Сколько спит ребенок в 2 года
Содержание:
- Решение проблем со сном у детей двух лет
- Тактика ваших действий
- Связь между развитием мелкой моторики и развитием речи
- Первые обобщения
- Сначала наблюдайте, потом устанавливайте режим
- Признаки нарушений сна
- Сколько должен спать ребёнок в 2 года
- «Оля уже спит…»
- Ходовая часть и подвеска
- Чем заполнить время бодрствования ребёнка двух лет
- Что делать при нарушенном сне?
- Что делать, если ребенок не хочет спать днем
Решение проблем со сном у детей двух лет
Многие родители задаются вопросом: что делать, если ребенок в 2 года плохо засыпает? Важно изначально выяснить причину разлада сна, и только после этого принимать меры. Иногда достаточно обеспечить ребенка необходимым количеством кальция и витамина D, чтобы все наладилось
Свежий воздух, полноценное питание, физические нагрузки способствуют тому, что малыш крепко спит по ночам. Следует заблаговременно до сна исключить все раздражающие факторы, приглушить телевизор, сделать слабым освещение.
При отучении ребенка спать с родителями можно «познакомить» его с мягкой игрушкой, которая будет впоследствии его постоянной спутницей при засыпании.
Есть множество методов, помогающих нормализовать сон двухлетнего ребенка. С помощью экспериментов можно найти подходящий для каждого отдельного случая. Не помешает проконсультироваться с педиатром, чтобы не навредить малышу.
Тактика ваших действий
Как и прежде, главное – общайтесь со своим малышом! Поймав его заинтересованный взгляд или указательный жест, называйте предметы, которые вас окружают, комментируйте свои действия
Не стесняйтесь говорить вслух и на улице – вашему крохе очень важно услышать от вас, что происходит в песочнице, куда торопятся прохожие и какого цвета платье у той красивой тети
Постарайтесь, чтобы ваши комментарии не оставались только звуком, а имели какое-то подкрепление в телесных ощущениях, движении. Малыш гораздо лучше запомнит слово «дерево», если потрогает ладошкой шершавую кору, слово «платочек» – когда сам попытается завязать платок на кукле, слово «колокольчик» – если позвенит настоящим колокольчиком.
Старайтесь «представить» ребенку новое слово в разнообразных сочетаниях с другими словами и предметами. Например, показывая молоко, покажите, как оно выглядит в стакане или в кастрюле, в которой вы собираетесь варить кашу. Комментируйте свои действия: «Мама наливает молоко в стакан», «белое молоко, вкусное», «выпей молоко» и пр.
Полезно рассматривать и обсуждать не только различные предметы, но и картинки с их изображением. Ведь к этому возрасту малыши уже достаточно неплохо идентифицируют предмет и его образ. Сравнивайте реальные вещи с картинками. Что общего, чем они отличаются? Например, увидев в журнале фотографию девочки в красной шапке, найдите шапочку своего крохи и сравните: «У девочки шапка, и у Алеши шапка. У девочки шапка красная, а у Алеши – желтая» и т.д.
Связь между развитием мелкой моторики и развитием речи
Мелкая моторика — это точные, скоординированные движения рук. Связь между развитием мелкой моторики и речи — всем известный научно-доказанный факт. Уже с младенческого возраста малыш учится брать предметы и игрушки, перекладывать их из рук в руки. В будущем эти навыки перерастают в умение держать ложку, рисовать карандашом, застегивать пуговицы.
Развитие мелкой моторики пальцев рук просто необходимо для развития речи, памяти, мышления. Дело в том, что зоны в коре головного мозга, отвечающие за речевую функцию и движение пальцев рук, находятся совсем рядом. В процессе стимуляции зоны мелкой моторики, передаются импульсы в речевые центры, отвечающие за развитие речи.
Тренировать пальцы рук желательно начинать как можно раньше, особенно детям с задержкой речевого развития.
Полезные упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук:
Найти предметы. В глубокую емкость поместите мелкие предметы и игрушки. Насыпьте сверху фасоль, рис или любую крупу. Пусть малыш, погрузив свои ручки в посуду, отыщет все предметы.
Игры с крупами. Все ту же фасоль и горох ребенку будет интересно перемешать в одной посуде, растереть ладошками.
Лепка. Пластилин или тесто отлично разрабатывают гибкость и подвижность пальчиков.
Рисование и аппликация благоприятно воздействуют на развитие движений кисти и пальцев рук.
Мозаика — кроме мелкой моторики, развивает усидчивость, концентрацию внимания, сообразительность и творчество.
Зарядка для пальчиков
Веселые занятия про козу рогатую, Сороку-Ворону, ладушки, которые помнят родители еще со своего детства, положительно влияют на речевое и всестороннее развитие.
Игры со шнурками — формируют навыки шнурования, которые пригодятся малышу в будущем, развивают внимание, укрепляют мышцы пальцев рук.
Перебирание бус, нанизывание пуговиц, застегивание на петли.
Дайте крохе покатать ладонями по столу карандаши. Эти действия дополнительно стимулируют и массажируют внутреннюю часть рук.
Игры на развитие мелкой моторики должны быть незнакомы крохе. Выполняя ежедневно одни и те же приемы, малыш приобретает навык. А это уже никак не способствует развитию речи.
Слова, которые малыш понимает, но не произносит, накапливаются в пассивном словаре до определенного возраста. Задача родителей — помочь пассивную речь сделать «активной». При общении с ребенком, следите за четким и внятным произношением своих же слов, рассказывайте и описывайте буквально все, происходящее вокруг, показывайте картинки и предметы, читайте книги малышу. Задавайте вопросы крохе, вовлекайте его в диалог. Избегайте употребления «детских словечек» и коверканных слов. Говоря на машинку «бибика», мамы изначально навязывают детям неправильное произношение.
Научить ребенка говорить — кропотливый труд. Родителям стоит запастись терпением и уверенностью, что все получится. Старания всегда вознаграждаются.
Источник
Первые обобщения
Постепенно малыш устанавливает связь не только между конкретным предметом и словом, но и между другими такими же предметами и этим словом. Как это происходит?
Вот, например, эксперимент, который был проведен психологами с маленькими детьми.
В эксперименте участвовали две группы детей в возрасте от 1 года до года и 3-х месяцев. В первой группе каждому ребенку в течение двух месяцев почти каждый день 10 раз на пять секунд показывали незнакомый ему предмет – книгу и говорили: «Книга! Книга!» Дети каждый раз обращали взгляд и поворачивали голову в сторону предмета. За время наблюдения эта реакция была повторена 500 раз.
С детьми второй группы также применяли одну книгу, но ребенок под руководством взрослого производил с ней разнообразные действия. «Вот книга!», «Открой книгу!», «Закрой книгу!» и т.д. Малышам давалось всего 20 различных команд; в каждую из них входило слово «книга», и каждая требовала определенной двигательной реакции. Эти двигательные реакции повторялись лишь 50 раз за все время наблюдений.
Затем в обеих группах были проведены контрольные испытания. Во время этих испытаний перед ребенком раскладывалось много различных предметов: кубики, куклы, игрушечные звери, несколько книг, отличающихся по величине, толщине, цвету обложки и пр
Взрослый обращался к ребенку со словами: «Дай книгу!» Важно было выяснить, какую книгу выберет ребенок. Лишь ту, которую он видел раньше, или любую другую, объединив предметы понятием «книга»? Дети из первой группы брали только одну книгу – ту, которую они видели в течение двух предыдущих месяцев, и отдавали ее экспериментатору
Когда их просили взять еще книгу, то они или брали первый попавшийся предмет (это могла быть кукла, заяц и т.д.) или же не делали ничего. Значит, для детей этой группы слово «книга» осталось названием одного конкретного предмета и обобщающего значения не приобрело. Так что большое число повторений, даже с одновременным показыванием соответствующего предмета, еще не способствует развитию обобщения.
И поэтому – учите кроху действовать с различными предметами, обязательно называя вслух эти действия. Ту же книжку можно принести, показать кукле, открыть, закрыть, пролистать, положить на стул, найти в ней интересную картинку и пр. Почаще обращайтесь к малышу с различными простыми просьбами. Он будет очень рад помочь вам, а заодно обогатит свой словарный запас и получит первый опыт обобщения.
Сначала наблюдайте, потом устанавливайте режим
Разумеется, это всего лишь примеры. Вам нужно разработать свой режим дня, который соответствует потребностям вашей семьи, и корректировать его по мере необходимости. Если ребенок начал ложиться спать раньше, но его по-прежнему приходится будить по утрам, попробуйте укладывать его спать еще на 15 минут раньше в течение пяти-семи дней. Сдвигайте его время отхода ко сну на 15 минут каждые пять-семь дней до тех пор, пока он не начнет просыпаться самостоятельно.
Если ребенок не может заснуть дольше 45 минут, перенесите отход ко сну на более позднее время. Среднее время засыпания составляет от 27 до 35 минут. Хороший способ определить оптимальный режим сна для вашего ребенка и всей семьи — в течение нескольких недель вести журнал сна.
Одри нашла этот метод чрезвычайно полезным. Вот что она написала мне после частной консультации:
«Вы посоветовали мне записывать время, когда ребенок просыпается, спит днем, играет, ест, ложится спать и т.д., а затем на основе этого составить режим дня, подходящий для нашей семьи. Режим дня — потрясающая вещь! Теперь, когда я слышу „Я не хочу спать!“, „Сейчас я не голоден!“, я просто ссылаюсь на режим. У нас исчез повод для множества конфликтов. Да, мне потребовалось почти три месяца, чтобы приучить ребенка к расписанию, но это работает! Я настаиваю на неукоснительном соблюдении режима и раз в несколько месяцев немного его корректирую, потому что ребенок растет и меняется. Я поняла, что не могу менять распорядок дня ребенка так, как мне вздумается».
Таким образом, стабильный режим дня, помогающий отрегулировать работу внутренних биологических часов — залог крепкого, здорового сна.
Соблюдение режима дня требует, чтобы вы назначали различные занятия и мероприятия, включая визиты к врачу, на такое время, которое не нарушает дневной и ночной сон ребенка. Если подруга предлагает вам встретиться в парке в 14:00, вы можете легко ей сказать: «Давай встретимся в половине четвертого, после дневного сна».
Признаки нарушений сна
Проблемы со сном проявляются по-разному. У одних детей это выражается в трудностях с засыпанием и частых пробуждениях. Другие на протяжении всего дня подозрительно сонливы. Третьи же страдают от ночных ужасов.
Подобные проблемы со сном в каждом индивидуальном случае проявляются по-разному:
- Младенцу трудно уснуть и поддерживать сон. Подобная ситуация случается чаще всего. Дети, изначально необученные к самостоятельному сну, порой спокойно могут засыпать, но поспят буквально час и начинают хныкать, требуя участия мамы или паты. Для решения данной проблемы родителям необходимо попытаться покидать комнату малыша еще до того момента, как он уснет.
-
Расстройство суточных процессов, связанных со сном и бодрствованием. Такое случается, если ребенок начинает засыпать позже привычного для него времени. Соответственно и время его пробуждения немного сдвигается. Иногда укладывание его в кроватку в нужный срок не дает положительных результатов. Малыш начинает реветь, психовать или просто лежать, не засыпая. Все потому, что привычное время для его сна еще не наступило. С этим бороться необходимо постепенно. Начинать надо с того, что утром будить малыша следует минут на 15 раньше, чем он просыпается. Так аккуратно производить смещение времени пробуждения до тех пор, пока сон не нормализуется. Для того, чтобы ребенку легче было ложиться спать необходимо создать для этого благоприятные условия.
- Обструктивное апное может стать причиной частых пробуждений ребенка во сне. Признаком этой проблемы является громкий храп малыша. Наблюдательные родители могут заметить, как он задыхается во сне или у него останавливается дыхание. После таких приступов младенец обычно начинает кричать и крутиться. Подобная проблема грозит детям с лишним весом, увеличенными аденоидами и миндалинами, а также тем, у кого был диагностирован синдром Дауна. После такого беспокойного сна ребенок целый день ходит сонный и вялый. Лечение обструктивного апное заключается в удалении увеличенных миндалин, аденоидов, борьбе с ожирением.
- Появление ночных ужасов, снохождение у малышей случаются вследствие перевозбуждения. Если плохие сновидения беспокоят ребенка постоянно, и он начинает рыдать от испуга регулярно, необходима консультация невролога. Иногда для того, чтобы малыш перестал так нервничать, врач советует ему пить бензодиазелины. Препараты должны приниматься под наблюдением врача и краткосрочными курсами, иначе не избежать неприятных последствий.
- Некоторые младенцы до 3 лет перед тем как заснуть намеренно ударяются головой или раскачиваются всем телом. Продолжаются такие приступы около 15 минут, иногда дольше. В младенческом возрасте подобное явление бывает часто, но после исполнения 3-4 лет проходит.
- Сон одолевает ребенка внезапно, даже во время еды. Его мышечный тонус уменьшается, что чревато резким оседанием младенца без потери сознания. Это случается вследствие сильной эмоции, к примеру, гнева. Иногда наблюдается паралич. Малыша посещают сонные галлюцинации. Все эти неприятные симптомы говорят о нарколепсии, бороться с которой можно только медикаментозным путем.
Сколько должен спать ребёнок в 2 года
Соблюдение режима дня в два года продолжает оставаться актуальным так же, как и в более раннем возрасте. Ребёнок должен знать, в какое время ему есть и укладываться спать, а когда родители пойдут с ним на прогулку. Педиатры и детские психологи настаивают, что придерживаться установленного распорядка полезно для крохи.
В этом возрасте ребёнок спит в общей сложности 13 часов в сутки: 10–11 ночью и 2–3 днём. Малыш продолжает активно познавать окружающий мир и осваивать новые навыки, поэтому дневной отдых ему по-прежнему необходим.
Режим сна может незначительно меняться в зависимости от времени года. Летом дети, как правило, укладываются на ночной сон позже и просыпаются утром раньше. Это связано с большей продолжительностью светового дня и долгими вечерними прогулками. Зимой малыши гуляют в основном только днём, ведь на улице быстро темнеет.
Двухлетний здоровый ребёнок должен спать всю ночь без просыпаний
Если ребёнок в 2 года перестал спать днём
Некоторые дети примерно в этом возрасте перестают ложиться спать днём. Беспокойство родителей в таком случае понятно, ведь они не знают, норма это или отклонение. Известный педиатр доктор Комаровский считает, что малыши могут отказываться от дневного сна и при этом весь день чувствовать себя хорошо. Они играют, активно проводят время, у них хороший аппетит и замечательное настроение. В этом случае волноваться не стоит: значит, ребёнку так удобнее и его биологические часы работают именно таким образом.
Если всех членов семьи устраивает отсутствие дневного сна и при этом малыш хорошо себя чувствует, с этим ничего делать не надо. Но бывают случаи, когда проблемы происходят из-за определённых обстоятельств:
- время подъёма (если малыш просыпается в 10–11 часов утра, то к 13–14 часам, когда родители хотят уложить его, он просто не успевает устать);
- недостаточное количество времени, проводимого на свежем воздухе (на улице ребёнок чаще всего подвижен, и только большое количество потраченной энергии обеспечивает хороший сон);
- дискомфорт (если ребёнку неудобно в кроватке или на подушке, душно или холодно, его сон будет неспокойным);
- гиперактивность (в этом случае требуется консультация невролога).
После долгой активной прогулки хороший аппетит и крепкий сон гарантированы
Неспокойный ночной сон
В два года малыш должен спать всю ночь без просыпаний. Исключение составляют случаи, когда ребёнок болен и испытывает дискомфорт из-за кашля, заложенного носа или повышенной температуры. Но если он здоров, а ночной сон всё равно беспокойный, нужно найти причину
Чаще всего достаточно уделить внимание следующим моментам:
увеличение активности в первой половине дня (прогулки, физические упражнения, игры на фитболе, катание на самокате или беговеле);
изменение распорядка сна (можно будить малыша утром в 7–8 часов или, наоборот, укладывать на ночной сон на 1–2 часа позже);
подготовка комнаты ребёнка к дневному и ночному сну (температура воздуха 18–20̊С, удобные матрас и подушка, постельное белье из натуральных тканей, свободная пижама);
расслабляющие процедуры перед укладыванием (вместо активных занятий можно почитать сказку, искупать, сделать массаж);
внимание к словам малыша (в два года многие дети уже могут объяснить, чего хотят).
«Оля уже спит…»
Начиная с определённого возраста, когда ваш ребёнок ходит в детский сад, он часто повторяет действия других детей. Вы можете воспользоваться этим, подготавливая его ко сну.
«Оля из садика уже спит. Она покушала, почистила зубы, легла в свою кроватку и уснула. Все детки из садика уже лежат в своих кроватках и спят. И мама с папой тоже ложатся спать». При этом хорошо бы сладко зевнуть. Думаю, вы сможете сделать это с лёгкостью!
Кстати, сообщение о планах мамы и папы хорошо действует на детей, поскольку нередко они считают, что, засыпая, пропускают самое интересное. «Как только я засыпаю, — думает ребёнок, — мама и папа надевают конусовидные шапочки, включают музыку и начинают танцевать. Возможно, даже прыгают по диванам! И всё это — без меня! Я не могу такое пропустить!».
Приглушенный свет и тишина в квартире помогут ребенку погрузиться в атмосферу сна и убедят его в том, что все-все домашние собираются последовать его примеру.
Ходовая часть и подвеска
Диски передних тормозов с вентиляцией на 16 дюймов и невентилируемые задние на 15 дюймов надёжны и эффективны. Система ABS помогает держать сцепление с дорогой на скользкой поверхности без пробуксовки, а электронная система EBD распределяет тормозное усилие по колёсам. При резком торможении, если даже усилие на педаль будет недостаточное, усилитель BA поможет экстренно остановиться. Не допустит пробуксовки на скользком покрытии и резком повороте система VSC, автоматически регулируя усилие на тормоз и крутящий момент двигателя.
Довольно большая колея и расширенная база колёс позволили оптимально близко расположить колёса к наружным углам кузова и обеспечить показатели развесовки машины на заднюю ось – 39.1%, а на переднюю – 60.9%. Это разрешило сделать более эффективной управляемость и устойчивость автомобиля.
Подвеска Камри 2.4, собранная на стойках МакФерсон с пружинами, поглощает все неровности дорожного покрытия и чётко отрабатывает на поворотах. Специально для русских дорог японские производители сделали 16-сантиметровый дорожный просвет. Точность манёвра обеспечивает гидроусилитель руля, помогая без усилия выдерживать все параметры по направлению.
Чем заполнить время бодрствования ребёнка двух лет
В два года малыш большую часть дня проводит в активном развитии. Дети в этом возрасте любознательны и стараются выполнить как можно больше дел. Поэтому дневное бодрствование должно быть насыщено подвижными играми, прогулками и развивающими занятиями. Большое значение имеют водные гигиенические процедуры, которые рекомендуется проводить утром и вечером. Они не только полезны для здоровья, но и помогают приучить кроху к личной гигиене. Утром достаточно лёгкого туалета: умыть лицо и почистить зубки. Время вечерних игр с водой можно увеличить до 20–30 минут и больше. Лёгкий гидромассаж положительно влияет на нервную систему и укрепляет мышцы, а расслабляющие свойства воды обеспечивают спокойный сон ночью. После утреннего умывания можно сделать зарядку, а вслед за вечерней ванной — лёгкий массаж.
Прогулки обязательны для ребёнка в этом возрасте. В тёплое время года гулять нужно минимум два раза в день по 2–3 часа или больше
Когда на улице холодно, важно стараться выходить на свежий воздух хотя бы на 1–2 часа. Очень полезно включать в программу прогулки подвижные игры
Для этого подойдут:
- мячи;
- самокат, беговел или велосипед;
- спорткомплексы.
Активные занятия и развивающие игры лучше проводить в первой половине дня, когда ребёнок более настроен воспринимать информацию. После дневного сна можно заняться лепкой, рисованием или аппликацией. Дети любят книги, поэтому вечером можно рассматривать с малышом картинки, рассказывать ему новые сказки или стихи.
Родителям важно помнить о том, что все должно происходить в игровой форме и только по желанию ребёнка. Не стоит заставлять кроху выполнять упражнение, если он сам не хочет
В этом случае можно отложить игру на некоторое время и предложить заняться чем-то другим.
Что делать при нарушенном сне?
Чаще всего причина ночных страхов – эмоциональные перегрузки перед сном и неправильный режим. Иногда причиной страхов бывает испуг. Эмоциональная перегрузка может быть вызвана поздним возвращением отца, который перед сном устраивает шумное эмоциональное общение с чадом. Возбуждённые дети трудно засыпают, часто просыпаются и зовут маму. Такие состояния случаются несколько раз в неделю. Ночные страхи проходят к подростковому возрасту.
Шумные игры вечером должны быть отменены
Если малыш проснулся ночью от собственного крика, возьмите малыша на руки, тихим голосом успокойте его и попросите выйти из детской комнаты всех домочадцев, сбежавшихся на крик. При часто повторяющихся ночных страхах у малыша, нужно проконсультировать у невролога. Затянувшиеся ночные страхи могут быть эпилептического происхождения.
При лечении нарушенного сна у детей 2 лет очень важно придерживаться таких мер:
- соблюдать режим дня;
- не допускать игры на компьютере или телефоне перед ночным отдыхом;
- укладывать спать малыша в 2 года рекомендуется в 21 час в одно и то же время;
- обеспечить дневной сон 1.5–2 часа;
- перед сном не допускать просмотра телевизора;
- за час до засыпания не разрешать шумных активных игр;
- полезно погулять с малышом перед сном или ужином;
- перед сном хорошо проветрить комнату;
- малышу не должно быть слишком жарко или холодно во время ночного отдыха.
Дневной отдых важен для детей 2 лет. Малыш, который не спит днём, будет плохо спать и ночью. Полезно выполнять ритуал подготовки к засыпанию – собрать игрушки, почитать сказку. В младшем возрасте при нарушении засыпания или пробуждении ночью можно давать успокаивающие травяные настои из валерианы, мелиссы. Полезно перед сном провести курс лечения тёплыми ваннами с настоем из сбора трав, состоящего из равных частей чабреца, валерианы, пустырника, мелиссы. Для настоя заварить 2 ст. л. сухой смеси 1 стаканом воды и настаивать четверть часа на водяной бане. Температура воды не должна быть выше 37.0 °C.
Что делать, если ребенок не хочет спать днем
Родители детей, отказывающихся от дневного сна в раннем возрасте, обычно вполне обоснованно волнуются, не вредно ли это для их здоровья. Лишь в период младенчества еще можно быть уверенным, что ребенок «выспит» необходимое ему количество часов. Дети старше 2 лет имеют куда более сложные психические реакции – новые страхи, переживания и перевозбуждение часто мешают им заснуть. Длительное недосыпание может сказываться не только на поведении ребенка (капризы, раздражительность) и учебных способностях, но и на подверженности простудным заболеваниям и темпах физического и психического развития.
Действия родителей, желающих сохранить «тихий час» в распорядке дня ребенка, зависят от причин, вызвавших отказ от сна днем:
Если малыш спит положенное ему по возрасту количество часов, но делает это «за один присест», ночью, становится понятно, почему он не хочет спать днем. В этом случае не стоит принуждать его к сну, ведь все мы знаем, что заснуть через силу очень сложно. Но все-таки стоит постараться разбить суточный сон (например, 12 часов) на два этапа: 10 часов ночного сна и 2 – дневного. Это поможет ребенку быть спокойнее во второй половине дня. Установите четкий режим. Если малыш ходит в детский сад, старайтесь и в выходные придерживаться будничного графика
«Домашним» детям также стоит вставать и ложиться в одно и то же время – тогда и проблем с дневным сном не возникнет
Малыш увлечен какой-то игрой и категорически отказывается от сна: в таком случае нужно постараться плавно переключить его внимание на действия, обычно предшествующие дневному сну (чтение книги, переодевание). В состоянии перевозбуждения дети часто не могут заснуть, однако это им необходимо
Задача родителей в таком случае – «утихомирить» ребенка, заинтересовав его спокойной игрой, чтением или совместным занятием
Хорошим вариантом является такая игра во время чтения, когда родитель предлагает ребенку представить с закрытыми глазами то, что описано в книге. Постепенно малыш успокоится и сможет заснуть. Возможно, вы слишком рано укладываете ребенка на дневной сон, и он еще попросту не устал до такой степени, чтобы захотеть спать. Попробуйте сместить время сна на полчаса-час. У всех детей бывают периоды отказа от дневного сна. Родительская уверенность и настойчивость помогают ребенку вернуться к привычному режиму дня.
И еще несколько советов родителям:
- Приучайте ребенка к дневному сну личным примером. Спать при этом не нужно, но прилечь рядом с малышом, когда он засыпает, и закрыть глаза будет не лишним.
- Помните: процесс засыпания у детей длится дольше, чем у взрослых. 30-40 минут – это норма. Если ребенок не заснул за 15 минут, не сдавайтесь.
- Для комфортного дневного сна ребенку необходима тишина и относительная темнота.
- Следите за биоритмами своего чада: возможно, небольшое изменение режима поможет вам прийти к согласию насчет дневного сна.
- Не ругайте ребенка, если он так и не заснул. Конечно, полуторачасовые попытки укладывания выведут из себя кого угодно, но все-таки постарайтесь держать себя в руках.
- Объясняйте малышу, что сон нужен ему, а не вам. Он должен понимать, что спать днем – это не наказание, а возможность отдыха и обретения новых сил для игр вечером.
- Если ребенок не спит, пусть, по крайней мере, поиграет в середине дня в тихие спокойные игры или послушает ваше чтение. Такой отдых не столь эффективен для разгрузки нервной системы, но лучше, чем активное бодрствование в течение всего дня.
- Разовые отклонения от режима – это не страшно. Если вас пригласили на день рождения или другое мероприятие в середине дня, не отказывайтесь из-за строгого режима.
В заключение хотелось бы сказать: мало кто сможет предугадать, во сколько лет ваш ребенок перестанет спать днем. Но в силах родителей, по крайней мере, постараться сохранить столь полезный отдых подольше. Желаем вашим детям здоровья и крепкого спокойного сна!
Специально для lovingmama.ru