Особенности развития ребенка левши: советы детского психолога

Дизонтогенез и регресс

Шизофренический процесс препятствует нормальному развитию ребёнка, вызывая задержку психического развития или психический дизонтогенез. Происходит регресс или остановка становления психических функций (например, остановка, задержка или регресс речи). Чем раньше начало болезни, тем более грубые нарушения развития. При очень раннем начале (1—2 года) формируется олигофреноподобный дефект, сходный по признакам с врождённой умственной отсталостью.

Может происходить регресс моторики, поведенческих навыков, при раннем возрасте — черты задержки интеллектуального развития

Чем накрасить брови, если нет карандаша: 4 достойных замены

Как распознать леворукого ребенка?

Это очень просто. Понаблюдайте, какой рукой ребенок выполняет сложные действия. Известно, что уже в возрасте 5-6 месяцев дети предпочитают одну из рук. Но действия эти еще очень просты. И разобраться, какая из них ведущая, в это время невозможно.

В четыре года малыш уже четко определяет для себя ведущую руку. Окончательно предпочтение формируется и закрепляется к пяти годам. И когда он достигнет этого возраста, вы можете сами определить леворукость, ответив на несколько простых вопросов.

Какой рукой ребенок рисует?
В какой руке держит ложку?
Какой рукой бросает камень?
В какой руке он держит зубную щетку?
Какой рукой забивает гвоздь молотком?
В какой руке держит ластик, когда стирает?
Какой рукой причесывается?
Какой рукой раздает карточки?

Посмотрите, как ребенок выполняет специальные задания, разработанные психологами для выявления ведущей руки. Вот некоторые из них:

  1. Попросите ребенка построить колодец из спичек. Та рука, которая чаще выполняет активные действия, и есть ведущая.
  2. Посмотрите, как малыш аплодирует. Если ребенок бьет правой ладошкой по левой, то он праворукий, если наоборот — леворукий.
  3. Детям постарше можно предложить переплести пальцы рук. Считается, что сверху будет находиться ведущая рука. По этому же принципу работает и так называемая «поза Наполеона».
  4. Можно дать малышу задание завести часы. Если он работает левой, а держит часы в правой руке, то он леворукий, и наоборот.

Более подробный перечень вопросов содержат специальные опросники, которые помогут родителям узнать, является их ребенок леворуким, праворуким или амбидекстром. Амбидекстр — это человек, одинаково хорошо владеющий обеими руками, без выраженного предпочтения одной из них).

Леворукими рождаются или становятся?
Верны оба утверждения. Дело в том, что выделяют два типа левшества.
Первое — естественное, наследственное. Оно генетически обусловлено. Среди родственников такого ребенка, как правило, есть леворукие или амбидекстры.
Второе — патологическое. В этом случае леворукость является результатом перенесенных травм, патологически протекающей беременности, повреждения определенных мозговых центров во время родов.
Также предпочесть левую руку могут праворукие дети после травмы правой руки. К примеру, ребенок после болезненного перелома правой руки хорошо запомнил, что выполнять ею действия больно. И он старается работать левой, хотя это и дается ему тяжелее. И это как раз тот случай, когда ребенка переучивать на правшу целесообразно. И чем раньше — тем лучше. Но о переучивании немного позже.

Леворукость: разновидность нормы или аномалия

Точное количество левшей определить невозможно. Есть данные, что в мире этой особенностью обладает около 500 миллионов человек. В статистических документах можно встретить сведения и о 1,5%, и о 8% всего населения земного шара. Определить точные данные сложно, этот признак не заметен с первого взгляда, и не каждый человек признается в своей особенности.

К левшам в прошлые исторические эпохи относились по-разному. Иногда их не признавали, иногда молва наделяла сверхъестественными способностями. До нас дошли имена не всех леворуких людей, сыгравших колоссальную роль в истории, науке или искусстве, но и такой список впечатляет. Многие американские президенты и правители других государств имели доминирующее правое полушарие. Про эту особенность Наполеона, Цезаря и Пушкина знают многие, есть и другие, не слишком известные примеры:

  • вождь инков Япанку Локу;
  • космонавт Нейл Армстронг;
  • живописец Рафаэль;
  • актер Том Круз;
  • актриса Джулия Робертс;
  • режиссер Джеймс Камерон;
  • композитор Бетховен;
  • певец Стинг;
  • сказочник Андерсен
  • писатель Лесков, создавший повесть «Левша»;
  • футболист Марадона;
  • боксер Сандерс, победивший в 2003 г. Кличко.

Список можно продолжить на много страниц. Если учесть, что детство многих известных людей прошло во время, когда леворукость считалась недостатком, возможно, многие кумиры прошлых поколений тоже были скрытыми левшами. В некоторых странах, например в Китае, до сих пор леворукость считается аномалией. Родители прилагают колоссальные усилия, чтобы их дети были «как все», калеча этим нервную систему ребенка.

Преимущества левши

Правое полушарие наделяет ребенка-левшу богатым воображением, способностью к фантазии и творчеству. Среди левшей можно найти много творческих личностей с мировой известностью.

Очень часто именно леворукие люди делают прорывы в искусстве, создают новые инновационные технологии. Этому способствует их возможность перерабатывать полученную информацию сразу всю, целиком. Остальное человечество воспринимает новую информацию разрозненными частями.

Еще одна особенность левшей — способность прокручивать в голове сразу несколько решений одной задачи. Именно это помогает им быстро найти выход из любой нестандартной ситуации.

Происхождение леворукости

Как формируется леворукость? Ученые до сих пор не знают точного ответа на этот вопрос.

В XX веке существовало множество гипотез, пытающихся объяснить возникновение праворукости. Леворукость рассматривалась в них как исключение из правил. Согласно одной из таких версий, праворукость связана с несимметричным расположением внутренних органов, которые смещают центр тяжести тела вправо. Необходимый при этом упор на левую сторону делает правую более свободной. Мышцы правой руки тренируются, она становится более развитой, ее движения — более точными.

Еще популярнее была так называемая теория «щита и меча». Как известно, воины во время сражений закрывали свое сердце щитом. А значит, держали его левой, пассивной рукой. Оружие при этом оставалось в правой. Многовековая тренировка в бесчисленных сражениях и определила преимущество правой руки в разных видах деятельности. Правда, остается непонятным, почему большинство женщин — праворукие, ведь они никогда не пользовались ни щитом, ни мечом.

Бывают ситуации, когда праворукие люди под влиянием внешних обстоятельств, а не в силу биологических причин становятся леворукими. Наиболее частыми причинами такой «вынужденной» леворукости являются травмы правой руки, перенесенные в раннем детстве.

Влияние среды может быть и не столь жестким, но дать тот же результат формирования уже «невынужденной» леворукости. Нетрудно представить себе ситуацию, когда воспитательница просит малышей: «Дети, возьмите ложку (ручку, карандаш) в правую руку». Вряд ли кто-то из детишек настоит на своем праве пользоваться левой рукой. Ведь ребенок, как правило, подражает взрослым или сверстникам. Так происходит «ненасильственное» переучивание.

Поскольку весьма часто встречается такое явление, как семейная леворукость, ученые признали возможность передачи этого признака по наследству. Существует и несколько концепций генетической обусловленности этого явления. Было доказано, что 50% детей становятся леворукими, если оба родителя леворуки, 16,7% — если один из родителей леворук, и 6,3% — если в семье нет леворукого.

Существует и еще один вариант появления леворукости — компенсаторный, при котором это явление возникает как компенсация нарушений в развитии мозга ребенка, а причиной может быть патология беременности и родов, тяжелые черепно-мозговые травмы или серьезные заболевания в раннем возрасте.

Еще в 50-х годах прошлого столетия возникла теория, согласно которой считалось, что в процессе развития головного мозга у человека происходит разделение функций между левым и правым полушариями. Правое полушарие отвечает за конкретно-образную деятельность (распознавание предметов по запаху, цвету и зрительное восприятие). А левое — за речевые функции, чтение, письмо, математическое, логическое и аналитическое мышление. Именно поэтому левое полушарие называли преобладающим (доминантным). Считалось, что оно «управляет» правой рукой и ногой, а правое — левой рукой и ногой. Из этого следовал вывод, что у правшей доминирует левое полушарие, а у левшей — правое. Но за последние десятилетия появилось много новых данных, доказывающих, что в регуляции движений и правой, и левой руки участвуют оба полушария. Ученые опять оказались в начале пути, и пока остается загадкой, что же является ведущим фактором в деятельности мозга, обуславливающим предпочтение человеком той или иной руки. По-видимому, все открытия впереди.

Причины происхождения леворукости могут быть разными, и поэтому нельзя говорить о каких-то общих особенностях, характерных для всех таких детей. Несомненно одно: леворукость нельзя считать причиной нарушений или отклонений в развитии, виновницей сниженных интеллектуальных и физических возможностей, как считалось ранее. Это не болезнь. Преимущественное владение рукой зависит не от желания или нежелания ребенка и не от его упрямства, а развивается в связи с особой организацией деятельности мозга.

Развитие леворукого ребенка

У леворукого ребенка наблюдаются некоторые особенности развития. У малыша медленнее формируется фонематический слух, он хуже ориентируется в пространстве. Или даже иначе воспринимает пространство.

Да, среди левшей много талантливых людей. Это так же верно, как и то, что левши часто испытывают затруднения еще на этапе подготовки к школе. И задача родителей сделать так, чтоб малыш не отстал от сверстников, чтоб у него вовремя сформировались все навыки и умения.

Общеизвестно, что для правильного формирования речи ребенку полезно уже с самого раннего возраста читать книги. Специалисты считают, что чтение вслух благоприятно отражается на развитии маленького человека. При этом чтец должен четко произносить все звуки, не спешить. Слушатель должен успевать понять прочитанное.

Старайтесь больше разговаривать с ребенком. При этом тоже нужно четко произносить все звуки. Произносите слова неторопливо, чтобы малыш мог усвоить информацию. Не глотайте слоги, делайте паузы.

После 3-4 лет крохе уже хочется вволю поговорить самому. Не отмахивайтесь от ребенка, найдите время для обстоятельных обсуждений всего, что волнует малыша.

Для правильного формирования речи рекомендуется заниматься артикуляционной гимнастикой. Она поможет малышу не только четко и правильно произносить слова, но и облегчит процесс обучения письму. Вот некоторые простые упражнения.

  1. Растянуть губы в улыбке.
  2. Вытянуть губы трубочкой.
  3. Растянуть губы в улыбке, потом вытянуть их трубочкой.
  4. Закрыть и открыть рот.
  5. Вытащить язык изо рта в форме «лопаты».
  6. «Свернуть» вытянутый язык трубочкой.
  7. Поболтать языком вверх-вниз.
  8. Попробовать дотронуться языком до кончика носа, а потом до подбородка.

Ничто так не подготовит руку к письму, как упражнения, развивающие мелкую моторику. Предоставьте малышу возможность манипулировать мелкими предметами: научите его шить, вышивать, нанизывайте вместе бусы, собирайте мозаики, делайте всевозможные панно из природных материалов. Полезно даже перебирание фасоли или крупы. Покупайте специальные книжки с развивающими упражнениями. Очень полезно рисовать по точкам, заштриховывать фигуры, раскрашивать картинки.

Развить координацию движений, внимание, усидчивость, столь необходимые в школе, помогут танцы, художественная гимнастика и другие виды спорта

Важно выработать у ребенка правильную технику письма. Ведь левой рукой это делается не совсем так, как правой

Причем, объяснить, как правильно держать ручку, вы можете ему сами, не доживаясь, пока это его этому научат в школе. При письме ребенок, естественно, должен сидеть прямо, не касаясь грудью стола. Ноги, согнутые в коленях под прямым углом всей поверхностью ступнями должны упираться в пол. Голова чуть наклонена направо. Кисть левой руки, держащая ручку, развернута к поверхности стола и опирается на нижнюю часть ладони и ногтевую фалангу немного согнутого мизинца. Источник света находится с правой стороны

Ведь левой рукой это делается не совсем так, как правой. Причем, объяснить, как правильно держать ручку, вы можете ему сами, не доживаясь, пока это его этому научат в школе. При письме ребенок, естественно, должен сидеть прямо, не касаясь грудью стола. Ноги, согнутые в коленях под прямым углом всей поверхностью ступнями должны упираться в пол. Голова чуть наклонена направо. Кисть левой руки, держащая ручку, развернута к поверхности стола и опирается на нижнюю часть ладони и ногтевую фалангу немного согнутого мизинца. Источник света находится с правой стороны

Важно выработать у ребенка правильную технику письма. Ведь левой рукой это делается не совсем так, как правой

Причем, объяснить, как правильно держать ручку, вы можете ему сами, не доживаясь, пока это его этому научат в школе. При письме ребенок, естественно, должен сидеть прямо, не касаясь грудью стола. Ноги, согнутые в коленях под прямым углом всей поверхностью ступнями должны упираться в пол. Голова чуть наклонена направо. Кисть левой руки, держащая ручку, развернута к поверхности стола и опирается на нижнюю часть ладони и ногтевую фалангу немного согнутого мизинца. Источник света находится с правой стороны.

Когда можно точно определить, что ребенок левша?

Гораздо чаще доминирование одного полушария над другим не заметно с самого рождения. Более того, в разные периоды внимательные родители могут отметить преимущественное использование то одной руки, то другой.

Намного точнее определить, что малыш левша удается только к 4-5 годам. В этом возрасте у ребенка окончательно определяется доминантное полушарие мозга, а, следовательно, и преимущественное использование одной руки.

До этого момента вполне допустимо предлагать малышу использовать правую руку для рисования. Однако если ребенок упорно хочет действовать левой — не настаивайте.

Насильственное переучивание может иметь самые нелицеприятные последствия:

  • малышу будет сложнее даваться речь;
  • могут возникать сложности с обучением и восприятием информации;
  • на фоне давления со стороны окружающих проявляться нервозы, энурез, заикание;
  • могут потеряться многие врожденные способности ребенка, особенно связанные с творчеством, музыкальным слухом, ориентацией и координацией движений.

Гармоничному развитию может помешать даже перетягивание ведущей руки в младенчестве. Это один из аргументов в пользу свободного пеленания.

Особенности развития ребенка левши, его характера, способа мышления и восприятия окружающего мира

Сравнительно недавно британский психологический журнал Laterality опубликовал данные обследования около 1,5 млн. человек. Оказалось, что вопреки популярным заблуждениям, леворукие не чаще попадают в происшествия и не умирают в более молодом возрасте, чем правши. Выяснились и другие особенности, к примеру, левши реже болеют язвой желудка.

Но главные различия – это «зона ответственности» больших полушарий и характер нервно-психической деятельности. Кора левой половины головного мозга после поступления информации начинает ее «раскладывать по полочкам». Благодаря логическим построениям в левом полушарии мы понимаем связную речь, способны анализировать явления окружающего мира и абстрагироваться от них.

Правая часть головного мозга «схватывает» информацию на лету, мгновенно создавая целостный образ. Нейрофизиологи и психологи выяснили, как думает ребенок левша и особенности его мышления. Кратко вывод исследователей формулируется так: больше интуиции и прозрения, чем логики. Не все возможности правого полушария досконально изучены, есть немало белых пятен.

Большой разницы между интеллектуальными способностями право-и леворуких людей нет, но левши более склонны к творчеству.

Подытожим отличия ребенка левши от правши:

  • преобладание образного мышления;
  • мгновенное «схватывание» сути;
  • склонность к творчеству;
  • развитая интуиция;
  • эмоциональность;
  • импульсивность.

У левшей чаще, чем у правшей, встречаются заболевания, связанные с развитием мозга, в частности шизофрения, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

По данным многочисленных исследований психологов, леворукие люди чаще склонны к инновациям. Они способны к дивергентному мышлению, генерируют новые идеи и могут одновременно «прокручивать» в мозгу множество возможных решений. Левша, скорее всего, выберет своей будущей профессией деятельность в сфере изобразительного искусства, музыки, информационных технологий, спорта.

Многие выдающиеся личности, чьи имена у всех на слуху, были левшами:

  • полководцы Македонский, Цезарь, Наполеон;
  • художник, изобретатель Леонардо да Винчи;
  • скульптор и художник Микеланджело;
  • музыканты Бетховен, Бах, Маккартни;
  • гениальный ученый Эйнштейн;
  • великий комик Чаплин;
  • писатели Кэролл, Даль.

Хорошо подготовленный к школе ребенок левша, особенности в плане творческого потенциала обязательно проявит на уроках. Скорее всего, это будут занятия по ознакомлению с окружающим миром, технологии, изобразительной деятельности. Сложнее приходится левше на уроках русского языка и математики.

К сожалению, способности леворуких, позволяющие делать выдающиеся открытия, управлять народами и создавать потрясающие произведения искусства, затрудняют их детские годы. Отличия от сверстников приносят ребенку душевные переживания. Результатом часто становятся конфликты, девиантное поведение, что не добавляет радости учителям и родителям.

Нужно ли исправлять двурукость?

Раньше мнение специалистов было однозначным: и левшей, и амбидекстров необходимо переучивать на использование только правой руки, «правильной». В ход шли наказания, привязывания одной конечности, попреки…

Но уже почти 40 лет специалисты уверены, что такие издевательства только вредят. Переучивание нередко приводит к состоянию декстастресса, причины неврозов, неврологических нарушений – заикания, энуреза и т. д. При наличии склонности к эпилепсии переучивание вызывало эпиприступы.

Кроме декстастресса переучивание опасно также развитием амбисинистрии. Если переводить этот термин дословно, получится «две левые руки», то есть человек не владеет нормально ни одной рукой.

На сегодняшний день никого не переучивают – ни правшей, ни левшей, ни амбидекстров. Для всех есть удобные инструменты – ручки, ножницы, даже двери в доме можно сделать с учетом ведущей руки. Но если малыш никак не определится с «главной стороной», его надо учить развивать обе руки, следить за речью и неврологией и корректировать появляющиеся проблемы (если они возникнут).

Пройдите тест

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Преимущества и недостатки жизни левшей

Ребенок не должен воспринимать себя ни как будущего гения, ни как отклонение от нормы

Относитесь к нему с обычной любовью и вниманием. Заранее встретьтесь с его будущей учительницей и расскажите об особенности дошкольника

При этом папе с мамой нужно знать, в чем сильные и слабые стороны левши, чтобы вовремя предотвратить возможные опасности и конфликты.

Мир устроен для удобства людей с доминирующей правой рукой. Левши должны постоянно приспосабливаться, и это неудобство тоже можно отнести к преимуществам. Они умеют сами подстраиваться под обстоятельства, проявлять гибкость. В результате человек с доминирующим правым полушарием учится водить машину и сдает экзамен на права не хуже остальных. Он приходит на производство и осваивает оборудование, рассчитанное на праворуких работников. Эта особенность дает людям и другие преимущества:

  • уникальный способ переработки информации позволяет генерировать креативные идеи;
  • высокий творческий потенциал;
  • способность находить нестандартные решения различных проблем;
  • в некоторых видах спорта (бокс, фехтование, теннис) противнику трудно приспособиться и предугадать действия левши.

Конечно, леворукость создает и много сложностей. Дети часто бывают жестокими, ищут в своей среде изгоя, объект для насмешек. Часто жертвами становятся их сверстники, имеющие какие-нибудь особенности. Ситуация усугубляется еще и тем, что левши очень болезненно реагируют на негативное мнение окружающих. Есть и другие отрицательные стороны леворукости:

  • медленное обучение чтению;
  • сложность в распознавании геометрических фигур;
  • неправильное или зеркальное изображение букв и цифр;
  • быстрая утомляемость.

Родителям нужно помочь ребенку в первые школьные годы. Контролируйте, как ваш маленький левша делает домашние задания. Отнеситесь к его ошибкам доброжелательно, вместе разберитесь, почему он неправильно решил задачу или написал букву. Придумайте мнемонические правила в эмоциональной веселой форме: буква «з» поворачивается Задом к соседкам, написанным после нее. А если сказать ему, что овал – это круг, на который сел слон, ребенок никогда в жизни не перепутает эти фигуры.

Не огорчайтесь, если ваш ребенок левша не показывает признаки одаренности. Любите своего малыша таким, какой он есть, радуйтесь вместе с ним, старайтесь утешить при неудачах, помогайте найти выход из сложной ситуации

Обращайте внимание на положительные характеристики, свойственные леворуким детям, и используйте их при выборе внешкольных занятий. С вашей поддержкой ребенок сумеет в полной мере воспользоваться возможностями, которые дает доминирующее правое полушарие, и преодолеть сложности, вытекающие из этой особенности

Как стать амбидекстром?

Все люди появляются на свет без «привязки» к одной руке. За владение правой отвечает левое полушарие, и наоборот. И при рождении среди полушарий главных нет.

А вот по мере развития психики и функций высшей нервной системы появляется распределение ответственности – какое полушарие, а значит, рука (и нога) станут ведущими.

В норме к четырем годам уже все становится понятно: какая рука будет все хватать, а какая останется в помощниках. До этого срока путать ведущие руки – норма. А вот если и после четырех лет продолжается равноправие обеих рук – тогда ребенка называют «истинным амбидекстром».

Почему так происходит?

Версий появления амбидекстрии множество, но есть основные теории, подтвержденные исследованиями.

  • Теория незаконченной латерализации, когда мозг не определяется своевременно с доминантой левого или правого полушария, и ребенок «застревает» на этапе владения двумя руками. А в процессе взросления развивает обе или одну – как приучат. Причины незаконченной латерализации до конца не выявлены – они могут быть как индивидуальной особенностью, так и следствием задержек развития.
  • Патологии внутриутробного развития: существует эволюционная теория асимметрии В.А. Геодакяна. По этой теории правое полушарие считается более «древним», поэтому поначалу превалирует над левым, а значит, левая рука сначала «главнее». А вот после появления на свет активно развиваются речевые функции, за которые отвечают отделы в левом полушарии. А значит, управление правой половиной тела получает преимущества. А вот если до рождения или в период родов у ребенка была гипоксия, из-за которой пострадало левое полушарие (оно более чувствительно к количеству кислорода), то перехватить на себя управление ему становится сложнее. Так появляются левши, а порой и амбидекстры.
  • Теория о генетике подтверждения исследованиями про специфический ген на второй хромосоме – LRRTM1. Часть мутаций в этом гене провоцируют леворукость и амбидекстрию, что может объяснять наследственность в семьях с левшами. К сожалению, эти же мутации связаны с повышенной вероятностью шизофрении.

Запоминаем, чего делать нельзя, а что – нужно

Основное правило обучения и воспитания ребёнка, имеющего доминирующую левую руку, — принять эту особенность как неизменную данность. Попытки «перекроить» малыша, научить его пользоваться правой рукой, наказания, давление являются абсолютно бессмысленными и даже вредными. Поскольку леворукость – не прихоть и не выбор, требование «стать нормальным» не имеет никаких шансов быть исполненным. Более того, переучивание затормозит развитие и может вызвать серьезные соматические расстройства.

Специалисты рекомендуют меньше заострять внимание на леворукости отпрыска – пусть он воспринимает себя как обычного человека. Такое отношение способствует формированию адекватной самооценки

Не относитесь к левше как к всесторонне одаренной личности. Не нужно развивающих классов, специальных программ обучения, углубленного изучения предметов – для него это может стать непосильной нагрузкой.

Помните, что ребенок левша достаточно раним, чувствителен, эмоционален, избегайте криков, суровых наказаний, жесткой дисциплины.

Не бейтесь за красоту почерка – это бесполезно. Скорее всего ваш леворукий отпрыск выберет отрывное письмо с наклоном букв в левую сторону. Не бойтесь, что будут проблемы со школьными отметками – методические рекомендации Минздрава запрещают учителям снижать оценки левшам за неровный почерк.

Как научить левшу читать и писать?

Перед тем, как отдать ребёнка-левшу в школу, нужно подготовить почву, чтобы основные занятия дались ему легче. Развитие мелкой моторики должно быть обязательным в расписании дня. Один из навыков, который подготавливает руку к письму – складывание мозаики слева направо рядами. Это необходимо для будущего правильного восприятия теста.

При обучении чтению левше обычно все равно, с какой части предложения начинать читать, он теряет строчки. При письме такие дети часто зеркалят, пропускают буквы, не дописывают слова.

Преодоление этих проявлений – только в последовательном и мягком исправлении ошибок и постепенной наработке навыков письма и чтения слева направо. Можно как-то отметить левую руку ребёнка, например, браслетом

Обращая внимание на эту руку, ребёнок будет отмечать начало ряда

В классе левше лучше сидеть с левой стороны стола, тогда ребёнок не будет пересекаться с рукой соседа-правши и дети не помешают друг другу.

Тетрадь должна располагаться так, чтобы нижний левый угол рабочей страницы был напротив правого плеча. Тогда рука меньше устает, а ребёнок видит, что он пишет

Держать ручку ребёнок приспосабливается сам, ведь важно еще и не размазать то, что написано. Также важно следить за осанкой – дети часто «уезжают» телом вслед за рукой

В каком возрасте можно определить левша или правша ребенок

Более детально установить какая рука преобладает у ребёнка представляется возможным к трём годам. Для определения этого необходимо только пристально наблюдать за ребёнком. Однако в эти года кроха может совершать данные манипуляции не основной рукой. Окончательно понять левша ребёнок или правша представляется возможным только к четырём годам.

Правое полушарие головного мозга ответственно за эмоциональное состояние, левое – за логическое мышление. Из этого следует вывод, что различие таких детей не только в том, какой рукой они пишут. Малыш-левша излишне впечатлителен, что требует грамотного выбора в вопросах воспитания.

Левша обожает сказки, очень восприимчив и эмоционален. Подвержен внезапным изменениям настроения. Отличительная черта – быстрая речь, жестикуляция, фантазёр.

Не стоит пытаться переучить левшу. Любое вмешательство может травмировать психику ребёнка. Правильным подходом будет помощь крохе в привыкании к этой особенности. Следует давать ребёнку больше времени для релаксации.

Некоторые рекомендации для детей левшей

1.Развивать в ребёнке навыки ориентирования в пространстве. Такие малыши имеют возможность переписывать или срисовывать что-либо зеркально.

2.Избегать чрезмерной загруженности во избежание нежелания обучаться.

3.Не посещать дошкольное детское учреждение. Это связано с тем, что левшам сложно пребывать в больших группах и соблюдать строгий режим.

Как определить левша или правша ребенок тесты

Отец и мать, замечающие, что их чадо рисует или пишет левой ручкой, начинают волноваться. Для определения доминирующей руки можно воспользоваться тестами:

1. Какой рученькой малюет малыш?

а) правой

б) левой

в) обеими

2. Рука, которой ребёнок берёт ложку?

а) правая

б) левая

в) любая

3. Может ли вырезать, держа ножницы в левой руке?

а) нет

б) да

в) не имеет значение нахождение ножниц в определённой ручке

4. Какой рукой малыш ловит мяч?

а) правой

б) левой

в) постоянно разными

5. Какой рукой чадо берёт телефон?

а) правой

б) левой

в) постоянно разными

6. Бывает ли такое, что ребёнок пишет либо рисует зеркально?

а) никогда

б) часто

в) редко

7. Играя с конструктором или кубиками он пользуется:

а) правой

б) левой

в) двумя одинаково

8. Аплодируя, какая рука наиболее действенна?

а) правая

б) левая

в) обе

9. Где оказывается пальчик правой кисти при сплетении пальцев в замок?

а) вверху

б) внизу

в) когда как

10. Откручивает крышку:

а) правой

б) левой

в) двумя попеременно

При преобладании положительных ответов «а» — ребёнка считают правшой.

Большинство ответов «б» говорит о том, что малыш левша.

Равное количество положительных ответов в обоих пунктах либо преобладание ответов «в» — ребёнок обладает двурукостью. Это значит, что обеими руками кроха владеет одинаково.

Рекомендуется не заниматься переучиванием малыша.

Способы занятий с ребенком левшой

Преобладание левой руки – не повод для переживаний. Это следствие того, что мозг функционирует иначе. Причинами леворукости могут являться генетические аспекты в период развития плода. Пытаться переучить такого малыша не стоит. Вмешательство негативно скажется на психологическом и эмоциональном состоянии ребёнка, чревато отразятся на здоровье. Следствие этого – агрессивность, импульсивность, апатия, расстройство сна, мигрени, заикание. Нарушается почерк, и возникают трудности в процессе обучения письму.

При развитии мелкой моторики делать акцент на левую руку. Это же касается и пальчиковых упражнений.

Ребёнок-левша быстро и без трудностей проходит период адаптации.

Следует помнить, что переучивание поспособствует торможению развития. Малыш может растеряться. Грамотно способствовать развитию того, чем наделила чадо природа, будет лучшим выходом.

Не упустите эту возможность!

отзывы женский форум мам вуманик ру (беременность, дети, лечение и другое)

Признаки левши у ребёнка

Давайте попробуем разобраться, как можно выявить признаки левши у ребёнка:

Те, у кого есть дети, знают, что в первый год жизни у них развит хватательный рефлекс. При этом ребенок одинаково хорошо работает обеими ручками. Позднее, когда начинается стадия «разрисовывания обоев», можно определить, какой рукой малышу пользоваться удобнее. Но не стоит делать поспешных выводов: возможно, ребенку просто нужно было дотянуться до определенного места, а иначе, как левой рукой, это сделать было невозможно.

Просто попробуйте понаблюдать за ребёнком.

В период активности ребёнка можно отметить какая рука главная, какой рукой малыш выполняет действия быстро и ловко.

Предложите ребёнку, например, порезать бумагу ножницами, закрутить крышку на бутылке, перелить воду из одного стакана в другой, закрыть открыть молнию на сумке, подать сигнал колокольчиком и т.д.

Окончательно удостовериться в том, что ребенок левша, можно тогда, когда малыш учится читать или писать. Левша водит по строчкам указательным пальцем левой руки, пытается держать письменные принадлежности ею.

Особенности развития левши

Способность писать левой рукой объясняется психологическими и нейробиологическими особенностями личности. Как известно, человеческим телом управляют оба полушария головного мозга. До недавнего времени считалось, что левое полушарие преобладает над правым, считается главным или доминантным. Но последние научные разведки предоставили материал, который оспаривает предыдущие теории и доказывает равноправие обоих полушарий. Действительно, не стоит сравнивать две системы, которые имеют совершенно разные функции.

Следовательно, у ребенка, который чаще пользуется левой рукой, более развито правое полушарие.

В идеале, человек должен был бы иметь способность одинаково хорошо пользоваться обеими руками. История знает таких личностей. Предположительно и рождаются люди с одинаково развитыми полушариями головного мозга. Но в процессе развития и под влиянием множества факторов одно из них начинает преобладать над другим.

Однако левша от правши отличается не только использованием определенной руки.

  • У леворуких детей отличается мышление.
  • Они более эмоциональны и ранимы.
  • Родителям нужно понимать, что эти дети глубоко проживают обиды, позже начинают говорить, читать и писать.

Их не стоит заставлять насильно заниматься науками и ставить в пример, так как это может травмировать психику. Левши умеют креативно мыслить, придумывать новые неординарные решения поставленных задач. Они скорее доверяют своей интуиции, чем разуму. Ведь не зря истории известно столько выдающихся личностей, которые были левшами: Лев Толстой, Александр Македонский, Чарли Чаплин, Иоганн Себастьян Бах, Леонардо да Винчи и многие другие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector