Занимательные и простые опыты для маленьких физиков
Содержание:
- Эксперимент №4. Время кружения
- Опыты для детей «Надувание воздушного шара лимоном»
- Польза экспериментов
- Для детей 6 лет: радуга в стакане
- Эксперименты с водой для начальной школы
- Картотека опытов для детей 4-5 лет в детском саду и дома
- Опыты для детей «Космический запуск ракеты»
- Опыты при изучении свойств воды
- Опыты по физике для самых маленьких
- Химические опыты с углекислым газом, содой
- Как проводить биологические опыты с дошколятами?
- Описание интересных опытов для детей
- Как совершенствоваться «маленьким ученым»
Эксперимент №4. Время кружения
Найди свободное пространство, закрой глаза и кружись в течение 10–15 секунд. Затем попытайся пройти по прямой. Чувствуешь головокружение? Оно происходит вот почему. В твоем внутреннем ухе есть каналы, заполненные жидкостью. Внутри каналов также находятся волоски. Когда ты двигаешься, жидкость в каналах смещается. Волоски воспринимают эти колебания и отправляют в мозг сигнал о положении твоего тела. В этом эксперименте ты кружишься — и жидкость делает то же самое. Когда ты останавливаешься, жидкость все еще продолжает закручиваться в воронку в течение нескольких секунд, а рецепторы сообщают мозгу: «Я до сих пор кружусь», — хотя на самом деле это уже не так.
Опыты для детей «Надувание воздушного шара лимоном»
В качестве необходимых предметов для проведения такого опыта понадобятся:
- Стеклянная пустая бутылка;
- Воздушный шарик;
- Скотч;
- Чистый стакан;
- Пищевая сода – 1 десертная ложечка;
- 1 стакан чистой воды;
- Уксус пищевой – 3 большие ложки;
- Сок 1 лимона;
- Воронка.
Подобное испытание проводится в несколько этапов:
- В бутылку с водой добавляется подготовленная сода.
- Уксус и лимонный сок смешиваются в стакане. Затем при помощи воронки кислую смесь выливают в бутылку с содой и водой.
- Быстрыми действиями шарик надеть на горлышко бутылки. И незамедлительно обмотать скотчем его края. Это необходимо для того, чтобы воздух не выходил наружу.
- Ингредиенты, заложенные в бутылку, создают необходимую химическую реакцию. Их конечным результатом является выделение углекислого газа, который своими свойствами создает давление внутри этой конструкции.
- Именно это принудительное воздействие надувает воздушный шар.
Польза экспериментов
Самое лучшее время для начала развития интеллектуальных способностей ребенка – это возраст «почемучек»: от 3 до 5 лет. Это при условии, что с раннего детства была подготовлена благодатная почва, хорошо удобренная самыми простыми начальными, но от этого не менее важными познаниями мира на уровне мышления 2-3-летних малышей.
Визуальное восприятие гораздо доступней для понимания детей не только этого возраста, но и дошкольного, возраста младшей, средней и даже старшей школы.
Каждому ребенку будет интересно:
- Наглядно познакомиться с некоторыми свойствами воды, огня, воздуха, некоторых жидкостей и газов – веществ и материалов;
- сделать первые шаги навстречу познанию природы физических явлений и свойств света, звука, оптики, электричества, магнетизма.
Если знакомство с природными явлениями организовать в виде веселых научных игр, волшебных экспериментов, занимательных опытов, некоторые из которых без объяснения очень похожи на чудеса, то это может зародить в ребенке стремление к познанию окружающего мира, законов природы и жизни.
Из нашей статьи вы почерпнете информацию о том, какие детские научные игры будут полезны и интересны в определенном детском возрасте и как их организовать, чтобы безопасно и удачно провести экскурсию в увлекательный мир прикладной науки и знаний.
Акцентируйте внимание и озвучивайте детям свои наблюдения, прикладные знания про известные вам физические и химические свойства, демонстрируйте простые интересные эксперименты дома на кухне, с которыми вы сталкиваетесь каждодневно на бытовом уровне
Для детей 6 лет: радуга в стакане
Сахар, пищевые красители, несколько прозрачных стаканов.
Возможно, опыт покажется слишком простым для шестилетки, но на самом деле – это стоящая кропотливая работа для терпеливого «учёного». Он хорош тем, что большинство манипуляций юный учёный может сделать сам.
В четыре стакана наливается по три столовых ложки воды и красители: в разные стаканы – разные краски. Затем в первый стакан добавьте ложку сахара, во второй – две ложки, в третий – три, в четвёртый – четыре. Пятый стакан остаётся пустым. В стаканы, выставленные по порядку, наливается по 3 столовых ложки воды и тщательно перемешивается. Затем в каждый стакан добавляется несколько капель одной краски и перемешивается.
В пятом стакане остаётся чистая вода без сахара и красителя. Аккуратно, по лезвию ножа налейте в стакан с чистой водой содержимое «цветных» стаканов по мере увеличения «сладкости», то есть, по-научному, насыщенности раствора. И если вы всё сделали правильно, то в стакане окажется маленькая сладкая радуга.
Если хочется научных разговоров, расскажите ребёнку о разнице в плотности жидкостей, благодаря которой слои не смешиваются.
Эксперименты с водой для начальной школы
В младшем школьном возрасте можно приступать к изучению важнейших свойств воды. Например, без особых сложностей получится определить: имеет ли вкус вода, какой у нее цвет и другие простые характеристики. Но детям в этом возрасте будут интересны сложные эксперименты с водой. Воспользуйтесь советами IQ клуба и проведите следующие виды опытов с окружающей нас жидкостью.
Поиск пути
Опыт можно провести с помощью обычной салфетки, разноцветных маркеров и, конечно же, воды. Для этого разверните салфетку и отрежьте длинную полосу небольшой ширины, но на всю ее длину. По всей поверхности полоски поставьте разноцветный точки в виде бус. Окуните ее в стакан с водой, не доходя до конца несколько сантиметров. Ребенок увидит, что вода распространяется не только вниз, но и вверх, окрашивая салфетку пятнами тех цветов, которыми были поставлены точки. Объясните ребенку после эксперимента, что суть опыта заключается в том, как вода распространяется по любому пути, который находит. В данном случае им стали целлюлозные волокна салфетки.
Растворение
Воду для эксперимента наливайте в стакан до краев. Затем растворяйте в ней соль или сахар (лучше брать теплую жидкость) и аккуратно перемешивайте. Ребенок увидит, что несмотря на заполнение стакана водой, туда можно добавить еще достаточное количество сахара или соли, ведь между молекулами вещества имеется свободное пространство. Кроме того, данный эксперимент позволит показать, что в определенный момент кристаллы перестают растворятся, а начинают выпадать в осадок.
Особенности кипения
Простой, но в то же время познавательный даже для взрослых эксперимент проводят следующим образом:
- Для опыта с водой берут носовой платок и резинку;
- Платок нужно намочить и хорошо отжать, а затем закрепить с помощью резинки на поверхности стакана, закрывая его;
- В центре на платок нажимают так, чтобы он на пару сантиметров погрузился в воду;
- Стакан резко переворачивают и одновременно ударяют рукой по дну.
Смысл эксперимента достаточно прост: кипение воды в момент удара образуется за счет того, что воздух всасывается через носовой платок и должен пройти преграду в виде воды, а значит, на ее поверхности появятся пузырьки.
Самонадувающийся шарик
Только взрослый человек должен проводить следующий опыт, так как он подразумевает химическую реакцию. Для ребенка такой эксперимент больше покажется фокусом. Его суть:
- В бутылку с водой добавляют чайную ложку пищевой соды и растворяют;
- Отдельно смешивают лимонный сок с 3 ложками уксуса;
- Получившуюся смесь добавляют в бутылку;
- Сразу же нужно надеть на горлышко шарик, ведь реакция произойдет быстро;
- Для отсутствия отверстий, пропускающих воздух, шарик приматывают изолентой.
После вступления компонентов смеси в химическую реакцию получается углекислый газ, давление которого и способствует надуванию шарика.
Картотека опытов для детей 4-5 лет в детском саду и дома
Торнадо
Для этого в бутылку или стеклянную банку, налейте воды и добавьте в нее немного жидкости для мытья посуды. Плотно закрутите крышку. Теперь начните вращать бутылку по часовой стрелке. Внутри нее возникнет завихрение из мыльной пены, очень похожее на маленький смерч.
Фокус с водой и трубочкой
Дуешь в бутылку, а вода течёт из трубочки. Занятие полезно для дыхания и координации движений. Чтобы сделать его ещё интереснее, я добавила в стаканчики по капле разных пищевых красителей.
Сода + Уксус
Удивляйте малым, показав значимость даже простых соединений. Такой опыт будет интересно и полезно увидеть карапузам в 3 4 года. Позвольте им самим капнуть уксус. Тогда производителями пены будут именно малыши! А можно сделать вулкан, как мы.
Секретное послание
Кроха или вы окуните ватную палочку в лимонный сок или молоко и напишите/нарисуйте на листе бумаги послание. Такой опыт реально провести в домашних условиях. Осталось только прогладить лист горячим утюгом, чтобы послание стало видимым.
Цветной фейерверк в стакане
Смешиваем растительное масло с пищевыми красителями. Стоит взять разные цвета, так будет красивее. Всю эту массу переливаем в стакан с теплой водой и наблюдаем фейерверк. Кода он утихнет можно бросить шипучую таблетку аспирина.
Пенная радуга
Мы немного о то, как получить много пены, как для слона зубную пасту, говорили в статье с научными опытами. Теперь поговорим о том, как сделать радугу.
По числу пищевых красителей, что у нас есть, возьмем стаканы. В каждый Немного воды, 2 столовых ложки соды, пищевые красители, жидкость для мытья посуды. Размешаем хорошенько. А теперь вливаем в каждый стакан уксус. И радуга взрывается пеной.
Краска на цветах
У свежих белых цветов срезаем краешки стебельков и ставим в воду с красителями. Чуть больше, чем через полчаса каждый цветок начнет окрашиваться в цвет воды.
Вылупление динозавриков из яйца
Смешиваем соду с кондиционером для волос. Вылепляем фигуры по форме яйца. Внутрь каждой фигурки кладем маленького динозаврика. Вылупятся они у нас при помощи уксуса. Устройте «гнездо», разместите яйца и полейте на них уксусом.
Лизун
Лизун из домашних средств – это и опыт, и материал, и игра!
Смешать все ингредиенты: Клей ПВА, Пена для бритья, Бура (глицерин с натрием тетрабората), Пищевой краситель. Подробнее как сделать лизун
При необходимости добавлять или клей, или бур для получения необходимой консистенции.
Как поймать льдинку
В воду опустить кубики льда. Чтобы веревкой поймать один из кубиков, понадобится соль. Сделайте так, чтобы веревка просто касалась льда. Если сверху притрусить лед и веревочку солью, то подтаявший, а потом снова замерший лед «схватится» за льдинку.
Делаем подводную лодку из…
Картошка! Она тяжелее воды, а потому погружается в нее, «ложась на дно». Но, если в емкость с водой добавить соль, картошка всплывет.
Зависший мыльный пузырь
Хотите кроху 5 лет удивить? Тогда насыпьте в банку соду и погасите ее уксусом. Теперь выдуйте в банку пузырь. Он не осядет на дно из-за выделенных реакцией газов.
Кораблик
Если под рукой нет никаких игрушек, которые могут заинтересовать ребенка, а вам нужно его занять, покажите ему забавный эксперимент с водой и бумажным корабликом!
Окрашиваем воду
Самые необычные опыты, когда «из ничего» появляется что-то красивое. Растолочь таблетки ампициллина, добавить дистиллированную воду и встряхнуть, пока все хорошо не смешается. Всыпать соду, добавить сульфат меди. Помешать. Окраска раствора меняется, становясь бурой.
Подопытное – мороженое
А есть ли в продукте белок? Сейчас узнаем! В растаявшее мороженое немного дистиллированной воды. Добавляем соду и сульфат меди. Если в емкости мороженое становится ярко-фиолетовой, значит, белок присутствует.
Опыты с шоколадом
Если шоколад слегка смочить водой, завернуть обратно в фольгу и отправить в холодильник, то через неделю на нем проступит сахар.
Опыты для детей «Космический запуск ракеты»
Для этого опыта и создания натуральности выпуска летального аппарата потребуются предметы:
- Цветная бумага;
- Бутылка с прессованной пробкой;
- Клей ПВА;
- Ножницы;
- Питьевая вода – 0,5 стакана;
- Воронка;
- Сок, выжатый из одного лимона;
- Пищевая сода – 0,5 чайной ложки;
- Туалетная бумага, небольшого размера;
- Нитки.
Запуск модели ракеты производится в строгой последовательности действий:
- Пробка будет служить корпусом космического аппарата. Она не должна слишком плотно закрывать горлышко бутылки. Стеклянная тара является своего рода платформой для старта.
- При помощи ножниц и красочной бумаги необходимо сформировать крылья для ракеты. Закреплять клеем. В итоге должен получится макет летального аппарата, который с легкостью входит в горлышко бутылки.
- При помощи воронки, в стеклянную емкость наливается вода и лимонный сок. Затем полученная смесь перемешивается и дожидается своего звездного часа.
- В кусочек туалетной бумаги всыпается пищевая сода и заворачивается нитками. Клубочек должен получится такого размера, чтобы он без особых усилий смог попасть в подготовленную бутылку.
- Место для запуска космолета необходимо продумать заранее. Так как его стремительный полет может погубить люстру на потолке.
- Далее, комочек с содовым порошком опустить в бутылку с раствором. А на горлышко надеть макет ракеты. Но при этом вхождение летального аппарата в турбину запуска не должно быть слишком плотным.
- Через несколько секунд ожиданий можно лицезреть практически на настоящий космический запуск, отличный опыт для детей.
Опыты при изучении свойств воды
Изучением воды люди занимаются на протяжении нескольких столетий. Но, несмотря на это, некоторые удивительные свойства вещества, которое обеспечивает существование всех живых организмов, вызывают недоумение. Многие из них становятся настоящим открытием во время простых в исполнении, но довольно интересных опытов.
Как замерзает вода
О свойстве воды замерзать при нулевой температуре известно многим. Так почему же моря и океаны при охлаждении до 0°С не превращаются в ледники?
Этот феномен объясняется содержанием в жидкости солей. Порог замерзания воды напрямую зависит от степени концентрации в ней соли. Чтобы морская вода природного водоема замерзла, должно выдержаться хоть одно из ключевых условий: жидкость должна располагаться близко к поверхности или располагать под собой чуть глубже второй слой с более высокой концентрацией соли.
Это удивительное свойство соленой воды наглядно демонстрирует опыт. Нужно набрать 2 чашки воды. В одну из них добавить 1 ст.л. соли. Обе емкости поместить в морозилку. Через 3-4 часа извлечь их и сравнить. В чашке с чистой водой окажется лед, а с соленой – лишь охлажденная жидкость. Плавающие льдинки в охлажденной жидкости представляют собой скопления пресной воды, оставшаяся часть – солевой раствор.
Топленый лед
При нагревании тела расширяются – общеизвестный факт, применимый и в отношении жидкостей. С водой же дело обстоит иначе. Наибольшую плотность она проявляет на отметке в +4°С. Охлажденная у поверхности вода тяжелеет и опускается на дно, а более легкая теплая поднимается наверх.
Такой круговорот останавливается, когда вся жидкость охладится до +4°С. В этот момент верхний слой воды начинает замерзать, превращаясь в лед. Он словно набухает и замирает у поверхности.
Наглядно это свойство воды демонстрирует опыт «топленый лед». Нужно поместить в наполненный до краев стакан, температура воды которого +40 или 50°С, кубик льда
Важно убедиться, что лед не соприкасается со стенками емкости
Наблюдая за тающим льдом, можно отметить, что вода в емкости не переполняется. В замерзшем состоянии лед занимает больший объем, нежели такая же порция жидкости.
Крышка из бумаги
Все вещества и живые организмы на планете испытывают давление. Просто люди к нему настолько привыкли, что практически не замечают. Доказательством тому, что оно существует, может выступить опыт с все той же водой.
Как вы думаете, что произойдет, если наполненный водой стакан плотно прикрыть листом бумаги и перевернуть вверх тормашками? Давайте проверим. Наполните стакан на 2/3 водой и прикройте горлышко отрезом плотной бумаги.
При попытке перевернуть стакан обнаруживается, что бумага, словно намагниченная прилипла к нему. Такой эффект возникает вследствие того, что с одной стороны на лист давит вода, а с другой – воздух. Поскольку давление воздуха выше давления помещенной в стакан воды листок и прилипает.
https://youtube.com/watch?v=x0mesLb1FPI
Опыты по физике для самых маленьких
Подготовьте:
-
Воздушный шарик
2 шт. -
Свеча
1 шт. -
Капроновая нить
1 шт. -
Спички
1 п. -
Вода
1 ст.
Последовательность действий:
- Надуть 1 шарик обычным способом и завязать нитью;
- во второй шарик сначала налить полный стакан воды, затем надуть и завязать нитью;
- поджечь свечу и расположить сначала под дном шарика, наполненного только воздухом и продемонстрировать, как он лопнет;
- расположить второй шарик с водой над огнем, но так, чтобы пламя свечи касалось только той части шарика, где находится вода.
Результат: во втором шарике вода будет нагреваться, а шарик останется целым.
Выводы: вода поглощает тепло и не дает прогреться резине, из которой сделан шарик.
«Космическая связь»
Подготовьте:
-
Бумажный стаканчик
2 шт. -
Шило
1 шт. -
Капроновая нить
1 шт.
Последовательность действий:
- В дне каждого стаканчика надо проделать с помощью шила маленькое отверстие;
- сквозь каждое отверстие надо продеть капроновую нить и завязать ее так, чтобы узлы оказались внутри стаканчиков;
- один стаканчик приложите к уху одного участника эксперимента, а другой стаканчик приставьте к речевому аппарату – ко рту – другого участника.
Главное условие: нить должна быть натянута свободно, без препятствий.
Результат: если натянуть нить и говорить в один стаканчик – передатчик, то в другом стаканчике – приемнике – все будет отчетливо слышно.
«Огонь без тени»
Подготовьте:
-
Спички
1 упак. -
Фонарик
1 шт.
Последовательность действий:
- Зажгите спичку;
- отодвиньте ее от стены на 20 сантиметров;
- направьте свет от фонарика на спичку.
Результат: на стене будет только тень от руки и спички, потому что огонь пропускает свет.
Опыт с яйцом
Подготовьте:
-
Вода
1 ст. -
Соль
5 ст.л. -
Яйцо
2 шт. -
Стакан
2 шт
Последовательность действий:
- Наполните стакан водой, положите туда яйцо;
- в стакане с простой водой яйцо окажется на дне;
- второй стакан наполните теплой водой, в которой растворите 5 ложек соли;
- в остывшую воду положите другое яйцо;
- в стакане с соленой водой яйцо всплывет к поверхности воды.
Химические опыты с углекислым газом, содой
Химические опыты с углекислым газом основаны на взаимодействии соды и уксуса. При помощи этих двух простых веществ, которые имеются в арсенале любой домохозяйки, можно сделать несколько интересных, необычных опытов.
Химические опыты с содой и углекислым газом:
- Шарики. Необходимо взять несколько бутылок и срезать с них верхушки, примерно на 5 см. В результате у вас получится своеобразная воронка. На горлышко бутылки необходимо надеть шарик и проделать это с остальными горлышками. В получившуюся воронку необходимо всыпать по чайной ложке обычного гидрокарбоната натрия. То есть пищевой соды. В бутылки необходимо набрать немного воды и добавить примерно столовую ложку уксуса. Также желательно добавить красителей. Это сделает опыт более ярким. Теперь необходимо очень аккуратно, зажимая соду в шарике, надеть воронки на бутылки. Плавными движениями необходимо засыпать соду в бутылку. Не забывайте плотно прижимать воронку к бутылке, чтобы углекислый газ не выходил через щели. В результате химической реакции соды и уксуса выделяется большое количество углекислого газа, который заполняет шарики, надувая их.
- Ракета. Для этого вам понадобится пластиковая бутылка на 2 л, три карандаша, примерно 50 г пищевой соды, стакан уксуса, скотч, винная пробка, бумажные полотенца. Необходимо, чтобы пробка очень плотно прилегала к бутылке. Необходимо скотчем приклеить карандаши к верхушке бутылки, чтобы она смогла стоять. Далее, необходимо добавить в бутылку уксус. Необходимо завернуть соду в бумажное полотенце и скрутить концы, чтобы она не высыпалась. В результате у вас получится что-то похожее на конфету с содой внутри. Далее, необходимо ввести конфету с содой в емкость, и закупорить пробкой, закрывая отверстие в горлышке другим свертком. Необходимо перевернуть ракету и поставить на землю. Желательно опыт проводить на улице, так как взрыв очень мощный и наблюдается через несколько секунд после начала эксперимента. Желательно отбежать от места происшествия примерно на 20 м. В результате сильной химической реакции крепкого уксуса и соды, в бутылке скапливается большое количество углекислого газа. Пробка снизу открывается, а сама бутылка взлетает.
Шары
Как проводить биологические опыты с дошколятами?
Для старших дошкольников будут интересны познавательные биологические опыты, включающие в себя эксперименты с растениями, изучение их свойств, условий роста. Исследования довольно простые, ребенок их может выполнять самостоятельно. Взрослый помогает подготовиться к опытам: подобрать семена, почву, горшочки для посадки, совочек, перчатки для работы, лейку с водой, бумагу и карандаши для зарисовки результатов.
Как дышит растение?
Исследование помогает понять, как в растение попадает воздух. Взрослый обсуждает с дошкольником этот вопрос, выслушивает версии ребенка и предлагает проверить, какая из них верная. Для опыта потребуются комнатное растение, вазелиновое масло. Родитель предлагает дошкольнику намазать несколько листьев вазелином с одной стороны и несколько листьев — с другой. Затем в течение определенного времени проводится наблюдение за растением. Такой опыт дает хорошую возможность научить дошколенка фиксировать результаты наблюдений: каждый день на карточке изображается состояние листиков. Через несколько дней листочки проверяются, те из них, где вазелин был снизу, завяли. Взрослый предлагает ребенку ответить на вопрос: почему завяли именно эти листья? (Нижняя часть листа служит для поступления воздуха, вазелин перекрыл его доступ, поэтому листочки завяли).
Что нужно для проращивания семян?
Опыт помогает детям понять взаимосвязь между объектами живой и неживой природы. Для эксперимента требуется подготовить семена растений (лучше крупные: фасоли, гороха), прозрачную емкость, салфетки. Салфетку надо намочить и положить в емкость, затем на ней раскложить семена. Емкость ставят на окно, чтобы было много света. Наблюдения ведутся в течение нескольких дней, пока будут прорастать семена, результаты фиксируются в карточке. Затем вместе с ребенком взрослый подводит итог: для прорастания семян требуются влага, солнце и тепло.
Чудесные превращения
Интересный эксперимент с живой природой, который любят проводить дети. Перед дошкольниками ставится вопрос: можно ли окрасить цветы? Дети могут придумывать разные варианты, взрослый предлагает проверить научную версию. Красители разбавляются водой и добавляются к белым цветкам, стоящим в разных сосудах. Для полноты эксперимента можно взять несколько растений и разного колера пищевые красители. Через день цветы окрасятся в разный колер. Нужно обязательно зафиксировать результаты и спросить у ребятишек, почему так произошло? (Растения всасывают воду, которая по стеблю поднимается вверх и окрашивает лепестки).
Важно: опыты обогащают знания детей об окружающем мире, поэтому важно поощрять побуждение ребят к самостоятельному проведению исследовательской деятельности. Родители должны создать условия для нее, подготовив безопасное экспериментальное пространство
Описание интересных опытов для детей
Конечно, здесь будут приведены далеко не все опыты для домашней исследовательской лаборатории, а только часть из них. С описанных ниже экспериментов можно начинать этот вид развлечений, если ребенку они понравятся, то можно поискать новые опыты в Интернет-сети или в специальных магазинах.
Опыт 1. «Лавовая лампа»
В бутылку с маслом наливается раствор из воды и пищевого красителя. Затем туда же добавляется шипучая таблетка (например, аспирин). В результате окрашенная вода движется вверх и вниз, не перемешиваясь с маслом.
Объясняется это тем, что вода и масло — жидкости с разной плотностью и никогда не смешиваются. Добавленная шипучая таблетка, при растворении выделяет углекислый газ, который заставляет жидкость двигаться.
Опыт 2. «Вулкан»
Из глины или пластилина лепится макет вулкана. В его кратер вставляется бутылка (ее высота должна совпадать с высотой вулкана). В бутылку насыпается сода. В другой емкости смешать уксус с красителем. Затем аккуратно влить его в кратер вулкана. Получится извержение вулкана.
Это происходит потому, что сода вступает в химическую реакцию с уксусом и начинает пенится и увеличиваться в объеме. Такой опыт дети могут также наблюдать на кухне, когда мама или бабушка что-то пекут, используя соду, гашенную уксусом.
Опыт 3. «Крышка из бумаги»
Воду в стакане накрывают обычным листком бумаги и аккуратно переворачивают стакан. При этом вода из стакана не выливается, а бумага держится как приклеенная.
Когда стакан с водой и листком бумаги переворачивается, то сверху на бумагу давит вода, а снизу – воздух. Листок не падает потому, что давление воздуха сильнее, чем давление воды.
Опыт 4. «Плавающая игла»
В емкость набирается вода и на ее поверхность кладется маленький кусочек папирусной бумаги. На бумагу кладется обмазанная маслом игла. Затем второй иглой нужно аккуратно опустить края бумаги в воду, пока она не утонет. При этом игла останется плавать на поверхности воды.
Это происходит, из-за того, что вода возле иглы немного изгибается, так как игла обмазана маслом и не намокает. Игла лежит внутри лощинки, которую поддерживает водяная пленочка. Стремление воды выровнять лощинку, не дает иголке утонуть.
Если перед экспериментом иглу намагнитить, тогда на поверхности воды она расположится вдоль силовых линий Земли. Ее можно использовать как компас.
Опыт 5. «Невидимые чернила»
В качестве невидимых чернил можно использовать молоко или лимонный сок. С помощью кисточки для рисования можно написать послание. А для того чтобы его прочитать, листок с посланием нужно нагреть горячим утюгом, или подержать над свечой.
При нагревании «невидимые чернила» подгорают и становятся темнее.
Опыт 6. «Солевые кристаллы»
Этот опыт занимает несколько дней. Для него нужно приготовить крепкий соляной раствор. Соли необходимо бросить в воду столько, чтобы она уже перестала растворяться. Из проволоки подготавливается каркас любой фигуры и помещается в стакан с соленой водой. Через некоторое время на каркасе начнут образовываться кристаллы.
Кристаллы растут из-за того, что вода постепенно испаряется, а соль осаждается на заготовленный каркас.
Опыт 7. «Окрашивание живых цветов»
В вазу с водой добавить краситель одного цвета. Стебель белого цветка обрезать на два сантиметра, под острым углом. Затем поместить цветок в вазу. Примерно через сутки лепестки цветка окрасятся в цвет красителя.
Это происходит потому, что окрашенная вода поднимается по стеблю к лепесткам.
Опыт 8. «Радуга»
На дно тазика с водой кладется зеркало. На него направляется свет фонарика. На белый лист бумаги нужно поймать отраженный в виде радуги свет.
Объяснить это просто. Световой луч складывается из нескольких цветов и проходя сквозь воду он разделяется на отдельные цвета.
Опыт 9. «Прогулка по яйцам»
Для эксперимента понадобится лоток яиц. Сперва нужно проверить целостность яиц, при необходимости заменить треснутые. Все яйца должны быть одинаково расположены (острыми концами или вниз, или вверх). Если ставить босую ногу сверху на яйца, равномерно распределяя вес, то по ним можно ходить. Это при том, что скорлупа яиц хрупкая.
Скорлупа яиц устроена так, что при равномерном давлении способна выдержать большой вес.
Опыт 10. «Рисунки солнца»
На очень солнечное место, например, подоконник, положить лист черной бумаги. На него выложить фигурки и трафареты. Через некоторое время, на месте предметов остаются их отпечатки.
Бумага под действием яркого солнца выгорает, а под фигурками остается черной.
Узнать о том, какие опыты можно сделать с детьми 5-6 лет, а также описание самых интересных опытов, вы можете из нашей статьи: Опыты для детей 5-6 лет: в детском саду
Как совершенствоваться «маленьким ученым»
Для младших школьников и ребят старшего возраста можно подобрать очень эффектные опыты и эксперименты с более практическим применением простых научных законов:
- Приготовить экспериментальным способом «сахарные кристаллы» – физический опыт с сахаром для тех, кто хочет порадовать себя сладкой закристаллизовавшейся палочкой.
- Создать «вулкан» – химический опыт с имитацией извержения.
- Вырастить фантастические силикатные «сады» – научная игра с химическими веществами.
- Вырастить силикатные «сталактиты» и «сталагмиты» – научная игра с химическими веществами.
- Вырастить разноцветные кристаллы – научная игра с химическими веществами.
- Создать кристаллические узоры и картинки – научная игра с химическими веществами.
Для этого понадобится купить особые химические реактивы. При этом делать эксперименты уже можно с непосредственным участием ребят старше 10 лет, что соответствует возрасту 5 класса, но все же только под наблюдением взрослых.
Дополнительно рекомендуем следующих помощников в обучении детей: