Ребенок слышит, но не понимает речь: почему и что делать
Содержание:
- Причина 12. Проблемы интеллектуального развития
- Почему ребенок не говорит в 2 года
- Когда ребенок в принципе готов заговорить
- Причина 5. Стрессы, неблагоприятная психологическая обстановка
- Слишком много посланий в одной фразе
- Тревожные признаки
- Нет речевого развития, ребенок не откликается и не реагирует на свое имя: что делать, как лечить?
- Не хочет разговаривать, но все можно изменить
- Коррекция ЗРР
- Последние новости
- 1 Разговаривать не нужно — мама и так поймет
- Что делать, если ребенок все понимает, но не говорит?
- Чем отличается слуховая речевая агнозия от сенсорной алалии?
- 5 Боится экспериментировать, не решается на новое
- Что еще можно предпринять, чтобы научить ребенка говорить?
- К какому врачу обратиться и какие обследования необходимо пройти
Причина 12. Проблемы интеллектуального развития
Формирование речи напрямую связано с умственным и психическим развитием ребенка. Различные генетические заболевания, аутизм, синдром Дауна, умственная отсталость, несомненно, повлияют и на речь. Работа с профильными специалистами поможет наладить коммуникации и скорректировать становление речи.
Для того чтобы помочь ребенку научиться говорить, важно знать, почему возникла задержка. Не стоит ждать, пока молчащее чадо заговорит сразу распространенными предложениями
Консультация логопеда-дефектолога поможет обнаружить причину проблемы и выстроить план ее решения.
Мы перечислили общие причины отсутствия речи у детей. В некоторых случаях ребенок начинает говорить в результате домашних занятий с родителями, но чаще всего требуется неотложная помощь специалистов.
В норме хоть какие-то зачатки речи (выраженный интерес к словам взрослых, понимание обращенной речи, лепетные слова) должны появиться до 1,5 лет. Если нет даже этого, то родителям не нужно искать причины и успокаивать себя, а срочно показать ребенку специалисту.
Отсутствие речи ограничивает умственное и психическое развитие малыша. Ранняя диагностика и коррекция дает большую вероятность, что речевое развитие войдет в норму.
Какие причины отсутствия речи в 2-3 года обычно выявляют специалисты? Расскажем о них подробнее.
- Аутизм. Опытный психолог или психиатр может выявить заболевание у детей старше года. Для такого ребенка характерно поведение, когда он не идет на контакт вообще, даже с мамой и папой, а при общении не смотрит в глаза взрослому.
- Умственная отсталость диагностируется психиатром и дефектологом.
- Ринолалия ставится при осмотре сразу после рождения. Требует срочного хирургического лечения и занятий с логопедом-дефектологом.
- Афония – это нарушение функции голосовых связок, часто возникает при ДЦП. У таких детей нет голоса вообще. Лечением занимается оториноларинголог, фониатр и логопед-дефектолог.
- ОНР (общее недоразвитие речи) , связанное со снижением слуха, обычно ставят неговорящим детям старше 3 лет. Дети с таким нарушением обычно очень невнимательные, например, они не реагируют на тихие звуки. Обязательна консультация с оториноларингологом и дефектологом.
- ЗРР (задержка речевого развития) – самая распространенная причина отсутствия речи у детей в 2-3 года. Характеризуется отсутствием полноценного общения со сверстниками или билингвизмом дома. Нужна помощь дефектолога или логопеда.
- ЗПРР (задержка психоречевого развития) , обусловлена педагогической запущенностью. Обычно нарушение выявляется в 2-3 года. Возникает, когда родители не занимаются развитием речи совсем или делают это неправильно, или, наоборот, слишком опекают малыша. Еще одна причина – неблагополучный климат в семье. Помощь оказывают психолог и логопед-дефектолог.
- Афазия (1 уровень ОНР) возникает у детей старше 3 лет при плохо пролеченной травме головы или в результате тяжелой болезни. Речь пропадает или находится на крайне низком уровне. Родители обычно жалуются, что ребенок говорил фразами, а потом перестал. Занимается проблемой невропатолог и логопед-дефектолог.
- Анартрия, артикуляционная апраксия, дизартрия (1 уровень ОНР) – данные нарушения выявляются у малышей с 2 лет. Такой ребенок не может есть твердую пищу, дуть, улыбаться, произносить звуки. Очень часто эти расстройства речи сопровождают ДЦП. Лечением занимаются невропатолог и логопед-дефектолог.
- Моторная алалия (1 уровень ОНР) обычно ставится в 2,5 года. Ребенок хорошо понимает обращенную речь, но не может говорить, плохо запоминает, не повторяет за взрослым слова. Несмотря на это, он может производить впечатление умного и восприимчивого малыша. Для общения он обычно пользуется жестами и звуками, которые понимают только близкие. Лечение проводят невропатолог и логопед-дефектолог.
- Сенсорная алалия (1 уровень ОНР) , как правило, выявляется в 2,5 года. Такие дети используют для общения свой «язык», не понимают речь, инстинктивно реагируют только на мать. Требуется помощь невропатолога и логопеда-дефектолога.
Уважаемые родители! Помните, что логопед всегда проводит два обследования. Во время консультации, на первичной диагностике, обычно ставится предварительный диагноз, чаще всего это ЗПРР, ОНР или ЗРР. Динамическое обследование проводится в ходе нескольких занятий. Даже очень опытный логопед может поставить настоящий диагноз только после того, как понаблюдает за ребенком в течение некоторого времени.
Почему ребенок не говорит в 2 года
Неврологические заболевания зачастую являются одной из самых частых причин отклонений в речевом развитии детей. К ним относятся:
- Поражение центральной нервной системы и недоразвитие головного мозга.
- Общий гипотонус (и в частности гипотонус мышц лица).
- Врожденные патологии развития языка, губ, неба, лицевых мышц.
Неврологические патологии могут привести к возникновению тяжелых речевых расстройств, таких как:
- Моторная алалия
- Сенсорная алалия
- Дизартрия
- Афазия
Моторная алалия
Это заболевание, при котором ребенок может полностью не разговаривать, либо говорить плохо, путая окончания. При этом ребенок понимает что ему говорят взрослые.
Причина заболевания – поражение речедвигательного анализатора – центра Брока и его проводящих путей.
Признаки речевого нарушения:
- Ребенок в 2 с половиной года еще не говорит. Первые слова начинает произносить в возрасте 4 лет.
- Неправильно строит предложения, использует слов в неправильной форме и падеже.
- Имеет очень скудный словарный запас.
- Гиперактивный или, наоборот, малоподвижный.
- Отказывается общаться со взрослыми и детьми, не хочет идти на контакт, порой агрессивен.
Сенсорная алалия
Заболевание, которое характеризуется недоразвитием импрессивной речи.
При сохранном слухе нарушается понимание речи окружающих.
Причина заболевания – поражение части головного мозга, отвечающей за правильный анализ речи.
Признаки данной патологии:
- Расторможенная речь. Карапуз болтает, но взрослые не понимают что он говорит.
- Низкий интеллект.
- Когда с ребенком общаются, он с трудом воспринимает речь окружающих на слух.
- Замена букв.
- Произнесение нескольких слов слитно, единым словом.
- Гиперактивность, в сочетании с подавленностью.
Дизартрия
Данное заболевание характеризуется сбивчивым ритмом дыхания, гнусавостью голоса, не четким произношением звуков.
На физическом уровне патология проявляется слабым тонусом лицевых мышц. Малыш почти не может поднять язык вверх, доставать им до внешних уголков рта. Язык ребенка, страдающего дизартрией в 2 годика, дрожит. Наблюдается обильное слюнотечение.
Причина заболевания – асфиксия головного мозга, генетическая предрасположенность, заболевания ЦНС.
Афазия
Является частой причиной того, что ребенок в 2, 5 года не разговаривает. При данной патологии речь ребенка искажена: нарушены произношение и смысл фраз. При этом слух может быть в норме.
Причина заболевания – травмы головы, онкологические заболевания, осложнения после инфекционных заболеваний.
Физиологические причины
К физиологическим причинам отсутствия речи в 2 года можно отнести следующие проблемы:
Нарушения слуха.
Любое нарушение слуха сказывается негативно на развитии речи. Дети, страдающие тугоухостью, всегда отстают в речевом развитии. Если ребенок в 2,5 года не разговаривает, родителям следует обратиться к отоларингологу и проверить слух малыша.
Недоразвитие речевого аппарата.
Слабость челюстных и лицевых мышц может стать причиной того, что ребенок в 2 года не говорит. Признаками нарушения артикуляции являются повышенное слюнотечение, приоткрытый рот малыша и возникающий рвотный рефлекс при попытке проглотить твердую пищу. Причинами нарушения артикуляции могут быть слишком раннее отлучения от груди, а также короткая уздечка под языком.
Генетическая предрасположенность.
Бывает так, что ребенку почти 2 года 9 месяцев, а он не разговаривает. С первого взгляда здоровый малыш, не имеющий никаких физиологических отклонений, может иметь генетическую предрасположенность к отставанию в речевом развитии.
Возможно, у кого-то из родителей или других родственников имел такую же патологию, и ребенку она передалась по наследству. В этом случае заставлять ребенка говорить бесполезно. Можно лишь помочь ему, стимулируя развитие речи при помощи игр и занятий.
Психологические причины
- Часто ребенок в 2 года не разговаривает из-за отсутствия необходимости говорить. Взрослые предвосхищают все его желания, излишне опекают и у него отпадает необходимость заявлять о своих потребностях взрослым. В этом случае родителям стоит перестать опекать ребенка и начать стимулировать его речь: чаще задавать открытые вопросы, не спешить удовлетворить каждое желание чада, стоит ему только показать на желаемый предмет пальцем.
- Частой причиной того, что ребенок в два года не говорит является стресс или испуг ребенка. Ребенок может развиваться нормально, а затем, пережив какой-либо стресс (разлуку с матерью, переезд, болезнь) сделать шаг назад в речевом развитии.
Когда ребенок в принципе готов заговорить
Первый год мама с ребенком находятся в симбиозе. Малыш не умеет говорить, его единственный язык — плач. У мамы развивается удивительная способность понимать его «язык» и переводить на общечеловеческий: сейчас малыш хочет пить, потом — есть, вечером — спать. Мама может удовлетворить его потребности. Благодаря этому ребенок выживает в первый год.
Постепенно ребенок перестает брать грудь, начинает ползать, делает первые шаги. Это для него очень значимое событие. Теперь он ощущает себя отдельным от мамы. Он может приближаться или отдаляться от нее настолько, насколько захочет, может бегать, может достать до заветной полки с яркой игрушкой. Именно к этому возрасту появляются первые слова. Как только ребенок начинает ощущать себя отдельным от матери, появляется потребность разговаривать.
С другой стороны, к концу первого года мама постепенно выходит из слияния с ребенком и теряет суперспособность читать мысли. Теперь ребенку, чтобы заявить о себе и своих потребностях, нужно учиться говорить на языке мамы.
Причина 5. Стрессы, неблагоприятная психологическая обстановка
К сожалению, стрессы влияют не только на взрослых, но и на детишек. Сильный испуг, не комфортный психологический климат в семье, даже ссоры между родителями могут стать причиной отставания формирования речи. Детям необходимы спокойствие, положительные эмоции и разумный распорядок дня.
Сильные переживания, испуг, психологические травмы могут привести к заиканию и задержке речевого и психического развития.
Отдельно стоит выделить также проблему «госпитализма» у детишек. Синдром отсутствия речи, вызванный отлучением от семьи у детей, помещенных в лечебные учреждения, связан как с психологическим стрессом, так и с недостаточностью общения. К сожалению, вероятны случаи возникновения этого синдрома и у домашних детей. Формального ухода за ребенком без налаженной коммуникации, любви и внимания со стороны близких провоцирует отставание в развитии.
Слишком много посланий в одной фразе
Не только ребенку, но и взрослому человеку трудно переварить «винегрет» из миллиона разных задач, уверена психолог. В общении с детьми она советует использовать такое правило: одно обращение — одна мысль. В противном случае ребенок выцепит одну задачу, и скорее всего последнюю.
— Если дело многоступенчатое, то его стоит разделить на отдельные короткие действия. Например, надо, чтобы ребенок разделся. Тогда сначала говорим: «Сними шапку». Когда он это выполнил, то говорим: «Расстегни куртку». Если и это сделано, то продолжаем: «Сними сапожки» и т.д. Постепенно ребенок научится раздеваться сам без подсказок, но на первом этапе ему нужна ваша помощь.
Тревожные признаки
Срочно необходимо обратиться за медицинской помощью в тех случаях, когда у малыша отмечаются следующие признаки:
- ограниченность лексикона: ребенок говорит преимущественно существительные имена, очень редко глаголы;
- неразборчивость слов (такое ощущение, что неизвестный иностранный язык);
- не может ответить на некоторые вопросы – сколько лет, как зовут и подобное;
- произношение маленьких фраз (максимум 2-3 слова);
- отсутствие желания повторять слова и предложения за взрослыми;
- искажение звуков – вместо одной буквы ребенок говорит другую (тесто – кесто, курица – турица);
- местоположение языка во время произношения слов – между зубами.
Нет речевого развития, ребенок не откликается и не реагирует на свое имя: что делать, как лечить?
Здравствуйте! У нас с ребенком непонятная ситуация. Невролог ставит ЗПРР, ребенок не говорит, нам 2,8 годика, девочка. Проблема не только в речи — она мало понимает. В саду жалуются, что не откликается и не реагирует на имя, но если я зову из другой комнаты, то прибежит. Понимает простое — ням-ням, гулять, пока машет ручкой. Любит танцевать. На предмет глухоты обследовались, но дочь слышит. Бежит, когда мультики, реклама любимая. Изначально ставили ПЭП, родилась доношенной, но на КТГ постоянно ставили, что плод страдает то сильно, то средне. Были у психиатра — та тоже ЗПРР ставит. Ходим к логопеду, дочь некоторые задания выполняет — например, рассортировать цвета, соотнести животных и их детей. Умеет фигурки подбирать под формы, любит рисовать, пытается по трафарету фигурки обводить. Очень плохо с речью, вообще ничего не говорит, но лопочет. Не показывает животных, фигуры, цвета. То есть не воспринимает практически речь. Начинала сама есть ложкой, бросила. Начинала говорить «дай», Айда — перестала. Все что начинает делать, забывает, бросает. На горшок не просится, но терпит, пока не посадим. Невролог назначала ноотропил, кололи кортексин, пили Магни Б6. Прогресса нет. Ходим к психологу, логопеду. Они настаивают на более полном обследовании. Подскажите, что нам предпринять, к каким специалистам обратиться? Нужен ли нам другой невролог? Прошла в сети тест на аутизм — риск высокий. Еще логопед советует получать инвалидность, подозревает алалию. Это нужно МРТ — не опасен ли наркоз от этого исследования? Что вообще сейчас делать? Развития нет, в 2 года практически также было все.
Ольга
Не хочет разговаривать, но все можно изменить
Любовь — это соединение моего желания с желаниями любимого. Включить в себя, научиться отдавать — это высшая цель, находящаяся выше эгоизма. Когда двое сливаются воедино — наступает гармония. Это и есть наивысшее наслаждение. Оно построено на раскрытии противоположностей и их дополнении.
Из личного опыта могу сказать, что тренинг по системно-векторной психологии Юрия Бурлана не только спас мою семью от развода. Наши отношения перешли на новый качественный уровень, о котором мы даже не смели мечтать. Для этого даются все возможности, все инструменты. Теперь мы во много раз ближе и лучше чувствуем друг друга. Наши темы для разговоров неиссякаемы.
Если ваш муж не разговаривает с вами неделями, используйте этот шанс, чтобы вновь обрести теплоту чувств. Сделайте один клик, зарегистрируйтесь на бесплатный онлайн-тренинг по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Ваше счастье в ваших руках.
Автор Виктория Семибратская
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Просмотров:
5 516
Поделитесь этим с другими:
Коррекция ЗРР
Если специалисты поставили диагноз «задержка речевого развития», необходима комплексная помощь, в системе развивающая различные органы чувств, артикуляционный аппарат и моторные функции. Как известно, ребенок начинает знакомиться с окружающим миром через осязание, обоняние, вкус, слух, запах
Поэтому так важно создать все необходимые условия, чтобы малыш мог попробовать предмет на зуб, понюхать и потрогать. Очень важно развивать мелкую моторику пальчиков рук
Нервные окончания на кончиках пальцев напрямую связаны с центрами развития речи в мозге. Поэтому не стоит бояться беспорядка в доме, давая ребенку разбрасывать крупу, лапшу, муку, рисовать пальчиковыми красками, поощрять игры с водой. Игра – основная деятельность ребенка, поэтому призываю родителей побольше играть, используя предметы и образы.
Ребенка от 1,5 до 2 лет необходимо научить:
выполнять артикуляционную гимнастику: «Улыбка» (показать зубки), «Поцелуй» (тянуть губы в трубочку), «Часики» (движение языком в уголки губ), «Кошка лакает молоко» (движения языком по верхней губе в передне-заднем направлении), «Лошадка» (подъем языка к заднему небу); |
формировать длительный плавный ротовой выдох (дуть на ватные шарики, кусочки бумаги, задувать свечки); |
развивать мелкую моторику пальцев рук (нанизывать крупные бусы (макароны) на шнурок, разворачивать бумагу, мять пластилин, выполнять пальчиковую гимнастику «молоточки», рисовать красками «дождик»; |
развивать импрессивный словарь (рассматривать сюжетные картинки, учить соотносить парные картинки, обыгрывать потешки, сказки, «Теремок», «Колобок», создавать проблемную ситуацию, играть в сюжетно-отобразительную игру, знакомить с окружающим миром); |
развивать сенсорное восприятие и конструктивный праксис: складывать стаканчики-вкладыши из 3х частей, собирать разрезные картинки из 2-х частей, конструировать «заборчик», «воротца», изучать основные цвета, величину (большой, маленький), количество (один-много); |
развивать темпо-ритмическую сторону речи, используя потешки, заклички, считалочки, песенки, стишки, играть в «ладушки»; |
побуждать ребенка к активной речи: изучать звукоподражания животным и шуму предметов, играть в игру: «Дай! На!», задавать ребенку вопросы с вариантами ответа («Мы сейчас пойдем гулять или домой?», «Тебе дать машинку или мяч?», «Ты хочешь компот или сок?»), читать стишки и побуждать ребенка договаривать слова, играть в игры «Чего не стало?», «Кто спрятался?», «Жадина» («чье яблоко?» — «мое яблоко» и т.д.), выполнять фоноритмические и логоритмические упражнения. |
Также очень важно строго придерживаться режима дня, что способствует хорошему физическому развитию и укреплению здоровья. Со здоровым ребенком, находящимся в бодром и радостном состоянии, легче установить контакт, он охотнее общается и лепечет
До трех лет необходимо оградить малыша от использования гаджетов, компьютеров, мобильных телефонов, ограничить просмотр телевизора. Именно вышеперечисленные факторы сегодня приводят к задержке речи многих детей, поскольку органы чувств испытывают сенсорный голод, а, следовательно, и речь не развивается.
При общении с детьми речь взрослого человека должна быть эмоционально окрашена, ведь в первую очередь дети чувствуют эмоциональный настрой, а уже потом обдумывают смысл сказанного.
Автор Юлия Савельева
Последние новости
14:39
Вилков: не будет такого, что я приду и встану на колени: «Простите Христа ради»
14:23
КДК оставила в силе желтую карточку Сигурдссона
14:01
Аршавин назвал фаворитов чемпионата Европы-2020
1
13:44
Фанаты «Манчестер Юнайтед» заблокировали входы на базу команды
13:26
Анатолий Бышовец: в обороне ЦСКА не видно гармонии
1
эксклюзив
13:18
«Спартак» поздравил Карреру с днем рождения
2
13:11
Соболев: я злился на Тихонова, который пытался меня завести, не понимая, что это приносит плоды
1
12:59
Шварц: полностью настроен на работу с «Динамо»
2
12:37
Вернблум – о переговорах с ЦСКА: пришлось выкладывать все, что я знал о России
4
12:18
«Спартак» – ЦСКА рассудит Кукуян, на ВАР — Карасев. Судейские назначения на 27-й тур РПЛ
1
12:05
Хусаинов прокомментировал судейство Карасева в матче «Локомотива» и ЦСКА
11:59
Перес рассказал о планах «Реала» по отношению к Зидану
11:45
Соболев: когда играем друг против друга с Паршивлюком — всегда ругаемся
2
11:25
Вагнер Лав: надеюсь, Олич сможет повторить в ЦСКА как тренер те достижения, которых он добился как игрок
1
10:59
Соболев: знаю, что меня называют Дельфин. Но я же не падаю просто так
8
10:49
Итальянские СМИ: «Спартак» предложил пост главного тренера экс-наставнику «Зенита» Спаллетти
14
10:37
«Локомотив» показал, что осталось за кадром трансляции победного полуфинала Кубка России (видео)
09:59
Перес: протестующих фанатов «Челси» у стадиона было 40 человек, и я знаю, кто их туда отвез
9
09:54
Корниленко: мы сделали большое дело для города, региона и «Крыльев Советов»
08:59
Перес: невозможно подписывать таких игроков, как Мбаппе и Холланд, без Суперлиги
10
08:43
«Счастливый забег длиною в 17 лет». «Крылья Советов» показали победные эмоции после выхода в финал Кубка России (видео)
08:27
Микулик опубликовал комментарий по полуфинальному матчу Кубка России «Локомотив» — ЦСКА
08:02
«Белененсеш» Крицюка в гостях отобрал очки у лидера Примейры «Спортинга», российский вратарь отбил пенальти
01:02
Крицюк отразил удар экс-игрока «Локомотива» Жоау Мариу с пенальти в матче чемпионата Португалии (видео)
00:28
Экс-форвард «МЮ» Кантона подписал открытое письмо Путину с просьбой оказать медпомощь Навальному
17
00:17
Вагнер Лав: если будет возможность, и мы придем к соглашению с ЦСКА, я буду счастлив вернуться
8
00:08
«Монако» с Головиным вышел в полуфинал Кубка Франции, обыграв «Лион»
23:48
УЕФА исключил Бильбао из списка городов-хозяев чемпионата Европы 2020 года
23:31
«Желания болельщиков должны исполняться». Чорлука вновь опубликовал фото с бокалом пива
1 Разговаривать не нужно — мама и так поймет
Если симбиоз не заканчивается, и мама по-прежнему угадывает все желания малыша, ему незачем учиться говорить. «Если мы с мамой одно целое, и она уже умеет разговаривать, то зачем говорить еще и мне?» Это как если бы у человека заговорила, например, рука. Странно, не так ли?
Интересно наблюдать за некоторыми мамами трехлетних неговорящих детей. Они по одному звуку, жесту, взгляду могут угадать желание ребенка… Только зачем такому ребенку говорить. «Если мама все знает, прекрасно меня понимает, лучше, чем я сам, то зачем париться?»
Чтобы ребенок начал учиться говорить, он должен почувствовать себя отдельным и понять: пока он не скажет, никто не поймет, что ему нужно.
Что делать, если ребенок все понимает, но не говорит?
В первую очередь родители должны обязательно обратить на это внимание. Не стоит расслабляться и ждать, пока чадо вступит в беседу самостоятельно
Задержка речи может повлечь за собой и другие проблемы включая отставание в психическом и интеллектуальном развитии.
Тот факт, что ребенок хорошо воспринимает речь окружающих и выполняет все просьбы, может притупить бдительность — слава богу, интеллектуально он достаточно развит! Однако если проблемы имеют место после достижения трехлетнего возраста, нужно обязательно принять меры.
К кому обратиться:
- Начните со своего педиатра. Он направит вас к нужному специалисту.
- Посетите невролога. Если причиной задержки речи являются нарушения, относящиеся к его компетенции, врач назначит подходящее лечение.
- Не откладывайте визит к логопеду-дефектологу! Своевременно принятые меры и регулярные занятия помогут ребенку догнать ровесников и успешно подготовиться к будущему.
Чем отличается слуховая речевая агнозия от сенсорной алалии?
Расскажу немного о развитии понимания речи в онтогенезе. В возрасте до 1 года приоритетное развитие происходит в височной области правого полушария. То есть у ребенка в первую очередь созревает способность целостно воспринимать неречевые (предметные) шумы (громкость, тональность, источник, мелодика, ритм, интонация). К неречевым шумам относятся и звуки, издаваемые животными
Это фундамент для последующего понимания речи, поэтому малышам так важно обеспечивать разнообразное звуковое окружение. В результате у ребенка появляются первые звукоподражания
В коррекции логопеды также применяют методики на различение различных предметных шумов для прохождения данного этапа развития (если он был нарушен) и последующего формирования уже речевого слухового гнозиса.
В возрасте около 1-1.2 года включаются в работу вторичные поля височной коры левого полушария (они созревают полностью к 2 годам). И в шумовом потоке ребенок начинает вычленять звуки речи. Его звукоподражания приобретают «человеческое» произношение, начинаются вокализации, нормативные эхолалии (повторения услышанных слов), междометия (ой, бух, бам). Это не один звук, а серии звуков и простые слова, которые уже могут употребляться в привычном контексте (мама, папа, баба). Это этап созревания речевого слухового гнозиса. Ребенку пока недоступно понимание многозначности слов, важен контекст (обязательно предметный). Незрелость вторичных полей височной коры приводит к речевой слуховой агнозии. А если этот этап не был пройден, то и дальнейшее развитие понимания речи не происходит.
Далее созревают третичные поля коры – это зона, где происходит «перекрытие» теменной, височной и затылочной коры. Так называемая ТПО (TPO) зона. Или задняя ассоциативная кора. И воспринятые вторичной корой слова начинают насыщаться различными значениями, связываться между собой, обретая смысловые оттенки и развиваясь уже без жесткой привязки к одному предмету. Ребенок начинает овладевать родным языком. Третичные поля среди биологических видов есть только у человека. Нарушение на этом этапе приводит к сенсорной алалии.
Основная практическая проблема состоит в том, что незрелость предыдущего уровня слухового анализатора приводит к недоразвитию следующего. Иногда нельзя четко дифференцировать, нарушено формирование на этапе только вторичных или уже третичных полей. А как показывает аппаратная диагностика методом вызванных потенциалов, часто у детей нарушено проведение импульса, вообще не доходя до коры! То есть по сути, у них есть слабая нейросенсорная тугоухость, которая не была своевременно выявлена. А если импульс в кору приходит с задержкой и в неполном объеме, то и первичная, и вторичная, и третичная кора страдают. Нарушается овладение языком и мышление.
5 Боится экспериментировать, не решается на новое
Речь — это еще и проявление спонтанности. Ребенок начинает лепетать и совсем не контролирует этот процесс, не думает о нем
Очень важно, чтобы он чувствовал себя свободно, комфортно. Может ли ребенок свободно передвигаться по комнате, есть ли у него возможность поиграть с игрушками так, как он хочет? Насколько он может проявить спонтанность, игривость?
Если ребенок боится проявить себя, он играет в однообразные игры, редко изменяет правила и свое поведение, а если и решится на что-то новое, обязательно наткнется на строгое родительское «нельзя» — и вряд ли быстро начнет говорить. Ведь речь — это тоже новое и неизвестное. Кто его знает, скажет еще чего, снова все будут недовольны. Лучше уж молчать. Так проще, так безопаснее.
Что еще можно предпринять, чтобы научить ребенка говорить?
Отвечайте на зов и крики ребенка
Младенцы не могут вам сказать ничего внятного, зато через плач могут передавать сигнал о своих эмоциях и потребностях. В первый год плач — это основа их системы связи. Когда мы отвечаем на крик, дети понимают, что они находятся в мире, который их услышит, что они сейчас в безопасном месте, где их потребности удовлетворят.
Беседуйте со своим ребенком, даже если вам кажется, что он вас пока что не понимает и не может вам ответить. Рассказывайте ему о своих чувствах, эмоциях, описывайте самые простые действия. Ребенок привыкнет к потоку речи и постепенно начнет различать слова. А потом и сам будет говорить с вами.
Общайтесь с ребенком регулярно
Если вы регулярно говорите с маленьким ребенком и слушаете его, ему будет легко выучить язык. Моделирование речи — лучшее учебное пособие. Дети, слушая правильную речь, и сами учатся говорить правильно. При моделировании правильной речи они будут постепенно учиться строить предложения и фразы.
Пойте малышу песни
Эти песни могут быть какими угодно: песня во время купания в ванной, во время мытья посуды, во время гуляния в парке, во время смены подгузников, а также традиционная колыбельная перед сном. Ритмы и мелодии музыки, по словам психологов, способствуют изучению языка. Через год регулярного прослушивания песенок ребенок узнает массу новых слов и сможет повторять их.
И помните: когда вы покупаете музыкальные диски для детей, это только полдела. Ваш ребенок запомнит гораздо больше слов посредством вашего живого пения, чем при прослушивании электронной музыки.
К какому врачу обратиться и какие обследования необходимо пройти
К какому специалисту обратиться, если вы заметили несколько «звоночков» – состояние речи, которое может сигнализировать о нарушениях? Понять, правильно ли развивается речь ребенка, можно только после комплексного обследования малыша логопедом, психологом и неврологом. Поэтому мы советуем вам обратиться сразу к трем специалистам.
Задать вопрос Онлайн. Бесплатно |
Логопед обследует артикуляционный аппарат ребенка: прикус, подъязычную уздечку, состояние и движения языка. Также он оценит, насколько ребенок понимает речь окружающих, проанализирует, как ваш малыш произносит и слышит звуки.
Психолог проверит интеллектуальное развитие ребенка: память, мышление, внимание – его эмоционально-волевую сферу и навыки общения. Но заключение о том, есть задержка речевого развития или нет, выносит невролог
К нему вам следует обратиться после того, как вы уже посетили психолога и логопеда. Невролог оценивает уровень моторного, психического и речевого развития и, объединив результаты всех исследований, выносит окончательное решение.
Однако если у врача-невролога возникли сомнения, он может назначить дополнительное обследование: электроэнцефалографию (ЭКГ), компьютерную томографию (КТ) или магнитно-резонансную томографию (МРТ). С помощью этих методов врачи обследуют структуру и развитие головного мозга.
Так ЭКГ используют для выявления эпилептической активности и оценки активности головного мозга после пережитого менингита или энцефалита. С помощью КТ врач получает томографию головного мозга в различных плоскостях, на которой можно увидеть, какие его отделы поражены и есть ли среди них речевой. МРТ показывает структуру вещества и сосудов головного мозга, дает данные, которые не показывают КТ и рентген.