Современные школьные программы для первоклашек: плюсы и минусы, отзывы

УМК для начальной школы

Программы школьного образования составляются индивидуально на основе действующих учебно-методических комплексов (УМК) с учетом свойства вариативности. Согласно ФГОС второго поколения, процесс обучения должен проходить с использованием учебной литературы, объем которой ограничен федеральным перечнем. В соответствии с приказом Минпросвещения РФ №345 от 28.12.2018 г., федеральный перечень учебных материалов в 2020-2021 году включает в себя следующие предметные линии, входящие в УМК для начальной школы (для учащихся с 1 по 4 классы):

Перспектива (изд

«Просвещение») – важной задачей УМК является духовное и нравственное воспитание граждан РФ. В качестве дидактической основы выступает система деятельностного метода

Учебники нацелены на развитие воображения и логики, по каждому предмету применяется большое количество дополнительных материалов. Подходит для детей всех типов мышления.

Школа России (А. Плешакова) – проверенная временем УМК, основывается на лучших традициях отечественного преподавания. В ее основе лежит развитие духовности, патриотизма, нравственности школьников. Направлена на формирование навыков обучения и включение детей в учебный процесс. Полностью адаптирована и обеспечена необходимым программно-методическим сопровождением.

Гармония (Н. Б. Истомина) – обязательным условием данного УМК является вовлечение родителей в учебный процесс с целью первичного разбора материала дома с ребенком. Отличается практической направленностью. Акцент в обучении делается на самообразовании и самостоятельной работе. Программа разработана для детей с аналитическим складом ума и способностями к техническим дисциплинам.

  • Начальная инновационная школа (изд. «Русское слово») – совмещает в себе систему традиционного и развивающего обучения. Подойдет как ученикам инклюзивных классов, так и одаренным детям. В ее основе – индивидуальный подход к каждому ученику, воспитание самоконтроля учащихся, контроль самооценки.
  • Начальная школа XXI в. (Н. Ф. Виноградова) – УМК продвинутого уровня для эрудированных школьников. Обучающимся прививаются навыки самостоятельного освоения материалов, концентрации на самообучении, инициативность. Акцент делается на индивидуальности школьников и личностной ориентированности обучения.
  • Перспективная начальная школа (изд. «Академкнига/Учебник») – направлена на развитие логики, аналитического мышления и общее интеллектуальное развитие. Подходит всем детям, независимо от уровня подготовки.
  • Ритм (изд. «Дрофа») – основана на традиционном подходе, разработанном К. Д. Ушинским, с учетом последних достижений в области педагогики и психологии.
  • Планета знаний (совместно изд. «Дрофа» и «Астрель») – направлена на развитие творческих способностей детей гуманитарного склада ума. Базируется на принципе выбора: помимо базовой программы включает в себя множество факультативных занятий по желанию обучающихся. В рамках данной УМК школьники учатся ставить спектакли, сочинять сказки, делать презентации и т.д.
  • Система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова («БИНОМ. Лаборатория знаний») – проверенная временем система, кардинально отличающаяся от традиционной. У нее нет аналогов в плане развития творческого потенциала учащихся и по эффективности обучения. Минусом является то, что система рассчитана исключительно на начальные классы и не продолжается в основной школе, что может привести к потере интереса к освоению школьной программы в будущем.
  • Школа 2000 (Л. В. Петерсон).
  • Сферы (изд. «Просвещение»).

Не вошли в список утвержденных УМК для программ начальной школы на 2020-2021 год:

  1. Диалог.
  2. Система Л. В. Занкова.
  3. Система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова (изд. «ВИТА-ПРЕСС»).
  4. Школа 2100.

Какие программы начальной школы будут наиболее востребованы в 2021 году – покажет время

Но уже сегодня можно с уверенностью сказать, что большое внимание в них будет уделено воспитанию подрастающего поколения и дополнительному образованию. Среди тенденций, которые могут в будущем повлиять на изменение учебных программах для начальной школы в 2020–2021 году, можно назвать увеличение начальных школ с шахматами и иностранным языком в качестве обязательного предмета

  • Продленка в школе в 2020-2021 году
  • Университетские субботы в 2020-2021 году
  • Выпускной в 2021 году

Принципы – важнейшие условия

Среди основных принципов, на которые опирается обучение по программе «Школа России», авторы выделяют:

  • воспитание гражданина реализуется через содержание всех предметов, направленное на духовно-нравственное развитие;
  • ценностные ориентиры формируются с помощью учебного материала по каждому из предметов;
  • обучение ведётся в деятельности через формирование у детей личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, универсальных учебных действий;
  • синтез традиций и инноваций заключается в разумном сочетании проверенных временем элементов традиционного образования, сохранившихся в отечественной школе, с инновационными разработками;
  • экоадекватный характер образования развивает у детей природосберегающие потребности, воспитывает любовь и уважение к природе, желание сохранять и беречь её, относиться к ней как к величайшей ценности;
  • глобальная ориентация образования предусматривает формирование у детей целостных понятий о мире, частью которого является родная страна, а также осознание себя как части всего человечества, представителя планеты Земля;
  • работа ориентирована на результат и подразумевает такое активное включение учащихся в деятельность, при котором происходит движение к достижению личностных, метапредметных и предметных результатов, показывающих уровень освоения программы начальной ступени обучения.

Какие есть программы в школе для начальных классов

Обучение в школе может проводиться по любой из программ, разрешенных министерством. Более того, существует вероятность оказаться в классе, где обучение проходит по авторской методике. По сути запрета нет, да и авторская программа разрабатывается всегда на основе действующих вариантов. В противном случае она становится экспериментальной, а к таким методикам совсем другие требования.

Для примера можно рассмотреть такой перечень программ:

  1. Школа России:
    — легкая программа, сравнимая с советским образованием. Дети сначала осваивают письмо и счет, одновременно у малышей формируют положительные качества среди которых доброта, ответственность, терпеливость.
    — к минусам стоит отнести минимальное задействование логического мышления и отсутствие целенаправленного развития воображения, также не всем нравится некая простота программы.
  2. Начальная школа 21 века:
    — исследовательская направленность программы, требующая развития смекалки, формированию умения искать информацию, применению фантазии. Также отмечают в числе плюсов отсутствие возможности заучивания без осмысления и плавность в переходе к более сложным материалам.
    — среди недостатков выделяют желательность уже сформированного навыка чтения, потребность в многочисленных рабочих тетрадях и вспомогательных материалах. Отмечают и иногда пропущенные неточности в последовательности изложения обучающей информации.
  3. Перспективная начальная школа:
    — программа учитывает особенности развития каждого ученика, позволяя школьникам проявить свои индивидуальные черты. Дети учатся и одновременно выступают помощниками для одноклассников.
    — довольно слабый уровень преподаваемых знаний из-за поверхностной подачи материала, что может быть исправлено хорошим педагогом. Это же касается и ошибок, разных неточностей и запутанных мест в учебниках.
  4. Планета знаний:
    — выделяется единством целей с дидактикой и иными компонентами программы. Целостность методики дополнена электронными приложениями, позволяющие сразу осваивать современные технологии.
    — временами отмечается чрезмерная частота возвращения к уже пройденному материалу и частичная поверхностность изложения ряда тем.
  5. РИТМ:
    — программа оправдывает свою аббревиатуру из развития, индивидуальности, творчества и мышления. Методика позволяет обучать детей с разными способностями, т.к. имеет отличающиеся по уровню сложности задания. Даже если ребенок уже идет в 3 класс, то переход на эту программу будет несложен — школьнику помогут влиться в нужный уровень заданий.
    — наблюдается неточность формулировок в учебниках. Также большую роль играет педагог, незнание им программы лишает детей всех преимуществ методики.
  6. Перспектива:
    — одна из востребованных программ, позволяющая формировать любознательность, прививая любовь к самостоятельному поиску и изучению. Методика учитывает психологические особенности детей, перестроив традиционные аспекты обучения под психику младших школьников.
    — к минусам относят факт того, что детям, не наученным заранее выполнять простейшие математические действия, будет сложно освоить программу.
  7. Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова:
    — программа ориентированная на формирование максимально возможного уровня любознательности и умения самостоятельно обучаться, включая поиск информации и ее последующий анализ.
    — многим родителям жаль, что одновременно с такими навыками у создателей не получилось сделать программу менее сложной, доступной для большего количества детей. Это методика одна из наиболее сложных, поэтому не подходит для ряда малышей.

Как было сказано выше, система Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова ранее была экспериментальной, хотя сейчас применяема наравне с другими сложными программами. В свое время та же «Школа 21 века» была активно осуждаема общественностью не только за нелогичность, но и за сложность. Сейчас же этот методический комплекс уже привлекает родителей своей многогранностью, поэтому они стараются выбрать его, не обращая внимания на более простые программы.

Школьная программа традиционно охватывает все звено с 1 по 4 класс. Поэтому необходимо вдумчиво подходить к выбору программы, по которой будет учиться малыш. Причем не всегда возможно начать обучение по желаемой методике.

Особенности программы

Основные принципы программы:

  • обеспечение учащихся знаниями в соответствии с требованием ФГОС,
  • формирование у школьников необходимых для учёбы навыков,
  • создание мотивации к изучению всех школьных предметов,
  • ориентирование работы на результат,
  • духовно-нравственное развитие учащихся,
  • привитие школьникам уважения к родной культуре и традициям,
  • воспитание бережного отношения к природе,
  • формирование целостной картины мира.

Ведущим принципом «Школы России» является применение в обучении проблемно-поискового метода, который позволяет сформировать у школьников навыки коммуникации, работы с информацией, планирования и рефлексии.  

Программа построена на достижениях традиционной русской педагогики и уделяет большое внимание патриотическому воспитанию учащихся. Материалы УМК призваны сформировать у школьников преданность Отечеству и малой Родине, интерес к родному языку и культуре, а также уважительное отношение к национальным ценностям всех народов России

Помимо этого, УМК ориентирован на развитие у детей качеств, соответствующих понятиям о человечности: доброты, эмпатии и отзывчивости.     

УМК «Школа России»

УМК «Школа России» состоит из следующих завершенных предметных линий учебников, которые включены в федеральный перечень рекомендуемых учебников (приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 N 345):

— Русский язык. Азбука. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др. (1 класс)Русский язык. Канакина В.П., Горецкий В.Г. — Литературное чтение. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. — Математика. Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. — Информатика. Семенов А.Л., Рудченко Т.А.  (3-4 классы) — Окружающий мир. Плешаков А.А., Крючкова Е.А.- Изобразительное искусство. Неменская Л.А., Коротеева Е.И., Горяева Н.А., Питерских А.С. и др. — Музыка. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. — Технология. Лутцева Е.А., Зуева Т.П.- Физическая культура. Лях В.И. — Физическая культура. Гимнастика. Винер И.А., Горбулина Н.М., Цыганкова О.Д. (Учебники могут использоваться в составе систем учебников «Школа России» и «Перспектива»). 

Все учебники, вошедшие в новый перечень, переизданы с изменениями и дополнениями. В связи с этим обучение по старым и новым учебникам в одном классе не рекомендуется методистами издательства.

Учебники системы «Школа России», не вошедшие в новый перечень, входили в федеральный перечень рекомендуемых учебников (приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014г. N 253). Поэтому образовательные организации вправе в течение трех лет использовать ранее приобретенные учебники.

Учебники для изучения предметной области Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) в 4 классе (могут использоваться в составе систем учебников «Школа России» и «Перспектива»)

— ОРКСЭ. Основы православной культуры. Кураев А.В. — ОРКСЭ. Основы исламской культуры. Латышина Д.И., Муртазин М.Ф. — ОРКСЭ. Основы иудейской культуры. Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В. — ОРКСЭ. Основы буддийской культуры. Чимитдоржиев В.Л. — ОРКСЭ. Основы мировых религиозных культур. Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и др. — ОРКСЭ. Основы светской этики. Шемшурина А.И.

Изучение иностранных языков по следующим УМК издательства «Просвещение»:

— Английский язык «Английский в фокусе» («Spotlight»). Быкова Н.И., Дули Д., Поспелова М.Д., Эванс В. (1-4 классы)- Английский язык «Звездный английский» («Starlight»). Баранова К.М., Дули Д., Копылова В.В., Мильруд Р.П., Эванс В. (углубленное изучение: 1-4 классы)- Английский язык. Кузовлев В.П., Перегудова Э.Ш., Пастухова С.А., Лапа Н.М., Костина И.П., Дуванова О.В. (2-4 классы) (не включен в новый перечень)- Английский язык. Верещагина И.Н., Бондаренко К.А., Притыкина Т.А., Афанасьева О.В. (углубленное изучение: 2-4 классы) — Английский язык. Алексеев А.А., Смирнова Е.Ю., Э.Хайн и др. (2-4 классы). УМК «Сферы» — Немецкий язык. Бим И.Л., Рыжова Л.И., Фомичева Л.М. (2-4 классы)- Немецкий язык «Вундеркинды Плюс». Захарова О.Л., Цойнер К.Р. (базовое и углубленное изучение: 2-4 классы)- Французский язык «Твой друг французский язык». Кулигина А.С., Кирьянова М.Г. (2-4 классы)- Французский язык «Французский в перспективе». Касаткина Н.М., Белосельская Т.В., Гусева А.В., Береговская Э.М. (углубленное изучение: 2-4 классы)- Испанский язык. Воинова А.А., Бухарова Ю.А., Морено К.В. (2-4 классы) 

Если материал вам понравился, нажмите кнопку вашей социальной сети:

Для изучения родного языка

Программа обучения грамоте «Школа России» представлена учебником «Русская азбука», авторами которого являются В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская и другие. Руководство это состоит из двух частей и дополнено четырьмя прописями. Для учителя создано методическое пособие с поурочными разработками «Обучение грамоте». Дополняют комплект электронное приложение «Русская азбука», четыре «Чудо-прописи» В.А. Илюхиной и дидактическое пособие «Читалочка» (Абрамов А.В., Самойлова М.И.)

Рабочие программы «Школа России» по русскому языку представлены в двух вариантах.

Математика Моро — это и арифметика, и геометрия, и алгебра

Обратимся к другим образовательным областям, которые содержит программа «Школа России».

ФГОС «Математика» представлен в ней авторской разработкой, над которой трудился творческий коллектив в составе М.И. Моро, М.А. Байтова, Ю.М. Калягина, С.И. Волкова, Г.В. Бельтюкова, С.В. Степанова.

Дети, занимающиеся по данной программе, встречаются с учебным материалом, в который входят задания из арифметики, алгебры и геометрии. Они осваивают четыре арифметических действия, учатся производить вычисления устно и письменно, знакомятся с различными величинами и единицами измерения, с разнообразными геометрическими фигурами и их особенностями, учатся обращаться с несложными чертежными и измерительными инструментами.

Авторы предполагают, что в результате данного курса дети смогут усвоить основы математических знаний, развить своё образное и логическое мышление, воображение, у них появится интерес к занятиям математикой и стремление применять математические знания в реальной жизни. Данная рабочая программа позволяет организовать образовательный процесс так, что учитель легко учитывает возрастные и индивидуальные особенности школьников и применяет в работе дифференцированный подход.

Учебно-методический комплекс, сопровождающий преподавание математики, включает не только пособия и электронные приложения к ним, но и рабочие тетради, сборники контрольных и проверочных работ, устных упражнений, наборы дидактических, счётных и разрезных материалов, демонстрационные таблицы, пособие «Для тех, кто любит математику» с нестандартными заданиями на развитие воображения, наблюдательности, логического мышления.

Для учителя разработаны подробные методические рекомендации по каждому классу. Количество материала является более чем достаточным для проведения современного урока математики в начальной школе, именно это отмечают педагоги, работающие по программе, оставляя свои отзывы. Программа «Школа России» гарантирует, что пройденный математический материал станет прочным фундаментом для дальнейшего усвоения знаний по этому школьному предмету. Многолетние результаты работы по данной программе также доказывают это. Школьники, переходя в пятый класс, легко справляются с новыми заданиями, опираясь на полученные в начальной школе умения.

Познать мир, в котором живём

Рассмотрим следующую область, которую содержит программа «Школа России». Окружающий мир изучается по учебникам и пособиям А.А. Плешакова, который является научным руководителем всего проекта. Учебники, электронные приложения, рабочие тетради, атласы, научные дневники и другие книги и пособия по этому предмету разработаны на основе ФГОС и направлены на формирование целостного представления о мире, окружающем ребёнка, и понимание своего места в нём. Реализация данного курса ставит перед собой задачи по воспитанию уважительного отношения к семье, малой родине, природе, культуре и истории, приобщению ребёнка к общечеловеческим ценностям, основам безопасного поведения в предполагаемых опасных и чрезвычайных ситуациях.

Программа «Окружающий мир» включает в себя знания из области природоведения, обществоведения, истории и других наук. Всё это позволяет научить школьника видеть мир как целостную систему со своими взаимосвязями.

Список учебников Школа России для 4 класса

  • Русский язык. 4 класс. Канакина В.П., Горецкий В.Г. 
  • Литературное чтение. 4 класс. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. 
  • Математика. 4 класс. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др.  
  • Информатика. 3-4 классы. Семёнов А.Л., Рудченко Т.А.  
  • Окружающий мир. 4 класс. Плешаков А.А., Крючкова Е.А.
  • Основы религиозных культур и светской этики. 4 класс. (Учебники могут использоваться в составе систем учебников «Школа России» и «Перспектива»).
  • Изобразительное искусство. 4 класс. Неменская Л.А., Коротеева Е.И., Горяева Н.А. (под ред. Неменского Б.М.).
  • Музыка. 4 класс. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. (Учебники могут использоваться в составе систем учебников «Перспектива» и «Школа России»). 
  • Технология. 4 класс. Лутцева Е.А., Зуева Т.П.
  • Физическая культура. 1-4 классы. Лях В.И.
  • Физическая культура. Гимнастика. 1-4 классы. Винер И.А., Горбулина Н.М., Цыганкова О.Д. (Учебники могут использоваться в составе систем учебников «Школа России» и «Перспектива»).

Плюсы и минусы программы

«Школа России», являясь модернизированной версией классической советской школьной программы, унаследовала многие достоинства и недостатки предшествующих УМК. 

Среди достоинств программы учителя и родители выделяют:

  • комплексное обучение по всем предметам,
  • простоту подачи материала,
  • сильный курс русского языка и литературы,
  • насыщенную и объёмную информацию по окружающему миру,
  • невысокую нагрузку на учащихся,
  • возможность освоения программы учениками с разной степенью подготовки,
  • наибольшую распространённость по России.

При этом «Школу России» часто критикуют за:

  • чрезмерную простоту,
  • упор на репродуктивность обучения (повторение, копирование),
  • малое количество логических заданий,
  • упрощённый курс математики,
  • хаотичную подачу материала по курсу «окружающий мир». 

Однако следует помнить, что данная программа разработана в качестве базы, и при грамотной работе педагога может быть дополнена материалами для углублённого изучения, призванными расширить кругозор учащихся.  

Соответствие государственному стандарту

Многолетнее существование программы может рассматриваться двояко. Кому-то может показаться, что это говорит об отсутствии развития и приверженности традиционному обучению. С другой стороны, программа прошла испытание временем, и это вселяет в учителя уверенность в результатах больше, чем новый экспериментальный комплект. Данные сомнения и доводы часто приводятся её сторонниками и критиками, оставляющими при обсуждении свои отзывы. Программа «Школа России» уверенно продолжает существование и в очередной раз доказала собственную состоятельность, пройдя экспертизу в Российской академии образования и Российской академии наук. Их заключения по результатам исследования учебников данного комплекса говорят о полном соответствии всем требованиям, предъявляемым федеральным государственным стандартом. Это позволяет считать проект жизнеспособным и вполне современным.

Получившая такие заслуженные положительные отзывы программа «Школа России» вполне может способствовать успешному освоению школьниками первой (начальной) ступени обучения.

Министерство образования и науки Российской Федерации ежегодно выпускает список пособий, которые являются рекомендованными или допущенными к применению в учебных заведениях. Одно из первых мест занимает в этом перечне программа «Школа России». ФГОС предъявляет к современным учебникам особые требования, и данные пособия им вполне соответствуют. В дополнение можно отметить, что имеющиеся в комплексе электронные приложения учат детей работать с разными носителями и находить информацию различными способами, что является очень важным умением для современного человека.

Школа XXI века

Информация по предметам дана так, чтобы научить детей логически мыслить.

УМК «Школа 21 века»

У программы следующие плюсы:

  • по «Математике» есть простые и сложные задания;
  • подойдет Школа XXI века детям, которые быстро воспринимают новую информацию;
  • каждый урок – это новая тема;
  • задания для первоклассников хорошо продуманы;
  • программа помогает поднять самооценку и сделать самостоятельным;
  • в «Литературном чтении» хорошо подобраны все произведения;
  • по всем предметам есть материалы не только для начальной, но и средней школы.

Но есть и ряд минусов:

  • нет четкой подачи материалов по «Русскому языку» и «Математике»;
  • мало практических заданий с устным счетом;
  • таблицу умножения изучают уже в конце 1 класса;
  • в предмете «Окружающий мир» нет заданий на развитие ребенка;
  • программа не подходит для медлительных детей;
  • в «Литературном чтении» много больших текстов.

Если почитать отзывы мам и учителей о программе, то большинство из них отрицательные. Не нравится подача материала, уровень сложности заданий.

Н.А., 30 лет, мама: «В учебниках мало теории. Программа не подойдет для неподготовленных детей к школе. Если ребенок заболеет, то родителям будет сложно объяснить материал. В учебнике по «Русскому языку» нет четких правил. Во втором классе ребенок должен практически каждое занятие по «Окружающему миру» проводить опыты. В «Литературном чтении» много кроссвордов, с которыми без помощи родителей будет сложно справиться. Самостоятельно понять программу без мамы или учителя ребенок не сможет».

Встречаются и положительные. В.С., 28 лет, мама: «Программа Школа «XXI века» понравилась. Ребенок стал более самостоятельным. Научился рассуждать и находить свои ошибки. С программой скучно не будет, придется уделять много времени урокам. Ребенок получит много знаний не только из начальной школы, но и средней».

Обучение грамоте и родному языку: вариант второй

Эту линию представляют рабочие программы по русскому языку для первых-четвёртых классов, составленные В.Г. Горецким, Л.М. Зелениной и Т.Е. Хохловой. Разработанный до мелочей учебно-методический комплекс содержит учебники «Русский язык» для каждого класса, рабочие тетради, сборники проверочных работ, дидактические материалы и рекомендации для учителя.

Как и описанная нами выше первая линия, данный УМК использует пособие «Пишу правильно: орфографический словарь» (Бондаренко А.А., Гуркова И.В.) и «Рабочий словарик» для каждого класса, разработанный А.А. Бондаренко.

Требования к знаниям и умениям, которыми должны овладеть дети в процессе обучения в начальной школе, содержит рабочая программа (4 класс). «Школа России» разработала также критерии и нормы оценки обучающихся. Они довольно подробны и понятны. Это позволит учителю оценивать обучающихся, а детям — понимать полученную отметку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector