Логопедический массаж методическая разработка по логопедии ( группа) на тему
Содержание:
- Условия проведения сеансов
- Логопедический массаж в центре «VOICE»
- Польза
- В каких случаях рекомендован
- Когда ребенку нужен логопедический массаж?
- Польза
- Основные приемы в логопедическом массаже
- Для чего нужен логопедический массаж
- Недостатки логопедического массажа
- Техники логомассажа
- Какая от него польза
- II. Разновидности массажа
- Виды
- Признаки стертой дизартрии
- Понятие
- Порядок проведения
- Показания
- Виды логомассажа
- Клинические проявления
- Цены на логомассаж
- Достоинства и недостатки
- Массаж чайными ложками
- Предварительная разминка
- При пониженном тонусе
- Особенности логопедического массажа дома
- Методика массажа
Условия проведения сеансов
Массажные процедуры необходимо проводить в помещении с хорошей вентиляцией и светом. Перед работой ребенок должен умыться и прополоскать рот. Все приемы должны быть легкими, удобными, комфортными для малышей. При малейшем дискомфорте или боли проработку прекращают.
Во время воздействия обязательна проработка губ, нижней челюсти и языка, а каждая процедура начинается и заканчивается поглаживаниями. Если не указано иное количество, то приемы повторяют по 5-6 раз. Первый сеанс не должен длиться более, чем 5 минут. Время проработки увеличивают постепенно, доводя до 15-20 минут. Для детей младше 2 лет общее время сеанса ограничено 2-3 минутами.
Процедуры проводят ежедневно или через день, через 2-2,5 часа после приема пищи. Курс массажа включает 15-20 сеансов. После последнего сеанса делают перерыв в 1-3 месяца, и повторяют курс. Разрешено не более 60 сеансов в год. Второй год массажных процедур должен начинаться с повторной консультации у логопеда и корректировки техники.
При нарушении работы речевого аппарата проводят специальный массаж. Он состоит из несложных приемов, которые можно освоить за несколько процедур и проводить в домашних условиях. Польза массирования не только в улучшении речевых навыков, но и в стимуляции работы мышечной ткани, развитии глотательного рефлекса. Если нет противопоказаний, то сеансы можно проводить ежедневно. Логопеды рекомендуют несколько массажных техник, состоящих как из классических приемов, так и из специфических — сжатия языка, пощипывания его поверхности. Тип процедур, продолжительность, интенсивность и количество проработок обязательно оговаривается с врачом.
Логопедический массаж в центре «VOICE»
Залогом успешного лечения является обращение к компетентному специалисту. Мы видим свою миссию в том, чтобы через решение речевых проблем помочь людям улучшить качество жизни и мироощущение в целом.
«VOICE» — один из немногих логопедических центров, который осуществляет системную работу со взрослыми пациентами. В зависимости от конкретной ситуации мы объединяем усилия логопеда, психолога, невролога, фонопеда. Комплексный подход помогает нам продуктивно и в кратчайшие сроки решать поставленные задачи.
Лечение проводят сертифицированные специалисты с многолетним опытом работы. Регулярное повышение квалификации и изучение новейших методик позволяет нам добиваться успеха в самых сложных случаях.
Мы индивидуально подбираем массажную технику или комплекс различных методов. Специалисты центра ориентируются на органичное сочетание эффективности лечения и психологического комфорта пациента. Результатом является улучшение как речевого, так и эмоционального состояния.
Польза
Совмещение посещений логопеда и массажа будет продуктивно и принесет свою пользу.
Корректировка включает в себя следующие задачи:
- происходит коррекция звуков, сложных для ребенка, а поэтому они не соответствуют норме, это может быть замена шипящих или букв Л и Р, Г и Д;
- приведение показателей речевого дыхания к норме необходимо, если у ребенка из-за неправильного дыхания неправильно формируется произношение;
- снижение эмоционального перенапряжения;
- корректировка заикания, , ринолалии, нарушения голоса;
- увеличение тонуса мышц лица, если ребенок применяет мало усилий при произношении звуков;
- уменьшение ;
- работа над артикуляционным аппаратом;
- закрепление рефлекса глотки при говорении и улучшение состояния голоса – по медицинским показаниям.
В каких случаях рекомендован
Показателем для выбора вида логопедического массажа является состояние мимической и артикуляционной моторики. Вначале логопед смотрит на мышцы, когда они находятся в расслабленном состоянии. Для этого ребенку лучше всего находиться в положении лежа.
Если мышцы имеют нормальный мышечный тонус, то они слегка напряжены, а кожа будет мягкая и эластичная. Все манипуляции не вызывают дискомфортных ощущений. Если тонус повышен – отмечается большая напряженность, манипуляции проводятся с затруднениями; если понижен – мышцы находятся в вялом и дряблом состоянии. Для первого варианта нужно делать массаж на расслабление, а при гипотонусе – стимулирующий.
Также показание к назначению этой процедуры – наличие парезов, параличей. В этом случае один уголок губ может быть выше, чем другой или челюсть смещена в сторону. Но работать специалист начинает с наиболее сохранных участков. Воздействовать на пораженные области нужно аккуратно, чтобы свести к минимуму возможные дискомфортные ощущения.
Чтобы определить в каком состоянии находятся мимические и артикуляционные мышцы, обследуют:
- состояние мимических мышц и кожи;
- состояние артикуляционной моторики;
- состояние мягкого неба;
- произносительную сторону речи.
По результатам диагностики логопед решает, нужен ли ребенку курс логопедического массажа и какие приемы он будет использовать в работе.
Когда ребенку нужен логопедический массаж?
Чаще всего этот логопедический массаж используется при коррекции дизартрии. На его фоне эффективность работы логопеда по постановке звуков заметно повышается.
Также массаж полезен при коррекции речи в сочетании с имеющимися неврологическими нарушениями. В частности — у детей с диагнозом ДЦП. Массаж снимает спастику лицевых мышц, типичных для этого заболевания.
Кроме того, массаж может быть назначен при:
ринолалии;
заикании — однако не во всех случаях и с осторожностью;
задержке речевого развития и психического;
моторной алалии;
медленной автоматизации звуков при дизартрии.
В связи с положительным воздействием на работу кровеносных сосудов и улучшением кровообращения мозга логопедический массаж также довольно часто назначается и взрослым, имеющим проблемы с восстановлением речи после инсульта.
Польза
Метод помогает решить целый комплекс проблем, связанных с повреждением речевого аппарата, затруднённым или неправильным звукопроизношением. По результатам проведения логопедического массажа зафиксированы следующие стойкие улучшения состояния:
- Мышечный тонус артикуляционного аппарата приходит в норму.
- Укрепляется глоточный рефлекс.
- Речевые зоны мозга получают рефлекторную стимуляцию и начинают лучше функционировать.
- Нормализуется слюноотделение.
- Устанавливается правильное дыхание.
- Улучшается работа связок, восстанавливается голос и повышается его качество.
- Улучшается работа лимфатической системы в целом.
Важную роль в успехе лечения играет эмоциональная составляющая. Методика традиционно оказывает благотворное воздействие на состояние центральной и периферической нервных систем
Психологическое состояние во время процедуры очень важно, поэтому наши специалисты подбирают наиболее комфортные для пациента режим и технику выполнения массажа
Перед началом курса проводится обследование мышц речевого аппарата с целью выявить характер и степень повреждений. Логопедический массаж не имеет возрастных ограничений. Применение данной техники лечения речевых расстройств широкого спектра демонстрирует отличные результаты как у детей, так и у взрослых.
Основные приемы в логопедическом массаже
Во всех разновидностях логомассажа применяют такие же движения, что и в классическом массаже:
- Поглаживание – этот прием используют для расслабления. Рука или зонд плавно скользит по определенному участку кожи. После этого действия не должно быть покраснений. Данным приемом пользуются на начальном и завершающих этапах процедуры.
- Растирание – массажист сминает, собирает кожу в складки, передвигает ее в разные стороны. Нужно не вдавливать ее вглубь, а перемещать в стороны. Выполнять растирание нужно интенсивно, так как оно оказывает стимулирующее воздействие.
- Разминание – сюда входят надавливающие движения, сжатия, пощипывания.
- Вибрация – специалист создает колебательные движения на массируемом участке. Они могут быть различной амплитуды и интенсивности. Этот прием также является стимулирующим.
Некоторые специалисты включают в свою методику проведения логопедического массажа плотное нажатие. Его используют для того, чтобы путем воздействия на особые точки повлиять на работу речевых центров. Специалист выбирает подходящие приемы в зависимости от результатов диагностики.
Для чего нужен логопедический массаж
Логопедический массаж позволяет расслабить или укрепить артикуляционные мышцы, стимулирует чувствительность мышц. Показанием к процедуре является наличие следующих проблем у ребенка:
- короткая подъязычная уздечка — это одна из причин дислалий — нарушений речи, при котором нет поражений центральной нервной системы и органа слуха, поэтому основная работа ведется с артикуляционным аппаратом;
- ринолалия — нарушение звукопроизношения вследствие патологии носовой полости и ротоглотки;
- непроизвольное слюноотделение, одной из причин которого является потеря тонуса мышц языка;
- нарушение голоса — малыш тихо говорит, при этом у него может быть чувство «кома» и тяжести при разговоре;
- алалия — отсутствие или недоразвитие речи, причиной которого является повреждение речевых центров головного мозга;
- дисграфия — нарушение письменной речи;
- нарушение тонуса мышц как в сторону повышения, так и в сторону понижения, которые участвуют в звукопроизношении;
- заикание невротической природы;
- невнятная речь.
Недостатки логопедического массажа
Главный минус логопедического массажа кроется в том, что он способен вызывать неприятные ощущения. Необходимо постепенно готовить ребёнка к сеансу, долгое время налаживать с ним контакт. Если делать всё резко – есть риск нанести ребёнку психологическую травму.
Неправильно подобранный комплекс массажных приёмов тоже может оказать негативное влияние на здоровье ребёнка. Логопед должен определить, в каком состоянии находятся мышцы – вялом или напряжённом. Если он сделает ошибочные выводы, то рискует повысить напряжение в уже напряжённых участках тела. В таком случае мышцы станут “каменными” и неподвижными.
Проводите логопедический массаж только у опытных специалистов – тогда он принесёт неоценимую пользу, как для речи ребёнка, так и для его организма в целом.
Техники логомассажа
Существует несколько техник. Они различаются способом и силой воздействия.
Логопедический массаж лица для детей делается отдельно для каждой области.
Проводить сеанс нужно последовательно. Все движения должны выполняться строго сверху вниз. Лишнее усилие может доставить дискомфорт во время занятий. Поэтому не нужно сильно надавливать на лицо и прилагать большие усилия. Руки должны быть расслаблены, а движения плавными.
Начинать нужно с области лба, от его середины к вискам, затем от бровей к волосам. Затем нужно приступить к разминанию лба легкими движениями.
Следующей областью, на которую нужно воздействовать, являются щеки. Необходимо разминать их поверхность, растягивать от уголков рта к вискам, от скул к нижней челюсти.
Затем нужно перейти к области носа. Начинать занятие нужно с легких поглаживаний крыльев органа дыхания. Затем их нужно растянуть. Завершается массаж носа поглаживаниями от носа к уголкам рта.
Следующей областью воздействия является подбородок. Все действия на указанной области выполняются от середина рта к его уголкам.
Завершающим этапом является воздействия на область шеи. На данном этапе выполняются поглаживающие, разминающие движения.
Проводить занятие можно в домашних условиях
Важно соблюдать нормы гигиены. Это позволит снизить риск проникновения инфекций
Какая от него польза
Массаж является лечебной процедурой, так как воздействуя на определенные точки, влияет на работу некоторых систем организма. Логопедический массаж направлен на стимуляцию органов, участвующих в артикуляции звуков, чтобы логопед смог исправить у ребенка звукопроизношение.
Какая польза от этой процедуры детям с речевыми расстройствами?
- Нормализуется тонус мышц артикуляционного аппарата.
- Снижается влияние парезов и параличей на мимику и формирование речи.
- Удается преодолеть или максимально скорректировать гиперкинезии, синкинезии.
- Улучшается артикуляционная моторика.
- В создании речи принимают участие все мышцы речевого аппарата.
- Удается сформировать умение координировать движения артикуляционных органов.
Кроме узконаправленного воздействия, логомассаж оказывает и более обширное влияние на организм. Ведь во время процедуры задействуются нервные окончания, оказывающие влияние на работу других систем организма. Также наблюдаются следующие эффекты:
- Улучшается кровообращение и лимфоотток.
- Мышечные волокна становятся эластичнее.
- Воздействие на биологически активные точки благоприятно влияет на работу всего организма, а не только речевых центров коры головного мозга.
Также мягкие расслабляющие движения помогают ребенку успокоиться, настроиться на релаксацию, а более энергичные приемы помогают получить заряд бодрости
Из-за большой пользы логопедический массаж является важной частью коррекционных занятий
II. Разновидности массажа
Область логопедической терапии сегодня настолько разработана, что для перечисления всех техник потребуется написать огромную книгу. Мы расскажем об основных техниках, которые чаще всего используются в логотерапии.
Пять основных разновидностей логомассажа:
- классический;
- точечный
- аппаратный;
- самомассаж;
- зондовый.
Под классикой понимается обычный ручной массаж лица – это поглаживания, растирания, разминания и т. п.
Для исполнения точечного массажа нужно знать «активные» точки тела, то есть эта процедура требует особенных знаний.
Можно массировать тело с помощью медицинского устройства – это и будет аппаратный массаж.
Самомассаж выполняет ребенок – для этого его нужно научить правильно покусывать язык и массировать лицо.
Зонд позволяет добраться до удаленных частей органов артикуляции и тем самым активизировать их работу.
Для различных типов логомассажа используются ложки, зубные щетки, шпатели и зонды.
Виды
Различают несколько видов логопедического массажа. Классификация построена на основных способах и приёмах. В одних случаях логопед работает исключительно пальцами, в других — применяет специальные инструменты. У каждого вида есть свои особенности и показания.
Ручной
Само название говорит о том, что в качестве инструмента выступают руки массажиста-логопеда. В этой категории есть несколько подвидов:
- Классический массаж: при его выполнении логопед использует классические приёмы — поглаживание, растирание, пощипывание. В качестве дополнительных инструментов могут использовать шпатель, зубную щётку, соски. В этом методе используют не принцип рефлекторного воздействия, в котором эффект достигается за счёт стимуляции нервных пучков, а за счёт разминания мышц.
- Точечный массаж: задача специалиста — воздействовать на конкретные рефлекторные зоны — точки. Массаж носит локальный характер: работают с определёнными участками, например, щёк, а не массируют всю их поверхность. Это вид ещё называют массажем по биологически-активным точкам, сегментарно-рефлекторным.
Техники классического логопедического массажа описаны Дьяковой Е.А., которая разработала последовательность его проведения, техники и приёмы.
Аппаратный
Все движения выполняются специальными приборами. Этот вид не так распространён из-за того, что нет контакта между массажистом и пациентом: специалист ориентируется на ощущения в руках, а именно — напряжены мышц или расслаблены. И в зависимости от этого регулирует скорость, интенсивность движений.
Аппаратный логопедический массаж нужно применять ещё с большей осторожностью, чем классический. Причина в силе воздействия: интенсивные вибрации электромассажера могут оказать непредсказуемый эффект
Однако аппаратный массаж дает хорошие результаты у чуткого специалиста, который применяет комбинацию приёмов.
Зондовый
Зондовый логопедический массаж разработан талантливым логопедом Новиковой Е.В. Суть масажа по Новиковой: воздействие на поражённые зоны с помощью 9 разных типов зонда, выбор которых определяется зоной поражения, степенью и последовательностью в работе с нею. Зонды для логопедического массажа имеют разную форму, а значит оказывают разный эффект:
- вилочковый — имеет форму вилочки с зубцами, поднятыми вверх. Логопед аккуратно обкалывает ими нёбо, щёки, губы, в результате чего начинают сокращаться их мышцы. После коротких покалываний зонд начинают раскачивать, а позже — вращать;
- восьмёрка — приспособление похоже на 2 петли. Им нажимают на язык и без перемещения делают покачивающие движения. На щеках растирают вверх и вниз;
- саночки — маленькие, средние, большие: разные размеры нужны для регуляции площади захвата и силы надавливания;
- топорик — им вдавливают мышцы и выполняют скользящие движения. При повышенном тонусе — интенсивность нажатий минимальная, при гипотонусе — давят сильнее;
- крестовина — зон для стимуляции работы языка. Ею нажимают на мышцу и толкают, чтобы пациент научился сокращать язык;
- толкачик — для чередования расслабления и нажима.
Эффективность и скорость получения результата зависит не только от логопеда-массажиста, а ещё и от родителей, насколько искусно они изучат приемы логопедического массажа, чтобы закреплять полученный эффект в домашних условиях.
Обычно дети хорошо переносят логопедический массаж железными зондами. Чтобы устранить страх перед инструментом, дают его потрогать, повертеть в руках. При глубокой степени нарушений возможны болевые ощущения на первых порах — так о себе дают знать ригидные, спазмированные мышцы.
Признаки стертой дизартрии
Обычно детей-дизартриков отличает неуклюжесть, нарушение скоординированных движений, недоразвитие пальцевой моторики. Они с трудом овладевают навыками застегивания пуговиц, шнуровки, не умеют держать ножницы, не любят рисовать и лепить. Но в своей практике за последние два года я наблюдала много детей 5-7 лет с хорошей координацией и развитой тонкой моторикой рук, они очень любят рисовать, разукрашивать, лепить, хорошо держат карандаш, успешно справляются со штриховкой. Признаки болезни видны только на лице, и то не у каждого. Один из заметных признаков стертой дизартрии: статичное малоподвижное лицо, напряженные губы или, наоборот, губы и щеки обвислые, рот не закрывается.
Особенный интерес при стертой форме дизартрии представляет язык. В большинстве случаев язык толстый, массивный, при вытягивании спинка языка напрягается и собирается в комок. За счет этого у ребенка затруднено произношение многих звуков. При произнесении твердых звуков слышатся мягкие, так как спинка языка автоматически поднимается к небу, в результате вместо слышим , вместо – , вместо – , вместо – и т.д. Напряженная спинка языка закрывает отверстие для свободного прохождения воздушной струи, поэтому свистящие и шипящие звуки имеют призвук . При повторении слогов и слов многие звуки приобретают призвуки . Например, тя-тя-тя звучит как тля-тля-тля. Кончик языка при стертой дизартрии обычно не выражен, то есть невозможно определить, где кончик. Часто из-за паретичности мышц языка ребенок не может поднять его наверх, облизать верхнюю губу, достать кончиком до верхних зубов. В связи с этим у малыша отсутствуют шипящие звуки и .
У многих детей наблюдается девиация – отклонение языка в строну парализованной мышцы. Когда просишь ребенка вытащить язык и удерживать его на нижней губе на счет до пяти, язык трясется, дрожит и норовит сдвинуться в сторону. Это явный признак дизартрии. Из-за гиперкинезов нарушается произношение группы свистящих, шипящих и сонорных звуков, а также страдает просодика. Речь маловыразительна, невнятна, нечленораздельна, монотонная, часто тихая, с небольшим треском в звучании, ничего нельзя разобрать. Про таких детей говорят: «у него каша во рту».
Отличительной чертой дизартриков является их неустойчивая психика. Такие дети часто кидаются из крайности в крайность. То они излишне обидчивы, ранимы, плаксивы, болезненно реагируют на каждую мелочь, то становятся агрессивны, грубы, отказываются заниматься, разговаривать и даже кидаются на других с кулаками. У детей-дизартриков очень снижена мотивация и побуждение к обучению.
Понятие
При помощи рук, пальцев и специальных приспособлений (зондом, шпателем, зубной щеткой с мягкой щетиной) проводится воздействие на нужную область щек, зубов, языка. При помощи регулярного массажа удается за короткий срок улучшить состояние нервной системы, кровеносных сосудов речевого аппарата. Снимаются артикуляционные спазмы, нормализуется тонус мышц.
Требования к проведению речевого массажа
Массаж для развития речевого аппарата должен проводить логопед. Врач проходит специальный курс обучения, в результате которого получает знания в области детской анатомии и физиологии. Это помогает специалисту без вреда для здоровья детей выполнять манипуляции и улучшать речевые и коммуникативные показатели.
Логопедический кабинет для массажа обустраивается таким образом, чтобы ребенку там было приятно находиться. Чтобы отвлечь малыша и помочь ему расслабиться, в помещении расставляют игрушки, погремушки, располагают его в удобном мягком кресле.
При назначении курса логопедического массажа его выполняют ежедневно до тех пор, пока не достригутся положительные результаты. Некоторые элементы массажа можно проводить родителям самостоятельно дома. Специалист дает рекомендации по выбору техники воздействия, продолжительности и числу подходов.
Какой специалист назначает
К логопедическим манипуляциям можно приступать только после консультации у врача невролога. Именно он рассматривает возникшую проблему с развитием речи со всех сторон и назначает определенный курс лечебных мероприятий, в число которых и входит массаж. Невролог может назначить процедуру как самостоятельно, так и по рекомендации логопеда, который осматривает ребенка.
Показания и противопоказания
Логопедический массаж назначается детям раннего возраста при обнаружении у них следующих нарушений:
- задержка речевого развития, а также отставание по возрасту в произношении определенных слогов (как правило, это распространяется на ребятишек до 3 лет);
- неправильное произношение звуков (дислалия);
- замедленность в движении артикуляционных мышц, зажимы речевых нервов (дизартрия);
- задержка психического развития, при котором нарушается память, мышление, внимательность и, как следствие, затормаживается речь.
Логопедический массаж нельзя проводить ребятишкам раннего возраста при наличии у них следующих заболеваний:
- грибковые или гнойные поражения кожи;
- гематомы в ротовой полости, на губах;
- инфекционные раны на кожных покровах;
- эпилепсия;
- онкология любой стадии;
- туберкулез;
- сосудные болезни;
- проблемы с капиллярами (замедленная проходимость кровотока, слабая капиллярная сетка);
- аллергические проявления.
Порядок проведения
Выделяют два вида логопедического массажа. Первый предусматривает работу только пальцами, второй – применение специальных инструментов. Назначить тот или иной вид массажа врач может по определенным показаниям.
Процедура включает в себя сочетание техник:
- дыхательная коррекция;
- массирование лицевой мускулатуры;
- массаж шейных мышц;
- массирование речевых структур (языка, внутренней поверхности щек, губ) с помощью зонда.
Ручной или мануальный массаж состоит в проведении поглаживаний, пощипываний, растираний. В некоторых случаях врач использует вспомогательные инструменты – соску, шпатель, зубную щетку. Действия специалиста нацелены на разминание мускулатуры, улучшение кровоснабжения тканей. К ручному массажу относят также точечный, при котором мастер оказывает влияние на рефлекторные зоны.
Детский логопедический массаж с применением зонда разработала врач-логопед Е. В. Новикова. Эта техника предусматривает воздействие на зоны речевого аппарата с применением 9 разных видов зонда. Выбор конкретного инструмента происходит с учетом проблемной зоны, а также степени выраженности речевого нарушения. Зонды разной формы призваны привести к разным эффектам.
Показания
Показаниями к назначению логопедического массажа являются следующие заболевания:
- дислалия (косноязычие) — нарушения произношения звуков при нормально развитом слухе и речевом аппарате;
- дизартрия — затруднение артикуляции вследствие различных заболеваний нервной системы;
- алалия — полное или частичное отсутствие речи из-за органических поражений речевых зон коры головного мозга;
- нарушенный тонус мышц артикуляционного аппарата;
- фонастения — частичная или полная потеря голоса;
- заикание;
- последствия детского церебрального паралича (ДЦП).
Перед началом курса пациенту рекомендовано пройти всестороннее обследование. Необходимо убедиться в отсутствии ограничений к проведению логопедического массажа.
Количество сеансов назначается индивидуально в зависимости от характера и тяжести нарушений. В ряде случаев может потребоваться повторение нескольких курсов в течение года или более длительного времени.
Виды логомассажа
Существуют как классические методики массажа, так и авторские разработки. Популярной авторской методикой является зондовый массаж, разработанный Новиковой Е. В. Какой использовать вид массажа, выбирает специалист, исходя из индивидуальных особенностей ребенка:
- Ручной или классический – его делают на нужной области или рядом с ней. Включает в себя поглаживания, пощипывания, постукивания, надавливание. Делать такой логомассаж можно при помощи шпателя, соски или зубной щетки с мягкой щетиной.
- Точечный – это локальный вид массажа, потому что специалист воздействует на определенные точки, влияющие на работу речевых центров.
- Аппаратный – для его проведения используют аппараты, которые могут создавать вибрацию или вакуум.
- Зондовый – авторская методика, разработанная Новиковой Е. В. Для его выполнения нужен специальный набор зондов.
- Самомассаж – его ребенок может делать самостоятельно, после показа нужных движений взрослым. Сюда же можно отнести и артикуляционные упражнения.
Чтобы процедура была максимально безопасной для ребенка, нужно пройти обучающие курсы или изучить профессиональную литературу (например, для самомассажа). Только тогда получится выполнить его правильно.
Клинические проявления
Заикание может протекать в острой форме или проявляться эпизодически. Его появлению часто предшествуют различные невротические расстройства (страхи, тики, ночной энурез, нарушения сна и др.). В дальнейшем оно может подвергаться обратному развитию или фиксироваться в виде невротического состояния с синдромом заикания, в состав которого входят различные астенические, фобические (фобия – боязнь), депрессивные расстройства и вегетативные проявления.
Логоневроз может иметь различную выраженность – от резко выраженных речевых дефектов, затрудняющих общение, до плавной незатруднительной речи. Заикание усиливается при волнении, эмоциональном напряжении. В привычной для ребенка, домашней обстановке, при общении с близкими и друзьями оно становится практически незаметным.
По истечению 1-2 лет дети начинают замечать свой дефект речи и стесняются его. Они отказываются принимать участие в выступлениях, стараются не говорить в присутствии посторонних. У старших детей может развиваться страх речи (логофобия), что затрудняет обучение в школе и усвоение школьной программы.
Течение заболевания имеет волнообразный характер с периодами обострения симптомов. У многих пациентов оно затяжное, но в большинстве случаев в период половозрелости заикание сглаживается или исчезает. Это связано с созреванием нервной системы и речедвигательных центров. Определенную роль играют компенсаторные механизмы. Однако у 10 % больных симптомы болезни сохраняются в течение всей жизни.
Цены на логомассаж
Виды занятий | Стоимость одного занятия / сеанса | Длительность одного занятия / сеанса | Рекомендуемое количество занятий/сеансов |
Логомассаж классический | 800/1000 руб. | 45 мин. | индивидуально |
Массаж языка решает множество задач, в частности:
- активизирует и нормализует работу мышц речевого аппарата, которые ранее бездействовали или функционировали недостаточно активно;
- укрепляет глоточный рефлекс;
- повышает эластичность мышечных волокон, что помогает детям более четко выговаривать звуки.
Эта методика применяется на всех этапах коррекционно-логопедического воздействия. Однако наиболее эффективен массаж в ситуации, когда у ребенка еще нет возможности выполнить определенные артикуляционные движения.
Таким методом пользуются разные специалисты: логопеды, дефектологи. Основные приемы можно показать родителям детей с аутистическими расстройствами, чтобы они могли выполнять их дома
При этом подробно объясняется, как действует эта методика, и почему важно ее использовать
Достоинства и недостатки
Логопедичесий массаж обладает преимуществами. Он безопасен и не представляет опасности. Регулярное проведение логомассажа позволяет значительно снизить количество медикаментов, ускорить процесс коррекции нарушений звукопроизношения и быстро справиться с вялостью мышц или ,наоборот, с чрезмерным напряжением таковых.
Он положительно влияет на функции сосудов. Доступность методики — преимущество упражнений.
Минусы тоже есть. Некоторые действия могут доставить ребенку дискомфорт и даже боль. Все упражнения воздействуют на мышечный аппарат. Это тоже относится к недостаткам.
Массаж чайными ложками
Это вариант игрового массажа, автором которого является И. О. Крупенчук. Такой массаж подойдет детям, у которых возникают негативные реакции на зонды. При этом можно делать массаж с разной температурой: прохладный – для стимуляции, теплый – для расслабления.
Все манипуляции с ложками сопровождаются стихотворениями, потешками. Это позволяет ребенку усвоить слова, обозначающие части лица и тела, действия; освоить навык согласования слов в предложении и фразах. Все действия проводят по основным массажным линиям, применяют надавливания, поглаживания, растирания.
Нужно использовать гладкие чайные ложки, чтобы не поранить ребенка. Такой массаж дети могут делать самостоятельно.
Предварительная разминка
Начинать сеанс нужно с общего лицевого массажа в течение нескольких минут. Нужно выполнять приятные для малыша поглаживания и вибрирующие манипуляции. Направления могут быть различными:
- Лоб массируется в направлении снизу вверх и от центра к вискам.
- Нижнее веко нужно прорабатывать от внешнего края к внутреннему, верхнее – наоборот.
- Выполняются движения от носа к вискам и от краев губ до ушей.
- Также манипуляции делаются от подбородка до мочек ушей.
Чтобы расслабить мышцы шеи и корня языка, детская головка раскачивается и плавно поворачивается в стороны. Затем начинается проработка языка и губ.
При пониженном тонусе
Пациента усаживают так же, как в вышеописанном случае. Число повторений движений аналогичное
Наибольшее внимание уделяют проработке области скул и челюстей. Давят на проблемные участки сильнее, чем при исправлении повышенного тонуса, но не резко, чтобы не возникло болевых ощущений
Вначале массируют горизонтальными поглаживающими движениями лоб, затем переходят к векам. Двигают пальцами от носа к ушным раковинам, от подбородка к ушным раковинам. Трут и щиплют кожу на скулах, разминают губы, участки от ноздрей до уголков рта.
Заключительный этап – применение вибрационного устройства для повышения тонуса язычных мышц.
Особенности логопедического массажа дома
Логопедический массаж ребенку можно делать как в клинике, так и дома, и это даже предпочтительнее, потому что домашняя обстановка и близкое окружение исключают беспокойство и волнение для малыша.
Прежде всего родителям необходимо создать условия и соблюсти правила:
Работайте в проветренном помещении.
Используйте защитную маску и перчатки при массаже в ротовой полости.
Тщательно вымойте инструменты и обдайте их кипятком.
Обработайте свои чистые руки спиртосодержащим раствором.
Не выполняйте логомассаж сразу после еды и при неважном самочувствии малыша.
Длительность сеансов увеличивайте постепенно.
Ребенку следует находиться лежа на спине, под шею подложите валик. Также приемлемо положение полусидя, если оно обеспечит расслабление мышцам и свободу дыханию.
Ободряющие слова и похвала по окончании процедуры создадут положительный настрой и желание продолжить занятия в следующий раз.. При выполнении массажа учитывайте возраст ребенка
Грудничкам, детям до 3 лет — 5-10 минут, дошкольникам — 15-20 минут, детям старше 7 лет— 20-30 минут. Периодичность 2-3 раза в неделю. Курс 10-15 сеансов
При выполнении массажа учитывайте возраст ребенка. Грудничкам, детям до 3 лет — 5-10 минут, дошкольникам — 15-20 минут, детям старше 7 лет— 20-30 минут. Периодичность 2-3 раза в неделю. Курс 10-15 сеансов.
Чтобы делать логопедический массаж для детей в домашних условиях, нужна консультация врача, который составит индивидуальный план занятий, назначит приемы воздействия и скоординирует вашу работу.
Если хотите сами сделать детский логопедический массаж, давайте учиться.
Методика массажа
Массаж начинается с обработки мышц лица, затем прорабатываются другие. Используются классические приемы с постепенным увеличением надавливания. При этом не допускается дискомфорт у ребенка. Могут выполняться поглаживающие движения лба и растирания щек. В конце делаются легкие постукивающие и пощипывающие движения. Губы разминаются от середины к краям, каждая губа отдельно, затем переходят к носогубной складке.
Если речь идет о повышенном возбуждении мышц, используется расслабляющая техника. Она включает классические поглаживания и вибрации. Сеанс начинают с воротниковой и плечевой зоны, затем прорабатывается лицо, губы, язык. Заканчивают релаксацию плавными чуть давящими движениями, которые повторяют 8-10 раз.
Для массажа языка используются специальные приспособления. В домашних условиях может использоваться ложка либо указательный палец . При использовании ложки необходимые зоны поглаживают и растирают ее выпуклой стороной.
Родители должны проявлять терпение и заниматься с малышом регулярно. Время сеансов определяется степенью нарушения и возрастом ребенка. Она не должна превышать 25 минут вне зависимости от того, проводится ли массаж дома или в лечебном учреждении. Первые сеансы длятся пять минут, со временем их длительность увеличивается.
Курс обычно включает в себя 10-20 сеансов. Проводить массаж можно ежедневно либо с интервалом через день.