Развитие мелкой моторики в детском саду

Содержание:

Ищем клад

Для мелкой моторики очень полезны игры с крупами. Возьмите большую миску и смешайте в ней все, что можно: фасоль, чечевицу, горох, пшено. Туда же отправьте шишки, желуди, каштаны и ракушки — естественно, вымытые и просушенные. А еще внутрь всей этой «каши» нужно закопать какой-то сюрприз — маленькую игрушку, машинку или баночку мыльных пузырей. Задача малыша — долго копаться ручками в разнородной смеси, чтобы найти подарок.

Параллельно можно считать шишки, каштаны, сортировать фасоль по цвету.

Мама должна помнить, что малыша нельзя оставлять без присмотра: он может подавиться или засунуть «сокровище» в нос или ухо.

Графические задания

Большинство таких заданий выполняются на  подготовленных карточках. Можно приобрести специальные тетради, прописи, разукрашки.

Контуры

На карточке нанесены контуры предметов и образец штриховки (вертикальная, горизонтальная, наклонная). Указано направление линий.

Детям нужно заштриховать рисунки, стараясь не выходить за их контуры и делать равномерные отступы между линиями.

Дождик

На картинке нарисованы тучки, а внизу цветы. Детей просят полить цветочки, чтобы они не завяли. Для этого им надо провести линии. Такое задание можно  выполнять несколько раз, предлагая каждый раз картинку с другими видами линий. 

Волны

Нужно обвести кораблик и нарисовать волны на воде

Следует обратить внимание, что линии разного вида (прямые и изогнутые). 

Следует дорисовать линии плавники, навести чешуйки.

Узорная штриховка

На карточке расположены примеры фигурных линий. Дети должны поставить карандаш на точку и провести линию, закончив узоры. Главное, стараться не отрывать ручку от бумаги, пока линия не будет дописана до конца.

Дорисуй рисунок

Детям понравится выполнять задания на дорисовку картинок:

  • дорисуй клетку тигренку;
  • дорисуй пирамидку, каждое второе кольцо заштрихуй;
  • дорисуй бабочку и т.д.

Соедини точки

Необходимо не просто проводить линии в нужном направлении, а нарисовать траву у дома соединяя точки парами. В более сложном варианте предлагается соединить все точки одной линией.

Развивай глазомер

В таких заданиях нужно постараться самостоятельно провести линии между предметами. Сначала детям дается более легкие задания, когда нужно проводить дугообразные кривые линии. Намного сложнее детям проводить прямые линии таким образом, чтобы они как можно точнее попали в цель.

  • помоги зайчику попрыгать по кочкам;
  • попади мячом в корзину;
  • помоги восстановить волейбольную сетку;
  • порази цель в тире.
  • Рисуй с нажимом
  • В этом задании нужно выполнить штриховку, делая правильный нажим:
  • заштрихуй облака так, чтобы одно было темнее, а другое светлее;
  • заштрихуй стаканы — один с водой (она почти прозрачная), другой с соком (намного темнее);
  • заштрихуй листочки, делая их разными по интенсивности цвета.

Повторение рисунка по клеточкам

Для такого задания подготавливаются карточки разлинованные в клетку. В начале строки задан «ритм» рисунка, который нужно самостоятельно повторить до конца строчки.

Графические диктанты

На карточках в клетку можно предложить детям выполнить графические диктанты. В таких заданиях указывается количество клеток и направление движения линии. В случае правильного выполнения диктанта на карточке появляется изображение какого-то предмета.  Читайте подробнее о том, Как проводить графические диктанты в детском саду.

От 1 года: первые навыки самообслуживания

Ложка, зубная щетка, расческа. К году жизни обязательно оказываются в руке малыша. Не только позволяют отрабатывать навыки самообслуживания, но развивают координацию движений и мелкую моторику. К детскому саду учимся застегивать и расстегивать липучки и пуговицы на обуви или одежде, шнуровать обувь.
Шнуровки, бусы. В магазинах много красивых шнуровок, от простых (можно пробовать уже в год) до сложных (не раньше 3 лет). Можно обойтись куском картона с проделанными в нем дырочками, главное — найти шнурок с толстым и прочным наконечником или деревянную иглу. Бусы тоже не обязательно покупать в виде готовых наборов — можно нарезать из фетра колечек и нанизывать их на ленты. В ход идет и такой простой и доступный материал, как сухие макароны-трубочки (пенне, ригатони, каннеллони — на упаковке обычно указано)

Хорошо, если такие занятия будут ежедневными: они прекрасно развивают сенсомоторную координацию, глазомер, внимание, усидчивость, готовят руку к письму. Успешно применяются как любимый детьми рабочий материал в детских садах, работающих по системе Марии Монтессори.
Домашние занятия: «месим тесто», подбираем пуговицы разного цвета и размера, перебираем крупу, занимаемся «сбором ягод» (собираем по одной горошине, удерживая уже собранные в ладони, до полной горсти), рассыпаем на подносе мелкую крупу и даем ребенку рисовать на ней пальчиком линии, предметы, буквы

Игры с бельевыми прищепками. Пересыпаем крупу — ложкой, руками, стаканчиками, ищем спрятанные в ней предметы, готовим суп куклам. Учимся собирать губкой воду со стола и отжимать губку. Достаем мелкие предметы ложкой из блюда (сначала столовой — это легче, — потом чайной). Вылавливаем мелкие предметы ложкой из воды. Переносим мелкие шарики в ложке по комнате. Переливаем воду стаканчиками (идеально — играть в ванной во время купания).
Развивающие центры, доски, коврики — панели, на которых закреплены крючки, застежки, замки, кнопки, выключатели, молнии, защелки и др., — для тренировки точности и силы движений. Также из системы Марии Монтессори.

Этапы развития моторных навыков

В дошкольном возрасте выделяют следующие периоды развития моторики:

  1. 2-3 месяца. Ребенок изучает мир через осязание. Он тянется к игрушкам и предметам, которые к нему подносят родители. Хватает взрослых за руки и пальцы. Ощупывает самого себя. Это помогает ему сформировать картину мира и четкие границы в психике между собой и окружающими объектами.
  2. 3-6 месяцев. Период совпадает с временем прорезывания зубов. Дети целенаправленно тянут руки ко рту, пытаясь унять зуд. Это первые полностью осознанные движения. В это же время ребенок начинает следить за окружающими. Он уверенно направляет руки к предметам при наличии интереса. Это важный процесс, поскольку раннее развитие моторики до 8 месяцев способствует формированию психики.
  3. 8-12 месяцев. Ребенок уверенно берет предметы. Еще до года он учится взаимодействовать с ними. Перекладывает из одной руки в другую. Может перемещать ложку в чашку, складывать небольшие вещи в коробку. Преобладает точный пинцетный захват: дети хватают предметы указательным и большим пальцами. В это же время ребенок учится разъединять вещи, наблюдая за процессом.
  4. 1 год. Дети держат предметы одной рукой, а другой взаимодействуют с ней. Ребенок начинает повторять действия за взрослыми. Он может, например, толкать игрушечную машинку. Дети делают первые рисунки, которые пока выглядят как хаотичные линии.
  5. 12-18 месяцев. При взаимодействии с книгами ребенок переворачивает сразу все страницы. Уверенно держит столовые приборы, карандаши, фломастеры и ручки. Может убрать упаковку (бумагу, фольгу или скотч) с предмета. Дети учатся строить пирамиды из кубиков, соединять вещи друг с другом и откручивать крышки с бутылок. Ребенок играет с пирамидами и может хватать движущиеся предметы.
  6. 18-24 месяцев. Дети умеют переворачивать по одной странице. Они способны удерживать сразу 2 небольших или тонких предмета в руке. В 2 года ребенок умеет опускать маленькие фигурки через отверстия, учитывая их форму. Некоторые дети уже умеют переливать воду из одного сосуда в другой. Столбики из кубиков становятся выше: они состоят из 4-6 деталей.
  7. 24-36 месяцев. До 3 лет дети учатся играть с глиной, песком и пластилином. Они способны открывать ящики и вытряхивать их содержимое. Ребенок уверенно открывает крышки. Он улучшает навыки рисования: может красить поверхность пальцами, воспроизводить простые фигуры и делать черточки и крестики.
  8. 3-4 года. При рисовании ребенок способен повторять формы простых объектов. Дети без затруднений обводят контуры. Они могут делать постройки из 8-10 кубиков.
  9. 4-5 лет. Происходит общая подготовка к школе. Ребенок активно развивается. Он может заполнять раскраски и полноценно рисовать карандашами. Дети умеют складывать фигурки из бумаги. Они способны угадывать знакомые предметы наощупь. Возможна лепка из пластилина. Ребенок может самостоятельно завязывать шнурки. Он начинает переписывать печатные буквы. Рисунки становятся сложнее: у людей присутствуют части тела, у домов могут быть окна и двери.
  10. 5-6 лет. Ребенок способен вырезать фигурки из картона или бумаги. Он свободно пишет цифры и буквы, может логически дополнить ряд из картинок. Способен воспроизводить простые геометрические фигуры. Некоторым детям для этого требуется образец.

В дальнейшем развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет и старше предусматривает погружение в творчество. Это может быть вышивание, лепка из глины, плетение браслетов из бисера и т.д. Даже стандартных навыков моторики хватит для общего развития, однако совершенствование позволяет простимулировать соседние центры мозга.

От 2 – 3 лет: творческие занятия на мелкую моторику

Рисование пальчиковыми красками, кистью, мелками, карандашами, фломастерами. Начинать стоит с пальчиковых красок: они не токсичны для детей и не требуют очень развитых движений пальцев рук и ладони. Следующим этапом могут стать мелки (в том числе восковые), фломастеры (они не требуют силы при нажатии) и уже только потом карандаши, когда малыш научится контролировать силу нажатия.
Игры с бумагой. Сначала малышу будет трудно даже просто рвать бумагу, но в чем в чем, а в навыках разрушения малыш прогрессирует быстрее всего. Поэтому следующей игрой с бумагой будет вырезание ножницами. Обычно этот навык дети осваивают от 3 до 4 лет. Конечно, это должны быть легкие и эргономичные детские ножницы, с короткими лезвиями и удобными прорезиненными кольцами для пальчиков. Можно сделать аппликацию бабушке к ее дню рождения: такой достойный повод придаст малышу силы, а его деятельности — смысл. Оригами — самый сложный вариант игры с бумагой, этот навык дети начинают осваивать в возрасте 4 – 6 лет.
Пальчиковый театр

Вырабатываем ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Развиваем речь

А главное — играем и общаемся!

3 месяца: пальчиковая гимнастика

«Сорока-воровка», «Коза рогатая» и другие потешки и стишки, сопровождающиеся движениями рук и пальцев

Начинаем делать с рождения, мягко поглаживая кулачки новорожденного, стараясь осторожно раскрывать их, массировать ладошки и пальчики. Где-то с 3 месяцев можно давать малышу трогать разные поверхности — так будут развиваться тактильные ощущения

Упражнения на пальчиковую гимнастику можно делать всегда и везде, в любое время дня, в любых условиях (в автобусе по дороге в школу, в очереди в поликлинике). Возрастных ограничений нет. Начиная с 2 – 3 лет малыш сможет выполнять движения ручной гимнастики под руководством взрослого, но время от времени будет просить сделать ему «Сороку-воровку». Перечислим другие похожие игры.Игры для развития пальчиковой гимнастики

  • Погремушки, массажные шарики, мягкие шуршащие книжки, прорезыватели для зубов с шишечками, мягкие кубики и пирамидки — все, что попадает в руки младенца, когда он учится хватать и удерживать в кулачке предметы (обычно с 4 месяцев). Две последние игрушки будут служить долго: помимо основного предназначения, они выполняют еще одну очень полезную функцию — позволяют отрабатывать представления о форме, размере и цвете.
  • Ручная гимнастика (в дополнение к пальчиковой), которую ребенок 2 – 3 лет уже делает сам. Помимо стимулирования моторики, снимает напряжение. Упражнения: сжимание-разжимание кулачков, пожимание руки, соединение пальцев подушечками по одному, пружинящие движения ладошек при соединенных подушечками пальцах.

Диагностика развития мелкой моторики рук в детском саду

Для правильного планирования работы педагог должен проводить диагностику развития мелкой моторики воспитанников ДОУ. Диагностика проводится по следующим критериям:

  • Статические нагрузки на мускулатуру кисти рук. Выполняются упражнения, в которых ребёнок должен удерживать пальцы в определённом положении при счёте до 10.
  • Динамические нагрузки. Даются задания с ножницами и по ровному отрыву бумаги (проверяется скоординированная работа обеих рук).
  • Тактильные ощущения. Дошкольник должен уметь определить методом ощупывания форму предмета и материал, из которого он сделан: металл, стекло, пластмасса, дерево.
  • Величина тонуса мышц кистей рук. Упражнение на сжатие двумя или одной рукой какого-то предмета, можно сжимать ладонь воспитателя.
  • Умение координировать движения руки. Вдевание нити в ушко иголки, упражнение на быструю смену двух статических положений кисти руки (кулак — ребро).
  • Работа щепоти руки. Анализируется, как ребёнок держит ручку, в какой руке, когда пишет; получается ли выполнить растирание комочка соли кончиками пальцев.

Для верного определения уровня развития ребёнка важно проводить диагностику в комфортной для малышей обстановке

Видео: диагностика мелкой моторики детей 4–5 лет

Watch this video on YouTube

Развитие мелкой моторики начинается с первых месяцев жизни. Каждый новый предмет ребёнок стремится потрогать, подвигать, даже попробовать на вкус. Эти действия заложены самой природой. Взрослым нужно только помочь маленькому человеку получить больше информации из окружающего мира, научить его правильно двигаться, развивать речь, воспитывать характер. Ведь от этого зависит интеллектуальное и творческое развитие личности. И родители, и воспитатели должны сделать всё необходимое, чтобы ребёнок смог полностью раскрыть свой потенциал и в будущем стал успешным человеком.

Советы педагогов

Единственный и, пожалуй, самый главный совет педагогов и психологов заключается в своевременности занятий. Не надо дожидаться негативных результатов, заниматься с малышом следует с самого рождения, регулярно и систематически.

Некоторые родители, родив ребенка, не спешат утруждать себя развивающими занятиями. Когда же возникает какая-либо проблема (например, малыш не разговаривает, или плохо держит ручку в руке), они мобилизуют все силы и устраняют проблему упражнениями и занятиями, но после этого ребенок вновь предоставляется сам себе до нового «несоответствия» нормам.

Во время совместных занятий старайтесь вызывать у ребенка только положительные эмоции. Почаще хватите его, подбадривайте и поощряйте то, что он делает. Если что-то не получается у малыша с первого раза, предложите ему помощь.

Меняйте вид деятельности ребенку, чтобы он не занимался чем-то одним. Всестороннее развитие очень полезно для детей, помогает расти им гармоничными личностями. Специалисты рекомендуют родителям чаще заниматься с детьми развитием мелкой моторики, заинтересовывать его, обучать ребенка в игровой форме.

Нескучные упражнения для малышей постарше

Даже для выполнения простых упражнений могут быть свои противопоказания в зависимости от особенностей развития и состояния здоровья малыша. Поэтому перед выполнением таких упражнений необходимо проконсультироваться с педиатром, который малыша наблюдает. Например, заболевания сердечно-сосудистой системы могут быть противопоказанием к активным играм и бегу

Аллергические заболевания требуют осторожности при использовании растворов для мыльных пузырей и игре с подушками (из-за домашней пыли), заболевания опорно-двигательного аппарата ограничивают катания на самокате, велосипеде.

Догонялки с мыльными пузырями

Эта игра подойдёт малышам, которые уже уверенно ходят и бегают. На прогулке или дома выдувайте мыльные пузыри и предложите малышу их полопать ладошками.

Невозможно предсказать траекторию полёта мыльного пузыря — именно поэтому, пытаясь догнать его, малыш будет быстро менять свои движения, подпрыгивать или, наоборот, уворачиваться.

Полоса препятствий

Для этого упражнения нам понадобится беговел, трёхколёсный велосипед или самокат. Сделайте препятствия из пластиковых конусов и предложите ребёнку их обойти. Ещё один вариант упражнения: начертите на асфальте белую линию и попросите малыша проехать по ней как можно более ровно.

Воздушный акробат

Это — домашний вариант упражнения с меловой линией. Просто наклейте малярную ленту на пол, пусть кроха пройдёт по ней с расставленными в стороны руками. В дополнение можно придумать игровую легенду. Например, что лента натянута высоко-высоко над облаками, а под ножками скрываются вершины белоснежных гор.

Игры с мелкими камешками, пуговицами, бусинками и крупой

Игры с мелкими камешками, пуговицами, бусинками и крупой оказывают на организм ребёнка превосходное развивающее, оздоравливающее и тонизирующее действие. Однако проводиться они всегда должны под присмотром кого-то из взрослых, чтобы ребёнок случайно не поранился или не съел что-то из вышеназванных предметов.

К таким играм относятся:

  • Рисунки из крупы. Берётся кусочек картона, и ребёнок рисует на нём любое изображение, например, солнышко. Затем нужно взять самый безопасный клей и нанести его по контуру рисунка, а ребёнок должен положить на эти линии, например, горох, фасоль или гречку. Такая игра служит прекрасной тренировкой мышц кистей и пальцев.
  • Упражнение с использованием щипцов. Нужно дать ребёнку щипцы и попросить его складывать в бутылку, имеющую узкое горлышко, бусинки, горошинки и т.п.
  • Упражнение с использованием пинцета. Ребёнку даётся пинцет, и он с его помощью перекладывает из какой-то одной ёмкости в другую и сортирует маленькие игрушки или ту же крупу. Кроме этого, очень эффективно, если малыш будет перекладывать пинцетом небольшие игрушки или крупу в какую-то фигурную ёмкость, к примеру, в формочку для льда или выпечки пирожных.
  • Сортировка мелких предметов по размеру, форме и цвету. Попросите ребёнка рассортировать крупу, пуговицы или бусинки по цветам, размеру или форме.

Какие бывают упражнения для развития крупной моторики?

Как мелкая, так и крупная моторика ребенка — это, в первую очередь, навыки, важные во взрослом возрасте. Старайтесь показывать малышу на собственном примере, что вам нравится двигаться, гулять, делать домашние дела, а валяться часами с телефоном или сидеть полдня перед телевизором совсем неинтересно (даже если это совсем не так). Если удастся привить ребенку любовь к активному образу жизни, вы дадите ему огромный стимул для самостоятельного развития крупной моторики. И вот еще несколько рекомендаций, позволяющих ускорить этот процесс.

Совет № 1. Танцуйте

С какого возраста: при поддержке мамы — хоть с 6 месяцев, самостоятельно — когда малыш научится уверенно ходить.

Лучших результатов удается добиться, когда упражнения для развития крупной моторики становятся для детей развлечением. Именно потому танцы — отличный выбор, ведь кто не любит танцевать!

Предлагайте малышу двигаться под музыку из любимых мультиков, повторяя танцы персонажей. Танцуйте с ним в паре или наблюдайте за сольным выступлением крохи, обязательно сопровождая его одобрительными аплодисментами. Когда ребенок подрастет, покажите ему клипы ваших любимых исполнителей, чтобы от простых танцев вроде «два притопа, три прихлопа» он постепенно переходил к более серьезным методикам развития крупной моторики.

Совет № 2. Занимайтесь спортивными играми

С какого возраста: примерно с полутора-двух лет.

Если ваш малыш уверенно стоит на ногах, предложите ему спортивные игры на развитие крупной моторики. Это не настоящий спорт, а просто занятия по мотивам, но они принесут немалую пользу. Купите ребенку мячик подходящего размера и играйте с ним в «футбол» — легонько пасуйте друг другу, забивайте в дверной проем или другие импровизированные ворота. Затем переходите на «баскетбол», найдя дома какое-нибудь подходящее ведро или кастрюлю.

Совет № 3. Делайте зарядку

С какого возраста: отдельные упражнения — с 1 года, традиционная зарядка — с 4–5 лет.

Когда мы занимаемся совместной домашней гимнастикой, мы не только развиваем крупную моторику у своих детей, мы также приучаем их к здоровому образу жизни и способствуем поддержанию физической формы. В общем, штука, полезная во всех отношениях.

Уже в возрасте года вы можете пригласить малыша сделать зарядку вместе с вами. Конечно, его движения будут неуклюжими, и все это будет мало похоже на настоящую гимнастику, но сейчас задача вдругом — привить любовь к упражнениям. Если сможете, к 4–5 годам ребенок будет делать их не хуже вас, может быть, даже и лучше.

Совет № 4. Катайтесь на велосипеде

С какого возраста: с 1 года.

На первый велосипед (трехколесный и со страховочной ручкой сзади) малыша можно сажать в самом раннем возрасте. Управляя им, ребенок тренирует мышцы ног, оттачивает движения рук и учится синхронизировать действия всех четырех конечностей. Это один из лучших вариантов, как развить крупную моторику.

По мере взросления пересаживайте малыша на более продвинутые модели для тренировки координации, баланса и других важных навыков. Кстати, не ограничивайтесь только велосипедом: полезны все колесные средства — и самокат, и скейт, и моноколесо, и гироскутер.

Совет № 5. Не ограничивайте без повода физическую активность малыша

С какого возраста: всегда.

«Зачем тебе развивать моторику, лучше просто сиди и ничего не делай», — вряд ли мама или папа скажут своему малышу такую фразу. Тем не менее, многие родители произносят ее завуалировано, ведь все «не залезай туда», «не прыгай оттуда», «не отходи далеко», «не бегай», «играй тут» — лишь ее варианты.

Нередко родители включают режим «суперзащиты» и ограничивают активность малыша лишь потому, что им неохота отвлекаться от своих дел или лень трезво проанализировать ситуацию. Ребенок захотел залезть на горку? Отложите телефон, встаньте со скамейки и подстрахуйте его. Решил пройтись по высокому бордюру? Возьмите за руку, а не запрещайте.

Не пытайтесь оградить малыша от малейших опасностей. Помните: овладеть крупной моторикой — это как раз научиться уверенно выполнять действия, которые для нетренированного ребенка могут быть опасны.

Как развивать мелкую моторику рук у ребенка?

Каждый человек постоянно сталкивается с задачами застегнуть и расстегнуть пуговицы на своей одежде, завязать шнурки, причесаться, почистить зубы, поесть с помощью столовых приборов и не перепачкать все вокруг — все эти навыки не только полезны во взрослой жизни, но и помогают маленьким пальчикам стать более сильными и ловкими. Мы расскажем вам и о других занятиях, развивающих мелкую моторику, но в первую очередь мотивируйте ребенка на самостоятельное выполнение таких рутинных задач.

Совет № 1. Предложите малышу поиграть с сенсорной коробкой

С какого возраста: с 1 года или как только ребенок поймет, что предметы из коробки не надо тащить в рот.

Сенсорная коробка — очень простая игра, помогающая развивать мелкую моторику рук детей. Вам нужно взять какой-нибудь большой контейнер или тазик, наполнить его чистым песком или крупой и положить несколько небольших предметов — камешков, шишек, фигурок и т.п. Ребенок в возрасте до года с удовольствием копается в наполнителе сам, а также закапывает и откапывает предметы. Через некоторое время, когда малышу наскучит это занятие, можно устроить в коробке игрушечный огород, делая грядки и сажая в них желуди или веточки. Еще позже коробка станет сценой для игрушечных историй с фигурками людей и животных, домиками и машинками.

Эта игрушка помогает как развивать моторику у ребенка 9–10 месяцев, так и совершенствовать движения пальчиков малыша в возрасте 2–3 лет и даже старше. Она взрослеет вместе с крохой — достаточно лишь добавить в коробку новых предметов и сделать игровое задание чуть сложнее.

Совет № 2. Сделайте малышу бизиборд

С какого возраста: с 1 года.

Зачем развивать мелкую моторику с помощью дорогих игрушек, если можно сделать почти бесплатный тренажер из того, что есть под рукой? Бизиборд — это кусок фанеры или мебельный щит, к которому надежно прикреплены выключатели, кнопки, защелки, петли, колесики, обувные липучки. Проще говоря, все, что можно нажимать, дергать, крутить и т.д. Если у действий малыша появится обратная связь, например, при нажатии на кнопку загорится лампочка или прозвенит звоночек, его восторг будет безграничен.

Не забывайте, что при конструировании бизиборда нужно тщательно проверять все устройства на предмет острых углов, тугих пружин и других опасностей. Если все в порядке, эта самодельная игрушка обеспечит крупную пользу для развития мелкой моторики ребенка.

Совет № 3. Рисуйте пальчиковыми красками

С какого возраста: с 1 года, но можно и раньше, если малыша заинтересует это занятие.

Как понятно из названия, для рисования такими красками не нужно никаких приспособлений, только собственные пальчики ребенка. Не бойтесь, что малыш может наесться из ярких баночек.

Конечно, он именно так и сделает, но пальчиковые краски специально делаются невкусными и безвредными.

Если вы экономный и одновременно творческий человек, можете попробовать сделать пальчиковые краски самостоятельно. Самодельные краски тоже отлично подходят для развития мелкой моторики, только обычно получаются более тусклыми и хуже отстирываются с одежды, которую малыш неизбежно испачкает в процессе. Записывайте рецепт: растительное масло как основа, мука или крахмал как загуститель, пищевые красители для цвета и соль, чтобы ребенку было невкусно их есть.

Совет № 4. Посмотрите, какие развивашки есть в детских магазинах

С какого возраста: читайте инструкции на упаковке.

Когда собираетесь купить малышу очередную игрушку, в первую очередь ответьте себе на вопрос: будет ли она полезна для развития мелкой моторики? Может быть, не еще одну куклу, а раскраску или пластилин? Может быть, не готовую машинку, а конструктор, чтобы ее собрать? Клейте, лепите, рисуйте, вырезайте, складывайте — в общем, отдавайте предпочтение тем развлечениям, которые помогают малышу осваивать и совершенствовать свои навыки.

Совет № 5. Научите ребенка писать ручкой

С какого возраста: как только малыш научится читать.

Благодаря гаджетам современные дети рано учатся читать и набирать слова на клавиатуре, но в умении писать ручкой не видят никакой пользы. А зря, ведь этот навык всегда использовался как один из лучших способов развить моторику рук. Письмо совершенствует динамический захват, потому что над начертанием каждой буквы работают все мышцы кисти и запястья.

Попробуйте придумать какой-нибудь креативный подход, чтобы ваш ребенок захотел учиться писать. Например, объясните, что без этого не берут в школу (не совсем правда, но умение писать в первом классе — действительно преимущество) или скажите, что Дедушка Мороз принимает просьбы о подарках только в рукописной форме.

Для самых маленьких – от 0 до года

Примерно с трех-четырех месяцев малыш превращается в настоящего Хватайку – хватательный рефлекс помогает ему в исследовании этого мира. Крохотные пальчики норовят схватить все, что им попадается по пути, сжать, отпустить, и посмотреть, что из этого выйдет. Поэтому для этого возраста прекрасно подойдут погремушки , причем, лучше, если они будут не только из пластмассы, но и из ткани, дерева, лозы и пр.

После шести месяцев ребенка наверняка заинтересуют мягкие книжки из ткани. Рукодельная мама может сшить такую книжку самостоятельно, а менее рукодельная и более занятая найдет подобное произведение в магазине.

Аналог мягкой книжки, только в более масштабном варианте – развивающий коврик. Обычно он бывает оснащен разными интересными деталями – небьющимся зеркальцем, мягкими пружинками, «шуршалками» и «пищалками», на которые малыш с удовольствием будет нажимать, исследуя новый звук.

Примерно с 9-10 месяцев вашему юному следопыту наверняка пригодится развивающий центр – его можно укрепить на кроватке или играть с ним на столе. Он представляет собой панель с различными ручками, кнопочками, дисками, которые можно вертеть, нажимать, поворачивать и т.д. Сейчас существуют как импортные, так и отечественные варианты подобных игрушек. Они способны отвлечь младенцев даже от папиного мобильника и пульта от телевизора.

Что должен делать родитель

Чтобы занятия были эффективными, нужно запомнить следующие правила:

Тренировки должны быть интересными. Ребенок быстро откажется заниматься, если занятия будут слишком скучными, сложными или простыми

Важно подавать все в игровой форме и давать посильную нагрузку.
Деятельность должна быть совместной. Вы можете отдать ребенка в группу, но необходимо хотя бы иногда заниматься вместе с ним

Доверие и позитивные эмоции дополнительно мотивируют детей. Игры помогают укреплять отношения.
Ребенка нужно хвалить. Некоторые родители не понимают, почему дети теряют интерес к занятиям. В действительности даже самая увлекательная игра может вызывать у ребенка отторжение, если он не получает одобрение.
Продолжительность занятий должна быть адекватной. Не стоит доводить детей до переутомления, иначе у них возникнут негативные ассоциации. В то же время нельзя прерывать игру на середине. Если вы видите, что ребенок устал, подведите занятие к логическому завершению.
Старайтесь не держать в свободном доступе те игрушки, которые используете для занятий. У детей возникает интерес к тому, чего им не хватает в повседневности. Если игрушка будет слишком доступной, она надоест ребенку.
Организуйте занятия систематически. Следует играть с ребенком каждый день. Лучше проводить несколько коротких тренировок, чем 1 длинную.
Усложняйте задания постепенно. Сначала помогайте выполнять движения, иногда допускается полностью сделать всю работу вместо ребенка. В дальнейшем добивайтесь, чтобы дети сами проявляли инициативу, повторяя за вами. Игровой материал следует подавать от простого к сложному.

Мелкую моторику развивает большинство игр, занятий и хобби. Даже работа в огороде может принести пользу. Однако некоторые занятия нравятся детям больше других.

Занятия с мелкими предметами

Для игр подойдут маленькие камни, бусины, бисер, крупы, пуговицы и т.д. Вы можете попросить рассортировать их по какому-либо признаку или просто собрать в контейнер. Начинать лучше с предметов побольше, затем постепенно уменьшать размер.

Пальчиковая гимнастика

Самые простые пальчиковые игры — это ладушки. Маленьким детям до 1 года подойдет массаж ладоней. Его можно сопровождать популярными присказками или песенками.

https://youtube.com/watch?v=TZmzJAANgng

Лепка из пластилина или глины

Дети проявляют интерес к лепке с 2 лет. Вы можете предложить ребенку пластилин или глину, позвать его печь фигурное печенье с вами или просто попросить раскатать тесто. Лепка хорошо сочетается с придумыванием сюжетных игр. Это дополнительно развивает воображение и логику.

Дополнительные предметы

Хорошо развивает мелкую моторику раскрашивание, рисование и обведение контуров. Для этого можно приобрести специальные тетради. Желательно дополнительно обеспечить ребенку вертикальную поверхность для рисования. Например, повесить доску. Бюджетный вариант — зеркало.

Можно вырезать вместе с ребенком фигурки из бумаги. Желательно учить самообслуживанию: застегивать пуговицы и завязывать шнурки. Детям помладше можно упражняться в завинчивании крышек.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector