Доктор комаровский о том, что делать, если ребенок не говорит в 3 года

Причины молчания

Сейчас рождается много детей с какими-либо нарушениями. Одно из них связано с речью. Почему ребенок плохо говорит? На это влияет активность. Физически развитый малыш стремится больше узнать окружающий мир, и поэтому он быстрее начинает произносить слова. Доктор Комаровский в своих трудах описывает множество факторов, влияющих на нормальное речевое развитие. На основе этого даются практичные рекомендации по лечению. Причины, которые обязательно надо учитывать родителям, бывают следующими:

  1. Физиология. Если малыш в три года не произносит слова, то причиной этого явления могут быть нарушения слуха или задержка общего развития, связанная с недоношенностью, наследственностью. Доктор Комаровский считает, что существует много физиологических факторов, которые способны повлиять на задержку развития. Родитель должен показать дитя врачу. Он выполнит обследования, на основе которого будет назначено лечение или операция, в зависимости от типа недуга. Часто проблема кроется в психологических и социальных факторах, и тогда нужно оградить малыша от разнообразных травм.
  2. Воспитание. Некоторые мамы сильно любят своего ребенка, и так лишают его самоопределения. Они кидаются к нему по любому зову. Если он видит такую помощь, то у него нет мотивации произносить слова. Гиперопека в этом случае может помешать начать разговаривать.
  3. Травма. Малыши чувствуют, что неинтересны взрослым. Если в жизни присутствуют негативные факторы, например, переезды, болезни, брань родителей, то это все отрицательно влияет на развитие. Есть и другие причины, по которым детки не хотят познавать окружающий мир.
  4. Нехватка внимания. Многие родители заняты, и поэтому им некогда заниматься развитием ребенка. Они подключают в помощь телевизор, гаджеты, игрушки, а ведь нужно постоянное общение. С кем малышу говорить? Каждый родитель должен много времени уделять ребенку, в том числе и общаться с ним. 

Причины задержки речевого развития

 Задержка речевого развития (ЗРР)  – отставание детей в процессе овладения речью, патологию диагностируют в 2–4 года. Без надлежащего лечения могут возникнуть проблемы с социальной адаптацией, умственным развитием. Точные причины возникновения нарушений полностью не изучены, специалисты говорят лишь о провоцирующих факторах.

Курение матери во время беременности может стать причиной ЗРР у ребёнка

Почему возникают патологии речевого развития:

  • гипоксия, сбои в работе периферической нервной системы – проблема нередко возникает на фоне гестоза, тромбофлебита, отслойки плаценты;
  • инфекционные заболевания при беременности;
  • преждевременные роды;
  • ЧМТ при рождении или внутри утробы;
  • употребление алкоголя, наркотических веществ, сильнодействующих препаратов, курение мамы во время беременности;
  • нарушение слуха;
  • врождённая немота – возникает на фоне поражения речевого аппарата;
  • аутизм и другие врождённые психические заболевания;
  • сильный испуг, продолжительный стресс;
  • недостаточное общение с родителями, сверстниками – начинайте разговаривать с ребёнком ещё во время вынашивания;
  • отсутствие развивающих занятий.

Диагноз ЗРР ставят в 3 года, если отсутствует внятная речь и ребёнок не говорит предложениями – это тоже относится к отклонениям, но не столь значимым.

ЗРР сопровождаются замкнутостью и боязнью людей

Речевые нарушения часто сопровождаются аутоподобным поведением – боязнью людей, отказом от участия в играх с другими детьми, замкнутостью, частыми истериками.

Отставание в речевом развитии выявляют у 5–12% детей: из них каждый 4 – это мальчик, у девочек ЗРР отмечают реже.

Тест на определение развития речи

Предложенный логопедами тест поможет родителям узнать уровень разговорных навыков их ребенка. Покажите 3-летнему малышу картинку, на которой изображено животное. Рисунок должен быть крупным, с четко выраженными элементами. Пусть ребенок в деталях расскажет, кто изображен на картинке. Подсказывать и задавать наводящие вопросы не нужно. Ответы малыша оцените по 3-балльной шкале:

  • ответа нет – 0 баллов;
  • только название животного – 1 балл;
  • краткая характеристика изображения (например, «большая черная киса») – 2 балла;
  • подробное описание животного («Это большая черная киса. У нее белые лапки и зеленые глаза») – 3 балла.

Если ребенок набрал 2 или 3 балла, это хороший результат. Речь развита на среднем уровне, поэтому у родителей нет повода для тревоги. Если меньше – малыш нуждается в консультации логопеда, и, возможно, в корректировке разговорных навыков.

Как научить говорить

Если причина задержки речевого развития — органическая (заболевания слуха, , патологии речевого аппарата или речевого центра головного мозга), то Комаровский советует начать с устранения этой причины.

Ребенку должно быть назначено адекватное лечение в зависимости от диагноза. Параллельно с этим доктор обязательно даст рекомендации по проведению занятий для развития речи.

Если причина молчания ребенка кроется в социальных, педагогических или психологических проблемах, также следует устранить факторы, мешающие малышу выражать свои мысли при помощи речи.

О том, как помочь ребенку научиться разговаривать расскажет доктор Комаровский в следующем видео.

Евгений Комаровский утверждает, что иногда вполне достаточно отдать трехлетку с острым дефицитом общения в семье в . В детском коллективе многие мальчики и девочки учатся говорить куда быстрее, чем в компании взрослых.

Родители, которые решили развивать речь трехлетнего чада при отсутствии заболеваний, вызвавших молчание, самостоятельно должны приготовиться к небыстрому и трудоемкому процессу. Помочь им в этом может детский психолог или детский психотерапевт, если такой специалист есть в вашем городе. Залог успеха на 70% кроется именно в усилиях и стараниях родителей.

Как понять, что у малыша задержка речевого развития

Вы можете самостоятельно определить, на какой стадии находятся речевые навыки вашего трёхлетнего крохи. Для этого логопеды предлагают провести простейший тест. Вам понадобится крупная цветная картинка, на которой чётко изображено знакомое ребёнку животное. Покажите её сыну или дочурке и предложите описать иллюстрацию. Чем подробнее ребёнок сможет рассказать, кто там нарисован, тем лучше развита его речь. Только не подсказывайте и не задавайте наводящих вопросов: малыш должен выразить свои мысли сам.

Выслушав ответы, оцените их по шкале в 3 балла:

  1. Если малютка упорно молчит — 1 балл.
  2. Если он всего лишь назвал животное, но ничего не смог о нём сказать, – 2 балла.
  3. Дана краткая качественная характеристика зверя: «Это маленькая жёлтая лисичка. У неё белый животик, чёрные лапки и большой хвост!». За такой развёрнутый ответ кроха заслуживает 3 балла.

Хорошим результатом можно считать оценку 2. Отличным — 3. Эти показатели говорят о том, что разговорные навыки у вашего малыша формируются нормально и у вас нет причин для волнений. Однако если в 3 года ребёнку не удалось набрать по этому тесту больше 1 балла, то речевое развитие у него задерживается.

Для проверки речевых навыков ребёнка попросите его описать животное, изображённое на картинке.

Ребёнок, не научившийся к 3 годам внятно разговаривать, пытается общаться с близкими, помогая себе жестами или мимикой. При этом он напоминает иностранца, оказавшегося в чужой стране и не знающего языка; его никто не понимает, кроме мамы. Малыш изо всех сил старается донести до окружающих свои мысли, но речь его получается спутанной и бессмысленной, а названия предметов не отвечают общепринятым.

Родители должны насторожиться, если их ребёнок в 3 года:

  • Делает ошибки в построении предложений.
  • Искажает или неправильно произносит слова.
  • Отказывается повторять за взрослым названия предметов или делает это очень неохотно.
  • Говорит отдельными словами, не может связать их во фразы.
  • Старается выражать эмоции и мысли только существительными, междометиями и восклицаниями.
  • Не отвечает на вопросы окружающих о своём имени или возрасте.
  • Не употребляет в речи глаголы.

Методы устранения ЗРР

массажМетод лечения подбирается исходя из выявленной в процессе диагностики причины появления проблемы.

Если ЗРР спровоцирована социально-педагогическими факторами, требуется создание благоприятной среды. Дефектологи и логопеды проводят различные упражнения, применяют практические и технические средства реабилитации.

Если причина ЗРР заключается в дисфункции головного мозга, тогда помимо развивающих занятий назначается медикаментозная терапия. Врач может порекомендовать давать малышу препараты, которые улучшают мозговое кровообращение, стимулируют развитие памяти и сознания. К таким лекарствам относятся Актовегин, Когитум, Ноотропил.

Также полезны электрорефлексотерапия и магнитотерапия. Данные процедуры воздействуют на зоны головного мозга, которые отвечают за речевую активность, дикцию, умственные способности. Если ЗРР связана со слабостью лицевых мышц, тогда полезен будет логопедический массаж.

Он укрепит мускулатуру рта, ушей. По индивидуальным показаниям проводится зондовый массаж Новиковой. В некоторых случаях доктора советуют занятия на ипподроме, в дельфинарии.

Когда ребёнок начинает разговаривать?

Речь формируется постепенно, но речевые навыки совершенствуются довольно стремительно, отклонения можно заметить ещё у грудничков. Сроки становления осмысленной речи – понятие относительное, некоторые дети уверено переходят от слогов к словам уже в 10–12 месяцев, другие ещё в 2 года только начинают делать первые попытки

Этапы развития речи

Возраст Речевые навыки
3 месяца Груднички активно гулят.
6 месяцев Дети живо реагируют на жесты родителей, особенно в процессе игр, груднички постоянно лепечут.
8–10 месяцев Умение повторять за родителями простые слова, появляются первые осмысленные слоги.
1 год Дети начинают говорить первые слова, словарный запас состоит минимум из 12–15 простых слов, произносят их чётко, используют часто и правильно. Умеют называть знакомые предметы на своём языке, но в словах присутствует много схожих звуков.
1,5 года Речь становится понятной для окружающих, дети легко выполняют простые просьбы.
2 года Словарный запас пополняется ежедневно, дети умеют объединять предметы по общим признакам, пользуются местоимениями, предлогами, глаголами. Даже если ребёнок не хочет говорить, при правильном развитии он легко совершает 2 последовательных действия.
2,5 года Дети активно общаются, знают названия животных, частей тела, начинают составлять предложения

К кому и куда идти в том или ином случае

В настоящее время за профессиональной помощью обращаются не только к логопедам, так как нарушения речи могут сопровождаться целым «букетом» проблем.

Дефектолог – помогает преодолеть трудности в когнитивной (познавательная деятельность, включающая сознание) сфере, развивая и расширяя познавательные возможности дошкольника.

Психолог – помогает устранить негативные эмоции, изменить мотивационную составляющую, повысить самооценку.

Нейропсихолог – развивает психические познавательные процессы у тех детей, которые не имеют неврологической патологии, однако речь которых значительно отстает от их возрастной категории.

Опасный возраст

Существует несколько возрастных периодов, когда формирование речи идет наиболее интенсивно, и любые негативные факторы могут сказаться на скорости этих процессов (как ускорить, так и замедлить):

  • 6 месяцев. Если в этом возрасте у ребенка мало общения, то у него не формируется потребности говорить, имитировать звуки, лепетать.
  • 1-2 года. В этом возрасте идет активное развитие корковых речевых зон. Сильный стресс, частые заболевания, отсутствие общения, травмы могут привести к замедлению корковых метаморфоз.
  • 3 года. В этом возрасте формируется связная речь. Экзогенные факторы могут затормозить этот процесс.
  • 6-7 лет. При воздействии негативных фактором в этом возрасте ребенок уже вряд ли замолчит совсем, но вполне возможны нарушения речевых функций ().

Ребенок не говорит в 3 года – причины

Причины могут быть самыми разными, начиная от того, что у крохи имеются проблемы со здоровьем. Или задержка в развитии и, заканчивая обыкновенной неготовностью говорить.

В первом случае ребенок не говорит в 3 года по причине явного нарушения слуха, но для полной уверенности необходимо пройти обследование у специалистов. Не рекомендуется затягивать с делом или пренебрегать им вовсе.

Поскольку, если причина все же проистекает от нарушения слуха, то ребенку в возрасте трех лет еще можно провести необходимую операцию. Сейчас доктора предлагают вшить специальный чип в мочку уха, способствующий восприятию звуков.

Однако, если сыну или дочке уже более семи лет, то данную процедуру уже провести нельзя.

Тем не менее, вовсе не обязательно начинать бить тревогу буквально в тот период, когда молчун только перешагнул трехлетний возраст.

Ведь весьма часто происходит такая ситуация, где ребенок не говорит в 3 года, но абсолютно все понимает, осознает, что ему говорят взрослые, но по определенным причинам пока не способен воспроизводить слова сам.

В такие моменты родителям не следует делать скоропалительных выводов. Следует только подождать, когда любимое чадо созреет для активного взаимодействия с окружающими.

Как бы то ни было, первым делом необходимо запомнить, что полагаться на свои ощущения и интуицию никоим образом не следует, поэтому к врачу желательно обратиться после замеченных отклонений в речевом развитии дошкольника.

Оперативность, это то, что всегда играет главную роль для людей. Ведь чем раньше проблема будет выявлена, тем раньше ее возможно купировать, тем более, если она касается малышей.

Все же стоит поговорить более подробно о том, как именно здоровье влияет на то, что ребенок не говорит в три года.

Причины, связанные с заболеванием

Бывают и более серьёзные причины молчания. Если в ответственных за развитие речи отделах головного мозга произошли какие-либо нарушения, это может выражаться в замедленном усвоении разговорных навыков. Бывает, что ребёнок от рождения или с младенчества плохо слышит. Тогда научиться правильно произносить слова ему будет очень сложно.

Итак, причинами задержки развития речи могут быть:

  • Внутриутробное заражение плода вирусом краснухи или цитомегаловирусом от больной матери. Глухоту и поражения мозга у новорождённого может вызвать инфицирование женщины этими микроорганизмами во время беременности.
  • Ушибы или травмы головы малыша.
  • Воспалительные заболевания внутреннего уха, повлёкшие за собой снижение слуха.
  • Врождённые неврологические нарушения (гидро-, микроцефалия, ДЦП и т. п.). Дети с тяжёлыми пороками развития центральной нервной системы (ЦНС) не разговаривают совсем или воспроизводят невнятные звуки.
  • Наследственная предрасположенность. Нервные клетки головного мозга, ответственные за формирование речи, созревают слишком медленно. Есть мнение, что эта особенность передаётся генетически.

О чем нужно помнить

Чтобы заинтересовать ребенка, лучше всего подобрать интересные игры, понятные ему и подходящие по возрасту, вызывающие эмоциональный отклик. Это могут быть игры на движение, на смену видов действия, на развитие физических навыков, ролевые игры. Чтобы они оказались продуктивными, нужно помнить несколько правил.

  • В занятиях с неговорящим ребенком родитель должен взять активную роль на себя: он организует и ведет игру, заинтересовывает малыша, контролирует его состояние.
  • Взрослый сопровождает игру активной речью: комментирует, описывает все этапы, побуждает малыша к действию, хвалит. Речь взрослого при этом должна быть эмоциональной, четкой, понятной, спокойной, веселой, не слишком громкой или тихой.
  • Все упражнения или игры должны проходить в теплой, доброжелательной атмосфере, с частым телесным контактом и постоянной поддержкой ребенка.
  • Взрослый должен постоянно следить за ходом каждой игры, постоянно контролируя ее начало, середину и конец, следя за настроением, усталостью малыша. Игра продолжается, пока ребенок увлечен, бодр и весел, и прекращается, когда он начинает отвлекаться, капризничать.

Особое внимание в таких играх нужно уделить тому, какое речевое сопровождение к ним «прилагается». Все речевые инструкции должны быть простыми, понятными

Стихотворения в таких играх не должны быть очень длинными (взрослому их лучше заучить на память). Их содержание должно соответствовать возрасту, без излишней образности, быть понятным, интересным. Ваша речь должна быть образцом для подражания: правильной, без искажений, четкой, спокойной, энергичной.

Есть еще один немаловажный пункт, о котором нужно знать, выстраивая занятия с неговорящими детками. Все навыки, приобретаемые в игре, дети осваивают с помощью подражания. При этом занятия выстраивают таким образом, чтобы малыш усваивал действия последовательно: сначала самые простые, затем все более сложные.

Последовательность должна быть примерно такой:

  1. простые движения (взмахи руками, шаги, прыжки);
  2. несколько одновременных движений (ходьба с хлопками);
  3. логические игры с предметами или игрушками (например, взять машинку, загрузить в нее кубики, отвезти на «склад», выгрузить);
  4. игры со стихотворным сопровождением (обыгрывание простых стишков);
  5. занятия на детских площадках (лазание, качание на качелях, горки);
  6. игры, направленные на обучение правильному использованию предметов (лопатки, ведра в песочнице, посудки при кормлении куклы).

Учитывая все эти особенности, родители могут выстроить развивающие занятия с детками при задержке речевого развития так, чтобы они принесли желанные плоды. При этом стоит помнить, что учиться ребенку придется долго. Необходимо набраться терпения, радуясь даже маленькому достижению. Тогда за ним обязательно последуют более значимые.

Поведение детей при кризисе возраста 3 лет

Любой кризисный этап в развитии человека является непростым не только для него самого, но и для его близких. Трехлетний ребенок учится выстраивать отношения с обществом, которое его окружает, и делает первые шаги на пути социализации

И в этот момент взрослым важно понять, что он ведет себя агрессивно не потому, что он дурно воспитан. Просто дошкольник делает первые шаги на пути к самостоятельности

Именно в 3 года он перестает говорить о себе в третьем лице, и в его речи появляется местоимение «я».

Переход к самостоятельности часто сопровождается непростыми проявлениями характера. Ребенок становится капризным и часто проявляет негативные эмоции. Именно в этот момент о способен устроить в магазине истерику с требованием купить новую игрушку или шоколадку. На запреты малыш также реагирует агрессивно и постоянно испытывает их личностные границы на прочность. Ситуация с агрессивным поведением может усугубиться в случае, если в семье господствует авторитарный стиль воспитания и ребенок начинает копировать родительскую манеру общения.

Советы доктора Комаровского

Родителям свойственно сравнивать своего ребёнка с другими детьми, что часто вызывает необоснованную панику. Если малыш не говорит ни слова в 1–2 года, особых причин для беспокойства нет, но отсутствие речи после 2,5 лет – повод проконсультироваться со специалистами разного профиля.

 Одна из основных причин молчания  – проблемы со слухом. Обязательно посетите ЛОРа. Врач проведёт визуальный осмотр, проверит способность воспринимать звуки различной частоты и громкости, нередко назначают аудиометрию.

Если со слухом всё в порядке, придётся посетить невролога – неврологические заболевания, патологии развития и болезни головного мозга негативно влияют на развитие речевого аппарата. Основной метод диагностики в таких случаях – МРТ.

Если же ни один специалист не выявил отклонений, причины молчания носят психологический и педагогический характер – отсутствие нормального общения с родителями, воспитание в билингвальной семье.

Советы педиатра:

  1. Воспринимайте детей с самого рождения как полноценную личность – обсуждайте с ними важные вопросы, советуйтесь.
  2. Чрезмерная родительская опека – частая причина отсутствия мотивации учиться говорить. Не спешите выполнять требования ребёнка, если он просто показывает на нужную вещь, пусть учиться подбирать слова, озвучивать свои просьбы.
  3. Не сюсюкайте, не разрешайте делать это другим людям – дети должны слышать правильную речь.
  4. Отслеживайте динамику речевого развития, если словарный запас одинаков в 2 и 3 года, это ненормально.
  5. При наличии речевых нарушений не давайте детям гаджеты, а время просмотра мультфильмов сведите к минимуму, лучше почитайте вместе интересную книгу.

Маленьким детям стоит меньше проводить время за гаджетами

Иногда, для того, чтобы молчун заговорил, достаточно отдать его в детский садик, там ребёнок точно не будет страдать от недостатка общения.

Перед посещением врача чётко сформулируйте проблему – ребёнок не понимает речи окружающих, не отвечает на вопросы взрослых, или же всё понимает, но не говорит.

Если трехлетний ребенок мало, непонятно или совсем не говорит, родителям следует приложить все усилия, чтобы устранить речевые дисфункции. При своевременном и правильном лечении, неукоснительном выполнении всех рекомендаций специалиста, у 85–90% детей проблема исчезает к 6–7 годам.

Узнайте больше по теме: Детские заболевания

Советы психолога

Воспринимайте своего ребенка как отдельную личность, такую же значимую и важную, как каждый взрослый в вашей семье. Говорите с ним, обсуждайте важные вопросы и ежедневные, бытовые (что приготовить на ужин, куда пойти в выходной на прогулку и т. д.). Даже если ребенок в первое время ничего не будет отвечать, у него начнет формироваться полезная привычка — общаться. Параллельно с ней начнется развитие внутренней речи, лучшее понимание пассивной речи.

Гиперопека родителей может стать причиной отсутствия мотивации говорить. Если мама спрашивает, какое яблоко хочет малыш — зеленое или красное, и сама же за него отвечает (красное, ведь оно вкуснее), то у ребенка просто нет возможности подобрать слова и ответить.

Если такие ситуации повторяются регулярно, то у крохи входит в привычку молчать. Если эта ситуация повторяет вашу, измените свое отношение к ребенку и освободите его от чрезмерной опеки.

Не стоит поощрять сюсюканье и лепет. Если мама вслед за малышом будет называть предметы вокруг его же языком, употреблять довольно много уменьшительно-ласкательных суффиксов (машиночка, кашка, папочка, сыночек и т. д.), то у ребенка не будет формироваться правильной речевой функции.

Включайте ребенку музыку. Песенки, звукоподражательные припевки, классическая музыка — все это благоприятно сказывается на способности воспринимать мир, звуки, речь.

Занятиями могут стать любые свободные минутки. Используйте каждый час, проведенный вместе с ребенком. По дороге в магазин или аптеку описывайте и обсуждайте с ним все, что происходит на улице: едет машина – она красная, она большая, идет собака – она маленькая, добрая, красивая.

Во время приготовления пищи мама может показывать ребенку кухонную утварь и называть ее вслух (ложка, кастрюля), а также продукты (яблоко, морковь, капуста, орех).

Если в семье несколько детей, то, как правило, проблемы с речевым развитием наблюдаются именно у младших. Психологи считают, что таким образом сказывается частое общение с другими детьми, поскольку оптимальным для развития речи считается все-таки общение со взрослыми.

Младшие детки из многодетных семей часто просто ленятся говорить как надо и в нужном объеме.

Чаще задавайте ребенку вопросы. Даже если он не может ответить на них, не переставайте спрашивать. Рано или поздно, сын или дочка обязательно отзовутся.

Каким врачам показывать ребёнка

Доктор Комаровский считает, что если к трём годам ребёнок не научился внятно разговаривать, то это, без сомнения, причина показать его врачу. Но прежде всего родители должны понять характер молчания. От этого зависит, к какому специалисту обращаться.

Для начала нужно понять, реагирует ли ребёнок на обращённую к нему речь. Если нет — вам нужна помощь детского сурдолога или отоларинголога: у малыша, скорее всего, врождённые или приобретённые проблемы со слухом.

Прежде всего с помощью врача необходимо выяснить, хорошо ли слышит ребёнок.

Врождёнными патологиями ЦНС занимается детский невролог. Специалист оценит степень нарушения и назначит лечение.

Иногда трёхлетки говорят, но плохо и невнятно, глотают слоги и целые слова, не произносят отдельные звуки. Таким детям помогут регулярные занятия с логопедом — специалистом, занимающимся коррекцией дефектов речи у детей. Для закрепления результата предложенные им упражнения нужно повторять и дома.

Наиболее популярные вопросы

Существуют ли специальные методики по обучению речи?
Родителям в помощь некоторые педагоги и психологи создали книги-пособия для становления и развития речи. Например, О. Е. Грибова «Что делать, если ваш ребенок не говорит», Е. Янушко «Помогите малышу заговорить», М. Кольцова и М. Рузина «Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг».

Влияет ли психологическая обстановка на развитие речи ребенка?
Несомненно, психологическая обстановка очень важна для поддержания психического здоровья малыша. Если в семье или в социуме, где пребывает ребенок, на него оказывается давление, его пугают или бьют, то проблемы с речью неизбежны.

Дети к 3 годам уже должны уметь более-менее внятно говорить. Если имеются проблемы с речью, то следует обратиться за помощью к специалистам. Опытные врачи помогут выяснить причину аномалии и попытаются наладить речевые навыки.

Домашние занятия с ребёнком и развивающие речь игры

Между мелкой моторикой пальчиков рук и разговорной функцией существует тесная взаимосвязь. В подушечках пальцев есть активные зоны, которые связаны с участками мозга, ответственными за речь. Сначала становятся скоординированными движения рук, и только потом дети начинают произносить слоги. Дальнейшее развитие речи находится в прямом соответствии с тренированностью пальцевых движений.

Поэтому ранее развитие мелкой моторики пальцев способствует более скорому овладению как разговорной речью, так и мыслительной функцией. Организовывайте ребёнку развивающие игры. При этом главное — вовлекать в тренировку как можно больше пальцев обеих рук. Движения должны быть энергичными и чёткими.

Для развития мелкой моторики пальцев подойдут пирамидки, матрёшки, пазлы, мозаики, конструкторы, все те игрушки, которые ребёнок может учиться разбирать и собирать самостоятельно. А умственная деятельность стимулирует речевую функцию.

Складывание пазлов поможет ребёнку развить смекалку и логику.

Хорошие упражнения, одновременно развивающие моторику пальчиков и речь, – русские народные игры «Идёт коза рогатая», «Сорока-ворона» и т. п. Можно купить ребёнку специальные массажные мячики или колечки для рук. Полезно для пальцев также рвать бумагу в мелкие клочья. Детям обычно очень нравится игра «Набивание мячом». Во время каждого удара мячом об пол нужно произносить слог слова (например, со — ба — ка).

Со временем занятия можно усложнить. Предложите малышу:

  • завязывать и развязывать узелки на верёвочке:
  • раскладывать по банкам разноцветные камешки, конфеты или бобы;
  • нанизывать на шнурок крупные бусины;
  • лепить фигурки из пластилина;
  • рисовать пальчиковыми красками;
  • застёгивать и расстёгивать пуговицы.

Дайте малышу простор для фантазии — купите ему пальчиковые краски, и пусть он рисует всё, что захочет.

Предложите малышу разноцветные морские камешки или конфеты, и пусть он рассортирует их по цветам в разные баночки.

Массажные аксессуары для детских рук бывают самых различных форм, размеров и цветов.

Позвольте малышу почувствовать себя скульптором: дайте ему пластилин.

Крупные, яркие бусины или игрушки, которые нужно нанизать на шнурок, — отличная развивающая игра для детей.

Тревожные признаки

Срочно необходимо обратиться за медицинской помощью в тех случаях, когда у малыша отмечаются следующие признаки:

  • ограниченность лексикона: ребенок говорит преимущественно существительные имена, очень редко глаголы;
  • неразборчивость слов (такое ощущение, что неизвестный иностранный язык);
  • не может ответить на некоторые вопросы – сколько лет, как зовут и подобное;
  • произношение маленьких фраз (максимум 2-3 слова);
  • отсутствие желания повторять слова и предложения за взрослыми;
  • искажение звуков – вместо одной буквы ребенок говорит другую (тесто – кесто, курица – турица);
  • местоположение языка во время произношения слов – между зубами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector