Олигофрения

Диагностика олигофрении у детей

Изучение анамнеза (в том числе семейного), полная информация о беременности и родах матери, оценка физиологического развития ребенка и его общего – база, на которой основана диагностика олигофрении у детей. Однако детские психиатры не скрывают, что у детей раннего и дошкольного возраста определить олигофрению (если, конечно, это не явно выраженный синдром) достаточно сложно: тестирование уровня умственных возможностей по Векслеру (по версии WAIS для дошкольников) рассчитано на детей пяти лет и старше, оценить уровень адаптационного поведения и коммуникабельности – с помощью специальной рейтинговой шкалы — тоже непросто. Остается проверка словарного запаса и умения складывать кубики.

Так что проверка психического развития (кроме выраженной имбецильности и идиотии) бывает затруднена, но при этом врачу необходимо максимально точно структурировать симптоматику (часто неспецифичную) и связать клиническую картину с причинами задержки развития.

В этом могут помочь анализы крови — общий, биохимический, на ферменты, на RW, Anti-HSV-IgМ, токсоплазму и CMV (цитомегаловирус), анализ мочи на аминокислоты, генетическое тестирование и т.д.. И только инструментальная диагностика – энцефалография, КТ и МРТ головного мозга – могут выявить имеющиеся черепно-мозговые нарушения. Дополнительно см. статью — Диагностика умственной отсталости.

Правильность определения патологии развития обеспечивает дифференциальная диагностика, так как многие состояния и заболевания (эпилепсия, шизофрения и др.) имеют частично сходную психоневрологическую симптоматику.

В 66 странах мира диагностика олигофрении у детей проводится согласно разработанному Американской психиатрической ассоциацией (APA) диагностическому руководству Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders (DSM), и базируется на трех критериях: дефиците общих умственных способностей, существенных ограничениях в одной или нескольких областях адаптивного поведения и доказательствах того, что ограничения интеллекта стали очевидными детском или подростковом возрасте.

Классификация олигофрении

https://youtube.com/watch?v=videoseries

Структура дефекта при олигофрении характеризуется недоразвитостью личности в познавательной деятельности. Как правило, у пациентов, которые страдают такой болезнью, нарушено абстрактное мышление. Однако это не единственная особенность болезни, так как существует еще несколько классификаций, при которых клиническая картина отличается.

Единой и 100% верной классификации олигофрении на сегодня нет. Существует несколько классификаций, по которым принято различать эту болезнь:

  • по степени выраженности;
  • по М. С. Певзнер;
  • альтернативная классификация.

На сегодня в медицинской практике используют двухуровневую классификацию, которая основывается на тяжести поражения человека вредоносными факторами и временем, в рамках которого происходят необратимые изменения.

Принято определять следующие виды олигофрении:

  1. Семейные формы олигофрении.
  2. Дифференцированные формы болезни.
  3. Наследственная форма.
  4. Клинические формы.
  5. Астетические формы.
  6. Атипичные формы.

Среди всех видов болезни дифференцированная форма олигофрении изучена достаточным образом. В результате этого, в медицине ее принято разделять на несколько групп:

  1. Микроцефалия. Болезнь часто характеризуется уменьшением черепно-мозговой коробки. При горизонтальном охвате размер черепа при этой форме олигофрении составляет 22–49 см. Масса мозга также может быть снижена до 150–400 г. Полушария и мозговые извилины недоразвиты. Как правило, при микроцефалии отмечается абсолютная идиотия. Причины патологии: Боткина во время беременности, диабет или туберкулез, прием химиотерапевтических препаратов, токсоплазмоз.
  2. Токсоплазмоз. Патология является паразитарной, проявляется в результате вредоносного воздействия токсоплазмы на человека. Источником заражения бывают: домашние любимцы, кролики, грызуны. Необходимо знать, что токсоплазмы проникают к плоду через плацентарный барьер, в результате чего происходит заражение плода с первых моментов его жизни. Олигофрения, вызванная токсоплазмозом, часто характеризуется поражением глаз и костей черепа, где появляются зоны кальциноза.
  3. Фенилпировиноградная олигофрения. Патология характеризуется нарушенным обменом фениламина и одновременным синтезированием больших количеств фенилпировидной кислоты. Определить концентрацию последних веществ можно в исследуемом образце мочи, крови или пота. Как правило, эта форма олигофрения свидетельствует о самой глубокой стадии болезни.
  4. Патология Лангдона-Дауна. Болезнь характеризуется наличием у пациента 47 хромосом (норма – 46 хромосом). Причины таких хромосомных аномалий неизвестны. Состояние пациента при такой болезни нарушено, при этом человек подвижный, добродушный и ласковый. Как правило, мимика и движения у таких больных выразительные, они часто подражают своим кумирам.
  5. Пилвиаднная олигофрения. Болезнь, которая характеризуется нехваткой витамина А у беременной женщины в первом триместре.
  6. Рубеолярная эмбриопатия. Патология, которая развивается в результате перенесенной краснухи мамы в период вынашивания ребенка. После рождения, малыш страдает катарактой, болезнями сердца, глухотой или немотой.
  7. Умственная отсталость. Возникает в результате положительного резус-фактора. Патология часто характеризуется резус конфликтом, когда у ребенка отрицательный фактор. В таком случае резус-антитела проникают через плацентарный барьер, и у плода возникает поражение мозга. Дети при рождении страдают параличами, парезами и гиперкинезами.
  8. Резидуальная олигофрения. Самая распространенная форма болезни, при которой останавливается умственное развитие в результате перенесенной инфекционной болезни или травм черепа.

Профилактика

Предупреждением олигофрении у детей родители должны начать заниматься ещё до зачатия. К основным профилактическим мерам заболевания относятся:

  • обследование при планировании беременности обоих родителей на выявление имеющихся заболеваний, инфекций и их лечение;
  • в течение беременности — комплексное обследование, генетические анализы и сохранность от вирусов (предлагаем ознакомиться со статьями о , и скрининге);
  • здоровый образ жизни родителей;
  • профессионализм врачей во время родов;
  • профилактика инфекционных заболеваний у ребёнка в раннем возрасте.

Деткам, страдающим олигофренией, нужны постоянные забота и внимание со стороны родителей. Тогда они смогут хотя бы минимально социально адаптироваться и научиться обслуживать самих себя

Нужно настроиться на проблемы в окружении и общении (косые взгляды со стороны прохожих, осуждения в кругу знакомых и т. д.), набраться терпения и понять, что только любовь и должный уход составляют основу лечения данного заболевания.

Что провоцирует / Причины Умственной отсталости:

Этиология эндогенная или экзогенная. Эндогенные олигофрении обусловлены генетическими причинами, в частности хромосомными: болезнь Шерешевского-Тернера с кариотипом ХО, полисомия по X-хромосоме (XXX), Клейнфельтера с кариотипом XXY, фрагильностью Х-хромосомы, трисомией по 21 хромосоме (болезнь Дауна), трисомией по 18 хромосоме (синдром Эдвардса), трисомией по 13 хромосоме (синдром Патау). Возможны олигофрении, обусловленные локальными дефектами хромосом, например, синдром крика кошки (-5р ) , синдром Вольфа-Киршхорна (-4р), синдром рта карпа (-18pq), синдром кошачьих глаз (+22pq). Однако олигофрении могут развиваться и при поражении отдельных генов, например, фенилкетонурия, гистидинемия, лейциноз и болезнь Хартнупа, или нескольких генов (амавротическая идиотия, гаргоилизм, болезнь Реклингаузена и другие). Обычно моногенные олигофрении связаны с нарушением обмена аминокислот, углеводов, микроэлементов, полигенные — с нарушением обмена пептидов, мукополисахаридов. Нарушения обмена приводят к прогредиентному течению дефекта при умственной отсталости, а также присоединению таких симптомов, как припадки, соматическая патология. Причиной умственной отсталости могут быть эмбриопатии с дизостозами, в частности синдром Апера, Крузона, COFS синдром, синдром Корнелии де Ланге и Рубинштейна, а также фетопатии, в частности болезнь Марфана. Эндогенные случаи умственной отсталости передаются полигенно, рецессивно, доминантно, хотя встречаются случаи, сцепленные с полом.

Экзогенными причинами являются тератогенные воздействия вирусов, психоактивных и нейротоксических веществ в период беременности, травмы в родах, болезни обмена у матери, черепно-мозговые травмы, энцефалиты в возрасте до 3-х лет. Они приводят к клинике олигофрении, сочетающейся с симптомами парезов, параплегии или гемиплегии (детский церебральный паралич), хотя часто сами по себе параличи не означают развития умственной отсталости.

Умственная отсталость, связанная с болезнями обмена веществ

Нарушения обмена

Заболевания, приводящие к умственной отсталости

Аминокислоты

Фенилкетонурия

Гистидинемия

Лейциноз

Болезнь Хартнупа

Пептиды

Амавротическая идиотия

Болезнь Гоше

Болезнь Нимана Пика

Мукополисахариды

Гаргоилизм

Синдром Гурлера

Синдром Санфилиппо

Синдром Морото-Лами

Углеводы

Галактоземия

Идиопатическая гипогликемия

Микроэлементы

Гипофосфатазия

Болезнь Менкеса

Факоматозы

Болезнь Реклингаузена

Туберозный склероз

Болезнь Луи Бар

В основе патогенеза лежит механизм дизонтогенетической задержки, который проявляется в задержке развития интеллекта, структуре эмоций и поведения. Важным звеном является вторичная депривация, связанная с тем, что пациенты с умственной отсталостью дистанцируются и изолируются. Тем не менее иногда при умственной отсталости возможны десинхронии развития, которые приводят к тому, что некоторые стороны психики декомпенсируются. В.П. Эфроимсон, М.Г. Блюмина (1978) цитируют Tredgold, Soddy (1956), описавшего Готфрида Минда, имбецила, неспособного к чтению и письму, который приобрел общеевропейскую известность как художник. Джордж Пуллен, родившийся от кузенного брака, страдавший полной немотой и глухотой, начавший ходить в 7-летнем возрасте, изобрел и изготовил человека-автомата, открывавшего и закрывавшего рот и глаза, который умел поднимать голову и руки. При вскрытии у Джорджа было симметричное недоразвитие лобных и височных долей мозга. Исключительные способности у детей с олигофренией, больных эпилепсией в сфере музыки, математики, счете приводятся Steinkopf (1973), Cain (1970), о так называемых экстрасенсорных способностях при психических расстройствах пишут супруги Walter & Mary Jo Uphoff (1977). Нами описаны случаи исключительной памяти и возможностей с точным называнием дней недели на основе «бессознательного» счета у имбецилов (В.П. Самохвалов, 1995).

Этот и подобный случай принято объяснять асинхронией развития мозга, при которой недоразвитие в одной области сопровождается гиперкомпенсацией в другой. Вероятно, замечательные способности у пациентов есть всегда, но их трудно обнаружить и трудно подыскать им подходящую нишу.

Черты детей с ЗПР

Основные черты детей с задержкой психического развития такие:

  • замедленное восприятие
  • несформированность игровой деятельности
  • проблемы в интеллектуальной деятельности
  • ограниченный запас известных слов
  • небольшой запас знаний и представлений о мире
  • незрелость поведения, воли
  • незрелость эмоциональной сферы
  • низкая работоспособность вследствие очень большой утомляемости
  • трудности в проведении словесно-логических операций
  • длительное время восприятия и переработки полученных данных
  • неумение применять вспомогательные средства, чтобы запомнить информацию
  • нарушение всех видов памяти

Гармонический и психофизический инфантилизм

Дети с ЗПР часто страдают психической и физической задержкой развития. Потому у них нарушена социальная адаптация, поведение значительно отличается от поведения здоровых сверстников. Физическое развитие замедленное, вследствие чего рост детей с рассматриваемым диагнозом ниже, как будто они на 2 года младше здоровых одногодок.

Дети с ЗПР имеют данного типа имеют живую мимику, полноценные жесты. Их движения можно охарактеризовать как порывистые и быстрые. Когда такие дети играют, они долго не устают. Как только им поручают практические задания, то необходимость концентрации внимания быстро высасывает из них все силы. Если интеллект на нормальном уровне, то дети любят считать, читать и писать.

Дети слабо способны напрягаться умственно, у них повышенная внушаемость (как у дебилов), они подражают тем, кого видят. К шести годам у ребенка появляется регуляция собственного поведения в зависимости от жизненных задач (поиграть во дворе, сделать уроки и пр.). При инфантилизме дети не обладают самостоятельностью, они не могут критично оценивать собственные поступки. На уроках они могут «не быть здесь» и потому не выполняют задания учителя.

Дети с такой особенностью ЗПР могут расплакаться из-за мелочей, но успокаиваются довольно быстро, если обратить их внимание на что-то приятное, переключить на приятную деятельность. Дети с ЗПР склонны фантазировать, заменяя фантазиями неприятности, которые имели место в реальной жизни

Дисгармонический психический инфантилизм

Эта особенность часто связана с патологиями эндокринной системы. Если в организме ребенка не вырабатывается достаточное количество гормонов половых желез и надпочечников, то с двенадцати лет у детей обоих полов наблюдается заторможенное половое созревание. Психика такого ребенка с 12-13 лет имееют особенности, которые присущи гипогенитальному инфантилизму. Незрелость реже проявляется у лиц женского пола.

Подростки характеризуются такими особенностями:

высокая работоспособность утром и днем, снижающаяся к вечеру
быстрая утомляемость
неспособность длительное время концентрировать внимание
небольшой объем памяти
больные мужского пола заинтересованы в спокойных формах занятий
недостаточное развитие навыков и умений
неповоротливость и медлительность
довольно развитый интеллект
эрудиция на высоком уровне
невнимательность, упускают мелочи
не могут сконцентрировать внимание
болезненно воспринимают критику
легко обижаются
комфортнее ощущают себя среди взрослых, чем среди одногодок

Гипогенитальный тип инфантилизма проявляется и внешне. Такие дети в основном полные, низкие, лицо их в форме луны, голос почти всегда тонкий.

Гипофизарный нанизм

Это одна из эндокринных форм инфантилизма, известна также как карликовость. У детей с таким диагнозом незрелая психика, но есть склонность рассуждать, поучать других, они в основном педантичны

В школе получают низкие отметки, потому что имеют слабую силу воли, нерасторопны и не могут концентрировать внимание. Есть проблемы с логической памятью

Новый материал таким детям дается трудно. Но, если они выучили правила, то активно и правильно их применяют в дальнейшем.

Причины олигофрении

Основная причина возникновения олигофрении – наследственная. По определению многих ученых олигофрения – вид аномального развития в результате генетической патологии или поражения зародыша во время внутриутробного развития, или поражение ЦНС на самых ранних этапах развития ребенка, отражающемся на недоразвитии всей познавательной системы. Факторы развития олигофрении принято разделять на эндогенно-наследственные, экзогенно-органические и социально-средовые. Также в клинической картине часто наблюдается совокупность этих факторов.

К генетически наследуемым заболеваниям, влекущими за собой умственную отсталость, относятся такие заболевания, как фенилкетонурия, Синдром Клайнфелтера, галактоземия, Синдром XYY, Синдром Шерешевского-Тернера, болезнь Дауна, синдром Корнелии де Ланге. Таким образом, большое значение в развитии олигофрении отводится хромосомным нарушениям в первый триместр беременности. Эмбриологи отмечают, что к 28 недели беременности у плода завершается формирование нейронов и отростков к коре больших полушарий мозга. В мозге начинает функционировать собственно система проводников, которая передает информацию внутри всей нервной организации. У олигофренического эмбриона обнаруживается наименьшее количество ассоциативных нейронов, нежели у здорового.

Также большую роль в развитии слабоумия играют экзогенные вредности, действующие на организм плода через кровь матери. К кислородному голоданию плода ведут такие болезни матери во время беременности, как болезни почек, крови, сердечная недостаточность, инфекционные заболевания – краснуха, гепатит, грипп, цитомегалия. Вот почему при обнаружении данных инфекций в первой половине беременности женщинам рекомендуется сделать аборт

Также важное значение в развитии олигофрении имеет прием матерью во время беременности некоторых лекарственных препаратов типа антибиотиков, барбитуратов, сульфаниламидов. Не исключается также токсическое влияние алкоголя во время беременности

Во второй половине беременности, когда завершено формирование мозга и нервной трубки, происходит этап дифференциации и интеграции функций мозга, поэтому аномалии развития головного мозга в этот период отличаются неравномерностью поражения или наиболее выраженным недоразвитием. Клинически это выражается в появлении наряду с олигофренией различных психопатических расстройств.

Ученые отмечают два вида анатомических изменений в клинической картине олигофрении. В первом случае наблюдается слабое развитие полушарий и извилин – агирия и микрогирия, во втором случае – уменьшение количества корковых слоев, неправильное расположение клеток по этим слоям, недоразвитие белого вещества и малое количество нервных клеток. По результатам ЭЭГ у больных олигофренией замечено значительное нарушение в протекании нервных процессов, инертность нервной деятельности в коре полушарий мозга, обнаружено замедленное действие этих процессов, реакция торможения превалирует над реакцией возбуждения. Особенно у олигофренов страдают лобные и теменные доли мозга, что объясняет недостаточность у них аналитико-синтетических функций мышления.

К постнатальным этиологическим факторам олигофрении относят инфекционные заболевания – менингиты, энцефалиты, дистрофические заболевания, интоксикации, черепно-мозговые травмы и другие повреждения, которые обуславливают поражение головного мозга и аномалии его развития. К экзогенно-органическим факторам также относят иммунологическую несовместимость крови матери и плода по резус-фактору. У определенной категории детей олигофрения является вторичным нарушением (при гидроцефалии), обусловленным нарушением предпосылок интеллекта таких как памяти, работоспособности, внимания, эмоционально-волевой сферы. Формы умственной отсталости, с четко установленными причинами их появления, называют дифференцированными формами и составляют 35 % клинической картины, в других случаях с неясными или невыясненными причинами олигофрения считается недифференцированной или идиопатической.

Диагностика ЗПР

Для определения ЗПР необходимо всестороннее комплексное обследование ребёнка психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК), в которую могут входить: психиатр, педагог-психолог, нейропсихолог, логопед, дефектолог (олигофренопедагог), невролог, педиатр и другие специалисты (при необходимости).

Специалисты проводят дифференциальную диагностику, которая включает в себя:

  • тщательное изучение анамнеза (включая пренатальный и постнатальный период развития). Это поможет выявить первичные причины нарушения, понять их характер;
  • общение непосредственно с ребёнком (знакомство, беседа, тестирование, психологическое обследование), в результате которого делаются выводы о состоянии его психического развития;
  • разговор с родителями, в ходе которого выясняется, в каких условиях живёт и воспитывается ребёнок, какая в семье психологическая обстановка, какие отношения установлены между членами семьи.

После всестороннего изучения анамнеза ребёнка, состава его семьи, социально-бытовых условий его жизни специалисты выявляют первопричины, степень и характер нарушений, составляют педагогический прогноз и план коррекционной работы.

Передается ли олигофрения по наследству?

Трудно найти человека, которому бы генетически не передались определенные недуги. Одним из тревожащих факторов становится умственная отсталость. Олигофрения передается ли по наследству – согласно статистике, слабоумие – это распространенная патология, которая может передаваться по наследству. Риски – 50/50, особенно если ребенок рожден от кровных родственников. Однако современные методы диагностики помогают выявить патологию на ранних стадиях и назначить своевременное лечение либо удалить плод.

Если есть предположения, что ребенок может родиться олигофреном, то необходимо особенно уделить внимание стандартным скринингам и провести дополнительные обследования. Например, если у матери резус «–», а у супруга – «+», то возникает конфликт, вследствие которого может родиться слабоумный ребенок

Однако чаще олигофрения появляется из-за других патологий или факторов, не имеющих отношение к генетике.

Лечение олигофрений

Лечение при олигофрениях должно быть начато как можно ранее и продолжается зачастую в течение всей жизни больного. Различают специфическое, симптоматическое и лечебно-педагогическое лечение:

специфическое лечение применяется в случае олигофрений с установленным патогенезом и этиологией — в этом случае лечащий врач имеет преставление о том, что лежит в основе слабоумия и какие методы можно применить для максимально возможной нормализации состояния4 обычно нацелена не на устранение дефекта, а на предотвращение прогресса:
при ферментопатиях будет назначена диетотерапия;
при эндокринопатиях целесообразна гормональная терапия;
при врожденном сифилисе назначается схематическое лечение зависимо от степени проявления и прогрессирования клинической картины — бициллин и прочие антибиотики, рассасывающее и симптоматическое противосифилитическое лечение;
при токсоплазмозе и мозговых инфекциях применяют антибиотики, сульфаниламиды, дараприм повторными курсами;
при резус-конфликте проводят переливание крови

симптоматическая терапия представлена дегидратационными, рассасывающими, общеукрепляющими, противосудорожными, седативными мероприятиями и препаратами; среди медикаментов популярностью пользуются ноотропы (аминалон, гаммалон, пирацетам) и психостимуляторы (ниамид);
лечебно-педагогические мероприятия — едва ли не самое важное направление лечения, позволяют частично преодолеть дефекты олигофрении; подразумевается
олигофренопедагогика,
трудовое обучение,
профессиональное приспособление.

Особого внимания заслуживают достижения медицины и социальной адаптации больных, позволяющие преодолевать олигофренические психозы. Природа таковых часто остается неясной, это обычно специфические проявления реактивных состояний, экзогенных психозов, шизофрении, маниакально-депрессивного психоза. Олигофрены в большей степени подвержены страхам, депрессиям, истериям, их сознание сужено. Нельзя обойтись без постоянного сотрудничества со специализирующимися в данной тематике психотерапевтами.

Классификация

Различают три вида олигофрении.

  1. Дебильность. Является самой легкой степенью. Данное состояние удается диагностировать только после 10 лет. Наблюдается:
  • отсутствие восприятия сложных понятий и способа их изъяснения;
  • ребёнок не может мыслить абстрактно;
  • присутствует замкнутость, боязнь новой обстановки;
  • резкие перемены в характере;
  • малыш становится рассеянным;
  • наблюдается неадекватное поведение.
  1. Имбецильность. Является средней степенью. Характерна:
  • безынициативность;
  • мышление у ребенка примитивное;
  • малыш легко внушаем;
  • такой ребенок может понимать элементарную речь;
  • способен научиться считать, писать, а также читать;
  • ребенок воспроизводит короткие фразы;
  • они остро реагируют на похвалу и ругань.

Такие детки нуждаются в постоянном уходе и наблюдении.

  1. Идиотия. Данное состояние является тяжелой формой олигофрении:
  • ребенок не в состоянии разговаривать;
  • эмоционально ограниченный;
  • не может освоить простые навыки;
  • продуктивная деятельность отсутствуют.

Таким малышам необходим беспрерывный уход.

На сегодняшний день данная классификация не пользуются спросом. Теперь заболевание разделяют по МКБ 10. В основу кладут интеллектуальный показатель, который является основным критерием определения стадии развития заболевания.

Олигофрению разделяют на:

  • дифференциальную — когда удается выяснить причину заболевания;
  • недифференциальную — когда этиология неясна.

В зависимости от прогрессирования недуга различают следующие виды:

  • легкая степень – от 50 до 70 баллов интеллекта;
  • умеренная степень – от 35 до 50;
  • тяжелая – от 25 до 30;
  • глубокая степень — интеллект ниже 20 баллов.

Существует классификация по Певзнеру. Выделяет следующие типы:

  • неосложненное;
  • присутствуют нарушения нейродинамики;
  • отклонения в работе анализаторов;
  • осложненное, с психопатической формой поведения;
  • умственная недостаточность.

Учитывая этиологию, различают олигофрению:

  • наследственный фактор;
  • последствия внутриутробного поражения ребенка;
  • родовые травмы;
  • отклонения в развитии.

Диагностирование болезни

Заболевание может определяться на основе уровня IQ. Для подтверждения диагноза используется детальный анамнез:

  • как проходила беременность;
  • перенесенные заболевания;
  • конкретизированные сроки возникновения первых проявлений патологии;
  • условия жизни ребенка.

Специальные шкалы (например, шкала Векслера – меньше 55 баллов) и тесты позволяют психоневрологу дать оценку уровню умственных способностей пациента. В ходе беседы устанавливаются привязанности человека, уровень речи, школьная успеваемость и степень социальной адаптации.

Для определения генетической имбецильности плода применяется скрининговое обследование. С целью установить причины заболевания допустимо использовать инструментальные методы: магнитно-резонансную и компьютерную томографию головного мозга. Благодаря томографическому исследованию доктор получает послойное изображение мозга (в случае КТ – тончайшие слои) и может установить особенности его повреждения.

С помощью реоэнцефалографии (изучение электрического сопротивления тканей) и ангиографии головного мозга определяется сосудистая патология. Наравне с указанными методами электроэнцефалограмма (ЭЭГ) позволяет обнаружить функциональные нарушения активности мозга, а затем осуществлять динамическое наблюдение за ними.

Необходимо различать имбецильность и раннюю шизофрению, приобретенную деменцию и ряд форм врожденной эпилепсии, которые также сопровождаются снижением интеллекта. С этой целью лечащему неврологу необходимо назначить консультации психиатра, нейрохирурга и эпилептолога.

Прогнозы

С ребёнком, у которого была диагностирована тяжёлая форма заболевания (например, идиопатия), придётся трудно. Но при правильном подходе, должном уходе и соответствующем лечении прогноз для тех, у кого лёгкая или средняя степени, если не благоприятен, то удовлетворителен.

  1. Пожизненная неполноценность интеллекта, но в различной степени.
  2. Неизлечимые психические расстройства.
  3. При выраженной имбецильности и идиотии — инвалидность.
  4. При облегчённых формах малыш сможет проявлять определённый интерес к сверстникам, игрушкам, освоит простейшие навыки самообслуживания, которые пригодятся ему в жизни и облегчат её.
  5. В спецшколе методы лечебно-коррекционной педагогики позволят ему овладеть начальными навыками счета, чтения, письма, ручного труда, рисования.

Чтобы не столкнуться со всеми этими проблемами, требующими немало сил и терпения, гораздо проще своевременно заниматься профилактикой, чтобы никогда не узнать на собственном опыте, что это за диагноз.

Лечение

Фото: narkolog-psihiatr.ru

Лечение лекарственными средствами взрослых пациентов не позволяет улучшить интеллект. Но большую роль играют выявление и предупреждение олигофрении в младенчестве. Раннее выявление инфекций (сифилиса, листериоза, токсоплазмоза) позволяет начать лечение при отсутствии органических поражений головного мозга. При выявленных энзимопатиях (недостаточность ферментов) назначают специальные диеты (при фенилкетонурии исключают продукты с содержанием фенилаланина), что способствует предупреждению развития расстройств интеллекта. При раннем выявлении олигофрении назначаются препараты, которые могут смягчить последствия расстройств (об этом подробнее в разделе “Лекарства”).

Важным аспектом в терапии олигофренов с лёгкой степенью поражения интеллекта является социальная терапия. Такие пациенты способны к подражанию. Необходимо трудоустраивать олигофренов в учреждения, где за ними будет осуществляться постоянный контроль со стороны наставника, иначе в силу своей тенденции к отвлечению пациент быстро перестаёт работать. 

Симптомы

Клиническая картина олигофрении у ребёнка тесно взаимосвязана с расстройствами его психики. Она включает в себя нарушения речи, сознательной деятельности, эмоций, познания и обобщения. Характерные симптомы проявляют себя в разные периоды жизни.

У новорождённых:

  • ненормальное строение головы, лица, тела;
  • патологии внутренних органов;
  • признаки фенилкетонурии: кислый запах от мочи и самого новорождённого, бледность кожи, неестественно светло-голубой цвет глаз, вялость, судороги, отсутствие элементарных реакций, мышечная слабость;

До года:

  • недержание головы;
  • отсутствие предречевого лепета;
  • неумение сидеть, ползать, вставать.

У дошкольников:

  • отставание в физическом развитии;
  • расстройства моторики;
  • поздняя и несвязная речь;
  • неустойчивость внимания;
  • эмоциональная нестабильность;
  • расстройства поведения;
  • низкая способность к освоению простейших действий по самообслуживанию (завязать шнурки, почистить зубы, одеться и т. д.).

В школьном возрасте:

невозможность усвоить обычный курс школьной программы;
низкий интеллектуальный уровень IQ;
нарушение или полное отсутствие абстрактного мышления;
всесторонняя задержка психического развития: интеллекта, памяти, речи, эмоциональной и двигательной сфер, волевых аспектов, способностей к восприятию, концентрации внимания, мышления;
скудная, безграмотная речь;
рассеянное внимание;
отсутствие инициативности;
слабая память;
неспособность ориентироваться в простейших ситуациях: купить что-то в магазине, одеться по погоде и т. д.;
лёгкая внушаемость;
неспособность к адекватным решениям;
задержка физического развития.. Обнаруженные в раннем возрасте (до года) признаки олигофрении свидетельствуют о тяжёлой форме заболевания

Более лёгкие степени проявляют себя гораздо позже и практически незаметны у грудничков. Так что клиническая картина во многом будет определяться типом заболевания

Обнаруженные в раннем возрасте (до года) признаки олигофрении свидетельствуют о тяжёлой форме заболевания. Более лёгкие степени проявляют себя гораздо позже и практически незаметны у грудничков. Так что клиническая картина во многом будет определяться типом заболевания.

Что такое Умственная отсталость —

Умственная отсталость — задержка или неполное развитие психики, которое обнаруживается в возрасте до 3 лет, но нередко к младшему школьному возрасту. E. Kraepelin выделил умственную отсталость в особую группу олигофрений. Проявляется в когнитивной сфере, речи, моторике (синкинезии), социальном функционировании, способности к обучению. Носит чаще непрогредиентный характер. Однако, при отсутствии специального обучения, депривации и болезнях обмена ее прогредиентность может нарастать. На фоне умственной отсталости может наблюдаться весь диапазон психических расстройств. Фенотип многих пациентов с олигофрениями сходен, хотя каждый синдром имеет особые черты (например, типичное лицо при болезни Дауна или аутизм при фрагильной Х-хромосоме).

Умственная отсталость и шизофрения

Пфропфшизофрения

Шизофрения, возникающая на фоне умственной отсталости, называется пфропфшизофренией или олигошизофренией.

А. Глаусс выделял 2 вида пфропфшизофрении/пфропфгебефрении:

  1. комбинация олигофрении с шизофренией, для которой характерно катастрофическое течение и скудная продуктивная симптоматика (например, бред, галлюцинации)
  2. начало шизофрении в детском возрасте, при котором помимо олигофренических, наблюдаютсягебефренические черты. Затем, в возрасте 14—17 и 20—30 лет, у значительной части больных возникает настоящий гебефренический шуб.

Стоит отметить, что раннее начало шизофрении само по себе приводит к задержке умственного развития и формированию интеллектуального дефекта.

Отграничение умственной отсталости от шизофрении

Умственная отсталость — дефект психики, появившийся из-за помех, помешавших нормальному созреванию интеллекта, а шизофрения — текущий или отзвучавший болезненный процесс. При умственной отсталости процессуальные явления отсутствуют.

При детской шизофрении психотическая симптоматика стёрта, рудиментарна, лишена яркости, при медленном развитии болезни может быть вовсе не выражена, поэтому разграничение её с умственной отсталостью порою представляет трудности.

Труднее всего ограничивается атоническая форма умственной отсталости от шизофрении. При данной форме олигофрении в клинической картине преобладает аффективная незрелость и неустойчивость, недифференцированность эмоций, недостаточность интереса к окружению, слабость инстинктов, нарушения целенаправленной деятельности, стереотипии, что часто напоминает аутизм или шизофрению. Тем не менее у таких детей с рождения заметно замедление темпа психомоторного развития и слабая память. Скудная общительность таких детей объясняется отсутствием умения вступить в контакт, а не отгораживанием от окружающего мира. Их аффективные проявления бедны, но не наблюдается их извращения или отсутствия, как при шизофрении. Они интересуются играми, привязаны к родителям, не чуждаются детей, что также отличает их от шизофреников. У больных атонической формой отсутствует продуктивная симптоматика и нет прогрессирующей деградации, как это имеет место при шизофрении.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector