Подросток ворует деньги у родителей советы психолога
Содержание:
- Советы психолога
- Последствия воровства
- Почему дети воруют?
- Почему дети воруют деньги?
- Кражам — нет!
- Как быть преподавателю воскресной школы, если кто-то из учеников ворует?
- Обеспечить занятость
- «Ты не воруешь, а просто берешь в долг»
- Почему ребенок ворует деньги
- Причины воровства
- Черно-белый экран и папка на пароле
- Выяснение причин воровства
Советы психолога
Если ребенок что-то украл и Вам следует отреагировать немедленно (то есть Вы только что это выяснили), важно:
- Не переходить к агрессии. Во-первых, Вас могли дезинформировать: возможно, произошла какая-то ошибка и ребенок на самом деле ничего не крал. Во-вторых, любая агрессия неконструктивна и лишь усилит психоэмоциональную травму, которая и так будет у ребенка, когда он до конца осознает произошедшее. Постарайтесь успокоиться. Выпейте воды, досчитайте до десяти, сделайте пару глубоких вдохов и после этого переходите к серьезным действиям. И разбираться с ситуацией, обсуждать ее с ребенком нужно лишь тогда, когда Вы четко уверены, что украл именно он.
- Осознать, что прямо сейчас донести до ребенка необходимые постулаты не удастся. Вам всем нужно успокоиться. Сделайте то, что можете сделать в данный момент: поговорите с пострадавшими (продавцом, родителем ребенка, у которого было что-то украдено, администрацией), подумайте, как Вы можете исправить произошедшее. Параллельно постарайтесь объяснить ребенку, что он поступил плохо и красть нельзя. Говорите уверенным, твердым голосом, лишенным агрессии. Ни в коем случае не поднимайте на ребенка руку.
Когда Вы и ребенок окажетесь в спокойной обстановке, тогда нужно переходить к полноценному обсуждению ситуации. Задайте вопросы, связанные с произошедшим.
Скорее всего, ребенок не сможет рассказать все в подробностях, будет плакать и может вовсе замолчать, не сказав ничего по делу.
Это нормально: он переживает произошедшее, чувствует себя беспомощно и расстроен
Важно в этот момент не сорваться на него
Ребенок что-то украл в магазине — рекомендации:
Если предмет из магазина находится в надлежащем состоянии, его следует немедленно вернуть и объясниться с продавцом вместе с ребенком
Важно, чтобы ребенок принес извинения.
Если продавец не хочет принимать товар обратно либо товар находится в плохом состоянии, важно проговорить с ребенком этот момент: объяснить ему, что теперь придется заплатить за то, что он украл. Если у ребенка есть карманные деньги, именно их нужно использовать для оплаты, чтобы он осознавал потерю.
Ребенок украл у родителей — советы:
Постарайтесь успокоиться, ведите себя сдержанно. Расспросите его в спокойной обстановке о том, почему он это сделал и что планировал купить на взятые без спроса деньги
Во время обсуждения избегайте грубых слов («вор», «преступник», «украл»), которые лишь усилят возникшее напряжение и не помогут решить ситуацию.
Если у ребенка нет карманных денег, важно обсудить с ним возможность их появления. Даже если финансовое состояние семьи достаточно плачевное, важно выделять хотя бы небольшое количество денег: это поможет ребенку научиться их ценить и определять приоритеты
Некоторые дети берут деньги родителей потому, что не ощущают их ценность и считают, что пропажу не заметят.
Если у ребенка уже есть карманные деньги, но ему не хватает, обсудите, можно ли увеличить сумму и за счет чего. Полезно поставить ребенку условие: он берет на себя какую-то обязанность и благодаря этому получает больше денег. Детям постарше можно предложить подзаработать на летних каникулах.
Если ребенок взял деньги для кого-то, важно разобраться в этой ситуации и при необходимости обратиться в полицию (в случае, если речь идет о вымогательстве)
Последствия воровства
Думается, все согласны, что присваивать себе чужие вещи – очень и очень плохо с морально-этической точки зрения. Кроме того, любой поступок – и хороший, и плохой – всегда имеет последствия. К чему же может привести воровство?
Проблемы на эмоциональном уровне могут привести к психологической травме. Публичное обвинение (тем более если вина не доказана, и все основано лишь на подозрениях) «наградит» ребенка дурной славой и сделает изгоем. Даже при условии, что эта кража одна-единственная, избавиться от клейма «вор» получается не всегда. Увы, дети часто бывают жестоки, а слухами, как известно, земля полнится. Поэтому даже переход в другую школу (что уж говорить про другой класс) может не спасти ситуацию. Шлейф из насмешек и сплетен будет преследовать ребенка.
С другой стороны, стремление педагогов и родителей «не выносить сор из избы» и замалчивание ситуации может привести ребенка к ощущению безнаказанности и желанию повторить «успешный» опыт. Чем это чревато в дальнейшей жизни, объяснять, наверное, излишне.
Похищение чужого имущества – это вовсе не шутки, как могут думать некоторые дети, и с определенного возраста за воровство наступает серьезная ответственность. Согласно Федеральному закону № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», ребенка начиная с 11 лет могут перевести в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа. Уголовная же ответственность в России наступает начиная с возраста 14 лет по ст. 158 Уголовного кодекса РФ. Согласно ст. 7.27 КоАП РФ, хищение на сумму менее 1000 рублей считается мелким и влечет за собой не уголовную, а административную ответственность.
В любом случае школьника возьмет на контроль комиссия по делам несовершеннолетних.
Почему дети воруют?
Зачем дети воруют? Основные причины детского воровства:
Импульсивное стремление заполучить желаемое во что бы то ни стало. Особенно это касается детей младше семи-восьми лет, которым не всегда удается всецело контролировать собственные импульсивные желания. Ребенок увидел привлекательный предмет и взял его, практически не задумываясь о последствиях
Даже если определенные моральные установки у него есть, желание обладать предметом оказывается более сильным, чем страх перед наказанием.
Желание привлечь к себе внимание окружающих при помощи красивой игрушки. Дети довольно быстро замечают, что ребенок с интересной и красочной игрушкой или с вкусной едой моментально привлекает к себе внимание сверстников: все хотят подружиться с ним, пообщаться, потому что появляется возможность получить сладость или поиграть с чудесной игрушкой
Многие дети начинают в этом видеть причинно-следственную связь: если у меня есть интересный предмет, меня будут любить, я получу друзей
Родителям и воспитателям важно дать детям другую установку: настоящая крепкая дружба строится иначе, и личностные качества в ней куда важнее, чем игрушки.
Кража ради развлечения, всплеска адреналина. Это в большей степени касается подростков
В подростковом периоде человек активно ищет себя и может делать неправильные моральные выводы. Если подросток свяжется не с той компанией, он может попытаться украсть что-либо. Чаще всего — из-за желания заработать, а иногда — просто для того, чтобы почувствовать азарт, доказать собственную крутость себе и друзьям.
Месть. Ребенок может попытаться отомстить взрослому или другому ребенку, который его обидел, при помощи кражи дорогого предмета. Причем сам предмет его часто не интересует. Дети, крадущие из мести, могут попытаться повредить украденный предмет, чтобы отомстить сильнее (порвать купюры, выпачкать игрушку).
Пробелы в воспитании ребенка. Каждый родитель должен позаботиться о том, чтобы его ребенок получил необходимые моральные установки. Следует объяснить детям разницу между «своим» и «чужим» еще в первые годы жизни и в дальнейшем совершенствовать эти установки. Причем пробелы в воспитании могут возникать у детей из семей разного уровня. В группе риска дети из крайне неблагополучных семей, в которых родители не уделяют никакого внимания воспитанию.
В крайне редких случаях ребенок ворует потому, что его об этом попросил важный взрослый, например кто-то из родителей, или в тех случаях, когда взрослый четко ему сказал, что воровать — хорошо, полезно. Это касается небольшого процента маргинальных семей.
Фактором, увеличивающим вероятность, что ребенок захочет украсть, являются финансовые проблемы в семье. Однако даже ребенок из крайне нуждающейся семьи вряд ли совершит кражу, если его родители дали ему четкие моральные установки насчет этого.
Поэтому этот фактор может ощутимо увеличивать вероятность лишь при наличии дополнительных, таких как отсутствие должного воспитания, жизнь с токсичными или маргинальными родителями, негативное влияние друзей, знакомых.
Также чаще воруют и обманывают дети, которым не хватает внимания и любви.
Почему дети воруют деньги?
У детей разного возраста есть свои причины для воровства из маминого кошелька. Например, малыши искренне считают, что весь мир принадлежит только им, и слабо представляют, что такое «чужое». Психологи советуют с малолетства учить детей понятиям «мое»-«чужое», отделять свои вещи от чужих, сначала спрашивать разрешения у владельца, и только потом брать какую-то личную вещь
Здесь важно быть последовательными. Если вы берете игрушку или книжку ребенка, не забудьте сами спросить у него, можете ли вы это сделать
Нарушая данное правило, которое сами и установили, вы негласно разрешаете малышу брать чужое без спроса.
Существуют и другие причины «воровства» среди дошкольников:
Желание иметь что-то, что уже есть у других сверстников, например, модную игрушку. Что делать? Объясните, что иметь то же самое, что и у других, вовсе необязательно, чтобы его уважали и дружили с ним
Покупать игрушку не стоит, лучше предложите взамен что-то более интересное и полезное, например, всей семьей сходите в зоопарк, на пикник или на мастер-класс.
Ребенок старается привлечь ваше внимание или считает, что с ним поступили несправедливо. Вспомните, может, недавно Вы куда-то поехали, а его оставили скучать дома? А может Вы в последнее время стали задерживаться на работе, и малышом занимается бабушка или няня? Решение здесь простое: обстоятельная беседа и совместный досуг.
Из разговоров взрослых малыш понимает, что большие деньги дают свободу и возможности
Вполне естественно, что он, желая обладать собственными деньгами, начинает воровать или требовать их за помощь по дому или хорошее поведение. Совет психолога: следите за тем, что обсуждаете в присутствии ребенка, сдвигайте шкалу ценностей ребенка в сторону нематериальных благ, учите совершать добрые поступки за простое «спасибо».
В некоторых случаях дошкольники тайно берут деньги у родителей в знак протеста против большого количества навязанных им правил поведения, которые они кажутся нелогичными. Деньги для них – это символ свободы, независимости. Подумайте, может быть, действительно вы создали слишком жесткую систему запретов и сами не всегда играете по своим же правилам. Обсудите ситуацию с ребенком.
Почему воруют младшие школьники и подростки? Часть причин мы уже разобрали. Это желание иметь такие же вещи, что и у одноклассников, бунт против строгих запретов и стремление обрести финансовую независимость. Детские психологи выделяют еще несколько причин воровства.
- Ребенок хочет сделать подарок близкому человеку. Замечтавшись, как все удивятся, он не думает, что совершает плохой поступок. Что делать? Объясните ему, что он может попросить у вас денег на подарок или сделать его своими руками. В преддверии праздника спросите ребенка, что он хочет подарить друзьям и родным, выделите небольшую сумму и возьмите с собой на шоппинг.
- Школьник жаждет отмщения. Например, кто-то из ребят его обидел. Взять в отместку какую-то дорогую вещь или деньги кажется ему вполне логичным. В этом случае стоит показать ребенку другой путь решения конфликта.
- Родители забрали себе деньги, которые подарили ребенку на праздник. В этом случае он чувствует себя правым, поскольку считает, что забирает свое. Если в семье сложная финансовая ситуация, во-первых, спросите разрешения у ребенка (это же его подарок!) и объясните, куда вы собираетесь их потратить, во-вторых предложите вместе сходить в магазин и купить необходимые вещи.
- Он хочет выделиться, показать себя взрослым, независимым, имеющим возможность самому распоряжаться деньгами.
- Родители не дают ему карманных денег, тогда как сверстники давно имеют собственные финансы и свободно ими пользуются.
В последних двух случаях обсудите с ребенком его траты, вряд ли это будет непосильная для семейного бюджета сумма. Договоритесь, что он будет получать ее раз в месяц, допустим, первого числа, и тратить по своему усмотрению.
Кражам — нет!
- Страх наказания и сочувствие к жертве многих людей удерживает от противоправных действий. Самый важный урок морали для наших детей — это семья. Именно поведение близких, собственный пример матери и отца, учит расставлять приоритеты.
- Не давайте волю злости — этим вы лишаете своего малыша уверенности, а в будущем лишите его нормальных взаимоотношений с людьми.
- Побои, физические наказания, да ещё с угрозами сдать в полицию — ожесточат, озлобят детей, они будут жить в полной уверенности, что порочны.
- Разделите ответственность, покажите, что вас его поступок огорчает, но в то же время дайте понять, что не бросите в беде. Лучшее лекарство — разговор по душам, обсуждение ваших чувств.
- Доберитесь до сути, выясните настоящие причины происходящего. За произошедшим может скрываться серьезная проблема.
- Не приказывайте, ищите выход вместе. Конечно, украденное необходимо вернуть. Но отпрыск может рассчитывать на вашу поддержку. Отнесите вещь вместе, в крайнем случае подложите её незаметно владельцу.
- Искушение. Не храните деньги на видных местах. Научите правильно распоряжаться собственными средствами.
- Похвала за честность. Ребёнок принёс потерянную игрушку — поищите владельца. Расскажите, как будет рад малыш, что её вернули. Дайте понять, что именно такой реакции вы и ожидали, никакой другой быть не могло.
Как быть преподавателю воскресной школы, если кто-то из учеников ворует?
Нужно непременно на такую ситуацию отреагировать. Прежде всего — уведомить родителей ребёнка. Если они ничего не предпримут, нужно сказать о случившемся кому-то из начальствующих — директору, священнику, настоятелю храма. Как сказано в Евангелии: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:15-17). То есть надо действовать постепенно: сначала поговорить с директором воскресной школы, если не поможет — с настоятелем храма.
Я бы посоветовал поговорить также со своим духовником, чтобы он дал совет, как действовать в такой ситуации. Но я убеждён, что нужно расширять диапазон информирования об этом происшествии, а не замалчивать его. Возможно, если родители не реагируют на происходящее, духовник даст совет подключить к решению проблемы благочинного или вовлечь неравнодушных прихожан, которые помогут повлиять на ситуацию. Очень горько, если родители покрывают воровство, не стремятся компенсировать пропажи и помочь своему ребёнку исправиться. Но говорить об этом непременно надо. Не кричать, не ругать ребёнка, а разговаривать с родителями и всеми, кто имеет на него влияние.
Обеспечить занятость
Нередко преступления совершают подростки, у которых много свободного времени. Раньше все мы были заняты целый день: школа, дополнительные занятия или тренировки, потом ещё уроки надо успеть сделать. Сейчас всё платно, у родителей не всегда есть возможность пристроить детей куда-то, но это нужно сделать. Даже если подростки не будут ходить в секции или кружки, надо обеспечить им занятость в течение дня. Это могут быть какие-то обязанности по хозяйству, помощь соседям, знакомым. Главное — не допускать безделья и приучать ребёнка к труду. Без этого трудно воспитать истинного христианина. Ведь настоящий христианин — это не тот, кто целый день лежит на диване и говорит: «Господи, помилуй и дай мне что-нибудь поесть!», — а тот, кто вкалывает целый день. К чему был призван Адам? — возделывать и хранить райский сад. Вот и наша задача сейчас возделывать то, что нас окружает.
«Ты не воруешь, а просто берешь в долг»
— Ваш сын тоже покупал скины?
— Я уже не помню, но на почве этих скинов он начал общаться с человеком по имени Леон. Тот написал: «О, парень, какие у тебя крутые скины! Давай махнемся?» Потрясающий механизм: «У тебя скины по 1,5 тысячи рублей. Я тебе взамен даю за 5 тысяч». У 11-летнего ребенка вопросов не возникает. Плюс ко всему игра создает ощущение нереальности, какого-то чуда, сказки. Конечно, он хочет махнуться, такая выгодная сделка. А потом Леон вдруг пишет: «Подожди, чувак, только не сейчас, а через неделю, надо подождать».
— Запускает режим ожидания, крючок такой.
— Да, всю неделю ребенок мечтает, и в его глазах скин за 5 тысяч становится бесценным. Родители, если от этого оттаскивают, представляются ему идиотами. Критичность мышления снижена, а ощущение собственной крутости повышено. Поэтому появляются раздражительность, пренебрежительное отношение к близким.
И вот наступает время «Ч», приходит сообщение: «Знаешь, я подумал, у меня слишком ценный скин, да еще этот нож-бабочка вырос в цене. Ты мне доплати 1,5 тысячи и получишь его».
— Что сделал сын?
— Заплатил. С карты жены.
— Как он с карты мамы 1,5 тысячи заплатил сам?
— Потихонечку. Мы когда-то забрали у сына телефон, так как было залипалово, но ему нужно было делать уроки. Мы выдавали ему на время телефон жены. Номер карты он подсмотрел, а по телефону подтвердил код, сообщение стер и залег на дно. Поймают или нет? Не поймали.
«Забирайте деньги, диктуйте цифры» – осторожно, мошенники!
Однако Леон ничего не дал. Он написал, что есть еще более крутой скин, надо доплатить, и сын тогда получит и нож-бабочку, и новый скин, и еще все деньги вернутся. В общем, 22 раза сын в одностороннем порядке заплатил деньги и не собирался останавливаться. Его переживания по поводу обмана сменялись надеждой, азартом. Леон ему объяснял: «Ты не воруешь, ты просто берешь в долг, чтобы потом отдать».
В какой-то момент на Qiwi-кошельках, через которые все это проходило, закончились лимиты.
— Он создал Qiwi-кошельки? 11-летний мальчик это может?
— Три штуки. Очень легкий вход, вообще никакой системы безопасности. При наличии доступа к телефону — просто. Сын себе представлял, что он вот-вот купит игровой ноутбук, отдаст все деньги, которые он взял «в долг». И вот в то воскресенье Леон пишет: «Слушай, осталось чуть-чуть уже. Ты давай еще переведи».
А лимиты кончились. Тогда сын передал номер карты жены этому чуваку, а сам подтвердил эсэмэской платеж. Сбербанк, увидев странную транзакцию, заблокировал карту. У сына началась паника, скоро придут родители, и все откроется. Леон: «Надо разблокировать карту, найди кодовое слово». — «Что такое кодовое слово, я не знаю». — «Может быть, так собаку зовут или еще кого. Обычно в инструкции есть». — «Я не знаю, где лежат документы». — «Узнай, где они. Поищи». — «Я лучше сейчас что-нибудь с собой сделаю». — «Не надо, успокойся». — «Тебе главное, чтобы я заплатил 15 тысяч, а что будет у меня, тебя не волнует!»
И вот он закрылся в ванной, звонил по совету Леона в Сбербанк, там его что-то спросили, он испугался. Уже понятно, что все тайное стало явным, что уже не выкрутиться, что сейчас что-то произойдет, а что произойдет, неизвестно.
— Вам страшно было, когда вы читали, что он готов сделать что-то с собой?
— Конечно. Уровень его переживаний был почти невыносимым. Я благодарю высшие силы, что не случилось самого страшного. Но и мы постарались снизить градус тревоги, дали ребенку высказаться.
Я уже не помню, что мы сказали, но точно были слова поддержки, потому что в этот момент повышенной уязвимости ругать, обвинять и все остальное — опрометчиво. И уже после мы заблокировали доступ к компьютеру на какое-то время. Мы сказали, что нам всем нужно подумать, все переварить и понять, что делать дальше.
Почему ребенок ворует деньги
Для начала нужно попробовать понять, почему ребенок ворует деньги? Что подвигло его на подобный поступок? От этого может зависеть общая эмоциональная картина происходящего. Ведь одно дело, когда сын взял деньги на лечение бездомного пса, а другое, когда он прогулял зарплату отца с друзьями. Чтобы выяснить истинную причину произошедшего, не нужно повышать голос на ребенка, кричать и читать ему нотации. Постарайтесь сначала выстроить доверительные отношения и найти контакт. Зачастую кражи случаются в подростковом периоде, дети в это время довольно агрессивные и закрытые. Но постарайтесь найти ту ниточку, за которую можно потянуть. Выйдите с ребенком на откровенный разговор и спросите, почему он так поступил. Обычно дети воруют деньги у родителей по следующим причинам.
Бывает так, что ребенок берет деньги, просто считая, что они общие, ведь семья и бюджет общий. Но такое обычно происходит у детей младшего возраста – до 7 лет, они пока еще не могут различать «свое-чужое».
Чаще всего ребенок ворует деньги, потому что ему хочется купить жвачек, конфет и иную дребедень, а денег нет. Ведь вокруг все пестрит соблазнами, друзья покупают желаемое. Признайтесь себе честно, даете ли вы ребенку деньги на карманные расходы, а вместе с этим возможность распоряжаться своими деньгами? Безусловно, отсутствие карманных денег не оправдывает воровство, однако если вы все время отказываете ребенку в мелочах вроде жвачки, говоря о том, что это вредно, вы просто не оставляете ему иного выхода.
Иногда к воровству подталкивает желание самоутвердиться в компании более взрослых и наглых сверстников. Особенно ярко это проявляется в том случае, если ребенка не понимают дома, папа отмахивается от совместного времяпровождения, а мама считает увлечения самолетами ерундой. С помощью родительских денег ребенок хочет показать себя в новой компании, завоевывает доверие ее «главарей» путем покупки различных сладостей и т.д.
Бывает так, что воровство – это простое привлечение внимания родителей к своей персоне. Признайтесь себе откровенно – когда вы посвящали все свое свободное время ребенку? Целый день вы проводите время вдали друг от друга, а вечерами уговариваете ребенка отстать от вас, ведь вам нужно приготовить ужин, прибраться и закинуть вещи в стирку. «И вообще, иди уроки делай», говорите вы. Папа тоже занят – он смотрит важный обзор политических новостей
Ребенок понимает, что для того, чтобы на него обратили внимание, с ним должно произойти что-то особенное, ведь не зря родители носились с ним как угорелые, когда у него была ангина с высокой температурой. И тогда чадо решает привлечь внимание родителей именно воровством денег
И пусть это внимание проявляется криком, гневом и наказанием, но это уже достижение – ведь он добился этого внимания. Если причина именно в этом – это укор не ребенку, а именно вам. Ведь по сути, воровство в этом случае — немой крик о помощи.
Некоторые дети воруют на спор или на «слабо». Они пытаются утвердиться среди друзей за счет преодоления страха и получения желанной наживы. В этом случае можно сказать, что у ребенка реальный комплекс неполноценности, и он не может поставить себя в обществе правильно, не может добиться уважения иными способами.
Дети могут воровать, если видят перед собой пример. Если вы берете и кладете в карман найденный кошелек, забираете ручки с различных касс и без спроса присваиваете соседскую лопату, ребенок понимает, что ничего опасного и дурного в этом нет.
Бывает так, что родители со злостью отзываются о богатом соседе, говоря о том, что деньги он наворовал. Ребенок видит «красивую» жизнь более удачливого соседа и начинает понимать, что брать без спросу – это хорошо, так жить лучше.
Иногда начинают воровать тихие, и даже замкнутые дети. Если вы уверены в моральных качествах своего ребенка, возможно, его заставляют это делать старшие подростки. Зачастую слабых духом детей заставляют воровать деньги под страхом избиения его или его младших братьев и сестер
Здесь очень важно выйти на откровенный разговор с чадом.
Это далеко не полный список причин, которые могут подтолкнуть ребенка к воровству. Поговорите с сыном или дочкой по душам, и вы поймете, почему ребенок украл деньги.
Причины воровства
Как видим, в шоке от факта, что в классе что-то украли, пребывают и учителя: как же так, вроде все приличные дети, и вдруг такое… На самом деле воруют самые разные школьники, из семей любого уровня. Подтолкнуть ребенка к совершению кражи могут следующие причины:
сильное желание обладать определенной вещью. Примерно к 5–7 годам у ребенка формируется понятие о том, «что такое хорошо и что такое плохо». То есть любой первоклассник прекрасно осознает, что воровать – плохая идея. Но при этом желание получить понравившуюся вещь hic et nunc (лат. – «здесь и сейчас») оказывается сильнее совести и внутреннего протеста. Такая причина характерна для детей со слабой волей, чрезмерно контролируемых родителями. Навязчивая опека подавляет развитие у ребенка самоконтроля и самодисциплины. Будучи уже большим, он не в силах противиться искушению и сказать твердое «нет» сиюминутному желанию;
протест против чрезмерно диктаторского отношения родителей, попытка выйти из-под жесткого контроля;
недостаток душевной близости в семье
С одной стороны, ребенок стремится привлечь к себе внимание родителей плохим поступком, с другой – компенсировать украденными вещами или деньгами отсутствие любви и заботы;
зависть. Почему, мол, у Маши есть, а у меня нет? При этом ребенок может оправдывать свой поступок тем, что у него такой вещи все равно никогда не будет, а Маше родители сразу новую купят;
добрые намерения
Младшеклассник может стащить какой-то предмет, но не для себя, а чтобы от чистого сердца подарить его маме, брату или лучшему другу – словом, тому, кого любит;
давление со стороны сверстников или ребят постарше. Это могут быть угрозы («расскажем всем кое-что про тебя/побьем тебя, если не принесешь то-то и то-то»), попытки взять на слабо или просто необходимое испытание, чтобы подростка приняли в компанию;
желание отомстить однокласснику за какие-то его действия, обидные слова или поступки. Ребенок хочет наказать противника, лишив того некой вещи или денег;
двойная мораль в семье. Высказывания, которыми порой бравируют взрослые, могут крепко засесть в сознании ребенка: «Тихо взял, потом пошел – называется “нашел”», «На работе ты не гость – унеси хотя бы гвоздь» и т. д. Тем более если слова подкрепляются делом: есть взрослые, которые не стесняются приносить с работы – в зависимости от сферы, где они трудятся, – канцтовары, продукты, гвозди, запчасти и прочие мелкие вещи, да еще и радуются в присутствии ребенка своей «добычливости»;
необходимость купить угощение, игрушки и прочие мелочи другим детям (а для этого деньги приходится украсть) и приобрести таким образом их симпатию. На такой шаг чаще идут неуверенные в себе ребята, которые не знают, как еще можно найти друзей, и не верят, что дружить можно и просто так, без материальной выгоды;
стрессовая ситуация: развод родителей, рождение младшего братика или сестренки (любовь и дружба могут возникнуть не сразу, а пока ребенок воспринимает новых родственников как соперников в борьбе за родительское внимание), переезд на новое место жительства и т. д. Эмоциональное напряжение ослабляет волю, и не поддаться искушению становится сложно. (Заметим в скобках, что точно так же ведут себя порой и взрослые. Да, они не воруют, но вспомните, сколько людей заедает стресс пятой конфетой или третьим пирожным, не в силах сопротивляться своему желанию и забывая о собственном здоровье.);
уверенность во вседозволенности – у ребенка отсутствуют границы нормы, и он не привык слышать отказ, заявляя о своих желаниях;
желание рискнуть и получить дозу адреналина;
клептомания – психическое заболевание, когда человек ворует не ради выгоды, а просто потому, что не может не взять. Похищенные вещи он может где-то складировать, никак их не используя. Но все же это очень редкая болезнь. Гораздо чаще встречается ситуация, когда воришка, чтобы уйти от наказания, заявляет, что он якобы клептоман.
Черно-белый экран и папка на пароле
— У вас есть какие-то идеи, как можно снизить уровень залипания в телефоне?
— Например, покупать игры вместо того, чтобы ребенок играл в бесплатные.
— Неожиданно. Мы против этого боремся, а теперь еще покупать?
— В бесплатном контенте будет реклама, ребенка будут постоянно куда-то затаскивать, он будет кликать. А если вы купили, то производитель получил то, что хотел.
Потом снижать яркость пятна внимания. Вот у вас черно-белый экран, почему?
— Я борюсь с собственной зависимостью от телефона. С таким экраном я реже захожу в соцсети, даже фотографии делать неохота.
— Вот. Хотите дать ребенку посмотреть мультфильм, пусть смотрит в черно-белом варианте. Чтобы не было этого эффекта «Ах, как красиво!» Смартфон слишком яркое пятно в окружающем фоне. Можно сделать пониженную контрастность цветов.
Как сохранить безопасность детей в интернете во время пандемии
Ставьте сразу режим родительской безопасности. Если уж совсем жаба давит, жалко денег на родительский контроль, поставьте папку с паролями в телефоне. Туда складывайте все, что ребенку не нужно для учебы, и снимайте пароль в оговоренное время. Мне на это родители иногда говорят: «Как все это сделать, я даже не знаю пароль от телефона».
Если вы не можете договориться с ребенком о таких мерах, значит, есть серьезные проблемы и, возможно, на некоторое время нужно вообще забрать у ребенка телефон. Но нельзя просто забрать. Нужно провести разъяснительную беседу, объяснить мотивы своих действий, может быть, тогда ребенок согласится на установку ограничений.
— Понятно. То есть образовываться все же родителям придется.
— Да, нужно учиться, требуются специальные навыки. Это повышенной сложности среда, она требует культуры ее использования. Родитель — самое уязвимое и некомпетентное звено в системе игровой индустрии.
Например, чтобы разобраться и потом помогать другим, я прошел программу повышения квалификации на психфаке МГУ «Современные подходы к психотерапии зависимостей». Теперь у меня есть курс для родителей о детской гаджетомании и группа в фейсбуке.
— Если ребенок под видом уроков сидит за компьютером семь часов и непонятно, играет он или программирует — что родителю делать?
— Значит, какая-то ерунда происходит. Ставьте родительский контроль, он позволяет сделать настрой на ряд сайтов, на которые не нужно заходить, также вы будете знать, что делает ребенок.
— И тут, мне кажется, может всплыть вторая проблема после компьютерной беспомощности. Родитель в ситуации зависимости может опасаться что-то ребенку запретить или ограничить его.
— Значит, в семье созависимые, нездоровые отношения. Если ничего не делать, то однажды перед вами может встать непростой выбор — либо вы будете обслуживать зависимость, либо вы должны будете сдать своего ребенка в органы соцопеки.
Если вы чувствуете, что вы не справляетесь, то я рекомендую обращаться за социальной помощью, обращаться к психологам, ходить на группы созависимых.
Не решая проблему, вы обслуживаете зависимость ребенка, не влияете на ребенка, не умеете обеспечить здоровый контроль и выстроить границы, не умеете обсуждать сложные и болезненные темы.
— А какая, по-вашему, главная ошибка родителей?
— Если ты что-то сделал, то получи взамен час игры. Если ты что-то не сделал, я у тебя их отберу. Это неправильно. Формируется сверхценность предмета зависимости. Очень скоро это поведение выйдет из-под контроля, ребенок начнет обманывать, хитрить, юлить и так далее. И это, кстати, неплохой сценарий.
Плохой сценарий, если он будет следовать всем этим инструкциям и будет просто послушно делать то, что вы ему говорите, ради гаджета — так вы делаете из ребенка раба, лишаете его субъектности. Лучше, когда есть степень свободы, сопротивление и бунт, чем когда есть слепое подчинение.
— Бунт тоже может плохо закончиться. Я знаю истории, где дети бросаются на родителей.
— Я знаю, что есть такие эпизоды, когда дети даже бьют родителей, как правило, мам, которые не могут им противостоять. 14–15 лет — это уже крупные подростки, при неконтролируемой агрессии они могут быть опасными. Тут уже надо обращаться за помощью профессиональной.
Работа с зависимостью требует для начала расписаться в своей собственной некомпетентности. Первый шаг: «Я не могу с этим справиться, у меня нет сил, ресурсов и возможностей. Мне нужна внешняя помощь». Внешняя помощь может быть в виде сообщества, книг, группы поддержки, психологов и так далее, органов соцопеки. Есть бесплатные методы работы.
Это не шутки. Психика зависимого человека может начать формироваться в шесть лет. И какое-то время это будет почти незаметно. Но к 10 годам проблемы нарастают как снежный ком. Что будет дальше, во многом зависит от родителей.
Выяснение причин воровства
Довольно часто возникают ситуации, когда родители не придают значения тем или иным аспектам поведения ребенка. Они полагают, что нет ничего страшного в том, что дочь или сын берут чужое. Это могут быть игрушки, которые малыш принес из детского сада, лопатка, оставленная кем-то в песочнице. Если сразу же не обговорить с ребенком, что брать чужое плохо, у него закрепится данная модель поведения. Воровство будет продолжаться и в более зрелом возрасте. Нужно сразу дать понять ребенку, что он не должен брать вещи, которые ему не принадлежат.
Нередко от самих родителей можно услышать, как они взяли с работы канцелярию, какую-то деталь, продукт питания и принесли домой. Между собой супруги могут обсуждать, что нет ничего страшного в том, что «предприятие лишилось чего-то по их вине». Таким образом, они могут демонстрировать ребенку пример. Из-за этого он и сам начнет красть ценные предметы. Не стоит забывать, что дети отлично подражают поведению значимых взрослых. Они будут в крайнем недоумении, если поступая аналогичным образом, родители будут ругать их за кражу.
Почему ребенок ворует деньги
Ему не дают финансы на карманные расходы, он может подвергаться шантажу со сторону одноклассников. Вполне вероятно, что ребенок стремится завоевать расположение сверстников, приобретая для них сладости, оплачивая билеты в кино или на аттракционы. Данная ситуация не является редкостью
Особенно, если семья только переехала в другой город, и малыш вынужден адаптироваться в новых обстоятельствах.
С помощью воровства ребенок может пытаться обратить на себя внимание родителей. Они могут быть все время заняты на работе, находиться в стадии развода, из-за чего сын или дочь страдают от недостатка внимания
Им приходится проявлять негативное поведение, чтобы взрослые, наконец, поняли, какой сильный дефицит любви и заботы испытывает ребенок. Приходится обращаться к крайним методам, чтобы родители сплотились в борьбе с его проблемой.
Ребенок может начать воровать, потому что испытывает тревожное состояние. Окружая себя различными предметами, он может пытаться успокоиться. Каждая новая кража служит для него приключением, с помощью которого ребенок получает положительные эмоции.
Кроме того, ребенок может страдать от клептомании. Это серьезное заболевание, из-за которого он может не осознавать, что делает. Родители могут лично увидеть, как сын или дочь спокойно берут в магазине вещи, которые прячутся за одежду или в сумку.
Особая категория детей, которые начинают воровать – это бывшие воспитанники детского дома. Они могли наблюдать воровство в родной семье, начать практиковать его вместе с друзьями из специализированного учреждения. Часто происходит так, что дети не только берут вещи, но и прячут под подушкой продукты питания. К этим ситуациям стоит быть готовым, чтобы впоследствии не задавать вопрос, что делать, если ребенок ворует деньги дома.