Ребенок не говорит в 2 года

Содержание:

Развитие ребенка в 2 года

Рост и вес – основные физические параметры, за которыми строго следят родители и педиатры. Двухлетние дети интенсивно растут. Вес тела малыша должен составлять 1/5 часть от массы взрослого. Нормой считаются такие показатели для мальчиков и девочек:

Пол ребенка Вес, кг Рост, см
Девочки 11,5-13 83-87,5
Мальчики 12-13,5 84-89

На данные параметры влияют такие факторы, как питание, физические нагрузки, климатические условия, наследственность и экология, поэтому если ваше чадо перебирает или недобирает в весе, это вовсе не говорит об отставании или несвоевременном развитии. Делать какие-либо выводы обязаны специалисты, а основаниями выступают проведенные обследования.

Родители должны обращать внимание и на общий внешний вид малыша – пропорции тела, особенности мышечной массы и скелета:

  • Нормой считается, когда дети прогибают спину назад, а живот выпячивают – это связано с тем, что внутренним органам мало места в брюшной полости.
  • Длинные руки и туловище + короткие ноги говорят о смещении центра тяжести вверх.
  • Голова больше туловища, что является нормой с анатомической точки зрения.
  • Для двухлетнего малыша характерны складки на ногах, руках, пухлые щеки, ямочки в сгибах локтей, колен. Со временем мышечная ткань заместит жировую.
  • Кости скелета имеют большое количество хрящевой ткани, все еще остаются податливыми и мягкими, потому что окостенение находится на завершающей стадии. Кости хребта и черепные кости в этом возрасте становятся крепкими.

Зачем первокласснику логопед: нарушения речи и учеба в школе

Проблемы с развитием речи проявляются исключительно в детском возрасте, и последний «шанс» с ними столкнуться — это первый класс. В этот период сложности, «законсервированные» с раннего возраста, могут проявиться дисграфией (нарушение письменной речи) или дислексией (нарушение чтения — мозг не может трансформировать непонятные графические изображения в буквы и, как следствие, правильно прочитать слово).

Как правило, эти отклонения становятся очевидны к концу первого класса. Если ребенку трудно дается овладение грамотным письмом и чтением, он невнимателен (не дописывает окончания, начинает писать со второго слога, путает буквы «д» и «б», «м» и «н» и другие), нет смысла нанимать ему репетитора. Очень возможно, что дело в речевом отклонении, которое корректируется с помощью логопедических занятий.

Статья предоставлена клиникой OsteoPolyClinic

Как определить динамику развития речи малыша?

Необходимо предупредить, что не всегда результаты речевой работы с малышом проявляются быстро. Не волнуйтесь и наберитесь терпения — зачастую малышу необходим период накопления новых знаний и навыков, прежде чем он начнет их активно использовать. А чтобы все-таки увидеть динамику развития речи ребенка, можно завести «Дневник развития речи», в который не только вписывать новые слова и фразы, которые появляются в речи малыша, но и даты их появления. Пролистав записи за несколько месяцев, вы сможете наглядно увидеть результаты вашего с малышом общего труда.

Успехов вам в развитии речи вашего малыша!

Предметы и материалы

Подготовьте место для игр. Предметы и материалы помогают дополнить игры на речевое развитие. Предлагайте ребенку по ходу игры потрогать различные поверхности: гладкие, шероховатые, ребристые, пушистые, ворсистые, холодные, теплые.

На уровне детских ручек можно также повесить на стену самодельную сенсорную дорожку. Для ее изготовления достаточно приклеить на дощечки разные поверхности: кусочки гладких и ворсистых ковров, тканей, округлые камушки, крупные макароны, бусины, пуговицы, детали ортопедических ковриков и прочее. Следите за тем, чтобы предметы были хорошо приклеены и не были мелкими.

Идеально, если материалы можно будет со временем менять местами. Запомнить множество детских стишков – задача нетривиальная, а вот поменять предметы, чтобы разнообразить игру, родителям гораздо проще.

Светлана Балашова

Какой талант у вашего ребенка?

Каждый ребенок обладает множеством талантов. Они могут быть очевидными или скрытыми. Кроме того, таланты могут меняться с течением времени. «Я – родитель» предлагает понять, какой талант есть у вашего ребенка и как его развить.

Пройти тест

Возрастные особенности психики и развития когнитивной сферы

В два годика ребенок обладает яркими особенностями мышления, внимания и памяти. Представим их в форме таблицы.

Характеристика
Особенности детей в 2 года
Мышление
Развивается абстрактное мышление.Формируется воображение (ребенок учится продумывать в уме ситуацию на основе похожих).Начинает понимать причинно-следственные связи событий.Хорошо умеет соотносить слово с предметом действительности.
Внимание
Воспринимает те предметы и явления, которые находятся в зоне его видения.Может испытывать затруднения с концентрацией внимания.
Память
Постепенно запоминает характеристики предметов (цвет, размер).Запоминает больше слов, у малыша формируется активный и пассивный словарный запас.

В возрасте двух лет мышление развивается наглядно-действенно, поэтому необходимо давать возможность ребенку в руки как можно больше предметов – через соприкосновение с ними он познает мир. В два годика малышу необходимо общение со взрослыми, поэтому родителям следует как можно чаще беседовать с крохой, отвечать на его вопросы.

Физическое развитие ребёнка в два года

Как известно, физическое и психическое развитие детей, особенно в раннем возрасте, тесно связаны, и чтобы в умственной деятельности появлялся какой-либо прогресс, физическая активность должна быть достаточно хорошо скоординирована и разнообразна. Именно в возрасте двух-трёх лет у маленьких детей ускоряется процесс развития во всех областях, и их действия становятся сознательнее, плавнее и увереннее. Существует следующий ряд навыков, характерных для детей в возрасте двух лет.

Появление способности к преодолению различного рода препятствий

Для детей этого возраста более характерно перепрыгивание вставшего на пути предмета, чем его обход.
Двухгодовалые дети умеют прыгать на месте и сохраняют при этом равновесие.
Происходит плавный переход с обычного шага на быстрый бег.
Познаёт принцип движения по лестнице и умеет переставлять ноги на ступеньках.
Соблюдая некоторую осторожность, малыш начинает ходить по тротуару или другой вытянутой плоскости, не держа при этом полностью равновесия, однако, усердно пытаясь его сохранить.
У многих детей именно в этом возрасте проявляются творческие наклонности, например, к танцам. Они начинают не просто активно двигаться под громкую и энергичную музыку, но и проявляют чувство ритма.
Мелкая моторика малыша развивается в процессе перелистывания страниц книги

Поначалу своими пальчиками дети захватывают по несколько страниц сразу, однако, с каждым днём становятся всё аккуратнее, повышая свои навыки.
С удовольствием берёт в руки карандаш, изображая при этом неровные горизонтальные и вертикальные линии. Продолжительность этих занятий делает для чада доступнее такие понятия, как круг, квадрат и треугольник. Ближе к двум с половиной годам, ваш сын или дочь уже будут способны изображать элементарные геометрические фигуры.

Радуясь успехам, родители слишком полагаются на развитое детское понимание окружающего мира. В этом и кроется главная опасность

Ведь энергии в малышах хоть отбавляй, а вот чувство страха, опасения и осторожности с аккуратностью почти отсутствуют

Поэтому так важно неотлучно находиться с ним на протяжении всего времени, в противном же случае результаты могут быть непоправимыми: дети часто прыгают со слишком высоких для их возраста сооружений, разогнавшись, не успевают вовремя остановиться и неизбежно врезаются в препятствия и, разумеется, не умеют контролировать длину и силу своего прыжка

Чтобы избежать неприятных последствий подобных развлечений, необходимо вовремя останавливать непоседу, говорить с ним о многих вещах.

Создание развивающей среды

Чтобы речь ребенка развивалась, нужно создать для этого благоприятные условия. Самое главное — как можно больше говорить с ребенком, ведь в основе речи лежит подражание — повторение за взрослым слов и фраз. Речь должна постоянно окружать малыша, он должен «купаться» в речи. Для этого взрослый комментирует все бытовые ситуации, режимные моменты и другие события жизни малыша.

Например, умывание: «Идем умываться. Давай откроем кран. Нет, не в эту сторону, в другую. Вот так. А где мыло? Вот мыло. Бери мыло и намыливай руки. Клади мыло в мыльницу. Давай я тебе помогу. Три руки хорошенько. Теперь давай смоем мыло. Подставляй руки под водичку — вот так. А сейчас давай умоем лицо. Набери воды в ладошки и потри личико. Закрывай кран. Теперь давай стряхнем воду с рук — вот так. Где полотенце? Бери полотенце, вытирай лицо и руки. Молодец! Смотри, какой чистенький стал».

Возможно, такой постоянный разговор с малышом поначалу будет вызывать у взрослых некоторые затруднения и потребует изменения стиля общения и поведения. Но как показывает опыт, это дело тренировки: если есть желание и достаточно настойчивости, то взрослый может со временем научиться общаться с малышом более конструктивно с точки зрения развития речи ребенка. При этом с опытом приходит «чувство баланса»: говорить нужно постоянно, но при этом не переусердствовать и не быть излишне многословным, говорить с обычной громкостью, простыми фразами и только по существу.

Как тренировать голосовой аппарат и развивать речь ребёнка?

Очень важно в возрасте 2-3 лет не пропустить речевое развитие ребёнка, и важную роль в этом играет тренировка голосового аппарата малыша — его обучение правильному произношению звуков родного языка. Двухлетнему ребенку нужно как можно больше уделять внимания:

Двухлетнему ребенку нужно как можно больше уделять внимания:

показывайте ему предметы и называйте их;
попросите показывать вам предметы, которые вы называете;
показывайте и называйте действия с игрушками, с различными предметами;
показывайте картинки отдельных предметов и действий, при этом называйте и объясняйте их;
играйте в игры-поручения («найди — принеси», «возьми — положи», «открой — закрой»);
уделите внимание развитию мелкой моторики (складывайте пазлы и мозаики, рисуйте, лепите из пластилина или теста, перебирайте крупы, перелистывайте странички, и др.).

Развитию речи ребёнка способствует постоянное общение: разговаривайте с ним без «сюсюканья» и коверканья слов, – как с взрослым человеком. В его окружении должна звучать правильная чёткая речь, ведь ребёнок поначалу имитирует то, что слышит. Просмотр телевизора или мультиков с компьютера не заменят ребёнку живого общения с родными. Конечно, взрослым так удобнее: малыш занят и не мешает заниматься домашними делами. Однако речь с экрана отнюдь не способствует обогащению словарного запаса, не учит общению. Более того, звуки с экрана воспринимаются как белый шум (фон). И если ребёнок будет проводить по 5-6 часов в день перед экраном, то это лишь приведёт к задержке речи.

Важный момент в формировании речи ребёнка — развитие речевого аппарата и способность различать звуки (эта способность формируется медленно), сходные по звучанию (б-п, б-н, м-н, з-с). Деткам бывает трудно их различить, и поэтому они могут не отличать слова (например, «почка» и «бочка»). Полезным тут будет делать зарядку для языка и губ. Тренировать губы можно утром — во время умывания (складывая губы в трубочку и растягивая их в улыбке), а язык во время еды — намажьте малышу губы чем-нибудь сладким, и пусть он их оближет, не забыв при этом про уголки губ.

Учите правильно называть предметы с труднопроизносимыми звуками, показывая рисунки с их изображением (при этом слово-название выговаривайте медленно, с паузами, повторяя несколько раз, сопровождая соответствующими действиями).

Учите с ребёнком короткие стихи, песенки, скороговорки и чаще повторяйте их с ним.

Сделайте для малыша детскую аудиотеку и давайте ему слушать стихи, сказки, песни в исполнении профессиональных артистов.

Чтобы обеспечить дальнейшее восприятие речи крохой, необходимо его научить понимать смысл сказанного не только при наглядной ситуации (картинке), но и при её отсутствии, поэтому надо учить ребёнка расширению речевого навыка, чтобы он научился воспринимать большое количество информации на слух:

  • он должен научиться задавать вопросы и отвечать на них;
  • научите его передавать свои впечатления, эмоции;
  • воспитывайте в нём навыки культурной речи (говорить негромко, не спеша и не жестикулируя, не размахивая руками);
  • разговаривайте с ребёнком не только о происходящем в данный момент, но и побуждайте рассказывать о недавно произошедших событиях (во время прогулки во дворе или в парке, во время поездки на дачу или к бабушке-дедушке). Например: «В парке мы гуляли у озера. Там плавала уточка. Мы её кормили хлебом. А что мы ещё делали?».

Рекомендации специалистов

Детские психологи и логопеды рекомендуют выполнять упражнения регулярно, однако при этом следует придерживаться некоторых правил:

  1. Чтобы малышу было интереснее, проводите занятия в игровой форме (монотонные и статические упражнения быстро утомляют детей).
  2. Не предлагайте больше 2-3 упражнений сразу.
  3. Каждое занятие должно длиться не более 10-15 минут.
  4. Обязательно закрепляйте пройденный материал по несколько раз.
  5. Занимаясь с ребёнком, формируйте у него навыки коммуникации и обучайте азам этикета. Наверняка ваш малыш уже знакомился с другими малышами на прогулке: брал их за руку, протягивал свою игрушку, проявляя тем самым свою симпатию. В возрасте 2-3 лет ребёнка можно уже учить завязывать знакомства с помощью вербальных инструментов. В этом поможет сюжетно-ролевая игра, где вы — новый ребенок на детской площадке, который хочет с вашим познакомиться. Обратитесь к нему со словами: «Привет, как тебя зовут?», или «Привет, меня зовут Катя. Давай играть». А теперь предложите ребёнку поменяться ролями — пусть он познакомится с вами и вовлечёт в игру. Позже можете научить малыша, как можно разрешать различные конфликтные ситуации, не прибегая к истерикам и кулакам, как можно регулировать взаимоотношения в группе.

Много зависит от родителей. Учите своих детей: развивайте их память, мышление и речь, а в помощь вам будут различные развивающие игры и упражнения, книги и современные методики.

Удачи вам!

Календарь развития звукопроизношения от рождения и до школьного возраста

От рождения до трёх лет: самые простые звуки

Уже в первые месяцы жизни малыш начинает гулить, то есть произносить отдельные звуки без конкретной привязки к предметам и ситуациям. Так, самыми первыми звуками становятся гласные , , , , которые затем начинают перемешиваться с простейшими согласными, и мы получаем всем известные , , , и подобные им предшественники слов.

Примерно в полгода гуление сменяется детским лепетом. Появление лепета родители очень ждут, ведь он является прекрасным индикатором интеллектуального благополучия младенца и отсутствия у него проблем со слухом. Именно детским лепетом называется произнесение цепочек слогов: , , , . Этот период длится примерно до года, появляются первые простые слова и «заменители» сложных слов: баба, мама, ам-ам (кушать), ав-ав (собака) и т.д.

В течение года (с года до двух лет) малыш уже неплохо изъясняется простыми словами и даже делает небольшие фразы, пытаясь не только назвать предмет, но и описать действия или состояния. Эта практика позволяет малышу научиться чётко произносит гласные звуки и самые простые согласные , , , , , , , .

С двух до трёх лет малыши уже переходят на изъяснения с помощью простых предложений и усваивают простейшие грамматические правила. В их речи появляются чистые звуки , , , , , , , .

Помните, что до трёх лет совершенно нормальным явлением становится:

  • Смягчение согласных (дёмик, а не домик),
  • Пропускание или замена сложных согласных (лоська или лока вместо ложки).

С трёх до пяти: речь звучит взрослее

После трёх лет смягчение звуков, которое звучит как сюсюкание, постепенно уходит. Малыш начинает различать использование твёрдых и мягких звуков: дом, лёд, кот, мёд. Также перестают вызывать трудности слова, начинающиеся на йотированные гласные (юла, ёлка, ягода). Активное освоение ждёт звуки , , : они сначала опускаются и сменяются на более простые, но ближе к четырём годам эти звуки в мягкой и твёрдой версии произносятся ребенком чисто и в нужные моменты.

Сложнее дела обстоят со звуками , , , , , , . Им малыши тоже находят замены или вовсе пропускают (лосадь, зук, клють, каова, уитка). Именно эти звуки осваиваются самыми последними.

С пяти до шести: освоение всех звуков

Первыми сдаются шипящие звуки: , , , . Дети постепенно перестают искать им замены и начинают безошибочно определять эти звуки и использовать в собственной речи. Следующим осваивается звук и его мягкий аналог. Самым же сложным для освоения становится звук , который может появиться только к шести годам, а до этого заменяться или вовсе пропускаться даже в начале слова, создавая знаменитую ыбу, зебыу, жилафа и других несуществующих животных.

Так, ещё до школы, в возрасте 6-6,5 лет, в норме малыши осваивают все звуки русского языка, различают их и правильно используют их в собственной речи.

Почему ребенок не говорит в 2 года

Неврологические заболевания зачастую являются одной из самых частых причин отклонений в речевом развитии детей. К ним относятся:

  1. Поражение центральной нервной системы и недоразвитие головного мозга.
  2. Общий гипотонус (и в частности гипотонус мышц лица).
  3. Врожденные патологии развития языка, губ, неба, лицевых мышц.

Неврологические патологии могут привести к возникновению тяжелых речевых расстройств, таких как:

  • Моторная алалия
  • Сенсорная алалия
  • Дизартрия
  • Афазия

Моторная алалия

Это заболевание, при котором ребенок может полностью не разговаривать, либо говорить плохо, путая окончания. При этом ребенок понимает что ему говорят взрослые.

Причина заболевания – поражение речедвигательного анализатора – центра Брока и его проводящих путей.

Признаки речевого нарушения:

  • Ребенок в 2 с половиной года еще не говорит. Первые слова начинает произносить в возрасте 4 лет.
  • Неправильно строит предложения, использует слов в неправильной форме и падеже.
  • Имеет очень скудный словарный запас.
  • Гиперактивный или, наоборот, малоподвижный.
  • Отказывается общаться со взрослыми и детьми, не хочет идти на контакт, порой агрессивен.

Сенсорная алалия

Заболевание, которое характеризуется недоразвитием импрессивной речи.
При сохранном слухе нарушается понимание речи окружающих.

Причина заболевания – поражение части головного мозга, отвечающей за правильный анализ речи.

Признаки данной патологии:

  • Расторможенная речь. Карапуз болтает, но взрослые не понимают что он говорит.
  • Низкий интеллект.
  • Когда с ребенком общаются, он с трудом воспринимает речь окружающих на слух.
  • Замена букв.
  • Произнесение нескольких слов слитно, единым словом.
  • Гиперактивность, в сочетании с подавленностью.

Дизартрия

Данное заболевание характеризуется сбивчивым ритмом дыхания, гнусавостью голоса, не четким произношением звуков.

На физическом уровне патология проявляется слабым тонусом лицевых мышц. Малыш почти не может поднять язык вверх, доставать им до внешних уголков рта. Язык ребенка, страдающего дизартрией в 2 годика, дрожит. Наблюдается обильное слюнотечение.

Причина заболевания – асфиксия головного мозга, генетическая предрасположенность, заболевания ЦНС.

Афазия

Является частой причиной того, что ребенок в 2, 5 года не разговаривает. При данной патологии речь ребенка искажена: нарушены произношение и смысл фраз. При этом слух может быть в норме.

Причина заболевания – травмы головы, онкологические заболевания, осложнения после инфекционных заболеваний.

Физиологические причины

К физиологическим причинам отсутствия речи в 2 года можно отнести следующие проблемы:

Нарушения слуха.

Любое нарушение слуха сказывается негативно на развитии речи. Дети, страдающие тугоухостью, всегда отстают в речевом развитии. Если ребенок в 2,5 года не разговаривает, родителям следует обратиться к отоларингологу и проверить слух малыша.

Недоразвитие речевого аппарата.

Слабость челюстных и лицевых мышц может стать причиной того, что ребенок в 2 года не говорит. Признаками нарушения артикуляции являются повышенное слюнотечение, приоткрытый рот малыша и возникающий рвотный рефлекс при попытке проглотить твердую пищу. Причинами нарушения артикуляции могут быть слишком раннее отлучения от груди, а также короткая уздечка под языком.

Генетическая предрасположенность.

Бывает так, что ребенку почти 2 года 9 месяцев, а он не разговаривает. С первого взгляда здоровый малыш, не имеющий никаких физиологических отклонений, может иметь генетическую предрасположенность к отставанию в речевом развитии.

Возможно, у кого-то из родителей или других родственников имел такую же патологию, и ребенку она передалась по наследству. В этом случае заставлять ребенка говорить бесполезно. Можно лишь помочь ему, стимулируя развитие речи при помощи игр и занятий.

Психологические причины

  • Часто ребенок в 2 года не разговаривает из-за отсутствия необходимости говорить. Взрослые предвосхищают все его желания, излишне опекают и у него отпадает необходимость заявлять о своих потребностях взрослым. В этом случае родителям стоит перестать опекать ребенка и начать стимулировать его речь: чаще задавать открытые вопросы, не спешить удовлетворить каждое желание чада, стоит ему только показать на желаемый предмет пальцем.
  • Частой причиной того, что ребенок в два года не говорит является стресс или испуг ребенка. Ребенок может развиваться нормально, а затем, пережив какой-либо стресс (разлуку с матерью, переезд, болезнь) сделать шаг назад в речевом развитии.

Простые упражнения для ребенка

Как учить говорить самых маленьких

С самых первых дней устанавливайте контакт с грудничком. Улыбайтесь ему, отвечайте на его движения, разговаривайте с ним, пойте, разнообразьте свою речь, меняйте голос, при этом ваша речь должна быть правильной и четкой. Постоянно говорите с ним, объясняйте, куда вы идете и зачем, что вы сейчас будете с ним делать. Обязательно делайте паузы, если видите, что ребенок пытается что-то вам ответить пусть на своем, пока птичьем языке. Задавайте ему вопросы, даже самому маленькому. Правда? Ты так думаешь? Ты так решил? В зависимости от обстоятельств.

Пользуйтесь бабушкиными стихами-играми: ладушки, сорока-ворона, гуси-гуси-га-га-га, сорока-белобока или идет коза рогатая, кроме запоминаний слов такие игры развивают и мелкую координацию рук. Повспоминайте или поищите другие считалки, умывалки, просыпалки, шагалки и так далее. Играйте в разные игры с пальчиками, перечисляйте их (заодно —научите ребенка считать—), пусть малыш загибает пальчики, этот большой пальчик папа, этот мама. Или например, пальчики заснули. Сгибайте пальчик за пальчиком, а потом разбудите всех, пусть разогнутся с криком ура, проснулись.

Как научить ребенка говорить в 1 год

Когда ходите с ним по комнате, по кухне, по улице, рассказывайте ему про все, что встречается у вас на пути. Победой будет, если малыш сам начнет показывать пальчиком и пытаться назвать предмет, тогда можно научить его большему. Описывайте его действия. Он подошел открыл дверцу, говорите – ты открыл дверцу, теперь закрой. Если он взял в руки ложку, говорите – у тебя в руках ложка, положи ее.

Игра в вопросы. Задавайте вопросы обо всем и отвечайте на них. Например: кто это? Это папа. Какой он? Он большой и сильный. А ты кто? Ты малыш. А какой ты? Ты маленький. При этом можно еще показывать, какой маленький и какой большой, и так – пока не надоест.

Проводите регулярные простые упражнения для развития речевого аппарата:

  • вместе петь ритмично и с любыми мелодиями ма-ма-ма;
  • мычать как коровка, кукарекать как петушок, мяукать как кошечка и так далее.

Как научить ребенка говорить мама

Не ленитесь, используйте самый простой родительский прием, с которым они пристают к ребенку, скажи мама, скажи баба. Этот метод далеко не один и подходит совсем даже крохам, он заставляет ребенка повторять за мамой. А вот методы, которые помогут научить говорить слова осмысленно:

Картинки. Есть множество развивающих книжек с картинками, это визуально очень хорошо. Кто это, показывать на кошку и отвечать – кошка, она говорит мяу. Малыш должен начать понимать, какому животному на картинке относится какой звук. Потом продолжайте эту игру уже на улице, не с картинками, а с живыми животными.

Отмечайте звуками действия малыша. Если он упал, скажите бум-бум. Если он хлопает в ладошки, скажите хлоп-хлоп. Топ-топ. Чух-чух. Заодно вы преодолеете —кризис 1 года у ребенка—.

Как научить ребенка говорить в 2 года

Расскажите малышу стишок или песенку, чтобы просто запоминалось и ритмично воспроизводилось. Когда ребенок запомнит стишок, он не сможет целиком его повторить, но спровоцируйте его самому сказать последнюю строчку. Для этого остановитесь на предпоследней строчке или произнесите ее неправильно.

Начните игру, спрашивая ребенка о том, где стоит тот или иной предмет. Где стол? Где кубик? Где мишка? Пусть малыш находит и показывает. А потом, позже, еще и называет это.

Съедобное-несъедобное. Говорите разные слова и если называете то, что можно кушать, говорите – ам, изображая, что хотите съесть что-то. И продолжайте в том же духе. Надо добиться того, чтобы малыш сам начал говорить ам, когда вы назовете съедобное.

Придумывайте сами игры и малыш тоже вам подскажет что-то, вот увидите. Дети узнают о мире, трогая его. Используйте этот принцип и играйте.

Упражнения, направленные на развитие речи

  • Изучение новых слов рекомендуется начать по группам: животные, фрукты, ягоды и так далее. Каждое слово произносится четко, при этом показывается иллюстрация. Малыш обязательно должен повторять за взрослым. Желательно добавить к предмету описание, а еще лучше сравнение (например, этот мяч большой, а тот — маленький).
  • После этого малыш называет предмет самостоятельно, взрослый только указывает на него. Если ребенок допустил ошибку, поправляют его мягко и доброжелательно.
  • В таком возрасте дети могут отгадывать самые простые загадки.
  • Читайте малышу стихотворения, а после нескольких дней прочтения попросите его самого закончить фразы.
  • В два года дети должны заканчивать не фразы, а хотя бы слова (например, мага- …зин).
    Попросите ребенка создать уменьшительно-ласкательную форму слов (начинать рекомендуется с животных и их детенышей).
  • Задайте деткам элементарные вопросы, пусть дадут на них развернутый ответ. Примеры вопросов: зачем нужна вилка? зачем нужна вода?

Полезные советы родителям

Учите ребенка не просто новым словам, а связывайте предмет-действие, то есть «положи книгу», «возьми ложку» и др. Это стимулирует мышление и формирует двигательные навыки

Комментируйте все, что делаете, акцентируя внимание на деталях

Если мальчик говорит о себе в женском роде, не пугайтесь, это может быть связано с тем, что он большую часть времени проводит с мамой. Со временем он поймет разницу. Избегайте гиперопеки чада, если у него не будет необходимости что-либо просить, он будет молчать. Рекомендации для родителей:

  • ограничьте просмотр телевизора;
  • обзаведитесь дидактическим материалом: кубиками, карточками, вкладышами;
  • читайте ребенку вслух;
  • пойте детские песенки;
  • изучайте окружающий мир по картинкам.

Чтобы занятие приносило удовольствие обоим, большое значение имеет эмоциональный настрой.

Чего нельзя делать:

  • сравнивать ребенка с его сверстниками и критиковать;
  • игнорировать задержку речи;
  • перегружать и зацикливаться на ожидании успеха.

Каждый день должен быть разным на события, утро начинайте с массажа пальчиков. Одновременно можно рассказывать потешки или забавные стишки. Кроме гимнастики для развития артикуляционных мышц, разработки органов дыхания, складывайте башни и замки из кубиков, завязывайте шнурки, делайте аппликации. Катайте шарики из пластилина, вдавливая в них фасоль, пуговицы, оставляйте отпечатки пальцев – проявляйте фантазию. Рисовать можно не только пальчиками, но и обводить предметы. Если кроха играет с водой, но не хочет рисовать, ничего страшного, не настаивайте. Методом практики вы подберете ему занятие по интересам.

Читайте с выражением, изменяя голос, так развивается воображение и фантазия. После того как повторите одну сказку несколько раз, можно попросить ребенка описать главного героя.

Не торопитесь с походом к логопеду, каждый ребенок развивается индивидуальным образом. За 10-12 месяцев он, скорее всего, разговорится и догонит сверстников. Если в семье мама и папа спокойного склада характера, то и малыш будет обладать похожим темпераментом, ориентируясь на их линию поведения. Внимательно наблюдайте за его психоэмоциональным развитием, основой здоровья также является благополучие в семье.

Развивающие занятия на дому

Активное общение с ребенком нужно начинать сразу после рождения. Даже когда он еще не может внятно лепетать, важен зрительный контакт, вы знакомите его с миром с помощью своих жестов, интонации. Таким образом вы будете развивать в нем эмоциональную стабильность. Постепенно он будет сопоставлять движения мышц лица и звуки.

В два года для компенсации нарушений речи необходимо заниматься ежедневно, при этом не допуская переутомления или потери интереса. Достаточно 10-20 минут в день, ориентируйтесь на темперамент своего малыша. Кроме повторений слов, нужно читать детские книги для пополнения словарного запаса. Загадывайте загадки с рифмованным ответом. Чтобы добиться составления простых конструкций или разговорить молчуна, изучайте их по темам, признакам. Таким же образом можно разучивать сложные и длинные слова: мага-зин, со-бака, маши-на, доро-га, родитель начинает, а малыш заканчивает. Работая над воображением, необходимо расширять кругозор малыша, спрашивать у него, для чего нужен определенный предмет.

Полезными будут игры в звуки животных, которых можно изображать по очереди. Развивая внимательность, выкладывайте игрушки на столе и незаметно прячьте по одной. Периодически меняйтесь с малышом ролями. Для укрепления мышц артикуляционного аппарата можно делать простую гимнастику, например, корча смешные рожицы, растягивая рот в широкой улыбке и вытягивая губы трубочкой.

Арт-творчество развивает те зоны мозга, которые отвечают за функции речи. С этой же целью можно играть в потешки, сопровождая рассказ движениями рук («Ладушки», «Мы делили апельсин»). Для улучшения моторики дайте малышу работу с пластилином, тестом, пуговицами или бусинами. Разумеется, под вашим контролем, чтобы избежать случайного проглатывания мелких предметов. На прилавках магазинов большой выбор детских развивающих книг, пособий, игрушек, конструкторов, где каждый родитель может выбрать занятие по своим предпочтениям. Также досуг можно разнообразить походом в зоопарк.

Когда и как нужно начинать учить кроху говорить

    1. Если малыш – желанный ребенок в семье, то мама с папой обычно начинают разговаривать с ним, когда он еще не родился, ведь в последние несколько месяцев внутриутробного развития плод уже реагирует на звуки знакомого голоса и даже отзывается на него. После рождения мамин голос воспринимается крохой, как уже знакомый и родной и, внимая ему, он учится улавливать различные звуковые интонации. Включайте для новорожденного красивые музыкальные композиции, сами пойте ему детские песенки, ведь научиться говорить можно, только если научишься слушать. И это первый шаг.
    2. Второй шаг – научить кроху связывать слова и образы. Показывая младенцу предмет, четко называйте его, совершая действие, проговаривайте все, что делаете. Например, давая малышу в руки погремушку, ложку или стаканчик-непроливайку, рассказывайте об их назначении. То же касается и всех выполняемых родителями действий.
    3. Говорите с малышом постоянно, повторяя новые слова по нескольку раз. Просите его повторить слово за мамой по слогам, рассказывайте ему разные истории, сказки, проговаривайте потешки, считалочки, прибаутки, пойте песенки. Не бойтесь задавать крохе вопросы. Даже если он еще не умеет говорить и не сможет отвечать на них, он будет знать, что бывает и такая форма речи.
    4. Когда ребенку исполнится год, для занятий по развитию речи используйте разные подсобные материалы – книжки с картинками, карточки, аудиокниги.
    5. Не забывайте, что развитие мелкой моторики – важная составляющая в правильном произношении слов. Игры с крупами, водой, лепка, рисование пальчиковыми красками, конструирование с ЛЕГО отлично развивают кончики пальцев и речевой аппарат. Прекрасно помогают пальчиковые игры, массаж рук и кончиков пальцев.
    6. В полтора-два года малыши становятся активными и любопытными созерцателями всех действий, производимых взрослыми. Так они учатся навыкам самостоятельности и познают окружающее пространство. В этот период как можно больше разговаривайте с ребенком и рассказывайте ему обо всем, что он видит, вызывайте его на разговор, задавая разные вопросы, которые касаются предпочтений крохи в еде, одежде, занятиях. Например, какой фрукт он хочет – яблоко или грушу или куда он хочет пойти сегодня гулять – в парк или в детский городок.
    7. Никогда не старайтесь отвечать на свои же вопросы за ребенка – даже если он по какой-то причине сразу не ответил на заданный ему вопрос. Такая гиперопека не способствует ни развитию речи, ни развитию интеллектуальных способностей. Выдерживайте паузу и дайте ему возможность осмыслить вопрос.
    8. Играйте с детками в игры, которые помогают развить артикуляцию лицевых и челюстных мышц. Показывайте друг другу рожицы и разные эмоции, пусть ребенок поиграет с родителями в обезьянку и попугайчика, повторяя мимику и речь родителей. Просите его во время игр называть предметы, их цвет, форму. Дети очень любят повторять голоса разных животных, и взрослым нужно взять это на заметку. Попросите ребенка изобразить котика, собачку или воробышка. Таким способом также выявляются недостатки и дефекты в речи.
  1. Активно продвигайте малыша в социум. Пусть он больше общается со сверстниками, детьми старше его или другими взрослыми, которые невольно подвигнут его на общение с ними. Очень часто ребенок после двух лет начинает говорить, когда попадает в детский сад или начинает ходить в школу раннего развития.

Если заниматься с малышом с самого раннего возраста, внимательно наблюдать за его поведением, исключая физиологические и психологические проблемы, а также вовремя социализировать его, то ребенок не будет испытывать проблем с речью, и будет разговаривать соответственно его возрасту, индивидуальным особенностям и мышлению.

Развитие речи детей 6-7 лет

Дети этого возраста готовы к систематическому обучению. К шести годам дети чётко различают на слух все звуки родного языка: глухие — звонкие, твёрдые — мягкие.

Словарь дошкольников шести-семи лет достаточно велик и уже не поддаётся подсчёту, тем более существует большой разрыв в количественном отношении у детей с разным речевым развитием: есть дети, обладающие богатейшим словарным запасом, очень осведомлённые в разных областях знаний, а есть дети, чей словарь очень беден и ограничивается бытовой тематикой. Дети этого возраста могут самостоятельно составить рассказ по серии сюжетных картинок, пересказать прочитанную им сказку, рассказать свои впечатления о просмотренном мультфильме.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector