Все о свадебной песочной церемонии: значение для молодоженов, сценарий и аксессуары

Современность

С 1996 году поселок Песочный имеет статус муниципального образования «поселок Песочный». В последние выходные июня отмечается День посёлка Песочный.
Дата приурочена к принятию плана Строительного отделения Санкт-Петербургского Губернского правления на землях графини Левашовой, княгини Вяземской и графа Стейнбока-Фермора организации дачного поселения со звучным названием «Графское».

Школа 437. Памяти Моондзуна.

Поселок Песочный и по сей день является благоустроенным поселком дачного типа, поселком высокой культуры, местом отдыха Петербуржцев.

Сейчас в Песочном находятся:

  • Научный городок Научно-исследовательского института онкологии им. проф. Н. Н. Петрова Минздравсоцразвития и Российский научный центр радиологии и хирургических технологий (бывший ЦНИРРИ).
  • Храм преподобного Серафима Саровского.
  • На местном кладбище находится братская могила воинов погибших в годы Великой Отечественной войны — гг., памятник жертв Блокадного Ленинграда, могилы Героев Советского Союза, являющиеся памятниками Культурно-исторического наследия Курортного района г. Санкт-Петербурга.

Ленинградская улица (п. Песочный)

Главную улицу посёлка 17 сентября 2008 года госкомиссия приняла после работ по капитальному ремонту, который продолжался 2 года одновременно с газификацией. В результате улица, всегда отличающаяся интенсивным транзитным движением автотранспорта и большим количеством ДТП с человеческими жертвами, стала шире, появились тротуары, дополнительные переходы, пешеходный светофор у 437-й школы, что позволило убрать «лежачих полицейских». Установлены новые опоры освещения, сделаны бесплатные парковки у НИИ онкологии и Центра радиологии, отремонтирована дорога к Радиологическому центру, благоустроена прилегающая территория.

Пицца «Цезарь» в домашних условиях

Приготовьте вкусное блюдо для всей семьи.

Тесто мы будем делать из следующих ингредиентов:

  • Мука – 400 граммов.
  • Дрожжи – 30 граммов.
  • Вода – 220 мл.
  • Соль – 15 граммов.
  • Сахар – 10 граммов.

Для соуса:

  • Майонез – 120 граммов.
  • Сливки – 30 граммов.
  • Чеснок – два зубчика.
  • Зелень – один пучок.
  • Горчица – 30 граммов.
  • Сыр пармезан – 30 граммов.

Для начинки:

  • Бекон – 50 г.
  • Курица – 150 г.
  • Сыр моцарелла – 250 г.
  • Сыр пармезан – 30 г.
  • Помидоры черри – 100 г.
  • Руккола – 30 г.
  • Тимьян – одна веточка.
  • Соль и молотый перец – по вкусу.
  • Оливковое масло.

Итак, как готовится домашняя пицца «Цезарь»? Рецепт прост:

  • В большую миску налейте воду, растворите в ней соль и сахар. Постепенно введите дрожжи и муку, замесите тесто. В самом конце добавьте оливковое масло.
  • Сформируйте из теста шар, закройте его полотенцем и оставьте в теплом месте на один час.
  • Измельчите и смешайте ингредиенты для соуса в отдельной посуде.
  • Замаринуйте куриное филе в оливковом масле и специях, а затем обжарьте на сковороде до готовности. Готовое мясо порубите на небольшие куски.
  • Моцареллу порежьте кубиком, а томаты разрежьте пополам.
  • Тесто раскатайте и немного растяните на руках. Выложите его на противень и сделайте вилкой проколы.
  • Смажьте корж соусом, а затем выложите на поверхность бекон и курицу.
  • Положите сверху помидоры.

Запекайте блюдо до готовности. Разрежьте пиццу специальным ножом, на каждый кусок положите листья салата и ломтики пармезана. Сбрызните угощение оливковым маслом и подавайте его к столу.

Как работает песочная терапия?

Ребенок воспринимает мир непосредственно через игру, движение, ощущения и образы. Песочная терапия позволяет совместить все это в одном процессе: пока ребенок строит что-то на песке, у него задействованы мелкая моторика, сенсорика, воображение, восприятие, ребенок активно использует ролевую игру, фантазирует, развивает речевые навыки.

Даже взрослым людям часто бывает трудно выразить то, что происходит у них внутри, а еще труднее это сделать ребенку. Играя с песком, малышу проще показать то, что происходит с ним: как он относится к окружающим или что его беспокоит больше всего, почему он не хочет ходить в школу или дружить со сверстниками. На занятиях по песочной терапии маленький клиент может показать, что его тревожит, и для этого ему не нужно подбирать слова и что-то объяснять. Выражает свои внутренние переживания ребенок через символический язык. При помощи игры ребенок взаимодействует со своим внутренним миром. Таким образом, на самых первых занятиях песочница служит для психологической диагностики, то есть помогает психологу понять, что происходит с ребёнком в данный момент, каков его характер, перенёс ли он какие-то психотравмы, что он любит, а что не любит, каковы его отношения со значимыми людьми.

В игре всегда очень просто подружиться. Точно так же и на занятиях по песочной терапии психолог очень быстро находит контакт с ребёнком (что не всегда достижимо на обычной консультации, где ребенок может испугаться, застесняться, вести себя закрыто или агрессивно). Игра с песком очень интересна, а значит, ребёнок будет посещать занятия с удовольствием.

Когда установлено доверие между маленьким клиентом и психологом, когда есть вся необходимая диагностическая информация, в полную силу начинает работать непосредственно сама терапия (therapia – лат. лечение). Образы, игровые сценарии ребёнка, символы и слова, которые он использует с игре с песком, отражают ту картину мира, в которой ребёнок живет. Не секрет, что картина мира у всех разная

И очень важно осуществлять всю психологическую коррекцию именно на «территории» смыслового поля ребёнка, не навязывая ему ничего извне, ведь детская психика очень нежная. Ценность песочной терапии в том, что решение проблемы происходит именно в рамках индивидуального понимания мира каждого конкретного малыша, в соответствии с его возрастом, характером и другими особенностями

На песке в игровой форме происходит отреагирование различных эмоций — обиды, страхов, злости, тревоги, напряжения. Решая проблемы на песке в символическом виде, ребенок по-настоящему разрешает свои внутренние конфликты. Главным помощником в эти моменты для ребенка является специалист, который поможет ребенку прийти к гармонии с собой и окружающим миром, а так же гармонизирует психоэмоциональное состояние ребенка.

Многие родители знают, как важно развивать мелкую моторику малыша, но не всегда это делается систематически, ведь всё чаще дети играют со смартфонами и планшетами, чем с обычными игрушками. Еще один важный терапевтический фактор песочной терапии состоит в развитии важных отделов центральной нервной системы посредством развития мелкой моторики и сенсорики, а также релаксации от взаимодействия с песком

Особенности работы психолога с песочной терапией

Для организации занятий психотерапией с использованием песка понадобятся:

  • большой стол;
  • стулья по количеству участников;
  • деревянный ящик, дина которого 70 см, высота 10 см, а ширина 50 см;
  • различные виды сертифицированного песка (в ящике сыпучая смесь должна занимать примерно половину пространства);
  • лопатки;
  • воронка;
  • сито;
  • мелкие камешки;
  • мелкие игрушки в виде растений, человечков, животных, сказочных существ, предметов быта, архитектурных объектов, транспортных средств, бижутерии.

Психологи, работающие с песком, должны позаботиться о безопасности клиентов в процессе творческой деятельности. Перед использованием песок нужно прокалить. В дальнейшем рекомендуется мыть и прокаливать материал каждую неделю. Раз в год его нужно менять.

С детьми

Песочную терапию для детей дошкольного возраста в групповой форме можно использовать начиная с 2 лет. Общее количество участников в группе не должно быть больше 6 человек. В группе обязательно должны быть как мальчики, так и девочки.

На занятиях песочной терапией с детьми психолог создает условия для формирования коммуникативных навыков участников. Взаимодействие детей в песочнице учит их идти на компромисс, контролировать свои эмоции, уважительно относиться друг к другу.

В детских группах на первом занятии психолог сообщает участникам правила поведения и техники безопасности. Допускается присутствие родителей на занятиях.

Занятия песочной терапией начинают с формирования общего представления детей о песке и его свойствах. Психолог просит детей сделать на песке отпечаток кулака или ладошки, спрашивает об ощущениях, которые у них возникают при этом. Затем ведущим используются упражнения, где детям нужно нарисовать что-нибудь пальцем на песке, после чего каждый из детей рассказывает о своей картине.

Систематические игры с песком развивают мелкую моторику, создают предпосылки для развития логического мышления, положительно влияют на здоровье.

Вариантом песочной терапии в работе с детьми является рисование песком на световом планшете. Психолог учит детей создавать рисунки ребром ладони, просеивая песок через сито, двумя руками одновременно. Все это стимулирует развитие мозга. Песок помогает снять мышечные зажимы и напряжение. В ходе занятий происходит развитие когнитивных психических процессов.

Песочная терапия применяется в качестве развивающих занятий для детей с ЗПР. Педагогически запущенным и гиперактивным детям эта технология облегчает социализацию.

Для достижения стойкого положительного эффекта нужно не менее 10 занятий.

Со взрослыми

В коррекционной работе психолога со взрослыми песочная терапия превращается в средство релаксации и творческого самовыражения. Ощущения, которые возникают у взрослых людей при соприкосновении с песком, возвращают их в детство, открывают доступ к глубинному слою бессознательного через активацию сенсорных и сенсомоторных центров.

Песочная терапия для взрослых в виде создания на песке композиций прошлого, настоящего и будущего помогает человеку осознать свое место в этой жизни, определить направления саморазвития.

Упражнения песочной терапии назначают людям, пережившим инсульт. Данная арт-терапевтическая техника является одним из реабилитационных средств при лечении опорно-двигательного аппарата, неврологии и сердечно-сосудистых заболеваний.

Курсовая песочная терапия позволяет пожилым людям улучшить концентрацию внимания, память, сохранить интеллектуальные возможности. Для многих из них эта методика является профилактикой депрессии. Групповая форма песочной терапии позволяет пенсионерам реализовать свою потребность в общении.

Подготовка к занятию

Для проведения занятий нужно иметь программу действий, где определены цели, задачи, методы их реализации, ожидаемые результаты. Особенно это касается коррекционной работы лечебного профиля для детей с отклонениями в развитии. Первая программа была разработана на основе исследований А. Фрейда, Э. Эриксона, К. Юнга в 20-х годах XX века.

Она неоднократно перерабатывалась и дополнялась, адаптируясь к изменяющимся социальным условиям. На классической основе создано множество авторских программ, наиболее известны работы Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеевой Т. Д, Большебратской Э.Э, Н. Сакович. В них подробно разработаны конспект занятий, дан список методической литературы, описания игр, трактовка полученных результатов.

Для проведения занятий понадобится:

  • песочница;
  • песок разных видов, включая цветной и кинетический;
  • вода;
  • игрушки, фигурки.

Песок и песочницы

В песочной терапии для дошкольников используется крупный и мелкий речной, кварцевый, мраморный, кинетический песок. Он может быть цветным или радужным. Песочницей служит неглубокий деревянный или пластиковый короб, таз, ванночка. Если предполагается рисование на подсвеченной поверхности, то понадобится стекло или прозрачный лист пластика.

Выбор песочницы

В зависимости от цели и задач, выбирается вид песочницы.

  1. Юнгианская. Голубые бора, символизирующие небо, открытое пространство и желтый песок, символ земли, надежности, защиты.
  2. Черно-белая песочница пригодится для работы с внутриличностными конфликтами.
  3. Стол с подсветкой для рисования пальцами нужен для подготовки детей к школе, развития мелкой моторики.
  4. Цветовая подходит для работы с эмоциональными состояниями, выявлением истоков неуравновешенности, тревоги, страхов.

Площадь рабочей поверхности зависит от типа занятий: индивидуальное или групповое.

Подготовка песка

Основным материалом для занятий станет обычный мелкий речной песок. Его нужно просеять, промыть и нагреть в духовке для обеззараживания. Температура прогрева составляет не выше 80 градусов, иначе нарушится структура материала.

Дополнительные материалы

Для сюжетно-ролевых игр и свободного творчества во время проведения песочной терапии для детей понадобятся фигурки животных, растений, сказочных героев, людей, лоскутки, камушки разного цвета и размера, машинки, домики, мостики. А также литературный материал. Иногда включают фоновое музыкальное сопровождение.

Песочница должна иметь свободный доступ. Для групповых занятий удобнее разместить ее в центре помещения. При индивидуальной игре лучше ориентироваться на ощущения и желания ребенка. Установить песочницу можно на столе, примерно на уровне пояса дошкольника или на полу. Рабочая поверхность застилается клеенкой, для мелких сопутствующих деталей подойдут отдельные ящички или контейнер с отдельными ячейками. Рядом нужно поставить воду.

Что делать с сосудами после церемонии?

По окончании этого трогательного действа, влюбленные должны забрать с собой так называемую «чашу любви» и хранить ее у себя дома. Ведь она символ соединения судеб новобрачных и напоминание о том прекрасном дне, когда мужчина и женщина создали семью.

Помните, что емкость с Вашим песочком не стоит трясти, ведь иначе весь рисунок испортится.

Если хочется наполнить свое торжество современными эффектными традициями, то не оставляйте без внимания и песочную свадебную церемонию. Ведь она не потребует много затрат, зато останется в памяти молодых на всю жизнь, а сосуд с красивым узором, сделанным собственноручно, будет украшать Ваше семейное гнездышко и радовать глаз.

Виды песочных игр

Существует 2 основных вида песочных игр:

  1. Рисование песком. Такой вид терапии помогает ребенку расслабиться. Он фантазирует, рисуя различные образы: людей, животных или природу. Песок можно разравнивать как ладонями, так и пальцами, рисовать кулачком или запястьем. Можно делать отверстия, разгребать его или просеивать между пальцами. Песочная анимация помогает развивать творческие способности, мышление и воображение. Особенно этот вид пескотерапии подойдет для легковозбудимых и гиперактивных детей.
  2. Игра в песочнице. Ребенок играет в импровизированной песочнице – коробке с песком. Он использует фигурки людей, строений, техники, фруктов, овощей и других предметов. Дошкольник самостоятельно придумывает сюжет и проигрывает его, выражая скрытые эмоции. При организации терапии психологом, он сам подсказывает сюжет, чтобы ребенок пережил конкретное чувство. Для развития речи логопед проводит необходимые занятия в игровой форме.

Песочная терапия включает в себя многообразные сюжетные игры, которые помогают детям развиваться.

Преимущества и недостатки

Песочная терапия имеет следующие преимущества:

  • методика ориентирована не на результат, а на сам процесс;
  • данный вид терапии успешно применяют для коррекции уровня тревожности и страхов у дошкольников;
  • метод интересен как детям, так и взрослым, творческий процесс увлекает клиентов;
  • метод помогает определить суть личностной проблемы клиента;
  • технология приводит в порядок мысли и чувства человека;
  • в процессе систематических занятий нормализуется эмоциональный фон человека;
  • песочная терапия помогает прожить эмоции, которые долгое время подавлялись, — так человек избавляется от тревожности и комплексов;
  • клиент получает возможность свободного творчества;
  • в процессе занятий повышается стрессоустойчивость и работоспособность участников, растет их самооценка;
  • технологии работы с песком создают условия для комплексного развития психических процессов участников;
  • данный вид арт-терапии используют для коррекции девиантного поведения подростков;
  • психокоррекцию средствами песочной терапии можно реализовать в домашних условиях.

Однако у песочной терапии есть ряд недостатков:

  • противопоказанием для проведения коррекции с помощью песка являются психиатрические диагнозы, расстройства психики, эпилепсия;
  • нельзя рассчитывать на эффективность занятий, если у клиента очень высокий уровень личностной тревожности;
  • методика противопоказана лицам, склонным к возникновению кожных аллергических реакций.

Значение и история

Итак, что представляет собой данный обряд? Все очень просто – жених и невеста по очереди или же в одно время засыпают в специально подготовленный сосуд песок 2-х разных оттенков. Рассматриваемый обычай пришел к нам с Запада, именно там он широко распространен среди молодоженов.

Смыслом этого символического мероприятия является следующее – объединение воедино двух душ, которые смогли найти друг друга среди миллионов. Подобно горстям песка, супруги соединяют свои судьбы в единые брачные узы.

Кстати, данную церемонию может провести не только влюбленная пара, но и их родственники, тогда это будет обозначать, что семьи скрепились между собой в одну.

Песочный ритуал впервые провели на Гавайских островах, ведь там возможно с легкостью найти разноцветный песочек: и золотистый, и белый, и красноватый, и даже нежно-голубой. По сей день на Гавайях такой трогательный обряд остается одним из главных при заключении брака.

В Соединенных Штатах Америки эта церемония обрела популярность в начале 90-х прошлого столетия, тогда стало модным устраивать свадебные мероприятия на пляжах. Особенно она прижилась в Западной части страны, а вот в Восточной менее востребована.

Соединение разноцветных песчинок полюбилось и российским парам, особенно если свадьба планируется за границей, на берегу моря.

Что такое песочная терапия

Песочная терапия – это невербальная методика психокоррекции, механизм действия которой основан на активации жизненных ресурсов организма. Технология сочетает в себе невербальное самовыражение (процесс создания композиции из песка) и вербальную интерпретацию (рассказ об изображении). В процессе игры с песком человек обращается к своему внутреннему «Я», находит ответы на многие вопросы, учится эффективно взаимодействовать с окружающими.

Коррекционное воздействие песка объясняется его приятной текстурой. Методика рекомендуется в следующих случаях:

  • клиент испытывает трудности в вербализации своих проблем;
  • у клиента слабо развиты такие качества личности, как: самостоятельность, ответственность, инициативность;
  • в силу возрастных и индивидуальных особенностей у клиента слабо развита эмоционально-волевая сфера;
  • клиент находится в состоянии личностного кризиса;
  • необходима реабилитация после сильного стресса.

Песочная терапия как метод психологической коррекции помогает человеку повысить самооценку, избавиться от личностных комплексов, принять себя таким, какой он есть. Клиент получает свободу самовыражения: в его воображении возникают образы, которые он изображает с помощью песка.

Песочная арт-терапия используется в сочетании с другими методами работы практического психолога: сказкотерапией, психодрамой, гипнозом, телесно-ориентированной терапией.

История возникновения

Какова же история возникновения песочной терапии? Песочная терапия – это метод, который зародился в аналитической психологии. Первое упоминание о терапевтическом действии песка можно найти в работах Г. Уэллса, датированных 1911 годом.

В 1920 году Ш. Бюллер разработала методику диагностики межличностных отношений детей, суть которой заключалась в том, что детям предлагалось поиграть небольшими фигурками (озвучивать их действия, участвовать в диалогах). Аналогичные манипуляции с игрушками рассматривали в качестве диагностических методов А. Фрейд и Э. Эриксон.

Данная методика в 1930 году была модифицирована М. Ловенфельд, которая игровой процесс переместила в песочницу. Для проведения занятия Ловенфельд использовала большой поднос, песок и множество мелких игрушек. Метод песочной терапии стал опираться на игру и активное воображение детей. Эта методика была названа «Мировая техника». Она стала прообразом песочной терапии.

Современные техники и упражнения по песочной терапии отличаются от первоначальных вариантов этой разновидности психокоррекции большой динамичностью и широтой использования. Сейчас данный способ коррекционно-развивающей деятельности применяется в индивидуальной и групповой работе.

Показания и противопоказания

Заниматься песочной терапией можно в любом возрасте, как только ребенок начинает получать удовольствие от игры в песок. Понятно, что до года малыш не сможет моделировать свои миры в песочнице или лоточке с песком, но вот уже в 2-3 года он будет делать это с удовольствием. Поверьте, даже трудный подросток в свои 14-16 лет не откажется на досуге повозиться с мягким и приятным песком, в который так интересно погружать руки.

Первостепенно метод рекомендуется следующим категориям детей:

  • детям, переживающим возрастные кризисы (3 года, 6-7 лет, 13-15 лет);
  • детям, пережившим тяжелые утраты, психологические или физические травмы, насилие, агрессию, унижение, стихийные бедствия, смерть близких;
  • детям с затрудненным выражением эмоций (замкнутым и скрытным, необщительным);
  • ребятам с врожденными заболеваниями и приобретенными нарушениями зрения, с аутизмом, некоторыми формами шизофрении, детям с нарушениями слуха, речи;
  • малышам, страдающим задержкой развития речи, психомоторного или психофизического развития, ЗПР – задержкой психического развития;
  • детям с заболеваниями нервной системы;
  • ребятам с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • слишком активным и впечатлительным детям, неврастеникам, страдающим истерией;
  • всем ребятам, попавшим в сложные жизненные ситуации, в состояние стресса.

Есть состояния и заболевания, при которых с применением песочной терапии рекомендуется повременить до особых распоряжений лечащего доктора. К таким противопоказаниям относятся:

  • синдром дефицита внимания;
  • эпилепсия, сопровождающаяся частыми приступами с потерей сознания и судорогами;
  • , при котором ребенок не может творить свободно, повторяющиеся непроизвольные движения будут мешать и злить малыша;
  • аллергия на пыль и песок, бронхиальная астма в тяжелой форме;
  • туберкулез;
  • тяжелые , сопровождающиеся полной идиотией, глубокой дебильностью, неспособностью и нежеланием контактировать с окружающими людьми и предметами;
  • детский возраст до 1,5-2 лет.

«Почему именно песок?»

Этот вопрос часто задают психотерапевтам. Действительно, выражать свои переживания можно и через другие виды творчества – лепку из пластилина или глины, рисование, музыку и так далее. Тем не менее, более века специалисты отдают предпочтение именно песку. Давайте вместе разберемся почему.

  • Он дает возможность быстро создать много различных форм, как угодно их изменить и моментально разрушить без угрызений совести, поэтому человек ощущает себя всемогущим творцом, полноправным хозяином песочного мира.
  • Для того чтобы работать с песком, необязательно обладать талантом или специальным умением. Не нужны никакие инструменты. С этим материалом справится и малыш. У человека нет страха провала, негативной оценки окружающих.
  • В то же время для того, чтобы создать из песка что-то интересное, необходимо проявить терпение и усердие.
  • Он забирает негативные эмоции, во время работы с ним, человек заметно успокаивается, смотрит на мир более позитивно.

Песок состоит из миллионов песчинок, которые раздражают нервные окончания на пальцах и ладонях, таким образом, происходит стимуляция центра речи, также это положительно влияет на пространственное мышление, память, воображение, внимание, работу внутренних органов

Примечания

  1. посёлок Песочный является внутригородским муниципальным образованием Санкт-Петербурга
  2. Ошибка в сносках?: Неверный тег ; для сносок не указан текст
  3. 100 лет Графская — Песочный. пос. Песочный, 2002 год, с.2-8.
  4. Газета Вести Курортного района № 8, май 2010 года, с.5
  5. Газета Сестрорецкие Берега № 13(268) 30.06-13.07.2012 г., с.1
  6. В.Ухин. «Блокадный «Очаг». В газете «Вести Курортного района» май , № 22, с.1; октябрь 2009 года, № 21, с.6
  7. В газете «Вести Курортного района» июль , № 31, с. 1
  8. *Закон Санкт-Петербурга О территориальном устройстве Санкт-Петербурга. Принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 30 июня 2005 года
  9. В городском саду играет духовой оркестр. Газета «Вести Курортного района» № 15, июль 2009 года, с. 2
  10. Газета «Вести Курортного района» № 11, июль 2010 года, с.3
  11. История одного памятника. Графская — Песочный. Газета Муниципального образования посёлок Песочный. Вып.5, май 2010 г., с.3.
  12. Госкомиссия приняла Ленинградскую // Вести Курортного района. — № 37, сентябрь 2008 года. — С. 3

Песочная терапия в развитии детей

Благодаря пескотерапии можно развивать у ребенка следующие навыки:

  1. Двигательные. Ребенок учится насыпать песок в ведерко, банку или бутылку с узким горлышком.
  2. Начертательные. Дошкольники на песке рисуют животных, растения, технику и т.д.
  3. Развивать речевые функции и фонематический слух. Дети рисуют буквы на песке, что помогает научить их произносить и автоматизировать звук.
  4. Развитие умственных способностей, памяти и внимания.
  5. Развитие мелкой моторики рук. В игре участвует каждый пальчик, что благоприятно скажется на общем развитии ребенка.
  6. Для коррекции дыхания. Песок выступает в качестве средства для упражнений по развитию дыхания.

Игра в песочнице помогает ребенку выполнять действия с песком: сухим и мокрым. Он познает его свойства и учится устанавливать причинно-следственную связь. В процессе развиваются и творческие способности – ребенок придумывает новые образы и делает их из песка.

Когда и как помогает песочная терапия?

Прежде всего, следует понимать, что игра с песком не переделывает человека, а скорее помогает ему освободиться от переживаний, отрицательных эмоций и принять самого себя. Занятия назначают в составе комплексной психологической помощи ребенку и взрослому. Например, песочная терапия эффективна в следующих случаях:

  • сильные страхи и повышенная тревожность;
  • нервные тики и неврозы;
  • неадекватное поведение в различных ситуациях;
  • низкая самооценка, неуверенность в себе;
  • депрессия, мысли о суициде;
  • недавно перенесенное сильное эмоциональное потрясение;
  • психологическая травма, насилие;
  • сложные отношения с окружающими – родными, друзьями, коллегами, учителями, сверстниками и т. д.

Доказано: после курса сеансов песочной терапии человек (неважно, ребенок или взрослый) начинает видеть ранее скрытые от его восприятия пути к разрешению конфликтов, становится более спокойным, уравновешенным и уверенным в себе, он начинает воспринимать окружающий мир в более позитивном ключе, нежели раньше. Освобождение от негативного пережитого опыта происходит на подсознательном уровне и само по себе, то есть без применения сильнодействующих медикаментов.
Различные элементы, применяемые во время сеанса, позволяют психотерапевту оценить состояние разных психических уровней, в частности, получить доступ к довербальным уровням психики, то есть к тем, которые сформировались в раннем детстве до появления речи

Освобождение от негативного пережитого опыта происходит на подсознательном уровне и само по себе, то есть без применения сильнодействующих медикаментов.
Различные элементы, применяемые во время сеанса, позволяют психотерапевту оценить состояние разных психических уровней, в частности, получить доступ к довербальным уровням психики, то есть к тем, которые сформировались в раннем детстве до появления речи.

Игры с песком

Предлагаю вам несколько игр в песочнице для малышей и одно упражнение для взрослых:

Песочный дождь

Попросите ребенка положить руки в песочницу. Посыпьте песком на его ладошку, и предложите ему тоже посыпать «дождиком» на ваши руки. Эту игру малыши обычно воспринимают на «ура».

Ветер

Возьмите соломинку для сока и предложите крохе аккуратно в нее подуть, предварительно опустив второй конец трубочки в песок

Важно быть аккуратными и следить за действиями ребенка

Кто здесь прячется?

Предварительно спрячьте в песочнице несколько игрушек, а затем попросите ребенка их отыскать. Малышу точно понравится эта игра! А еще, можно попросить его самого спрятать игрушки от вас.

Строительство новых миров

Предложите ребенку построить на песке сказочный мир, где будет все, что ему хочется: города и страны, поля, реки и озера. Детям постарше можно задать задачку построить мир мечты или город будущего, и рассказать потом о нем как можно подробнее.

Новые миры отлично строятся, слушая сказки… Взрослый читает крохе сказки, а малыш увлекается песочной стройкой сказки. Кстати, большая коллекция интересных аудиосказок есть здесь http://аудиосказки-онлайн.рф/ .

Мост в новый мир – упражнение для взрослых

Цель: гармонизация состояния, анализ ценностей и достижений.

Длительность – 20 минут.

Необходимые материалы: поднос с песком или манкой.

Схема выполнения:

Положите руки на поднос с песком (или манкой). Попересыпайте материал, познакомьтесь с ним. Он шершавый или мягкий? Прохладный или теплый?

Нарисуйте на песочном поле водоем, а через него — мост. Интуитивно, как пойдет.

Рассмотрите свой мост. Какой он? Где на этой картине вы? Попробуйте мысленно «попутешествовать» по разным областям песочной картины и прочувствовать, где и какие ощущения приходят.

Если вы сейчас хотите что-то изменить, обязательно сделайте это.

Почувствуйте, что с вами сейчас происходит, какие новые чувства, мысли, инсайты появились? Запишите их.

И позже ответьте на вопросы:

  • Нравится ли вам ваша картина?
  • Как бы вы ее назвали?
  • О чем говорит ваша работа? Запишите хотя бы три ассоциации.
  • Какие чувства вы испытываете, глядя на свое творение?
  • Если бы картина могла говорить, что бы она вам сказал?
  • Какие два небольших действия вы готовы сделать уже сегодня, чтобы построить этот мост в новую жизнь? Сделайте это!

Обязательно попробуйте эти игры в песочнице и техники песочной терапии, и пусть они подарят вам много творчества, энергии и радости!

В завершении приглашаю полюбоваться на чудеса песочных сказочных картин, возникающих в руках мастера:

Анна Кутявина,

Профессиональный психолог и мама.

Специально для сайта «Цветы жизни».

Упражнения

В работе с детьми можно придерживаться какой-то определенной программы либо импровизировать. В любом случае, следует сначала познакомить ребенка с песком.

Предложите сделать небольшие упражнения:

1. Нужно провести по песку ладошками, сначала внутренней, а затем тыльной стороной. Попросите рассказать о своих ощущениях. Если малышу 1-2 года, то вряд ли он сможет правильно подобрать слова для описания, помогите ему в этом.

2. Теперь выполните с ребенком задание «Змейка», рисуя пальчиками плавные волнистые линии.

3. Предложить малышу взять по горсти песка в каждую руку и сжать кулачки, а затем медленно высыпать песок обратно.

4. Закопайте ладошки малыша в песочек. Он должен их отыскать.

5. В довершении знакомства каждый пальчик может «поздороваться» с песком, стараясь оставить отпечаток (углубление). Опять же, если ребенку мало лет, то ему может потребоваться помощь взрослых.

Фото: frendi.ru

Пример упражнения, которое можно использовать для работы с агрессивными детьми.

«Сказка»

Предложите ребенку несколько небольших фигурок. В выборе должны участвовать и злые, и добрые персонажи. Далее его задачей будет придумывание и проигрывание в песочнице сюжета сказки (для детей постарше это может быть фильм или просто сценка).

Скорее всего, ребенок с проблемами агрессии выберет отрицательных героев. Возможно, вы увидите сцены насилия, войны, жестокости. Не удивляйтесь и не пугайтесь.

Дело в том, что во время игры дети освобождаются от негативной энергии.Через несколько занятий вы заметите, что ужасных сцен гораздо меньше, а в реальной жизни поведение стало более спокойным и стабильным.

Результат в развитии способностей и коррекции психического и эмоционального состояния бывает, как правило, заметен уже после 6-10 занятия.

Ранее Yellmed писал о том, что рисование поможет бороться со стрессом.

О методе

Песочная терапия является методом воздействия на психику и поведение ребенка посредством визуализации его внутреннего мира. Метод представляет собой несложные произвольные манипуляции с очищенным и мелким песком, различными фигурками, небольшими предметами. В специальном лотке можно располагать фигурки, ракушки и любые мелочи как угодно, в любой последовательности, в любом месте подноса с песком. Можно строить из песка горки и замки с применением воды, а потом рушить построенную песочную реальность и начинать строить новую.

Создавая и разрушая иллюзорные и непрочные песочные миры, ребенок задействует свое глубинное внутреннее «Я». По мнению психологов и психотерапевтов, создавая произвольный фантастический пейзаж, который выглядит вполне трехмерным, ребенок выражает свои подсознательные страхи, обиды, гнев и раздражительность, а именно эти чувства обычно действуют разрушительно на психику и здоровье детей всех возрастных категорий. Негативные чувства и эмоции выходят наружу вместе с узорами и башенками из песка.

Метод получил широкое распространение в детской психологии и психотерапии, с помощью этого метода можно:

  • диагностировать нарушения состояния личности, стрессовые и травмирующие психику факторы, а также причины необычного или странного поведения ребенка или подростка;
  • снимать напряжение, стресс, повышенную тревожность, эмоциональную нестабильность;
  • помогать ребенку более гармонично ;
  • способствовать установлению контакта, если ребенок не идет на общение в силу особенностей характера или заболевания (при аутизме);
  • помогать общему развитию, социализации детей-инвалидов.

Метод, который считается методом логической психотерапии, применяют и в психиатрии, поскольку он способствует более точной диагностике некоторых психических расстройств, а также процессу адаптации ребенка в ходе лечения.

Оборудование для занятий

Психотерапевты в своей работе стараются использовать готовые наборы. Они состоят из ящика размером 50Х70Х8 см. Песочница обычно сделана из экологического пластика, внутренние бортики окрашены по периметру в голубой цвет, дно в синий. Песок выбирает желтый или белый, специально предварительно очищенный, мелкой фракции.

В наборе есть небольшая емкость для воды, ведь некоторые игры требуют смачивания песка. Также имеются наборы миниатюрных фигурок в виде людей (взрослых, младенцев, стариков), зданий и сооружений, автомобилей, кораблей, животных (как домашних, так и диких). В наборе всегда сочетаются миниатюры, которые вызывают у ребенка симпатию, и фигурки, которые ему неприятны, которых он боится.

Важно, чтобы в наборе присутствовали предметы, которые могут в детском понимании представлять «ценность», символизировать найденные клады и богатства, мечты и цели – маленькие шкатулки, сундучки, ракушки, стеклянные «драгоценные» камни. Набор профессионалов дополняется пластиковыми буквами и цифрами, флажками, религиозными символами, камешками и шишками, а также предметами техногенными – болтами и гайками

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector