Типы уроков по фгос учебно-методический материал на тему

Содержание:

Типы и виды уроков по ФГОС в начальной школе

Тип урока Виды уроков
1 Урок изучения нового материала Лекция, рассказ, беседа, просмотр кинофильма, самостоятельная работа с книгой, лабораторная работа, конференция, урок-эврика, межпредметный интегрированный урок
2 Урок закрепления знаний и способов действий Тренинг, практикум, лабораторная работа, практическая работа; экскурсия, семинар, урок решения ключевых задач, урок – консультация, урок – ролевая игра, урок – деловая игра, урок фантазирования, урок путешествия, урок открытых мыслей, мозговая атака, урок – спектакль или концерт, урок – дидактическая игра (хоккей, морской бой, волшебный конверт, соревнование, КВН и т.д.), урок – аукцион знаний, урок – творческий отчет, круглый стол, урок провокаций, урок-суд, урок – круговая тренировка
3 Урок систематизации и обобщения знаний Тренинг, практикум, лабораторная работа, практическая работа; экскурсия, семинар, урок решения ключевых задач, урок – консультация, урок – ролевая игра, урок – деловая игра, урок фантазирования, урок путешествия, урок открытых мыслей, мозговая атака, урок – спектакль или концерт, урок – дидактическая игра (хоккей, морской бой, волшебный конверт, соревнование, КВН и т.д.), урок – аукцион знаний, урок – творческий отчет, круглый стол, урок провокаций, урок-суд, урок – круговая тренировка
4 Урок повторения Тренинг, практикум, лабораторная работа, практическая работа; экскурсия, семинар, урок решения ключевых задач, урок – консультация, урок – ролевая игра, урок – деловая игра, урок фантазирования, урок путешествия, урок открытых мыслей, мозговая атака, урок – спектакль или концерт, урок – дидактическая игра (хоккей, морской бой, волшебный конверт, соревнование, КВН и т.д.), урок – аукцион знаний, урок – творческий отчет, круглый стол, урок провокаций, урок-суд, урок – круговая тренировка
5 Урок контроля знаний Общественный смотр знаний, урок-зачет, практическая работа, устная контрольная работа, письменная контрольная работа, устный опрос, урок – «ищи ошибку»

Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Цели:

Деятельностная научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.

Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.

Структура урока обретения новых знаний

  • Мотивационный этап.
  • Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия
  • Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия
  • Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.
  • Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит «открытие» нового знания.
  • Первичное закрепление нового знания.
  • Самостоятельная работа и проверка по эталону.
  • Включение в систему знаний и умений.
  • Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

Структура урока «открытия» новых знаний по ФГОС

Мотивирование на учебную деятельность. Ученик должен осознанно вступить в учебную деятельность. Для этого учитель должен создать условия, когда учащийся понимает требования к нему на уроке, испытывает желание включиться в работу и верит, что учебная деятельность ему под силу.

Актуализация знаний. Организуется подготовка учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия. Выполняя задания, ученики фиксируют свои затруднения.

Выявление места и причины затруднения. Под руководством учителя ученики восстанавливают порядок проведенных действий и определяют конкретное место затруднения. Сверяя свои действия с используемым способом (алгоритмом), учащиеся определяют причину затруднения — конкретные знания и умения, которых пока нет для решения поставленной задачи

Очень важно все действия проговаривать вслух.

Построение проекта решения проблемы. Учащиеся обдумывают и обсуждают свои будущие учебные действия: ставят цель (устранение возникшего затруднения), определяют тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и подбирают средства

Учитель руководит с помощью подводящего или побуждающего диалога или с использованием исследовательских методов. Выбор конкретного метода зависит в первую очередь от степени подготовленности класса.

Реализация проекта. Путем обсуждения различных вариантов, предложенных учащимися, выбирается оптимальный способ действий, который используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. При этом учитель должен незаметно подвести учеников к правильному способу. После решения задачи ученики отмечают преодоление возникшего ранее затруднения и высказывают мысль о том, что этот способ подходит для решения подобных задач.

Первичное закрепление. Учащиеся решают типовые задания на новый способ действий, проговаривая алгоритм решения вслух. При этом работа может проводиться фронтально, в группах или в парах.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Ученики уже самостоятельно выполняют задания нового типа и сами проверяют правильность решения, сравнивая с эталоном. После этого обсуждаются результаты. Желательно создать ситуацию успеха для каждого ребенка.

Включение в систему знаний и повторение. Определяется, когда можно применять новые знания, как они могут пригодиться в будущем. Даются задания, где выработанный способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Рефлексия учебной деятельности на уроке. Ученики напоминают себе новое содержание, изученное на уроке. Организуется самоанализ и самооценка учениками своей учебной деятельности. Делаются выводы о достижении поставленной в начале урока цели.

Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС

Тип урока по ФГОС Виды уроков
1. Урок открытия нового знания Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа.
2. Урок рефлексии Сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок.
3. Урок общеметодологической направленности Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование.
4. Урок развивающего контроля Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы.

«…И виждь, и внемли!»: организационный момент

Как и любой успешный урок, комбинированный должен начинаться с хорошего оргмомента.

Дети приходят после перемены возбужденные, увлеченные беседой с друзьями, с эмоциями, не остывшими после предыдущего урока или игры на перемене. Необходимо настроить их на активную работу

Поэтому среди компонентов комбинированного урока этот этап занимает небольшое по времени, но крайне важное место

Особенности комбинированного урока (многокомпонентность, напряженность и т.д.) требуют активной и вдумчивой работы школьников, поэтому первым двум-трем минутам стоит уделить особое внимание

В начальной школе в ходу различные стишки и песенки. Например: «Внимательно слушай! Запоминай! И на вопросы точней отвечай!». Они призваны настроить ребят на усвоение материала и имеют форму своеобразного ритуала.

Для более старших ребят стишки уже не годятся, но какой-то ритуал может оказаться полезен. Наиболее распространенный: ученики встают и таким образом приветствуют учителя

Учитель может, например, обратить внимание учеников на то, какие предметы должны находиться у них на парте, или сказать несколько добрых слов кому-то из учащихся. Замечаний на этом этапе лучше избежать

Варианты начала урока:

  • сообщение о какой-то памятной дате, имеющей (или даже нет) отношение к предмету (день рождения писателя, композитора, политического деятеля; годовщина исторического события, открытия, выхода в свет книги);
  • загадка или необычный факт в форме новости;
  • отрывок из литературного произведения или афоризм;
  • общий комплимент классу и т.п.

Нетрадиционные типы уроков

Снижение заинтересованности обучаемых к процессу получения знаний на традиционных уроках – основная причина, которая побуждает учителя обращаться к нетрадиционным типам уроков. Нестандартный подход к организации уроков позволяет педагогу формировать у детей навыки самостоятельно отыскивать нужные знания, разнообразить учебную деятельность яркой подачей материала.

Целью нестандартных уроков является комплексный подход к реализации главного правила успешного обучения – активности.

Подобное внимание к нестандартным урокам требует от педагога:

  • владения профессиональными навыками;
  • творческой инициативы;
  • понимание особенностей возрастной психологии.

Нетрадиционные уроки принято разделять на два типа:

  • уроки, где преобладает логическая форма организации (лекция, семинар, исследование, презентация, отчет);
  • уроки, с использованием эмоционально-образной формы организации (импровизация, композиция, пьеса, концерт, путешествие).

Традиционная форма проведения урока остается востребованной наряду с нестандартным подходом к процессу обучения из-за длительной подготовительной работы к учебному занятию нетрадиционного типа.

Обычный урок целесообразно разнообразить некоторыми элементами нестандартных форм ведения учебных занятий, что позволит обеспечить активность детей на уроках и, как следствие, хорошие результаты в обучении.

Методическая разработка уроков

Школа – неотъемлемая часть нашей жизни, а занятия, на которые приходят дети, – отрезок жизни, которую доверяют учителю. Именно поэтому педагоги хотят, чтобы уроки стали для учеников не только средством получения учебных знаний. Творческий подход к разработке уроков характеризует уровень заинтересованности учителя в стимулировании обучаемых активно участвовать в получении знаний, учиться с удовольствием, почувствовать вкус к учебе.

Форма проведения урока, обучающие наглядные материалы, использование интерактивных методов обеспечивают условия для получения лучшего результата и достижения главных учебных задач:

  • знакомство и донесение новой учебной информации обучающимся;
  • развитие творческой активности учеников;
  • воспитание всесторонне развитой личности детей.

Для успешного выполнения этих важных задач существуют специальные руководства для учителей – методические разработки.

«Методичка» объединяет текущие обучающие технологии, определяет способы обучения, которые следует применить либо к одной теме урока либо к целой серии.

Разработка выполняется автором индивидуально или коллективно, а создается она для повышения профессионального педагогического мастерства учителя.

Она создается для методической помощи и разработки:

  • определенных уроков;
  • цикла уроков;
  • отдельных тем;
  • частных методик;
  • общих методик;
  • инновационных приемов обучения.

Разработка методичек подчиняется четким требованиям:

  • старательный выбор темы;
  • актуальность выбранной темы;
  • наличие определенного опыта у разработчика методического пособия;
  • определение цели;
  • наличие плана и структуры разработки.

Видеоуроки

Традиционный способ презентации учебного материала посредством бумажного носителя (учебника) постепенно теснят новые информационные технологии. Ноутбук, планшет, смартфон, электронная книга становятся все более популярными. Точно так же на смену традиционным урокам приходят видеоформы подачи учебного материала.

Педагогам важно научиться использовать изменения в современном мире, осваивать новые технологии в обучении. К таким новшествам относится и видеоурок.. Видеоуроки бывают двух видов:

Видеоуроки бывают двух видов:

  • обучающий видеоурок продолжительностью 5-15 минут;
  • несколько видеофрагментов, объединенных общей темой.

В видеоуроке возможны следующие формы заданий:

  • упражнения или тестовые задания для контроля усвоения нового материала;
  • коммуникативные задания для закрепления и повторения новых знаний.

При подготовке первого типа видеоурока учитель проводит всю работу самостоятельно.

Для подготовки видеоурока второго типа учитель вполне может привлечь учащихся, т.к. требуется лишь подобрать отдельные фрагменты, отображающие общую тему урока.

Инновационная подача материала, активное участие школьников в подготовке урока, интересные задания – все это способствует усвоению нового учебного материала. Просмотр видеороликов активно вовлекает обучающихся в процесс получения знаний, повышает интерес к школьным предметам.

Соответственно, использование видеоуроков в обучении поможет педагогам интересно подать учебный материал, а детям самостоятельно изучить новое.

Тип №4. Урок развивающего контроля

Цели:

Деятельностная: научить детей способам самоконтроля и взаимоконтроля, формировать способности, позволяющие осуществлять контроль.

Содержательная: проверка знания, умений, приобретенных навыков и самопроверка учеников.

Структура урока развивающего контроля

  • Мотивационный этап.
  • Актуализация знаний и осуществление пробного действия.
  • Фиксирование локальных затруднений.
  • Создание плана по решению проблемы.
  • Реализация на практике выбранного плана.
  • Обобщение видов затруднений.
  • Осуществление самостоятельной работы и самопроверки с использованием эталонного образца.
  • Решение задач творческого уровня.
  • Рефлексия деятельности.

«Вспомнить всё»: актуализация знаний

Чаще всего этот этап идет в начале урока. На этом этапе необходимо опросить как можно больше учащихся, в то же время не затягивая процесс.

Ежеурочный опрос полезен по многим причинам:

  • дисциплинирует школьников;
  • помогает быстро «войти в курс» тем, кто подзабыл что-то;
  • проговаривание помогает ученику четче осознать материал, чтобы он лучше «уложился в голове».

С этой точки зрения полезен опрос учеников у доски, но он недостаточно результативен. Один ученик отвечает, а другие отвлекаются; даже если удается добиться достаточно внимательного выслушивания ответа (скажем, предложить конспектировать ответ, дополнять его, задавать вопросы), все же оценок получится мало, а времени уйдет много. Можно организовать фронтальный опрос, дать небольшой тест или что-то еще. Много интересных способов провести опрос можно найти на нашем сайте.

Технологическая карта урока

Технологические карты являются новым видом методической продукции, которые обеспечивают качественное и эффективное преподавание и дают возможность достигать планируемых результатов. Использование таких карт помогает лучше организовать учебный процесс, обеспечивая реализацию УУД в полном соответствии с требованиями ФГОС, а также сокращает время подготовки учителя к данному уроку весьма существенно. Идея создания технологических карт пришла в школу из промышленности, там это существует как вид документации с содержанием описания производственного процесса — изготовление, обработка определённого вида продукции, перечень производственных операций, а также применяемое оборудование и режим осуществления каждой операции по времени.

В дидактическом контексте технологическая карта является проектом учебного процесса, где есть полное описание его: от поставленной цели урока по ФГОС до конечного результата с обязательным использованием инновационных технологий в работе с информацией. Суть технологической карты в том, что она содержит подробный проект педагогической деятельности, описание заданий для учеников, освоение темы и оформление предполагаемых результатов.

Технологическая карта структурирована, интерактивна, алгоритмична, технологична и обладает обобщённостью при работе с информацией. В её структуре присутствуют: название темы и часы, отведённые на изучение её, цели освоения, результаты, которые планируются (отдельно УУД, информационная и интеллектуальная компетентность, метапредметность, предмет, личность), ресурсы и формы работы — метапредметные связи и организация пространства, основные понятия темы, технология изучения темы поэтапно. Завершается работа по технологической карте контрольным заданием, чтобы проверить достижение результатов, которые были запланированы.

Нюансы построения уроков по ФГОС в начальной и средней школе

Структура
ФГОС вводит новое понятие —»учебная ситуация».
То есть учитель должен теперь не преподносить готовое знание, а строить на
уроках такую ситуацию, в ходе которой дети сами учатся находить предмет
изучения, исследовать его, сравнивать с уже имеющимся опытом, формулировать
собственное описание.

Создание
учебной ситуации строится с учетом возрастных и психологических особенностей
учеников, степени сформированности их УУД, специфики учебного заведения.

Так,
если в старших классах можно оперировать уже накопленными знаниями, то в
начальной школе учебные ситуации строятся на основе наблюдений, житейского
опыта, эмоционального восприятия.

Таким
образом, уроки в свете требований ФГОС предполагают основательную реконструкцию
учебного процесса. Изменились требования не только к содержанию учебного
процесса, но и к результатам образования. Более того, ФГОС предлагает не только
новую типологию уроков, но и новую систему реализации внеурочной деятельности.
Таким образом осуществляется комплексный подход в обучении ребенка. 

Типы и виды уроков в школе

При этом ученики должны усвоить новые понятия и способы действий, среди которых можно выделить самостоятельный поиск и формирование системы ценностей. Наиболее актуальны эти уроки для школьников средних и старших классов, так как именно с этого возраста начинают изучать материал в больших объемах.

Для данного типа уроков наиболее характерны следующие формы изучения материала:

  • лекция;
  • вовлечение учащихся в процесс объяснения учителем учебного материала с помощью конкретных вопросов для разъяснения определенных моментов;
  • эвристическая беседа;
  • самостоятельная работа с учебником, дидактическим материалом;
  • эксперименты, опыты.

Дидактические задачи, которые помогает решать данный тип урока:

  • обобщение и систематизация полученных знаний;
  • закрепление и повторение ранее изученного материала;
  • применение полученных знаний на практике, расширение этих знаний;
  • формирование навыков и умений.
  • контроль над процессом получения новых знаний, умений и навыков.

Виды уроков, характерные для данного типа:

  • самостоятельная устная или письменная работа;
  • лабораторная работа;
  • практическая работа;
  • семинар;
  • экскурсия.

Данные действия на протяжении всего учебного года помогают учащимся овладеть предметом в целом, установить контроль над полученными знаниями от изучения всего учебного материала. Такие уроки вызывают необходимость в повторении крупных разделов материала определенной дисциплины на подсознательном уровне, а также выявить их системный характер, особенности решения задач по заданному образцу и возможность переноса этого умения в другие нестандартные учебные ситуации для решения новых задач.

Все типы уроков подразумевают ещё наличие определенной разновидности своих уроков. В этом случае же применяются  виды уроков, которые наблюдаются во всех 5 типах.

Основные методические элементы данного типа урока:

  • подготовка учащихся к предстоящему занятию;
  • выявление уровня прочности закрепления и понимания учащимися ранее изученного материала в результате системной проверки, а также определение актуальности приобретенных навыков для последующей работы на уроке;
  • подача педагогом нового материала и работа с учащимися, направленная на его осмысление и усвоение;
  • первичное практическое применение усвоенных знаний, формирование новых умений и навыков по данной теме;
  • поэтапное объяснение метода выполнения домашнего задания;
  • выставление оценок школьником, подведение общих итогов занятия.

Также подобная деятельность представляет собой процесс коррекции технологии обучения в ходе занятий в связи с темпами усвоения материала классом, а также выявление и исправление ошибок.

Виды уроков коррекции и контроля:

  • устный или письменный опрос;
  • зачет;
  • лабораторная работа;
  • практикум;
  • самостоятельная контрольная работа;
  • экзамен и др.

Классификация, дающая нам приведенные выше типы уроков в школе, является наиболее удачной и актуальной, хотя признается она далеко не всеми специалистами в данной области.

Нюансы построения уроков по ФГОС в начальной и средней школе Типы уроков по ФГОС в начальной школе

Структура ФГОС вводит новое понятие — «учебная ситуация». То есть учитель должен теперь не преподносить готовое знание, а строить на уроках такую ситуацию, в ходе которой дети сами учатся находить предмет изучения, исследовать его, сравнивать с уже имеющимся опытом, формулировать собственное описание.

Создание учебной ситуации строится с учетом возрастных и психологических особенностей учеников, степени сформированности их УУД, специфики учебного заведения.

Так, если в старших классах можно оперировать уже накопленными знаниями, то в начальной школе учебные ситуации строятся на основе наблюдений, житейского опыта, эмоционального восприятия.

Таким образом, уроки в свете требований ФГОС предполагают основательную реконструкцию учебного процесса. Изменились требования не только к содержанию учебного процесса, но и к результатам образования. Более того, ФГОС предлагает не только новую типологию уроков, но и новую систему реализации внеурочной деятельности. Таким образом осуществляется комплексный подход в обучении ребенка. 

Тип №3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Цели:

Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.

Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.

Структура урока систематизации знаний

  • Самоопределение.
  • Актуализация знаний и фиксирование затруднений.
  • Постановка учебной задачи, целей урока.
  • Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.
  • Реализация выбранного проекта.
  • Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.
  • Этап рефлексии деятельности.

2-й этап. Целеполагание

Деятельность обучаемых:

Познавательная Коммуникативная Регулятивная

Осуществляемые действия:

Обучающиеся в группах определяют цели и выдвигают задачи занятия. Формулируют общую цель и задачи.

Осуществляемые действия: 

Устанавливают рабочие отношения в группе. Организуют учебное планирование и сотрудничество, аргументируют свою точку зрения, распределяют функции в группе

Осуществляемые действия:

Уметь самостоятельно контролировать собственное время и управлять им, преобразовывать практическую задачу в познавательную

Формируемые способы деятельности:

Выдвигая цели делают умозаключения

Формируемые способы деятельности:

Вырабатывают общее решение, делают выбор, оказывают взаимопомощь, выражают собственное мнение

Формируемые способы деятельности:

Контроль за ответами одноклассников

Тип 3: комплексное применение полученных знаний

Все виды уроков имеют четкий алгоритм проведения. Так, для того чтобы научиться комплексно применять знания в практической деятельности, необходимо пройти через следующие ступени:

  • Актуализировать знания, умения и навыки, полученные на предыдущих уроках и способные помочь в творческом применении информации.
  • Обобщить и провести систематизацию изученных материалов и способов деятельности.
  • Усвоить процесс выполнения образцового задания по применению знаний, умений и навыков.
  • Выполнить задание по применению обобщенных изученных материалов в незнакомой ситуации.
  • Контролировать самостоятельно или с помощью учителя знания, умения и навыки.

Выполнение каждого из представленных этапов позволит наиболее эффективно принять и усвоить полученные навыки, знания и умения. Типы уроков обычно выражаются в самых разных формах проведения образовательного процесса. Этапы для всех являются одинаково актуальными. Для комплексного применения изученных материалов проводится урок — лабораторная работа, семинар, практикум. Учитель, проводя занятие в любом из представленных форматов, ставит перед собой цель. Традиционно это достижение самостоятельности в вопросе практического применения комплексных знаний в самых различных ситуациях. Изучать материал и применять его в комплексе — очень важный момент процесса обучения. Не все типы уроков практикуют данный формат преподавания.

Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС

Тип
урока по ФГОС

Виды
уроков

1.

Урок
открытия нового знания

Лекция,
путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа,
конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа.

2.

Урок
рефлексии

Сочинение,
практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок.

3.

Урок
общеметодологической направленности

Конкурс,
конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная
лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование.

4.

Урок
развивающего контроля

Письменные
работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита
проектов, рефератов, тестирование, конкурсы.

Структура урока по ФГОС

Этапы урока

Краткое содержание, действия учеников

Действия учителя

Мотивирование на учебную деятельность

Создание благожелательной атмосферы урока, нацеленности на работу

Настраивает учеников на успешную работу

Актуализация знаний

Повторение пройденного, выполнение заданий. Взаимопроверка и взаимооценивание

Затем ученики получают задание, для решения которого не достаточно имеющихся умений

Консультирует

Целеполагание, постановка проблемы

В совместной работе выявляются причины затруднения, выясняется проблема. Ученики самостоятельно формулируют тему и цель

Подводит учеников к определению границ знания и незнания, осознанию темы, целей и задач урока.

Поиск путей решения проблемы

Планирование путей достижения намеченной цели. Осуществление учебных действий по плану. Индивидуальная или групповая работа по решению практических задач

Консультирует

Решение проблемы

Выполняют задание, которое сначала оказалось непосильным для решения

Консультирует

Коррекция

Проверяют решение, выявляют, все ли справились с заданием, формулируют затруднения

Помогает, советует, консультирует

Самостоятельная работа с использованием полученных знаний

Выполнение упражнений по новой теме, самопроверка по эталону

Консультирует

Работа по выявлению связи изученной на уроке темы с изученным ранее материалом, связи с жизнью

Консультирует, направляет

У учеников должна быть возможность выбора домашнего задания в соответствии со своими предпочтениями. Необходимо наличие заданий разного уровня сложности

Разъясняет, предлагает задания на выбор

Оценивание

Учащиеся  самостоятельно оценивают работу на (самооценка, взаимооценивание результатов работы одноклассников)

Консультирует, обосновывает оценки

Учащиеся называют тему урока, его этапы, перечисляют виды деятельности на каждом этапе, определяют предметное содержание. Делятся мнением о своей работе на уроке

Благодарит учеников за урок

«Как поняли? Прием!»: закрепление изученного

Планируя комбинированный урок, крайне важно оставить достаточно времени на этап выработки навыка применения полученных знаний на практике. Причем желательно придумывать такие задания, которые будут стимулировать творческую активность школьников

Хорошо также дать задания, позволяющие использовать полученные знания в нестандартных условиях, взглянуть на материал под другим углом.

Однако, предлагая учащимся практическую работу, необходимо сначала удостовериться, что весь теоретический материал ими усвоен. Поэтому хорошо, если практике предшествует небольшой устный опрос, позволяющий «начерно» оценить степень осознания материала. Но при этом не надо забывать, что без практики теоретический материал мертв и все равно не может быть до конца осознан.

На этом этапе хорошим решением станет выполнение образцового задания на доске и последующая самостоятельная работа учащихся с разноуровневыми карточками, причем слабым ученикам предлагаются задания, максимально совпадающие с образцовым, а более сильным — в большей или меньшей степени отличающиеся от него, чтобы простимулировать творческий подход к работе. Желательно также создать ситуацию успеха, поэтому не следует предлагать слишком сложные задания. Да и времени на их обдумывание на комбинированном уроке слишком мало.

Можно провести закрепление в виде какой-либо игры, индивидуальной или командной. Неплохо зарекомендовали себя приемы, требующие логики и творческого подхода:

  • Общее – уникальное.
  • Цепочка соответствий.
  • Шесть шляп.
  • Кейсы
  • И т.д.

Можно дать небольшую проверочную работу, например с использованием перфокарт.

Новые стандарты обучения — нестандартные уроки

Обычные уроки проходят по всем известной стандартной схеме: проверка домашнего задания, изучение нового материала, закрепление знаний, подведение итогов. Многим ученикам становится скучен и неинтересен мир знаний из-за скучного подхода к процессу обучения.

Чтобы разнообразить серые школьные будни учащихся, были придуманы нестандартные уроки. Необычно и креативно провести можно не только урок, но даже контрольную работу. При помощи проектора разнообразить процесс обучения и вовсе не составить труда.

Учитель также может прибегнуть к играм, конкурсам, театральным сценкам. Здесь все зависит от воображения и уровня креативности педагога. Рассмотрим несколько примеров нестандартных уроков:

  • урок в форме игры. Особенно эффективны такие занятия в младших классах, где детям нужно объяснить материал максимально доступно. Сюда можно отнести забеги по станциям, игру в «КВН», конкурсы. Для старшеклассников отлично подойдут игры-соревнования на уровень знаний;
  • творческий урок. Многие дети любят проявлять творчество. Для этого учитель может организовать конкурс стенгазет или плакатов, попросить придумать какой-нибудь рассказ или сказку. Творчество можно проявлять абсолютно в разных направлениях;
  • метод проектов. Учитель предлагает своим ученикам создать проект на одну из предложенных тем. Такой подход позволит учащимся раскрыть свой потенциал и применить свои практические знания, научиться чему-то новому, развить навыки. Проект может быть в виде диаграммы, таблицы, рисунка, графика, подделки и так далее.

Нестандартные уроки позволяют школьникам посмотреть на процесс обучения с другой стороны. Такие занятия должны вызывать интерес и желание получать знания.

Тип №2. Урок рефлексии

Цели:

Деятельностная: формировать у учеников способность к рефлексии
коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих
затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению
затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения
конфликта.

Содержательная: закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия и
скорректировать при необходимости.

Структура
урока-рефлексии по ФГОС

·

Мотивационный этап.

·

Актуализация знаний и осуществление первичного действия.

·

Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и
умения.

·

Построение плана по разрешению возникших затруднений (поиск способов
разрешения проблемы, выбор оптимальных действий, планирование работы, выработка
стратегии).

·

Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению
проблемы.

·

Обобщение выявленных затруднений.

·

Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному
образцу.

·

Включение в систему знаний и умений.

·

Осуществление рефлексии.

В
структуре урока рефлексии четвертый и пятый этап может повторяться в
зависимости от сложности выявленных затруднений и их обилия.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ПЕДАГОГИЧЕСОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ

Центральным компонентом всей деятельности учителя является урок, который является не самоцелью, а средством, инструментом развития личности ученика. Современный урок по ФГОС – личностно ориентированный.

Созданию максимально благоприятных условий для появления личностных способностей, для актуализации личностного потенциала обучающегося и призвана технологическая карта как форма обобщенно-графическго планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающегося, выражение сценария урока, основы его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы.

Построение технологической карты зависит от типа урока, которые мы сейчас и рассмотрим:

«Кто на новенького?»: объяснение нового материала

Методика проведения комбинированного урока по ФГОС требует от учителя, по возможности, не сообщать детям тему урока, а предлагать догадаться самим. Причем одновременно ценность новых знаний необходимо обосновать.

В связи с этим обычно рекомендуется начинать объяснение проблемной задачей. Суть приема в том, что школьникам предлагается решить задачу, или предсказать результат опыта, или предположить, как пишется какое-то слово и т.п. Подбирается материал таким образом, чтобы для правильного ответа требовались именно те знания, которые планируется изучать на текущем уроке.

Например, на уроке русского языка в 5 классе в начале изучения темы «Чередование в корнях -раст- — -рос-» учитель может написать на доске слова «растение» и «рост» и предложить школьникам высказать свое мнение, почему в слове «растение» в корне не пишется О, ведь «рост», похоже, проверочное слово.

На уроке физики можно спросить школьников, что произойдет, если поднести к горящей свече шарик, наполненный водой. Ошибка в прогнозе простимулирует ребят с интересом отнестись к новой теме.

Можно пойти другим путем и начать с какой-нибудь захватывающей или таинственной истории, легенды, необъяснимого, казалось бы, факта. Это также поможет заинтриговать учащихся и заставить их слушать внимательно, чтобы разобраться в ситуации.

Нередко учитель начинает объяснение нового материала с того, что связывает его с уже изученным. Например, указывает на то, что речь пойдет теперь о том же явлении в других условиях (тоже уравнения, но квадратные; тоже кислота, но органическая; тоже движение, но по кругу) или противопоставляет новый материал изученному (интегрирование — процесс, обратный дифференцированию; рассмотрели случаи, когда ставится тире, а теперь — когда двоеточие…).

Связать новый материал с пройденным необходимо

В структуре современного комбинированного урока это занимает важное место. Другое дело, что можно сделать это в начале объяснения, а можно позже; в сильном классе стоит даже попробовать поручить это школьникам, но избежать этого нельзя: материал только тогда усваивается прочно, когда он занимает свою «клеточку» в мозаике знаний, когда ученик осознает место и связи нового знания с уже имеющимися

4-й этап. Итоги занятия

Деятельность обучаемых:

Познавательная Коммуникативная Регулятивная

Осуществляемые действия:

Выстраивают причинно-следственные связи

Осуществляемые действия: 

Взаимодействие в групповом коллективе

Осуществляемые действия:

Прогнозируют развитие процессов в живых организмах

Формируемые способы деятельности:

Презентуют модель

Формируемые способы деятельности:

Высказывают и отстаивают свою точку зрения, принимают чужую точку зрения, оппонируют собеседнику

Формируемые способы деятельности:

Учатся предвидеть события, строят жизненные планы во временной перспективе

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector