной. Больному пришлось все учиться делать левой рукой. Овладев навыками леворукости, обнаружилось, что дефект исчез.
Подтверждению связи переученной леворукости с логоневрозом достаточно. Но ученые спорят о механизмах этой связи.
Одни утверждают: причина – в работе полушарий. Для мозга характерно явление латеральности. Одно полушарие у человека оказывается доминирующим. У основания мозга происходит перекрест нервных путей, поэтому у левши преобладает правое полушарие, у правши – левое.
Когда левшу переучивают, то происходит усиление воздействия левого полушария, слабого у них от природы. Получается, что контроль обоих полушарий уравнивается. Это неестественно, претит природному функционированию мозга. В результате, как одно из последствий, получаем заикание.
Другая теория берет за основу психическое напряжение, под которое попадает ребенок во время переучивания. Известны случаи, когда детям привязывали левую руку к туловищу для обездвиживания. Если они пытались высвободить «любимую» конечность, на них кричали, даже били.
Левшей облачали в специальные шлейки с ограничением движений левой конечности. Приклеивали к парте тетрадь с правой стороны. Прибегали к другим ухищрениям. И пусть со временем методы переучивания смягчились, окультурились, напряжение не уходит.
Для эмоционального ребенка повышенное напряжение, контроль являются большим испытанием, исходом которого становится невроз. Одним из симптомов невроза является заикание.
В целом становится понятно, что переучивание левши несет в себе определенные риски по поводу возникновения лалоневроза.
Что делать родителям ребенка с заиканием?
Родители могут начать паниковать или же, наоборот, теряются, когда слышат, что ребенок заикается. Что же им делать?
Родители, важно успокоиться самим и успокоить ребенка. Постарайтесь не обращать внимания на запинки в речи и ни в коем случае не делайте замечаний
Родители, не теряйте времени и начинайте искать пути решения проблемы.
Родителям необходимо уделить большое внимание своей речи
С этого момента вы должны говорить медленно, тихо, иногда шепотом
Увидите, как ребенок начнет вам подражать. Во время шепотной речи ребенок не будет заикаться и начнет верить в свои силы.
Знайте, что борьба с заиканием требует комплексного подхода. Необходимо проконсультироваться с разными специалистами: логопедом, психологом, неврологом. Следуйте их рекомендациям.
Устраивайте с ребенком «молчанки». Малыш сможет успокоиться и расслабиться, так как можно просто помолчать. Если же ребенок стремиться говорить много, не одергивайте его, выслушивайте его просьбы до конца. Старайтесь делать паузы, чтобы у ребенка появилось время сформулировать мысль. Будьте всегда готовы слушать и слышать ребенка.
Научите всех членов вашей семьи говорить с ребенком медленно и спокойно. Не стоит командовать, учитесь приглашать и предлагать.
Соблюдайте режим дня ребенка. Укладывайте малыша спать в одно и то же время, не смотрите телевизор перед сном, лучше почитайте добрую сказку. Больше бывайте на свежем воздухе, закаливайте малыша, делайте по утрам зарядку. Дыхательную гимнастику нужно делать утром и вечером.
Исключите шумные мероприятия у ребенка. Хорошие впечатления не меньше, чем плохие могут усугубить ситуацию.
Пойте и танцуйте с ребенком. Прекрасным семейным развлечением может стать караоке. Во время пения никто не заикается. Ребенок почувствует поддержку семьи, что очень важно для заикающегося ребенка.
В жизни взрослых всегда много дел и они никогда не заканчиваются. Постарайтесь расставить приоритеты, найдите время для спокойного общения с вашим малышом. Помните, что заикание не приговор, и вы обязательно найдете «ключик» к плавной речи!
Заикание
Психологические факторы являются основными в развитии логоневроза. Начало дефектологического нарушения речи обычно приходится на детский возраст (2–6 лет). В это время формируется характер человека, будущая личность, выстраивается иерархия среди сверстников.
Проявляется заикание однообразным повторением звуков, частей слова, инверсией (заменой или перестановкой слов). При этом голосовые связки и лицевые мышцы находятся в напряжении, непроизвольно сокращаются – спазмируют. Человек волнуется, чувствует себя неловко, лицо краснеет.
Психосоматические обоснования данной патологии таковы:
- Страх высказываться. Ребенку не дают выразить свое мнение по любому вопросу, не слушают, его желания взрослые игнорируют, запрещают говорить, даже бьют по губам. Со временем у малыша формируется установка на остановку речи при попытке что-то сказать.
- Боязнь возражения. Авторитарные родители своим жестким воспитанием подавляют в своем чаде способность отстаивать свое мнение, утверждая свою прерогативу – «взрослый всегда прав». У ребенка развивается чувство неполноценности, уверенности в своей глупости и неспособности рассуждать. Постоянное нахождение в страхе приводит к заиканию в попытке высказаться.
- Критика, осмеяние, опровержение всего, что ребенок говорит, обесценивание его достижений. Это подавляет, не позволяет проявлять инициативу, говорить.
- Резкая смена условий. Избалованное в семье чадо, уверенное в своей исключительности, идет в детский сад. А там, в коллективе сверстников, он оказывается обычным, ничем не выделяющимся, таким как остальные.
- Стрессовая ситуация, сильный испуг.
Страх озвучивать свои мысли, сказать не то и не так, подвергнуться критике, осмеянию приводит в итоге к тому, что ребенка меняется мышление, поведение, отношение к людям. Он испытывает огромный стресс при необходимости речи, а по отношению к собеседнику возникает злость и агрессия. Все это отрицательно сказывается на проговаривании слов. Малышу так тяжело это переносить, что он вообще замолкает на длительное время, обрекая себя на искусственную немоту.
Тут хочется отметить, что ни с какими физиологическими изменениями органов речи заикание не связано. Это чистейшее психосоматическое расстройство, виноваты в котором родители или те, кто находятся рядом с детьми. Им следует очень внимательно относиться к детям и своему воспитательному подходу к ним.
Что касается взрослых, то психолог, философ и автор пользующихся популярностью книг по личностному развитию Лиз Бурбо утверждает, что психологическими причинами логоневроза у них являются:
- неумение отстаивать свою точку зрения права (это родом из детства);
- внутренний запрет на выражение эмоций;
- боязнь того, кто стоит выше по иерархической лестнице, представляет власть.
Логоневроз успешно лечится у детей, но только если терапию начать на первой стадии заболевания. Методов для этого имеется предостаточно, но для каждого пациента подбирается своя тактика. Потребуется помощь одновременно двух специалистов: логопеда и психотерапевта. Первый использует отработанные эффективные программы, а второй – нейролингвистическое программирование и гипноз. Важная функция имеется и у родителей маленького пациента. Кроме любви и воспитания, они должны разнообразить досуг ребенка, оградить от стрессов.
В лечебном процессе взрослого пациента активное участие принимает и он сам. В этом случае логоневроз победить тяжело, ведь у его носителя уже устоявшиеся представления о жизни и характер. Это несколько усложняет выздоровление. Такому индивиду следует, прежде всего, осознать, что все детские страхи далеко позади, реализовать давние мечты, научиться возражать и отказывать, смело высказывать свое мнение.
Особенности течения болезни
Изначально у ребенка проявляются моторные тики, а если ситуация ухудшается, то к ним присоединяются и вокальные. Однако бывают случаи, когда гиперкинез начинается со звуковых тиков, что значительно усложняет диагностику и затягивает лечение.
В тяжелых случаях наблюдается одновременно несколько видов спонтанных движений. Иногда им сопутствуют и голосовые тики.
Нервные тики у детей имеют свои характерные особенности, дающие возможность отличать их от других патологий двигательных функций. Их можно выделить в несколько пунктов:
- Самоконтроль. Работает он, следует отметить, только на ранних стадиях заболевания. Это означает, что ребенок может контролировать свои приступы, только со временем делать это становится все сложнее.
- Усиление симптомов на фоне стрессовых ситуаций. Такая же тенденция наблюдается в конце дня вследствие переутомления нервной системы. Осенне-зимний период является пиком протекания заболевания.
- Никоим образом не страдает сознание ребенка. Этот факт позволяет исключить развитие эпилепсии.
- Гиперкинезы не проявляются во сне. Особенность актуальна при наличии вокальных тиков и подтверждает отсутствие патологий верхних дыхательных путей.
- Нервный тик глаза у ребенка сначала можно принять за развивающийся конъюнктивит, но вскоре все становится понятно.
Замечена такая закономерность: чем раньше заболевание проявится у ребенка, тем тяжелее оно будет протекать. Если не предпринять соответствующие меры, гиперкинез перерастает в хроническую форму. В таком случае лечение усложняется тем, что постепенно могут быть вовлечены несколько групп мышц. Патологические движения переходят с головы на нижние органы и становятся более сложными, присоединяются вокальные тики. Врачи оценивают их как генерализированные.
Тикозные проявления, возникшие после десятилетнего возраста, почти всегда квалифицируются, как преходящие. Это означает, что они пропадают спонтанно и незаметно, так же, как и появились. Их также называют транзиторными. Особого участия с медицинской стороны они не требуют.
Причины и проявления заикания
В возрасте 2 – 5 лет формируется функция речи. Воздействие любых неблагоприятных факторов может нарушить нормальное развитие и привести к заиканию. Чаще всего провоцируют это состояние испуг, нервное потрясение, перевозбуждение. Также имеет значение наследственная предрасположенность. Играют роль чрезмерно строгое воспитание ребенка, факты физического и психологического насилия в семье. В пубертатном возрасте к заиканию могут приводить сбои в эндокринной системе, перегрузка и истощение в процессе учебы, экзаменов, проблемы в общении со сверстниками и взрослыми.
Болезнь характеризуется прогрессирующим течением. Периоды нормальной речи укорачиваются, проблемной – удлиняются. Чем больше человек нервничает по поводу заикания, тем более явными становятся симптомы. В результате появляется страх общения и контактов с людьми, пациент замыкается в себе, не может справиться с психологическими проблемами.
Главные упражнения для преодоления заикания у ребенка
Упражнения, которые помогают ребенку справиться с заиканием, основаны на развитии правильного речевого дыхания. Упражнения можно выполнять дома, а также на свежем воздухе. Все упражнения выполняет взрослый, а ребенок за ним повторяет. Создайте игровую среду, так ребенок быстрее включится в работу над своим дыханием.
Встаньте с ребенком напротив друг друга и скажите, что вы будете подражать медведю из сказки «Маша и медведь». Выпрямите спину, руки опустите вниз. Затем округляйте спину, голова при этом должна быть опущена, руки и шея расслаблены. Быстро вдохните и начинайте выпрямляться, но не полностью, затем выдохните через рот. Повторите упражнение 5-8 раз. Всего может быть до 12 подходов по 8 вдохов. Но спешить нельзя, лучше начните с 2-3 подходов. Следите за своим ребенком. Если малыш устал, сделайте перерыв.
Расскажите ребенку историю про добрую сову, которая сидит ночью на высоком дереве и крутит головой
Сейчас вы будете показывать сову, а ребенок должен за вами повторять
Обратите внимание малыша, что в игре важно правильно дышать. Встаньте прямо, руки опустите вниз
Поверните голову влево, сделайте вдох через нос
Затем поверните голову вправо и сделайте еще один вдох. Выдыхайте воздух между поворотами, но не останавливайтесь. Во время упражнения шея не должна напрягаться. Сделайте 8 вдохов и отдыхайте.
Эти два упражнения тренируют диафрагму, помогают в образовании и подаче голоса, развивают дыхательную систему ребенка. Делайте эти упражнения регулярно утром и вечером и буквально через месяц вы заметите результат.
Устранение заикания у детей
Лечение заикания у детей осуществляет логопед. Если патологии вызвали судороги в мышцах артикуляционного аппарата или заболевания нервной системы может понадобиться помощь невропатолога. Если же заикание возникло после психотравмирующей ситуации, может понадобиться работа с психологом.
Суть лечения данной патологии состоит в восстановлении функций речевого круга, включая торможение центра Брока. В коррекции заикания используется лекарственная терапия, гипноз, иглоукалывание, различные расслабляющие процедуры, выполнение специальных упражнений. В некоторых случаях может понадобиться применение антизаикательных аппаратов и специальных компьютерных программ.
Медикаментозное лечение заикания включает в себя прием противосудорожных, противотревожных, успокоительных и различных гомеопатических препаратов. В некоторых случаях могут использоваться нейрометаболические стимуляторы. Однако такой способ лечения может применяться только для детей старше 3 лет.
Благодаря гипнозу врач сможет выявить истинные причины нарушения. Улучшения состояния можно добиться даже после 1 процедуры. Для остаточного устранения патологии может потребоваться 10-15 сеансов. Таким способом устраняется заикание у подростков. Метод не используется для терапии маленьких детей.
Лечить заикание можно точечным массажем. Благодаря ему значительно улучшается регуляция речи. Во время массажа врач применяет расслабляющий метод воздействия. В ходе сеанса специалист надавливает на особые точки и осуществляет круговые движения.
Хорошие результаты в лечении заикания показала дыхательная гимнастика. Суть метода заключается в нормализации дыхания, удлинении вдоха. Благодаря этому ребенок сможет научиться запасаться воздухом перед тем, как что-либо сказать. Такой способ лечения применяется для детей старше 4 лет.
Кроме этого, для коррекции патологии может применяться логоритмика. Суть данного метода заключается в использовании связанности слова с мелодией и движениями. Благодаря логоритмике ребенок сможет скорректировать дефекты речи, раскрыть свои таланты и улучшить самооценку. Метод используется для лечения детей до 7 лет и старше.
Для устранения заикания врач может порекомендовать использование антизаикательных устройств. Одни аппараты помогают ребенку услышать произносимую им реплику с небольшим обмазыванием, другие — шумами заглушают голос, третьи — воспроизводят скорректированный вариант речи. Наиболее эффективными при этом считаются устройства, понижающие или повышающие громкость голоса.
Заикание лечение в домашних условиях
Многие занятия, помогающие избавиться от заикания, можно проводить самостоятельно дома без наблюдения врача. Такие практики описаны в медицинской литературе. Рекомендации обязательно дадут в медицинском учреждении во время занятий с логопедом и психологом.
- Пациентам любого возраста рекомендована дыхательная гимнастика:
- В положении сидя с опущенной к груди головой пациент делает быстрый вдох носом и насколько возможно медленный выдох ртом.
- Укреплению связок, что помогает избавиться от заикания, помогают вращения головой, выполняемое по оси. Стоять нужно прямо, тело расслаблено, руки опущены вдоль туловища.
- Проводятся репетиции произнесения фраз перед зеркалом, помогающие закрепить навык произношения слогов и слов без задержек и нарушений. Во время занятий с ребенком, весь комплекс с ним могут проходить родители или педагоги.
Привычка также устраняется с помощью пения по слогам слов. Такие занятия особенно нравятся маленьким детям.
Логопед готов рекомендовать песни, нравящиеся представителям любых возрастных групп. Напевать их можно в постоянном режиме. В том числе про себя. Дополнительно дома рекомендуется тренироваться в произношении речей и выступлений. Взрослые пациенты проговаривают свои «слова», которые требуется произносить, например, на совещании. С подростками и детьми родители дома могут проговаривать ответы на домашние задания. На начальных этапах такие тренировки можно доводить до автоматизма. Далее сформируется привычка публичных выступлений, которая у страдающих заиканием в большей части случаев бывает нарушена за счет отсутствия желания в очередной раз демонстрировать окружающим существующий недостаток.
Прогноз
В прогностическом отношении течение эволюционного 3. тесно связано с динамикой тех расстройств, на фоне которых оно имеет место. С возрастом (после 50 лет) 3. свойственно спонтанное редуцирование. Случаи неврозоподобного 3., как правило, прогностически менее благоприятны по сравнению с невротическими формами.
Библиография: Асатиани H. М. и Казаков В. Г. Клиническая характеристика взрослых больных с затяжными формами заикания, Журн, невропат, и психиат., т. 74, в. 4, с. 574, 1974, библиогр.; Белякова Л. И. Нарушение функциональной системы речи при заикании, там же, т. 76, в. 10, с. 1555, 1976; Власова Н. А. Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками, М., 1959; Гиляровский В. А. Избранные труды, с. 301, М., 1973; Данилов И. В. и Черепанов И. М. Патофизиология логоневрозов, Л.. 1970, библиогр.; Зееман М. Расстройство речи в детском возрасте, пер. с чешек., М., 1962; Калачева И. О. Особенности динамики невротического заикания в дошкольном возрасте, Журн, невропат, и психиат., т. 76, в. 10, с. 1551, 1976; Кочергина В. С. Роль органического поражения центральной нервной системы в патогенезе заикания у взрослых, там же, т. 71, в. 12, с. 1790, 1971, библиогр.; Многотомное руководство по неврологии, под ред. С. Н. Давиден-кова, т. 6, с. 213, М., 1960, библиогр.; Правдива О, В. Логопедия, М.,
1973, библиогр.; Расстройства речи у детей и подростков, под ред. С. С. Ляпидевского,’ М., 1969; Сикорский И. А. О заикании, Спб., 1889; ТяпугинН. П. Заикание, М., 1966, библиогр.; Флоренская Ю. А. Клиника и терапия нарушений речи, М., 1949; Becker К.~ Р. u. S о y a k М. Lehrbuch der bogopa-die, В., 1971; Pichon E. et Borei-Maisonn yS. Le begaiement, sa nature et son traltement, P., 1964; Stuttering, research and therapy, ed. by J. Sheehan, N. Y., 1970, bibliogr.; van Riper C. The treatment of stuttering, N. Y., 1973.
Мальчиков больше
Сирень Бабаева, «АиФ-Тюмень»: Надежда Дмитриевна, может ли заикание возникнуть у взрослого или это все же детская проблема, а запинки в речи у взрослых — не долеченный в детстве дефект?
Надежда Семенова: У взрослых заикание возникает редко, в основном в детстве. Но здесь есть такой психологический момент: порой заикание, которое было с детства, во взрослом возрасте человеку становится необходимым, становится его частью. И если человек тревожный, не любит выступать на публике, то он может «прикрываться» своим речевым дефектом, пользоваться им, ему становится удобно заикаться. Также в конфликтной ситуации часто заикание играет на руку. Человек начинает заикаться, и вторая сторона конфликта часто уходит от спора, потому что очень сложно ругаться с заикающимся человеком.
— Есть какие-то определенные части речи, которые заикающемуся человеку сложнее всего выговорить?
Статья по теме
Спасительный крик. Какое «оружие» ребенка самое главное?
— Нет, это не зависит от того, существительное это или прилагательное. Дело в наборе звуков в слове, в зависимости от того, где формируются судороги — в губах, гортани, на языке, те звуки человеку и сложнее выговорить. Например, при «б» — судорога в губах, при «к» — в корне языка. Бывает, что судороги случаются одновременно и в языке, и в гортани, это говорит опять же о тяжести заболевания и прежде всего о сложности коррекционной работы. Чем легче дефект, чем проще его лечить.
— А бывает, что человек заикается и на согласных, и на гласных?
— Судороги речевого аппарата при заикании бывают тонические и клонические. Тонические, когда ребенок тянет звуки, и здесь участвует гортань. Бывает смешанная форма, когда и тонические, и клонические, в этом случае запинки возникают и на согласных, и на гласных.
— Заикающихся людей становится больше, или, наоборот, этот дефект речи встречается все реже?
— Не скажу, что становится больше. Так, среди детей с речевой патологией заикающихся детей около 2%. Однако мальчиков больше. Они от природы более подверженные различным заболеваниям. Девочки же более крепкие. В женщине природой заложена биологическая агрессивность, которая дает силы ей выживать, переносить все невзгоды, потому что она по природе мать, ей нужно выносить, родить, вырастить и защитить своего ребенка.
Советы по профилактике
Чтобы нервные тики ребенка со временем не переросли в более серьезные психические нарушения, нужно предпринять все возможные меры, чтобы их не допустить. Для осуществления этого не нужно ничего сверхъестественного. Достаточно будет не забывать о том, что малыш видит поведение родителей и окружающих его людей, делает собственные выводы и оценивает происходящие события в силу своего уровня развития.
Психика ребенка в раннем возрасте неустойчива и ранима, поэтому любое выяснение отношений родителей на повышенных тонах – стрессовая ситуация, которая может повлечь за собой тикозные проявления. Именно в семье малыш должен чувствовать поддержку и понимание. Это его крепость, в которой он, в случае необходимости, может спрятаться от всех своих страхов. Если таких взаимоотношений нет, то риск развития тиков достаточно высок.
Дети, живущие в спокойной, доброжелательной обстановке, очень редко бывают подвержены нервным тикам. Чтобы не пришлось лечить последствия психического дисбаланса у ребенка, достаточно создать для него комфортные условия. Заключаются они в следующем:
- избегание беспокойства и стрессовых ситуаций;
- здоровый полноценный сон;
- качественная и полезная еда, запрет на фастфуд и слишком сладкую и жареную пищу;
- соблюдение режима дня, правильная организация отдыха;
- дозированное использование компьютера и просмотр телепередач;
- максимальное пребывание на свежем воздухе;
- занятия в спортивных секциях, соответствующих интересам и темпераменту ребенка;
- недопустимость переутомления.
В редких случаях воспитание подрастающего поколения обходится без наказаний. Они, безусловно, нужны, но в пределах разумного. Физическое воздействие сразу исключается. Допустимы лишь моральные методы влияния. Ребенок должен четко знать, за какой проступок он наказан и как нужно было поступить правильно. При этом следует заверить малыша, что на любовь к нему наказание никак не влияет. Только в такой ситуации он сделает правильные выводы и получит минимальное нервное потрясение.
Даже если появления нервных тиков у ребенка избежать не удалось, следует помнить, что это не самое страшное, что могло с ним произойти
Современная медицина в сочетании с родительской заботой и вниманием способны творить чудеса
Так можно ли вылечить заикание?
Виды эмоциональных и поведенческих нарушений у детей
Такой вид нарушений поведения у детей проявляется намеренным и осознанным несоблюдением общепринятых социальных норм. Девиантные поступки, как правило, направлены в адрес взрослых.
- Дефицит внимания
- Протестное поведение
Выделяют три формы данной патологии: негативизм, строптивость и упрямство.
Негативизм – отказ ребенка что-либо делать лишь потому, что его об этом попросили. Чаще всего возникает в результате неправильного воспитания. К характерным проявлениям можно отнести беспричинный плач, дерзость, грубость или, напротив, замкнутость, отчужденность, обидчивость.
Упрямство – стремление добиться своей цели для того, чтобы пойти наперекор родителям, а не удовлетворить реальное желание.
Строптивость – в этом случае протест направлен против норм воспитания и навязываемого образа жизни в целом, а не на руководящего взрослого.
Агрессивное поведение
Под агрессивным поведением понимают целенаправленные действия разрушительного характера, противоречащие нормам и правилам, принятым в социуме. Ребенок вызывает у окружающих психологический дискомфорт, причиняет физический ущерб живым и неживым объектам и т. д.
Инфантильное поведение
В поступках инфантильных детей прослеживаются черты, характерные более раннему возрасту или предшествующему этапу развития. При соответствующем уровне физических способностей ребенок отличается незрелостью интегративных личностных образований.
Конформное поведение
Конформное поведение проявляется полным подчинением внешним условиям. Его основой обычно служит непроизвольное подражание, высокая внушаемость.
Симптоматическое поведение (страхи, тики, психосоматика, логоневроз, запинки в речи)
В этом случае нарушение поведения у детей является своеобразным сигналом того, что сложившаяся ситуация больше невыносима для неокрепшей психики. Пример: рвота или тошнота как реакция на стресс.
Всегда очень сложно диагностировать нарушения у детей.
Но, если признаки удается своевременно распознать и вовремя обратиться к специалисту, а лечение и коррекцию начать без промедления, то тяжелых проявлений болезни можно избежать, или же, они могут быть минимизированы.
Нужно помнить, что детские психоневрологические расстройства не проходят бесследно, они оставляют свой негативный след на развитии и социальных возможностях маленького человечка.
Но если профессиональная нейропсихологическая помощь оказана своевременно, многие заболевания детской психики излечиваются в полной мере, а к некоторым можно УСПЕШНО ПРИСПОСОБИТЬСЯ и комфортно ощущать себя в обществе.
В основном, специалисты диагностируют у детей такие проблемы, как СДВГ, тики, при которых у ребенка наблюдаются непроизвольные движения, или вокализации, если ребенку свойственно произносить звуки, не имеющие смысла. В детском возрасте могут наблюдаться тревожные расстройства, различные страхи.
При поведенческих расстройствах детьми игнорируются любые правила, они демонстрируют агрессивное поведение. В списке часто встречающихся заболеваний нарушения, имеющие отношение к расстройству мышления.
Часто неврологи и нейропсихологи применяют обозначение «пограничные расстройства психики» у детей. Это значит, что имеет место состояние, которое является промежуточным звеном между отклонением и нормой
Поэтому особенно важно вовремя начать коррекцию и быстрее приблизиться к норме, чтобы в последствие не ликвидировать пробелы в интеллектуальном, речевом и социальном развитии
Причины возникновения психических детских нарушений различны. Нередко они обусловлены наследственным фактором, болезнями, травматическими поражениями.
Поэтому родители должны ориентироваться на комплексные коррекционные методики.
Разновидности нервных тиков у детей
Каждый ребенок отличается своей индивидуальностью, поэтому и нервные тики, возникающие по тем или иным причинам, бывают разными.
Тикозные проявления в целом имеют две разновидности:
- Двигательные (моторные). Они обнаруживаются спазмами отдельных мышц, их групп или движением конечностей, другими частями тела.
- Голосовые (вокальные). Их можно распознать в виде часто повторяющихся отдельных звуков, слогов, восклицаний, слов и даже фраз.
Обе группы делятся на простые и сложные тики. Здесь все понятно. Простая форма – какое-то одно короткое движение или звук, сложная – подключаются несколько мышечных групп, если присутствуют вокальные нарушения, в них тоже наблюдается прогресс.