Как и когда дети начинают ползать: стили, сроки и советы родителям

Как все происходит

Важно четко понимать, что обучение хождению – это кропотливый труд. Первый этап на пути к успеху – это умение стоять у опоры

Как правило, дети приобретают его в 8 месяцев. В 9 они уже стоят, держась за опору одной ручкой. Дальше – больше. В 10 месяцев кроха пытается оторвать одну ручку, чтобы дотянуться ею до следующей опоры.

В возрасте 11 месяцев многие родители «не чувствуют» к вечеру спины из-за постоянного хождения с малышом «за обе ручки». Тогда же он учится отрываться от опор, чтобы самостоятельно стоять без поддержки. Следующий этап – первые шаги.

Чтобы приблизить его, можно пойти на хитрость. Расставьте по периметру комнаты стульчики, и малыш будет передвигаться, держась за них. Правда, есть дети, которые идут, придерживаясь за стену, было бы желание. Его, кстати, тоже можно вызвать. Достаточно «случайно» положить любимую игрушку подальше, но недалеко от опоры, и исчезнуть из поля зрения крохи. Скорее всего, он за ней потянется.

Когда малыш пошел, тоже рано радоваться. Ему еще долго нужно тренироваться, чтобы отточить свои умения. А оттачивать он их будет при падении

Здесь очень важно не только помогать, но и правильно реагировать. Ваша задача в этот период – быть начеку, а также убрать острые предметы, чтобы исключить риск серьезных травм

Хуже всего, когда малыш падает плашмя, вперед или назад. Неумение выставлять ручки способно сыграть с ним злую шутку: затылок и лицо могут быть разбиты в кровь. Психологи и мамы на форумах рекомендуют дать ему возможность научиться их выставлять. Как? Не бежать сломя голову, когда кроха упал. Не кричать, спрашивая, ударился ли он, не паниковать: часто дети плачут, так как пугаются реакции родителей.

Лучше ласково и спокойно подбодрить, подождав, пока карапуз самостоятельно поднимется. И не нужно бояться падений: косточки у деток пока эластичны, а риск переломов – минимален. Но сильно расслабляться из-за этого также нельзя. Если кроха больно ударится, возможно, на время вовсе откажется от изучения мира таким способом. Бывали прецеденты. Чтобы их избежать, можно стараться учиться ходить там, где падать мягко.

Первые шаги: что нельзя делать?

Несмотря на месяц жизни не стоит ребенка ставить на ножки, если его тело еще недостаточно окрепло для ходьбы.
Крайне важно разработать систему поощрений движений. Регулярно делайте со своим чадом зарядку, можете записаться в бассейн или же заниматься в домашних условиях с фитболом.
Пока ребенок активно учится ходить, опираясь на предметы, подумайте, какое место в квартире/доме уйдет более безопасным

Пусть чадо тренируется около мягкой мебели.
Рекомендуется учить ребенка ходить без носочков и обуви. Это обусловлено тем, что ходьба босиком стимулирует нервные окончания стоп, а также способствует закаливанию организма.
Оптимальный вариант ходьбы — это средство, а не цель. Разумно используйте любознательность крохи, например, предлагая ребенку идти к одному из родителей или игрушке. Старайтесь располагать объект желаний ребенка в нескольких метрах от него.
Не обращайте внимания на то, во сколько месяцев пошли соседские дети. Никогда не сравнивайте успехи вашего крохи с чужими детьми. Если ваши сверстники уже бегают, а вы еще нет, то это не повод разочаровываться. Хвалите вашего малыша даже за самый незначительный успех.
Если дома у вас холодные полы, то приобретите для крохи специальные носочки с прорезиненой подошвой.
Если малыш упал, то это не повод для паники и резких возгласов. Постарайтесь не привлекать к происходящему внимания, словно ничего не произошло.
Во время прогулок на свежем воздухе старайтесь кроху держать как можно меньше в коляске. Пусть к первому году жизни коляска станет лишь средством передвижения до парка или детской площадки. Поощряйте малыша за движения, пусть он тянется играть с детьми и больше двигается.
Старайтесь сделать ваш дом максимально безопасным для крохи. Все острые и колющие предметы следует убрать в безопасное место, куда ребенок добраться не сможет
Особое внимание следует уделить бытовой химии и лекарствам, которые тоже должны быть вне поля зрения малыша.
Во время ходьбы, кроху следует держать за предплечья или кисти, но ни в коем случае не за подмышки, поскольку это сулит деформацией стоп и испорченной осанкой.

Когда стоит волноваться

Если ребенок после года не встает и не ходит даже с поддержкой, или ему уже 1,5 года, а он не ходит самостоятельно, то стоит проконсультироваться с врачом по этому поводу.

Если малыш встает и передвигается, держась за опору, его ничего не беспокоит, он весел и полон сил, то просто еще не пришло его время.

Тревожные сигналы в развитии

  1. К шести месяцам: ребёнок не поддерживает частично массу тела на ногах и не пытается приседать-подскакивать.
  2. К девяти месяцам: малыш не может стоять с поддержкой и не в состоянии подтянуть себя до положения стоя.
  3. К двенадцати месяцам: не делает шаги с поддержкой.
  4. К восемнадцати месяцам: не идёт без поддержки объекта или родителя, держащего его.

Когда малыш проявляет любой из этих симптомов, сохраняйте спокойствие. Просто отведите ребёнка к врачу. Желательно поговорить с педиатром о предполагаемых причинах. Возможно, малышу нужно ещё немного времени.

Пока ребёнок двигается в положительном направлении на других этапах развития, он, вероятно, просто не торопится с приобретением навыка ходьбы. Наслаждайтесь этим сейчас, потому что когда наступит время и ваш малыш пойдёт самостоятельно, вы будете с ностальгией вспоминать те дни, когда не бегали за ним 24 часа 7 дней в неделю!

Запаздывание навыка

Ребенку больше года и он должен начать ходить, а не ходит, хотя все его сверстники уже овладели этим умением. Почему же у ребенка запаздывает развитие этого навыка? Причин отставания от нормы может быть несколько:

Ребенок становится пассивным, ленивым, мало двигается. Необходимо пересмотреть режим питания и распорядок дня. Уменьшить порции или число кормлений, постепенно увеличивать физические нагрузки. Помогут плаванье, ползанье, гимнастика.


Флегматики и меланхолики обычно начинают позже ползать и ходить. А активные сангвиники и холерики – раньше.

    • Наследственность. Если папа или мама поздно пошли в детстве, то и ребенок мог унаследовать эту предрасположенность.
    • Нервная обстановка, стресс.

Малыши в этом возрасте очень восприимчивы и часто пугаются. Изменения привычных условия, неблагоприятная обстановка в семье и ребенок чувствует себя не уверенно. Боится ходить.

Если ребенок уже пробовал ходить самостоятельно, но неудачно упал или испугался, то он может начать осторожничать.

Споры о вреде и пользе ходунков не прекращаются. Не рекомендуется сажать в ходунки детей, которые плохо сидят сами.

Также отмечается, что при пользовании этим приспособлением неправильно формируется стопа, малыш недостаточно «работает».

Простудные и вирусные заболевания ослабляют младенца. Он может на время перестать ходить или ползать. Как только организм восстановится, навык вернется.

Заболевания опорно-двигательного аппарата и неврологические.

В этой ситуации понадобится обследование и лечение специалистов.
Если у родителей есть сомнения по поводу здоровья ребенка, то стоит проконсультироваться с врачом.

Когда следует обращаться к педиатру

Если родители подозревают отклонения в развитии, то лучше обратиться к доктору и развеять все сомнения. У врачей есть определенные нормы, когда малыш обязательно должен пойти. Если такого не происходит, понадобится обследование у невролога. Когда нужно идти к врачу:

  1. Если ребенок старше 20 месяцев все еще держится за стену.
  2. Ноги малыша вялые, плохо реагируют на прикосновения.
  3. Возраст крохи больше года, а он все еще не начал ползать.
  4. Во время ползания ножки практически не задействованы.
  5. У ребенка не получается встать на ноги в возрасте старше 1 года.

Проблемы со здоровьем обычно проявляются в раннем возрасте. С 3 месяцев после обследования у невролога становится понятно, будет ли малыш в будущем ходить. Некоторые проблемы можно разрешить специальной терапией и лечебной профилактической физкультурой.

Как помочь начать ходить

Помочь ребенку самостоятельно научиться ходить быстрее можно. Тем более что в этом случае от Вас требуется всего ничего:

Обеспечить пространство. Хорошо, если у мамы один ребенок. Она время ему уделит, с ним поиграет, за ним всегда присмотрит. Если детей больше, наблюдается злоупотребление манежем. Проще посадить в него малыша и в этот момент приготовить обед, не переживая, что мелкая игрушка старшего окажется во рту или в носу. А ведь дети «из манежа» потом позже начнут ходить, что и неудивительно. Если места нет, то где тренироваться?

Делать массажи. Правильное воздействие на мышцы – это всегда хорошо. Их не зря рекомендуют делать грудничкам и детям постарше курсами. Как раз ближе к году – последний из них. Причем его можно попытаться сделать и самостоятельно

Важно лишь поглаживать, растирать и постукивать мышцы голени, а также саму стопу. Одним словом, задействовать то, что понадобится крохе при хождении

Суть массажа в этом возрасте – в укреплении и расслаблении.
Гимнастика. «В здоровом теле – здоровый дух» — уверены мамы, которые ежедневно находят время для занятий со своим крохой, и правильно делают. Упражнения просты: сгибание и разгибание ножек, приседания, потягушки (можно с маминой помощью), наконец, перекатывания на фитболе. Интересно, что это помогает не только быстрее научиться ходить, но и наладить контакт, приятно провести время.
Правильно подобранная обувь. Посмотрите, как передвигается малыш, который только начал ходить. Стопы он ставит параллельно друг другу, а шаги будто «печатает», ведь еще не умеет перекатываться с пятки на носок. Добавьте сюда неумение держать центр тяжести, и Вы поймете, как сильно ему надо помочь. Верный способ – подобрать обувь на тонкой и гибкой подошве с твердым задником.

Обратите внимание! Если и подошва будет твердой, кроха станет еще чаще спотыкаться. От заваливания назад его спасет маленький устойчивый каблук

Также должен присутствовать гибкий супинатор – он способствует правильному формированию стопы, правда, не все медики с этим согласны.

Для облегчения ходьбы боковые и верхние части должны быть достаточно мягкими, чтобы на сгибе образовывались складки. По возможности лучше выбирать модели из натуральной замши или кожи – материалы позволят ножке дышать.

Когда беспокоиться

Самое раннее, когда малыши умеют ходить – 9 – 10 месяцев. Некоторые пытаются и раньше, но поощрять это не стоит. В это время мышцы еще не окрепли, нагрузка на позвоночник колоссальная. У крупных деток такие попытки могут закончиться искривлением голени, неправильной постановкой стоп.

Врачи говорят, что до 1,5 лет беспокоиться не следует. К этому моменту и недоношенные дети, страдающие обычно избыточной подвижностью суставов и неразвитостью мышечных волокон осваивают нужный навык. Позже нужно идти к специалистам. Правда, если предпосылок к хождению нет, не стоит затягивать. Чем раньше будет обнаружена проблема, если она есть, тем легче ее будет корректировать.

Каждый ребенок по-своему прекрасен. И даже если Ваш по-прежнему не хочет ходить, не стоит его сбрасывать со счетов, это тоже достойный соперник: «сидячие» дети быстрее учатся выражать эмоции словами, следовательно, раньше могут заговорить.

Благоприятный возраст для самостоятельной ходьбы

Нужно сразу отметить, что детки не могут научиться ходить в возрасте до 6-7 месяцев. Это невозможно по анатомическим и физическим особенностям малышей, поскольку их скелет и мышечная система недостаточно укреплены, а значит, удержать свой вес ребенок попросту не сможет. В этом возрасте малыш сможет разве что сидеть самостоятельно или стоять с помощью родителей, которые будут поддерживать его под ручки. Поэтому верить в рассказы подруг о том, что их малыши самостоятельно сидят/ходят с 4-6 месяцев не стоит, а тем более не нужно принуждать своего ребенка делать это раньше времени.

Как утверждают педиатры, оптимальный возраст, когда ребенок начинает ходить, — 9-18 месяцев после рождения. Чаще всего детки делают первые шаги самостоятельно в годовалом возрасте. Сначала кроха может пойти, опираясь о диван и прочую мебель. Другие малыши становятся на ножки сразу и, сделав несколько попыток, начинают ходить. В целом этот процесс строго индивидуален, и оба варианта педиатры считают физиологической нормой.

Стадия четвертая – первые слова

Итак, из лепета рождается слово…

На этом этапе (обычно он начинается в 11-12 месяцев) очень важно помочь ребенку в его словотворчестве. Именно сейчас малыш начинает ассоциировать слова с объектами окружающей среды, слова для него наполняются смыслом

Теперь уже можно расширить репертуар вашего чтения вслух. Старайтесь называть окружающие вещи своими именами (не “Положим эту штуковину во-он туда”, а “Положим куклу в кроватку”). Не забывайте комментировать свои действия, когда вы находитесь вместе с малышом.

Логопеды советуют тренировать мышцы губ и щек. Для этого запаситесь различными свистульками, губными гармошками, игрушечной флейтой и научите малыша дуть в эти инструменты. Полезно и выдувать мыльные пузыри (правда, придется постоянно следить, чтобы ребенок не выпил мыльный раствор).

Еще один забавный способ потренировать мышцы губ и щек – это погримасничать вместе с малышом. Не стесняйтесь строить смешные рожи, выразительно изображать самые разные эмоции (удивление, страх, радость), высовывать язык, облизываться. Вы увидите, малышу очень понравится эта новая игра, и вскоре он начнет повторять за вами какие-то движения.

Обычно детям очень нравятся звучащие игрушки. Воспользуйтесь этим, пусть малыш учится извлекать разнообразные звуки и воспроизводить их голосом. Его первые слова будут звукоподражательными: “бах”, “бум”, “гав-гав”, “бибика”. Не бойтесь этих младенческих, “ляльских” (как говорит моя старшая дочь) слов. Это очень важный момент в развитии речи. Ребенку пока сложно связать отвлеченное слово (например, собака, машина, упала) с конкретным предметом или действием. Если слово будет хоть как-то похоже на предмет или действие, такую связь установить значительно легче (например, собака говорит «ав-ав», машина – «би-би», а падающий предмет делает «бум»). Младенческие слова помогают ребенку перейти к нормальной, “взрослой” речи.

Когда ваш малыш будет пытаться повторить за вами какие-то слова, можно читать стихи «по ролям». Например, известное стихотворенье об отчаянных гусях (его начало, как правило, помнят все):

  • Взрослый: Гуси-гуси!
  • Ребенок: Га-га-га!
  • Взрослый: Есть хотите?
  • Ребенок: Да-да-да!
  • Взрослый:Хлеба с маслом?
  • Ребенок: Нет-нет-нет.
  • Взрослый: А чего же вам?
  • Ребенок: Конфет!
  • Взрослый:Ну, летите, как хотите, т _олько крылья берегите – с__ ерый волк под горой не пускает вас домой. Полетели-полетели_ (ребенок машет руками), на головку сели.

Когда вы будете читать вашему малышу хорошо знакомые стихи или петь песенки, в конце строчки сделайте паузу, чтобы ребенок смог сам закончить строчку.

Особенно важно разговаривать с малышом во время игры. Не забывайте, что игра ориентирована именно на диалог, а не на ваш монолог

Можно, например, катать друг другу мячик, сопровождая это занятия комментариями: “Дай мячик! Покатился мячик к маме”. Выдержите паузу, дайте ребенку возможность включиться в разговор. “А теперь – на мячик! Покатился мячик к детке” и т.д. Старайтесь, чтобы игра соответствовала настроению и состоянию вашей крохи.

Рано или поздно?

Многие молодые мамочки гордятся, что их первенец пошел раньше всех: какой он умненький, он уже умеет ходить! Вопрос: во сколько месяцев пошел карапуз? Если раньше девяти месяцев, – ничего хорошего в этом нет. Костная система малютки еще не в состоянии вынести подобную нагрузку. Радоваться нечему.

Малышу уже больше двух лет, и он не может ходить? Тоже не повод расслабляться и ждать, что само все наладится. Это повод проходить обследование у детского невролога. Возможно, у малютки недостаточно окрепли мышцы и позвоночник либо не развита иммунная система. Есть и такая болезнь – приобретенная гидроцефалия: это может быть причиной отставания в психомоторном развитии.

Гидроцефалия у малыша определяется по таким признакам:

  • снижен мышечный тонус (“тюленьи лапки”);
  • мало выражен хватательный/глотательный рефлекс;
  • начинают дрожать конечности (тремор);
  • развивается косоглазие;
  • срыгивание идет фонтаном;
  • родничок заметно набух;
  • голова быстро увеличивается в размерах.

Если гидроцефалия проявляется в скрытой форме, а ребенок оставлен без осмотра врача, – это может закончиться осложнением. Если мама вовремя заметила нарушения в развитии малютки и показала доктору, гидроцефалия поддается излечению полностью.

Стоит ли использовать ходунки, вожжи, каталку

Производители детских товаров для детей неугомонны: ежедневно они придумывают самые разные приспособления для наших детей, уверяя, что эффективность их использования подкрепляет статистика. Верить им или нет, личное дело каждого, но помните о том, что:

  • Ходунки – это нагрузка на незрелую спинку. К тому же их редко оснащают функцией регулирования по высоте. В итоге, не все дети в ходунках достают ножками до пола. Чем это может закончиться? Хождением на носочках или цыпочках. В отдельных случаях ситуация может потребовать вмешательства специалистов, выполнения массажей и физиопроцедур, правда, если дело в проблемах со здоровьем малыша.
  • Вожжи – это потенциальная опасность. Приобрели их как-то наши друзья. Ребенок бегал, мама – за ним. Если падал, она всегда подстраховывала, удерживала и все были довольны, но до поры до времени.

Когда вожжи убрали, падения не прекратились. Однако, как показала практика, малышка не научилась, падая, выставлять ручки вперед. В итоге, она летела лицом вниз, разбивая его в кровь. Больше довольных не было. Мучились около полугода, пока естественный, казалось бы, навык, не восстановился.

Еще часто используют каталки. Забавные игрушки, которые заставляют ребенка ходить, держась за них. В принципе, в них нет ничего опасного, если используются они, когда малыш научится сам передвигаться. В любом случае, как уже было сказано, использовать что-то или нет – дело каждого. Главное, выбирая, давать дозировано, ведь все полезно в меру.

Если малыш начал ходить поздно

Если ребенок не начал ходить до года, то родители начинают переживать по этому поводу.

Тем не менее, врачи говорят, что если до 1,3 года кроха не может ходить самостоятельно, но встает, ползает, ходит с поддержкой, то волноваться не стоит.

Если ребенок начал ходить поздно, то это не значит, что он отстает в развитии, и что он и заговорит позже других, и дальше будет отставать во всем. У него собственный темп развития и эти навыки не связаны.

Возможно, заговорит он раньше других детей.

Если процесс освоения самостоятельного хождения затянулся намного дольше нормы, то стоит проконсультироваться со специалистом.

Что предпринимать, если малыш ходит на цыпочках

Ситуация, когда малыш при ходьбе не наступает на всю стопу, а поднимается на цыпочки, встречается часто. Связано это с повышением тонуса мышц в нижних конечностях. Считают, что возникает проблема у тех, кто при рождении перенес кислородное голодание. Часто появляется такая ситуация у тех, кто использует ходунки. В них трудно поставить ногу на всю стопу. Со временем проблема уходит, если проведен ряд мероприятий.

Упражнения на дому

Из упражнений наиболее эффективны следующие:

  1. Держа малютку под мышки, ставить ему ноги на полную стопу, чтобы он опирался на нее.
  2. Положить животом на большой мяч. Малютка катается и отталкивается от пола полной стопой.
  3. При купании давать возможность поплавать, отталкиваясь от бортиков ступней.
  4. Дать попинать мяч, положив его на стопы ног.

Упражнения должны обязательно сочетаться с массажем.

Массаж

Для процедуры подходят поглаживания и растирания мышц голени и стопы. Не оставляют без внимания икры, растирая их. Стопу поглаживают от пятки к пальцам. В это время ребенка кладут на спину, согнув ноги в коленях. Перевернув малютку на живот, сгибают колени под углом в 90 градусов. Фиксируя голеностоп, нажимают рукой на ступню. Происходит растягивание ахиллесова сухожилия.

Когда нажимают большим пальцем руки на стопу, она сгибается. Разгибание происходит при проведении по наружному краю от мизинца к пятке. Полезен массаж в виде поглаживания от пальцев к голени.тПроводят массаж ежедневно. И прерывать его не надо при появлении первых положительных результатов.

Подбираем правильную обувь

Если дома дети ходят босиком, то для улицы нужна обувь. Подбор ее играет важную роль в выработке правильной ходьбы. Обувь для малыша должна быть:

  • из натуральных материалов;
  • с гибкой и тонкой подошвой;
  • с плотным задником и прочными застежками;
  • на небольшом каблучке, фиксированном супинаторами.

Не стоит приобретать обувь на вырост. Она будет сваливаться при ходьбе, а ребенок падать.

Как быть, если малыш не сидит в положенном возрасте?

Однако бывают и обратные ситуации, когда назначенный срок уже подошел, а кроха и не собирается садиться.

Паниковать раньше времени, конечно, не стоит, ведь это только в теории и по усредненным нормам ребенок должен начать садиться в полгода, а на практике и зачастую он самостоятельно научится сидеть лишь в девять-десять месяцев. К слову, это тоже считается вариантом нормы.

Но старайтесь не пропускать плановых ежемесячных осмотров у педиатра и, если есть возможность, сходите на консультацию к ортопеду или неврологу. Это позволит вам исключить возможные риски и не упустить драгоценное время, если причиной задержки развития является какое-то заболевание, осложнение или патология.

А они могут быть самые разные:

  • задержка моторного или психомоторного развития;
  • последствие вакцинации;
  • синдром тонусных расстройств;
  • повышение внутричерепного давления;
  • последствия тяжелой беременности или родов (внутриутробная гипоксия, внутриутробная задержка развития, недоношенность или переношенность, инфекция, многоводие / маловодие, предлежание плаценты, врожденные пороки, преждевременное излитие амниотической жидкости, преждевременные роды, невысокая оценка по шкале Апгар, родовые травмы и т. д.).

Тщательное обследование у специалиста поможет вам понять, обоснованы ли ваши страхи и опасения или совершенно беспочвенны. Если малыш здоров и активен, вовсю переворачивается и ползает, но никак не может сесть, то, возможно, нужно просто помочь ему обучиться этому навыку: заниматься его физическим развитием, выполнять с ним упражнения, чтобы укрепить мышцы, делать массаж, всячески мотивировать кроху к сидению.

Во сколько дети должны сделать свои первые шаги?

Как уже упоминалось ранее, когда ребенок должен начать ходить, у каждого индивидуально, но в среднем такое знаменательное событие следует ожидать к году жизни. Нормой для всех детей врачи отмечают возраст от 9 месяцев до 1,5 года. Сначала кроха учится самостоятельно сидеть и вставать, а уже после, держась за предметы мебели или за руки родителей, ходить. Но все же каждый малыш развивается по-разному, кто-то быстрее, а кто-то медленнее, за счет чего не все дети в определенный период преодолевают такой важный барьер.

Во сколько дети начинают ходить, во многом зависит от темперамента. К примеру, более спокойные дети не слишком спешат к этой ступени развития, поскольку их полностью устраивает познание окружающего мира на четвереньках. Многих малышей и вовсе устраивает положение сидя, чего не скажешь о более активных, которые стремятся как можно быстрее рассмотреть окружение, поэтому благодаря своему любопытству они начинают ходить довольно рано. Очень часто можно услышать, что ребенок начинает ходить самостоятельно несколько раньше, нежели ползать.

На вопрос, от чего зависит возраст начала самостоятельной ходьбы, помогут ответить следующие факторы, которые выделяют специалисты и врачи:

  1. Характер и темперамент ребенка. Навыки ходьбы раньше среднестатистического возраста обретают более активные дети. Для них это своего рода возможность лучше узнать мир, потрогать новые предметы и увеличить обзор.
  2. Вес. Обычно полные малыши познают навыки ходьбы позже. Это понятно, так как в силу большей массы тела им тяжелее передвигаться.
  3. Уровень развития мышц. Когда ребенок начинает ходить, зависит от правильного ухода за ним — массажа, гимнастики, питания и т.п. Все эти факторы помогают обретать мускульную силу и большую выносливость, благодаря чему мышцы становятся развитыми и крепкими, а это способствует ранней ходьбе.
  4. Генетика. Если вы в соответствующем возрасте поздно преодолели данный барьер, то наверняка и ваш малыш может поздно начать ходить.
  5. Пол малыша. Если верить статистике, то представительницы слабого пола начинают ходить раньше.

Учимся делать первые шаги

Все родители не могут дождаться момента, когда ребенок начинает ходить, и иногда стараются ему в этом всячески помочь. В такой задаче для взрослых главное — не переборщить. Навязчивость может привести к обратному эффекту — испугу, чрезмерной нагрузке на неокрепшие мышцы или к проблемам с костно-мышечной системой ног. Ваша задача заключается в помощи, но никак не в оказании давления, когда ребенок будет проявлять к этому интерес.

Рассмотрим несколько полезных рекомендаций, а также способы, которые помогут сделать первые шаги и начать уверенно ходить:

  1. Территория. Для малышей необходимо достаточно пространства для их передвижения, но не забывайте про наличие предметов опоры. В качестве стимула можно использовать любимые игрушки, но расставить их таким образом, чтобы ребенку дотянуться до них было сложнее, пришлось сделать несколько шагов или вовсе оторваться от опоры.
  2. Полезный массаж. Чтобы ваш малыш начал ходить, нужно позаботиться о его мышцах, укрепление которых позволит безболезненно и эффективно достичь желаемых результатов. Выполняйте регулярно несложные упражнения в виде растираний, поглаживаний и постукиваний.
  3. Гимнастика и упражнения для стимуляции. В перечень упражнений входят разгибания/сгибания ножек, приседания, подпрыгивания и пр.
  4. Игрушки. Многие игрушки из категории каталок отлично помогают детям научиться самостоятельно передвигаться. Ребенок, когда он будет толкать перед собой игрушку, будет следовать за ней уже без помощи.
  5. Специальная обувь. При желании и возможности можно малышу приобрести специальную ортопедическую обувь, в которой ваше чадо будет увереннее себя чувствовать.

В случае если после всех проделанных усилий к 1,5 годам ребенок так и не порадует вас первыми самостоятельными шагами, необходимо обратиться для выяснения причин к специалистам.

Первые шаги ребенка

Конечно, есть способы, которые позволяют стимулировать желание малютки встать:

  1. Расположите яркие игрушки в непосредственной близости от юного исследователя. Пусть они мотивируют его подползти, встать или подтянуться.

  1. Если ваш сынок стоит, но вам кажется, что еще неуверенно и побаивается, помогите ему. Поставьте рядом журнальный столик или другую прочную мебель без острых углов и риска опрокидывания. Разные предметы мебели ваш «живчик» отлично пользует для маневрирования и устойчивости на ногах.
  2. Для обучения прекрасно подходит кроватка: уберите из нее все, обо что ребенок может споткнуться. Если есть возможность, переместите матрас в более низкое положение.

  1. Педиатры не рекомендуют пользоваться классическими ходунками в раннем возрасте. По мнению специалистов, они замедляют моторное развитие крохи и могут вызвать проблемы со спиной. Хуже всего, когда ходунки опрокидываются или скатываются с лестницы вместе с ребенком.
  2. Ищите прочные игрушки или современные ходунки-каталки с большими колесами и ручкой, на которые малец способен опереться.

  1. Долго не оставляйте малыша и в манеже – не более 30 минут за раз.
  2. В помещении и безопасных поверхностях на открытом воздухе разрешайте маленькому ходить босиком или в нескользких носках. Это максимально повысит мышечный тонус ног и лодыжек, и ребенок быстрее научится равновесию и координации. В прохладное время года выбирайте обувь легкую, с гибкой подошвой. Слишком высокие пинетки и кроссовки ограничивают движения малыша.

  1. Мотивируйте его: хлопайте в ладоши, наблюдая как ваш любимчик пытается идти к вам, подпевайте и даже пробуйте с ним танцевать! Но не заставляйте.

Кроме того, уже «ходячие» дети иногда внезапно возвращаются к ползанию после неудачного падения или болезни. Занимайтесь с детками гимнастикой, плаванием и делайте массаж, чтобы укрепить их здоровье и костно-мышечную систему. 

Физиология малыша

Конечно, вам безумно охота, чтобы ваш малыш пошел как можно раньше, вы всячески пытаетесь заинтересовать его к этому и помогаете, но не все так просто. Не принуждайте своего малыша к тому, что бы он быстрее начал ходить. У маленьких детей довольно медленно формируется опорно-двигательный аппарат, поэтому слишком большая нагрузка для ребенка не будет полезной.

Сначала ребенку нужно подготовиться к тому, что его ждет в будущем. Вашему ребенку сперва нужно изрядно наползаться перед тем, как осваивать ходьбу. Во время того, как малыш ползает, у него развиваются все основные мышцы для того, чтобы подготовиться к уверенной ходьбе. Ползая, ваш малыш усовершенствует свою опорно-двигательную систему. Еще один важный фактор при обучении ребенка ходить. Ходьба отнимает у малыша очень много энергии, малыш истощается и устает от больших нагрузок, потому нежелательно заставлять малыша ходить, когда он еще ползать толком не научился.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector